Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Улучшение качества жилищно коммунальных услуг

Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг

Актуальность. Тема работы определена необходимостью исследованияиреализации совокупности необходимых мер, совершенствования организационно-экономических механизмовпо обеспечению россиян качественными и доступными ЖКУ.

Главными причинами образовавшейся ситуации являются: низкое качество и недоступность (как в натуральном, так и в ценовом выражении) предоставляемых услуг ЖКХ; слабо благоустроенный жилищный фонд; крайне высокий уровень изношенности основных фондов, малоразвитые технологии, низменная энергоэффективность; аварии и техногенные бедствия; дефицит денежных средств и квалифицированных персоналов, массовое банкротство предприятий-производителей услуг, завышенные и недоступные тарифы, неэффективное управление отраслью.

Необходимость установки перечисленных проблем, а также прилив переворота в экономике, в социальной области, в ЖКХ РФ назначили тему, главнейшие направления, научное новшество, практическое значение и цели работы.

Целью является обоснование принятия комплекса необходимых мер по обеспечению россиян качественными и доступными ЖКУ, формирование предложений по развитию организационно-экономических механизмов для осуществления этих мер.

Обсуждения современного понятийного аппарата, научные определения ведущих терминов, имеют важное методологическое значение. На сегодняшний день понятия жилищно-коммунальной сферы упоминаются в 3,5 тысячах нормативных правовых актах Российской Федерации, из которых 150 – федеральные законы, около 400 — нормативные правовые акты, затрагивающие качество и доступность этих услуг. На основе исследования потребительского спроса и эффективности организационно-экономической деятельности изготовителей услуг, а также сравнительного анализа российских и зарубежных актов.

Согласно авторскому определению, качество жилищно-коммунальных услуг – совокупность характеристик, включая полезность, надёжность, безопасность и стабильность, определяющих способность этих услуг удовлетворять установленные (нормативные) или персональные потребности пользователей. Новизной является дополнение общепринятого понятия субъективным спросом покупателей на установленные характеристики услуг, а также критериев их полезности, надёжности, безопасности и стабильности.

Приемлемость жилищно-коммунальных услуг раскрывается как реальная или потенциальная перспектива потребителей пользоваться услугами ЖКХ установленного «нормативного качества» или на основе их индивидуального спроса с учётом установленных параметров и характеристик радикальной услуги.

Также определение качества жилищных услуг имеет свою особенность: качество жилищных услуг – обобщенность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений. В общем виде качество обслуживания — совокупность характеристик процесса и причин обслуживания, которые обеспечивают удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей пользователя.

Понятие доступности услуг ЖКХ дополнено возможностью приобретения гражданами комфортного жилья, а у маломобильных групп населения (МГН) возможностью пользоваться необходимыми услугами, нормативные требования по обеспечению доступности и безопасности которых необходимо оформить законодательно.

В процессе исследования сформулированы определения и других основополагающих понятий российской системы жилищно-коммунальных услуг, которые уже вошли научный оборот. Даны научные определения основным понятиям: «ЖКХ», «качество», «доступность», «качество услуги», «качество жилищных услуг», «качество обслуживания», «доступность услуг», «коэффициент доступности жилья», «благоустроенность жилья», «жизнеобеспечение», «аварийный фонд», «классификатор аварий» и др.

С целью упорядочения понятийного аппарата в работе составлен соответствующий список передовых законодательных и нормативных правовых актов, а также приводятся основные методологические интерпретации к перечню основных экономических характеристик российской системы ЖКУ.

Исследование показывает, что в обществе, в устройствах управления, с одной стороны, сложилось непонимание ряда закрепленных нормативных правовых актов, с другой стороны, проявились противоречия в определении первичных понятий сферы жилищно-коммунальных услуг. Такая неопределённость мешает эффективному осуществлению конструктивной деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Поэтому, ведомству, осуществляющему контроль в определенной области (Минрегиону России) рекомендуется в интенсивном порядке войти в Правительство Российской Федерации с предложением о подготовке подходящего законопроекта.

На основании исследования сделан вывод о необходимости принятия и реализации комплекса необходимых мер повышения доступности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [2]:

1.Совершенствование регулирования отраслью.

2.Развитие конкуренции, рыночных отношений и аппаратов хозяйствования.

3.Повышение результативности государственного участия в реализации мер по развитию жилищно-коммунальной сферы, снабжению населения доступным и комфортным жильём, особенно в небольших городах.

4.Создание современной системы подготовки и переподготовки сотрудников для сферы жилищно-коммунальных условий, повышения их квалификации. Разрабатывание профстандартов.

5.Повышения качества жилищных условий граждан.

6.Улучшение энергоэффективности и ресурсосбережения при
производстве, обеспечении и потреблении жилищно-коммунальных услуг.

7. Модернизировании тарифной политики.

8. Формирование «социальных факторов» .

9. Совершенствование нормативной правовой основы функционирования жилищно-коммунального комплекса.

10.Произведение полной инвентаризации всех объектов жилищно-коммунального комплекса и обозначение их рыночной стоимости.

На основе упомянутых неотложных мер и первенствующих направлений определены организационно-экономические установки, инструменты для ускорения практического осуществления мер по реформированию и модернизации жилищно-коммунальной сферы. Среди этих установок: разработка с участием представителей гражданского общества нового Комплексного проекта развития отрасли; принятие «дорожной карты жилищно-коммунального хозяйства»: поэтапных планов и сетевых графиков выполнения упомянутых Комплексного проекта, Указа, Государственной программы и ФЦП, определив систему управления и финансирования в новых условиях, объёмы и источники финансирования, в т.ч. «льготных кредитов» и аспекты эффективности мер; подготовка региональных комплексов безотлагательных предприятий по обеспечению населения России доступными и первоклассными услугами, доступным социальным, арендным, неторговым жильём; определение и установление наиважнейших источников финансирования программ и мер повышения качества региональных систем ЖКХ, в том числе из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, средств бизнеса, а также средства населения; реализация в отрасли рыночных механизмов хозяйствования и конкурентной борьбы, поддержка развитию социального партнёрства, «социальных факторов»; для развития рыночных взаимосвязей, конкуренции исключительно важно создание одинаковых условий для всех представителей рынка; осуществление мероприятий энерго- и ресурсосбережения, установка домовых и внутриквартирных счётчиков учёта услуг, новых подходов улучшения тарифной политики; обновление законодательной нормативной правовой основы, регулирующей отношения по производству, оснащению и потреблению ЖКУ в современных условиях, приведение её в соответствие с целями преобразования и повышение качества жилищно-коммунальной сферы и др [4].

Реализация обозначенного выше сочетания безотлагательных мер и приоритетных организационно-экономических механизмов может привести к достижению цели: обеспечения россиян качественными и доступными услугами ЖКХ уже в среднесрочной перспективе (рис. 1).

Установлена необходимость в первостепенном порядке получения новой системы подготовки и переподготовки инженерно-технического и рабочего персонала с разработкой новых высококлассных стандартов, организации социального партнёрства в отрасли. Одним из важнейших условий повышения качества и доступности услуг является кадровое обеспечение функционирования и развития ЖКХ, обеспечение конкурентоспособности труда в этой сфере. Исследование показывает, что недостаток профессиональных кадров составлял в 1986 году – 22%, а в 2012 – 60%, их уровень профессиональной подготовки составлял соответственно 5,9% и 7%. Среднемесячная заработная плата работников в последние годы, как правило, в два раза меньше средней по России, что не дает возможности привлекать квалифицированные кадры, увеличивает число аварий в системах жизнеобеспечения населения, порождает социальный протест трудящихся.

Рис. 1. Модель повышения качества жилищно-коммунальных услуг [3].

Основная ставка рабочего первого разряда составляет 60-70% от регионального прожиточного минимума. В целях решения проблем профессионального обеспечения отрасли в работе рассмотрены меры по созданию системы подготовки персонала, совершенствованию социально-трудовых отношений в отрасли, как важнейшего социального фактора реформы жилищно-коммунальной сферы [1].

ВЫВОД: Рассмотрены жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению в Российской Федерации, их качество и доступность. Обновлены и дополнены понятия качества и доступности жилищно-коммунальных услуг. Выявлены главные причины неудовлетворительного обеспечения населения услугами ЖКХ: неэффективное управление и недостаточная государственная поддержка отрасли, непродуманная приватизация и децентрализация жилищно-коммунальной сферы, отсутствие конкуренции, ограниченные объёмы строительства социального жилья, ветхий и неблагоустроенный жилищный фонд, крайняя изношенность основных фондов, дефицит квалифицированных кадров и финансовых средств, затратные технологии и завышенные тарифы, низкое качество предоставляемых услуг.

1. Агафонова М.С. Предприятия строительного комплекса в условиях инновационных преобразований // Научное обозрение. — 2015. — № 13. — С. 276-278.

2. Агафонова М.С., Миронова Н.В. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТБО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖКХ // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7-2. — С. 131.

3. Агитаев Е.В. «Аварийный» выход ЖКХ Российской Федерации // Социальная политика и социальное партнёрство. – 2012 – № 3.– с.52-60

4. Агитаев Е.В. ЖКХ России в условиях кризиса // Труд и социальные отношения.–2009. – № 4. – с.150-154

О комплексе мер по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и повышению качества жилищно-коммунальных услуг

В.А. Тупикин, и.о. директора Департамента строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ

(Выступление на Расширенном заседании Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации 12 октября 2005 г., печатается с сокращениями, по материалам Департамента по строительству и ЖКХ Министерства регионального развития РФ)

Жилищный, градостроительный кодексы РФ, ряд федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья поставили перед Департаментом строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РФ вполне определенные приоритеты и задачи. Планом работ Министерства предусмотрено только в 2005 г. разработать и направить в Правительство РФ для принятия 54 нормативно-правовых акта. По 38-ми документам исполнителем является Министерство регионального развития, в т.ч. для реализации Жилищного кодекса (ЖК) необходимо принять 16 постановлений Правительства РФ.

Читать еще:  Что такое водоотведение в коммунальных

Новый ЖК РФ продолжил процесс реформирования российского законодательства, связанный с переходом государства к рыночным отношениям. Он во многом изменил ранее существовавшие жилищные правоотношения, упорядочил в соответствии с нынешними условиями вопросы предоставления жилья, права и обязанности собственников помещений в многоквартирных жилых домах на общее имущество в таких домах, определил объекты, порядок и формы управления многоквартирных домов, разграничил полномочия уровней власти в жилищных правоотношениях.

В этих условиях, не имея ранее прописанных механизмов реализации положений ЖК, Департаментом совместно со специалистами отрасли, учеными разработаны и утверждены 4 постановления, на рассмотрении в Правительстве РФ и в заинтересованных министерствах находятся еще 7 документов, среди которых проекты:

  • правил предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • правил пользования жилыми помещениями;
  • правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома;
  • правил предоставления коммунальных услуг;
  • положения о проведении конкурсного отбора управляющих организаций.

Министерством регионального развития проводится соответствующая работа с субъектами РФ по сбору информации, предложений по самым острым, важным вопросам жилищных отношений. Благодаря рекомендациям из регионов,

была сформулирована концепция правил предоставления субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). С территорий поступает множество обращений и предложений по внесению изменений и дополнений в ЖК. Аналогичные предложения поступают в Государственную Думу, Правительство РФ от депутатов, законодательных собраний субъектов РФ, общественных организаций, граждан, что говорит о том, что требуется совершенствование существующего законодательства, обобщение, анализ поступающих в различные органы власти поправок, изменений, дополнений, консолидации усилий заинтересованных лиц. Работу в этом направлении проводит и Общественный Совет при Министерстве регионального развития РФ. Перед Департаментом строительства и ЖКХ стоит задача стать той консолидирующей силой, тем фундаментом, где должны формироваться предложения для рассмотрения их в Правительстве РФ, Государственной Думе.

Реализация положений жилищного кодекса -это не только разработка нормативно-правовых документов, четко прописанных в той или иной статье ЖК. Ряд разделов, статей ЖК четко определяют процедуру, порядок тех или иных отношений в жилищной сфере. Это вопросы проведения общего собрания собственников в многоквартирном доме, управление многоквартирными домами, создание и деятельность товариществ собственников жилья (ТСЖ) и другие. И именно от успешного применения этих норм на практике, умения увидеть главное, убрать административные барьеры, создать благоприятные условия для эффективной работы организаций жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) зависит во многом комфортность проживания граждан, снижение издержек при производстве и предоставлении ЖКУ и повышению их качества.

Департамент видит свою роль в работе по созданию условий для эффективного внедрения на местах положений, норм, правил, прописанных ЖК. С этой целью Департамент строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РФ подготовил для рассмотрения комплекс мер по совершенствованию работы ЖКХ и повышению качества ЖКУ.

Среди основных направлений в этой работе можно выделить:

  • демонополизация и создание эффективной системы управления в жилом фонде;
  • создание конкурентного рынка ЖКУ;
  • социальная защита граждан при оплате ЖКУ;
  • финансовое оздоровление отрасли;
  • тарифное регулирование;
  • модернизация ЖКХ;
  • энергоресурсосбережение;
  • государственный контроль.

Реализация основных положений ЖК

Остановлюсь на главных мерах по совершенствованию работы ЖКХ.

Демонополизация и создание конкурентного рынка ЖКУ. Принятие ЖК законодательно закрепило процессы, начавшиеся в ходе реформирования ЖКК и дало толчок для развития демонополизации, конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, привлечения частного капитала в эту сферу, развития инициативы, гражданской ответственности и сознательности населения за сохранность не только своего помещения, но и мест общего пользования, общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории.

Среди множества мер выделю, на мой взгляд, три главных направления:

— развитие и поддержка товариществ собственников жилья;

— вопросы капитального ремонта многоквартирных домов;

— реорганизация МУПов и ГУПов, работающих в сфере ЖКХ.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что ЖК значительно изменил положения, регулирующие отношения по созданию и деятельности ТСЖ. Упростился порядок регистрации, членства в ТСЖ, исключено ограничение по расположению имущества, т.е. ТСЖ может приобретать в собственность любое имущество, предоставление посреднической функции ТСЖ при заключении договоров с третьими лицами, где ТСЖ выступает только как представитель собственников помещений или членов ТСЖ, позволит упорядочить договорные отношения и исключить возложение финансовых рисков по таким договорам на ТСЖ и исключить банкротство, что в свою очередь позволяет ТСЖ капитализировать средства собственников и членов ТСЖ на капитальный ремонт жилищного фонда. Эти и другие преимущества «нового» ТСЖ позволяют сделать вывод, что ТСЖ — это одна из наиболее эффективных форм объединения собственников в целях управления имуществом. И департамент видит главную задачу в пропаганде этого способа управления, развитии ТСЖ.

Создание ТСЖ — это один из возможных способов управления многоквартирным домом. В отдельных муниципальных образованиях, на отдельных домах более эффективным будет непосредственное управление, в других случаях -управление управляющей организацией. В этой части, для развития здоровой конкуренции, обеспечения определенной стабильности работы управляющих организаций мы считаем необходимым внести изменения в ЖК РФ в части закрепления за управляющими организациями представительских функций, т.е. узаконить возможность действовать от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме. Конкретные предложения в этом направлении будут в ближайшее время предоставлены Департаментом строительства и ЖКХ.

Есть еще одна проблема, о которой нельзя умалчивать. Состояние жилищного фонда всем известно, высокая степень износа, 93 млн м 2 не-доремонты.

В течение нескольких десятков лет гражданами нанимателями, а теперь собственниками производилась уплата денежных средств, государство в силу своих возможностей проводило капитальный ремонт, объем недоремонтов рос из года в год. В настоящее время все расходы по проведению ремонтов возложены на собственников помещений в полном объеме, в связи с чем они справедливо высказывают свое нежелание создавать ТСЖ в домах с высокой степенью износа. При таких обстоятельствах нельзя ожидать активности со стороны собственников в решении вопросов, связанных с управлением многоквартирными домами.

В Минрегион РФ поступают многочисленные обращения субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан с предложениями по участию государства в софинансировании работ по капитальному ремонту. Необходимо создать систему государственной и муниципальной поддержки вопросов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных жилых домов. Это должно стать государственной задачей, решение которой позволит резко повысить активность населения в управлении имуществом, темпы и количество создания ТСЖ, демонополизировать рынок ЖКУ, повысить конкуренцию. Над этим будем трудиться.

В настоящее время в отрасли происходят некоторые структурные преобразования, но эти процессы идут пока вяло и неэффективно. Задача демонополизации и построения рыночного механизма в сфере ЖКХ не выполнена. В жилищной сфере лишь наметился постепенный переход на конкурсное обслуживание жилищного фонда, но все-таки большая часть организаций — МУПов и ГУПов сохранили свои позиции на рынке жилищных и коммунальных услуг.

Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы.

Необходимо выработать более жесткие законодательные меры, которые:

— ускорили процессы акционирования и приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий ЖКХ;

— ограничили участие государства и муниципальных образований в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ, кроме субъектов, деятельность которых имеет стратегическое значение, или которые осуществляют естественно-монопольные виды деятельности;

— закрепили основные производственные средства естественных монополий в государственной либо муниципальной собственности, а управление ими должно быть передано на открытых торгах субъектам, предложившим наилучшие инвестиционные условия.

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | читать дальше>>

Совещание по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг

Владимир Путин продолжил серию совещаний по ключевым вопросам экономической и социальной политики.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами продолжаем серию совещаний по ключевым вопросам экономической и социальной политики. И проблема, которой сегодня коснёмся, в равной степени относится как к экономике, так и к социальным вопросам. Она чрезвычайно неприятна для различных начальников всяких уровней, но чрезвычайно важна для людей, причём практически для каждого российского гражданина: это тема жилищно-коммунального хозяйства.

Должен сказать, что ситуация там не улучшается. Если год назад 47 процентов граждан страны считали эту тему для себя важнейшей, то в этом году – уже 54 процента. И, уверяю вас, когда люди говорят о том, что эта тема для них является важнейшей, значит, они сталкиваются с проблемами. Согласно опросам, более трети жителей России сталкиваются как раз с проблемами в подаче холодной воды; для 40 процентов многоквартирных домов характерно нарушение горячего водоснабжения; свыше четверти семей отмечают проблемы с подачей электроэнергии – и всё это на фоне постоянно растущих платежей за услуги ЖКХ.

Считаю налаживание работы, обновление жилищно-коммунального комплекса приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей. Конечно, результаты работы в этой сфере должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, при этом, подчеркну, федеральный уровень исполнительной власти, разумеется, не должен оставаться в стороне. При этом нам нужны не точечные, сиюминутные решения, латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам.

Считаю обновление ЖКХ приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей. Результаты в этой сфере должны быть критерием успешности работы региональных команд.

Мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется. Но хочу вам сказать, уважаемые коллеги, что если мы не будем этим заниматься, то столкнёмся не с улучшением, а с деградацией. Поэтому я призываю вас самым серьёзным образом к этому отнестись и сегодняшнюю нашу встречу не воспринимать как проходящую. Я сейчас скажу ещё, по чему, по каким критериям буду смотреть результаты нашей работы.

Читать еще:  Коммунальная служба это

Необходимо активнее привлекать инвестиции в этот сектор для запуска ритмичного цикла ремонта и ввода в строй новых теплотрасс и водоканалов, энергетических сетей и котельных, для внедрения современных технологий, предоставления коммунальных услуг. Совсем недавно принято решение о том, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства может участвовать в софинансировании этих проектов. Давайте обсудим сегодня и другие предложения в этой сфере. И вновь хочу подчеркнуть: жилищно-коммунальная сфера должна стать современной эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов и сомнительных лавочек.

Что хотел бы ещё отметить. Комплекс ЖКХ служит людям, оказывает самые востребованные услуги и потому должен находиться под постоянным и полным гражданским контролем, нужно серьёзно повысить публичную открытость отрасли. В этой связи предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах Российской Федерации. Подобные предложения от людей поступают чаще и чаще. Я с доверенными лицами встречался, вы знаете, там тоже этот вопрос поднимался, да и вообще, куда ни приедешь, везде только об этом и говорят.

Смотрите также

Сегодня поговорим о том, как поддержать такие гражданские инициативы, тем более что сеть таких общественных организаций должна быть создана в соответствии с Указом Президента № 600 от 7 мая 2012 года, сеть должна быть создана уже летом текущего года. Не знаю, что у нас там сейчас есть. Отдельные инициативы сами граждане реализуют. Не уверен, что эти инициативы пользуются широкой поддержкой, а должны пользоваться.

Отдельный вопрос – это формирование тарифов и размеры коммунальных платежей. В прошлом году начали менять регулирование в этой сфере и внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды. Что получилось? Во‑первых, чего хотели добиться: хотели добиться того, чтобы в платёжках указывалось не только, что было потрачено людьми на личное потребление в конкретной квартире, а сколько необходимо заплатить за использование ресурсов на нужды дома – скажем, мытьё полов, подъездов, отопление и так далее. И этот шаг в первую очередь должен был обеспечить прозрачность механизмов формирования тарифов.

Что по факту получилось? Во‑первых, начался очень быстрый рост тарифов, причём в отдельных вопиющих случаях – двух- и трёхкратный рост, в том числе из‑за чего: из‑за переноса на конечного потребителя всех издержек – что такое «конечный потребитель» в данном случае: на граждан. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. Граждане‑то здесь при чём, жильцы‑то здесь при чём? Это управляющая компания тогда, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Граждане же не могут это взять на себя, а платить должны. И это в условиях, когда ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол.

Правительству дано поручение по совершенствованию механизма расчётов платежей за услуги ЖКХ. Сегодня обсудим текущие результаты этой работы.

Комплекс ЖКХ служит людям, оказывает самые востребованные услуги и потому должен находиться под постоянным гражданским контролем. Предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств.

Также прошу членов Правительства и глав регионов убедиться в том, что система социальной поддержки работает адекватно. И при необходимости нужно её совершенствовать, перенастраивать.

Ещё один вопрос касается управления многоквартирными домами. Реформирование этой сферы началось около 10 лет назад. Дело двигается чрезвычайно медленно, неэффективно. До сих пор сохраняются проблемы и лазейки в законодательстве, которые создают благоприятную почву для разного рода злоупотреблений. Нет реальной конкуренции между управляющими компаниями, организуются фиктивные ТСЖ и так далее. Мы сейчас с Дмитрием Николаевичем обсуждали: я помню, как эти новации в своё время вводились и как они подавались, – шума много было, а результат, думаю, очень, мягко говоря, средний, если в отдельных случаях не отрицательный.

Растёт число так называемых рейдерских захватов домов, когда управляющие компании ведут войну между собой за право собирать деньги с народа: не услуги предоставлять качественные, а деньги собирать с людей.

Мы уже начали усиливать элементы государственного контроля в этой сфере. Были созданы государственные жилищные инспекции, которые осуществляют контроль за положением дел. Считаю это правильным, и нужно дальше это развивать, потому что, конечно, нам нужно переходить на рынок, но рынок должен быть современным, государство должно контролировать, что там происходит. Нельзя просто человека бросить, и всё. Недавно на расширенном заседании Правительства я вспоминал про обманутых дольщиков: там тоже рынок – зачем нам такой рынок? И здесь нам такой рынок не нужен, как сегодня развивается.

Нужно добиваться того, чтобы работа инспекций, о которых я только что сказал, была максимально эффективной. Прошу сегодня доложить, как идёт работа по формированию соответствующей нормативной базы. Кстати говоря, и здесь тоже движение очень слабое. Просто из месяца в месяц, из года в год, по сути дела, воду в ступе толчём. Гоняют проекты документов из одного ведомства в другое, в парламент, опять в Правительство. Нормативная база находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

В целом, считаю, что модель управления многоквартирными домами необходимо совершенствовать. Зачастую у собственников жилья нет реальных инструментов для того, чтобы добиваться соблюдения своих прав.

И в этой связи прошу сформулировать предложения о том, как повысить ответственность управляющих компаний за некачественные услуги, как обстоит дело с разработкой стандартов управления многоквартирными домами и какие следующие шаги необходимо предпринять в этой сфере.

Механизм повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в условиях экономии ресурсов (на примере санкт-петербурга)

В первой главе диссертации «Жилищно-коммунальное хозяйство России в современных условиях» исследованы: сущность, цели, объекты, направления и потенциал развития жилищно-коммунального комплекса страны; проведен анализ проблем и перспектив развития энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе; изучен опыт эффективного управления энергосбережением в промышленности и ЖКХ развитых стран. Определены роль и значение инноваций в современном жилищно-коммунальном хозяйстве, повышении качества оказываемых услуг и реализации политики ресурсо-энергосбережения, выполнен анализ преобразований и основных тенденций развития отечественного ЖКХ, исследован зарубежный опыт внедрения инноваций и определены проблемы управления энергосбережением в сфере ЖКХ.

Во второй главе «Разработка методических основ создания механизма повышения качества жилищно-коммунальных услуг» разработана концепция повышения качества услуг ЖКХ в условиях ресурсо-энергосбережения; разработана классификация инноваций; выявлены факторы, влияющие на эффективность управления качеством услуг на основе инноваций; разработаны принципы управления, показатели и критерии качества услуг.

В третьей главе «Формирование системы качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в условиях экономии ресурсов» разработана экономико-математическая модель повышения качества услуг ЖКХ в условиях экономии ресурсов, разработаны методы совершенствования управления энергосбережением в сфере ЖКХ на основе технических инноваций и новых информационных технологий, разработаны предложения, направленные на ресурсо- энергосбережение на предприятиях отрасли.

В заключении изложены краткие итоги и основные выводы диссертационного исследования и систематизированы практические предложения по результатам работы.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

  1. Роль и место ресурсо-энергосбережения в системе жилищно-коммунального хозяйства

Проблема энергоэффективности во всех отраслях экономики становится с каждым годом все более актуальной в связи с истощением природных ресурсов, усилением конкуренции и глобальным экономическим кризисом.

Рост цен на энергоносители, истощение запасов углеводородов и проблемы экологии заставляют все страны мира предпринимать жесткие меры по рационализации использования энергоресурсов. Так, за последние 20 лет удельное энергопотребление зданий в ряде стран Евросоюза было снижено более чем в 3 раза.

В нашей стране, по данным экспертов, последние 15 лет происходит непрерывный рост потребления различных ресурсов (вода, электричество, газ и др.) как в промышленности, так и в сфере ЖКХ.

Читать еще:  Объем коммунальных услуг

Основной потенциал энергосбережения сосредоточен в поселениях, на теплоснабжение которых тратится около 40% используемого в стране органического топлива, что определяет важность комплексной реализации программ энергосбережения в муниципальных образованиях как основного инструмента энергосбережения.

Энергосбережение является приоритетной государственной задачей для экономики страны, т.к. методами государственного регулирования позволяет снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов и повысить конкурентоспособность экономики. Цель энергосбережения – повышение энергоэффективности всех отраслей экономики и, в частности, жилищно-коммунального комплекса.

В связи с этим необходимо внедрять энергосберегающие материалы и технологии как непосредственно в сферу ЖКХ, так и в связанные с ней отрасли хозяйства: проектирование и строительство зданий, производство строительных материалов, энергетику, систему транспортировки воды, газа, теплоносителей. Только комплексное решение проблемы ресурсо-энергосбережения, основанное на системном подходе, даст ожидаемый народнохозяйственный эффект.

Основу процесса энергосбережения положил Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года.

В качестве механизма реализации закона принимаются меры по налоговому и тарифному стимулированию, в частности — исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль капитальных и инвестиционных затрат на повышение энергоэффективности.

В отношении жилищного фонда в законе предусмотрены меры по разработке системы определения класса энергоэффективности многоквартирных жилых домов, введению в общероссийские классификаторы товаров и услуг понятия «услуги по энергосбережению», введению услуг по энергосбережению в типовой договор управления многоквартирным домом.

Для реализации политики по энергосбережению необходимо также разработать и ввести в практику экономические модели, позволяющие использовать для компенсации затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий не только средства, высвобождаемые при уменьшении объемов энергопотребления, но и системные экономические эффекты.

2. Системные противоречия и основные проблемы повышения качества жилищно-коммунальных услуг в условиях экономии ресурсов

Главное системное противоречие в развитии отечественного ЖКХ состоит в том, что система организации и механизм функционирования этого многоотраслевого комплекса вошли в противоречие с проводимой в стране реформой по переводу всей экономики на рыночные рельсы. Вся сфера ЖКХ до сих пор является самой неразгосударственной в экономике страны. Кроме объективных причин, это связано с тем, что быстрое внедрение в ЖКХ рыночных отношений, как скажем в торговле, вошло в острое противоречие с объявленным в Конституции РФ социальным характером нашего государства. Что и наблюдается сегодня даже при медленном переходе ЖКХ к рынку.

Другими системными противоречиями являются противоречие между моральным и физическим износом оборудования и инженерных сетей и современными требованиями к качеству оказываемых услуг, между необходимостью внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ и отсутствием эффективного механизма стимулирования производителей ЖКУ и управляющих организаций к их внедрению, между формирующимися рыночными отношениями в сфере ЖКХ и пассивностью собственников жилья, не желающих брать на себя ответственность за состояние жилья и экономию ресурсов.

К основным проблемам повышения качества ЖКУ в условиях экономии ресурсов следует отнести: высокую степень износа основных фондов, доходящую до 60, а в некоторых случаях и до 70%, а четверть основных фондов полностью выработали нормативные сроки эксплуатации; большую затратность производства товаров и услуг, несовершенство нормативно-правового обеспечения всех сфер деятельности жилищно-коммунального комплекса; неразвитость рыночных отношений на рынках жилья и ЖКУ; большой срок окупаемости инвестиций, отсутствие связи между ценой и качеством ЖКУ; неэффективную инвестиционно-инновационную политику в сферах повышения качества ЖКУ и внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий.

3. Концепция повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в условиях ресурсо-энергосбережения

Качество жизни населения имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на все виды ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику современности. Сегодня человеческий потенциал страны, напрямую определяющийся качеством жизни населения, становится не только важнейшим фактором экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны.

При этом качество человеческого потенциала во многом определяется состоянием жилищно-коммунального хозяйства, поскольку большую часть суток работающее население проводит в домашних и рабочих помещениях, обслуживаемых предприятиями этой сферы.

Особенностью жилищно-коммунальных услуг является более сложная, чем для других услуг, структура потребления. В качестве потребителей ЖКУ выступают как сами работники предприятий ЖКХ, так и предприятия всех отраслей экономики, общество и государство в целом. Место ЖКХ в структуре общества показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Место жилищно-коммунального хозяйства в структуре общества

В своем понимании качество ЖКУ гармонизируется с современной концепцией качества продукции (услуг), сформулированной в ГОСТ Р ИСО 9001-2001: «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям».

Концепция повышения качества ЖКУ состоит в создании комплексной непрерывно развивающейся системы, охватывающей технологическую, инновационную, инвестиционную, нормативно-правовую, социальную составляющие, и построенной на принципах инновационного развития и ресурсо-энергосбережения в соответствии с миссией и приоритетами инновационного развития сферы ЖКХ.

Концепция включает в себя миссию ЖКХ в условиях модернизации отрасли и экономии ресурсов, предпосылки и приоритеты инновационного развития, принципы управления качеством, основные направления и мероприятия по повышению качества ЖКУ в условиях энерго-ресурсосбережения.

Основная миссия ЖКХ – повышение качества жизни населения страны путем обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности населения в условиях экономии ресурсов. Предпосылки инновационного развития ЖКХ существуют и состоят в следующем:

– оформляется нормативно-правовая база в сфере инновационной деятельности и в сфере энергосбережения;

– в качестве субъектов рынка ЖКУ появляются новые структуры: объединения собственников жилья, управляющие, эксплуатирующие и обслуживающие организации, саморегулируемые организации, заинтересованные во внедрении ресурсо-энергосберегающих технологий;

– формируются и развиваются конкурентные отношения среди субъектов рынка ЖКУ;

– инвестиции в ЖКХ являются наиболее приоритетными и дают наибольший социальный и, соответственно, экономический эффект, поскольку это сфера затрагивает интересы всех граждан России;

–существование на российском рынке передовых инновационных технологий, оборудования, обеспечивающих высокую эффективность их применения;

– активизация роли населения как собственника жилья и субъекта рынка ЖКУ.

К приоритетам инновационного развития ЖКХ, прежде всего, относятся технологическое обновление всего многоотраслевого комплекса и внедрение энергосберегающих технологий, использующих все виды энергоресурсов, а также формирование эффективной инвестиционной политики и развитие рыночных отношений. Принципы управления качеством базируются на поддержании баланса интересов всех участников рынка ЖКУ.

Основные направления и мероприятия по повышению качества ЖКУ в условиях энерго-ресурсосбережения включают в себя:

— замену на предприятиях ЖКХ оборудования, исчерпавшего ресурс, на современное, использование альтернативных источников энергии;

— снижение потерь энергоносителей в инженерных сетях;

— повышение теплозащиты зданий и сетей;

— улучшение условий труда и повышение уровня жизни работников предприятий ЖКХ, проведение подготовки и переподготовки персонала в области энергосбережения;

— повышение коэффициента полезного действия, разработка экономичных режимов работы технологических процессов и установок;

— внедрение систем учета и контроля качества сырья (угля, газа, мазута);

— содействие энергосберегающей деятельности потребителей энергии производителями ЖКУ.

  1. Факторы эффективности управления качеством жилищно-коммунальных услуг

Классификация факторов эффективности управления качеством услуг ЖКХ представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация факторов, влияющих на эффективность управления качеством услуг ЖКХ на основе инноваций

Организационно-экономические факторы

Научно-технические

факторы

Социальные факторы

Природно-климатические факторы

Экологические факторы

эффективность управленческой и организационной деятельности

уровень научно-технического прогресса в области ЖКХ

наличие в обслуживаемом объекте ТСЖ, ЖК, ЖНК, ЖСК

средняя температура воздуха по сезонам

химический состав воды

уровень кадрового состава, стаж персонала, численность работников

уровень физического износа оборудования, используемого в процессе производства и предоставления ЖКУ

уровень однородности жильцов дома по образованию, доходу, культуре общения

уровень влажности воздуха

площадь и плотность зелёных насаждений

финансовая, инвестиционная и экономическая устойчивость предприятия

возраст зданий, инженерных сетей, лифтов и др. оборудования

инициативность жильцов в вопросах управления домом

количество выпадающих осадков (дождя и снега)

объём вредных выбросов в атмосферу

уровень технической оснащённости предприятия и обслуживаемого объекта

отношение жильцов к реформам (внедрению инноваций)

объём вредных сбросов в воду

уровень подготовленности объекта к внедрению инноваций

отношение жильцов к общей собственности многоквартирного дома

объём токсичных отходов, производимых предприятиями

сумма амортизационных отчислений

технические возможности оборудования к модернизации

уровень разработанности законодательной базы, регулирующей отношения между государством, исполнителем и потребителями ЖКУ

химический состав почвы

объём производимых, вывозимых и утилизируемых твёрдых бытовых отходов

© 2013 www.dislib.ru — «Авторефераты диссертаций — бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector