Antaurus.ru

Все про Недвижимость
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жилищно коммунальное законодательство

Закон ЖКХ о коммунальных услугах

Закон о ЖКХ фактически состоит из целого комплекса законов, которые, если рассматривать их совместно, являются основой жилищного действующего законодательства. Закон о жилищно-коммунальных услугах, говоря о проживании в определённом жилье, подразумевает, кроме определённых прав, также и ряд важных обязанностей. Чтобы обеспечить проживание жильцов, государство гарантирует предоставление жизненно важного для них коммунального обслуживания. Жильцы, соответственно, обязаны их оплачивать по ст. 153 ЖК РФ (Жилищного кодекса) и выполнять определённые законодательством правила.

Обзор законодательства

Законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) может включать в себя ряд основополагающих документов. Это может быть приказ, постановление, закон, а также некоторые другие виды юридических документов.

Основным из них будет Жилищный кодекс, федеральный закон. Этот документ составляет юридическую основу законодательства, регулирующего обращение такого вида недвижимости, как жилые помещения.

Федеральный закон рассматривает вопросы следующего рода:

  1. Те, что связаны с предоставлением жилья.
  2. Иногда, в некоторых ситуациях законодательство допускает возможность их изъятия. Такие вопросы, соответственно, регулируются в рассматриваемом документе.

Речь при этом может идти как о том жилье, что находится в частном владении, так и о том которое входит в категорию социального жилья.

В коммунальной деятельности важное значение имеет регламентация вопросов, которые относятся к использованию общих помещений и технических устройств, обеспечивающих жилищные коммунальные работы. Важно также установить правила относительно территории, находящейся рядом. Можно сказать, что ЖКХ законодательство Российской Федерации определяет основы, по которым организациям ЖКХ регламентируется жилищно-коммунальное обслуживание.

Здесь говорится о наиболее важных, наиболее основных вещах. Для их детализации приняты другие документы, которые носят более частный, уточняющий характер.

Учитывая важность регламентации деятельности этого сектора экономики, было принято Постановление 354. Оно формулирует требования и нормы обеспечения жилищно-эксплуатационными организациями услуг собственникам и нанимателям. Ещё здесь рассматриваются обязанности исполнителей жилищных услуг, их права и лицензирование подобных служб.

Ещё один важный подзаконный акт регулирует важную сторону деятельности по осуществлению жилищно-коммунальных услуг. Речь идёт о сжатом их списке в Постановлении правительства 290 от 3 апреля 2013 года. Оно называется: «О минимальном перечне услуг, нужных для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и порядке их оказания».

Как известно, когда речь идёт об уплате счетов по конкретной квартире или дому, принципах расчёта, начисления и проведения выплат таких сумм, они являются в достаточной степени понятными и вызывают относительно мало вопросов. С другой стороны, когда речь идёт об общедомовом имуществе многоквартирного дома, ситуация становится достаточно неопределённой. Ведь в данном случае возникают вопросы об обслуживании коммуникационного оборудования, находящегося вне жилья, обслуживании лестниц, лифтов, ремонтах, уборке придомовой территории и других достаточно сложных вопросах. Какие требования к предоставлению таких услуг предъявляет федеральный закон, сколько за них нужно платить? Кто именно должен заниматься обслуживанием общедомового имущества? Важно также получить ответ и на вопрос, который имеется в формулировке рассматриваемого документа, о том, каков именно самый краткий список жизненно важных услуг?

Здесь раскрываются несколько существенных аспектов:

  1. В документе конкретно указывается минимальный список обязательных для предоставления услуг и работ, которые достаточны для содержания многоквартирного дома в исправном состоянии.
  2. Рассматриваемый вопрос конкретизирован, определены правила выполнения коммунального обслуживания, которые должны исполняться соответствующими коммунальными службами.
  3. Здесь особо рассматриваются такие услуги, которые относятся к водоснабжению или теплоснабжению.
  4. Дополнительно рассматриваются и другие виды работ, которые не входят в перечисленные разделы. Пример — это проведение влажной уборки на общей площади многоквартирного дома. В частности, приводится перечень работ и услуг, относящихся к данному разделу.

О чём говорят другие документы?

Например, наниматель селится на новой жилплощади и считает, что это его собственность (в некоторой степени), на которой он имеет право действовать по своему усмотрению. Во многих аспектах это именно так и есть. Однако при этом речь идёт не только о его правах, но и об обязанностях.

Это как раз и регламентируется документом, который здесь будет кратко рассмотрен — постановление, изданное 13 августа 2006 года под номером 491 «Об утверждении норм и правил для использования жилых помещений».

Речь здесь идёт о правилах, относящихся к жильцам из тех домов, которые относятся к многоквартирному типу. Регулируются детали эксплуатации такого рода жилья. Подробно сформулированы правила, касающиеся самих собственников, а также и жильцов. Здесь может рассматриваться ряд следующих ситуаций.

  1. Важным аспектом является пользование жилой площадью по предусмотренному для него назначению. В частности, здесь важно, что если недвижимость разрешено использовать только для проживания, то там не может работать, например, механическая мастерская или химическое производство. Для того чтобы изменить назначение жилого помещения, нужно предварительно получить разрешение государства, пройдя соответствующую процедуру оформления. Не во всех случаях получение нужного разрешения может оказаться возможным.
  2. Другим важным направлением деятельности является поддержание жилья в надлежащем состоянии. Коммуникации, которые проходят внутри квартиры, являются частью коммуникаций всего дома и неисправность, имеющая место в одной квартире, может сильно повлиять на степень исправности оборудования за её пределами. В качестве примера можно привести возможность утечки газа или, скажем, засорение сточных труб. Поддержание квартиры на необходимом уровне — это важная составная часть обязанностей жильцов.
  3. В документе также рассмотрена ещё одна категория вопросов. Речь идёт о специализированном жилом фонде. Для него предусмотрены ограничения, которые связаны с его обменом или, например, сдачей в поднаём.

Здесь были рассмотрены основные документы.

Конечно, речь шла лишь о наиболее специфичных для данной сферы законодательных актах. Реальное юридическое применение упомянутых норм может быть связано и со многими другими законодательными актами, например, с Гражданским кодексом.

Если указанные ситуации имеют место, заинтересованные лица могут обратиться в судебную инстанцию для рассмотрения соответствующих вопросов. Эта тема регламентируется следующим документом — Постановление 14 Пленума Верховного Суда России «О вопросах, которые возникают при применении Жилищного кодекса» от 2009 года. Здесь рассматриваются вопросы о предоставлении коммунальных услуг, носящие довольно сложный характер, для решения при этом потребуется подать судебный иск.

Новые изменения

За несколько последних месяцев рассматривалось немало нововведений, относящихся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Важным вопросом является определение того, какие коммунальные платежи нужно платить. Важен и вопрос, как организована такая выплата с учётом последних изменений в законодательстве.

Одним из важных моментов будет рост тарифов. В частности, для москвичей с середины года возрастут тарифы за горячую и за холодную воду. Степень роста составит десять и более процентов. При планировании таких изменений бралось в расчёт и то, что постоянный и существенный рост величины коммунальных платежей может стать существенной нагрузкой для жильцов, особенно для тех, кто входит в категорию малообеспеченных граждан.

Вводимые изменения предназначены для повышения ответственности как плательщиков, так и поставщиков коммунальных услуг.

Много сложностей обычно вызывала разновидность выплат, направленных на обеспечение содержания дома или компенсацию выполнения капремонта в будущем. Теперь тарифы станут учитываться в разделе, где указывается плата за коммунальные услуги. Усовершенствование далеко не косметическое. На него можно посмотреть с различных точек зрения. Раньше указанная оплата выделялась отдельно от основных платежей, и это выглядело, как дополнительные, а не основные выплаты, которые к тому же представляли собой значительную финансовую нагрузку. Теперь же эти затраты включены в основные выплаты. С другой стороны, при новом положении дел начисление оплаты на содержание дома и придомовой территории, а также и проведения ремонта рассчитываются в такой сфере и теперь произвольный способ их начисления вряд ли теперь возможен.

Читать еще:  Расчет коммунальных платежей москва

Раньше статус отчислений на эти цели носил несколько неопределённый характер, что иногда могло приводить к проблемным ситуациям. С другой стороны, произведённые уточнения не только делают более чёткой процедуру начисления коммунальных выплат, но и повышают ответственность жильцов за уклонение от произведения выплат. Если раньше просрочки в этой сфере были чем-то более или менее нормальным, хотя и неприятным, то теперь такая ситуация может привести к наложению довольно существенных штрафов по отношению к тем жильцам, которые являются неплательщиками.

В то же время ранее прямой оплаты данного вида услуг не выполнялось. Как же дела обстоят теперь? Какие изменения предусмотрены в 2017 году? Теперь в обязательном порядке жильцы должны будут непосредственно оплачивать коммунальным службам, имеющим нужную лицензию, расходы по уборке мусора.

При этом здесь одновременно используются два принципа начисления, которые будет применять управляющая компания:

  • по количеству мусора на каждого из жильцов;
  • в соответствии с объёмом произведённого мусора.

В обращение планируется ввести ещё один важный принцип. Речь идёт о поощрении раздельного сбора мусора. То есть, говоря другими словами, если выбрасываемый мусор будет рассортирован установленным образом, то и плата за его уборку будет несколько меньше. Если жилец поступит неправильно и откажется сортировать выбрасываемый мусор, ему придётся оплачивать более высокий тариф. Такой подход позволит производить более эффективную не только уборку, но и утилизацию и вторичное использование мусора. В частности, в соответствии с 458 Федеральным законом бытовые отходы (твёрдые) перешли в разряд коммунальных отходов.

Кроме изменений для процедуры оплаты, будут приняты и другие меры. Предлагается стимулировать активность региональных операторов, занимающихся переработкой мусора. На настоящий момент этот законопроект прорабатывается и готовится с тем, чтобы его приняли, а он получил юридическую силу. Сейчас эта сфера является весьма непрозрачной, что не может не отражаться на уменьшении эффективности в этой сфере. На этот момент такие меры ещё не приобрели обязательного характера (федеральный закон ещё не принят), но те регионы, которые хотят проявить инициативу в этой сфере, имеют возможность, получив лицензирование, постепенно приступить к использованию новых форм работы в правильном формате в этой сфере.

Рассматривается также законопроект, который предусматривает отмену влияния невыплат на предстоящий капремонт на возможность получения льготы по текущим коммунальным платежам.

Информационная поддержка

Теперь практически в любой области человеческой жизни и деятельности большую роль играет уровень компьютеризации деятельности. Это позволят оптимальным образом использовать требуемые данные о предоставлении коммунальных услуг. Здесь в текущем году предусмотрено создание соответствующего компьютерного комплекса. Его называют ГИС ЖКХ (информационная система, предназначенная для ЖКХ).

Говоря коротко о её основных функциях для российского квартирного плательщика, следует отметить, что здесь речь идёт не только о предоставлении жилищных услуг, но и о раскрытии информации об этом:

  1. Одной из важнейших функций является возможность делать централизованно платежи онлайн, не выстаивая длинных очередей при оплате коммунальных услуг.
  2. Этой программе присуща учётная функция. С её использованием можно будет точно узнать об оплате коммунальных услуг, состояние своих финансовых расчётов согласно ст.153 ЖК РФ. На соответствующем сайте легко можно будет узнать, погашены ли задолженности на данный момент, а при неуплате — их точную сумму.
  3. Важным моментом является возможность точно узнать действующие на данный момент тарифы по ЖКХ. Это может быть особенно важным в тех случаях, когда коммунальные услуги меняют свои тарифы, что позволит исключить неверные данные при произведении расчётов.

Создание и лицензирование этой системы предусмотрено в течение 2017 года. Она предоставит полную информацию о предоставлении коммунальных услуг.

Законодательство в сфере ЖКХ — нововведения, полезные факты

Она направлена, прежде всего, на обеспечение людей необходимыми ресурсами, оказание услуг, а также создание надлежащих условий для проживания. Порядок осуществления указанной деятельности регулируется несколькими нормативными правовыми актами.

Обязанность оплаты ЖКУ

Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ, все физические и юридические лица должны своевременно и в полном объеме оплачивать услуги коммунального и жилищного характера.

Указанная обязанность возникает с момента:

  1. Заключения договора найма жилья.
  2. Возникновения права собственности, например, в случае наследования, купли-продажи, мены или дарения недвижимости.
  3. Заключения договора аренды.
  4. Принятия помещения от застройщика.

Следует отметить, что до того, как люди будут заселены в квартиру, входящую в государственный или муниципальный фонд, все расходы, связанные с платежами по коммуналке, несут указанные структуры либо уполномоченные ими лица.

Законодательное регулирование

В качестве основных нормативных актов, которые имеют отношение к сфере указанной деятельности, отнесены:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
  5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанные акты регулируют все, что связано со сферой ЖКХ. Следует отметить, что принимаются и другие подзаконные нормы, например, по установлению тарифов на коммунальные услуги.

Жилищный кодекс

Его требования направлены на обеспечение уполномоченными официальными инстанциями надлежащих условий проживания для людей, независимо от их пола, возраста, социального статуса и уровня получаемых доходов. То есть в данном случае действует принцип равенства. Также каждый человек, по своему личному усмотрению может вступать в договорные отношения с собственником жилья, определяя при этом длительность эксплуатации помещения и объем предоставляемых коммунальных услуг. При этом любой может быть ограничен в своих возможностях в случае нарушения взятых на себя обязательств, например, выселен из помещения.

Правила оказания коммунальных услуг

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», это относительно новый документ, который регулирует все вопросы, касающиеся обеспечения пользователей благами цивилизации. В данном случае речь идет о газе, водоснабжении, электричестве, тепле и канализации. Указанное Постановление также раскрывает суть основных понятий, которые применяются в сфере предоставления коммунальных услуг.

Правила содержания общего имущества

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 регулирует все, что касается правил содержания общего имущества в многоквартирных домах и правил регулирования размера платы за содержание жилых помещений при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Его действие распространяется на физические и юридические лица, а также на государственные структуры.

Читать еще:  Начисление коммунальных услуг по нормативу

Закон о раскрытии информации в сфере ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 устанавливает стандарт раскрытия информации организациями, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами. В такой перечень включены: общие данные об УК, список домов, относящихся к ней, сведения о выполняемых работах, оказываемых услугах, использовании общего имущества, ремонте, проводимых собраниях, отчет о расходовании денежных средств, факты применения к организации или её должностным лицам мер воздействия административного характера.

Закон о лицензировании деятельности УК

Вопросы, касающиеся лицензирования деятельности управляющей компании, регулируются ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Следует отметить, что его нормы не касаются УК в целом. Например, в части 6 статьи 192 ЖК РФ указано, что действие Закона не распространяется на порядок приостановления, возобновления действия лицензии, а на установление оснований для аннулирования лицензии при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.

Правила начисления платы

Оплата за ЖКУ складывается из нескольких частей.

Прежде всего, это коммунальные услуги, которые предоставляются жильцам. Сюда входит снабжение водой, газом, теплом, электричеством. Размер зависит от тарифов, установленных исполнителем. Они определяются исходя из условий заключенного договора, требований действующего законодательства, а также региона, в котором находится жилье.

Окончательная сумма определяется согласно показаниям учетных приборов, представленных пользователем или снятых исполнителем за отчетный период. Продолжительность последнего составляет один месяц. При этом размер оплаты может быть снижен. В качестве причин выступает – временное, более пяти дней, отсутствие жильцов, работы ремонтно-профилактического характера, длительный перерыв в предоставлении услуг, их ненадлежащее качество, изменение вида использования жилья.

Также в расходы по оплате входят расчеты за оказание жилищных услуг. К ним отнесены: пользование помещением на условиях найма, содержание и ремонт жилья, вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Размер оплаты жилищных услуг зависит также от оснований, на которых человек использует помещение. Если это происходит в рамках договора найма, то жильцы будут вносить плату за пользование помещением, его содержание и текущий ремонт.

Для собственника жилья расходы носят несколько иной характер. Он несет расходы, связанные с содержанием и ремонтом. Но это касается не только жилого помещения. Сюда относится также общее имущество – конструкция здания, лестничные пролеты, коридоры, чердаки, подвалы, инженерные системы, мусоропроводы, лифты, сушилки.

Указанные расходы суммируются за учетный период. Итоговая цифра является окончательной суммой оплаты. Денежные средства должны быть внесены не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. При этом управляющая компания должна проинформировать жильцов о размере оплаты не позднее первого числа месяца, по истечении отчетного. Наличие задолженности и неуплата карается пеней.

Ответственность за неправильное начисление

Неверное начисление сумм к оплате может повлечь за собой применение мер воздействия к виновному лицу. В случае обнаружения подобного факта пользователю следует обратиться в управляющую компанию. В таком случае он может рассчитывать на получение денежной компенсации она будет равна половине суммы, на которую расчет был завышен. Если обращение осталось без внимания, то каждый вправе взыскать ущерб в судебном порядке. В этом случае, помимо материальной ответственности, к виновному лицу будут применены меры административного наказания, предусмотренные статьей 14.6 КоАП РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации 2019 года

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

Действующий. Редакция от 06 февраля 2020 года.

С последними изменениями и дополнениями на 2020 год

Жилищный кодекс (сокращенно ЖК РФ 2020 года) предназначен для регулирования отношений в сфере жилищных прав граждан, жилых помещений и их использования людьми.

ЖК РФ базируется на том, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилья, на беспрепятственное осуществление вытекающих из отношений прав.

Кодекс декларирует равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми квадратными метрами/зданиями. А также гарантирует свободу гражданам в установлении и реализации своих жилищных прав (свобода выбора жилья для проживания в качестве собственника, нанимателя и т.п.) в силу договора или иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Жилищный кодекс РФ 2019 года был Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года.
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 250-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ,
от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ,
от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 316-ФЗ,
от 04.05.2010 N 70-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ,
от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ,
от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012), от 06.12.2011 N 395-ФЗ,
от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ,
от 01.04.2012 N 26-ФЗ, от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ,
от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ,
от 04.06.2014 N 152-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ,
от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ,
от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ,
от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ,
от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 399-ФЗ,
от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 175-ФЗ,
от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ,
от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ,
от 28.12.2016 N 469-ФЗ, от 28.12.2016 N 498-ФЗ, от 01.07.2017 N 149-ФЗ,
от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ,
от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ, от 20.12.2017 N 416-ФЗ,
от 29.12.2017 N 462-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 31.12.2017 N 488-ФЗ,
от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ, от 04.06.2018 N 134-ФЗ,
от 29.07.2018 N 226-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ,
от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 28.11.2018 N 434-ФЗ, от 28.11.2018 N 435-ФЗ,
от 28.11.2018 N 442-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 25.12.2018 N 478-ФЗ,
от 25.12.2018 N 482-ФЗ, от 27.12.2018 N 558-ФЗ, от 22.01.2019 N 1-ФЗ,
от 15.04.2019 N 59-ФЗ, от 15.04.2019 N 60-ФЗ, от 29.05.2019 N 116-ФЗ,
от 26.07.2019 N 214-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 390-ФЗ,
от 02.12.2019 N 391-ФЗ, от 27.12.2019 N 473-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 10.07.2018 N 30-П)

Жилищный кодекс РФ 2020 год

Жилищные отношения с большим количеством участников – государство, предприятия, общественные организации, физические лица – очень сложны и требуют точного регулирования по единым для всех нормам.

ЖК РФ – это федеральный документ, который содержит комплекс норм и правил, призванных защитить конституционное право граждан на владение жильем, а также определяет их круг обязанностей, связанных с эксплуатацией помещений.

Специфика жилищного права

Современная трактовка юристов по жилищному праву имеет две точки зрения:

  • жилищное право следует включать в свод гражданского права;
  • жилищное право – самостоятельная область закона.
Читать еще:  Коммунальные платежи предприятия

Жилищные правоотношения

Под этим термином понимают всю сферу норм и правил, применимых к действиям, производимым с жилым фондом:

  1. владение, пользование жилым помещением;
  2. контроль, содержание и ремонт жилищных активов;
  3. пользование личными жилыми помещениями и общими метрами (чердак, подвал, подъезд) собственников;
  4. управление многоквартирными домами;
  5. размер и погашение коммунальных платежей;
  6. исключение из жилищного реестра, если объекты не отвечают принятым нормам;
  7. перепланировка квартир, комнат;
  8. деятельность жилищных кооперативов, застройщиков, товариществ собственников и т. д.

В в общем смысле жилищные правоотношения регулируются методами гражданского и административного права, которые подразумевают равные роли участников и выбор линии поведения. Но некоторые виды отношений носят императивный (запрещающий, требующий) характер.

Ст. 59 ЖК РФ устанавливает, что в случае освобождения обособленного жилого помещения в квартире с несколькими владельцами, указанная комната в первую очередь предоставляется гражданам, живущим в этой квартире и нуждающимся в улучшении жилищных условий, или гражданам, имеющим метраж менее, чем это установлено нормами.

Объекты и субъекты жилищного права

В законотворческой литературе до сих пор нет устоявшегося единого мнения, что конкретно нужно считать объектом жилищного права.

Предыдущие своды законов оперировали понятиями «дом», «квартира», «комната». Кодекс в последней редакции применяет не слишком конкретный термин «жилое помещение»: дома, квартиры и их части.

Пример важности точного определения объекта жилищного права

Известно, что закон позволяет собственнику выселить (выписать) из квартиры проживающих с ним родственников, но существуют и известные ограничения. Так, нельзя выселить нетрудоспособного члена семьи, не имеющего другого жилья.

Допустим, владелец хочет выписать престарелого отца, аргументируя свое решение тем, что тот по факту проживает у второго сына. Однако, в ходе разбирательств было установлено, что брат владельца проживает с семьей в однокомнатной квартире, а отец вынужден жить в кухне.

Далее суд обращается к нормам ЖК РФ и устанавливает, что «квартира» в целом является объектом жилищного права, но ее отдельные части – кухня, коридор, санузел – под понятие «жилое помещение» никак не подпадают. Таким образом, удовлетворить иск о выселении невозможно.

Субъекты жилищного права – это стороны, лица, принимающие участие в правоотношениях, связанных с жильем.

Перечень субъектов ЖК РФ:

  1. РФ, субъекты РФ, администрация муниципальных образований;
  2. органы, ведущие учет граждан, нуждающихся в жилье, и, собственно, эти граждане;
  3. члены кооперативов и товариществ;
  4. владельцы и пользователи;
  5. наниматели по соц. найму;
  6. члены семьи нанимателя (супруги, родители, дети).

В качестве пользователя помещения могут выступать исключительно граждане, физ. лица: в жилых помещениях запрещено размещать производственные мощности.

Основные положения

Базовые положения или иначе – принципы жилищного законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять строительство всеми доступными способами.

Нарушенные жилищные права, согласно положениям ЖК РФ, должны быть восстановлены. Исполнение этого принципа достигается с помощью гражданско-правовых актов:

  • возврат изначально существовавшего положения (например, аннулирование сделки купли-продажи, отмена прекращения регистрации);
  • понуждение к исполнению обязанностей;
  • возмещение убытков.

Структура ЖК РФ

Основной документ, регулирующий жилищные правоотношения, состоит из десяти разделов и девятнадцати глав, которые содержат более двухсот статей.

  • закрепляет основные термины и положения;
  • очерчивает рамки прав и обязанностей субъектов жилищного права;
  • дает разъяснения определениям «жилой фонд», «жилое помещение»;
  • регламентирует процесс присвоения статуса помещению: жилое/нежилое, переустройства.
  • закрепляет право собственности и прочие вещные права на жилище: пользования, сдачи в наем;
  • определяет круг прав лиц, не являющихся владельцами (членов семьи, проживающих вместе и т. п.).

Третий раздел описывает порядок передачи и эксплуатации жилья по договору социального найма: заключение, дополнение, прекращение договора, а также права и обязанности сторон (например, ремонт за счет нанимателя).

Раздел IV рассматривает порядок предоставления сотрудникам служебных квартир и жилья из специализированного фонда.

Разделы пятый и шестой регулируют правила создания, деятельности, реорганизации и роспуска жил. товариществ, строительных кооперативов: права и обязанности участников; порядок набора членов организации, схемы распределения жилых помещений между участниками.

Раздел VII определяет обязанности, порядок и размер оплаты за жилье и коммунальные услуги.

  • выбор способа управления домом;
  • требования к совету дома;
  • различия между управлением дома, находящегося в государственной или городской (сельской) собственности.

Девятый раздел определяет порядок выполнения капитального ремонта в многоквартирных домах: общие положения, формирование соответствующих фондов, порядок выполнения ремонта крыш, подвалов, коммуникаций.

Раздел X, добавленный в 2014 году и имеющий огромное значение для регулирования жилищных взаимоотношений, называется «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». Теперь предприятия, желающие управлять активами и счетами многоквартирного фонда, обязаны пройти аттестацию и получить лицензию.

Степень востребованности ЖК РФ

Жилищный Кодекс охватывает не такой объемный сегмент, как, например, уголовный или гражданский кодексы. Однако его регулятивную роль трудно переоценить, учитывая, что он призван защищать одну из базовых потребностей человека – потребность в жилище.

Нормы, прописанные в жилищном законодательстве защищают граждан от недобросовестности застройщиков, от незаконного выселения, от преступных действий, нацеленных на захват жилища и лишение владельца законных прав.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так, предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей, находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

История ЖК РФ

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось приблизительно 4 м 2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше: ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна обеспеченная семья.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г., утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный Кодекс Российской Федерации.

Полезное видео

То, что может пригодиться при решении вопросов в ЖКХ для обыкновенных людей, в этом видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector