Antaurus.ru

Все про Недвижимость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммунальная услуга отопление

Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Конституционный суд РФ в конце 2018 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению. Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.

КС РФ потребовал внести изменения в систему расчётов

Ранее мы рассказывали о судебном процессе, который привёл к тому, что Конституционный суд РФ призналне соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354.

Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.

Недействующим признан абзац 2 п. 40 Правил № 354

Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ решались в пользу поставщиков услуг.

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.

Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры. Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.

Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое

Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

С этим согласился и КС РФ, отметив в п. 1.1 № 46-П, что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды.

Абзац 2 п. 40 ПП РФ № 354 обязывал потребителей оплачивать услугу по отоплению совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества. КС РФ признал его недействительным (абз. 3 п. 5 № 46-П).

Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Формулами расчёта предусмотрено нулевое потребление тепловой энергии

С 1 января 2019 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.

Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Но размер платы за отопление складывается не только из индивидуального потребления внутри помещения собственника. Например, формула для многоквартирного дома, который не оборудован общедомовым прибором учёта и в котором оплата осуществляется в течение отопительного периода:

Оплата складывается из двух частей:

1. За объём, потреблённый внутри помещения.

2. За объём, потраченный на общедомовые нужды.

Все остальные формулы – для расчёта платы в доме с ОДПУ или внесение платы в течение всего года равными долями – следуют той же логике. Следовательно, собственник, даже отказавшись от централизованного отопления внутри своей квартиры, должен платить за тепловую энергию, поставленную на содержание общего имущества МКД.

Изменение системы отопления должно производиться в установленном законом порядке

Второй постулат № 46-П относится к самому процессу переустройства системы внутриквартирного отопления. Конституционный суд РФ считает необходимым исходить из того, что переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы.

Эти требования изложены в гл. 4 ЖК РФ, Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 05.07.2018 № 787. Указанные НПА предусматривают разработку технической документации на переустройство и согласование его с органом местного самоуправления. Поэтому при переходе на индивидуальную систему теплоснабжения собственник помещения должен соблюдать требования законодательства.

Запомнить

Управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальной услуги по теплоснабжению, должны учесть, что:

Расчёт платы за отопление в многоквартирном доме с 1 января 2019 года должен вестись в соответствии с требованиями ПП РФ № 1708.

Все судебные решения по вопросам оплаты отопления, которые не совпадают с выводами № 46-П, при волеизъявлении заинтересованных лиц будут пересмотрены.

Если собственник произвёл переустройство квартиры, смонтировав автономное отопление с получением всех разрешительных документов, то ему начисляется плата только за тепловую энергию, поставленную в дом на содержание общего имущества.

Коммунальные услуги

Какие есть и что в входит ЖКУ

В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.

Рассказываем подробно про коммунальные услуги.

Что вы узнаете

Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:

  1. Постановление Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
  2. Жилищный кодекс РФ.

Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.

Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.

Нормативы

Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.

В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.

В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

  1. Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
  2. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
  3. Обслуживать инженерные системы.
  4. Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
  5. Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
  6. Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.
Читать еще:  Электронные квитанции за коммунальные услуги

Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.

Кто является обязательным плательщиком

Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.

Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.

Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц

Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:

  1. Холодная вода.
  2. Горячая вода.
  3. Тепловая энергия.
  4. Водоотведение.
  5. Электроснабжение.
  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.
  7. Отопление.
  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.
  9. Содержание и ремонт общего имущества.
  10. Вывоз мусора.

У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.

Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.

КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.

Структура квитанции

Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.

Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:

  1. Данные о плательщике и исполнителе.
  2. Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
  3. Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.

Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.

Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК

Как формируется счет

Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.

Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.

Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

Частые вопросы

Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.

Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги

Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.

Входят ли коммунальные услуги в арендную плату

Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.

Можно ли отказаться от отдельных видов услуг

Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.

Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.

Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Конституционный суд РФ в конце 2018 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению. Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.

КС РФ потребовал внести изменения в систему расчётов

Ранее мы рассказывали о судебном процессе, который привёл к тому, что Конституционный суд РФ призналне соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354.

Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.

Недействующим признан абзац 2 п. 40 Правил № 354

Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ решались в пользу поставщиков услуг.

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.

Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры. Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.

Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое

Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

С этим согласился и КС РФ, отметив в п. 1.1 № 46-П, что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды.

Абзац 2 п. 40 ПП РФ № 354 обязывал потребителей оплачивать услугу по отоплению совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества. КС РФ признал его недействительным (абз. 3 п. 5 № 46-П).

Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Читать еще:  Коммунальные услуги в селе

Формулами расчёта предусмотрено нулевое потребление тепловой энергии

С 1 января 2019 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.

Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Но размер платы за отопление складывается не только из индивидуального потребления внутри помещения собственника. Например, формула для многоквартирного дома, который не оборудован общедомовым прибором учёта и в котором оплата осуществляется в течение отопительного периода:

Оплата складывается из двух частей:

1. За объём, потреблённый внутри помещения.

2. За объём, потраченный на общедомовые нужды.

Все остальные формулы – для расчёта платы в доме с ОДПУ или внесение платы в течение всего года равными долями – следуют той же логике. Следовательно, собственник, даже отказавшись от централизованного отопления внутри своей квартиры, должен платить за тепловую энергию, поставленную на содержание общего имущества МКД.

Изменение системы отопления должно производиться в установленном законом порядке

Второй постулат № 46-П относится к самому процессу переустройства системы внутриквартирного отопления. Конституционный суд РФ считает необходимым исходить из того, что переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы.

Эти требования изложены в гл. 4 ЖК РФ, Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 05.07.2018 № 787. Указанные НПА предусматривают разработку технической документации на переустройство и согласование его с органом местного самоуправления. Поэтому при переходе на индивидуальную систему теплоснабжения собственник помещения должен соблюдать требования законодательства.

Запомнить

Управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальной услуги по теплоснабжению, должны учесть, что:

Расчёт платы за отопление в многоквартирном доме с 1 января 2019 года должен вестись в соответствии с требованиями ПП РФ № 1708.

Все судебные решения по вопросам оплаты отопления, которые не совпадают с выводами № 46-П, при волеизъявлении заинтересованных лиц будут пересмотрены.

Если собственник произвёл переустройство квартиры, смонтировав автономное отопление с получением всех разрешительных документов, то ему начисляется плата только за тепловую энергию, поставленную в дом на содержание общего имущества.

Единые нормативы на коммуналку обойдутся области в 130 миллионов

Мария Новосёлова. Фото Леонида Новикова

Что такое норматив потребления и почему он стал «единым»?

— Там, где оплата происходит в отсутствии приборного учета, расход коммунального платежа должен определяться по нормативу его потребления. Норматив – это расход определенного ресурса на единицу измерения (например, расход гигакалорий на 1 квадратный метр помещения или кубометров холодной воды на 1 человека). Очевидно, что изменение норматива приводит и к изменению коммунального платежа.

Правила определения нормативов были установлены Правительством РФ еще в 2006 году. До 2012 года нормативы рассчитывались муниципальными органами власти и были разными в различных муниципалитетах. Начиная с 2012 года, нормативы стали устанавливаться региональными органами исполнительной власти (во Владимирской области – департаментом цен и тарифов). Причем законодательно допускалась возможность их поэтапного введения.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов с этого времени стали едиными для всего населения Владимирской области, но были введены только с 2017 года в отдельных муниципальных образованиях в соответствии с постановлением № 1180 администрации Владимирской области. Но с 1 января будущего года Правительство РФ обязывает ввести их повсеместно.

Как скажется введение единых нормативов на платежах за коммунальные услуги?

— Когда единые нормативы были подсчитаны, выяснилось, что они существенно отличаются от муниципальных. Где-то – в сторону снижения, где-то – в сторону повышения. Причиной этого, на мой взгляд, стало ненадлежащее исполнение муниципальными органами методики расчета нормативов.

Так, на холодную воду Правилами предусматривалась 16-кратная дифференциация нормативов в зависимости от степени благоустройства жилого фонда. Ведь многие до сих пор все еще пользуются водоразборной колонкой, у кого-то в доме есть только умывальник, у кого-то душ и т.п. Муниципальные власти, когда устанавливали нормативы, чаще всего такую дифференциацию не проводили.

Поэтому у отдельных граждан, оплачивающих коммунальные услуги не по приборам учета, произойдет увеличение коммунальных платежей. Больше всего вырастут нормативы по водоснабжению (холодная и горячая вода), минимально вырастут нормативы по отоплению.

Особо отмечу, что несмотря на существующую норму о введении единых областных нормативов с 1 января 2020 года, Жилищный кодекс запрещает рост коммунальных платежей в 1 полугодии 2020 года. В первом полугодии каждого года коммунальные платежи не должны повышаться ни на копейку относительно декабря предыдущего года (их рост допускается со второго полугодия, т.е. с 1 июля). Мы посчитали: если на уровне Федерации срок введения нормативов останется прежним – 1 января 2020 года, то из областного бюджета для компенсации роста коммунальных платежей должно быть выделено около 131 млн рублей.

Как можно избежать роста коммунальных платежей?

— Губернатор дал поручение департаменту ЖКХ разработать полномасштабную дорожную карту, направленную на 100-процентное оснащение абонентов приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Согласно законодательству, приборы учета должны быть установлены до 1 января 2012 года. С 2013 года это стало обязанностью ресурсоснабжающих предприятий. Они могут поставить приборы учета в рамках энергосервисного контракта (потребитель при этом в течение 5 лет должен возвратить стоимость затрат на установку приборов учета).

Установку приборов учета может взять на себя и управляющая компания. Но следует иметь в виду, что в любом случае обязанность установки приборов учета закреплена за собственниками жилых помещений. Пока уровень «оприборивания» населения общедомовыми приборами учета на отопление составляет всего лишь 77,4 процента, а на холодную и горячую воду не превышает 63 процентов в целом по области. Освоение денежных средств, предусмотренных программой энергосбережения и направленных на установку приборов учета, в 2018 году составило лишь 18% от плана.

Каждого жителя поставить перед необходимостью установить индивидуальные приборы учета непросто. В дом к гражданину можно зайти только по доброй воле самого собственника жилья. Законодательство мотивирует граждан устанавливать индивидуальные приборы учета (особенно это касается услуг холодного горячего водоснабжения): для этого вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления для жильцов, не установивших приборы учёта. Но таким образом мы мотивируем только добропорядочных граждан. Ведь, если в квартире зарегистрировано, скажем, два человека, а фактически проживает десять, то никакой повышающий коэффициент не станет мотивацией для их установки.

Какие изменения в оплате коммунальных услуг произошли с 1 июля этого года?

— Параметры роста тарифов задает Правительство РФ. Ежегодно по каждому субъекту федерации правительство определяет средний рост коммунальных платежей с 1 июля каждого года, а также максимально возможное отклонение от этого среднего индекса по муниципальным образованиям. С 1 июля 2019 года для Владимирской области средний рост тарифов не должен превышать 2 процентов, а максимальное отклонение от этого параметра составляет тоже 2 процента.

Во Владимирской области средний рост тарифов составит 1,97 процента, это, к слову, в два раза ниже, чем плановая цифра инфляции на 2019 год (она составляет 4,3 процента).

Если на территории муниципального образования не реализуется инвестиционная программа в коммунальной сфере или концессионное соглашение, оснований превышать тарифы более чем на 4 процента практически нет.

Читать еще:  Применение повышенного коэффициента на коммунальные услуги

Но там, где в коммунальное хозяйство приходят инвестиции, превышение этой цифры возможно.

В Указе губернатора от 14 декабря 2018 года приводятся обоснования изменения тарифов по каждому муниципальному образованию. В областном центре, как и в других 88 муниципальных образованиях, рост тарифов не превысит 4 процентов. В некоторых из них тарифы вырастут всего лишь на сотые доли процента. Но в 22 муниципалитетах Советы народных депутатов реализовали свои полномочия о превышении предельно допустимого роста тарифов в связи с реализацией концессионных соглашений.

В каких муниципалитетах во втором полугодии этого года тарифы выросли больше всего?

— Это отдельные муниципальные образования в Петушинском районе, в Суздальском и в Александровском районах. Коммунальные тарифы выросли более чем на 4 процента для 5,4 тысячи граждан. Это 0,4 процента от всего населения Владимирской области. Более всего тарифы увеличились в отдельных муниципалитетах Петушинского района – на 6 процентов. При этом важно отметить, что граждане имеют право на субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг, если они составляют более 22 процентов совокупного семейного дохода. Для одиноких пенсионеров этот порог ещё ниже – 18 процентов. На субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрено около 1 млрд рублей.

Рост расходов на «коммуналку» в денежном выражении зависит от стоимости коммунальных платежей в том или ином муниципалитете. Может быть, рост тарифов в процентах и небольшой, но граждане и так платят немало.

— Законодатель пошел по принципу регулирования роста совокупного коммунального платежа (это итоговая сумма в платежке за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) в процентном исчислении. По 111 муниципальным образованиям Владимирской области уровень платежей различается по объективным причинам. Кто-то проживает на селе и платит только за электричество. А кто-то получает тепло от мазутной котельной или его обслуживает недозагруженный сельский водоканал – тогда платеж может быть немалым.

Если тарифы на газоснабжение (природный газ) единые, как и на электроснабжение (они ниже только в сельской местности и при наличии электроплит для приготовления пищи), то оплата услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения рассчитывается по каждой ресурсоснабжающей организации. И здесь очень важно, насколько ответственно на местах подошли к реализации полномочий по организации снабжения потребителей коммунальными ресурсами. По федеральному закону (131 ФЗ) эти вопросы находятся в компетенции местного самоуправления. Поэтому величина тарифа, который складывается в той или иной территории, – это прямое следствие эффективности работы муниципальных органов власти.

А почему нормативы потребления могут расти или падать? Ведь, казалось бы, мы живем, как и раньше, пить воды больше не стали, да и другие потребности у людей не меняются?

— Правила, по которым считались нормативы, не претерпели больших изменений с 2006 года. Однако в 2015 году законодательно для всей страны было утверждено количество процедур пользования одним водоразборным устройством: сколько раз в месяц потребитель принимает ванну, душ, пользуется раковиной и т.д. Ранее это определялось муниципалитетами. Но единый норматив может оказаться больше муниципальных нормативов. И здесь основная причина кроется в отсутствии, как того требует законодательство, дифференцированного подхода при установлении муниципальных нормативов – в зависимости от вида благоустройства жилого помещения. Скажем, в Собинском районе норматив потребления воды на человека в месяц до сих пор составляет 0,6 кубических метра, если вода берется из водоразборной колонки. А единый областной норматив – 1,2 кубических метра. Он будет распространяться и на Собинский район. Почему раньше в Собинском районе полагали, что гражданам хватит и 0,6 кубометра – это вопрос к прежнему руководству района.

Получается, что в том же Собинском районе с 1 января 2020 года норматив потребления холодной воды существенно вырастет, а с 1 июля 2020 года сами граждане и будут оплачивать эту коммунальную услугу по новому нормативу.

— Следует учитывать, что при увеличении норматива, вырастет и объем реализации коммунального ресурса. И, когда мы будем рассчитывать тарифы, мы будем это учитывать. Увеличение объема реализации приведет к снижению тарифов. У нас в области около 7,5 млрд рублей ежегодно исключается из тарифной выручки ресурсоснабжающих организаций как экономически необоснованные расходы. А все коммунальные платежи жителей региона оцениваются в 21,5 млрд рублей. Т.е. треть «запросов» предприятий, поставляющих коммунальные услуги, исключается! Для этого проводятся специальные экспертизы. Потребитель должен знать за что он платит.

Но, тем не менее, потребитель оплачивает и инвестиции в ЖКХ, оплачивает их капитализацию…

— Сейчас, по законодательству, основной формой владения муниципальной коммунальной инфраструктурой является концессия. Что это значит? Все объекты, расходы на инвестиции в которые учтены в тарифе, по окончании концессии остаются в муниципальной собственности. Таким образом, имущество не капитализируется частной компанией.

Возможность учета инвестиционной составляющей в тарифе и порядок такого учета прописан в Основах ценообразования. В случае, если орган местного самоуправления согласовал инвестиционную программу, она поступает на проверку в департамент жилищно-коммунального хозяйства и к нам. После необходимых экспертиз программа утверждается. Только после этого в тарифе может появиться инвестиционная составляющая. Основные производственные фонды должны возобновляться, иначе мы рискуем столкнуться с серьезными проблемами в части самой возможности оказания услуги.

Я очень часто слышу на встречах с жителями такие вопросы: «Если мы финансируем инвестиционные программы через тарифы, то почему мы не соинвесторы этих предприятий?» Наверное по той же причине, по какой мы не становимся соинвесторами во всех остальных отраслях экономики, хотя в себестоимости любой продукции или услуги расходы на возобновление производственных фондов поставщиками тоже учитываются.

Хотя в первом полугодии коммунальные платежи и не должны расти, с 1 января этого года они все-таки выросли на 1,7 процента.

— Это произошло исключительно за счет роста НДС (налога на добавленную стоимость) с 18 до 20 процентов. Остальные составляющие тарифа не повышались ни на копейку.

С 1 июля 2020 года регион уже не будет обязан компенсировать затраты граждан на коммунальные услуги, связанные с введением единых областных нормативов на потребление коммунальных ресурсов. К этому может добавиться и инфляционная составляющая – рост самих тарифов. Каким может быть прогноз для жителей нашей области?

— Когда будет рассчитываться тариф 2020 года, будут сформированы плановые объемы реализации коммунальных ресурсов. При планировании эксперты департамента обязательно будут учитывать изменение нормативов потребления. И там, где ожидается рост нормативов, результатом станет соответствующее изменение объема реализации коммунальных ресурсов. Влияние увеличения отпуска ресурсов существенно влияет на снижение тарифа.

У нас долгосрочное планирование экономики. В октябре Правительством будет одобрен новый прогноз социально-экономического развития. Пока на 2020 год инфляция оценивается в 4 процента. Можно предположить, что электричество для населения подорожает меньше всего: например, в этом году тариф на него вырастет всего на 0,9 процента.

Кроме того, есть основания надеяться, что законодатель повременит с переходом на единый норматив потребления. Не исключено, что он будет перенесен на 2022 год. Считаю, что переход на единые нормативы должен состояться, когда обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов будет исполнена в полном объеме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector