Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетчик в многоквартирный дом

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Читать еще:  Какой дом многоквартирный

Последнее изменение срока до 1 января 2019-го года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
  • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
  • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
  • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
  • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Пройдите социологический опрос!

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 КоАП РФ );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Преимущества и недостатки

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме: кто должен устанавливать?

Отопление является необходимым элементом комфортного проживания в доме. Но это и самая затратная статья расходов. Поможет ли снизить затраты установка общедомовых приборов учета тепла в многоквартирном доме, разберем в статье.

Правовое регулирование необходимости установки теплосчетчика

Об эффективном использовании и сбережении энергии говорится в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ. В нем же и упомянута необходимость оборудования МКД общедомовыми приборами учета расходования тепла (ч. 9 ст. 11). Первоначально собственникам помещений домов было предписано произвести установку и ввод в эксплуатацию таких счетчиков до 1 января 2012 года.

Далее сроки неоднократно отодвигались до момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017, в котором закреплена обязанность установки общедомовых приборов учета тепла в срок до 1 января 2019 года. Исключением являются только следующие дома:

  • признанные ветхими, аварийными и подлежащими сносу, что подтверждено соответствующими документами;
  • где технически невозможно установить счетчик на тепло.

Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета тепла?

Жилищным кодексом закреплен вопрос содержания общедомового имущества многоквартирного дома. Согласно ст. 36 ЖК РФ все оно принадлежит собственникам помещений в нем на правах общей долевой собственности. К составу имущества относятся также общедомовые инженерные коммуникации, на которые устанавливаются приборы учета тепла, расходуемого на отопление дома.

Соответственно, все расходы, связанные с установкой и содержанием приборов ложатся на собственников квартир и иных помещений в МКД. Оснащение ОДПУ – это обязанность по закону, но процедура требует принятия решения об установке на общем собрании собственников квартир. Инициатором такого собрания может стать управляющая организация или сами жильцы.

Процедура установки теплового счетчика в многоквартирный дом

В новостройках приборы учета тепла уже устанавливаются в обязательном порядке. Иначе дом не будет сдан в эксплуатацию. Но для жилых многоквартирных строений, которые построены и заселены уже давно, требуется исполнить требования законодательства в части оснащения необходимым оборудованием.

В первую очередь перед установкой ОДПУ тепла нужно убедиться, что в доме имеется техническая возможность его монтажа на систему теплоснабжения. Затем процедура будет следующей:

  1. Решение об установке прибора должно быть принято на собрании собственников помещений. Оно собирается по инициативе самих хозяев квартир или управляющей компанией. На собрании рекомендуется обсудить вопросы:
  • способа установки – силами управляющей организации или с привлечением подрядной организации;
  • сроков монтажа и ввода в эксплуатацию;
  • размера взносов, связанных с установкой и вводом счетчика (если жильцы накапливают взносы на капитальный ремонт на счете, открытом на свой дом, то вправе принять решение об оплате расходов на установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ тепла за счет капремонта);
  • способа финансирования – единым платежом или в рассрочку.
  1. Собрание может быть проведено в очном и очно-заочном порядке. Решение считается принятым, если согласие получено от не менее 10 % общего количества голосов собственников помещений.
  2. Если инициаторами собрания выступили жильцы, они должны запротоколировать свое решение и направить письменное заявление в свою управляющую компанию с просьбой установить прибор учета тепла.
  3. Затем подготавливается проект на монтаж и смета проведения работ с учетом места установки и модели счетчика. Документ выдается проектной организацией и согласуется с теплоснабжающей компанией.
  4. После согласования приобретается прибор учета, указанный в смете, и монтируется в систему теплоснабжения многоквартирного дома. На корпусе прибора и в паспорте на него должен иметься значок о поверке, т.е. оборудование сертифицировано и выдает точные измерения.
  5. Прибор монтируется и вводится в эксплуатацию. Монтаж занимает один рабочий день. Затем приглашается инспектор из ресурсоснабжающей организации, который осматривает и пломбирует узел учета. Составляется акт о вводе в эксплуатацию и со следующего месяца начисление платы за тепло производится по показаниям ОДПУ тепла.

Техобслуживание прибора учета тепла

Поддержание счетчика в работоспособном состоянии достигается при его регулярном техническом обслуживании. Это комплекс профилактических мер, включающих в себя:

  • периодический внешний осмотр общедомового прибора учета тепла;
  • своевременное устранение факторов, которые могут повлиять на поломку и преждевременный износ прибора;
  • контроль за работой оборудования;
  • периодическое (не реже 1 раза в неделю) снятие показаний с прибора для последующего анализа данных.

Срок службы ОДПУ бывает разным от 10 до 14 лет. Его межповерочный интервал — 4 года.

Периодические проверки необходимы для того, чтобы своевременно выявить поломку прибора, а также возможность ее устранения или необходимость его полной замены. При выявлении неисправности и возможности ее ликвидации, прибор демонтируется, подвергается ремонту и устанавливается обратно.

Сколько стоит общедомовой счетчик учета тепла?

Расходы по установке ОДПУ тепла для собственников помещений в многоквартирном доме складывается из следующих статей:

  • стоимость самого прибора учета и сопутствующих материалов;
  • расходы на разработку проектной документации и документов, содержащих технические условия системы теплоснабжения, без которых установку произвести невозможно;
  • стоимость монтажных работ, включая пуско-наладочные мероприятия.

Цены на счетчики зависят от производителя и типа прибора:

  • ультразвуковой – самый дорогой счетчик в ценовом диапазоне от 15 до 50 тысяч рублей;
  • электромагнитный стоит 15-17 тыс.руб.;
  • вихревой в среднем обойдется в 15 тыс.руб.;
  • тахометрический самый недорогой вариант со сроком службы не более 4 лет, его цена от 6 до 10 тысяч рублей.

По итогу сумма всех мероприятий может составить от 150 до 300 тыс. руб., которую жильцы могут погасить единовременно, с рассрочкой или за счет средств, собираемых на капитальный ремонт.

Как не платить за установку общедомового счетчика?

Установка счетчика может обойтись жильцам бесплатно, если управляющая компания или ТСЖ, в управлении которого находится дом, заключит договор с энергосервисной компанией (ЭСК). Тогда прибор учета будет установлен за ее счет и передан собственникам МКД на время в лизинг.

На самом деле такой механизм включает в себя покрытие расходов энергосервисной компании на установку счетчика (с запланированной прибылью) постепенно с последующей передачей его в собственность жильцов. Процесс заключается в следующем:

  1. УК или ТСЖ заключают договор с ЭСК.
  2. ЭСК устанавливает общедомовой прибор учета тепла из своих средств.
  3. Жильцы дома производят оплату за тепло по счетчику и 80 % сложившейся экономии передают в счет погашения стоимости его установки;
  4. После полного возврата затрат ЭСК прибор учета передается жильцам в собственность.

Энесгосервисная компания вложила в оснащение дома прибором учета 284 тыс.руб. рублей плюс по условиям договора предполагаемая прибыль составит 86 тыс.руб. Соответственно, по истечение 6 месяцев будет произведен полный расчет и счетчик передан жильцам МКД.

Формула расчета потребления тепловой энергии по общедомовому счетчику

Ежемесячные платежи за потребленное тепло рассчитываются на основании показателей общедомового прибора учета. Снятие показаний производится управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией с 23 по 25 число каждого месяца.

Основой для расчета становится разница между показаниями за текущий месяц и предыдущий. Так обеспечивается точный учет потребленного теплоносителя. Плата за отопление начисляется потребителям (собственникам помещений в многоквартирном доме), исходя из площади занимаемого помещения с учетом тарифа за отопление, утвержденного региональными властями.

Формула расчета платы за тепло:

  • Vобщ – объем потребленной теплоэнергии за месяц в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепла;
  • Sобщ – общая площадь всех отапливаемых помещений в многоквартирном доме;
  • Sпом – площадь конкретного помещения (квартиры), по которому производится расчет платы;
  • Т – региональный тариф за теплоэнергию.

Отметим также, что жильцы МКД, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета тепла, но их не установившие, считаются нарушителями закона. Они должны оплачивать тепло по тарифу с применением повышающего коэффициента 1,6 к действующему тарифу.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков

Расчёты за коммунальные ресурсы должны вестись исходя из показаний приборов учёта. Но жители домов не обязаны передавать исполнителю услуг данные счётчиков, и это негативно влияет на корректность расчётов, в том числе за ресурсы на содержание общего имущества. Читайте о новых счётчиках, которые помогут решить эту проблему.

Обязанности исполнителя КУ в отношении приборов учёта

Если в доме установлены индивидуальные и общедомовые приборы учёта, то расчёт платы за соответствующие ресурсы должен вестись исходя из показаний таких приборов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). При этом жители многоквартирного дома не обязаны передавать показания счётчиков исполнителю услуг – это только их право (пп. «к(1)» п. 33 ПП РФ № 354).

Те, кто таким правом не пользуется, получают счета, где объём ресурса за период равен среднемесячному потреблению, а спустя 3 месяца после передачи последних показаний объём рассчитывается исходя из норматива потребления (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Отсутствие показаний ИПУ и определение индивидуального потребления жителей расчётными методами влияет на объём ресурса, потреблённого домом на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оплачивает в РСО управляющая домом организация.

Также, если потребитель в течение полугода не передаёт показания, исполнитель КУ должен сам снять данные со счётчика, что требует дополнительных трудозатрат (п. 84 ПП РФ № 354).

Чтобы снизить нагрузку на исполнителя КУ по снятию и проверке показаний ПУ, а также устранить зависимость корректности расчётов за коммунальные услуги от воли потребителей, Минстрой РФ предложил обязать застройщиков оснащать новые дома «умными» счётчиками с удалённой передачей показаний, а в старых домах при наличии технической возможности – устанавливать их после капитального ремонта.

Поговорим о том, с какими плюсами и минусами работы системы встретились исполнители КУ и собственники после установки интеллектуальных систем, автоматически передающих показания приборов учёта коммунальных ресурсов.

Автоматически передают показания

Интеллектуальные приборы учёта – это счётчики, оснащенные специальными радиомодулями, которые автоматически передают показания по беспроводной сети дальнего радиуса действия. Индивидуальный или общедомовой приборы учёта транслируют свои данные инфосистеме, которая может принимать информацию от сотен тысяч датчиков в радиусе до нескольких десятков километров.

Все поступившие от ПУ данные в автоматическом режиме направляются исполнителю коммунальной услуги; потребитель может отслеживать показания, но их передача для расчётов производится без вмешательства человека со всех приборов учёта в доме в установленный день и время.

Снижают трудозатраты и объёмы КР на СОИ

Положительно скажется установка таких приборов и на деятельности управляющих организаций. Ведь «умный» счётчик – это удобно. Жителям многоквартирного дома не придётся ежемесячно выписывать и передавать показания ИПУ. А УО не нужно будет проводить обход домов и сбор данных – биллинг. Это позволит управляющей организации снизить трудозатраты и сэкономить.

К тому же при автоматическом сборе показаний потребители не могут повлиять на данные об объёме потребления, занизить их, тем самым увеличив объём КР на СОИ. Как правило, при этом потребление ресурсов на содержание общего имущества стремится к нулю: занизить индивидуальное потребление невозможно, потери отсутствуют. При возникновении утечек они легко выявляются при сравнении показаний за разные периоды.

Способствуют прозрачности расчётов и сокращению хищений

Интеллектуальная система позволяет сделать расчёты за ресурсы прозрачными: как в отношениях между исполнителем КУ и потребителем, так и между УО и РСО. Каждая из сторон имеет возможность отслеживать показания приборов учёта и видеть реальные объёмы потребления. Исчезнет проблема, с которой сталкиваются многие УО при прямых договорах, – сложность получения показаний от РСО. Информация будет доступна онлайн всем сторонам отношений.

«Умные» приборы учёта способствуют снижению уровня хищения ресурсов: вмешаться в работу такого прибора учёта сложнее, да и скрыть резкое снижение потребления в квартире не получится, ведь данные направляются прямо к исполнителю КУ. При росте объёмов КР на СОИ управляющая организация легко может проверить и сравнить данные по каждой квартире и обнаружить, где они резко снизились.

Устанавливаются за счёт собственников помещений

Подобные автоматизированные системы сбора данных давно используются электросетевыми компаниями и поставщиками электроэнергии. «Умные» счётчики воды, газа и тепловой энергии только начали широко внедрять, но уже сейчас выявлен ряд проблем, связанных с их применением.

Главная – кто должен платить за установку таких приборов учёта в старом жилфонде. Если в новостройках за установку счётчиков отвечает застройщик, то в уже построенных домах, скорее всего, заплатить за модернизацию старых ИПУ и ОДПУ придётся собственникам помещений, ведь счётчики – их имущество.

А работать система будет только в том случае, если все помещения в доме оснастить «умными» счётчиками и связать их с общедомовым прибором учёта. В таком случае, чтобы установить новые приборы, управляющая организация должна провести общее собрание собственников, получить их согласие на работы и утвердить источник их финансирования за счёт целевых взносов собственников или средств капитального ремонта. Принятое в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ на ОСС решение будет обязательно для всех собственников помещений в доме.

Должны быть во всех помещениях дома и не сбоить

Опыт установки подобных систем показал, что в первые шесть месяцев новое оборудование может давать сбои и ошибаться при передаче показаний. В таком случае исполнитель коммунальной услуги может получить претензии от потребителей и делать множество перерасчётов.

Как уже было сказано, работать система будет только в том случае, если все приборы учёта в доме будут «умными»: тогда они обеспечат одновременный съём показаний и передачу их исполнителю коммунальных услуг. И если хотя бы один собственник откажется менять старый ПУ на «умный», то требуемый эффект от работы автоматизированной системы достигнут не будет.

Даже при решении ОСС заставить несогласного жителя заменить или модернизировать установленный в квартире счётчик будет непросто: собственник имеет законное право не пускать никого в принадлежащее ему помещение.

Как УО перевести дом на систему автоматической передачи показаний ПУ

На законодательном уровне не закреплено, что потребители обязаны оснащать свои квартиры «умными» счётчиками. Нет такой обязанности и при проведении капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома.

Но если управляющая домом организация или ТСЖ пришли к выводу, что внедрение в доме автоматизированной системы учёта ресурсов поможет существенно снизить объёмы КР на СОИ и бороться с хищением ресурсов, то ей следует:

1. Подготовить информацию для собственников помещений в доме:

  • о плюсах для собственников от установки такой системы,
  • о стоимости работ,
  • о возможных источниках финансирования.

2. Организовать и провести общее собрание собственников согласно ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.

Если ОСС приняло положительное решение, то УО следует на всех этапах работы информировать жителей о происходящей и напоминать о пользе внедрения «умных» счётчиков и правилах обращения с ними.

По завершению работ и при получении первых итогов работы системы УО обязательно нужно отчитаться перед собственниками, особенно если были сбои в работе новых приборов учёта.

Положительные результаты внедрения таких ПУ стоит донести до жителей всех многоквартирных домов, находящихся в управлении у организации. Возможно, это сподвигнет их жителей также сделать шаг к smart-технологиям. А провести общее собрание собственников и решить вопрос об установке в доме «умных» счётчиков в многоквартирном доме поможет сервис «ОСС на 100%».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector