Antaurus.ru

Все про Недвижимость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торги на право заключения договора аренды

Приложение 1. Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 в название настоящего приложения внесены изменения

Приложение 1
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 10 февраля 2010 г. N 67

Правила
проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

С изменениями и дополнениями от:

20 октября 2011 г., 30 марта 2012 г., 24 декабря 2013 г., 3 мая 2017 г.

ГАРАНТ:

О применении настоящих Правил см. разъяснения ФАС России от 1 ноября 2011 г., от 5 июня 2012 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения

1. Настоящие правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 настоящее приложение дополнено пунктом 1.1

1.1. При проведении аукционов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (далее — Постановление N 333) пункт 3, подпункт 5 пункта 105, пункты 109, 110, 113, подпункты 3, 4 и 19 пункта 114, подпункт 2 пункта 121, подпункты 5 и 6 пункта 141 Правил не применяются.

2. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.

3. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2013 г. N 872/13 настоящее приложение дополнено пунктом 3.1

3.1. Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон о теплоснабжении) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2013, N 19, ст. 2330), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2013, N 19, ст. 2330).

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения

4. Организатором конкурсов или аукционов являются:

— при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее — собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

— при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», — уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

— при проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 333 — соответствующее федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.

6. Специализированная организация осуществляет указанные в пункте 5 настоящих Правил функции от имени организатора конкурса или аукциона. При этом права и обязанности возникают у организатора конкурса или аукциона.

7. Специализированная организация не может быть участником конкурса или аукциона, при проведении которых эта организация осуществляет функции, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

II. Комиссии по проведению конкурсов или аукционов

Правила проведения аукциона на право аренды земли и порядок заключения договора

В соответствии с действующим законодательством решение о передаче в аренду земли, относящейся к государственной или муниципальной собственности, должно приниматься на основании результатов аукциона. В связи с этим у граждан и юридических лиц возникают следующие вопросы – кто может участвовать в подобных торгах? Что для этого нужно? Как выглядит порядок проведения аукциона и выбор победителя? и т.д. Во всем этом поможет разобраться настоящая статья.

Правила проведения торгов за возможность заключения договора об использовании земли

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), договор аренды на землю, собственником которой является государство или муниципалитет, заключается на торгах, которые организуются в форме аукциона. В данном случае действуют следующие общие правила:

  • аукционы проводятся в открытой форме;
  • в лице организатора подобных торгов может выступать собственник такого имущества (государство), орган исполнительной власти конкретного субъекта РФ, представитель местного самоуправления и др.;
  • по решению организатора аукциона полномочия по его подготовке и проведению (составление документов, публикация извещений и т.д.) могут быть переданы сторонней организации на основании заключенного договора;
  • за организатором сохраняются права и обязанности (независимо от того, кто выполнял функции по подготовке и реализации мероприятия);
  • организация, которая была привлечена для проведения такого аукциона, не может одновременно выступать его участником;
  • в отношении юридических лиц или граждан может быть установлено требование о внесении задатка для участия в торгах, размер которого устанавливается организатором;
  • два и более земельных участка, являющихся государственной или муниципальной собственностью, не могут быть объединены в один лот аукциона.
Читать еще:  Договор аренды росреестр

Кто и на каком основании может участвовать?

Согласно п. 23 раздела IV Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 участниками аукциона на право заключения договора аренды в отношении государственной земли могут выступать:

  • любые юридические лица (независимо от формы собственности, территории нахождения, а также происхождения капитала);
  • все физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Таким образом, в настоящее время не требуется наличие каких-либо особых оснований для принятия участия в подобных торгах. Исключением являются только те случаи, когда речь идет о комплексном освоении территории. В данной ситуации участвовать в аукционе имеют право только юридические лица.

Помимо вышеизложенного, все претенденты должны отвечать следующим требованиям:

  • представить полный пакет необходимой документации;
  • внести задаток (если в условиях обозначено такое требование);
  • строго соблюдать условия заявки на участие (например, если участник предложит цену за аренду ниже изначально объявленной, он не будет допущен к аукциону);
  • в случае, если торги организуются только для представителей малого и среднего бизнеса, то претендент обязательно должен относится к такой категории организаций.

Какие документы нужны?

Полный перечень бумаг, которые потребуются потенциальному арендатору для участия в аукционе представлен в п. 1 ст. 39.12 ЗК РФ, согласно этому списку сюда входят следующие документы:

  • заявление на участие в торгах, соответствующее форме, указанной в извещении;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность (в случае, если заявителем является гражданин России);
  • нотариально заверенный перевод справки о государственной регистрации юридического лица (в случае, если участником торгов желает быть иностранная организация);
  • бумага, подтверждающая уплату задатка, оформленная в виде соглашения о его внесении.

Дополнительно представителям малого и среднего бизнеса необходимо будет также представить выписку из соответствующего реестра, подтверждающую принадлежность к данной категории организаций.

Прием документов на участие в аукционе за право заключения договора аренды в отношении государственной земли заканчивает за 5 дней до его начала.

Составление заявки на участие

Если проанализировать содержание ст. 39.12 ЗК РФ, то можно выделить следующие общие правила направления заявки на участие в торгах:

  • должна быть представлена организатору аукциона согласно форме, обозначенной в извещении;
  • в заявке обязательно указываются платежные реквизиты заявителя для возврата задатка (в случае, если он не выиграет торги);
  • заявитель может подать только одну заявку на участие;
  • если срок ее направления не соответствует установленному законодательством, то она возвращается претенденту в тот же день;
  • заявитель может отозвать направленную заявку, однако сделать это можно до окончания периода ее приема.

В целом же при составлении документа, инициирующего желание принять участие в таком аукционе, в его содержание должны быть включены следующие сведения:

  1. Номер и дату, направленного извещения.
  2. Название организации либо ФИО гражданина, желающего заключить договор аренды государственной или муниципальной земли.
  3. ФИО и реквизиты доверенности, выданной представителю для осуществления действий от имени заявителя (при необходимости).
  4. Выражение согласия на принятие участия в торгах (тут также следует указать кадастровый номер земельного участка, адрес, разрешенное использование и категорию, к которой относится земля).
  5. Согласие на внесение задатка с указанием банковских реквизитов в случае его возврата.
  6. Пометка о том, что заявитель уведомлен о времени отзыва заявки и дате проведение аукциона, ознакомлен с проектом договора и берет на себя обязательность заключить его в течение 5 дней после подписания соответствующего протокола (в случае, если выиграет аукцион).
  • Скачать бланк заявки на участие в аукционе на право аренды земельного участка
  • Скачать образец заявки на участие в аукционе на право аренды земельного участка

Когда заявитель не допускается?

В соответствии с п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не будет допущен к участию в аукционе при наличии следующих обстоятельств:

  • непредставление полного пакета документов, необходимых для участия, или же выявление факта подачи заявителем ложный сведений о себе;
  • невнесение задатка к моменту принятия решения о приеме либо отклонении поступивших заявок;
  • подача заявки лицом, которое в соответствии с положениями действующего законодательства, не имеет права участвовать в подобных торгах (например, возбуждено дело о ликвидации организации, в ближайшее время планируется прекращение ее деятельности и т.д.);
  • если было обнаружено, что претендент на заключение договора аренды государственной земли числится в реестре недобросовестных участников аукциона.

Как определяют победителя?

Определение победителя торгов производится по следующему принципу (п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ):

  • выигрывает аукцион организация (гражданин, ИП), которая предложила максимальную арендную плату за землю;
  • если речь идет об участке, предназначенном для комплексного освоения территории, то победителем становится участник, который предложит самый большой размер первого арендного платежа.

Итоги аукциона оформляются в рамках соответствующего протокола, один экземпляр которого направляется победителю, а второй остается у лица, занимавшегося организацией торгов.

Что если победитель уклонился от сделки?

Иногда происходят ситуации, когда победитель аукциона уклоняется от заключения договора аренды государственной земли либо вовсе отказывается от предоставленного права. В законе предусмотрены подобные случаи. Так, согласно п. 27 ст. 39.12 ЗК РФ победители, уклонившиеся от права заключения договора аренды в отношении земли, вносятся в специальную базу, которая имеет название – реестр недобросовестных участников торгов.

В данный реестр вносится следующая информация о победителе, отказавшемся выполнять условия аукциона (п. 29 ст. 39.12 ЗК РФ):

  • название и место нахождения организации или ФИО и адрес гражданина;
  • ИНН недобросовестного участника или же его аналог, действующий в другом государстве (если речь идет об иностранной организации);
  • точная дата и время проведения аукциона на право заключения договора аренды в отношении государственных земель;
  • дата внесения сведений в реестр.

Порядок составления и подписания договора

В течение 10 дней с момента оформления протокола об итогах аукциона уполномоченное лицо направляет в адрес победителя 3 копии проекта договора аренды земли, содержащего необходимые подписи. В свою очередь последний должен выполнить следующие действия:

  1. ознакомиться c договором;
  2. подписать все 3 эго экземпляра;
  3. отправить назад.

В случае, если документ (включая копии) не будет подписан по истечении 30 дней с момента его направления, то уполномоченный орган предложит его заключить другому участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение по цене за аренду земли. В случае, если и это лицо не захочет подписывать договор, то тогда торги будут проведены повторно.

Задаток, внесенный победителем, не возвращается ему, однако засчитывается в счет платы за аренду земли (п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ).

Как проводятся торги по инициативе местного самоуправления?

В случае, если инициатором проведения торгов будет выступать местное самоуправление, то все мероприятия будет проводиться следующим образом(п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ):

  1. Начинаться все будет с разработки и утверждения схемы расположения участка земли (в том случае, если он еще не выделен и в отношении него не был разработан проект межевания).
  2. Следующим этапом будет проведение кадастровых работ.
  3. Проведение кадастрового учета в отношении земельного участка, а также внесение сведений о собственнике в Росреестр. Все эти процедуры осуществляются на основании заявления уполномоченного органа государственной власти.
  4. Далее выносится решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земли, собственником которой выступает государство.
  5. Публикация извещения о предстоящем событии на официальном сайте РФ, предназначенном для размещения подобной информации. Сделано это должно быть за 30 дней до предполагаемой даты аукциона. Причем обязательно должен быть приложен проект договора аренды земельного участка.В извещение должна быть включена следующая информация:
    • сведения об лице, являющемся организатором торгов, а также уполномоченном органе с указанием реквизитов положительного решения о проведении аукциона;
    • адрес, день и время проведения мероприятия;
    • характеристика предмета сделки, его начальная цена и «шаг аукциона»;
    • порядок и форма подачи заявки;
    • размер задатка;
    • время действия договора аренды, а также ее ежегодная стоимость;
    • льготы по арендной плате согласно Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
  6. Прием и рассмотрение заявок от претендентов, а также подготовка соответствующего протокола.
  7. Уведомление потенциальных участников аукциона о принятом решении. Это необходимо сделать в течении дня, следующего за подписанием протокола.
  8. Проведение аукциона, оформление протокола и его размещение на официальном сайте.
  9. Возврат задатков участникам, которые не выиграли право заключения договора аренды. Это должно быть сделано в течение 3 дней с момента подписания протокола.
  10. Подписание и направление проекта договора аренды (в 3 экземплярах) победителю аукциона.
Читать еще:  Порядок прекращения договора аренды

По инициативе физического или юридического лица

Согласно действующему законодательству инициировать проведение аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в государственной собственности, также могут и сами участники, то есть физические и юридические лица или ИП. В этом случае общий порядок проведения торгов будет иметь следующий вид (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ):

    Заинтересованное лицо должно подготовить схему размещения участка земли (при необходимости).

Как это проходит в электронной форме?

В п. 1 ст. 39.13 ЗК РФ написано, что аукцион на заключение договора аренды в отношении земли, являющейся собственностью государства или муниципалитета, проводится в электронной форме. Исключением являются лишь те случаи, когда речь идет об участке, предназначенном для:

  • строительства жилья;
  • ведения личного хозяйства;
  • осуществления деятельности фермерским хозяйством и т.д.

В случае проведения электронного аукциона размещение на официальном сайте соответствующего извещения не требуется. При этом основным документом, регламентирующим порядок проведения торгов такой формы, является Закон РФ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Подытоживая вышесказанное можно отметить, что передача государственной земли в аренду осуществляется путем проведения торгов в виде аукциона. При этом инициировать данный процесс может как орган самоуправления, так и организации, физические лица (в том числе иностранные) или индивидуальные предприниматели.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Аренда муниципального или федерального имущества. Аренда государственной недвижимости

Аренда муниципального или федерального имущества считается отличной альтернативой соответствующему договору аренды с собственником — коммерческой организацией. Предприниматели действуют из тех соображений, что так как муниципальные и государственные органы ничего не затратили на приобретение сдаваемой в аренду собственности то и арендная ставка будет не высокой. Привлекает коммерсантов и то, что договор, основанный на торгах более легитимный, то что он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекает неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды. АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Но есть еще и «ложка дегтя». Первое это то что начальная выставляемая на аукцион арендная ставка рассчитывается независимым оценщиком на основании рыночных ставок, а далее еще идет аукцион, где представляются ценовые предложения. А иногда такие, которые намного выше рыночных ставок. Достаточно часто после аукциона проигравшие произносят: «Да это НЕВОЗМОЖНО! Я знаю экономику этого бизнеса! Они точно разорятся с такой арендной платой!»

Еще одна особенность заключается в том, что сдающее в аренду свое помещение коммерческая организация, как правило представляет дополнительные сервисы, как-то: охрана, клининг, техобслуживание, я уже не говорю о наличии ремонта помещения, вентиляции и кондиционирования. Как правило у помещений, находящихся в гос. Собственности, сдающихся впервые, таких приятных опций нет. Если конечно предыдущий арендатор об этом не позаботился и не оставил. Длительность же арендного договора при определенных обстоятельствах может сработать и в минус. Например, при понижении рыночных ставок на аренду помещений. В тех случаях, когда в процессе эксплуатации оказалось, что у Вас излишки площадей и Вы хотите часть сдать, или, Вы захотели перезаключить на другое юридическое лицо арендный договор, или захотели сменить профиль деятельности организации, а помещение только конкретного назначения. Передать часть площади в субаренду весьма затруднительно. Переуступка права аренды возможно только через смену учредителей, что не всегда реально.

Есть случаи, когда у предпринимателя альтернативы нет. Найти помещение под офис или магазин можно у частных компаний. А поставить без разрешения городских властей палатку около метро или автомат по продаже напитков в подземном переходе невозможно. Необходимо проходить обязательную конкурентную процедуру, подавать и подписывать электронной подписью заявку через официальный сайт, оплачивать задаток, и совершать еще много иных действий, связанных с участием в торгах.

Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Статья устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества устанавливается в приказе Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Конечно существуют исключения, при которых при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества не требуется проведение торгов. Все эти исключения предусмотрены в ст.17.1. Закона о защите конкуренции. Если коротко, то это случаи, которые регулируются Земельным, Лесным или водными кодексами, законом о недрах и концессиях. Второе исключение — это созданные образовательными организациями предприятия, которые занимаются внедрением результатов ноу-хау с вкладом в уставный капитал интеллектуальной деятельностью и запретом на сдачу в субаренду. Далее — это предоставление прав владения и пользования на основании международных договоров России. А также случаи предоставления имущества для ведения уставной деятельности некоммерческим организациям, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предприятиям для размещения сетей связи, объектов почтовой связи.

Необходимо заметить, что помимо таких сделок, как аренда государственного и муниципального имущества существуют договора безвозмездного пользования, договора на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается контрагенту в лице предприятия на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя. Но это отдельная тема для отдельной статьи.

Читать еще:  Предоставление лесного участка в аренду

Предприниматели должны обратить внимание, что документация об аукционе на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества может содержать:

Требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества.

Требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик.

Требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

При этом любое предприятие имеет право участвовать в торгах независимо от квалификации и опыта на рынке. Нет никаких ограничений в этом плане. В документацию об аукционе на аренду муниципального имущества не допускается включение:

Требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы).

Требований к деловой репутации участника аукциона.

Требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Таким образом, аренда государственного и муниципального имущества для предпринимателей в последние годы стала доступней, не смотря на то что злоупотреблений в этой сфере еще предостаточно.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Торги проводятся в форме конкурсов и аукционов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее Правила).

Торги проходят в несколько этапов:

  • извещение о проведении конкурса (аукциона),
  • разработка конкурсной документации и документации об аукционе,
  • подача и рассмотрение заявок,
  • торги,
  • заключение договора по результатам торгов.

Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

  • требования к участникам торгов,
  • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах,
  • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

  • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях,
  • заявитель не представил необходимые документы,
  • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения,
  • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

Совет

Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренции, Правилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в информационном сообщении.

По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов. В законодательстве предусматриваются последствия уклонения сторон от подписания такого протокола (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Так, если от подписания протокола уклоняется организатор, то участник торгов вправе взыскать двойной задаток, а также убытки, причиненные участием в торгах, в части, которая превышает сумму задатка. Если же от подписания протокола уклоняется победитель торгов, задаток ему не возвращается. Целью задатка, который вносится на торгах, является подтверждение серьезности намерения заявителя участвовать в торгах.

При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только участникам, но и победителю торгов, а также участникам, отозвавшим свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 58, 100, 128, 134, 147 Правил).

С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101 и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector