Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько коммунальные услуги

Сколько платят за коммунальные услуги

Плата за проживание в жилых помещениях и коммунальные услуги имеет тенденцию к росту. Данная статистика по стране касается всех регионов. При начислении цена пользования жилплощадью рассчитывается, исходя из количества квадратных метров. Коммунальные услуги («коммуналка») оцениваются путем суммирования стоимости холодной и горячей воды, тепла, газа, других удобств. В больших городах тарифы на квартплату намного превышают оплату аналогичной площади в малых населенных пунктах. Средняя величина ежемесячной стоимости проживания в трехкомнатной квартире на 2019 год достигла 6,5 тыс. рублей. В зимний сезон она бывает максимальной.

Обязанности жильцов по платежам

Квартплата с включением коммунальных платежей окончательно устанавливается по договору с ТСЖ (Товарищество собственников жилья) или управляющей компанией. Для расчета применяются тарифы законодателя, связанные с квадратными метрами конкретной площади. Жильцы находящихся в аварийном состоянии домов не платят за квартиру.

Закон объясняет термин «квартплата» следующим образом: это денежная сумма, передаваемая гражданами предприятиям ЖКХ (Жилищно-коммунального хозяйства) в форме платежей. Стоимость включает:

  • эксплуатацию жилой площади;
  • ремонт;
  • оплату коммунальных услуг.

Выплачивать за проживание обязан каждый квартиросъемщик вне зависимости от наличия источника дохода. Данная норма указана в ст. 157 ЖК РФ (Жилищного кодекса РФ). Там же излагается регламент, как производится оплата и предоставляются услуги.

  1. В ст. 154 ЖК РФ описывается структура платежей.
  2. Ст. 155 ЖК — правила и сроки, по которым производится оплата.
  3. Ст. 157 — методы расчета по приборам, нормы на человека, сколько нужно заплатить по закрепленной величине.

Некоторые граждане из-за денежных трудностей не могут оплачивать сумму каждый месяц до 10 числа. Несвоевременность влечет начисление пени. При злостном отношении к обязанностям и большой задолженности человек может лишиться права на предоставление коммунальных услуг.

Обычно предлагается оплатить сумму по квитанции, которую доставляют в почтовый ящик. Документ содержит полные сведения: тарифные начисления, цены, нормы потребления, предоставленные услуги. Закон позволяет частично выплатить сумму, указанную в бланке квитанции.

Тарифы

Тарифы по услугам и жилью устанавливаются местным самоуправлением, органами государственной власти. За основу берутся нормативы из законодательства. Регионы могут вводить свою тарификацию по внесению гражданами платежей. В некоторых местностях учитывается социальный статус. Существуют льготы для помощи малоимущим и иным категориям, в этом нуждающимся:

  • инвалидам;
  • несовершеннолетним сиротам;
  • пенсионерам;
  • безработным;
  • лицам с доходам менее 50% прожиточного минимума.

Нормативные и правовые акты регулируются Министерством строительства и ЖКХ. Этим же ведомством установлены тарифы по средним значениям.

Средняя квартплата

Исследуя сведения по стране, можно увидеть, что размер квартплаты сильно различается. Если в одном отдельно взятом регионе за однокомнатную у граждан выходит 2 тыс. рублей, в другом городе жильцы вносят ежемесячно по 3 000. Около 17% семейного бюджета составляет плата за квартиру и коммунальные удобства. Средняя сумма выводится из расчета, что в зимний сезон начисления выше, что связано с отоплением. А также в здании из 5 этажей отсутствуют дополнительные удобства: лифт, мусоропровод, которые оплачиваются жителями девятиэтажек.

К примеру, полезно будет узнать, какая квартплата за двухкомнатную квартиру. Тарифы утверждаются Правительствами городов. В 2018 они были повышены. Средняя ежемесячная цена проживания — 3,7 тыс. рублей в месяц за квартиру около 50 кв. метров, двухкомнатную, если в ней прописаны не более двух человек. Сколько при этом граждане платят за электричество и некоторые другие нужды, в сумму не включено. А за однокомнатную (30 м) выходит примерно 2 — 2,4 тыс. рублей.

Правила тарификации

Законом установлены средние тарифы по стране (для всех видов строений). Так за трехкомнатную жилплощадь платят до 5 тыс. рублей. Поправки вносятся властями регионов с учетом местных условий. К примеру, городская администрация постановила взимать 7,5 рубля за 1 метр жилой площади в качестве базовой ставки. Учитывается материал стен здания: кирпичные. панельные или из дерева.

По обычному правилу суммируют метраж, учитывая количество проживающих. Коммунальные услуги взимаются по показаниям счетчиков воды, газа, электроэнергии (приборов учета). У граждан в результате подсчета выходит разная сумма, не связанная со средним значением. Квитанции часто тоже оформляются отдельно на каждую услугу. Вывоз мусора с пространства около дома рассчитывается по метражам площадей, когда «двушка» платит меньше, чем «трешка» в том же здании. Тариф за каждый метр утверждается в договоре с ЖЭК (Жилищно-эксплуатационной конторой).

Общепринят ежегодный пересмотр квартплаты, норм потребления и тарифов с внесением поправок в тарифные планы. ЖЭК по закону направляет всем жильцам за месяц до вручения квитанции письменное оповещение об изменениях.

Что входит в платежи

Статья 425 ГК РФ предусматривает права и обязанности при предоставлении и получении коммунальных услуг. В обычном случае величина платы включает:

  • конкретные характеристики жилплощади;
  • потребление воды (горячей и холодной), газа, электроэнергии, отопления;
  • вывоз мусора;
  • уборку территории возле дома;
  • освещение придомового пространства.

К примеру, тепловая энергия стоит по тарифу в столице на 2019 год от 1550 (по июнь) до 1600 рубля за Гкал (с июля). Регионы вносят коррективы в ставку. Электричество может оцениваться в 3,5 рубля за 1 кВт*ч. Учитывается время суток: днём это 3,55 рубля, а ночью — 2,14 рубля за кВт*ч. Для сельской местности на данные цифры введён коэффициент.

На квартплату влияет класс постройки. Квадратные метры в таунхаусе стоят 50 рублей в месяц за каждый. Если купить подобную жилплощадь размером 120 кв. метров в «комфорт» классе, придётся вносить до 15 000 рублей ежемесячно.

При оплате «коммуналки» в соответствии с показанием счетчиков, которые должны стоять у граждан во избежание взимания по максимальному тарифу, показания снимаются представителем ЖЭК. Отопление рассчитывается за каждый метр (на 1, 2, 3-комнатную жилплощадь). Вода и электроэнергия — по числу живущих лиц, умноженному на тариф. Норма по газу (без счетчика) умножается на количество проживающих. При этом не важно, какую квартиру снабжают ресурсом: двухкомнатную, трехкомнатную или 1 — 5 — комнатную.

Субсидии

Как «коммуналка», так и квартплата при наблюдающемся постоянном повышении тарифов становятся не по силам для некоторых слоев населения. Существует соц. программа для поддержки малоимущих. При предоставлении субсидий расходы возмещаются. Правила регламентируются Постановлением Правительства от 2005 года № 761. Цель этих мер — урегулирование жилищных проблем.

Если у человека доход исчисляется менее прожиточного минимума, применяется коэффициент, снижающий максимальную величину платы за жилье. Эта цифра устанавливается различной для регионов с учетом факторов:

  • удаленность;
  • местные условия;
  • потребительская корзина.

Государство содействует гражданам, для которых квартплата становится непосильной относительно расходов. Для оформления субсидии гражданин должен посетить управление социальной защиты в своем населенном пункте. Если у отдельного лица (или граждан) жилье и услуги, с ним связанные, выйдут в сумму более 22% дохода, назначается подобная помощь.

Заключение

При ежегодном увеличении стоимости платы за проживание и жилищно-коммунальные услуги актуален вопрос, каким образом начисляется данная сумма. Известно, что крупные города несколько «дороже» по части квартплаты. Цена зависит от размера площади, учитывается расход ресурсов проживания по приборам учета. Наконец, имеет большое значение количество прописанных лиц. Характерные особенности ежемесячного расчета можно понять, ознакомившись с соответствующим законодательством, регулирующим данные вопросы. Региональные нормы, применение тарифной сетки и порядок расчета не лишним будет знать каждому гражданину. Уверенность в своих правах позволит контролировать ситуацию.

Сколько платят за коммунальные услуги жители России: сравнительная таблица

Казалось бы, живем мы в одной стране. И условия жизни у всех россиян должны быть плюс-минус одинаковые. Но на практике выходит почему-то иначе.

Читать еще:  От чего зависит размер коммунальных платежей

Про разброс заработных плат промолчим — тут все зависит от количества в регионе крупных предприятий и нехватки рабочих рук: выигрывают жители либо центра, либо промышленного севера страны. Цены на продукты подстраиваются в регионах не только под логистическую труднодоступность, но и под средние зарплаты. Но вот коммуналка-то! Коммуналка от этого всего не зависит.

Тарифы везде разные

А от чего она тогда зависит? Тарифы на коммунальные услуги каждый регион волен устанавливать самостоятельно, но в оговоренных законом рамках. Например, федеральная служба по тарифам устанавливает предельно допустимый индекс роста тарифов за год. А стоимость одного кубометра или киловатта необходимого ресурса зависит и от климатических особенностей, и от изношенности системы. Например, доставка воды по гнилым трубам принесет водоканалу много потерь, а также много сил и средств уйдет на частое латание дыр и щелей.

Мы решили сравнить, насколько велика разница в плате за коммуналку в разных частях нашей необъятной страны. А чтобы показатели было удобнее сравнивать — мы сопоставили их со средними зарплатами по региону. Для анализа мы выбрали 12 городов с населением свыше 500 тысяч человек. Не обошли вниманием и две наши столицы, а также сравнили как юг страны, так и север (а еще восток и запад).

Тут стоит оговориться, что цены обозначены в среднем, так как в пределах одного города может (и обычно работает) несколько поставщиков коммунальных услуг, и у каждого свои тарифы.

Кроме того, некоторые сложности возникли с ценами на горячую воду: в части регионов тариф на воду установлен за кубометр, а в части — за гигакалорию (единицу энергии, требующуюся для нагрева кубометра воды), так что цена за кубометр варьируется в зависимости от этажности дома, толщины и материала стен.

То же самое творится и с ценами за отопление — они хоть и везде считаются по гигакалориям, однако количество нужных гигакалорий разнится в зависимости от климата (в холодных широтах на нагрев одного кубометра холодной воды уйдет больше энергии, чем в теплых), да и в целом на севере отопительный сезон длится дольше, чем на юге, и стоимость коммуналки в итоге получается выше.

Иркутский феномен

Промечательно, что городом с самой дешевой коммуналкой внезапно стал Иркутск.

Что мы знаем об Иркутске? Иркутск — это Сибирь, это 600 с лишним тысяч человек, живущих достаточно «кучно». Плотность населения — 2252 человека на квадратный километр. Это чуть свободнее, чем в Астрахани, но гораздо плотнее, чем в Волгограде.

Но причина дешевизны коммуналки не в этом. В Иркутске находится «Иркутскэнерго» — крупнейшая в России энергетическая компания. Она объединяет 3 гидроэлектростанции, тепловые электростанции, а также угольные разрезы и теплосети области. То есть это крупнейший в стране энергоцентр . Не удивительно, что электричество жителям Иркутска обходится в среднем в 4 раза дешевле, чем всем остальным, а холодная вода — вдвое. И даже за газ жители Иркутска платят в два раза меньше, чем остальные россияне (в Иркутске есть газовое месторождение, которое разрабатывает «Газпром добыча Иркутск»). И все это при довольно высокой средней зарплате населения — 41 тысяча рублей.

Сапожники с сапогами и без

А что у нас с добычей газа? Газ у нас добывают тоже не только в Иркутске. Например, газовые месторождения есть в Астрахани, в Новосибирске ведет работу «Новосибирскнефтегаз» (хотя больше, конечно, нефть, чем газ), растет объем добытого газа в Красноярске. Тем не менее, ни в одном из этих регионов газ не стоит меньше трех рублей, как в Иркутске. Более того — в Красноярске голубое топливо и вовсе одно из самых дорогих в стране (6 рублей 27 копеек) — дороже только в Волгограде (8 рублей 97 копеек), который находится всего-то в 300 километрах от астраханского газоконденсатного месторождения.

С ценами на холодную воду все тоже довольно странно. Стоимость кубометра, как оказалось, не зависит ни от размера города (в миллионном Новосибирске воде дешевле, чем в маленькой 500-тысячной Астрахани), ни от близости крупных водных артерий (впрочем, все города России стоят вблизи той или иной крупной реки), ни от средней зарплаты в регионе (если уж учитывать зарплаты коммунальщиков). А от чего тогда она зависит? А мы не знаем.

С горячей водой попроще — в среднем она в 6 раз дороже, чем холодная , вот и все.

А цены на мусор и вовсе демонстрируют единство и равноправие. По всей стране мусорные операторы слились в едином порыве брать по 90 рублей с человека в месяц. А вот про качество вывоза мусора можно спорить бесконечно. По крайней мере, судя по отзывам в соцсетях, жители Казани довольны чистотой своих улиц, а жители Самары — нет. Но, возможно, дело здесь в излишней придирчивости некоторых граждан, а не в объективных проблемах с вывозом (кто мы такие, чтобы судить?).

Самарские зарплаты проиграли тарифам

При этом, если в целом сравнить стоимость коммуналки со средней заработной платой, в худшем положении, кажется, оказались жители Самары. Зарплата — самая низкая, а коммуналка — одна из самых высоких.

А из остальных регионов, пожалуй, кроме Иркутска, в лучшем положении находятся москвичи. Но не за счет дешевой коммуналки, а за счет высоких зарплат, которые нивелируют ее стоимость. Впрочем, если вы живете в Москве и получаете зарплату ниже средней — вам можно только посочувствовать. И посоветовать переехать в Иркутск, наверное.

А сколько денег на оплату коммуналки уходит у вас?

Названа средняя сумма платежки за ЖКХ в России

Россияне в месяц в среднем тратят на коммуналку 3826 рублей. Исследование проводили в Сбербанке. Специалисты анализировали расходы на ЖКХ по итогам девяти месяцев этого года.

В частности, туда входили траты на газ, электроэнергию, водоснабжение, тепловую энергию, а также капитальный ремонт.

В настоящее время из бюджета семьи в среднем на оплату услуг ЖКХ уходит 9% денежных доходов, указывают аналитики Сбербанка. И в основном коммуналку в России оплачивают в онлайн-режиме. На долю безналичных транзакций приходится 85% всех платежей за услуги ЖКХ, следует из результатов исследования.

Тяготы Рязани

Тяжелее всего платить за услуги ЖКХ жителям Рязанской области. В этом регионе доля расходов на коммуналку в бюджете семьи самая высокая — 13,1%. И это при том, что плата за ЖКХ в регионе не самая большая — 3 337 руб.

Проблема в том, что в Рязанской области медианная зарплата в 2019 году составила 28 331 руб., что на 6 тыс. руб. ниже показателя по России — 34,3 тыс. руб.

Обременительные платежи за ЖКХ и в дальневосточных регионах: Чукотском АО, Еврейской АО и Камчатском крае. В них доля расходов домохозяйств на коммуналку составляет 12,7%, 12,6% и 12,6% соответственно.

Затраты россиян на ЖКХ в целом по стране выросли на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в Сбербанке.

Такой рост в целом соотносится с повышением тарифов на 4,1%, которые закреплены в законодательстве. Так, в 2019 году государство повышало плату за услуги ЖКХ два раза: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%. Повышение тарифов для населения было обусловлено ростом налога на добавленную стоимость (НДС).

Читать еще:  Что такое водоотведение в коммунальных платежах

Однако в ряде регионов платежки за коммуналку росли опережающими темпами. Например, в Белгородской и Кировской областях.

Жители этих регионов в этом году тратили на услуги ЖКХ на 17,5% и 15,6% соответственно больше, чем в 2018 году. Эксперты связывают рост платежей с изменением методологии учета потребления энергии.

В Белгородской области был существенный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение в ряде населенных пунктов, говорится в исследовании.

«С высокой вероятностью регион останется в «лидерах» рейтинга, так как с 1 декабря 2019 года планируется повышение цен на воду в самом Белгороде, причем сразу на 42%», — указывают в Сбербанке.

Рост платежек в Кировской области, скорее всего, связан с издержками на масштабную реконструкцию инфраструктуры теплоснабжения в административном центре региона.

Также в антилидерах по росту тарифов Москва (5,1%) и Санкт-Петербург (8,3%).

Самые высокие расходы на ЖКХ в стране традиционно наблюдаются в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, малозаселенных регионах, говорится в исследовании. Один из таких примеров — Камчатский край, 7 983 руб.

Между тем задолженность россиян за коммуналку составляет 1,3 трлн руб., сообщал вице-премьер России Виталий Мутко в ноябре.

Существуют различные инструменты для защиты населения с низкими доходами, например, жилищные субсидии, объяснила в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ «Контроль» Светлана Разворотнева.

Они компенсируют затраты на ЖКХ и выдаются в зависимости от уровня дохода, который определяется на региональном уровне.

В целом в большинстве субъектов допустимая доля совокупных расходов семьи на ЖКХ составляет 22% от бюджета, отмечает Разворотнева. Все, кто платит больше, могут рассчитывать на субсидии от государства. В столице эта планка ниже. В Москве, например, россияне могут рассчитывать на субсидии, если платежи за ЖКХ составляют более 10% от бюджета.

Также есть и вторая мера поддержки населения — льготы на уплату коммуналки. Они действуют по категориям и в отличие от жилищных субсидий не привязаны к денежным доходам. Льготы предоставляются ветеранам, героям труда, многодетным семьям, сотрудникам образовательных учреждений.

«Люди, получающие субсидии, — самые аккуратные плательщики. Однако некоторым они действительно нужны. Но другим, например, академикам, героям труда, у которых могут быть действительно очень высокие доходы, они могут и не понадобиться. Тем не менее льготы продолжают платить, вымывая деньги из бюджета, а они могли бы пойти на поддержку действительно малообеспеченных людей», — отмечает исполнительный директор «ЖКХ Контроль».

Единые нормативы на коммуналку обойдутся области в 130 миллионов

Мария Новосёлова. Фото Леонида Новикова

Что такое норматив потребления и почему он стал «единым»?

— Там, где оплата происходит в отсутствии приборного учета, расход коммунального платежа должен определяться по нормативу его потребления. Норматив – это расход определенного ресурса на единицу измерения (например, расход гигакалорий на 1 квадратный метр помещения или кубометров холодной воды на 1 человека). Очевидно, что изменение норматива приводит и к изменению коммунального платежа.

Правила определения нормативов были установлены Правительством РФ еще в 2006 году. До 2012 года нормативы рассчитывались муниципальными органами власти и были разными в различных муниципалитетах. Начиная с 2012 года, нормативы стали устанавливаться региональными органами исполнительной власти (во Владимирской области – департаментом цен и тарифов). Причем законодательно допускалась возможность их поэтапного введения.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов с этого времени стали едиными для всего населения Владимирской области, но были введены только с 2017 года в отдельных муниципальных образованиях в соответствии с постановлением № 1180 администрации Владимирской области. Но с 1 января будущего года Правительство РФ обязывает ввести их повсеместно.

Как скажется введение единых нормативов на платежах за коммунальные услуги?

— Когда единые нормативы были подсчитаны, выяснилось, что они существенно отличаются от муниципальных. Где-то – в сторону снижения, где-то – в сторону повышения. Причиной этого, на мой взгляд, стало ненадлежащее исполнение муниципальными органами методики расчета нормативов.

Так, на холодную воду Правилами предусматривалась 16-кратная дифференциация нормативов в зависимости от степени благоустройства жилого фонда. Ведь многие до сих пор все еще пользуются водоразборной колонкой, у кого-то в доме есть только умывальник, у кого-то душ и т.п. Муниципальные власти, когда устанавливали нормативы, чаще всего такую дифференциацию не проводили.

Поэтому у отдельных граждан, оплачивающих коммунальные услуги не по приборам учета, произойдет увеличение коммунальных платежей. Больше всего вырастут нормативы по водоснабжению (холодная и горячая вода), минимально вырастут нормативы по отоплению.

Особо отмечу, что несмотря на существующую норму о введении единых областных нормативов с 1 января 2020 года, Жилищный кодекс запрещает рост коммунальных платежей в 1 полугодии 2020 года. В первом полугодии каждого года коммунальные платежи не должны повышаться ни на копейку относительно декабря предыдущего года (их рост допускается со второго полугодия, т.е. с 1 июля). Мы посчитали: если на уровне Федерации срок введения нормативов останется прежним – 1 января 2020 года, то из областного бюджета для компенсации роста коммунальных платежей должно быть выделено около 131 млн рублей.

Как можно избежать роста коммунальных платежей?

— Губернатор дал поручение департаменту ЖКХ разработать полномасштабную дорожную карту, направленную на 100-процентное оснащение абонентов приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Согласно законодательству, приборы учета должны быть установлены до 1 января 2012 года. С 2013 года это стало обязанностью ресурсоснабжающих предприятий. Они могут поставить приборы учета в рамках энергосервисного контракта (потребитель при этом в течение 5 лет должен возвратить стоимость затрат на установку приборов учета).

Установку приборов учета может взять на себя и управляющая компания. Но следует иметь в виду, что в любом случае обязанность установки приборов учета закреплена за собственниками жилых помещений. Пока уровень «оприборивания» населения общедомовыми приборами учета на отопление составляет всего лишь 77,4 процента, а на холодную и горячую воду не превышает 63 процентов в целом по области. Освоение денежных средств, предусмотренных программой энергосбережения и направленных на установку приборов учета, в 2018 году составило лишь 18% от плана.

Каждого жителя поставить перед необходимостью установить индивидуальные приборы учета непросто. В дом к гражданину можно зайти только по доброй воле самого собственника жилья. Законодательство мотивирует граждан устанавливать индивидуальные приборы учета (особенно это касается услуг холодного горячего водоснабжения): для этого вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления для жильцов, не установивших приборы учёта. Но таким образом мы мотивируем только добропорядочных граждан. Ведь, если в квартире зарегистрировано, скажем, два человека, а фактически проживает десять, то никакой повышающий коэффициент не станет мотивацией для их установки.

Какие изменения в оплате коммунальных услуг произошли с 1 июля этого года?

— Параметры роста тарифов задает Правительство РФ. Ежегодно по каждому субъекту федерации правительство определяет средний рост коммунальных платежей с 1 июля каждого года, а также максимально возможное отклонение от этого среднего индекса по муниципальным образованиям. С 1 июля 2019 года для Владимирской области средний рост тарифов не должен превышать 2 процентов, а максимальное отклонение от этого параметра составляет тоже 2 процента.

Во Владимирской области средний рост тарифов составит 1,97 процента, это, к слову, в два раза ниже, чем плановая цифра инфляции на 2019 год (она составляет 4,3 процента).

Читать еще:  Управляющая компания коммунальные услуги

Если на территории муниципального образования не реализуется инвестиционная программа в коммунальной сфере или концессионное соглашение, оснований превышать тарифы более чем на 4 процента практически нет.

Но там, где в коммунальное хозяйство приходят инвестиции, превышение этой цифры возможно.

В Указе губернатора от 14 декабря 2018 года приводятся обоснования изменения тарифов по каждому муниципальному образованию. В областном центре, как и в других 88 муниципальных образованиях, рост тарифов не превысит 4 процентов. В некоторых из них тарифы вырастут всего лишь на сотые доли процента. Но в 22 муниципалитетах Советы народных депутатов реализовали свои полномочия о превышении предельно допустимого роста тарифов в связи с реализацией концессионных соглашений.

В каких муниципалитетах во втором полугодии этого года тарифы выросли больше всего?

— Это отдельные муниципальные образования в Петушинском районе, в Суздальском и в Александровском районах. Коммунальные тарифы выросли более чем на 4 процента для 5,4 тысячи граждан. Это 0,4 процента от всего населения Владимирской области. Более всего тарифы увеличились в отдельных муниципалитетах Петушинского района – на 6 процентов. При этом важно отметить, что граждане имеют право на субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг, если они составляют более 22 процентов совокупного семейного дохода. Для одиноких пенсионеров этот порог ещё ниже – 18 процентов. На субсидирование затрат на оплату коммунальных услуг в областном бюджете предусмотрено около 1 млрд рублей.

Рост расходов на «коммуналку» в денежном выражении зависит от стоимости коммунальных платежей в том или ином муниципалитете. Может быть, рост тарифов в процентах и небольшой, но граждане и так платят немало.

— Законодатель пошел по принципу регулирования роста совокупного коммунального платежа (это итоговая сумма в платежке за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) в процентном исчислении. По 111 муниципальным образованиям Владимирской области уровень платежей различается по объективным причинам. Кто-то проживает на селе и платит только за электричество. А кто-то получает тепло от мазутной котельной или его обслуживает недозагруженный сельский водоканал – тогда платеж может быть немалым.

Если тарифы на газоснабжение (природный газ) единые, как и на электроснабжение (они ниже только в сельской местности и при наличии электроплит для приготовления пищи), то оплата услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения рассчитывается по каждой ресурсоснабжающей организации. И здесь очень важно, насколько ответственно на местах подошли к реализации полномочий по организации снабжения потребителей коммунальными ресурсами. По федеральному закону (131 ФЗ) эти вопросы находятся в компетенции местного самоуправления. Поэтому величина тарифа, который складывается в той или иной территории, – это прямое следствие эффективности работы муниципальных органов власти.

А почему нормативы потребления могут расти или падать? Ведь, казалось бы, мы живем, как и раньше, пить воды больше не стали, да и другие потребности у людей не меняются?

— Правила, по которым считались нормативы, не претерпели больших изменений с 2006 года. Однако в 2015 году законодательно для всей страны было утверждено количество процедур пользования одним водоразборным устройством: сколько раз в месяц потребитель принимает ванну, душ, пользуется раковиной и т.д. Ранее это определялось муниципалитетами. Но единый норматив может оказаться больше муниципальных нормативов. И здесь основная причина кроется в отсутствии, как того требует законодательство, дифференцированного подхода при установлении муниципальных нормативов – в зависимости от вида благоустройства жилого помещения. Скажем, в Собинском районе норматив потребления воды на человека в месяц до сих пор составляет 0,6 кубических метра, если вода берется из водоразборной колонки. А единый областной норматив – 1,2 кубических метра. Он будет распространяться и на Собинский район. Почему раньше в Собинском районе полагали, что гражданам хватит и 0,6 кубометра – это вопрос к прежнему руководству района.

Получается, что в том же Собинском районе с 1 января 2020 года норматив потребления холодной воды существенно вырастет, а с 1 июля 2020 года сами граждане и будут оплачивать эту коммунальную услугу по новому нормативу.

— Следует учитывать, что при увеличении норматива, вырастет и объем реализации коммунального ресурса. И, когда мы будем рассчитывать тарифы, мы будем это учитывать. Увеличение объема реализации приведет к снижению тарифов. У нас в области около 7,5 млрд рублей ежегодно исключается из тарифной выручки ресурсоснабжающих организаций как экономически необоснованные расходы. А все коммунальные платежи жителей региона оцениваются в 21,5 млрд рублей. Т.е. треть «запросов» предприятий, поставляющих коммунальные услуги, исключается! Для этого проводятся специальные экспертизы. Потребитель должен знать за что он платит.

Но, тем не менее, потребитель оплачивает и инвестиции в ЖКХ, оплачивает их капитализацию…

— Сейчас, по законодательству, основной формой владения муниципальной коммунальной инфраструктурой является концессия. Что это значит? Все объекты, расходы на инвестиции в которые учтены в тарифе, по окончании концессии остаются в муниципальной собственности. Таким образом, имущество не капитализируется частной компанией.

Возможность учета инвестиционной составляющей в тарифе и порядок такого учета прописан в Основах ценообразования. В случае, если орган местного самоуправления согласовал инвестиционную программу, она поступает на проверку в департамент жилищно-коммунального хозяйства и к нам. После необходимых экспертиз программа утверждается. Только после этого в тарифе может появиться инвестиционная составляющая. Основные производственные фонды должны возобновляться, иначе мы рискуем столкнуться с серьезными проблемами в части самой возможности оказания услуги.

Я очень часто слышу на встречах с жителями такие вопросы: «Если мы финансируем инвестиционные программы через тарифы, то почему мы не соинвесторы этих предприятий?» Наверное по той же причине, по какой мы не становимся соинвесторами во всех остальных отраслях экономики, хотя в себестоимости любой продукции или услуги расходы на возобновление производственных фондов поставщиками тоже учитываются.

Хотя в первом полугодии коммунальные платежи и не должны расти, с 1 января этого года они все-таки выросли на 1,7 процента.

— Это произошло исключительно за счет роста НДС (налога на добавленную стоимость) с 18 до 20 процентов. Остальные составляющие тарифа не повышались ни на копейку.

С 1 июля 2020 года регион уже не будет обязан компенсировать затраты граждан на коммунальные услуги, связанные с введением единых областных нормативов на потребление коммунальных ресурсов. К этому может добавиться и инфляционная составляющая – рост самих тарифов. Каким может быть прогноз для жителей нашей области?

— Когда будет рассчитываться тариф 2020 года, будут сформированы плановые объемы реализации коммунальных ресурсов. При планировании эксперты департамента обязательно будут учитывать изменение нормативов потребления. И там, где ожидается рост нормативов, результатом станет соответствующее изменение объема реализации коммунальных ресурсов. Влияние увеличения отпуска ресурсов существенно влияет на снижение тарифа.

У нас долгосрочное планирование экономики. В октябре Правительством будет одобрен новый прогноз социально-экономического развития. Пока на 2020 год инфляция оценивается в 4 процента. Можно предположить, что электричество для населения подорожает меньше всего: например, в этом году тариф на него вырастет всего на 0,9 процента.

Кроме того, есть основания надеяться, что законодатель повременит с переходом на единый норматив потребления. Не исключено, что он будет перенесен на 2022 год. Считаю, что переход на единые нормативы должен состояться, когда обязанность по установке приборов учета коммунальных ресурсов будет исполнена в полном объеме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector