Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перерасчет платы за коммунальные услуги 2017

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Читать еще:  Обязанности коммунальных служб

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Вниманию потребителей! Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия потребителя

С учетом поступающих обращений граждан с просьбой разъяснить порядок перерасчета жилищно-коммунальных услуг в период временного отсутствия собственников жилых помещений, Управление Роспотребназора по Владимирской области информирует.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее — Правила) установлены следующие основания перерасчета:

— отсутствие потребителя более 5 календарных дней подряд при условии

отсутствия в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, в связи с отсутствием технической возможности его установки.

К услугам, не подлежащим перерасчету, относятся:

— газоснабжение на нужды отопления; коммунальные услуги на общедомовые нужды;

— водоотведение (в том случае, если не осуществляется перерасчет по горячему и холодному водоснабжению).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя (не включая день отъезда и возвращения).

В течение 5 рабочих дней – если заявление потребителя подано до начала периода временного отсутствия.

Не позднее 30 дней — если заявление подано после окончания периода временного отсутствия.

Для начисления перерасчета потребителю необходимо подать управляющую компанию письменное заявление о перерасчете с указанием следующих сведений:

— Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя;

— день начала и окончания периода временного отсутствия.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода отсутствия потребителя, в частности, такими документами могут быть:

— копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

— справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

— проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. При оформлении проездных документов в электронном виде предъявляется их распечатка на бумажном носителе и документ, подтверждающий факт его использования (например, посадочный талон в самолет и др.);

— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;

— справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

— справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

— справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ;

— справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

— иные документы, подтверждающие факт и продолжительность его временного отсутствия.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода отсутствия потребитель вправе указать в заявлении, что документы, подтверждающие продолжительность отсутствия, не могут быть приложены в настоящее время (с указанием причин невозможности). В таком случае, документы должны быть предоставлены в течение 30 дней после возвращения потребителя. Если заявление подано до начала отсутствия потребителя, то перерасчет осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период отсутствия, но не более чем за 6 месяцев.

Если по истечении 6 месяцев, за которые уже произведен перерасчет, период отсутствия потребителя продолжается и подано заявление за последующие периоды отсутствия, то перерасчет осуществляется за период, указанный в заявлении о продлении периода отсутствия, но не более чем за 6 месяцев.

Читать еще:  Коммунальные платежи срок исковой давности

— если потребитель, подавая заявление до начала отсутствия не представил документы, подтверждающие продолжительность отсутствия или такие документы, не подтверждают его отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении, то исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. При этом, в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, потребитель обязан уплатить пени (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ)

Письмо Минстроя России от 10.02.2017 N 4070-АТ/04 О перерасчете платы за отдельные виды коммунальных услуг

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 февраля 2017 г. N 4070-АТ/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, по перерасчету размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, по изменению размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее — Правила N 354).

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее — перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов. Приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.

В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 — 84 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Таким образом, гарантирующий поставщик обязан произвести перерасчет объема потребления электрической энергии, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354.

2. По вопросу разъяснения методики произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги сообщаем, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

Как получить перерасчет платы за коммунальные услуги? Три распространенных ситуации

Когда в месяц отдаешь по 7-8 тысяч рублей «коммуналки » за обычную «двушку », вопрос о перерасчете платы за коммунальные услуги перестает быть абстрактным. По крайней мере, для большинства российских семей. Рассмотрим три распространенных ситуации — не переданные вовремя показания счетчиков, пустая квартира и начисления за прописанных (зарегистрированных ), но фактически не проживающих.

Ситуация 1. Долго не передавали показания счетчиков. Наконец передали. Можно получить перерасчет коммунальных услуг?

На этот счет есть разные мнения. Но если вкратце, то да – такая возможность есть.

Теперь подробнее. Допустим, квартира оборудована прибором учета электроэнергии (воды или газа). Счетчик исправен и срок его межповерочного интервала не истек. Собственник долгое время, не передавал показания счетчика. И, наконец, передал.

Согласно действующему законодательству, а именно – пп. 59 и 60 «Правил предоставления коммунальных услуг», первые три месяца плата за электроэнергию (воду или газ) рассчитывается исходя из среднего показания в предыдущие полгода, затем – переводят на нормативы.

Соответственно, если показания счетчика переданы до истечения тех трех месяцев, пока плата рассчитывается по «среднему », то перерасчет, естественно, будет произведен.

А вот если показания передаются спустя, допустим, полгода, тот тут возникают разногласия. Коммунальщики в таком случае нередко утверждают, что начисленные по нормативам платежи перерасчету не подлежат. Что же касается новых показаний, то они после передачи могу быть лишь использованы как точка отсчета для начисления платы коммунальную услугу в следующем месяце. Подробнее об этой уловке коммунальщиков можно почитать здесь.

Читать еще:  Единая квитанция для оплаты коммунальных услуг

Впрочем, у потребителей остается возможность оспорить такой подход в жилищной инспекции. В Москве, по крайней мере, надзорный орган смотрит на ситуацию с другой стороны. В течение последние месяцев было принято несколько решений, в которых управляющие компании обязали произвести перерасчет исходя из показаний приборов учета, переданных с задержкой в полгода и больше. Главное, чтобы счетчик был исправен. Вот, к примеру, одно из таких решений.

Резюме: если управляющая компания (ТСЖ или непосредственно поставщик коммунального ресурса) отказывает в перерасчете исходя из переданных с перерывом в полгода показаниях счетчика, то имеет смысл обжаловать это решение в жилищную инспекцию. Шансы получить перерасчет достаточно велики.

Ситуация 2. В квартире прописано больше, чем фактически проживает. Можно получить перерасчет коммунальных услуг?

Да, можно, но лишь для некоторых видов коммунальных услуг и при определенных условиях. Конкретно речь идет о — водо, — электро и газоснабжении и квартирах, не оборудованных счетчиками.

Так вот, если в квартире не установлены соответствующие счетчики (воды , газа, электроэнергии), то плата за потребляемые коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов.

Норматив в данном случае – это расчетная величина, определяющая, сколько воды/электроэнергии/газа может потребить человек в месяц. Они (нормативы ) утверждаются в каждом регионе самостоятельно, и могут заметно от региона к региону отличаться.

(Относительно нормативов потребления газа стоит уточнить, что к количеству проживающих привязывается лишь потребление газа для приготовления пищи и нагрева воды. Потребление газа на нужды отопления рассчитывается, исходя из площади помещения).

Норматив умножается на количество жильцов, получается объем потребления в квартире в месяц. Соответственно, если количество прописанных (зарегистрированных ) в квартире уменьшается, то уменьшается и плата за воду/свет/газ.

Соответственно, если в платежке расчет сделан исходя из пятерых проживающих, а на самом деле в квартире живут трое, то плату за коммунальные услуги можно сократить.

Для этого необходимо довести до сведения управляющей компании (или поставщика услуги, если собственник платит, допустим, за свет напрямую энергосбытовой компании) исправленные данные о количестве жильцов.

В случае временно проживающих жильцов будет достаточно заявления собственника жилого помещения о том, что данный человек в квартире уже не живет. В случае, если изменяется количество постоянно зарегистрированных жильцов необходимо предоставить справку из паспортного стола. Во многих регионах теперь такую справку так же можно получить через многофункциональный центр (МФЦ ) по предоставления госуслуг.

Возможен и перерасчет платы за коммунальные услуги «задним числом», если из официальных документов будет следовать, что количество зарегистрированных в жилом помещении изменилось некоторое время назад. И, следовательно, начисления за последние периоды производились исходя из некорректной информации.

Как видим, главной проблемой в этой ситуации является необходимость сокращения числа официально зарегистрированных жильцов в квартире. Далеко не всегда это возможно.

Важное уточнение – управляющая организация (УК или ТСЖ) имеют право проверки достоверности данных о количестве проживающих в квартире. Для этого создается комиссия в составе представителя УК (ТСЖ ) и нескольких жильцов, они составляют акт о количестве фактически проживающих в квартире. Если собственник квартиры отказывается подписать этот документ, в акте делается соответствующая пометка. Затем документ передается в местные органы министерства внутренних дел (или миграционную службы) и в случае подвтвеждения с их стороны, плата за воду/свет/газ начисляется исходя из установленного количества фактичеки проживающих.

Полномочия коммунальщиков в части установления количества фактически проживающих в квартире прописаны в п. 56 «Правил предоставления коммунальных услуг».

Ситуация 3. Пустая квартира, никто не живет (либо надолго уехал), счетчика нет. Можно ли получить перерасчет за коммунальные услуги?

Увы, сегодня не платить за потребление воды и электроэнергии в квартире без счетчика, где никто не живет практически невозможно.

Хотя еще два года назад действовала норма, согласно которой по тем видам коммунальных услуг, которые рассчитываются, исходя из количества проживающих (свет , вода, газ) в квартирах, где не были установлены счетчики, можно было получить перерасчет за период, когда в помещении никто не проживает.

Для этого достаточно было принести документы, подтверждающие отсутствие жильцов – проездные билеты, справку о проживании в гостинице, справку о проживании в СНТ, либо документы, подтверждающие проживание и оплату коммунальных услуг по другому адресу.

Однако с 1 января 2017 года перерасчет полагается лишь в том случае, когда собственник жилья предоставит акт об отсутствии технической возможности установить приборы учета. Требование это прописано в п. 92 «Правил предоставление коммунальных услуг».

По сути это означает фактический запрет на проведение перерасчета за воду и электроэнергию. Критерии «технической возможности» настолько размыты, что получить нужную справку невозможно. Да и в большинстве случаев установить счетчик вполне реально, собственники просто не считают нужным это делать.

Так вот, за воду и электроэнергию в квартирах, где нет счетчиков и длительное время никто не проживал, перерасчет получить невозможно.

Уточним, что плата за свет, газ, воду и водоотведение в квартире без счетчиков, где никто официально не зарегистрирован и фактические не проживает, рассчитывается по нормативам, исходя из количества собственников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×