Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единые коммунальные платежи

Единые нормативы на коммуналку обойдутся области в 130 миллионов

Мария Новосёлова. Фото Леонида Новикова

Что такое норматив потребления и почему он стал «единым»?

— Там, где оплата происходит в отсутствии приборного учета, расход коммунального платежа должен определяться по нормативу его потребления. Норматив – это расход определенного ресурса на единицу измерения (например, расход гигакалорий на 1 квадратный метр помещения или кубометров холодной воды на 1 человека). Очевидно, что изменение норматива приводит и к изменению коммунального платежа.

Правила определения нормативов были установлены Правительством РФ еще в 2006 году. До 2012 года нормативы рассчитывались муниципальными органами власти и были разными в различных муниципалитетах. Начиная с 2012 года, нормативы стали устанавливаться региональными органами исполнительной власти (во Владимирской области – департаментом цен и тарифов). Причем законодательно допускалась возможность их поэтапного введения.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов с этого времени стали едиными для всего населения Владимирской области, но были введены только с 2017 года в отдельных муниципальных образованиях в соответствии с постановлением № 1180 администрации Владимирской области. Но с 1 января будущего года Правительство РФ обязывает ввести их повсеместно.

Как скажется введение единых нормативов на платежах за коммунальные услуги?

— Когда единые нормативы были подсчитаны, выяснилось, что они существенно отличаются от муниципальных. Где-то – в сторону снижения, где-то – в сторону повышения. Причиной этого, на мой взгляд, стало ненадлежащее исполнение муниципальными органами методики расчета нормативов.

Так, на холодную воду Правилами предусматривалась 16-кратная дифференциация нормативов в зависимости от степени благоустройства жилого фонда. Ведь многие до сих пор все еще пользуются водоразборной колонкой, у кого-то в доме есть только умывальник, у кого-то душ и т.п. Муниципальные власти, когда устанавливали нормативы, чаще всего такую дифференциацию не проводили.

Поэтому у отдельных граждан, оплачивающих коммунальные услуги не по приборам учета, произойдет увеличение коммунальных платежей. Больше всего вырастут нормативы по водоснабжению (холодная и горячая вода), минимально вырастут нормативы по отоплению.

Особо отмечу, что несмотря на существующую норму о введении единых областных нормативов с 1 января 2020 года, Жилищный кодекс запрещает рост коммунальных платежей в 1 полугодии 2020 года. В первом полугодии каждого года коммунальные платежи не должны повышаться ни на копейку относительно декабря предыдущего года (их рост допускается со второго полугодия, т.е. с 1 июля). Мы посчитали: если на уровне Федерации срок введения нормативов останется прежним – 1 января 2020 года, то из областного бюджета для компенсации роста коммунальных платежей должно быть выделено около 131 млн рублей.

Как можно избежать роста коммунальных платежей?

— Губернатор дал поручение департаменту ЖКХ разработать полномасштабную дорожную карту, направленную на 100-процентное оснащение абонентов приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Согласно законодательству, приборы учета должны быть установлены до 1 января 2012 года. С 2013 года это стало обязанностью ресурсоснабжающих предприятий. Они могут поставить приборы учета в рамках энергосервисного контракта (потребитель при этом в течение 5 лет должен возвратить стоимость затрат на установку приборов учета).

Установку приборов учета может взять на себя и управляющая компания. Но следует иметь в виду, что в любом случае обязанность установки приборов учета закреплена за собственниками жилых помещений. Пока уровень «оприборивания» населения общедомовыми приборами учета на отопление составляет всего лишь 77,4 процента, а на холодную и горячую воду не превышает 63 процентов в целом по области. Освоение денежных средств, предусмотренных программой энергосбережения и направленных на установку приборов учета, в 2018 году составило лишь 18% от плана.

Каждого жителя поставить перед необходимостью установить индивидуальные приборы учета непросто. В дом к гражданину можно зайти только по доброй воле самого собственника жилья. Законодательство мотивирует граждан устанавливать индивидуальные приборы учета (особенно это касается услуг холодного горячего водоснабжения): для этого вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления для жильцов, не установивших приборы учёта. Но таким образом мы мотивируем только добропорядочных граждан. Ведь, если в квартире зарегистрировано, скажем, два человека, а фактически проживает десять, то никакой повышающий коэффициент не станет мотивацией для их установки.

Какие изменения в оплате коммунальных услуг произошли с 1 июля этого года?

— Параметры роста тарифов задает Правительство РФ. Ежегодно по каждому субъекту федерации правительство определяет средний рост коммунальных платежей с 1 июля каждого года, а также максимально возможное отклонение от этого среднего индекса по муниципальным образованиям. С 1 июля 2019 года для Владимирской области средний рост тарифов не должен превышать 2 процентов, а максимальное отклонение от этого параметра составляет тоже 2 процента.

Во Владимирской области средний рост тарифов составит 1,97 процента, это, к слову, в два раза ниже, чем плановая цифра инфляции на 2019 год (она составляет 4,3 процента).

Если на территории муниципального образования не реализуется инвестиционная программа в коммунальной сфере или концессионное соглашение, оснований превышать тарифы более чем на 4 процента практически нет.

Но там, где в коммунальное хозяйство приходят инвестиции, превышение этой цифры возможно.

В Указе губернатора от 14 декабря 2018 года приводятся обоснования изменения тарифов по каждому муниципальному образованию. В областном центре, как и в других 88 муниципальных образованиях, рост тарифов не превысит 4 процентов. В некоторых из них тарифы вырастут всего лишь на сотые доли процента. Но в 22 муниципалитетах Советы народных депутатов реализовали свои полномочия о превышении предельно допустимого роста тарифов в связи с реализацией концессионных соглашений.

В каких муниципалитетах во втором полугодии этого года тарифы выросли больше всего?

— Это отдельные муниципальные образования в Петушинском районе, в Суздальском и в Александровском районах. Коммунальные тарифы выросли более чем на 4 процента для 5,4 тысячи граждан. Это 0,4 процента от всего населения Владимирской области. Более всего тарифы увеличились в отдельных муниципалитетах Петушинского района – на 6 процентов. При этом важно отметить, что граждане имеют право на субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг, если они составляют более 22 процентов совокупного семейного дохода. Для одиноких пенсионеров этот порог ещё ниже – 18 процентов. На субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрено около 1 млрд рублей.

Читать еще:  Состав коммунальных платежей

Рост расходов на «коммуналку» в денежном выражении зависит от стоимости коммунальных платежей в том или ином муниципалитете. Может быть, рост тарифов в процентах и небольшой, но граждане и так платят немало.

— Законодатель пошел по принципу регулирования роста совокупного коммунального платежа (это итоговая сумма в платежке за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) в процентном исчислении. По 111 муниципальным образованиям Владимирской области уровень платежей различается по объективным причинам. Кто-то проживает на селе и платит только за электричество. А кто-то получает тепло от мазутной котельной или его обслуживает недозагруженный сельский водоканал – тогда платеж может быть немалым.

Если тарифы на газоснабжение (природный газ) единые, как и на электроснабжение (они ниже только в сельской местности и при наличии электроплит для приготовления пищи), то оплата услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения рассчитывается по каждой ресурсоснабжающей организации. И здесь очень важно, насколько ответственно на местах подошли к реализации полномочий по организации снабжения потребителей коммунальными ресурсами. По федеральному закону (131 ФЗ) эти вопросы находятся в компетенции местного самоуправления. Поэтому величина тарифа, который складывается в той или иной территории, – это прямое следствие эффективности работы муниципальных органов власти.

А почему нормативы потребления могут расти или падать? Ведь, казалось бы, мы живем, как и раньше, пить воды больше не стали, да и другие потребности у людей не меняются?

— Правила, по которым считались нормативы, не претерпели больших изменений с 2006 года. Однако в 2015 году законодательно для всей страны было утверждено количество процедур пользования одним водоразборным устройством: сколько раз в месяц потребитель принимает ванну, душ, пользуется раковиной и т.д. Ранее это определялось муниципалитетами. Но единый норматив может оказаться больше муниципальных нормативов. И здесь основная причина кроется в отсутствии, как того требует законодательство, дифференцированного подхода при установлении муниципальных нормативов – в зависимости от вида благоустройства жилого помещения. Скажем, в Собинском районе норматив потребления воды на человека в месяц до сих пор составляет 0,6 кубических метра, если вода берется из водоразборной колонки. А единый областной норматив – 1,2 кубических метра. Он будет распространяться и на Собинский район. Почему раньше в Собинском районе полагали, что гражданам хватит и 0,6 кубометра – это вопрос к прежнему руководству района.

Получается, что в том же Собинском районе с 1 января 2020 года норматив потребления холодной воды существенно вырастет, а с 1 июля 2020 года сами граждане и будут оплачивать эту коммунальную услугу по новому нормативу.

— Следует учитывать, что при увеличении норматива, вырастет и объем реализации коммунального ресурса. И, когда мы будем рассчитывать тарифы, мы будем это учитывать. Увеличение объема реализации приведет к снижению тарифов. У нас в области около 7,5 млрд рублей ежегодно исключается из тарифной выручки ресурсоснабжающих организаций как экономически необоснованные расходы. А все коммунальные платежи жителей региона оцениваются в 21,5 млрд рублей. Т.е. треть «запросов» предприятий, поставляющих коммунальные услуги, исключается! Для этого проводятся специальные экспертизы. Потребитель должен знать за что он платит.

Но, тем не менее, потребитель оплачивает и инвестиции в ЖКХ, оплачивает их капитализацию…

— Сейчас, по законодательству, основной формой владения муниципальной коммунальной инфраструктурой является концессия. Что это значит? Все объекты, расходы на инвестиции в которые учтены в тарифе, по окончании концессии остаются в муниципальной собственности. Таким образом, имущество не капитализируется частной компанией.

Возможность учета инвестиционной составляющей в тарифе и порядок такого учета прописан в Основах ценообразования. В случае, если орган местного самоуправления согласовал инвестиционную программу, она поступает на проверку в департамент жилищно-коммунального хозяйства и к нам. После необходимых экспертиз программа утверждается. Только после этого в тарифе может появиться инвестиционная составляющая. Основные производственные фонды должны возобновляться, иначе мы рискуем столкнуться с серьезными проблемами в части самой возможности оказания услуги.

Я очень часто слышу на встречах с жителями такие вопросы: «Если мы финансируем инвестиционные программы через тарифы, то почему мы не соинвесторы этих предприятий?» Наверное по той же причине, по какой мы не становимся соинвесторами во всех остальных отраслях экономики, хотя в себестоимости любой продукции или услуги расходы на возобновление производственных фондов поставщиками тоже учитываются.

Хотя в первом полугодии коммунальные платежи и не должны расти, с 1 января этого года они все-таки выросли на 1,7 процента.

— Это произошло исключительно за счет роста НДС (налога на добавленную стоимость) с 18 до 20 процентов. Остальные составляющие тарифа не повышались ни на копейку.

С 1 июля 2020 года регион уже не будет обязан компенсировать затраты граждан на коммунальные услуги, связанные с введением единых областных нормативов на потребление коммунальных ресурсов. К этому может добавиться и инфляционная составляющая – рост самих тарифов. Каким может быть прогноз для жителей нашей области?

Читать еще:  Какие коммунальные платежи обязан платить собственник

— Когда будет рассчитываться тариф 2020 года, будут сформированы плановые объемы реализации коммунальных ресурсов. При планировании эксперты департамента обязательно будут учитывать изменение нормативов потребления. И там, где ожидается рост нормативов, результатом станет соответствующее изменение объема реализации коммунальных ресурсов. Влияние увеличения отпуска ресурсов существенно влияет на снижение тарифа.

У нас долгосрочное планирование экономики. В октябре Правительством будет одобрен новый прогноз социально-экономического развития. Пока на 2020 год инфляция оценивается в 4 процента. Можно предположить, что электричество для населения подорожает меньше всего: например, в этом году тариф на него вырастет всего на 0,9 процента.

Кроме того, есть основания надеяться, что законодатель повременит с переходом на единый норматив потребления. Не исключено, что он будет перенесен на 2022 год. Считаю, что переход на единые нормативы должен состояться, когда обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов будет исполнена в полном объеме.

Как оплатить ЖКХ

Жилищно-коммунальные услуги делятся на два типа: жилищные и коммунальные.

К жилищным относится обслуживание дома управляющей компанией: уборка подъездов, вывоз мусора, работа диспетчера, снабжение дома электроэнергией и газом и другие общедомовые расходы. Сюда можно включить взносы на капитальный ремонт.

Коммунальные услуги — это ваши индивидуальные платежи за воду, электроэнергию и газ. Они считаются по счетчикам или нормативам, если счетчиков нет. Нормативы утверждают власти региона.

Еще есть платежи за домофон, телефон, интернет — они не относятся к ЖКУ .

Единый платежный документ — квитанция, которую формирует управляющая компания. В нее включены суммы оплаты за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание и ремонт жилого помещения и другие виды общедомовых и индивидуальных расходов.

Как можно оплатить ЖКХ и что будет, если не платить

Варианты оплаты ЖКУ

Оплатить коммуналку можно разными способами — все они делятся на два типа: офлайн и онлайн.

Офлайн. Это оплата через отделение банка, кассу поставщика услуг или управляющей компании, терминалы и банкоматы.

  1. Личный идентификатор плательщика — номер лицевого счета или абонентский номер.
  2. Платежные реквизиты поставщика услуг — ИНН или номер расчетного счета.

Поставщик услуг заводит на каждую квартиру идентификатор, по которому назначает платежи и отслеживает оплату. Идентификатор привязан к фамилии собственника или плательщика за ЖКУ .

Платежные реквизиты — это идентификатор поставщика, номер, по которому плательщик может найти поставщика и заплатить именно ему, а не похожей по названию организации. Все реквизиты оплаты есть в квитанции за ЖКУ .

Авторизуйтесь на госуслугах и перейдите на страницу оплаты ЖКХ . Найти услугу можно в поиске: наберите «ЖКХ » и выберите нужное из выпадающего списка.

Выберите поставщика услуги и заполните данные, которые требует система. Если не нашли поставщика в списке, кликните на «Оплата услуг по ИНН » и введите номер.

Москвичи могут получать и оплачивать услуги ЖКХ на портале Mos.ru.

Услуги некоторых поставщиков можно оплачивать по куар-коду на квитанции через мобильное приложение банка. Будет оплата с комиссией или без — зависит от условий в договоре между банком и поставщиком ЖКУ .

С целью совершенствования системы обслуживания населения в жилищно-коммунальной сфере, обеспечения прозрачности и открытости деятельности предприятий ЖКХ в большинстве регионов были созданы ЕРИЦ (единые расчетно-информационные центры). О том, что же это такое и о принципе их работы расскажем на примере ООО «ЕРИЦ Владимирской области».

Как известно, коммунальные и жилищные услуги предоставляются различными предприятиями, и они выдают платежные документы с реквизитами, по которым граждане должны производить оплату. С целью обеспечения максимально высокого уровня расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций, улучшения сервисов платежей, а также предоставление возможности гражданам производить платежи на один счет, в 2014 году был создан Единый расчётно-информационный центр Владимирской области. На 100% ООО «ЕРИЦ Владимирской области» принадлежит государству в лице ГУП «Владоблжилкомхоз» и ГУП «Бюро технической инвентаризации». На данный момент ООО «ЕРИЦ Владимирской области» ведет обслуживание лицевых счетов на территории всех административных округов Владимирской области, аккумулирует информацию более 300 поставщиков жилищно-коммунальных услуг и обслуживает более 500 000 абонентов.

ООО «ЕРИЦ Владимирской области» выстроил эффективную систему взаимоотношений с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, в которой исполняет функции платежного агента, а именно: производит начисления по ЖКУ, печатает и организовывает доставку Единого платёжного документа (ЕПД), ведёт приём граждан в режиме «одного окна», осуществляет приём денежных средств от населения и, согласно закону, в течение одного рабочего дня «расщепляет» их до тарифной составляющей, то есть распределяет по поставщикам ресурсов. Вместе с тем, ООО «ЕРИЦ Владимирской области» несет ответственность перед абонентами и надзорными органами за корректность производимых начислений. Ресурсоснабжающие организации (РСО) и управляющие компании (УК), таким образом, освободились от непрофильных видов деятельности и имеют возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности. Кроме того, сотрудничество с ООО «ЕРИЦ Владимирской области» позволяет УК и РСО снизить расходы на организацию начислений по ЖКУ: на юристов, экономистов, бухгалтеров; на печать и доставку платёжных документов; на содержание и аренду помещений под кассовый центр; на услуги связанные с приёмом платежей.

Читать еще:  Сроки давности по коммунальным платежам

До сих пор жителям Владимирского региона в почтовые ящики доставляется ворох счетов-квитанций, в которых можно запутаться и пропустить оплату. Исполнителями являются разные организации – как по юридической форме, так и по принципам построения деятельности. ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и по сей день внедряет Единый платёжный документ, основной задачей которого является отображение начислений за все коммунальные услуги. Важным моментом для собственников является то, что, оплачивая услуги ЖКХ по единому платежному документу, можно сэкономить, ведь банковская комиссия за оплату ЕПД отсутствует, либо взымается единожды. Немаловажно, что и документы не нужно предоставлять в несколько организаций. Если происходят какие-то изменения (состав зарегистрированных лиц, смена собственника, изменение площади жилого помещения), достаточно об этом сообщить в офис расчётного центра.

ЕРИЦ не заключает прямых договоров с потребителями, а производит начисление платы за жилищно-коммунальные услуги на основании договоров, заключенных с поставщиками, УК и РСО. Кроме того, у собственников и нанимателей жилых помещений имеется равное право как на оплату всей квитанции, так и на внесение платежа только за конкретную услугу. Также предусмотрен отказ от оплаты за ту или иную услугу (например, в случае предоставления услуг ненадлежащего качества). В таком случае, средства получает только та компания, услуги которой были оказаны в полном объеме и соответствующего качества.

Стоит отметить важное преимущество единого-расчётного центра — это существование единого современного биллинга, единой базы начислений, что по максимуму исключает возможность некорректного произведения начислений. Стоимость биллинговых услуг для ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний — участников ЕПД невысока: расходы на печать и организацию доставки квитанции распределяются на всех, кто вовлечен в процесс. Более того, для поставщиков услуг сотрудничество с ЕРИЦ — выгодно, поскольку платить по договору придется меньше, чем они тратят на эту деятельность сегодня. К важным моментам также можно отнести единство информации о жилом помещении, абоненте и индивидуальных приборах учёта, которое обеспечивает доступность актуальных исходных данных для расчета платы за все ЖКУ, что позволяет минимизировать учетные и расчетные ошибки. Даже при смене РСО или УК, базы данных по лицевым счетам остаются в расчётном центре, порядок и корректность начислений не нарушаются.

Еще одно ключевое преимущество для населения заключается в том, что ЕРИЦ работает по принципу «Одного окна». Это позволяет жителям, при обращении к представителю организации:

получить консультацию по всем услугам, включённым в ЕПД

справку об отсутствии задолженности,

передать показания индивидуальных приборов учёта,

оплатить ЕПД без комиссионного сбора.

ООО «ЕРИЦ Владимирской области» для удобства клиентов активно внедряет удаленные сервисы. Для дистанционной оплаты жилищно-коммунальных услуг работает «Личный кабинет клиента». Попасть в «Личный кабинет» можно с сайта www.eric33.ru, в нём предусмотрены следующие функции: контроль начислений, формирование и печать ЕПД, история платежей, передача показаний приборов учета, онлайн-оплата и обращение к специалистам через форму обратной связи, а также подключение нескольких лицевых счетов, передача документов и заявлений.

В современном мире, где правят гаджеты и мобильные устройства, ООО «ЕРИЦ Владимирской области» тоже старается быть впереди, о чем свидетельствует наличие «мобильного приложения». Приложение бесплатно и доступно для скачивания на App Store и Google play. С его помощью пользователь может управлять лицевыми счетами, проверять начисления, передавать показания приборов учёта, просматривать историю переданных показаний и платежей, выполнять онлайн-платежи.

ООО «ЕРИЦ Владимирской области» создан для обеспечения максимально высокого уровня расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций.

Официальный сайт Сбербанка России

​Оплачивайте услуги ЖКХ удобным вам способом:

В мобильном приложении Сбербанк Онлайн

Зайдите в раздел «Платежи» и выберите «ЖКХ и домашний телефон»

Найдите нужную услугу и поставщика в списке или через поиск

В личном кабинете Сбербанк Онлайн

Зайдите в раздел «Платежи и переводы» и выберите «ЖКХ и домашний телефон»

Выберите категорию и найдите нужную услугу в списке или через поискa

Узнавайте о новых счетах за услуги ЖКХ

​Если вы регулярно оплачиваете счета за услуги ЖКХ, Сбербанк направит вам СМС с предложением оплатить очередной счет

Вы всегда знаете
о новых счетах

Оплатить услуги ЖКХ
можно одной СМС

Все под контролем

Хотите оплатить счет другим способом? Просто не отвечайте на СМС. Вы сами выбираете, когда и как платить

​Как это работает

Банк проверит, есть ли у вас неоплаченные счета за услуги ЖКХ

Если банк найдет счет, то вам будет направлено СМС с предложением его оплатить

Чтобы оплатить счет,
ответьте на СМС-сообщение
с кодом подтверждения.

Если не хотите оплачивать счет по СМС, просто не отвечайте на сообщение.

Поручите банку оплачивать
квитанции с помощью
Автоплатежа

Не нужно ходить в банк

Комиссия ниже, чем при оплате
в отделении

Контролируйте свои счета

Регулярная информация
о ваших новых счетах

​Как это работает:

Подключите Автоплатёж в личном кабинете Сбербанк Онлайн или в мобильном приложении.

Вы выбираете день, в который вам удобно платить. Накануне этого дня банк проверит, есть ли у вас неоплаченные счета ЖКХ. Если такие найдутся, вам придет СМС с информацией по счету.

Если хотите отказаться от платежа, просто отправьте ответное СМС с кодом.

Если вы не отказались, счёт будет оплачен на следующий день.

Банк сообщит об успешной оплате с помощью СМС.

​Если нужен чек:

Откройте личный кабинет Сбербанк Онлайн

В разделе «Мои Автоплатежи» выберите нужный Автоплатеж

Выберите интересующий платеж и нажмите «Печать чека»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×