Antaurus.ru

Все про Недвижимость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продажа договора аренды лесного участка

Заключение договора аренды лесного участка и нюансы проведения аукциона

В нормативно правовых актах российского законодательства нет четкого описания термина «лес», которое бы полностью раскрывало его значение. Например, преамбула ЛК РФ 1997 г. определяла, что лес – это неразрывное соединение земли, лесных растений, животной фауны и других составляющих окружающей среды, имеющее большое значение в экономике, экологии и социуме. Страна регулирует и контролирует лесопользование с учетом сохранения стабильной экологической обстановки.

Согласно современному ЛК РФ от 04.12.2006 (ч. 1, ст. 8): «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». Для выполнения каких-либо действий предпринимателями или владельцами сельхозугодий на лесной территории, иными словами, реализовывать право пользования отдельным участком, ч. 1, ст. 71 данного кодекса устанавливает процесс получения гражданами, юр. лицами участков лесного фонда, имеющихся в непосредственной федеральной собственности, а именно на основании следующих документов:

Составление договора аренды на лесную землю

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Важные моменты при документальном оформлении арендных взаимоотношений

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Так, возможные арендные сроки и цели установлены в ч. 8 ст. 39.8. ЗК РФ:

Указание целей – один из ключевых пунктов договора

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Если содержание документа будет противоречить фактическому использованию надела, муниципалитет или Министерство лесного хозяйства имеют право расторгнуть сделку или отказать в пролонгации.

Арендные ставки

По ст. 94 ЛК платность признается важным принципом использования лесных ресурсов в России. Договорная оплата аренды устанавливается в результате проведения аукциона (ст. 79 ЛК). Она подлежит изменению в зависимости от субъекта, вида использования надела, а также от проведения выборочных вырубок при лесозаготовках и различных рекреационных мероприятиях. При ценообразовании лучше ориентироваться на региональное, а не на федеральное законодательство.

Обязанности нанимателя в рамках действующего договора

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

Досрочное расторжение взаимоотношений

Даже длительная аренда может быть расторгнута раньше срока в одностороннем порядке, статья 74.1 ЛК РФ описывает изменение и расторжение договора аренды лесного участка, имеющегося в собственности федерации. Основными причинами прекращения действия договора могут послужить следующие установленные собственником нарушения:

  • несоблюдение вида пользования земель;
  • невнесение арендатором месячной платы (сроки устанавливаются индивидуально);
  • невыполнение нанимателем своих обязанностей по охране и рекреации лесных угодий.

Расторжение договора происходит путем направления собственником надела письменного извещения нанимателю. В случае отказа арендатора расторгнуть сделку наймодатель обращается в суд. При удовлетворении иска наниматель обязуется вернуть объект с прежними техническими характеристиками и в состоянии, пригодном для ведения хозяйства.

Вместе с договором аренды земельного участка оформляется передаточный акт. Аналогичный акт передачи подписывается при возвращении надела собственнику в судебном и обычном порядке. Если участники хотят продлить договор, они могут указать новые даты или условия в дополнительном соглашении.

Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Читать еще:  Участок в аренду под строительство

Порядок оформления документации

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе;
  • кадастровый паспорт объекта;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Размер госпошлины при аренде лесных земель составляет 2 т. р. для физлиц, и 22 т. р. для компаний. Процедура регистрации через МФЦ идет 10 дней, после чего участники могут получить зарегистрированные договоры.

Правовое регулирование

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

Статья 79. Проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений

СТ 79 ЛК РФ

1. Организатор аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений создает комиссию по проведению аукциона (далее — аукционная комиссия), определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав. Аукционная комиссия состоит из председателя аукционной комиссии, его заместителя, членов аукционной комиссии и секретаря аукционной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы аукционной комиссии.

2. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

3. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.

4. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона в день проведения аукциона.

5. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона направляет указанный протокол победителю аукциона, остальным участникам аукциона.

6. Аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

1) не подано ни одной заявки на участие в аукционе;

2) подана только одна заявка на участие в аукционе;

3) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;

4) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений по начальной цене предмета аукциона.

7. В случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 настоящей статьи, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее — единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

8. В случае уклонения победителя аукциона, единственного заявителя или единственного участника аукциона от заключения договора внесенный ими задаток не возвращается.

9. В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора аренды лесного участка либо договора купли-продажи лесных насаждений, соответствующий договор подлежит заключению с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

10. Протокол о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайте торгов в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона.

11. Не допускается подписание договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.

12. Сведения о лицах, уклонившихся от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, если право на заключение соответствующего договора являлось предметом аукциона, включаются в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Комментарий к Ст. 79 ЛК РФ

Комментируемая статья содержит подробный порядок по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Статья написана в рамках общих положений Гражданского кодекса РФ. Так, договоры в соответствии со ст. 447 ГК РФ могут быть заключены путем проведения торгов. Торги могут проводиться либо в форме аукциона, либо в форме конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. Аукцион, в которых участвовал только один участник, признается несостоявшимся.

Аукционы в соответствии со ст. 448 ГК РФ могут быть открытыми или закрытыми. В комментируемой статье речь идет об открытом аукционе, поскольку в нем может участвовать любое лицо. В закрытых же аукционах участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Лесной кодекс установил специальные сроки извещения о проведении аукциона, что допускает Гражданский кодекс РФ. Содержание в извещении о проведении аукциона пункта о сроке, в течение которого должен быть заключен договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений, также является обязательным в силу п. 2 ст. 448 ГК РФ. Данная статья ГК РФ предусматривает также, что в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Отказ организатора от проведения аукциона, необходимость внесения задатка также предусматривается Общей частью ГК РФ.

В соответствии со ст. 82 ЛК РФ владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, является переданным полномочием РФ органам государственной власти субъектов РФ в силу ст. 83 настоящего Кодекса, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета. Исключение предусмотрено в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ, перечень которых должен быть утвержден Правительством РФ. Владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, — полномочия органов местного самоуправления. Если обратить внимание на формулировки ст. 82 — 84, то понятие об организации и проведении аукциона дословно отражено в переданных полномочиях РФ субъектам РФ. А прямого указания на подобные действия в текстах ст. 82 и ст. 84 настоящего Кодекса нет.

Читать еще:  Оплата аренды услугами

В силу формулировки п. 2 ст. 79 ЛК РФ получается, что понятие распоряжения однозначно включает в себя случай организации и проведения соответствующих аукционов. Ведь речь идет о лесных участках не только земель лесного фонда, но и лесных участках, расположенных на других категориях земель.

Если пользоваться терминологией земельного законодательства, можно сказать, что предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка может быть только «сформированный» лесной участок. В извещении о проведении аукциона должны быть все сведения, индивидуализирующие данный лесной участок: местоположение, границы, кадастровые номера, обременения, виды установленных лесохозяйственным регламентом параметров использования лесов. Аналогичные требования и объем подлежащих заготовке лесных ресурсов относятся к аукциону по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

См. также комментарий к ст. 78 настоящего Кодекса.

Продажа договора аренды лесного участка

По данным Рослесхоза за 2015 год, площадь лесов в Российской Федерации достигает 20% от площади лесов всего мира. Использование такого большого количества лесных ресурсов предопределяет необходимость продуманного экономического и правового регулирования. Согласно данным, упомянутым выше, в период с 2010 по 2015 года число договоров аренды лесных участков, а также площадей, которые служат предметами данных договоров, неуклонно растет. [8]

Согласно положениям ст. 71 Лесного кодекса РФ, предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам возможно путем заключения договоров аренды между соответствующими субъектами. [2] В настоящее время значение названного договора в сфере лесных отношений очень велико, поскольку относительно большинства возможных видов использования лесных участков необходимо заключение договора аренды. По общему правилу данные договоры заключаются по результатам торгов на право заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 731 ЛК РФ). Процедура проведения таких аукционов подчиняется общим правилам Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 447 – 449) [1], однако имеет и свои особенности. Проведение данных торгов регулируется несколькими специальными правовыми актами. Прежде всего нужно назвать Лесной кодекс РФ, который регулирует проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка с необходимыми особенностями, ввиду того, что объект рассматриваемого аукциона – имущество, ограниченное в гражданском обороте. Также одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих процедуру проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, является Приказ Минсельхоза России № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 — 80 Лесного кодекса Российской Федерации». [4]

Субъектами аукциона на право заключения договора аренды выступают с одной стороны органы государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится лесной участок, а также в случае делегирования своих полномочий Российской Федерацией субъектам РФ. Участником же аукциона на право заключения договора аренды лесного участка может выступить как гражданин, так и организация или индивидуальный предприниматель. Исследователи нередко обращают внимание на одну из проблем связи объекта – лесного участка, который может быть использован в нескольких целях (ст. 25 Лесного кодекса РФ) и субъектов – участников аукциона, то есть потенциальных арендаторов. Особенность здесь заключается в следующем: в судебной практике, исходя из системного толкования норм гражданского и лесного законодательства, сформировался вывод, что один и тот же лесной участок может быть передан нескольким субъектам предпринимательской деятельности для осуществления ими различных видов деятельности (ст. 25 ЛК РФ). То есть возможно заключение нескольких договоров аренды в отношении одного объекта – одного лесного участка, а как предшествие им – проведение нескольких аукционов по продаже соответствующего права на заключение договоров [7, с. 155]. Представляется логичным закрепление возможности двойной аренды лесного участка на законодательном уровне путем внесения соответствующего положения в Лесной кодекс РФ. С одной стороны, это может вызвать вопросы, не значит ли, что данное нововведение стоит распространить в целом на договор аренды, не приведет ли это к нарушению интересов арендаторов и др. С другой стороны, судебная практика в РФ уже, по сути, сформировала подход, который следует отразить в Лесном кодексе РФ. Законодательное закрепление указанного положения поможет этому подходу утвердиться, раскроет возможности его применения. Также это подчеркнет особую природу лесного участка как объекта гражданского оборота.

В целом процедура проведения аукциона соответствует общим положениям Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 447-449); кроме того, Лесной кодекс РФ содержит общее правило, согласно которому оборот лесных участков подчиняются гражданскому и земельному законодательству с особенностями, установленными ЛК РФ и иными законами. Данная позиция подверглась критике в научных кругах, в связи с мнением ученых о том, что ослабление превалирующей государственной собственности на леса, государственного регулирования в данной сфере, весьма пагубно для отрасли [5, с. 17]. Частично данный подход верен, однако вряд ли превалирование государственной монополии будет лучше сказываться на отрасли лесного хозяйства и способствовать развитию данной сферы. Уход от командно-административной системы управления экономикой предполагает развитие рыночных отношений. Конечно, нельзя говорить о том, что здесь следует совершенно отказаться от государственного регулирования, но распространение действия гражданского законодательства на отношения государства и частных субъектов в области лесного хозяйства представляется позитивным ходом.

Некоторые особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка аналогичны особенностям, присущим иным торгам по заключению государственных и муниципальных контрактов, торгам в отношении имущества, принадлежащего Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям. В частности, п. 7 Приказа Минсельхоза России от 08 июля 2015 г. № 283 предписывает организатору аукциона приказом сформировать аукционную комиссию в количестве пяти или более членов и назначить из их числа председателя аукционной комиссии (наблюдается схожесть с положениями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Также организатор аукциона обязан разместить извещение о его проведении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://torgi.gov.ru) — аналогично процедуре электронного аукциона, определенной ФЗ № 44–ФЗ (ст. 63). Требования к извещению определены ч. 4 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 15 Приказа Минсельхоза России от 08 июля 2015 г. № 283.

По общему правилу орган государственной власти РФ, субъекта РФ, муниципального образования, являющийся продавцом права на заключение договора аренды лесного участка, выступает организатором аукциона, однако может и заключить договор со специализированной организацией. Тем не менее, некоторые полномочия продавца не могут быть переданы такой организации (п. 5, п. 12 Приказа Минсельхоза России от 08 июля 2015 г. № 283). Вероятно, это связано, опять же, с особенностью леса как объекта в гражданско-правовых отношениях. Особый контроль государства здесь необходим. С одной стороны, продавец права на заключение договора аренды, следуя логике, должен быть освобожден от большого объема необходимой работы, как следствие, от возможных нарушений и/или претензий от участников аукциона или иных заинтересованных лиц. Тем не менее, исходя из п. 12 Приказа Минсельхоза России от 08 июля 2015 г. № 283 перечень функций, которые могут быть переданы специализированной организации, не такой большой. Довольно трудно представить функции, которые реализовывала бы специализированная организация. В частности, из перечня п. 12, как представляется, можно исключить положения о задатке, принятие заявок на участие в аукционе с ведением соответствующего протокола. В противном случае привлечение специализированной организации выглядит просто нецелесообразным.

Читать еще:  Арендатор не платит

Предмет аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка также урегулирован с учетом некоторых особенностей. Так, законодательно закреплена минимальная цена предмета аукциона (начальный размер будущей арендной платы). И всё же необходимость обеспечивать максимальную конкурентность аукционов очевидна, так как имеются прецеденты, когда договоры заключались по ценам, недалеко ушедшим от стартовых, хотя рыночная стоимость лесных участков гораздо выше. [6, с. 1-2] Федеральной антимонопольной службе следует тщательно отслеживать стартовые цены аукционов, дабы не допустить необоснованного завышения или (что вероятней) занижения цен.

С ценой предмета аукциона связано такое специфическое положение Лесного кодекса РФ, как возможность признать аукцион несостоявшимся в связи с отсутствием поступления от участников предложений о цене, помимо объявленной начальной, при троекратном объявлении начальной цены. Второе основание для признания аукциона несостоявшимся – участие в процедуре менее двух лиц (своего рода, «классическое» основание признания несостоявшимся – корреспонденция с п. 5 ст. 447 ГК РФ). И всё же явно усматривается политика законодателя, направленная на максимально большое количество заключенных договоров аренды лесных участков. В случае признания аукциона несостоявшимся по первому названному нами основанию ЛК РФ предусмотрел обязанность сторон (организатора и участника) заключить договор аренды лесного участка (ч. 8 ст. 80 ЛК РФ). Признание аукциона несостоявшимся по второму основанию предоставляет право провести новый аукцион на право заключения договора аренды лесного участка с отсрочкой внесения арендной платы на 5 лет (ч. 2 ст. 78 ЛК РФ).

Итог аукциона оформляется протоколом, подписываемым сторонами, который имеет силу договора. По истечении 10 дней после размещения информации об итогах торгов стороны вправе подписать договор аренды (п. 11 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 № 445).

Интерес представляют положения ст. 74 Лесного кодекса РФ, предоставляющие возможность заключения договоров аренды лесного участка на новый срок с тем же арендатором без проведения торгов. С одной стороны, данное положение обеспечивает устойчивость отношений между сторонами, обеспечивает стабильность лесопользования. С другой стороны, как представляется, необходимо обязать стороны договора аренды перерабатывать по истечении срока аренды положения договора, внося некоторые изменения, в частности касательно арендной платы. Так как срок договора аренды лесного участка довольно продолжителен (от 10 до 49 лет), лесной участок, экономическая ситуация и другие факторы могут довольно сильно измениться.

Специальное регулирование аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обусловлено, как представляется, прежде всего характером лесного участка как особенного объекта гражданско-правовых отношений, особым значением лесной отрасли для государства в целом. Хотя законодателем уделяется немало внимания данной отрасли (о чём свидетельствует, например, принятие двух Лесных кодексов с интервалом лишь в 10 лет, а также в целом существование отдельного Лесного кодекса), всё же существуют некоторые недостатки законодательного регулирования, которые следовало бы оперативно устранять. Здесь частноправовые отношения тесно взаимодействуют с публично-правовыми. Немаловажную роль играет деятельность государственных и муниципальных органов, подход судов к разрешению спорных вопросов.

Аренда или купля-продажа лесных участков

«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

Торги на право заключения договора аренды или договора купли-продажи лесных участков
Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения:
  • «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
  • Приказ Минсельхоза РФ от 24.02.2009 № 75 «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте – www.torgi.gov.ru.

Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут услуги по сопровождению торгов на право аренды или купле-продаже лесных участков.

Общие принципы проведения торгов

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Организатором аукциона является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

Организатор аукциона передает победителю аукциона один экземпляр протокола.

Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайте торгов.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайтеНе менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за 15 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Передача победителю аукциона одного экземпляра протоколаВ течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона.
Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона на официальном сайтеВ течение 3 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

1) Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
1.1) Преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
2) Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
3) Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
4) Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
5) Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.
6) Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли.
7) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
9) Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
10) Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Продажа государственного или муниципального имущества, а также аренда имущества (например, у ВУЗа) может осуществляться в электронной форме (торги проводятся на ООС закупки.гов.ру

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×