Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Решение коммунальных проблем

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  • Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  • Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  • Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.
  • Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

    1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
    2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
    3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

    Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

    Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.
  • Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

    1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
    2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
    3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
    4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

    Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

    В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

    Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

    Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

    Перспективы развития отрасли ЖКХ

    Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

    Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

    Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

    Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

    Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  • В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  • В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  • В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  • В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  • В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  • В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  • В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.
  • В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

    Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

    Читать еще:  Расчет размера оплаты за коммунальные услуги

    Решение коммунальных проблем

    Сфера деятельности ЖКХ

    Сферу ЖКХ, или жилищного и коммунального хозяйства, часто называют «коммуналкой». Понятие комплексное, включающее факторы обслуживания, от которых зависит комфортность жилья: безаварийное снабжение горячей и холодной водой, система ее очистки, канализация; электро-и газоснабжение; теплоснабжение; вывоз мусорных контейнеров; текущий ремонт коммуникаций и здания; благоустройство.

    Основные проблемы ЖКХ

    Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

    Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

    В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

    1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
    2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
    3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
    4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
    5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
    6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
    7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
    8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.

    Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

    Социальная поддержка незащищенным гражданам

    Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

    Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
    Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

    Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

    Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

    Прозрачные тарифы для населения

    Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

    Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

    • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
    • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
    • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
    • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
    • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ;
      техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

    Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

    Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

    На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

    Актуальные проблемы сферы ЖКХ и пути их решения — Интервью с Галиной Хованской

    Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как свидетельствуют социологические опросы, традиционно волнуют россиян. Экономический кризис только усугубил ситуацию в этой и без того проблемной сфере: нынешние цены за коммунальные услуги мало того что все меньше обосновываются, так еще и становятся непосильными для значительной части населения. Не случайно вопросы ЖКХ уже попали в центр внимания осенней сессии Государственной думы. Какие проблемы в этой сфере в настоящий момент наиболее актуальны и каковы пути их решения – об этом «НИ» рассказала председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ Галина Хованская. — Галина Петровна, население остро отреагировало на июльское повышение цен на «коммуналку» и появление в жировках новой графы – оплаты за капитальный ремонт. Как сейчас обстоит ситуация в сфере ЖКХ?

    – Сейчас самая острая проблема – это введение платы за капитальный ремонт. И сложилась она исторически, потому что 20 лет никто не занимался этой сферой – ни государство, ни граждане не собирали деньги на капитальный ремонт домов. Теперь ситуация изменилась. Но, к сожалению, законодательство приняли такое, что жильцы вынуждены платить в «общий котел» – за капремонт не своего дома, если они не успели открыть счет для своего дома в установленные сроки. Что, с моей точки зрения, нарушает гражданское законодательство. Правда, и этого варианта – с открытием спецсчета – не было бы вообще, если бы в свое время не вмешался премьер-министр и не отправил бы проект на радикальную доработку. Ведь когда я обратила его внимание на эту проблему, документ уже шел на второе чтение.

    – Население пользуется предоставленной возможностью активно?

    – Несмотря на то что Госдума увеличила сроки принятия решения о способе внесения платежей на капитальный ремонт в два раза, собственники просто либо не знали о новой возможности, либо не успели ею воспользоваться. Ведь во многих регионах власти постарались побыстрее создать регионального оператора и загнать собственников в «общий котел» Сказали им, мол, «вы ни о чем не беспокойтесь, только деньги нам давайте, а мы уж тут сами разберемся, потому что вы ничего не знаете, не умеете и не хотите». Хотя люди, разумеется, в основном понимают, что такое их собственное жилье, его качество, рыночная стоимость. Таким образом, в настоящий момент, насколько мне известно, только 13% собственников смогли открыть спецсчет на ремонт собственного дома, а остальные автоматически платят в «общий котел». И это вызвало серьезное недовольство у населения.

    – Какие последствия для россиян несет в себе введение платы за капремонт?

    – Ни для кого не секрет, что в стране экономический кризис: люди теряют работу, идет сокращение рабочих мест, уменьшаются доходы, режутся бюджеты, не выплачиваются премии. Экономическая ситуация резко ухудшилась, в результате возникли сразу два рычага давления на семейный бюджет: сокращение доходов и рост цен. В такой ситуации очень опасно принимать экономические решения, не просчитывая их социальных последствий. Я вижу судебную перспективу обжалования в высших судебных органах схемы «общего котла», которая может быть реализована, если будет грамотно оформлено обращение в суд. Здесь, кстати, хотелось бы отдельно отметить стоимость содержания регионального оператора и всей его рати. Сколько стоят их помещения, оборудование, зарплаты – получается сумма, на которую можно отремонтировать несколько домов.

    – А ситуация с неплатежами в сфере ЖКХ как-то изменилась после роста тарифов на эти услуги?

    – У нас обычно много кричат о проблемах с неплатежами. Но на самом деле только сейчас, после введения платы за капремонт, произошел серьезный скачок неплатежей граждан. До этого львиную долю триллионного долга в системе ЖКХ составляли так называемые не отключаемые потребители: юрлица бюджетной сферы, тепловики, предприятия экологически опасные в случае отключения… А задолженность граждан составляла максимум 20–25%. Сейчас же рост неплатежей населения произошел именно потому, что люди, попав в «общий котел», просто не понимают, куда и почему они должны переводить свои деньги, почему не могут взять эти деньги раньше, если у них трубу прорвало в подвале или крыша прохудилась, например.

    – Почему так резко различаются размеры взноса на капремонт в разных уголках России?

    – Напомню, что в целом наш платеж состоит из двух частей: за жилищные услуги и за коммунальные услуги. Часть жилищных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники могут определять на общем собрании. А вот коммунальные услуги у нас ограничены на федеральном уровне так называемыми предельными индексами, и рост общего платежа за коммуналку не мог превысить 8–10% в этом году. Но здесь опять наблюдается ситуация злоупотребления властью и игры на повышение при установлении взноса. Например, в Москве региональные власти устанавливают такой взнос, который увеличивает общий платеж москвича почти на 41%. А это влечет за собой предсказуемо негативную реакцию населения. Причем больше всего возмущена та часть жителей, которая находится на грани получения субсидий, но не дотягивает до ее получения. Москва в этом смысле один из самых проблемных регионов – власти здесь установили одну из самых высоких ставок по России – 15 руб. за квадратный метр, считая, видимо, что все москвичи – люди богатые. В Москве и Санкт-Петербурге, конечно, больше всего живет богатых людей. Но при этом в Северной столице местная власть была намного осторожнее – взнос на капитальный ремонт 2–3 рубля за квадратный метр с дополнительной дифференциацией по типу дома, плюс предусмотрено значительное софинансирование из бюджета города. Поэтому ни одной жалобы оттуда нет.

    – Но ведь не все дома нуждаются в капитальном ремонте в ближайшее время. Как быть в подобных ситуациях?

    – Здесь, скорее, возникает проблема не с новыми домами, а со старыми, которые 40–50 лет не ремонтировали. Напомню, что в законе о приватизации есть норма о том, что бывший собственник обязан провести капитальный ремонт, если он не был проведен на момент приватизации вашего жилья. Мы уже внесли инициативу в Госдуму, которая подразумевает, что собственники, приватизировавшие жилье, не должны платить в подобных домах за капитальный ремонт до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства, как бывший наймодатель.

    – Многие задаются вопросом, почему они должны платить сейчас, если их дом по плану будет ремонтироваться только через три-четыре десятка лет?

    – Часто приходят старики, которым уже за 80, чьи дома в программах на капремонт стоят через 15–20 лет. И задают вопрос, почему они должны отдавать деньги за ремонт, до которого, скорее всего, не доживут. Поэтому мы внесли еще одну инициативу – освободить одиноко проживающих пенсионеров после восьмидесяти лет от платежей. Кроме того, необходимо ограничить размер общего платежа. Плюс необходимо снять ограничение при выходе из «общего котла». Пока для оформления счета на свой дом нужно две трети голосов собственников дома. Я рекомендую – 50% плюс 1 голос.

    – Каким же вы видите будущее платежей за капремонты?

    – Я считаю, что в будущем возможна только схема спецсчета для каждого конкретного дома. При этом собственники сами будут принимать решения, когда и как платить – ежемесячно или собирать единовременно в случае возникновения какой-то конкретной проблемы. Мои оппоненты упирают на то, что тогда собственники вообще не будут платить. Но это легко пресечь административными штрафами за отсутствие своевременного ремонта.

    – Каковы сейчас финансовые потребности сферы ЖКХ?

    – Они колоссальные, и, к сожалению, с учетом кризиса ситуация только ухудшается. Печально, что эти проблемы пытаются решить главным образом за счет населения. Сейчас, например, будет предпринята вторая попытка увеличить пени за долги. Первую попытку наш комитет отклонил. Я неоднократно говорила, что в социальной сфере нельзя делать резких движений. Население у нас терпеливое, что уж говорить. Но не нужно доводить до ситуации, когда народ пойдет протестовать на улицу.

    Документы и материалы

    Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

    • | Печать |

    Подробности Категория: Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

    Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

    • высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
    • непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
    • слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;
    • насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.

    При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере.
    Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан. Безусловно имеется положительный эффект от деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах. При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным требованиям.
    В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

    • обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
    • совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
    • развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
    • перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
    • развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

    Однако сама федеральная целевая программа до сих пор не принята. Вместе с тем требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

    Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

    В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

    Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

    Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

    Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
    Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данной обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг. Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.

    В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

    Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

    Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

    Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.

    В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

    Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector