Antaurus.ru

Все про Недвижимость
69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гараж определение по закону

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

1 марта 2019 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительство РФ предлагает систематизировать правовое положение и деятельность гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также оформление прав на объекты гаражного назначения

Проект регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием индивидуальных гаражей, коллективных гаражей машино-мест, созданием гаражных кооперативов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, связанных с хранением транспортных средств, и устанавливает особенности возникновения прав граждан на созданные (создаваемые) индивидуальные гаражи, машино-места, предоставления земельных участков, на которых расположены индивидуальные гаражи, коллективные гаражи, а также особенности гражданско-правового положения гаражных кооперативов.

Оговаривается, что проект не регулирует правоотношения, связанные, в частности, с созданием и использованием гражданами и юридическими лицами гаражей:

являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, в том числе связанных с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств;

предназначенных для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности государственных органов, их территориальных органов, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления, а также транспортных организаций;

находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземных гаражей.

Проектом, в числе прочего:

закрепляются понятия «индивидуальный гараж», «коллективный гараж», «некапитальный гараж», «машино-место» и др.;

устанавливается механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения;

определяется правовое положение гаражных кооперативов и их членов, особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены индивидуальные, коллективные гаражи;

устанавливается порядок размещения некапитальных гаражей на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

уточняется, что инвалиды имеют право на внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства индивидуального гаража или на использование земель или земельного участка для размещения некапитального гаража без предоставления земельного участка и установления сервитута в порядке, установленном Земельным кодексом РФ;

субъектам РФ предоставляется право определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданами прав на земельный участок, на котором расположен объект гаражного назначения.

Проект включает в себя ряд переходных положений.

В частности, предусматривается, что понятия «гаражный кооператив», «гаражный потребительский кооператив» и «гаражно-строительный кооператив» являются равнозначными.

Учредительные документы, а также наименования указанных организаций, подлежат приведению в соответствие с соответствующим федеральным законом при первом изменении учредительных документов указанных организаций.

Объекты недвижимости, являющиеся одноэтажными зданиями, сооружениями, помещениями в одноэтажном здании, в котором нет иных помещений, за исключением помещений, предназначенных для размещения транспортных средств и иных материальных ценностей, необходимых для эксплуатации транспортных средств, признаются индивидуальными гаражами.

Объекты недвижимости, предназначенные исключительно для размещения транспортного средства и являющиеся помещениями в зданиях, индивидуально-определенными частями здания или сооружения, которые не ограничены либо частично или полностью ограничены строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которых описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке, являются машино-местами.

Объекты недвижимости, являющиеся зданиями, имеющими два и более этажа, состоящие из машино-мест и иных помещений, а также одноэтажными зданиями, состоящими из не имеющих между собой стен машино-мест, являются коллективными гаражами.

Собственнику машино-места принадлежит доля в праве собственности на имущество общего пользования в коллективном гараже, за исключением земельных участков общего пользования в границах территории гаражного назначения, пропорционально площади такого машино-места, со дня регистрации права собственности на машино-место.

До 1 января 2022 года органы местного самоуправления поселений или городских округов осуществляют мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказание содействия гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены индивидуальные или коллективные гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов РФ.

В Госдуму внесен законопроект о праве собственности на гаражи и гаражных объединениях

PHOTOLOGY1971 / Depositphotos.com

Автором законодательной инициативы выступил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Документ 1 направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности товариществ собственников гаражей и гаражных кооперативов, товариществ собственников парковочных мест, а также определение особенностей осуществления права собственности на места, предназначенные для хранения транспортных средств. В частности, он предусматривает:

  • определение понятий «гараж», «гаражный комплекс», «машино-место»;
  • установление порядка госрегистрации прав, кадастрового учета гаражей и мест хранения транспортных средств;
  • особенности права собственности на общее имущество зданий и земельных участков, функционально предназначенных для хранения транспортных средств;
  • положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество и перечня общего имущества собственников гаражей и основ его использования;
  • формы объединения собственников гаражей или машино-мест (гаражный кооператив и гаражное товарищество);
  • конкретизацию процесса создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, их реорганизации и ликвидации, а также процедур принятия органами управления решений, определение прав и обязанностей членов объединений и т. д.

Каковы особенности отнесения машино-мест к объектам недвижимости? Узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Читать еще:  Поставить гараж на учет в бти

Обосновывая актуальность предлагаемого регулирования, разработчик инициативы отмечает, что в настоящее время законодательство не дает определения объекту, предназначенному для стоянки и хранения транспортных средств. В связи с этим часто владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж, считает парламентарий. «Иногда, выплачивая немалые деньги при покупке стояночного места или гаража, человек на самом деле «платит за воздух». Особенно, если впоследствии выясняется, что при строительстве данного гаража были нарушены какие-то нормы или если он был построен на чужой земле», – поясняет он.

Предполагается, что принятие законопроекта поможет решить «гаражную проблему» и обеспечить владельцам гаражей и машино-мест защиту права собственности, а также возможность комфортного использования своих автомобилей.
_____________________________

1 С текстом законопроекта № 785806-7 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Как купить гараж

И правильно оформить договор купли-продажи гаража

Я чуть не остался без денег, когда купил гараж.

Я покупал гараж в строительном кооперативе и не узнал, кому принадлежит земля под гаражом. Оказалось, что когда покупаешь гараж, нужно быть дважды осмотрительным: проверять документы и на постройку, и на землю. А еще лучше быть параноиком и не связываться с подозрительными вариантами.

Расскажу, что такое гараж и как правильно оформить такую покупку, чтобы не попасть в ситуацию, как у меня.

Как я чуть не влетел на деньги

В 2005 году я купил гараж. Нашел объявление на «Авито» — продавался гараж в гаражно-строительном кооперативе — и договорился о цене в 80 000 Р . Составили от руки договор купли-продажи и при председателе ГСК я передал деньги. Документов никаких мне не выдали, но мою фамилию вписали в толстый гроссбух и вручили членскую книжку. Так я стал владельцем строения, похожего на сарай.

Я достроил и укрепил его — сделал новую крышу из железобетонных плит, перестроил переднюю стену и поменял ворота. Получилось капитальное железобетонное сооружение.

Через год к председателю ГСК приехала супружеская пара. Они хотели видеть того замечательного человека, который вместо их гаража воздвиг капитальное строение. Как позже вскрылось, много лет назад супруг проиграл гараж в карты собственному родственнику. Супруге он ничего не сказал, и она продолжала платить налоги и членские взносы в ГСК. Председатель, видимо, считал нормальным, что членские взносы за один гараж платят два человека, и никому ничего не говорил.

Но это было не главной проблемой. Выяснилось, что земля под гаражом находилась в пожизненном наследуемом владении — в 90-е годы такая форма владения еще существовала. Продать или подарить такой участок невозможно — его можно только передать по наследству. Я же их наследником не был — получалось, что и купить его я не имел права.

Супружеская пара хотела гараж назад. Мужчина отрицал, что он его проиграл в карты. Родственник, у которого я приобрел гараж, на телефонные звонки не отвечал. Вариантов было немного — либо договариваться, либо отдавать ключи от гаража и смириться с потерей денег.

Дело удалось решить мирно. Я объяснил, что земельный участок их — и они его получат в целости и сохранности. Но права на строения на этом участке никак не оформлены. Поэтому я разберу все, что построил, и уже сейчас готов дать объявление, что продаю бетонные плиты со скидкой.

Мои доводы сработали. Нам удалось договориться — я отдал супружеской паре 20 000 Р в обмен на письменный отказ от права пожизненного наследуемого владения. Я не их наследник, поэтому по-другому оформить все было невозможно.

Они свое обещание выполнили. Земля при этом перешла к городской администрации. Я официально обратился в администрацию с просьбой передать участок мне в собственность. Администрация имела право отказать, но так как на этом месте ничего строить не планировалось — мне разрешили стать собственником участка. Позже я оформил на нее право собственности официально через Росреестр.

Мне еще повезло. Споры о гаражах в судах рассматривают постоянно, и решения не всегда в пользу владельцев гаражей.

И что получилось, когда я перестроил гараж под себя

Что такое гараж с точки зрения закона и владельца

С точки зрения водителя — здание, в котором хранят, паркуют и обслуживают автомобили или другие транспортные средства. У хозяина гаража нет проблем со стоянкой во дворе, его место не займут посторонние, а угнать автомобиль будет намного сложнее. Многие не используют гаражи по назначению, а превращают в склады для имущества или переделывают так, чтобы там можно было жить — например, пристраивают к гаражу сверху 1—2 жилых этажа, проводят туда водопровод или канализацию.

Покупка гаража в России похожа на лотерею

Есть очень много законов, которые регулируют и права на землю, и права на недвижимость. Но при этом про гаражи практически нигде нет прямых рекомендаций, только аналогии. Разумеется, идеальный вариант — покупать так, что и сам гараж, и земля под ним уже оформлены в собственность и стоят на кадастровом учете. Но найти такой гараж сложно.

Статус земли под гаражом — это наиболее сложный и запутанный вопрос. Существует слишком много форм владения землей под гаражом, каждая из которых создает свои проблемы. Если это современный участок земли, который взяли в аренду именно под строительство гаражей, оформить землю в собственность без проблем возможно. Хотя уже тут могут возникнуть проблемы с межеванием земельных участков, особенно если гаражные соседи уже оформили собственность на землю давно. Например, при попытках размежевать участок под своим гаражом можно будет столкнуться с тем, что новые данные спутниковой съемки покажут, что ваш гараж стоит на участке соседей.

Если речь про гаражные кооперативы, которые были созданы еще во времена СССР или появились в 90-х годах , прогнозировать проблемы, с которыми вы можете столкнуться, практически невозможно. Вот какие есть только на первый взгляд.

  1. Выделение доли в земле. Вам нужно согласие всех членов кооператива, чтобы выделить вашу долю в земле в натуральном виде — как участок под гаражом. Это уже проблема: собрать всех собственников и получить их согласие.
  2. Условия, на которых земля предоставлена кооперативу, срок предоставления и возможность расторгнуть договор на землю под гаражами. Наиболее частый способ приобретения гаражей в таких кооперативах — покупка членской книжки. Но это риск — купить только членство в ГСК и не связываться с оформлением собственности на строение и землю. В таком случае можно дождаться момента, когда муниципальное образование решит расторгнуть договор на землю, изменить вид разрешенного использования земли или градостроительный план и запроектировать на месте гаражей жилой комплекс. И если окажется, что ни гараж как недвижимость, ни земля под ним у вас никак не оформлены — вы прощаетесь и с гаражом, и с землей, и с деньгами.

Рабочий вариант покупки гаража — если оформлено право собственности хотя бы на само капитальное строение. Потому что наличие недвижимости автоматически дает вам право на землю под ней. Даже если земля пока никак не оформлена за вами и не размежевана.

Покупать оформленную землю без оформленного гаража юридически практически невозможно — права на землю, как правило, возникают как раз из прав на недвижимость на ней.

Если права собственности на землю и гараж у продавца не оформлены, максимально постарайтесь изучить сопутствующие документы: документы на землю у ГСК, всевозможные постановления о предоставлении земли в пользование, градостроительный план земельного участка. Его можно попросить в администрации, как и, например, план развития территорий, который может предусматривать снос гаражей в ближайшие годы. Можно посмотреть землю на публичной кадастровой карте и проверить, оформлены ли вообще хоть какие-то гаражи на этой земле в собственность. Просто покупать членскую книжку в ГСК — наиболее рискованный вариант.

Какие законы регулируют сделки при покупке гаражей

Отдельного закона о гаражах на сегодняшний день не существует. Есть законопроект, который внесен в Госдуму. Но когда его примут и как он изменится, пока будут проходить чтения, — неизвестно. Если он вступит в силу, Тинькофф-журнал обо всем расскажет.

Регулируют все вопросы покупки и продажи гаражей следующие документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации — в соответствии с ним происходит любая сделка купли-продажи и порядок приобретения права собственности.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. В нем прописан порядок получения разрешений на строительство. А еще сказано, что если у человека есть земельный участок и он не собирается его использовать для предпринимательской деятельности, можно строить на нем гараж и никого не спрашивать. Отдельное разрешение, как, например, на строительство дома, для этого получать не нужно.
  3. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» — о том, как правильно зарегистрировать любое недвижимое имущество, в том числе и гараж.

Отдельно понятия «гараж» ни в одном из этих законов нет. С точки зрения закона любой гараж на сегодняшний день — это строение или сооружение.

Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя

Владельцев гаражей может ждать новое регулирование. Его разработкой активно занялись власти. В этой сфере много проблем, говорится в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития: сложно зарегистрировать права собственности членов гаражно-строительных кооперативов, потому что нет документов на земельные участки и гаражи. Нет законодательных понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Проблемы наблюдаются главным образом в регионах, объяснил руководитель Департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий. Он выступил на заседании Совета по кодификации, где рассматривался законопроект Минэка о гаражах. По словам Бутовецкого, зарегистрирована лишь небольшая часть таких построек. В большинстве случаев «нет никаких документов» для оформления давно построенных гаражей и гаражных комплексов, а также земли под ними. Все, что есть у граждан – членская книжка кооператива и документы, что они платят взносы. За пределами наиболее крупных городов никто не сносит такие гаражи и не идет в суд, чтобы добиться их сноса, продолжал Бутовецкий. Поэтому регионы попросили нормативную базу, которая помогла бы оформить права на отдельный гараж или комплекс, пояснил представитель Минэка.

Читать еще:  Оформить гараж в собственность с чего начать

Причиной инициативы регионов может быть, в том числе, стремление увеличить свои налоговые доходы. Когда де-юре не существующие гаражи выведут в юридическую плоскость, их можно будет обложить налогом на имущество. Кроме того, бюджеты различного уровня недополучают арендную плату и земельный налог, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Лучше не трогать, чем испортить

Чтобы упростить регистрацию гаражей, законопроект определяет законодательные понятия и статус гаража, машино-места, некапитального гаража, гаражно-строительного кооператива и т.п. Кроме того, документ содержит комплекс мер по предоставлению участков, на которых размещены гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса в 2004 году. Чтобы начать процедуру, потенциальные собственники должны подать заявление. Также законопроект ориентирует регионы принимать соответствующие законы и рекомендации по предоставлению гаражей и земельных участков.

Тем не менее, Совет по кодификации не поддержал законопроект. Его раскритиковали за путаницу понятий, низкую юридическую технику и избыточное регулирование. Как объяснил член Совета, профессор Евгений Суханов, в документе смешаны гаражи и гаражные кооперативы и объекты их собственности. «Даже если есть проблемы – такой закон их не решит», — отрезал докладчик. Гаражные кооперативы не имеют особенностей, которые бы требовали особенного регулирования, говорится в проекте заключения. Нет необходимости отдельно регламентировать делопроизводство в таком кооперативе и другие аспекты его работы.

Что касается оформления в собственность земельных участков под гаражами, это позволяет делать 234 ГК о приобретательной давности. А даже если и нужна некая упрощенная процедура – можно ограничиться изменениями в Земельный кодекс и не трогать другие законы, включая Гражданский кодекс, говорится в проекте заключения Совета.

Член совета, профессор Александр Маковский призвал законодателей к осторожности. По его словам, страна 30 лет прожила по правилу «Заплатил пай – гараж твой. Не заплатил – гараж кооперативный». Если неудачно поменять существующую конструкцию – это может затронуть интересы миллионов людей, причем не самых состоятельных, которые могут выйти на улицы, предупредил профессор. Он предложил идти другим путем: «Посмотрите со стороны кооператива. Это определенное образование. У него есть счета – значит, есть юридическое лицо. Выясните, что за разрешительная бумажка там есть, на основании чего он действует».

— Законодательное регулирование все-таки необходимо, — резюмировал глава Совета Павел Крашенинников. – Правовая неопределенность есть, но она только усиливается в этом законопроекте. Надо продолжить работу.

Новое о старом

Это не первая попытка решить «гаражную проблему». 30 августа 2019 года сам Павел Крашенинников внес в Госдуму свой законопроект (документ № 785806-7). В его пояснительной записке говорится, что зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже существующий гараж. А регулирование гаражных объединений сводится только к общим нормам, в результате – «непонятная схема управления, проблемы с использованием общего имущества, принадлежащего членам объединений».

Чтобы решить эти проблемы, депутат предлагает ввести легальные понятия гаража, машино-места и т.д., закрепить положения о доле каждого собственника и общем имуществе, определить формы объединений собственников, порядок их формирования и управления.

Законопроект одобряет руководитель практики имущественных и обязательственных отношений НЮС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право × Галина Гамбург. По ее словам, документ собрал то, что наработано правоприменительной практикой. Гамбург выделила правило о том, что при продаже гаража или машино-места в комплексе остальные собственники не имеют преимущественного права покупки. «На практике с этим иногда возникали сложности», — объяснила Гамбург.

Но другие ее коллеги раскритиковали законопроект. По их мнению, в большей степени документ воспроизводит положения Жилищного, Гражданского кодекса и т.п. с добавлением слов «гаражный кооператив». Такого мнения придерживается партнер INTELLECT INTELLECT Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность группа ТМТ 16 место По количеству юристов 26 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 40 место По выручке Профайл компании × Александр Латыев. Он и вовсе считает, что с гаражными комплексами не происходит «ничего страшного»: к ним применяются правила жилищного законодательства по аналогии, как принято в судебной практике.

Максим Алексеев из АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Коммерческая недвижимость/Строительство 35 место По количеству юристов Профайл компании × , наоборот, признает проблемы у владельцев гаражей – они пришли из советского прошлого, когда им не давали никаких документов и не было разрешительной документации. Но законопроект ничего не говорит о том, как им зарегистрировать свой гараж, отмечает Алексеев. А если законодатель видит проблему в трудностях управления гаражной собственностью – может, стоит подумать о разработке проекта об общей собственности, предлагает юрист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×