Список арендаторов лесных участков
Использование лесов
Использование лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых ;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
На территории Псковской области на 01.01.2020 г. действуют 220 договоров аренды лесных участков на общей площади 1091,66 тыс. га лесного фонда области.
— для заготовки древесины — 145 договоров на общей площади 1084,81 тыс.га;
В постоянное бессрочное пользование передан участок площадью 7101,0 га Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Псковской области «Великолукский лесхоз-техникум» для осуществления образовательной деятельности.
Лесохозяйственные мероприятия, выполненные арендаторами лесных участков в 2019 году
В 2019 году арендаторами было выполнено лесовосстановление на площади 4 432,67 га, из которых посадка леса произведена на площади 3 452,27 га. Произведен уход за лесными культурами на площади 7 715,80 га и дополнение лесных культур – 1488,30 га. Подготовлена почва под культуры 2020 года на площади 2 471,35 га.
Произведены рубки ухода в молодняках – 3 710,99 га.
Также в 2019 году арендаторами были выполнены и другие лесохозяйственные мероприятия: произведено устройство противопожарных минерализованных полос, разрывов протяженностью 352,258 км и уход за противопожарными минерализованными полосами – 4199, 496 км. В лесу было установлено 504 противопожарных аншлага. Выполнено строительство 7,9 км дорог противопожарного назначения, ремонт 259, 375 км дорог противопожарного назначения. Устроено 545 мест отдыха.
Освоение расчетной лесосеки:
Всего заготовлено, тыс.куб. м
в том числе на арендованных участках, тыс. куб. м
Платежи в бюджетную систему за пользование лесным фондом:
Наименование бюджета | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Всего, тыс. руб. | В т.ч. арендная плата, тыс. руб. | Всего,тыс. руб. | В т.ч. арендная плата, тыс. руб. | Всего, тыс. руб. | В т.ч. арендная плата, тыс. руб. | |
Федеральный бюджет | 157753,67 | 149053,43 | 226378,2 | 209112,1 | 247427,1 | 225831,7 |
Областной бюджет | 108697,00 | 96870,16 | 157019,7 | 134110,6 | 186114,4 | 162354,8 |
Состав лесного фонда ( за 2019 год)
Арендаторы — неплательщики
Актуально
ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ (арендаторы) имеющие задолженность по арендной
плате на 01 октября 2018 года
№ п/п | Наименование лесопользователя (арендатора) | ИНН | Недоимка (задолженность), тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
ИТОГО | Х | 195 482.6 | |
1 | ООО «Урало- сибирские инвестиции» | 6671253579 | 54 490.0 |
2 | ООО «Лесников» | 6659213844 | 47 914.7 |
3 | ООО «Аргус СФК» | 6680004603 | 26 844.4 |
4 | ООО «Выйский ДОК» | 6623022540 | 17 312.9 |
5 | ИП Санников Кирилл Сергеевич | 662400149204 | 12 695.5 |
6 | ООО УфалейНикель | 7402001769 | 11 928.4 |
7 | ООО «Аверс-Лес» | 6684001730 | 8 735.5 |
8 | ИП Неганов С.В. | 664001073250 | 4 034.1 |
9 | ИП Игнатьев Г.В. | 665501510800 | 2 621.2 |
10 | ООО «Рускамень» | 6673188935 | 1 084.7 |
11 | ООО «СтройДорРесурс» | 6615014471 | 1 032.1 |
12 | ООО «Форвест» | 6625024207 | 1 014.6 |
13 | ООО «Золотая долина» | 6670273100 | 869.6 |
14 | ООО «Крона» | 6652002280 | 863.8 |
15 | ИП Михайлов И.И. | 667117514372 | 727.6 |
16 | ООО ЛЕСИНВЕСТ | 6658488395 | 618.3 |
17 | ООО»Крона» | 6629015637 | 574.8 |
18 | ОАО Заречный | 6603002190 | 456.7 |
19 | ООО «Рускамень» | 6673188935 | 424.3 |
20 | ООО «Палладий» | 6624004776 | 421.5 |
21 | ОАО Заречный | 6603002190 | 415.9 |
22 | ООО «ИнвестПроект» | 6672212230 | 402.0 |
Информация для арендаторов по платежам Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований, действующая с 01 января 2014 года
Работа по снижению недоимки за использование лесов, проведенная с недоимщиками в I квартале 2018 года
Департаментом по взысканию задолженности по платежам за использование лесов на постоянной основе проводится следующая работа:
— в адрес арендаторов, нарушивших сроки внесения арендной платы и допустивших возникновение задолженности, направляются:
— уведомления о нарушении сроков внесения платежей:
— претензионные письма об оплате задолженности по арендной плате;
— предложения о расторжении договоров аренды.
-уведомления об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договорам аренды.
В Арбитражный суд направляются исковые заявления по расторжению договоров аренды, по взысканию задолженности по договорам аренды о включении в реестр требований кредиторов.
За 1 полугодие в адрес арендаторов, нарушивших сроки внесения арендной платы и допустивших возникновение задолженности направлено 384 уведомлений о нарушении сроков внесения платежей на общую сумму 230,9 млн. рублей; направлено 313 претензионных писем об оплате задолженности по арендной плате на общую сумму 55,9 млн. рублей.
Проведено 15 заседаний комиссии по контролю за соблюдением арендаторами условий договоров аренды лесных участков с участием представителей прокуратуры области и Управления федеральной службы судебных приставов
Организовано межведомственное взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области по вопросу взыскания недоимок: по данным Департамента на исполнении в УФССП по СО находится 318 исполнительных листов на общую сумму 376,7 млн. руб. За 2018 год в УФССП по СО направлено 182 исполнительных листа на сумму 112,6 млн. руб., из них оплачено 34 исполнительных листа на сумму 17,6 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет – 17,2 млн. руб.
Департаментом ведется работа по обжалованию действий судебных приставов, в январе – июне 2018 года Департаментом подано 11 жалоб, удовлетворено в порядке подчиненности – 3.
В результате работы с УФССП по СО в 2018 году вынесены постановления о запрете на выдачу лесных деклараций, запрете на вырубку леса в отношении арендаторов – недоимщиков, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, ООО «Выйский ДОК», ООО «Аргус СФК»; запрете регистрационных действий в отношении ООО «Выйский ДОК», ООО «УСИ». Поставлены на особый контроль исполнительные производства по исполнительным листам в части инвестиционных приоритетных проектов ООО «Выйский ДОК», ООО «Аргус СФК», ООО «УСИ», ООО «Лесников».
В апреле 2018 года состоялось заседание Правительственной комиссии под председательством первого заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова, на которую были приглашены шесть арендаторов-неплательщиков.
После проведения Правительственной комиссии наблюдается положительная динамика в части погашения задолженности в федеральный бюджет.
Продолжается работа по признанию и списанию безнадежной к взысканию задолженности.
За невыполнение условий договора аренды лесного участка в части внесения арендных платежей в судебном порядке расторгнуто 8 договоров аренды с ООО «РЕА» (дело № А60-64092/2017), ЗАО Горная компания «Урал-Электрум» (дело № А60-55249/2017), ООО «Урало-сибирские инвестиции» (дело № А60-29961/2015), ООО «Нижнетуринский КДП» (дело № А60-64094/2017), ООО «Волчансикй уголь» (дело № А60-67255/2017), ООО «Аверс-лес» (дело № А60-63356/2017). Решения вступили в законную силу.
На рассмотрении в Арбитражном суде находятся следующие дела о расторжении договоров аренды лесных участков в отношении ООО «Урало-сибирские инвестиции» (дело № А60-49094/2015) ООО «Лесников» (дело № А60-67256 /2017), ООО «Уфалейникель» (дело № А76-40832/2017), ИП Санников К.С. (дело № А60-38293/2018).
За невыполнение условий договора аренды лесного участка в части внесения арендных платежей в судебном порядке в 2017 году расторгнуто 3 договора аренды^
— с ООО «Терра» (дело № А60-57254/2017)
— ИП Буснюк А.Н. (дело № А60-22396/2017)
— ООО «Стройиндустрия» (дело № А60-22414/2017 находится на рассмотрении в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде).
Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
Комментарии юриста
Наиболее распространенным видом использования лесов в России остается заготовка древесины (более 90% используемой лесной площади). На долю арендаторов лесных участков приходится около 80% заготовленной древесины. Невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, является причиной расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или безвозмездного пользования лесными участками. Число расторгнутых договоров весьма значительно, что послужило причиной появления в законодательстве нормы, направленной на существенное ограничение правосубъектности недобросовестных участников лесных правоотношений.
1 марта 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее — закон № 218-ФЗ), положения которого устанавливают полномочия Рослесхоза по ведению реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Во исполнение закона № 218-ФЗ Минприроды России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, включая порядок внесения информации в реестр и исключения из него информации» (далее — проект акта). В случае вступления в силу проекта акта арендодатели и арендаторы лесных участков, продавцы и покупатели лесных насаждений получат новый механизм воздействия на участников рынка, не выполняющих взятых обязательств.
Проект акта опубликован на официальном сайте regulation.gov.ru в рамках проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ID — 02/07/11-16/00058676). Рассмотрим проект акта на предмет соответствия Лесному кодексу Российской Федерации (далее — ЛК РФ) в редакции закона № 218-ФЗ.
Согласно статье 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ, вступившей в силу 1 марта 2017 года, ведение реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это полномочие Рослесхоза закрепляет Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 736 (далее — Положение).
В реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее — реестр) включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры в соответствии с частью 2 статьи 24, частью 8 статьи 51, частью 5 статьи 60.1, частью 5 статьи 60.12 и частью 4 статьи 61 Лесного кодекса РФ или со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства (часть 2 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ).
Кроме того, согласно части 3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в реестр включается следующая информация: наименование, место нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; информация о договорах аренды лесных участков и договорах купли-продажи лесных насаждений; основания и даты расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений; дата внесения указанной информации в реестр.
Вместе с тем пунктом 5 проекта акта устанавливается, что в реестр включается информация только согласно части 3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ, при этом ссылка на часть 2 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ отсутствует, что является повторением положений части 5 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ и требует корректив в проекте акта, а также внесения изменений в закон № 218-ФЗ.
Пунктом 4 проекта акта устанавливается, что рассмотрение поступившей от арендодателей или продавцов информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений осуществляется Рослесхозом в установленном порядке. При этом ни Лесным кодексом РФ в редакции закона № 218-ФЗ, ни Положением не предусмотрено полномочие Рослесхоза по утверждению порядка ведения реестра и рассмотрения заявок. Таким образом, проект акта по факту не содержит положений о порядке ведения реестра, а устанавливает отсылочную норму на иной нормативный правовой документ.
Согласно пункту 8 проекта акта реестр ведется в электронном виде по форме, указанной в приложении к проекту акта. При этом приложение к проекту акта на официальном сайте не представлено. В соответствии с пунктом 9 проекта акта сведения, содержащиеся в реестре и не отнесенные к информации, составляющей коммерческую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне, размещаются на официальном сайте Рослесхоза.
Согласно части 6 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ информация, содержащаяся в реестре, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести реестр, и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Следовательно, проектом акта вводится дополнительное ограничение на объем публикуемой на официальном сайте Рослесхоза информации реестра посредством включения положения о коммерческой тайне. При этом Лесным кодексом РФ в редакции закона № 218-ФЗ это ограничение не устанавливается.
Полагаем, что разработчиком с учетом положений частей 2-3 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ может быть однозначно решен вопрос об отнесении ограниченного перечня включаемой в реестр информации к коммерческой тайне.
С учетом изложенного можно заключить, что разработчиком документа не только не соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия проекта акта, но и нарушена логика статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ, во исполнение которой разработан проект акта. Сформулированные положения проекта акта нельзя считать достаточными для корректного и беспроблемного ведения реестра.
Кроме того, анализ положений статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ показал, что в части 5 указанной статьи содержится ссылка на часть 3 той же статьи, при этом ссылка на часть 2 данной статьи отсутствует. Следовательно, часть 5 статьи 98.1 Лесного кодекса РФ в редакции закона № 218-ФЗ должна быть откорректирована.
Судебная практика
Рослесхоз планирует активно использовать механизм внесения сведений о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений в реестр. Согласно сообщению от 10.02.2017 года на официальном сайте агентства, в Арбитражном суде Самарской области состоялось судебное заседание о взыскании суммы долга арендной платы с юридического лица, являющегося арендатором лесного участка по договору аренды. Судом в полном объеме удовлетворены требования о взыскании суммы долга в размере 137760,76 руб. в пользу департамента лесного хозяйства Ярославской области, в том числе взыскана неустойка.
В другом сообщении говорится о правонарушениях, совершенных гражданами на территории Ярославской области. Так, гражданин Л., воспользовавшись предоставленным ему правом, заключил с департаментом договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Осуществляя заготовку древесины на территории Даниловского участкового лесничества, гражданин не выполнил очистку мест рубок от порубочных остатков, что является грубым нарушением лесного законодательства и влечет наложение штрафа.
В соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ и Законом Ярославской области от 27.06.2007 г. № 55-з «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений» граждане имеют право заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (отопления, строительства и ремонта дома, хозяйственных построек). Этот договор не только предоставляет право заготавливать древесину, но и накладывает на заготовителя ряд обязанностей.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее — департамент) обратился с требованием в районный суд о взыскании неустойки. Требования департамента о взыскании неустойки в размере 30 тыс. руб. удовлетворил Даниловский районный суд Ярославской области в полном объеме.
В другом деле Ярославский районный суд Ярославской области оставил в силе постановление департамента о привлечении индивидуального предпринимателя Р. к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.
Во всех информационных сообщениях Рослесхоза подчеркивается, что в рамках гражданского законодательства неоднократное неисполнение лицом, использующим лесной участок, обязанности по внесению арендной платы является основанием для досрочного расторжения договора аренды. С 01.03.2017 года указанная информация будет направляться в уполномоченный орган для внесения сведений в реестр. Впоследствии лица, включенные в реестр, будут лишены права заключать договоры аренды лесных участков и договоры купли-продажи лесных насаждений.
Нормотворческая деятельность субъектов РФ
Принятие закона № 218-ФЗ потребовало актуализации нормативных правовых актов субъектов РФ. Постановлением губернатора Костромской области от 22.12.2016 г. № 258 Положение о департаменте лесного хозяйства Костромской области было дополнено пунктом 47.2, обязывающим департамент направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, информацию, предусмотренную статьей 98.1 Лесного кодекса РФ. Аналогичное требование содержится в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации.
Стоит отметить, что включение подобной нормы в положения об уполномоченных органах субъектов Российской Федерации было продиктовано внесением в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) новых составов, предусматривающих административную ответственность должностных лиц.
В частности, согласно статье 8.32.1 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление, направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вести реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, информации, подлежащей включению в этот реестр, но содержащей недостоверные сведения, влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 до 15 тыс. руб. В соответствии со статьей 8.32.2 КоАП РФ включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.
Хотя в Лесном кодексе РФ указано, что порядок ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации, в некоторых субъектах Российской Федерации был принят собственный порядок ведения реестра, причем без указания на административно-территориальное ограничение. К примеру, распоряжением правительства Кировской области от 29.12.2016 г. № 158 в целях повышения эффективности государственного управления в области лесных отношений были утверждены правила ведения реестра и его форма, а министерство лесного хозяйства Кировской области определено уполномоченным органом, осуществляющим ведение реестра с 01.01.2017 г., то есть на два месяца раньше, чем того требует Лесной кодекс РФ.
В закон Свердловской области от 03.12.2007 г. № 152-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд» были внесены изменения, согласно которым решение об отказе во включении частного лица в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, принимается в случае, если сведения о нем включены в реестр (п. 8 ч. 3 ст. 2-1, вступил в силу 01.03.2017 г.).
Пунктом 19 Административного регламента о порядке предоставления Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, утвержденного постановлением губернатора Самарской области от 22.01.2015 г. № 3, устанавливается, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по результатам аукционов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре (вступил в силу 01.03.2017 г.). Аналогичное требование содержится в административных регламентах других субъектов Российской Федерации.
Примечательно, что Архангельским областным собранием депутатов 27 февраля 2017 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона № 110018-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»» (в части отмены требования о представлении материалов дистанционного зондирования, фото- и видеофиксации).
В частности, в проекте федерального закона предлагается исключить пункт 24 из закона № 218-ФЗ, в соответствии с которым в Лесном кодексе РФ была внесена статья 98.1 (о ведении реестра). Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона, «. предложенные нормы (закона № 218-ФЗ. — Прим. авт.) по формированию реестра не будут достигать цели «отфильтровывания» разного рода аферистов, поскольку зарегистрировать новую фирму легко, а возникшие долги по аренде или неисполненным работам останутся неоплаченными. Кроме того, не учитывается ситуация, когда арендатор стал «недобросовестным» вследствие природных катаклизмов, которые не позволили отгрузить заготовленную древесину, получить доходы и выполнить все свои обязанности по организации, например, противопожарных мероприятий».
На предварительном рассмотрении проекта федерального закона в Государственной думе РФ 14 марта 2017 года было решено направить его заинтересованным органам власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
Марина БАБИЧ,
магистр юриспруденции,
консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии
Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России