Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда без проведения торгов

Особенности аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества считается довольно распространенным вариантом получения помещения во временное пользование. И это вовсе не удивительно, потому как такой способ имеет ряд преимуществ. В частности, в отношении платы за эксплуатируемую площадь. Правда заключению договора с муниципалитетом предшествуют торги и конкурсы, по итогам которых и выявляется будущий арендатор.

В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Что входит в муниципальное имущество

Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности. В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти. Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона. Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки. То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным. Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов. Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Льготы

В 2020 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Читать еще:  Договоры аренды объектов лесного водного фондов

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее – Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор, а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Случаи заключения договора без проведения торгов

Арендатор – медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ , а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ . Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ , если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

Субаренда

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Читать еще:  Санкт петербург регистрация договора долгосрочной аренды

Процедура проведения торгов

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость – соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным – как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду – и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

  1. Данная норма гласит: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
  2. По истечении срока договора аренды государственного и муниципального имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении) заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предоставление земельного участка в аренду без торгов – 7 этапов

Аренда земельного участка у государства или муниципалитета оформляется после того, как потенциальный арендатор выиграет торги. Однако есть условия, на которых предоставление земли в аренду происходит без торгов.

Процедура упрощается по той причине, что государство нуждается в стабильном поступлении денежных средств, что может быть обеспечено перечислением арендной платы. Такой подход способствует сдерживанию экономического кризиса.

Арендовать земельный участок можно на 49 лет. Этот срок максимальный. Однако в регионах могут быть установлены другие сроки. Так, например, максимально возможный срок аренды земли сельскохозяйственного назначения в среднем составляет три года, а земли под ИЖС до 10 лет.

Можно ли арендовать землю без торгов

По общему правилу аренда осуществляется только на основании результата проведения торгов. Однако есть и исключения. Такими привилегиями в зависимости от ситуации могут пользоваться частные лица и организации.

Частные лица

Получить земельный участок без участия в торгах могут:

  • собственники строений, расположенных на этом земельном участке, если эти строения выстроены не самовольно или были узаконены в последствии;
  • владельцы объектов незавершенного строительства;
  • граждане, которые имеют право на получение земельного участка без очереди;
  • желающие получить земельный участок для строительства жилого дома, введения сельского хозяйства;
  • граждане, чья земля была ранее изъята для государственных целей.

Крое того, в эту же категорию входят льготники. К примеру, малоимущие семьи.

Организации

Юридические лица также могут обойти аукцион. Это возможно в следующих случаях:

  • земельный участок предоставляется в аренду для ведения огородно-дачного хозяйства в некоммерческих целях;
  • на территории планируется размещение объектов энергетики, промышленности, обороны, гидротехнических сооружений и водохранилищ;
  • на участке расположены капитальные строения;
  • участок планируется использовать для аграрных целей;
  • юридическое лицо уже имеет право бессрочного пользования землей.

Далее расскажем, какие условия должны соблюдаться для получения земли без участия в торгах и как это сделать.

Условия предоставления

Согласно ст. 36.6 ЗК РФ земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету, может быть предоставлен в аренду без проведения аукциона, но при этом должны соблюдаться предусмотренные условия. Их более 30.

Для удобства сгруппируем все условия в несколько групп по определенным основаниям.

По категории арендатора участки предоставляются:

  • собственникам зданий и сооружений, которые расположены на территории надела;
  • организациям, владеющим недвижимостью на участке на праве постоянного бессрочного пользования;
  • гражданам, имеющим право на получение участка в первую очередь;
  • фермерским или крестьянским хозяйствам;
  • субъекту, с которым оформлен договор о развитии застройки;
  • субъекту, у которого ранее был изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд;
  • казачьим объединениям для сохранения традиционного ведения хозяйства и образа жизни;
  • религиозным организациям;
  • субъекту, с которым заключены концессионные договоры о партнерстве, если предоставление земли подразумевается текстом соглашения;
  • резиденту зоны территориального развития для реализации принятого проекта;
  • организации с целью размещения ядерных установок и т.п., если это одобрено Правительством РФ;
  • лица, которые вправе заниматься добычей биологических ресурсов, если земля нужна им для этих целей;
  • арендатору участка, который решил воспользоваться правом повторного подписания договора аренды;
  • резиденту свободного порта Владивосток.

По категории земельных участков и целям их использования:

  • для окончания незавершенного строительства;
  • для размещения объектов социально-культурного значения;
  • с целью реализации инвестиционных проектов на основании распоряжения Правительства РФ;
  • для выполнения международных обязательств РФ;
  • для размещения объектов, предназначенных для обеспечения коммуникациями (электричеством, водой, газом и т.д.);
  • для целей ИЖС или ЛПХ;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • для проведения работ, связанных с использованием недр;
  • для охотничьих целей, если это предусмотрено видом разрешенного использования;
  • с целью размещения ядерных объектов, если это предусмотрено распоряжением Правительства РФ.

Кроме того, участок может быть предоставлен без торгов по особому распоряжению органов государственной власти или в рамках федеральных или муниципальных программ по освоению и развитию территории. Расскажем подробнее о процедуре оформления.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Пошаговая инструкция оформления аренды земли без торгов

Для оформления необходимо обращаться в муниципалитет. Процедура включает семь этапов. Рассмотрим каждый.

Этап 1. Поиск участка. Необходимо найти свободную землю, которая не стоит на кадастровом учете. Для поиска рекомендуется воспользоваться публичной картой Росреестра. Искать придется вручную. Еще один вариант – спросить о свободных наделах в муниципалитете или территориальном отделении Росреестра.

Этап 2. Составление схемы. Потребуется создать схематическое изображение, которое будет отображать расположение земельного участка на кадастровом плане. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру. Составление схемы – платная услуга. Она стоит примерно 1000-2000 рублей.

Этап 3. Подача заявления на согласование. Когда схема будет уже на руках, необходимо выяснить, к какому муниципалитету относится интересующий земельный надел. На имя главы муниципалитета нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления участка. В заявлении прописывается:

  • кадастровый квартал;
  • цель, для которой потребовался земельный участок;
  • суть запроса – просьбу предоставить надел без проведения аукциона;
  • дата и подпись.

К составленному заявлению прикладывается схема, полученная у кадастрового инженера, и копия общегражданского паспорта (разворот с фото и пропиской). Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней.

За это время муниципальный орган опубликует информацию о предоставлении земли на официальном сайте. Если никто из граждан или организаций не изъявит желания принять участия в торгах, а иных причин для отказа нет, то глава муниципалитета издаст соответствующее постановление.

В тексте постановления будет написано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона предварительно согласовано, а кадастровая схема утверждена.

Этап 4. Постановка на учет. Для этого потребуется схема от кадастрового инженера и постановление от главы муниципалитета. Эти документы необходимы для предоставления в Росреестр. В отношении участка будет выполнен межевой план и технический паспорт. Эти документы требуются для постановки на учет. Процедура займет около двух недель и обойдется вам в 6-10 тысяч рублей.

Читать еще:  Дата расторжения договора аренды

Этап 5. Подача заявления о заключении договора аренды. После получения выписки из ЕГРН, подтверждающей факт постановки участка на учет, необходимо написать в муниципалитет еще одно заявление. В нем вы уже будете просить о предоставлении земли в аренду. К заявлению прикладываются все документы, полученные на предыдущих этапах.

Этап 6. Оформление договора аренды. Документ готовится специалистами муниципалитета в течение 30 дней. После этого он предоставляется арендатору для ознакомления. На это у него будет месяц. На этом этапе рекомендуется обратиться к юристу. В тексте договора аренды должны быть указаны следующие данные:

  • кадастровый номер надела;
  • площадь в квадратных метрах;
  • цель аренды;
  • категория земли и вид разрешенного использования;
  • порядок внесения арендной платы;
  • условия эксплуатации земельного участка;
  • наличие специфических особенностей (к примеру, водоема, строений, сервитута и т.п.);
  • срок аренды.

Договор аренды подписывается в трех экземплярах и подлежит регистрации в органах Росреестра.

Этап 7. Регистрация договора. Договор аренды не будет иметь легитимной силы без прохождения государственной регистрации в органах Росреестра. Для этого можно обратиться в сам Росреестр или МФЦ. При этом необходимо предоставить сам договор аренды в трех экземплярах, постановление главы муниципалитета, общегражданский паспорт и квитанцию об уплате государственной пошлины. Срок осуществления процедуры составляет 3-5 дней. В результате заявитель получает выписку из ЕГРН и становится полноправным арендатором.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов. Это длительный процесс, который требует временных и финансовых затрат.

Как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов?

Граждане РФ и иностранцы имеют право получить в аренду земельный участок в России.

Для этого предусмотрена специальная процедура с проведением торгов.

Но не обязательно ждать аукциона с подходящим участком. Гражданин может самостоятельно выбрать землю и даже получить ее без торгов.

О том, как происходит предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, читайте в статье.

Правовая база

В 2019 году получить право на аренду земельного участка претендент может только по результатам аукциона. Это закреплено в ст. 39.6 Земельного Кодекса России.

Однако в этой же статье перечисляются случаи, когда основным правилом можно пренебречь. Это касается как простых граждан, так и компаний.

В случае предоставления земли в аренду без торгов, муниципалитет самостоятельно устанавливает размер арендной платы.

Сумма рассчитывается в соответствии с площадью и назначением участка. Это закреплено в ст. 39.7 ЗК РФ.

Кто может получить?

Получить землю без проведения торгов может практически любой человек. Если заявку на участие в аукционе подает только один претендент, он и станет арендатором.

Аукцион признается несостоявшимся, а участник получает землю по минимальной стоимости. Но закон предусматривает случаи, когда заявитель имеет преимущественное право аренды.

Для физических и юридических лиц действуют разные условия.

Физические лица

Обычные граждане получают преимущественное право аренды, если:

  1. На участке есть капитальное строение, которое находится в собственности претендента. Во внимание не принимается самострой. Дом должен быть зарегистрирован в собственность по всем правилам.
  2. Текущий арендатор начал строительные работы. Продление аренды осуществляется только 1 раз до завершения строительства.
  3. Текущий арендатор получил землю под садоводство, огородничество или другие хозяйственные нужды (например, сенокос или выпас животных) и подал заявление на продление аренды до истечения срока действия текущего договора.
  4. У гражданина были изъяты земли для государственных или муниципальных нужд. Он получает новый участок в качестве компенсации, поэтому аукцион не проводится.
  5. Претендент имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земли.

Не проводятся торги для предоставления земли в субаренду. Если основной арендатор получил участок от государства на срок больше 5 лет, он может полностью или частично передать право пользования третьим лицам, для выбора которых не проводятся торги. Размер платы устанавливается лично основным арендатором.

Юридические лица

“Льгот” для организаций намного больше, чем для частных лиц. Хотя количество пунктов меньше, под их влияние попадает огромное количество больших и малых фирм.

Без торгов можно обойтись, если земля будет использована для:

  • аграрной промышленности;
  • сельскохозяйственных работ некоммерческой организации;
  • строительства объектов энергетики, обороны, связи, ТВ и других важных отраслей, включая железнодорожное полотно и федеральные трассы.

Последний пункт является самым обширным. Преимущественное право получают как российские компании, так и зарубежные. При условии, что объект нужен для международного представительства России в этой сфере.

Также без торгов получить землю в аренду можно при наличии на территории участка капитального строения, которое принадлежит организации.

Условия

Без торгов предоставляется любой свободный участок. Однако если на территории находится объект общего пользования (река, лес, озеро), арендатор обязуется предоставить свободный доступ к природным ресурсам.

Организация не сможет претендовать на получение земли без проведения аукциона, если имеет неустраненные недочеты, выявленные земельным надзором.

Например, если из-за производственных работ ухудшается качество земли и ее плодородность.

Как взять землю без аукциона: порядок процедуры

Арендаторы, у которых заканчивается договор аренды, имеют право продлить срок пользования землей. При этом участок не выставляется на аукцион, а сами граждане проходят облегченную процедуру. Если же гражданин претендует на аренду нового участка, то ему придется пройти все перечисленные ниже пункты.

Поиск свободного участка

В России довольно много земель, которые находятся в собственности государства, но не поставлены на кадастровый учет. Именно среди таких территорий можно выбрать подходящий участок.

Посмотреть карту с занятыми и свободными землями можно на сайте Росреестра. Доступ к кадастровой карте бесплатный. Но в электронной версии нет перечня условных обозначений.

Пользователю потребуется многократно увеличить масштаб, чтобы посмотреть границы участков и их номера. Занятые земли выделены серым цветом.

Составление схемы

Если гражданин определился с тем, где он хочет получить участок, ему необходимо на карте выделить эту зону. Рисовать и чертить можно прямо в электронной версии. Затем страницу с пометками достаточно распечатать.

Доверить составление схемы рекомендуется кадастровому инженеру. Земельные участки на карте имеют разнообразную форму, что связано с особенностями межевания.

Кадастровый инженер правильно очертит нужный участок. А в случае если эту территорию использовать нельзя, подскажет, где еще можно выбрать землю.

Предварительное согласование

После оформления участка на карте, гражданину необходимо обратиться в муниципалитет. Подавать документы нужно в ту администрацию, которая отвечает за район, где находится земельный надел.

Потребуется направить на имя главы муниципалитета:

  • заявление о согласовании выделения участка;
  • схему участка от кадастрового инженера;
  • копию паспорта, включая страницу с регистрацией.

В самой заявке обязательно нужно указать цель аренды земельного участка. Например, под ИЖС или садоводство. Это повлияет на установление арендной платы.

Так как свободные территории не имеют кадастрового номера, для удобства проверки местности указывается кадастровый квартал, в который они входят.

Решение о выделении земельного надела выносится в течение месяца. После этого можно приступать к оформлению кадастрового паспорта.

Постановка на учет

Будущий арендатор самостоятельно должен поставить участок на учет. Расходы также оплачивает инициатор. Для этого потребуется помощь кадастрового инженера.

Специалист проведет межевание на основе утвержденной схемы, а затем поставит территорию на кадастровый учет и оформит паспорт.

Заявление

Подать заявление на право предоставления аренды можно только на землю с кадастровым номером. Поэтому продление уже существующего договора аренды начинается только с этого этапа. В муниципалитет отправляется заявка на аренду.

При себе необходимо иметь:

  • собственный паспорт (или иной документ, подтверждающий личность иностранца или лица без гражданства);
  • кадастровый паспорт участка;
  • постановление о согласовании схемы (не обязательно, но сотрудники могут запросить всю “переписку”).

Если нет никаких споров, то заявление регистрируется. После чего начинается создание договора аренды.

Заключение договора

Проект договора аренды присылается заявителю по почте в 3 экземплярах. В течение месяца со дня подачи заявления гражданин должен подписать все 3 договора.

Один комплект он оставляет себе, второй — отправляет назад в администрацию, а третий нужен для регистрации сделки.

В договоре указывается размер арендной платы, который не обсуждается на предыдущих шагах. А также прописаны способы внесения платежей. Обычно арендатор сразу же должен оплатить пользование землей на полгода вперед.

Регистрация

С договором об аренде и паспортом арендатор должен обратиться в течение 10 дней в Росреестр для регистрации сделки.

Также потребуется оплатить пошлину за регистрацию договора:

  • 2000 рублей для физ.лица;
  • 22000 рублей для организации.

После посещения Росреестра официально вступает в силу договор аренды.

Заключение

Получение земли без торгов — длительная процедура, которая растягивается на несколько месяцев при условии необходимости искать подходящий участок. Текущие арендаторы могут без проблем продлить договор по простому заявлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×