Antaurus.ru

Все про Недвижимость
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Актуальность темы жкх

Совершенствование системы управления ЖКХ

Дипломная работа — пример

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством………………………………………………………..………………6
1.1. Сущность и структура ЖКХ……………………………..…………..6
1.2. Нормативно-правовое регулирование ЖКХ…………………….…14
1.3. Анализ государственных и муниципальных программ в жилищной сфере…………………………………………………………………..…..20
Глава 2. Анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района…………………………………………..26
2.1. Характеристика ЖКХ Павловского муниципального района…..26
2.2. Анализ системы управления и технологического обеспечения деятельности отдела ЖКХ Павловского муниципального района…….30
2.3. Проблемы ЖКХ района и пути их решения……………………..…37
Глава 3. Разработка социально-экономического проекта по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района………………………….46
3.1. Описание социально-экономического проекта…………………….46
3.2. Реализация и оценка эффективности социально-экономического проекта…………………………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………66
Список использованной литературы……………………………………………71
Приложения…………………………………………………………………..….77

Введение

Актуальность исследования совершенствования системы управления ЖКХ обоснована тем, что продолжающаяся в РФ реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений экономической политики и социально значимой проблемой для всего населения страны. Кроме того, сфера услуг ЖКХ является быстро развивающимся сектором современной российской экономики. Этому в последние годы способствовало сокращение государственного финансирования и увеличение доли платных услуг населению, а также усиление конкуренции между предприятиями сферы услуг. Усиление законотворческой деятельности правительства РФ в данной сфере также свидетельствует об актуальности реформирования ЖКХ в современной России. Особую актуальность эта проблема получает в условиях активного реформирования ЖКХ на муниципальном уровне. Это обосновано тем, что перспективы бюджетных возможностей большинства муниципалитетов в РФ при решении задач социально-экономического развития, включая систему ЖКХ, весьма ограниченны. В результате имеет место углубление негативных тенденций, связанных с повышением уровня износа оборудования, ростом потерь из-за непроизводительного их использования, с отсутствием экономических стимулов снижения издержек, с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая основа поставленной проблемы базируется на результатах исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управления жилищно-коммунальным комплексом. Существенный вклад в исследование вопросов развития жилищно-коммунального хозяйства, а также формирования эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере ЖКХ внесли работы: A.A. Аболина, С.А. Аристова, M.IIL Белоножко, P.C. Белоусова, B.C. Боголюбова, М.Д. Великанова, Г.Ю. Ветрова, JI.A. Косолапова, А.Н. Масловой, Д.Ю. Мельцова, В.В. Старовойтова, JI.H. Чернышева и др.

В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.

Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом.

Актуальность темы и уровень ее разработанности определили цель, задачи, объект и предмет исследования, проведенного в курсовой работе.

Объектом исследования является Павловский муниципальный район Нижегородской области.

Предмет исследования – жилищно-коммунальная сфера Павловского муниципального района Нижегородской области.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в оценке текущего состояния, проблем и перспектив развития жилищно-коммунальной сферы муниципального образования, на примере Павловского муниципального района Нижегородской области.

Задачи, решаемые в работе:

  • изучить теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • провести анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района;
  • разработать социально-экономический проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района.

В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.

Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные материалы федеральных и региональных органов Росстата, программы развития жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области и др.

Практическая значимость исследования, проведенного в работе, состоит в выводах и предложениях, сделанных по результатам анализа эффективности реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района. По результатам проведенного исследования разработан социально-экономический проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района. Проведенные расчеты показали высокий уровень социально-экономической эффективности разработанного проекта.

Выпускная квалификационная работа на тему: «Совершенствование системы управления ЖКХ (на примере Павловского муниципального района Нижегородской области)» состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993 г. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) в 3 т. М.: Юристъ, 2016. 1236 с.
3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. — № 44. Ст. 4147.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14; 2007. № 43. Ст. 5084.
5. Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
7. О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп.) // РГ. Федеральный выпуск №6056 от 12.04.2013 г.
9. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
10. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 425. // СПС «Гарант».
11. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600. // СПС «Гарант».
12. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р. // СПС «Гарант».
13. Официальный портал Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// admpavlovo.ru.
14. Аверьянов А.Ю. Планирование расходов местных бюджетов и оценка бюджетной обеспеченности муниципальных образований. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2013. — 224 с.
15. Алмаева Л.Х., Есиева И.В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018.
16. Афонина А.В. Жилищное право. — М.: Юристъ, 2015. — 376 c.
17. Выдрин И.В. Муниципальное право Российской Федерации. — М.: Норма, 2016. — 312 с.
18. Газимагомедова П.А. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как фактор развития рынка жилищно-коммунальных услуг // УЭкС. — №3. — 2012. — С. 29-34.
19. Жарков А.А. Субъектная структура рынка жилой недвижимости // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 305-308.
20. Жилищное хозяйство в России. 2016: Стат. сб. — M.: Росстат, 2017. — 63 с.
21. Кадеров Н.И., Медведева Е.Н., Смирнова Ю.О. Анализ современных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2017. — № 10. — С. 237-241.
22. Ключникова Я.А. Проблемы правового регулирования управления объектами жилищно-коммунального хозяйства // Проблемы экономики и юридической практики — №3 – 2017 – С. 7-9.
23. Козырев М.С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1-2 (11). — С. 200-206.
24. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37-41.
25. Куликов А. О стратегии развития жилищной сферы // Экономист. — 2013. — № 1. — С. 59-69.
26. Леонтьева М.С. Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 152-154.
27. Медведева Н.В., Османова Ю.С. Нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства РФ // Материалы ивановских чтений. – 2016 – С. 207-212.
28. Мельцов Д. Ю. Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 279-282.
29. Неделин М.Д. Приоритетные направления развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. — 2016. — №1. — С. 84-89.
30. Осипов А.Ю. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в России // Российское предпринимательство. — 2012. — № 16. — С. 76–80.
31. Пастухова Н.И. Организационно-экономический механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне // Научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы». Сборник научных трудов — №4. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. — С. 268-271.
32. Петров С.В. Саморегулирование в жилищно-коммунальном хозяйстве: современные проблемы и перспективы развития. — М.: МАКС Пресс, 2015. — 132 с.
33. Петров С.В. Саморегулирование в жилищно-коммунальном хозяйстве: современные проблемы и перспективы развития. — М.: МАКС Пресс, 2015. — 132 с.
34. Пешина Л.М. Проблема улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Российской Федерации // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 6-1 (46).
35. Преображенская Е.Г. Методика оценки эффективности управления жилой недвижимостью в крупном городе // Российское предпринимательство. — 2013. — № 14 (236). — С. 99-106.
36. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
37. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 38) / Под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева, А.Д. Радыгина. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. — 520 с.
38. Ручкина Г.Ф., Петюкова О.Н., Демченко М.В., Ключникова Я.А., Венгеровский Е.В. Правовое регулирование управления жилищно-коммунальным хозяйством. — М.: РУСАЙНС, 2016. – 117 с.
39. Рыбина Е.Г. Управление развитием жилищно-коммунального комплекса: проблема согласования интересов и функций экономических субъектов // Управление экономическими системами: электронный журнал. — № 9. — 2016.
40. Рыбина Е.Г., Бояринцев Б.И. Инновационное управление в жилищной сфере // Аудит и финансовый анализ. — №3. — 2015.

Читать еще:  Поставщики услуг жкх

Общий объем: 82

Год: 2018

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.04.2015 2015-04-20

Статья просмотрена: 10365 раз

Библиографическое описание:

Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 537-539. — URL https://moluch.ru/archive/88/17301/ (дата обращения: 23.03.2020).

Тема, рассматриваемая в данной статье является наболевшей, актуальной в связи с необходимостью совершенствования системы ЖКХ, для создания экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством, который является базой для производства жизнеобеспечивающих услуг.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство или сокращенно ЖКХ представляет собой сложную и многоуровневую систему городского хозяйствования, деятельность корой направлена на предоставлении населению того или иного района услуг в области технического и санитарного обслуживания, проведения ремонтных и профилактических работ, обеспечению важными ресурсами, такими как газ, электричество, теплоснабжение, водоснабжение).

Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сути являясь коммерческими организациями, преследуют цель получения прибыли, но в то же время, тарифы и плату за текущий ремонт и содержание жилья не могут взимать выше установленных нормативов.

В системе взаимоотношений участвуют одновременно несколько сторон — это управляющая компания, квартиросъемщики, организации — поставщики услуг, таких как теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.

Если рассматривать организации ЖКХ, то можно выявить две основные стороны — во-первых, это коммерческая деятельность, преследующая получении прибыли, с другой же стороны организации сферы ЖКХ возлагают на себя огромную ответственность в области снабжения населения ресурсами и содержания жилищного фонда в надлежащем виде и состоянии.

Организации сферы ЖКХ нередко из-за ветхости жилья несут убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный ущерб.

Таким образом, организации сферы ЖКХ являются одной из важнейших структур города, сбой системы функционирования организаций ЖКХ способен остановить деятельность и функционирование не только района — но и города в целом.

Можно говорить, что ЖКХ является основной для развития инфраструктуры России в общем и отдельных городов в частности.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах отказывается признавать данный момент и сводит роль ЖКХ именно к ремонтно-контрольному направлению. Возникает вопрос оп причине такого положения вещей.

Основным ответом на данный вопрос можно выдвинуть предположение о том, что признав ЖКХ направлением развития инфраструктуры, власти будут вынуждены закладывать определенную сумму в бюджете для данной сфере деятельности.

Но проблемой в сфере ЖКХ стоит не только в отсутствии финансирования со стороны государства.

Со стороны управляющих компаний также наблюдаются множественные нарушения.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда при проведении фактических проверок выявлялось, что многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводятся, а бюллетени голосования подписаны третьими лицами [1].

В результате отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов и бездействия ряда правоохранительных органов формированию и деятельности управляющих компаний дана свобода действий. Результатом стало не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, а также не эффективная и не целевая трата материальных ресурсов и получаемых от населения денежных средств.

В части наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

— заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой, саму работу зачастую не выполняют, а составляют фиктивные акты выполненных работ;

— нарушается порядок начисления оплаты за капитальный ремонт, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность.

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ удобна тем, что с чиновников на местном уровне полностью снимается ответственность за возникающие ситуации в домах, все же это нельзя назвать причиной отсутствия контроля деятельности ТСЖ.

Но стоит отметить тот факт, что проблемные ситуации возникают не только со стороны организаций сферы ЖКХ.

Многие управляющие компании сталкиваются с большими проблемами в процессе осуществления деятельности, в частности:

— постоянное бюджетное недофинансирование при необходимости поддержания на соответствующем уровне санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда;

— рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму задолженности. Обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но страдают те, кто своевременно выполняет свои обязанности;

— ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

— низкое взаимодействие элементов ЖКХ: эксплуатация жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарное состояние жилья, энергоснабжение, теплоснабжение и др.

Целью совершенствования ЖКХ является создание благоприятных условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, которые обеспечат комфортные условия для проживания граждан. Обеспечение финансовой поддержки объектов ЖКХ, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой жилищные объекты, повысить качество коммунальных услуг.

В качестве решения вышеизложенных проблем, организациям в сфере ЖКХ целесообразно:

— использовать дифференцированные тарифы на жилье и коммунальные услуги, вести более строгий учет сверхнормативной площади и второго жилья, оплата которых может производиться по повышенным тарифам и ставкам, что обеспечит получение дополнительного финансирования, кроме того, следует ввести повышенные тарифы и на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;

— рекомендуется создать при предприятии единый расчетно-кассовый центр, в который будут поступать платежи за коммунальные услуги, а в созданной базе данных будет своевременно отслеживаться задолженность по оплате. В этих условиях размер просроченной задолженности не превышает 12–14 %;

— одним из путей сокращения задолженности может быть привлечение трудоспособных неработающих квартиросъемщиков к отработке задолженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальной сфере, например по уборке территорий, при проведении текущих ремонтов.

Успешная реализация данных мероприятий позволит:

— улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, комфортность и безопасность условий проживания граждан;

— повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

— повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей.

Основным мероприятием по снижению дебиторской задолженности является активная пропаганда по погашению долгов за коммунальные услуги, а также привлечение судебных органов, в случае игнорирования данной разъяснительной работы.

Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ — в данном случае необходимо рассмотреть механизм контроля и регулирования данных взаимоотношений на уровне государства и местного самоуправления. К сожалению, в РФ многие потребители услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.

1. Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.URL: http://www.234555.ru/publ/9–1-0–287

2. Медведев: хищения в сфере ЖКХ стали эпидемией. Электронный ресурс. URL: http://www.audit-it.ru/news/finance/400993.html

3. Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. к. ю. н. М., 2012.

4. Сиваев С. Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

5. Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Читать еще:  Получение лицензии жкх для управляющей компании

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  • Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  • Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  • Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.
  • Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

    1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
    2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
    3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

    Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

    Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.
  • Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

    1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
    2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
    3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
    4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

    Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

    В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

    Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

    Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

    Перспективы развития отрасли ЖКХ

    Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

    Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

    Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

    Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

    Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  • В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  • В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  • В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  • В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  • В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  • В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  • В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.
  • В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

    Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

    Актуальность темы жкх

    Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

    Цель исследования – изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения. К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

    Читать еще:  Что относится к дополнительным услугам жкх

    Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

    Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ. Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей. Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

    Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат. Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны [6, 8 и др.].

    Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

    К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов. Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

    Следует отметить, что государство предпринимает определенные попытки повысить культуру экономического мышления населения. Например, все чаще на трассе размещаются билборды или плакаты с призывом «Будь Человеком! Не бросай мусор!», «Убери за собой!» и т.д. Однако такие обращения останавливают далеко не всех проезжающих. В результате происходит накопление мусора, негативное воздействие на экологию, ухудшение внешнего вида территории. Также нередки случаи несанкционированных свалок в городской черте. Не имеют действия запреты «Свалка и выброс мусора запрещены», не пугают размеры штрафов. Согласно статистическим данным, площадь свалок в нашей стране ежегодно увеличивается на 0,4 млн гектаров. При этом практически все производственные и бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках (общим количеством около 17 тысяч), на полигонах (около 1 тысячи), на несанкционированных свалках (около 13 тысяч) и на промышленных площадках предприятий. Площадь такого размещения отходов в нашей стране сопоставима с территориями Нидерландов (4,15 млн гектаров), Швейцарии (4,12 млн гектаров) [7].

    Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят. Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто. Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора. Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

    Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:

    – нерациональное использование ресурсов;

    – психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

    – сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

    – низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;

    – низкое качество предоставляемых услуг;

    – отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;

    – невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

    Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

    Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, % [7]

    Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов. Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах. Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

    Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:

    – образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;

    – квалификация специалистов в сфере ЖКХ;

    – привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;

    – прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

    При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

    Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

    С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости [2, с. 595]. Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

    – развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;

    – создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;

    – производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;

    – совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

    – развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство [3] и концессионные отношения и т.д.

    Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране [1] и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

    Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны. Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы [4, 5 и др.], закрепления прав и полномочий инвестора и т.п. Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

    Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector