Antaurus.ru

Все про Недвижимость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда прилегающей территории к зданию

Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет

Dudaeva / Depositphotos.com

Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).

Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.

Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.

Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).

Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :

  • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
  • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
  • при этом новая (с 28 июня 2018 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
  • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (тоже в редакции от 28 июня 2018 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
  • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.

Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.

Что такое прилегающая территория к дому?

Такого четкого определения, как прилегающая территория к частному дому, в законах РФ нет.

Но под ним понимается, что это земельный участок, который находится возле частного домостроения, которым хозяин дома может пользоваться, имеет право оформить в собственность, ухаживать и др.

Многие собственники сталкиваются с проблемой содержания такой территории, не знают, сколько метров прилегающей территории к частному дому за забором можно приватизировать, как правильно распоряжаться этой землей и ухаживать за ней.

Общие понятия

Под прилегающей территорией к дому понимается земельный участок, которым владелец жилой недвижимости пользуется и который обслуживается им же.

Такая территория может находиться как в собственности гражданина, на чью фамилию оформлен дом, так и быть арендованной или вообще быть бесхозной. Однако независимо от того, кто владеет этой землей, на ней можно поставить забор.

Важно определить, что такое прилегающая территория к зданию:

  • Это земельный надел, который находится во владении и пользовании хозяина жилого дома. Придомовая территория, которая расположена внутри забора, используется владельцем для ведения хозяйства внутри принадлежащего ему участка.
  • Если земля находится за забором, то в большинстве случаев ее собственником является местный орган власти. В некоторых ситуациях такая земля может оказаться ничейной, а иногда ею даже могут владеть несколько граждан.
  • Пользоваться прилегающей территорией к забору в 2020 году могут те граждане, которые смогут доказать, что нуждаются в ней. Например, собственнику необходима эта территория, чтобы осуществлять перевозку груза, въезжать в дом на автомобиле и др.

    Просто переставить забор и расширить границы прилегающей территории без нарушения общего права соседей нельзя. Необходимо документально оформить дополнительную территорию в собственность.

    Площадь прилегающей территории по закону

    В законах нигде не указано, сколько метров должна быть прилегающая к зданию территория. Квадратура земельного надела, примыкающего к дому, зависит от территории частного дома и приватизированного или арендованного земельного участка, принадлежащего собственнику.

    Также размер прилегающего участка зависит и от других факторов, таких как:

  • количество зарегистрированных в частном доме лиц;
  • требования соседей к свободному доступу до транспортных и инженерных линий;
  • наличие построек вблизи прилегающей территории;
  • наличие озеленения и др.
  • Чтобы определить, как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории, необходимо пройти ряд этапов:

    1. Составить план границы участка. Обозначить на нем придомовую местность, находящуюся в собственности муниципалитета.
    2. Удостовериться в том, что присвоение прилегающей территории не нарушает прав соседей.
    3. Подать заявление в муниципалитет об оформлении права собственности на прилегающую территорию.
    4. Если участок не принадлежит муниципалитету, тогда собственник дома должен подать заявление в муниципалитет о возможной приватизации территории. К заявлению представить доказательства того, что территория является бесхозной.
    5. В течение 3 недель заявителю должен быть предоставлен ответ. При положительном решении уполномоченный орган инициирует проведение кадастровых работ по вопросу расширения территории.
    6. Заявитель должен обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот подготовит проект соглашения о присоединении земельного участка.
    7. После подписания договора собственнику нужно обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности на расширенное землевладение.

    Аренда прилегающей к дому территории

    Прилегающую территорию к частному дому в 2020 году можно не только оформить в качестве собственности, но и взять ее в аренду у государства.

    Для этого нужно:

    1. Подать заявление о предоставлении участка в аренду, отправившись в местный муниципалитет.
    2. Получив одобрительное решение, заключить договор с местными органами власти на аренду земли. Пользование участком подразумевает ежемесячную выплату арендатором определенной суммы в государственную казну.

    Не всегда в муниципалитете дают добро на взятие участка в аренду. В некоторых ситуациях заявителю могут отказать:

    • если на прилегающей земле проходят важные коммуникации;
    • если при передаче в аренду территории будет значительно уменьшена ширина уличного пространства;
    • если земля имеет историческое и/или культурное значение для города/поселения;
    • если на участок претендуют другие граждане.
    Читать еще:  Что такое субаренда помещения

    Прилегающая территория к МКД

    Границы придомовой территории определяются законодательством, а также нормативными актами. В государственном кадастровом учете указаны пределы земельной территории многоквартирного дома. Туда могут входить разные объекты, детские площадки, дороги, участки озеленения, гаражи, автостоянки и др.

    Многие жильцы не знают, какие конкретно границы придомового участка установлены законом. При выяснении размеров прилегающей территории к многоквартирному дому, нужно исходить из размера участка по проекту, выделенного в границах для строительства.

    Чтобы выяснить размер территории, следует обратиться к государственному кадастровому инженеру, который сможет выдать специальную выписку. Специалист должен представить гражданам документы на землю и на ее владельца.

    Возможно 2 варианта:

    1. Прилегающая к частному дому территория принадлежит муниципалитету, но собственники квартир в МКД могут ею пользоваться.
    2. Некоторые собственники могут выкупить часть земельного участка, который считается прилегающей территорией.

    Ответы на вопросы по теме

    Какое расстояние от забора является прилегающей территорией?

    При составлении плана земельного участка учитывается площадь, находящаяся в собственности гражданина. Прилегающей территорией считается расстояние в 1,5 м от внешней части забора. Именно это расстояние и считается придомовой территорией.

    Чья обязанность делать уборку прилегающей территории?

    Если территория является собственностью муниципалитета, то осуществлять уборку территории должен он. Если же прилегающий участок собственник оформил в свою собственность или взял его в аренду у местных органов власти, тогда осуществлять уборку этой территории должен он.

    Благоустройство участка, прилегающего к дому, подразумевает выполнения ряда мероприятий:

  • уборка мусора, его вывоз – бытовые отходы должны помещаться в металлические мусоросборники максимальным объемом в 100 л. Летом и весной нужно окрашивать мусоросборники;
  • уход за зелеными насаждениями, высадка кустарников, деревьев, цветов. Сжигать мусор любого вида на прилегающей территории запрещено. Не рекомендуется высаживать на примыкающем к дому участке тополь, шелковицу и другие деревья, которые могут засорить участок;
  • установка лавочек, скамеек, беседок, арок и т. п.;
  • удобрение земли, завоз новой земли;
  • создание фонтана, водоема и др.
  • Могу ли я сделать невысокий забор в четырех метрах от калитки?

    Если территория, на которой вы хотите поставить ограждение, не входит в границы вашего участка, тогда запрещено будет делать забор, поскольку это уже будет самозахват.

    За самовольное использование земельного участка, принадлежащего муниципалитету или являющегося бесхозным, предусмотрена ответственность (согласно ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде штрафа в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не меньше 5 тыс. руб.

    Территория, примыкающая к частному дому, может быть как собственностью муниципалитета, так и собственника дома либо же и вовсе быть ничейной.

    Если хозяин дома хочет оформить бесхозный участок на себя, тогда ему нужно обратиться в муниципалитет. То же действие нужно произвести, если он хочет выкупить участок у государства либо взять его в аренду. Следует помнить, что обязательным условием для использования прилегающей территории является уход за ней.

    Правовой статус прилегающей территории.

    Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

    ЗАО «Тандер» (тот самый «Магнит») посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Максимально коротко: прилегающая территория — собственность муниципалитета, поэтому в силу ст. 210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя. На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам «зачищать» местные правила по благоустройству от таких норм.

    Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали — свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

    Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходомбуквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

    Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий — это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь). В меньшей мере это касается городов, в большей — мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

    Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же «Магнит» не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

    Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
    Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
    Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
    К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
    В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладенияиного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно — формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
    Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
    Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
    Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
    Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользованияаренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности — путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
    Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена — это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени — ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
    В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой — продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит — им и останется.

    Читать еще:  Срок действия договора аренды без регистрации

    А вот «Магнитам» в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

    Правомерность аренды придомовой территории: тонкости

    Участок территории у моего дома администрация сдала в аренду человеку, не имеющему к территории никакого отношения. Данная территория находится в непосредственной близости к въездным воротам моего дома (примерно в одном метре). Имеет ли право администрация сдавать постороннему человеку в аренду эту территорию? Если да, то как можно обжаловать результат этого аукциона?

    На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

    1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

    2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

    3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

    4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

    Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи (например, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

    Участниками земельных отношений на основании п. 1 ст. 5 ЗК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

    Результаты аукциона можно обжаловать в судебном порядке, при условии, что при проведении торгов был существенно нарушен порядок его проведения.

    Данная право установлено ст. 449 ГК РФ, согласно п. 1 которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

    Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

    — кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

    — на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

    — продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

    — были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

    — были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

    Согласно п. 2-3 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

    На основании данных положений гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о том, что администрация муниципального образования имела право предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности по договору аренды, который был заключен на торгах, любому гражданину РФ, который по результатам проведения торгов был признан победителем.

    Тем не менее согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

    Для того чтобы выяснить, не нарушены ли ваши права действиями администрации муниципального образования либо арендатором земельного участка, необходимо, в первую очередь, определить, где проходят границы земельного участка, принадлежащего вам на праве собственности (аренды), а также границы сданного в аренду спорного земельного участка.

    Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

    В соответствии с ч. 10 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Читать еще:  Изменение существенных условий договора аренды

    Если вам не известно, где проходят границы вашего земельного участка, необходимо посмотреть данные межевого плана при его наличии, изучить правоустанавливающие документы на принадлежащий вам земельный участок. Такими документами могут быть договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, иные документы. В правоустанавливающих документах должен быть указан кадастровый номер земельного участка. Зная кадастровый номер земельного участка, можно запросить сведения из кадастра недвижимости, единого государственного реестра недвижимости. Данные сведения предоставляются Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии. Также можно воспользоваться данными публичной кадастровой карты, которые расположены в свободном доступе на официальном сайте Росреестра в Интернете.

    К основным сведениям об объекте недвижимости, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

    В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

    Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

    Если ваш земельный участок не был поставлен на кадастровый учет либо поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Деятельность кадастровых инженеров регламентируется положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровый инженер выполняет работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план (ст. 37 указанного закона). После получения межевого плана земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет в предусмотренном гл. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

    После определения прохождения границ вашего земельного участка будет видно, не занимает ли арендатор спорного земельного участка часть земельного участка, принадлежащего вам.

    В случае если выяснится, что границы спорного земельного участка были увеличены за счет уменьшения границ вашего земельного участка либо самовольного занятия вашего земельного участка третьим лицом, вы имеете право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

    Согласно п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

    1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

    2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

    3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

    4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Способы защиты гражданских прав также приведены в ст. 12 ГК РФ.

    Статья 304 ГК РФ определяет, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

    Кроме этого, если границы сданного в аренду земельного участка в результате кадастровых работ были уточнены, например, в связи с отсутствием сведений о них в едином государственном реестре недвижимости, то на основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.

    Также необходимо определить, не проходит ли между вашими земельными участками дорога, так как дорога является земельным участком общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Соответственно арендатор спорного земельного участка не вправе занимать территорию дороги и ограничивать право на проезд.

    Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

    Кроме этого, п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

    Рекомендую также проверить, не нарушаете ли вы сами обязательные нормы и правила.

    Например, согласно п. 6.7 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.12.2010 N 849, минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должны быть от:

    — жилого строения (или дома) — 3 м;

    — постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м;

    — других построек — 1 м;

    — стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м;

    — кустарника — 1 м.

    Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

    При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×