Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типовой договор аренды лесного участка 2018

Типовой договор аренды лесного участка 2018

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 декабря 2017 года N 693

Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков

(с изменениями на 14 марта 2019 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 14 марта 2019 года N 161 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.10.2019, N 0001201910040001).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 20, ст.2251, N 30, ст.3597, ст.3599, ст.3616, N 52, ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 29, ст.3601, N 30, ст.3735, N 52, ст.6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.54, N 25, ст.3530, N 27, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30, ст.4590, N 48, ст.6732, N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446, N 31, ст.4322; 2013, N 51, ст.6680, N 52, ст.6961, ст.6971, ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377, ст.3386, N 30, ст.4251; 2015, N 27, ст.3997, N 29, ст.4350, ст.4359; 2016, N 1, ст.75, N 18, ст.2495, N 26, ст.3875, ст.3887, N 27, ст.4198, ст.4294; 2017, N 27, ст.3940), статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 31, ст.4014; 2008, N 20, ст.2251, N 30, ст.3597, ст.3599; 2009, N 11, ст.1261, N 19, ст.2283, N 52, ст.6441, ст.6455; 2011, N 1, ст.54, N 19, ст.2716, N 30, ст.4570, ст.4590, N 49, ст.7043, N 51, ст.7448; 2012, N 27, ст.3587; 2013, N 23, ст.2866, N 49, ст.6343; 2014, N 26, ст.3377; 2015, N 1, ст.12, ст.72, N 27, ст.3997; 2016, N 27, ст.4294; 2017, N 31, ст.4829), подпунктом 5.2.144(1) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325, N 25, ст.3811, N 28, ст.4741, N 29, ст.4816, N 38, ст.5564, N 39, ст.5658, N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163),

приказываю:

1. Утвердить типовые договоры аренды лесных участков согласно приложениям 1-16 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 39, ст.5415).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 марта 2018 года,
регистрационный N 50525

Приложение 1. Типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины N

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 20 декабря 2017 года N 693
(В редакции, введенной в действие
с 15 октября 2019 года
приказом Минприроды России
от 14 марта 2019 года N 161. —
См. предыдущую редакцию)

Типовая форма договора аренды лесного участка — Постановления администрации области — Департамент лесного хозяйства

  • Выбранные элементы

Файлы и папки могут управляться напрямую из файлового брайзера операционной системы вашего компьютера. Перед доступом из Windows, пожалуйста убедитесь, что вы установили исправление от Microsoft. Узнать больше.

Типовая форма договора аренды лесного участка

Папка

Навигационные полоски

Нормативные документы 2016 год

1.Постановление администрации Владимирской области №125 от 18.02.2016 «О распределении объемов заготовки древесины в пределах расчетной лесосеки лесничеств и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2016 год»[скачать, zip, 180 кБ]

2.Постановление Губернатора области от 11.01.2016 №1 «Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Владимирской области «Ковровское лесничество» и о внесении изменений в постановление Губернатора области от 29.12.2008 № 952 » [скачать, zip, 2,66 МБ]

3.Постановление администрации Владимирской области №237 от 24.03.2016 «О внесении изменений в постановление администрации области от 26.08.2015 №840 и постановление Губернатора от 27.02.2008 №123″[скачать, zip, 255 кБ]

4.Постановление администрации Владимирской области №240 от 24.03.2016 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 24.09.2013 №1062″[скачать, zip, 2,2 МБ]

5.Постановление администрации Владимирской области №125 от 18.02.2016 «О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ» [скачать, zip, 300 кБ]

6. Постановление администрации Владимирской области №377 от 29.04.2016 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ ОТ 27.02.2008 N 123 «О ПЕРЕЧНЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ НАДЗОР (ЛЕСНАЯ ОХРАНА) НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ» [скачать, zip, 62 кБ]

7.Постановление администрации Владимирской области №407 от 18.05.2016 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 12.12.2012 N 1399 «О создании экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» [скачать, zip, 156 кБ]

8.Постановление администрации Владимирской области №412 от 19.05.2016 «Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Владимирской области «Андреевское лесничество» и о внесении изменения в постановление Губернатора области от 29.12.2008 N 952″ [скачать, zip, 19 МБ]

9..Постановление администрации Владимирской области №473 от 08.06.2016 «О внесении изменений в постановление администрации области от 29.05.2014 N 554 «Об утверждении заявки ЗАО «Муром» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Расширение высокотехнологичных производственных мощностей по выпуску фанерной продукции» в Северо-западной территориальной зоне «[скачать, zip, 135 кБ]

10.Постановление администрации Владимирской области №495 от 17.06.2016 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 25.06.2013 N746 «[скачать, zip, 72 кБ]

11.Постановление администрации Владимирской области №499 от 17.06.2016 » О внесении изменений в постановление Губернатора области от 21.12.2011 .№ 1436 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Владимирской области в области лесных отношений «[скачать, zip, 123 кБ]

12.Постановление Губернатора области от 27.06.2016 №545 «Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Владимирской области «Гусевское лесничество» и о внесении изменений в постановление Губернатора области от 29.12.2008 № 952 » [скачать, zip, 11,1 МБ]

13.Постановление Губернатора области от 28.07.2016 №651 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 20.12.2006 № 898» [скачать,zip, 67 кБ]

14.Постановление администрации Владимирской области №499 от 17.06.2016 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 21.12.2011 N1436 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Владимирской области в области лесных отношений»[скачать, zip, 122 кБ]

15.Постановление администрации Владимирской области №902 от 18.10.2016 «О признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области «[скачать, zip, 122 кБ]

16.Указ Губернатора Владимирской области №97 от 09.11.2016 «О создании Совета по вопросам лесного хозяйства при Губернаторе области»[скачать,zip, 290 кБ]

17. Постановление администрации Владимирской обл. от 05.09.2016 N 781 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 24.09.2013 № 1062 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие лесного хозяйства в лесном фонде на территории Владимирской области на период 2014 — 2020 годов» [скачать, doc, 95 кБ]..

Нормативные документы 2015 год

1. Постановление Губернатора области от 13.04.2015 №330 «О распределении объемов заготовки древесины в пределах расчетной лесосеки лесничеств и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий».[скачать, zip, 167 кБ]

2. Постановление Губернатора области от 21.04.2015 №361″О внесении изменений в постановление Губернатора области от 29.12.2008 № 952 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений». [скачать, zip, 75 кБ]

3. Постановление Губернатора области от 22.06.2015 №586 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 25.02.2014 No 169«О Порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Владимирской области» «.[скачать, zip, 65 кБ]

4. Постановление Губернатора области от 22.06.2015 №587 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Губернатора области «.[скачать, zip, 46 кБ]

5. Постановление Губернатора области от 13.05.2015 №448 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 29.12.2008 № 952 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений» [скачать, zip, 70 кБ]

6. Постановление Губернатора области от 22.05.2015 №488 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 12.12.2012 №1399 «О создании экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» [скачать, zip, 70 кБ]

7. Постановление Губернатора области от 13.08.2015 № 781 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 24.09.2013 №1062 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Развитие лесного хозяйства в лесном фонде на территории Владимирской области на период 2014 — 2020 годов» .[скачать, zip, 660 кБ]

Читать еще:  Кто такой арендатор и арендодатель

8. Постановление Губернатора области от 24.08.2015 №832 » О внесении изменений в постановление Губернатора области от 20.12.2006 № 898 «Об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области» [скачать, zip, 140 кБ]

9. Постановление Губернатора области от 26.08.2015 №840 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения» [скачать, zip, 1.7 МБ]

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 №1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».[скачать, zip, 417 кБ]

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 №1178 «О типовом договоре купли-продажи лесного участка».[скачать, zip, 294 кБ]

12. Постановление администрации Владимирской области от 12.02.2015 №76 «О внесении изменения в постановление Губернатора области от 20.12.2006 № 898 «Об утверждении положения о департаменте лесного хозяйства администрации владимирской области».[скачать, pdf,122 кБ]

13. Постановление администрации Владимирской области №212 от 18.03.2015 «О внесении изменений в постановление администрации Владимирской области от 29.05.2014 № 554 «Об утверждении заявки ЗАО «Муром» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Расширение высокотехнологичных производственных мощностей по выпуску фанерной продукции» в северо-западной территориальной зоне Владимирской области» [скачать, zip,125 кБ]

14. Постановление администрации Владимирской области №231 от 20.03.2015 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 31.03.2010 № 379 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Владимирская база авиационной охраны лесов»[скачать, zip,127 кБ]

15. Постановление администрации Владимирской области №276 от 31.03.2015 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 24.09.2013 № 1062 » [скачать]

16.Постановление администрации Владимирской области №344 от 20.04.2015 «О переименовании государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области «Муромцевский лесотехнический техникум » [скачать, zip, 123 кБ]

17. Постановление администрации Владимирской области №488 от 20.05.2015 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 12.12.2012 № 1399 «О создании экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» [скачать, zip, 320 кБ]

18. Постановление администрации Владимирской области №587 от 22.06.2015 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Губернатора области » [скачать,zip, 128 кБ]

19.Постановление администрации Владимирской области №988 от 5.10.2015 «О внесении изменения в постановление Губернатора области от 29.12.2008 № 952 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений»[скачать, zip, 311 кБ]

20.Постановление администрации Владимирской области №1122 от 10.11.2015 » О внесении изменений в постановление Губернатора области от 25.02.2014 № 169 «О порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Владимирской области» [скачать, zip,127 кБ]

21. Постановление администрации Владимирской области №1173 от 25.11.2015 » О внесении изменений в приложение к постановлению администрации области от 26.08.2015 № 840 «Об утверждении административного регламента исполнения департаментом лесного хозяйства администрации владимирской области государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения»[скачать, zip, 137 кБ]

22.Постановление администрации Владимирской области №1318 от 30.12.2015 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов администрации Владимирской области «[скачать, zip,124 кБ]

Типовой договор аренды лесного участка

Правовое регулирование в области лесопользования

Отношения в сфере лесопользования регулируются следующими нормативными источниками:

  • Лесным кодексом РФ (далее — ЛК РФ). В данном случае положения кодекса являются специализированными приоритетными нормами по отношению к другим правовым актам.
  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Применяется как общий закон об арендных взаимодействиях.
  • Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Уточняет моменты, связанные с арендой земельных участков.
  • Приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров аренды…» от 20.12.2017 № 693. Включает в себя актуальный типовой договор аренды лесного участка 2018 года по всем видам лесопользования.

Таким образом, гражданское и земельное законодательство применяется к имущественным взаимоотношениям с лесными ресурсами только в той части, в которой они не противоречат ЛК РФ.

Права на лесные участки

Согласно ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут быть переданы:

  • в постоянное (бессрочное) пользование организациям на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа;
  • юридическим и физическим лицам в аренду на основании договора аренды;
  • компаниям и гражданам в безвозмездное пользование на основании одноименного договора.

Что касается права собственности, то в ЛК РФ упоминается федеральная, государственная и муниципальная собственность на лесные участки. Все леса в границах лесного фонда относятся к федеральной собственности, т. е. принадлежат только РФ. Принадлежность лесных участков на территории других земель определяется общими правилами земельного законодательства. В этой связи отметим, что упоминаемая в ЛК государственная собственность на лес подразумевает принадлежность участка либо РФ, либо субъекту РФ.

В силу ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте, поэтому не могут быть предоставлены в частную собственность (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ). При этом земли с таким статусом могут быть объектом других гражданско-правовых сделок, в том числе и арендного соглашения. Далее мы будем разбираться только с вопросами арендных правоотношений.

Предоставление одного и того же объекта нескольким арендаторам

По своим характеристикам лесные участки попадают в группу имущества, которое может быть передано в аренду одновременно для нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ). Но может ли при этом лесной участок быть в аренде у нескольких лиц — вопрос спорный, и судебная практика по нему неоднозначна.

Одни суды полагают, что ст. 25 ЛК РФ дает арендодателю право сдавать участок одновременно нескольким арендаторам, но для разных целей (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 по делу № А05-7607/2009, определение Верховного суда РФ от 23.10.2015 по делу № А82-12416/2013).

Другие суды считают, что норма ст. 25 ЛК РФ просто определяет виды использования участков, но не регулирует порядок их предоставления. Поэтому говорить о правомерности передачи лесного участка нескольким арендаторам нельзя (постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2010 по делу № А09-9389/2009). Хотя положительная практика по данной позиции не столь многочисленна.

Что по этому поводу говорят официальные органы? В письме Минэкономразвития РФ от 01.02.2011 № Д23-342 сказано о возможности предоставления одного лесного участка нескольким арендаторам одновременно. Однако при этом рекомендуется указывать в тексте сделки на право арендодателя предоставлять объект другим пользователям для других целей и обязывать его же уведомлять об этом предыдущего арендатора.

Процедура заключения сделки

Лесные участки предоставляются в аренду посредством проведения торгов. Последние организуются в форме открытого аукциона или открытого конкурса (ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ). Правила и порядок проведения торгов полностью регламентируются гл. 8 ЛК РФ.

Без торгов заключение договора аренды допускается, если целью аренды является:

  • создание охотхозяйства;
  • проведение геологических исследований и разработка полезных ископаемых;
  • возведение и эксплуатация водных и гидротехнических объектов;
  • эксплуатация линейных сооружений;
  • запуск инвестиционных проектов, связанных с освоением лесов;
  • заготовка древесины в связи с использованием участка для геологических изысканий, сооружения водных и линейных объектов и др.

Кроме того, торги проводить не требуется:

  • при условии наличия на участке капитального строения;
  • в случае заключения нового договора аренды, при условии что лесные участки предоставлены в аренду ранее по результатам торгов на срок от 10 лет.

При отсутствии необходимости проводить торги договор аренды заключается по заявлению заинтересованного лица на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Порядок подачи, принятия и рассмотрения такого обращения описан в приказе Минприроды России «Об утверждении порядка подготовки…» от 28.10.2015 № 445.

Читать еще:  Регистрация договора аренды в росреестре

Типовая форма договора аренды лесного участка в 2018 году

Договор аренды лесного участка подготавливается соответствующим органом в форме единого письменного документа, подписанного сторонами. Следует отметить, что всегда существовала утвержденная правительством универсальная форма данного документа, которой пользовались для всех видов лесопользования. Предпоследняя версия рассматриваемого соглашения была введена постановлением Правительства РФ «О типовом договоре аренды…» от 21.09.2015 № 1003.

Однако уже в конце 2017 года приказом Минприроды России «Об утверждении типовых договоров…» от 20.12.2017 № 693 типовая форма была утверждена отдельно для каждого вида лесопользования, установленного ч. 1 ст. 25 ЛК РФ. При этом все договоры фактически имеют одинаковую структуру и идентичный текст. Разница заключается, как правило, в содержании приложений к соглашениям.

По ст. 92 ЛК РФ государственная регистрация прав на лесные участки, а также их обременений и ограничений осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 51 упомянутого закона государственная регистрация арендных отношений проводится через регистрацию, соответственно, договора аренды.

В связи с этим сделка об аренде лесного участка также подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 ЗК РФ только аренду до одного года можно не регистрировать.

Стороны арендной сделки

На стороне арендодателя выступает уполномоченный на распоряжение лесными землями орган:

  • федеральное агентство лесного хозяйства;
  • орган субъекта РФ, отвечающий за лесопользование;
  • соответствующий муниципальный орган.

Арендаторами могут быть как организации, так и обычные граждане. Однако если цель использования участка носит предпринимательский характер, то в роли арендатора может выступать только коммерческая компания или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, передать в аренду лесной участок могут только лицу, которое не внесено в реестр недобросовестных арендаторов лесных угодий. В данном списке отмечают тех, кто нарушил нормы ЛК РФ и ГК РФ, а также правила лесопользования. С такими субъектами может быть расторгнут и действующий договор.

Предмет и объект договора

Договор аренды лесного участка предполагает передачу объекта только в пользование и обязательно с указанием определенной цели, а именно:

  • заготовка древесины, живицы;
  • заготовка и сбор недревесных ресурсов, лекарственных трав, пищевых лесных ресурсов;
  • ведение охотничьего, сельского хозяйства;
  • осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
  • выполнение геологических разработок;
  • переработка древесины;
  • строительство, реконструкция и эксплуатация водных объектов и линий электропередачи;
  • другие цели в соответствии с действующим законодательством.

Указанный перечень не является закрытым. Участок может предоставляться как для одной, так и для нескольких целей, которые обязательно прописываются в соглашении. При этом использование в других целях запрещено.

Объектом аренды является сформированный в соответствии с земельным законодательством лесной участок. Также к передаваемому участку прописаны императивные требования:

  • имущество должно стоять на кадастровом учете;
  • право государственной или муниципальной собственности на объект должно быть зарегистрировано;
  • должны быть определены параметры и виды использования предоставляемого участка в соответствии с лесохозяйственными регламентами.

Четкое указание на цели использования и точное описание лесного участка — это единственные существенные условия рассматриваемой сделки.

Арендная плата

Арендная плата по договору устанавливается в соответствии со ст. 73 ЛК РФ. В частности, пп. 2, 3 указанной нормы содержат различные показатели для определения оплаты, если:

  • пользование участком предполагает изъятие лесных ресурсов;
  • арендатор использует объект без получения лесных ресурсов.

Если договор аренды заключен на срок от 10 лет, то оплата рассчитывается согласно специальной методике, утверждаемой Правительством РФ.

В договоре аренды, заключенном через торги, нельзя изменить цену дополнительным соглашением (постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 по делу № А28-5083/2012).

Стоимость аренды не считается существенным условием договора, так как может быть определена с помощью указанных выше норм ЛК РФ и методических материалов.

Срок аренды

По общему правилу договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет. В зависимости от цели предоставления объекта указанный срок может быть другим:

  • при ведении охотничьего хозяйства аренда не должна превышать период действия охотхозяйственного соглашения;
  • если участок необходим для геологических изысканий, возведения (реконструкции, эксплуатации) линейных объектов, заготовки древесины, то минимальный срок никак не ограничивается, а максимальный не может превышать 49 лет;
  • когда лесной участок арендуется с целью строительства (эксплуатации) водных объектов, гидротехнических сооружений или с целью переработки древесины, период пользования не может быть менее 1 года и более 49 лет.

Таким образом, срок аренды также не является существенным условием и устанавливается по соглашению сторон. Уточнение срока, на который может предоставляться лесной участок, производится согласно требованиям лесохозяйственного регламента.

Отдельные положения

Арендатор лесного участка, который был определен через торги, не имеет права делать переуступку по договору или сдавать участок в субаренду (ч. 6 ст. 71 ЛК РФ). Этот запрет не касается тех лиц, которые оформили аренду по заявлению, на них распространяются нормы земельного законодательства. В частности, пп. 5, 6, 9 ст. 22 ЗК РФ предоставляют возможность переуступки арендных прав или сдачу участка в субаренду. Хотя в типовых договорах нет положений, которые регламентируют данный вопрос.

Отметим, что арендатор лесного участка обязан ежемесячно или ежеквартально представлять в контролирующие органы различные отчеты: об использовании лесов, охране от пожаров и др. (ст. 49, 60, 60.11, 60.16, 66 ЛК РФ).

Изменение или расторжение рассматриваемых соглашений осуществляется в порядке гражданского и земельного законодательства (ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ). Однако своя специфика прописана в ЛК РФ. Например, ч. 2 той же статьи запрещает изменять условия контракта, подписанного по итогам торгов. Исключение составляют:

  • внесение изменений в целевое назначение или разрешенное использование;
  • случаи изменения первоначальных обстоятельств заключения сделки (пожары, стихийные бедствия и др.);
  • изменение параметров использования лесов.

В иных ситуациях какие-то дополнения к договору возможны только через суд и только при наличии существенных отклонений качественных и количественных черт участка от исходных данных.

Итак, когда мы говорим об аренде лесного участка, то имеем в виду предоставление объекта государственной или муниципальной собственности. Возникшие правоотношения оформляются типовыми договорами. Общие положения сделки продиктованы гражданским и земельным законодательством. Специальные нюансы прописаны в ЛК РФ.

Заключение договора аренды лесного участка и нюансы проведения аукциона

В нормативно правовых актах российского законодательства нет четкого описания термина «лес», которое бы полностью раскрывало его значение. Например, преамбула ЛК РФ 1997 г. определяла, что лес – это неразрывное соединение земли, лесных растений, животной фауны и других составляющих окружающей среды, имеющее большое значение в экономике, экологии и социуме. Страна регулирует и контролирует лесопользование с учетом сохранения стабильной экологической обстановки.

Согласно современному ЛК РФ от 04.12.2006 (ч. 1, ст. 8): «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». Для выполнения каких-либо действий предпринимателями или владельцами сельхозугодий на лесной территории, иными словами, реализовывать право пользования отдельным участком, ч. 1, ст. 71 данного кодекса устанавливает процесс получения гражданами, юр. лицами участков лесного фонда, имеющихся в непосредственной федеральной собственности, а именно на основании следующих документов:

Составление договора аренды на лесную землю

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Важные моменты при документальном оформлении арендных взаимоотношений

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)
Читать еще:  Гражданский кодекс продление договора аренды

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Так, возможные арендные сроки и цели установлены в ч. 8 ст. 39.8. ЗК РФ:

Указание целей – один из ключевых пунктов договора

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Если содержание документа будет противоречить фактическому использованию надела, муниципалитет или Министерство лесного хозяйства имеют право расторгнуть сделку или отказать в пролонгации.

Арендные ставки

По ст. 94 ЛК платность признается важным принципом использования лесных ресурсов в России. Договорная оплата аренды устанавливается в результате проведения аукциона (ст. 79 ЛК). Она подлежит изменению в зависимости от субъекта, вида использования надела, а также от проведения выборочных вырубок при лесозаготовках и различных рекреационных мероприятиях. При ценообразовании лучше ориентироваться на региональное, а не на федеральное законодательство.

Обязанности нанимателя в рамках действующего договора

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

Досрочное расторжение взаимоотношений

Даже длительная аренда может быть расторгнута раньше срока в одностороннем порядке, статья 74.1 ЛК РФ описывает изменение и расторжение договора аренды лесного участка, имеющегося в собственности федерации. Основными причинами прекращения действия договора могут послужить следующие установленные собственником нарушения:

  • несоблюдение вида пользования земель;
  • невнесение арендатором месячной платы (сроки устанавливаются индивидуально);
  • невыполнение нанимателем своих обязанностей по охране и рекреации лесных угодий.

Расторжение договора происходит путем направления собственником надела письменного извещения нанимателю. В случае отказа арендатора расторгнуть сделку наймодатель обращается в суд. При удовлетворении иска наниматель обязуется вернуть объект с прежними техническими характеристиками и в состоянии, пригодном для ведения хозяйства.

Вместе с договором аренды земельного участка оформляется передаточный акт. Аналогичный акт передачи подписывается при возвращении надела собственнику в судебном и обычном порядке. Если участники хотят продлить договор, они могут указать новые даты или условия в дополнительном соглашении.

Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Порядок оформления документации

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе;
  • кадастровый паспорт объекта;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Размер госпошлины при аренде лесных земель составляет 2 т. р. для физлиц, и 22 т. р. для компаний. Процедура регистрации через МФЦ идет 10 дней, после чего участники могут получить зарегистрированные договоры.

Правовое регулирование

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector