Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль коммунальных услуг

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

    Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

«ЖКХ-Контроль» объясняет, почему призывает не оплачивать январские услуги по вывозу мусора в городе Владимире, но признает, что добиться перерасчета почти невозможно

3 февраля жители города Владимира и других населенных пунктов, попавших в «мусорную» зону №2, за которую отвечает компания «Биотехнологии», начнут получать квитанции за вывоз мусора в январе, выставленные по новым правилам. Счета владимирцам выставит Единый расчетно-информационный центр, от которого подавляющее большинство жителей столицы Владимирской области получают квитанции с платой за капремонт.

А накануне на подъездах многих домов во Владимире появились листовки общественной организации «ЖКХ-Контроль», в которых горожанам разъясняют нюансы оплаты вывоза мусора в январе 2020 года. «Общественные контролеры» указывают на то, что мусорный коллапс во многих микрорайонах города Владимира был спровоцирован неготовностью нового регоператора к работе, что «Биотехнологии» не осуществляли раздельный сбор мусора и его сортировку, хотя это заложено в установленный для компании тариф. ЕРИЦ, по версии «ЖКХ-Контроля», не вправе выставлять квитанции — делать это должны сами «Биотехнологии». Общественная организация делает вывод, что владимирцы вправе не оплачивать январский вывоз мусора и призывает граждан игнорировать «мусорные» счета. А также приводит мобильные телефоны тех, кого считает «ответственными» за нынешнее состояние мусорной реформы во Владимирской области, один из приведенных номеров — это телефон врио вице-губернатора Александра Байера.

В пятницу, 31 января, руководитель отделения «ЖКХ-Контроль» во Владимирской области подтвердил Зебра ТВ, что организация действительно подготовила обращения к жителям. По версии Альберта Русанена, это стало причиной появления письма Байера с просьбой убрать его с поста руководителя владимирского отделения «ЖКХ-Контроля».

По мнению Русанена, жители Владимира, с чьих контейнерных площадок мусор не вывозился неделями, вправе ждать перерасчета платы. Но признает, что пересчет платы будет, только если регоператор проявит добрую волю. Юридически добиться снижения платы за невывезенный в срок мусор практически невозможно.

Русанен обращает внимание на то, что, по соглашению с департаментом природопользования, «Биотехнологии» должны были вывозить мусор от домов каждый день — чего в действительности не было. По мнению общественника, у регоператора есть резерв, чтобы снизить тариф для населения, ведь установленный для него тариф в 540 рублей за кубометр является предельным, выше которого брать нельзя, а ниже — можно:

Если бы «Биотехнологии» провели конкурс среди перевозчиков мусора, то «ценник» мог бы снизиться, но регоператор выбрал партнеров самостоятельно. 54 рубля, заложенные в тарифе на сортировку, сейчас будут взиматься с жителей просто так — сортировки у «Биотехнологий» и ее партнеров, по данным Русанена, нет, весь мусор отправляется на свалку.

Отдельная претензия — выставление счетов через «ЕРИЦ», подчеркивает Альберт Русанен:

«Что изменилось-то? Мы посчитали, что плата для отдельных семей изменилась в 2-3 раза по сравнению с той, что действовала в составе тарифа на содержание у управляющих компаний.

Две недели назад получили информацию от нашего активиста из Мурома, Тамары Гавриловны Кименовой, по аналогичной ситуации. Заключив прямой договор с поставщиком коммунальной услуги по теплу — «Владимиртеплогазом» — и увидев там неправильные цифры, она обратилась на имя Жириновского, с вопросом — почему она имеет договор с конкретной компанией, квитанцию получила от третьего лица, которому согласие на передачу персональных данных она не давала? По результатам рассмотрения этого обращения Роскомнадзор выдал предписание в адрес компании «Владимиртеплогаз» уничтожить персональные данные Кименовой Татьяны Гавриловны, которые он передал в незаконное пользование компании ООО «ЕРИЦ», и выставлять квитанции напрямую. Мы посчитали, что здесь аналогичная ситуация по компании «Биотехнологии».

Русанен напоминает, что после Нового года во Владимире были установлены более дешевые контейнеры — без педалей для поднятия крышки, на которых регоператор попросту сэкономил. По данным «ЖКХ-Контроля», во многих сельских поселениях зоны №2 остался бестарный вывоз мусора, который не предполагается терсхемой по обращению с ТКО — у регоператора не хватило денег на установку контейнеров.

В январе «ЖКХ-Контроль» отправил обращения от жителей в администрацию Владимирской области, прокуратуру, Административно-технический надзор и Роспотребнадзор. В последнее ведомство — по поводу 67 домов во Владимире, где стоят заглубленные контейнеры. Русанен рассказывает, что пару лет назад компания «Спецтранс», чтобы освободить контейнерные площадки возле этих домов для баков с раздельным сбором мусора, организовала сбор бытовых несортированных отходов в специально оборудованные забетонированные ямы, накрытые крышками, под которыми находятся прочные пластиковые пакеты. И специальная машина подъезжала, доставала большой объем мусора в пакете, грузила к себе и устанавливала новый пакет. Таким образом, жители в некоторых случаях смогли снизить тариф на вывоз ТКО и участвовать в экопрограмме по сортировке своих отходов.

По данным Альберта Русанена, с 31 декабря в этих заглубленных контейнерах гниет мусор — у «Биотехнологий» просто нет возможности его вывезти. На площадках у таких домов появились обычные контейнеры, но отходы, что уже скопились в ямах, вывозить никто не собирается. Руководитель владимирского «ЖКХ-Контроля» рассказывает, что по их обращению Роспотребнадзор был готов провести внеплановую проверку, но прокуратура города Владимира ее не согласовала. Сейчас общественники готовят обращение в Генпрокуратуру с жалобой на действия прокуратуры города Владимира.

По словам Русанена, после получения обращений жителей Владимира в Госжилинспекции Владимирской области озаботились не проверкой частоты вывоза мусора компанией «Биотехнологии», а выяснением, действительно ли существуют люди, поставившие подписи под письмом:

На вопрос — реально ли получить перерасчет платы за вывоз мусора в январе — руководитель регионального отделения «ЖКХ-Контроль» дает понять, что это почти невозможно с учетом позиции структур, которые должны контролировать работу регоператора.

Напомним, организация Русанена в своих воззваниях предлагает владимирцам не платить за вывоз мусора в январе, но при этом признает, что перерасчет может быть лишь доброй волей оператора.

«Пришел на прием к руководителю государственной жилищной инспекции Андреевой Елене Александровне. Говорю, давайте будем честными. По факту заложили тариф достаточно большой — 540 рублей, с учетом того, что будут каждый день вывозить и там есть расходы на сортировку. Но этого не происходит. Давайте заставим снизить, для людей это будет хотя бы понимание — да, работали плохо, да, запустились вот в таких темпах, но хотя бы будет понимание, что какая-то справедливость есть.

Елена Александровна мне ответила — по ее мнению, в точном соответствии с действующим законодательством, по 354 постановлению правительства о правилах оказания коммунальных услуг и в соответствии с правилами СанПиНа оператор имеет право вывозить мусор раз в три дня. При этом этими же правилами допускается просрочка в 48 часов. Это еще двое суток. По факту право требования перерасчета у жителей возникает только на 6 день после того, как не вывезли мусор.

На это я сказал — да, по закону, наверное, 6 дней можно не вывозить мусор, ну а по справедливости как, по совести? Это неправильно. Мы видели дома, где мусор не вывозился по 3, по 4 дня. Только после того, как обрывали звонками телефоны, они вывозили. При этом были разговоры — что это специально какая-то ГАЗель привезла мусор и вывалила. Ну не ищите вы врагов вокруг, их нет, занимайтесь своей работой.

Чтобы сделать перерасчет, а там 3% от платы за обращение с ТКО за каждый день просрочки, для этого сначала нужно составить акт о невывозе мусора. Для составления акта нужно уведомить регионального перевозчика. Все управляющие компании у нас перевели на прямые договора, формально они отношения к этому не имеют. То есть, нужно вызвать представителей регоператора. А как вызвать — ну, говорят, позвонить или телефонограмму. Я говорю — слушайте, вы пробовали дозвониться до них? Там дозвониться невозможно. Ну, тогда по почте. Слушайте, на третий- четвертый день дойдет, и они, может быть, приедут, а может быть, не приедут. Ну бред какой-то!

Поступите по-честному, по справедливости. У вас затраты реально были меньше. Сделайте уменьшение платы, у вас предельный тариф. Нет, говорят, у нас тут большие затраты, мы должны денег заработать. По нашей оценке, если они всем смогут выставить счета, у них чистая прибыль составит порядка 12 миллионов рублей только за январь», — поясняет руководитель регионального «ЖКХ-Контроля».

По мнению Альберта Русанена, январские счета за вывоз мусора многие, кто столкнулся с наличием мусорных куч у своих домов, просто откажутся оплачивать. А кто-то получит счет за мусор с неправильно приведенными данными по жильцам — и тоже повременит нести деньги «в кассу» регоператора:

«Мой прогноз — будет достаточно много ошибок в выставлении конкретным жителям платы за обращение с ТКО. Второе — возмущение, почему так много. Третье — что делать жителям, у которых, допустим, две квартиры, а в одной они не проживают, а придет квитанция за две квартиры. И будет справедливый вопрос — почему мы должны платить? Им выставят по количеству собственников.

Мы прогнозируем, что будет достаточно много обращений. И вопрос еще встанет — а почему ЕРИЦ? У нас договор даже через публичную оферту с «Биотехнологиями», при чем здесь ЕРИЦ? Я думаю, что в офисы «Биотехнологий», ЕРИЦ, департамента, ГЖИ пойдет много обращений. И на мой взгляд, они должны как-то сформулировать свою позицию и попытаться объяснить. Если этого не произойдет, то региональный оператор не получит денег. А если так, то он присоединится к 21 регоператору по стране, которые уже находятся в предбанкротной стадии. По нашим данным, у других регоператоров (работающих в зонах №1 и №3 Владимирской области — ред.) на сегодняшний день собираемость платы составила от 50 до 70%».

Свою позицию по поводу листовок, распространенных «ЖКХ-Контролем», компания «Биотехнологии» изложила в специальном заявлении.

Контроль качества жилищных и коммунальных услуг

Г осударственный контроль за содержанием общего имущества МКД осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляется уполномоченными органами

исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Основные требования, предъявляемые к качеству

предоставляемых коммунальных услуг приведены в приложении А.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в МКД коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Условия и порядок изменения размера платы за не предоставленные либо представленной ненадлежащего качества коммунальные услуги представлены в приложении Б.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества услуги и (или) перерывы в ее предоставлении к возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (ито).

В таком случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в ее предоставлении, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в МКД для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

При обнаружении исполнителем факта нарушение качества коммунальных услуг всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженернотехнологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов:

S время начала нарушения качества коммунальных услуг;

S причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем:

S в письменной форме;

S устно (в том числе по телефону).

Такое сообщение подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить:

S фамилию, имя и отчество;

S точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги;

S вид такой коммунальной услуги.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения:

S о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество);

S номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя;

S время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

Если исполнителем является рсо, которая несет

ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы

исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить рсо, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям, дату и время проведения проверки.

Если исполнителем является рсо, которая несет

ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей ито, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

Проведение проверки об установлении факта нарушения качества коммунальной услуги исполнителем

Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества ку, если с потребителем не согласовано иное время. Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества ку и (или) величины отступления от установленных параметров качества ку, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если для проведения экспертизы качества ку необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам, которые участвовали в проверке. Если проведение экспертизы возможно в месте ее предоставления, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки). Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных параметров качества, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции РФ, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Проведение проверки об установлении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителем. В случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы

потребитель вправе составить акт проверки качества

предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется ТСЖ или кооперативом.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества услуги и (или) величины отступления от установленных параметров качества, то составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), один экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в РФ и представителем общественного объединения потребителей.

Указанным представителям исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки.

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

S дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества ку всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов;

S дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества ку, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной проверки такой факт будет подтвержден;

S дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

S дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки или в результате проведения экспертизы качества.

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

S с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления ку надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;

S с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему ку надлежащего качества;

S с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги;

S с даты и времени возобновления предоставления ку надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

    Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Читать еще:  Сбербанк россии оплата коммунальных услуг
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector