Antaurus.ru

Все про Недвижимость
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фильм гараж кооператив

Гараж

  • Жанры : Мелодрамы, Комедии
  • Год создания : 1979
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 101 мин.

Актёры и команда 20

Фото 48

Видео 7

Сюжет фильма Гараж

Очередное собрание членов гаражно-строительного кооператива «Фауна«, состоящего из сотрудников НИИ Охраны животных от окружающей среды, до поры до времени проходило так же, как и большинство предыдущих. Председатель правления, ветеринар Сидорин (Валентин Гафт) и заместитель директора НИИ Аникеева (Ия Саввина) рассказали о ходе работ и о предстоящих расходах, затем секретарь Алла Петровна (Алла Будницкая) отчиталась о проделанной работе, несколько пунктов повестки дня поставили на голосование.

Но когда все уже собирались расходиться по домам, Сидорин поведал еще об одном чрезвычайно деликатном и важном вопросе. Дело в том, что согласно принятому плану городского строительства на следующий год, по территории строящегося кооператива должна пройти скоростная магистраль, в связи с чем гаражный комплекс требовалось сократить на четыре бокса. Иными словами, из числа пайщиков «Флоры» требовалось исключить четырех человек.

Но кого именно выбрать? Ведь каждый из собравшихся потратил немало времени и средств на возведение столь желанного во времена тотального дефицита гаража, и никто, кончено же, не собирался отказаться от заветного приобретения. Обсуждение кандидатур «счастливчиков» затянулось на долгие часы и вызвало ожесточенные споры, в ходе которых приличные, образованные, хорошо знающие друг друга люди стали, за редким исключением, вести себя цинично и подло.

История создания фильма Гараж

Замысел картины появился у Эльдара Рязанова после того, как он побывал на заседании гаражного кооператива сотрудников студии «Мосфильм«. Отправляясь на собрание, режиссер рассчитывал провести на собрании минут 30-40, но вернулся домой лишь сутки спустя, в шоковом состоянии от увиденного.

Эльдар Александрович был потрясен тем, как деятели искусства, имеющие репутацию порядочных и интеллигентных людей, стали вести себя, когда речь зашла о том, что кому-то из них придется отказаться от желанного гаража. Чтобы не оказаться в числе обделенных, пайщики, среди которых были и те, чьи имена известны всей стране и за рубежом, не задумываясь опускались до оскорблений, подлости, предательства.

Не меньше переживаний и душевных страданий вызвало у Рязанова тот факт, что, сам он, поддавшись общим настроениям, не вступился за тех, кто лишился гаражей. Таким образом, «Гараж» – своеобразная попытка загладить свою вину за свое недостойное поведение.

Придя в себя, Рязанов поделился планами о создании новой ленты со своим давним соавтором Эмилем Брагинским, который поддержал режиссера в его начинании, тем более что ему самому была очень близка затронутая тема: Брагинский на протяжении ряда лет входил в состав правления гаражного кооператива и знал немало подобных историй.

Работа над «Гаражом» шла по-стахановски: съемочный период длился всего 24 дня. Такие ударные темпы объясняются тем, что Рязанову удалось «отпросить» актеров из их театров на съемки своего фильма всего на месяц.

Чтобы ускорить процесс, каждую мизансцену снимали сразу тремя камерами, и уже при монтаже оставляли наиболее удачные фрагменты. Такая методика потребовала и от актеров максимальной собранности и внимания, ведь при таком способе съемке не было традиционных первого плана и фона, поэтому весь исполнительский ансамбль, в который входило около трех десятков человек, каждый эпизод играл в полную силу.

В качестве декораций Эльдаром Рязановым, по его словам, был выбран один из залов зоологического музея, чтобы разнообразить происходящее живописными экспонатами, ведь действие полуторачасовой картины разворачивается в замкнутом помещении и с участием одних и тех же персонажей.

Интересные факты о фильме Гараж

— На роль председателя кооператива Сидорина Рязанов сначала пригласил Александра Ширвиндта, но актер был сильно занят работой в Театре Сатиры. Геннадий Хазанов, к которому затем обратился режиссер, отказался от участия в картине, а Олега Басилашвили не отпустили на съемки из Ленинграда. В конечном итоге роль досталась Валентину Гафту.
— По словам Эльдара Рязанова, то, что герой Андрея Мягкова заговорил лишь в конце фильма, — своеобразная месть режиссера актеру. Во время работы над предыдущей своей лентой «Служебный роман» Рязанов предложил одно из своих стихотворений в качестве текста песни, но не признался, что сам написал его, а сказал, что это одно из ранних произведений английского поэта Уильяма Блейка (William Blake). Песня «У природы нет плохой погоды. «, ставшая впоследствии одним из кинохитов советской эпохи, не понравилась только Мягкову, которому показалось, что стихам не хватает изящества. «За отсутствие интуиции он был наказан», — шутя признался в своей книге воспоминаний Рязанов. — «В следующем фильме, „Гараж“, я предложил ему „немую“ роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее».
— Как и во всех своих картинах, в «Гараже» Эльдар Рязанов сыграл эпизодическую роль – проспавшего все собрание начальника отдела насекомых, которому в финале фильма достался несчастливый жребий.

Съемочная группа фильма Гараж

Режиссер фильма Гараж: Эльдар Рязанов
Авторы сценария фильма Гараж: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
В ролях: Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Леонид Марков, Вячеслав Невинный, Анастасия Вознесенская, Глеб Стриженов и другие
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров

Дата премьеры фильма Гараж: 10 марта 1980 года

Гараж

  • Жанры : Мелодрамы, Комедии
  • Год создания : 1979
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 101 мин.

Актёры и команда 20

Фото 48

Видео 7

Сюжет фильма Гараж

Очередное собрание членов гаражно-строительного кооператива «Фауна«, состоящего из сотрудников НИИ Охраны животных от окружающей среды, до поры до времени проходило так же, как и большинство предыдущих. Председатель правления, ветеринар Сидорин (Валентин Гафт) и заместитель директора НИИ Аникеева (Ия Саввина) рассказали о ходе работ и о предстоящих расходах, затем секретарь Алла Петровна (Алла Будницкая) отчиталась о проделанной работе, несколько пунктов повестки дня поставили на голосование.

Но когда все уже собирались расходиться по домам, Сидорин поведал еще об одном чрезвычайно деликатном и важном вопросе. Дело в том, что согласно принятому плану городского строительства на следующий год, по территории строящегося кооператива должна пройти скоростная магистраль, в связи с чем гаражный комплекс требовалось сократить на четыре бокса. Иными словами, из числа пайщиков «Флоры» требовалось исключить четырех человек.

Но кого именно выбрать? Ведь каждый из собравшихся потратил немало времени и средств на возведение столь желанного во времена тотального дефицита гаража, и никто, кончено же, не собирался отказаться от заветного приобретения. Обсуждение кандидатур «счастливчиков» затянулось на долгие часы и вызвало ожесточенные споры, в ходе которых приличные, образованные, хорошо знающие друг друга люди стали, за редким исключением, вести себя цинично и подло.

История создания фильма Гараж

Замысел картины появился у Эльдара Рязанова после того, как он побывал на заседании гаражного кооператива сотрудников студии «Мосфильм«. Отправляясь на собрание, режиссер рассчитывал провести на собрании минут 30-40, но вернулся домой лишь сутки спустя, в шоковом состоянии от увиденного.

Эльдар Александрович был потрясен тем, как деятели искусства, имеющие репутацию порядочных и интеллигентных людей, стали вести себя, когда речь зашла о том, что кому-то из них придется отказаться от желанного гаража. Чтобы не оказаться в числе обделенных, пайщики, среди которых были и те, чьи имена известны всей стране и за рубежом, не задумываясь опускались до оскорблений, подлости, предательства.

Читать еще:  Как зарегистрировать гараж в бти

Не меньше переживаний и душевных страданий вызвало у Рязанова тот факт, что, сам он, поддавшись общим настроениям, не вступился за тех, кто лишился гаражей. Таким образом, «Гараж» – своеобразная попытка загладить свою вину за свое недостойное поведение.

Придя в себя, Рязанов поделился планами о создании новой ленты со своим давним соавтором Эмилем Брагинским, который поддержал режиссера в его начинании, тем более что ему самому была очень близка затронутая тема: Брагинский на протяжении ряда лет входил в состав правления гаражного кооператива и знал немало подобных историй.

Работа над «Гаражом» шла по-стахановски: съемочный период длился всего 24 дня. Такие ударные темпы объясняются тем, что Рязанову удалось «отпросить» актеров из их театров на съемки своего фильма всего на месяц.

Чтобы ускорить процесс, каждую мизансцену снимали сразу тремя камерами, и уже при монтаже оставляли наиболее удачные фрагменты. Такая методика потребовала и от актеров максимальной собранности и внимания, ведь при таком способе съемке не было традиционных первого плана и фона, поэтому весь исполнительский ансамбль, в который входило около трех десятков человек, каждый эпизод играл в полную силу.

В качестве декораций Эльдаром Рязановым, по его словам, был выбран один из залов зоологического музея, чтобы разнообразить происходящее живописными экспонатами, ведь действие полуторачасовой картины разворачивается в замкнутом помещении и с участием одних и тех же персонажей.

Интересные факты о фильме Гараж

— На роль председателя кооператива Сидорина Рязанов сначала пригласил Александра Ширвиндта, но актер был сильно занят работой в Театре Сатиры. Геннадий Хазанов, к которому затем обратился режиссер, отказался от участия в картине, а Олега Басилашвили не отпустили на съемки из Ленинграда. В конечном итоге роль досталась Валентину Гафту.
— По словам Эльдара Рязанова, то, что герой Андрея Мягкова заговорил лишь в конце фильма, — своеобразная месть режиссера актеру. Во время работы над предыдущей своей лентой «Служебный роман» Рязанов предложил одно из своих стихотворений в качестве текста песни, но не признался, что сам написал его, а сказал, что это одно из ранних произведений английского поэта Уильяма Блейка (William Blake). Песня «У природы нет плохой погоды. «, ставшая впоследствии одним из кинохитов советской эпохи, не понравилась только Мягкову, которому показалось, что стихам не хватает изящества. «За отсутствие интуиции он был наказан», — шутя признался в своей книге воспоминаний Рязанов. — «В следующем фильме, „Гараж“, я предложил ему „немую“ роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее».
— Как и во всех своих картинах, в «Гараже» Эльдар Рязанов сыграл эпизодическую роль – проспавшего все собрание начальника отдела насекомых, которому в финале фильма достался несчастливый жребий.

Съемочная группа фильма Гараж

Режиссер фильма Гараж: Эльдар Рязанов
Авторы сценария фильма Гараж: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
В ролях: Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Леонид Марков, Вячеслав Невинный, Анастасия Вознесенская, Глеб Стриженов и другие
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров

Дата премьеры фильма Гараж: 10 марта 1980 года

Какую вину хотел искупить Рязанов фильмом «Гараж»

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» вышел на экраны в 1980 году. Как и остальные комедии Рязанова, «Гараж» моментально стал популярным, реплики его героев разошлись на цитаты. И сегодня мы не устаем с интересом пересматривать эту ленту снова и снова, не задумываясь над тем, какие неожиданные истории происходили во время съемок. Накануне юбилея режиссера EG.RU вспоминает, какая реальная ситуация послужила появлению фильма и почему «Гараж» получился именно таким, каким мы его знаем.

Рязанов описал собрание гаражного кооператива «Мосфильма»

Сюжет был взят режиссером из жизни. Ему довелось присутствовать на собрании сотрудников «Мосфильма» — членов гаражного кооператива. И Рязанова потрясло то, что он там увидел и услышал: люди, которых он хорошо знал и считал порядочными, отстаивали свои интересы, начисто забыв о совести и чести, пуская в ход самые гнусные козыри.

На свет выглянули их настоящие лица — уродливые, трусливые, равнодушные и бесчестные. Об этом режиссер написал позднее в своей книге, которую он назвал «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги».

Рязанов сам поддался влиянию бессовестных людей

Но самым большим потрясением для Эльдара Александровича стало то, что он сам ни словом не вступился за обиженных на собрании, где происходили события, легшие в основу сценария. Он все понимал и чувствовал, что должен хоть что-то сказать, — но так и не сказал. Не отважился. И люди по несправедливому решению «большинства» лишились необходимых им гаражей. Профессор Смирновский в фильме, в самом конце высказавшийся по совести, — это сам Рязанов. Режиссер хотя бы так посчитал себя обязанным вступиться за обиженных.

Рязанов в фильме наказал себя

В своих фильмах Рязанов нередко исполнял эпизодические и второстепенные роли. Вот и в «Гараже» он сыграл начальника отдела насекомых — он проспал все собрание и очнулся только к концу, когда все было решено и ему достался несчастливый билет.

Так режиссер «наказал» себя за проявленную в реальности слабость и нерешительность.

Кадр из фильма «Гараж»

Декорации фильма — не музей, а павильон

Необычные и даже странные декорации фильма — чучела животных — были выбраны Рязановым не только для того, чтобы продемонстрировать «нечеловеческое» поведение людей, но, главным образом, чтобы как-то разнообразить картинку в кадре — ведь весь фильм снимался в закрытом помещении.

По сценарию действие происходит в НИИ охраны животных от окружающей среды. В реальности местом съемок стали павильоны «Мосфильма».

Кадр из фильма «Гараж»

Фильм был снят всего за 24 дня

Рязанов собрал в своем фильме одних только «звезд» — очень востребованных артистов, которых «со скрипом» отпустили из театров и которые могли сниматься не больше месяца подряд.

Чтобы уложиться в жесткий график, кино снимали одновременно тремя камерами, с разных точек. Актеры не могли знать, какой из моментов попадет в фильм, когда и кто из них будет показан крупным планом, и всем приходилось постоянно играть «в полную силу», без скидок.

Для Ахеджаковой была специально написана роль

Режиссер решил, что актеры в фильме должны быть максимально похожими на реальных прототипов. Роль справедливой матери-одиночки он написал «под Ахеджакову», которая тогда только приобретала популярность и была даже слегка напугана такой скандальной ролью.

Кадр из фильма «Гараж»

Вместо Гафта мог играть Ширвиндт

Председателя гаражного кооператива даже звали так же, как Гафта, — Валентином. Но изначально его роль должен был играть Александр Ширвиндт.

Гафта пригласили, когда стало ясно: Ширвиндт просто не может выделить столько времени для съемок, ничего не получится, потому что он слишком занят в театре.

Кадр из фильма «Гараж»

Читать еще:  Как переделать гараж в доме в комнату

Ольга Остроумова попала в фильм случайно

Актриса в то время отчаялась устроить ребенка в детский сад. Она решила обратиться к Рязанову и пришла в съемочный павильон. И тут же получила роль! После фильма Ольга Остроумова стала получать множество приглашений и ее карьера резко пошла вверх.

Правда, с детским садом Рязанов ей помочь не смог. Зато съемки в его фильме принесли Ольге не только популярность, но и большую любовь — там начались их отношения с Валентином Гафтом. Они поженились лишь спустя 20 лет, но влюбился в нее Гафт именно там, в павильонах «Мосфильма», на съемках «Гаража».

Кадр из фильма «Гараж»

Как Рязанов отомстил Мягкову

Андрей Мягков не оценил стихов Рязанова, написанных им для фильма «Служебный роман» — «У природы нет плохой погоды». Режиссер решил скрыть свое авторство, приписав стихи английскому поэту Уильяму Блейку. Мягков во всеуслышание заявил, что строчкам недостает изящества.

Рассказывали, что Рязанова это высказывание обидело, и он по-своему, по-режиссерски, отомстил артисту: герой Мягкова в «Гараже» лишился голоса.

Кадр из фильма «Гараж»

Демидова и Тихонов отказались сниматься

ВячеславТихонов был уверен: такую «антисоветскую» ленту никто не выпустит на экран, и не захотел тратить время на съемки. А для Аллы Демидовой оказалось невозможным сыграть неприятную хамку — директрису рынка, и она отказалась.

Брежнев помог картине выйти на экраны

Рязанов и сам понимал: в «Гараже» показаны настолько неприглядные качества «советского человека», что вряд ли фильму дадут зеленую улицу, но все равно упорно снимал так, как считал нужным.

А потом произошло то, что можно считать чудом: на очередном пленуме ЦК КПСС Леонид Брежнев призвал подвергать беспощадной критике общественные недостатки. Получалось, что «Гараж» снят очень вовремя — буквально «во исполнение» слов Брежнева!

Ие Саввиной «Гараж» не понравился

Актриса Ия Саввина играла в фильме роль заместительницы директора НИИ. И после премьеры она подошла к Рязанову и сказала, что разочарована — фильм ей совсем не понравился. Конечно, режиссер очень обиделся на такую бесцеремонность.

А сам Рязанов сразу сказал: ему хочется, чтобы этот фильм как можно скорее устарел, то есть чтобы показанные в нем недостатки ушли в прошлое.

Кадр из фильма «Гараж»

История создания фильма «Гараж»

Жанр:комедия, трагикомедия

Типичная история для 70-80 годов, когда коллектив собирался для того, чтобы решить важнейший вопрос по справедливости: кому дать право на ту или иную собственность. Действие фильма развивается в течении одной ночи в зоологическом музее научно-исследовательского института, где собрались члены гаражного кооператива решить проблему сокращения списка пайщиков…

В фильме снимались: Лия Ахеджакова , Ия Саввина, Светлана Немоляева , Валентин Гафт , Георгий Бурков , Вячеслав Невинный, Андрей Мягков , Леонид Марков, Игорь Костолевский , Ольга Остроумова, Анастасия Вознесенская , Глеб Стриженов , Мария Виноградова , Борислав Брондуков , Семён Фарада, Алла Будницкая
Режиссер: Эльдар Рязанов
Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров
Художник: Александр Борисов
Премьера фильма состоялась:10 марта 1980

В одном боксе стояли кадки с квашеной капустой и солеными огурцами; в другом — банки с краской, рулоны обоев и кисти; в третьем — детские санки и старые лыжи; в четвертом — музыкальный центр, и стены там были оклеены плакатами с изображением эстрадных звезд. А общая территория гаражного кооператива служила настоящим мужским клубом — не зря мужики пропадали там все свободное время.

На съёмках фильма «Гараж»

Вступить в кооператив было сложнее, чем купить машину, хотя и за ней приходилось годами стоять в очереди. Вот почему так яростно борются за свою железобетонную коробку герои комедии Эльдара Рязанова, когда им объявляют, что в связи со строительством скоростной магистрали линия гаражей должна сократиться на четыре бокса и, стало быть, четырех пайщиков надо вычеркнуть из списка.

Эльдар Александрович про эти страсти знал не понаслышке — сам стал их свидетелем, когда вступил в гаражно-строительный кооператив, пришел однажды на собрание и вернулся домой буквально оглушенный. «Среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными, — вспоминал он. — Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».

На съёмках фильма «Гараж»

Однако ж и он повел себя тогда не лучшим образом — не заступился за обиженных, но сам с собой за то рассчитался довольно сурово: вывел в лице профессора Смирновского (в фильме его сыграл Леонид Марков), который отмолчался, боясь, как бы самому не пострадать.

Правда, к концу фильма в нем заговорила совесть… (Кстати, как и у Смирновского, дочь Рязанова тоже окончила филфак МГУ, и машина у нее тоже была.) И уж окончательно наказал себя Рязанов за трусливое молчание в образе «счастливого нашего» тем, что проспал весь сыр-бор на чучеле бегемота — за это ему и достается в финале роковой билетик с крестиком.

На съёмках фильма «Гараж»

Сценарий они писали вместе с Эмилем Брагинским. Им-то делить было нечего, условия тандем обозначил для себя с самого начала: в титрах стоять по алфавиту, гонорар поровну, а работать поочередно — день в доме у одного, день у другого.

А еще соавторы приняли «правило вето»: если одному что-то не нравится, то второй в позу не становится, а спокойно вычеркивает рожденное в творческих муках.

Потому и просуществовал их союз больше четверти века. Про заседание кооператива Рязанов рассказал Брагинскому на следующее же утро. Особого удивления он своим рассказом не вызвал; Брагинский состоял в правлении жилищного кооператива и сам мог много чего вспомнить насчет его деятельности. Так что решено было немедленно писать сценарий.

Они, конечно, понимали, что рождается у них, как тогда говорили, «непроходняк» — густой замес из тех острейших проблем, про которые все знали, но обсуждали только у себя на кухне. Тут и дефицит, на котором наживаются те, кто на нем «сидит», и привилегии для немногих избранных, и бесправие простых людей, и гнусная покорность «молчаливого большинства», и униженность ветеранов-фронтовиков. Словом, получается модель советского общества, и очень даже неприглядная.

Чтобы фильм включили в производственный план, сначала надо было утвердить в Госкино сценарий. Соавторы предусмотрительно не все острые реплики в него вставили, да и кое-что потом родилось прямо на съемочной площадке, но все равно редакторы и начальники читали его с пристрастием, обращая внимание не только на диалоги, но и на пояснительный текст. А в нем была, к примеру, такая ремарка: «Аникеева (ее потом сыграла Ия Саввина) — заместитель председателя. Тот самый заместитель, который на самом деле главнее председателя.

На съёмках фильма «Гараж»

То, что называют «серый кардинал». Надо сказать, что никакого особого подтекста в это определение авторы не вкладывали. Им даже в голову не пришло, что «серым кардиналом» называли тогда всемогущего идеолога партии Михаила Суслова. Но ушлые цензоры моментально среагировали и велели ремарку убрать.
Соавторы без всякой душевной боли ее сняли, она ровным счетом ничего не меняла. Вообще многое из того, что «вычитывали» потом в фильме зрители и критики, вовсе не задумывалось авторами.

Читать еще:  Кооперативный гараж документы

К примеру, уж как только не трактовали «фауну», в антураже которой разворачивается действие! Говорили, что это образ страны, которая закоснела в своем развитии, что люди в ней омертвели и превратились в чучела, и наоборот, что животные больше похожи на людей…

А сами-то Рязанов с Брагинским думали только про то, что скучное замкнутое пространство вроде конференц-зала или красного уголка ЖЭКа, где чаще всего подобные собрания проходили, уж больно уныло выглядит, надо бы как-то разнообразить интерьер — тут и припомнился зоомузей с его забавными чучелами, который в одном из павильонов «Мосфильма» превратился в НИИ охраны животных от окружающей среды.

На съёмках фильма «Гараж»

Так вот, утвердить сценарий удалось, и Рязанов, уже как режиссер-постановщик, принялся сколачивать «коллектив пайщиков». Актеров он, как всегда, выбирал первостатейных, а они обычно под завязку заняты у себя в театре.

Рязанов включил личное обаяние, дружеские связи и сам обошел всех худруков: за Светлану Немоляеву хлопотал у гневливого Андрея Гончарова, за Лию Ахеджакову — у строгой Галины Волчек, за Ию Саввину — у принципиального Олега Ефремова. Он подбирал актеров в соответствии с ролью, которую им придется играть, чтобы, как говорится, не «на сопротивление» работали, а по душе.

Без Ахеджаковой, например, Рязанов вообще фильм не мыслил; именно на нее писалась роль матери-одиночки Малаевой, у которой такое чувство собственного достоинства обнаруживается, такое чувство справедливости, какие, как Рязанов хорошо знал, свойственны самой актрисе.

В роли механика Фетисова они с Брагинским видели Георгия Буркова. Ведь только он мог так простодушно выпалить: «Я за машину родину продал!» — чтобы зритель, на секунду испытав шок, облегченно рассмеялся, услышав продолжение рассказа о родине.

А так тонко, так достоверно сыграть безумие жены Гуськова, чтобы пайщики устыдились, а зрители прослезились, могла только Немоляева. Однако не всех удалось «отбить»: Александр Ширвиндт так и не смог вступить в этот «звездный кооператив».

Зато когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова подсказала, что в соседнем павильоне «Мосфильма» снимается Валентин Гафт. Он и занял место Ширвиндта, сыграв элегантного прохиндея Сидорина. Мало того — судьбу свою нашел! На съемках познакомился с Ольгой Остроумовой (она дочку профессора изображала), и встреча не прошла бесследно. Правда, тогда оба состояли в законном браке, но в 1996 году поженились.

Рязанов клялся худрукам, что ненадолго «одалживает» театральных звезд, всего на полтора месяца. И слово свое сдержал. Редкий случай в кинематографе — снимали «Гараж» в хронологическом порядке, от начала к концу, будто пьесу в театре играли. Только очень длинную — в 24 съемочных дня. Для экономии времени снимали одновременно с трех камер; актеры не знали, кто в данный момент окажется в фокусе, поэтому им приходилось всегда быть начеку и из ролей не выходить.

Так что вскоре стали чувствовать себя одной семьей. Атмосфера царила дружеская, но дружба дружбой, а дисциплину Рязанов держать умеет. Чтобы артисты не расслаблялись, Рязанов объявил, что будет отбирать лучшие кадры, а кому не хочется лишний раз засветиться на крупном плане! Кроме того, стращал тем, что, если кто выступит неудачно, реплику отберет и отдаст другому.

Все знали, что это не пустые слова, Рязанов вправду мог наказать: живой пример был перед глазами. За пару лет до съемок «Гаража» Андрей Мягков неосторожно высказался насчет стихов, сочиненных Рязановым для песни в «Служебном романе», — «У природы нет плохой погоды». Рязанов свое авторство скрывал, выдал стихи за сочинение английского поэта-классика Уильяма Блейка.

Всем они понравились, и только Мягков отозвался уклончиво — мол, можно бы и поизящнее что-нибудь отыскать. В результате в «Гараже» лишился голоса — только в самом конце его герой получил возможность выкрикнуть свое слово. Ну а сам Мягков получил компенсацию за потерянный голос: на роль эффектной хамки — директорши рынка Кушаковой — Рязанов пригласил его жену Анастасию Вознесенскую; супруги очень не любят расставаться и рады были возможности работать на одной площадке.

Итак, на съемках все выкладывались по полной, но, конечно, случались и «нештатные ситуации», которые разрешались приступами режиссерского… бешенства. Лия Ахеджакова вспоминала: «Кто-то во время сцены Немоляевой, когда та по роли сходит с ума, разговаривал. А эта сцена не давалась в сценарии, и Рязанов очень волновался… А тут еще за декорацией голос — то громкий, то тихий, то шипящий, то хихикающий.

Тогда Эльдар Александрович вдруг развернулся всей своей массой, сшиб декорацию и несколько фонарей, побежал и закричал такое нецензурное и непечатное!» А на следующий день он проснулся с температурой 41 градус — сам же больше других от своего «приступа бешенства» и пострадал. И не один раз такое случалось.

Рязанов особенно не терпит, когда актеры во время съемок себе «позволяют», а ведь иной раз им ужас как хотелось снять напряжение. Однажды во время обеденного перерыва мужской состав «пайщиков» как-то уж слишком напозволялся.

Увидев эту картину, Рязанов мгновенно завелся. У него в такие минуты сил прибавляется; он схватил за грудки подвернувшегося под руку Георгия Буркова, приподнял от пола и, не помня себя, стал что-то (опять, наверное, непечатное) орать ему в лицо. А наутро снова, конечно, 41.

И вот фильм закончен, остается последний рубеж — сдача в Госкино. Уверенности в том, что картину примут, у Рязанова и его команды не было никакой. Но свершилось чудо, иначе не скажешь.

Накануне сдачи состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, на котором генеральный секретарь товарищ Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» — боевой ответ советских кинематографистов на призыв партии. Так что отделались небольшой переозвучкой. Например, во фразе, которую произносит Марина: «Законным путем идти можно, дойти нельзя», вместо «нельзя» зазвучало более оптимистичное «трудно».

Итак, все тернии позади. Состоялась громкая премьера в Доме кино, получено разрешительное удостоверение на прокат. Но вот странная штука. Заметил Эльдар Александрович, что нет афиши «Гаража» на фасадах центральных кинотеатров.

Фильм вроде идет, а рекламы не видать. Загадку объяснила директор одного из кинотеатров. «Обратите внимание, — сказала она, — ваш фильм не показывают там, где проходит правительственная трасса».

Оказалось, что почти два десятка лет назад, проезжая мимо кинотеатра «Художественный», что на Арбате, тот самый «серый кардинал» Михаил Суслов увидел из своего черного бронированного «членовоза» афишу рязановской комедии «Человек ниоткуда», на которой был изображен Сергей Юрский в образе рыжего дикаря в меховых шортах.

«Главный по идеологии» распорядился немедленно снять «безобразие» с фасада, а фильм с экрана. Вот и решили директора впредь не рисковать, обойтись без рекламы этой сатирической комедии. А на «Гараж» народ и так валом валил — в 1979 году его посмотрели 28,5 миллиона зрителей. И сейчас продолжают смотреть.

Ведь какой самый верный признак успеха? Когда про героев фильма начинают рассказывать анекдоты, а на сам фильм делать пародии. Вот и «Гараж» сподобился получить пародию в популярной телепрограмме «Большая разница» — как бы эту советскую классику сняли Роберт Родригес и Квентин Тарантино. Эльдар Александрович посмотрел, посмеялся и «ремейк» одобрил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector