Antaurus.ru

Все про Недвижимость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда без торгов

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее – Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор, а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Случаи заключения договора без проведения торгов

Арендатор – медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ , а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ . Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ , если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

Субаренда

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Процедура проведения торгов

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость – соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Читать еще:  Арендатор леса как найти

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным – как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду – и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

  1. Данная норма гласит: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
  2. По истечении срока договора аренды государственного и муниципального имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении) заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Договор аренды без торгов

1.1. Непредставление ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, подпадает под действие ст. 126 НК РФ и предполагает административную ответственность по ст. 15.6 КоАП.
Необходимо доказать факт осуществления деятельности документально.

2. На участке земли, проводится торговая деятельность без договора аренды земли.

2.1. На участке земли ,проводится торговая деятельность без договора аренды земли.

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ МОЖЕТ ЕЕ ЗАПРЕТИТЬ,

3. Действителен ли договор аренды на торговую площадь без без печати одной из сторон?

3.1. Да, действителен.

4.1. У арендатора преимущественное право выкупа. Но выкупать вы будете по кадастровой 100 процентной стоимости. Срок аренды значения не имеет. Льготный выкуп в случае наличия здания в вашей собственности на арендованном участке.

5.1. А что написано в договоре.

6.1. 1.Если котельная является муниципальным имуществом то согласно статье 17.1 ФЗ О защите конкуренции №135-ФЗ нужно обязательно проводить торги на право заключение договора аренды
2 Заказчик как собственник имущества сам определяет срок договора аренды ст 606 ГК РФ Поэтому он вправе установить любой срок в том числе и 11 месяцев Поэтому ничего незакнного здесь нет.

7.1. Нет такого правила — первого заявителя, т. е. кто первый написал заявление у того и право на заключение договора аренды.

А есть право участия в торгах на равных основаниях — кто больше предложит цену.

8.1. С кем вы заключали договор в котором указано, что вы не имеете права сдавать его в аренду, заключать договора о совместной деятельности
Если вы не собственник НТО то подобное условие в договоре не противоречит закону Если НТО находится в вашей собственности ст 209 ГК РФ то подобное условие в договоре является ничтожным Если вы собственник НТО. то ваша жена без дополнительных договоров может здесь работать Если же не собственник, то вам придется с женой заключать трудовой договор ст 57 тК РФ.

9.1. Какими будут новые киоски в Волгограде, выбирали в ходе конкурса, который так и назывался «Лучшее типовое архитектурное решение для нестационарного торгового объекта».

Из более чем 40 проектов, представленных на городской конкурс, выбрали 4 новых типа киосков, 3 типа павильонов и два типа галерей. Если что-то в ответе необходимо разъяснить дополнительно, напишите.

10.1. Что бы дать однозначный ответ на ваш вопрос, нужно изучать договор аренды. Если в договоре такое право прописано, то может. Если нет, тогда добивайтесь восстановления своих прав.

11.1. звоните, поможем по вашему вопросу. 89880831131. Бесплатная юридическая консультация опытных адвокатов г. Краснодара. Консультация обсалютно бесплатна.

12.1. Порядок такого отчуждения земельного участка, его процедура — устанавливается не федеральным законодательством, а собственником земельного участка, как правило, это муниципальное образование.

13.1. Татьяна! Можно продлить на основании ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. Если, договоритесь с Арендодателем можно и на более длительный срок заключить. Количество пролонгаций не ограничено (раздел 15 Разъяснения ФАС — Приложение к письму ФАС России от 04.09.2013 г. N АЦ/34611/13).

14.1. Юля.
Все условия, относительно взаиморасчетов между сторонами касательно учета расходов на содержание и ремонт жилого помещения читайте в Договоре, если данных условий нет или Договор отсутствует как таковой — Арендаторы вправе требовать возмещения расходов на улучшение состояния жилого помещения, ТОЛЬКО при условии, что они были согласованы с Арендодателем, НО никаким образов самовольно забрать ванную Арендаторы не вправе, поскольку они должны передать жилое помещение пригодное для проживания или могут забрать свою вернув и установив ранее существовавшую.

15.1. Павел. На словах не может быть подобного залога. О подобном самоуаправстве Вы можете написать заявление в полицию.

16.1. Если вы пользовались землей (земельный участок находился с 01 января 2015 года в вашем владении и пользовании), то вы обязаны платить за землю независимо от того, был ли заключен договор, за ВЕСЬ период пользования, так как землепользование в Российской Федерации платное в соответствии с Земельным кодексом РФ.

17.1. Ольга, доброе утро!
Сейчас нужно выяснить кто собственник земли, на которой расположен ваш павильон, если получится, то заключить договор аренды с ним, если собственник — Администрация, то заключить договор аренды с ней, путем проведения аукциона.
Также разобраться почему «арендодатели» принимали от вас арендную плату, при этом располагая совершенно другим участком.
Более детально смогу рассказать изучив имеющиеся у Вас документы.

18.1. Смотрите свой договор. А вообще собственник несет всю полноту ответственности за это. Удачи Вам и всего хорошего! Здоровья Вам.

18.2. Ответственность несет собственник, Если иное не предусмотрено договором. Желаю Вам успехов в решении вопроса и всего наилучшего!

18.3. В данном случае могу сказать что собственник несет всю ответственность за это. Желаю удачи в решении вашего опроса.

19.1. Вам нужно обратиться в администрацию за разъяснением, лучше это сделать письменно, чтобы получить письменный ответ, можно через их сайт или почтой заказным письмом. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

20.1. Что можно понять в Вашем тексте. Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. Где вопрос.

21.1. Да совершенно верно, сроки рассмотрения таких договоров до 30 дней, в некоторых случаях может затянуться, вообщем то общий порядок вами описан правильно.

21.2. Исключения из общего правила «аукционной аренды» делятся на две категории: для частных, или физических лиц и для юридических лиц. Вы кто?

22.1. Ну если вы не готовы рисковать и гадать а будут ли заявители, то лучше уж участвовать, Удачи вам в решении ваших вопросов. С уважением юрист Колковский Ю. В.

22.2. ☼ Здравствуйте, Откуда мы можем знать, будут желающие на этот участок или нет, конечно нужно участвовать в торгах

Желаю Вам удачи и всех благ!

22.3. Как говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай!» Зачем ждать у моря погоды? Берите свою судьбу в свои руки и подавайте документы на участие!

23.1. Но в данном случае возможно просто проверяют, не факт, что будут какие то действия, но если что, Вас все равно должны уведомить в письменном виде, тогда уже и нужно смотреть, а сейчас только если гадать.

24.1. ☼ Здравствуйте, Если земля муниципальная, то к сожалению без торгов в аренду землю вам не отдадут и у вас нет никаких преимуществ

Желаю Вам удачи и всех благ!

25.1. Если срок действия договора аренды истек, то Комитет не имеет права пролонгировать его снова, так как новым законом введен новый порядок предоставления в аренду земельных участков.

26.1. • Здравствуйте, Чтобы оформить земельный участок в собственность без торгов, сначала нужно построить на нём жилой дом и зарегистрируйте на него право собственности

Желаю Вам удачи и всех благ!

27.1. Можете получить землю и без торгов, но только если на данной земле уже есть какие то постройки, которые признаны вашей собственностью.

Читать еще:  Заключение договора аренды лесного участка

27.2. Согласно Земельному кодексу РФ земельный участок к торгам готовит собственник, в том числе оплату межевания. В реалии Администрация предлагает просящему земельный участок провести все землеустроительные работы. Без торгов нельзя.

28.1. В соответствии с ч.6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Организация и порядок деятельности указанных комиссий определяются на основании ст. ст. 40 — 41 Федерального закона «О защите конкуренции».

29.1. Алексей!
Если НТО будет изменено в СТО, то договор аренды нужно будет менять, поскольку изменится объект аренды, а в этом случае Вы можете указать только на преимущественное право аренды. Но лишить права проводить торги Вы не сможете, поскольку при этом может быть нарушено положение о закупках.

30.1. Согласно п. 10 ч.2 ст. 39 прим.3 ЗК РФ без осуществления торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским хозяйствам для осуществления крестьянским хозяйством его деятольности в соответствии со ст. 39 прим. 18 ЗК РФ.

30.2. Согласно ст. 39.3 ЗК РФ «Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений».
Вид разрешенного использования под огород не подразумевает возведение на нем капитального строения. Можно попробовать изменить вид разрешенного использования участка на вид, который подразумевает строительство, но судебная практика по таким делам отрицательная.

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

Предоставление муниципального имущества в аренду – правовое регулирование

Предоставление муниципального имущества в аренду регулируется большим количеством нормативных правовых актов. Среди всей нормативной базы, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (далее – «ГК РФ»), который и дает определение муниципальной собственности.

В соответствие с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальным является имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

Права собственника в отношении такого имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Среди федеральных законов, регулирующих вопросы аренды муниципального имущества, следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «ФЗ № 135»).

В зависимости от вида имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, порядок предоставления в аренду такого имущества регламентируется в отношении:

  • Земельных участков – Земельным кодексом РФ;
  • Земель лесного фонда – Лесным кодексом РФ;
  • Водных объектов – Водным кодексом РФ.

Большая сфера арендных отношений регламентируется правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (далее – «ФАС»), например, Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» (далее – «Приказ ФАС № 67»).

Законодательство в области аренды муниципального имущества является достаточно объемным и в правовые акты постоянно вносятся изменения.

Сдача в аренду муниципального имущества – способы и формы

Сдача в аренду муниципального имущества возможна путем заключения договора аренда.

Законодательством предусмотрены следующие способы получения во владение и пользование муниципального имущества:

  1. Право заключить договор аренды можно путем проведения торгов. При этом торги могут проводиться в форме аукционов или конкурсов. Особое регулирование распространяется на проведение торгов в форме конкурса.
  2. В соответствие с п. 3 Приказа ФАС № 67 организовывать торги в форме конкурса, можно только в отношении определенного имущества, исчерпывающий перечень которого закреплен в Приложение № 2 Приказа ФАС № 67.

К такому имуществу, например, относятся объекты железнодорожного транспорта, морские и речные порты, гидротехнические сооружения, метрополитен и иные. При этом, важно отметить, что по решению организатора, в отношении такого имущества торги можно провести и в форме аукциона. Такое положение указано в п. 26 Разъяснений ФАС России по применению ст. 17.1 ФЗ № 135 (далее – «Разъяснения ФАС»), которые являются приложением к Письму ФАС России от 04.09.2013 № АЦ/34611/13.

Риски! Если торги в форме конкурса будут проведены в отношении имущества, которое не указано в Приложении № 2 Приказа ФАС № 67, это будет являться нарушением ФЗ № 135 и основанием для признания таких торгов и заключенных в результате них сделок недействительными.

  • Аренда муниципального имущества без торгов – способ заключения договора аренды муниципального имущества, установленный в порядке исключения ч. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 17.1 ФЗ № 135.
  • Порядок и особенности каждого из способов получения муниципального имущества в аренду рассмотрим далее.

    Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов

    Основания заключение договора аренды муниципального имущества без торгов указаны в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135, к которым, например, относятся предоставление прав аренды на имущество:

    • государственным и муниципальным учреждениям;
    • Некоммерческим организациям;
    • Государственным органам, Центральному банку РФ.

    Перечень оснований, по которым имущество передается без проведения торгов, является исчерпывающим.

    Обратите внимание! Заключить договор аренды без проведения торгов по основаниям, указанным в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135 можно только в отношении определенного муниципального имущества, а именно:

    Важно отметить, что согласно п. 1 Разъяснений ФАС, по указанным основаниям заинтересованным лицам не предоставлено право в безусловном порядке требовать заключения договора аренды и соответственно такая обязанность не наложена на правообладателя.

    Если на заключение договора аренды без проведения торгов в отношении одного и тоже объекта претендует несколько заявителей, то правообладатель вправе в отношении такого имущества организовать торги. И такие действия не будут нарушать права заинтересованных лиц.

    Еще одним основанием заключения договора аренды без проведения торгов является заключение договора аренды на новый срок. При этом договоры, срок действия которых истек, могли быть заключены как по результатам торгов, так и без их проведения.

    При этом, чтобы можно было заключить договор на новый срок без торгов необходимо одновременное соблюдение двух условий:

    Рекомендуем! В случае, если арендатор получил отказ в перезаключении договора аренды без торгов на новый срок, а правообладатель заключил в течение года такой договор с другим лицом, арендатор может в судебном порядке потребовать перевода на себя прав и обязанностей третьего лица, а также возмещения убытков.

    Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов: таблица

    Основания и условия для заключения договора аренды без торгов представлены в таблице ниже.

    Основания заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

    Условия для заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

    Основания для заключения договора аренды, указанные п. 1. ст. 17.1 ФЗ № 135

    Договор аренды заключается только в отношении следующего имущества:

    1. государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

    2. государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

    3. государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

    Договор аренды не может быть заключен в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется на основании:

    1. Земельного кодекса РФ;

    2. Лесного кодека РФ;

    3. Водного кодекса РФ;

    4.Законодательством РФ о недрах;

    5. Законодательством РФ о концессионных соглашениях;

    6. Законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

    Заключение договора аренды с арендатором по истечении срока предыдущего договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения

    1. Арендатор должен был исполнять свои обязательства по истекшему договору надлежащим образом;

    2. Срок договора аренды не ограничен;

    3. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;

    4. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора;

    5. у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

    Порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды

    Порядок предоставления в аренду муниципального имущества путем проведения конкурса регламентируется Приказом ФАС № 67.

    Организатором конкурса является правообладатель имущества, в отношении которого проводится конкурс. Организатор вправе также привлечь для организации конкурса третье лицо – специализированную организацию.

    Обратите внимание! Специализированная организация не может быть участником конкурса.

    Организатор, прежде всего, должен создать конкурсную комиссию, которая должна включать не менее 5 человек.

    Указанные выше положения относятся и к проведению аукциона.

    Подробный порядок проведения конкурса представлен в следующей схеме:

    Аукцион на право аренды муниципального имущества: порядок проведения

    Порядок проведения торгов по аренде муниципального имущества в форме аукциона утвержден Приказом ФАС № 67. Рассмотрим этапы проведения аукциона:

      Размещение извещения об аукционе и документации на официальном сайте торгов.

    Согласно п. 103 Приказа ФАС № 67 извещение должно быть размещено не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок.

    Читать еще:  Арендодатель и субарендатор
  • Подача заявок на участие в аукционе. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, закреплен п. 121 Приказа ФАС № 67. Заявки регистрируются организатором аукциона.
  • Рассмотрение заявок на участие в аукционе. Заявки рассматриваются в срок не более 10 дней, и в случае соответствия заявки требованиям заявитель допускается к участию в аукционе.

    Риски! Если заявитель подаст две и более заявки, то все они рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

  • Проведение аукциона. Аукцион по аренде муниципального имущества проводится путем повышения начальной цены договора на шаг аукциона, который составляет 5 % от начальной цены. Победителем аукциона является лицо, которое предложило наиболее высокую цену, с которым и заключается договор. Подробнее о заключении договора по итогам аукциона можно прочитать в статье «Проведение аукциона на право заключения договора аренды».
  • КБК по доходам от аренды муниципального имущества в 2020 году

    КБК используется при заполнении платежных документов в целях распределения доходов, поступаемых в бюджет. С 08.01.2019 действует новый Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кбк…» (далее – «Приказ № 132н»).

    КБК представляет двадцатизначный код, в котором каждой группе знаков соответствует определенное значение. КБК содержится в реквизитах, предоставляемых арендаторам для уплаты арендной платы. При заполнении платежного документа плательщику необходимо безошибочно ввести КБК в соответствующее поле.

    Доходы, получаемые от аренды муниципального имущества, учитываются по статье 120 «Доходы от собственности».

    Перечень КБК по доходам, получаемым от аренды муниципального имущества в 2020 году, содержится в Приложение 1 Приказа № 132н.

    Типовой договор аренды муниципального имущества

    Типовые договоры аренды муниципального имущества утверждаются в каждом муниципальном образовании и, как правило, входят в конкурсную документацию при проведении торгов. Некоторые типовые договоры разработаны различными министерствами и ведомствами. Например, форма договора аренды недвижимого муниципального имущества, находящегося на территории особой экономической зоны утверждена Приказом Минэкономразвития России от 12.4.2006 № 95. Формы типовых договоров аренды лесных участков утверждены Приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды ленных участков».

    Условия договора аренды типового имущества разрабатываются с учетом требований законодательства, касающихся аренды муниципального имущества, например, условия о пролонгации договора, изменения стоимости арендной платы и других условий.

    Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества возможно путем проведения торгов и в случаях, установленных законом, без проведения таковых. Аренда муниципального имущества на торгах осуществляется в форме конкурса или аукциона, по результатам которых определяется победитель, с которым заключается договор аренды.

    Порядок аренды муниципального имущества

    Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

    Основные особенности заключения соглашения

    Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:

    • По итогам проведенных торгов.
    • Без торгов.

    6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

    Торги на право оформления договора

    Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

    Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

    1. Направление извещения об организации торгов.
    2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
    3. Прием и рассмотрение заявок.
    4. Проведение мероприятия.
    5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

    В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

    • Дата и место проведения мероприятия.
    • Предмет торгов (муниципальное помещение).
    • Наличие обременений.
    • Порядок проведения аукциона или конкурса.
    • Начальная стоимость.

    Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

    • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
    • Не отправлен нужный перечень документов.
    • В предоставленных бумагах имеются неточности.
    • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

    ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

    Заключение договора без проведения торгов

    Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

    • Товарищества собственников недвижимости.
    • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
    • Образовательный субъект.
    • Частное медицинское учреждение.

    Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

    • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
    • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

    Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

    Заключение договора аренды

    По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

    • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
    • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

    В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

    Можно ли расторгнуть договор?

    Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

    • По соглашению сторон.
    • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
    • Истек срок аренды.
    • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

    Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

    Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

    Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

    Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

    Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

    Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

    • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
    • Установлен точный размер арендной платы.
    • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

    Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

    Проводки

    В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

    • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
    • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
    • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
    • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
    • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
    • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

    ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×