Antaurus.ru

Все про Недвижимость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиции в жкх проблемы формирования

Блог об энергетике

энергетика простыми словами

ЖКХ: проблемы и пути решения. Инвестиционный климат

Вопросы развития и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране традиционно вызывают жаркие споры. Все чаще данные споры завершаются убеждением в необходимости привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Основная формула формирования привлекательного инвестиционного климата сколько проста, столько и сложна в реализации: чем более прозрачным и обоснованным будет становиться процесс осуществления инвестиционных проектов, тем больший объем инвестиций будет привлечен в данную сферу. Безусловно, есть нюансы. О них, а также о проблемах отрасли ЖКХ и инвестирования в нее мы и поговорим.

Но сначала попытаемся ответить на злободневный вопрос о целесообразности перехода на прямые расчеты с населением, минуя управляющие компании и прочих посредников. Именно такую схему работы сегодня предлагает ряд теплоэнергетических компаний. Как они утверждают, это должно благоприятно повлиять на платежную дисциплину потребителей. Отмечу, что речь идет именно о теплоснабжении. Возникает вопрос, действительно ли существует потребность в прямых договорах с потребителями и насколько они могут быть эффективны для решения долговой проблемы? На первый взгляд кажется, что желание отказаться от посредников весьма перспективное: управляющие компании больше не смогут повлиять на денежный поток от каждой квартиры до поставщика теплоэнергии, и это приведет к уменьшению дебиторской задолженности у ресурсоснабжающих организаций. То есть для ресурсника – это «плюс». Для владельца самой квартиры, в принципе, тоже особой разницы нет. В целом не имеет значения, чьи реквизиты будут написаны в квитанции. Разве что, квитанций этих станет не одна, а две, ведь сумма не увеличится. Зато, есть потенциальная возможность сэкономить, а если и не экономить, то платить по фактическому потреблению.

Однако когда мы вспомним, что говорим именно о теплоснабжении, то открываются некоторые неоднозначные моменты. Во-первых, это приборы учета. Сейчас более-менее распространены общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые считают то количества тепла, которое потребил весь дом: и жильцы, и общие территории. Именно по показаниям этого общедомового прибора учета и идет расчет между организацией, производящей теплоэнергию, и управляющей компанией. Установка индивидуальных приборов учета в квартирах возможна только в многоквартирных домах с горизонтальной (поквартирной) разводкой систем отопления. Поэтому, в отличие от похожей ситуации с электроэнергией, рассчитываться владелец квартиры с ресурсоснабжающей организацией в большинстве случаев будет по нормативу, что сведет на нет потенциальную экономию.

Во-вторых, остается вопрос с общедомовыми нуждами на тепловую энергию. Управляющей компании все равно придется рассчитывать ее по нормативам или как разницу между показаниями коллективного и индивидуальных приборов учета.

В-третьих, в отличие от того же электроснабжения, не существует теплоснабжающиющих организаций, которые бы занимались только сбытом тепловой энергии, без ее производства или передачи. Поэтому, организациям придется создавать сбытовые подразделения, которые будут заниматься заключением индивидуальных договоров, их сопровождением, выставлением счетов. Либо потребуется заключать договора со сторонними организациями, которые за них эту работу сделают. В любом случае – это затраты, которые в результате лягут в тариф на тепловую энергию и приведет к его росту.

В-четвертых, совершенно точно вырастут затраты на юридические подразделения ресурсоснабжающих организаций. Ведь сейчас у них заключены договора с управляющими компаниями, поэтому в случае возникновения споров, в том числе по неплатежам, достаточно подать исковое заявление на управляющую компанию. А вот если договора будут с потребителями – физическими лицами, то придется судиться с каждым конкретным неплательщиком. Если прикинуть, что у организации 100 000 клиентов – физических лиц, из них 5% являются неплательщиками, то это нужно провести 5 000 судебных процессов. И затраты на это тоже лягут в тариф. В результате может оказаться, что благая попытка снизить издержки путем ликвидации лишних звеньев в цепочке может привести к росту тарифа более значительному, чем потенциальная выгода.

Возвращаясь к особенностям и трудностям повышения эффективности работы сферы ЖКХ в России в целом, стоит отметить, что годовой оборот в сфере ЖКХ превышает четыре триллиона рублей. Стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя за последние восемь лет выросла примерно в три раза.

По доле расходов на оплату коммунальной инфраструктуры наша страна входит в пятерку лидеров с совокупным платежом чуть более 10% от уровня доходов. При этом процент износа основных фондов и аварийность остаются крайне высокими, эффективность и качество оказания коммунальных услуг — низкими. Несомненно, для развития сферы ЖКХ требуется привлечение инвестиций.

Однако инвестирование в сферу ЖКХ сталкивается с комплексом трудностей, в том числе ментального характера. Приведем несколько примеров. Так, в одной не-далекой-от-столицы-области все начиналось вполне оптимистично: при содействии региональных властей удалось договориться с оператором котельной, в планируемые сроки выполнить модернизацию оборудования за счет средств иностранного инвестора, согласовать уровень тарифа на ближайшие пять лет, который позволял бы вернуть эти инвестиции. К слову, тариф для конечного потребителя при этом не менялся: экономия достигалась за счет установки нового, более экономичного оборудования. Закончилась эта позитивная для нашего коммунального комплекса история меньше чем через год, когда исполняя команду «сверху» руководитель регионального органа регулирования был вынужден снизить тариф до уровня, при котором возврат инвестиций наступал не раньше, чем через 20 лет. В ответ на вопросы со стороны иностранцев: «Как такое может быть?» и «Мы же договаривались о других условиях», — руководителю «РЭКа» оставалось только пожимать плечами.

Есть и другой пример, иллюстрирующий особенности работы в сфере ЖКХ в нашей стране. Так, глава региона, расположенного в Центральной России, принимает решение о сокращении тарифа для теплоснабжающей организации. В очередной тарифной заявке «вырезается» сумма, затраченная на модернизацию собственного оборудования. Сумма не очень большая — 1,5 миллиона рублей: для населения это отразилось бы снижением тарифа менее чем на копейку, хотя эти расходы позволяли повысить эффективность работы оборудования, а значит на следующем шаге привести к экономии понятного размера средств и к снижению тарифа. Но губернатор считает, что платежи граждан сегодня важнее эффективности теплоснабжения завтра.

Совокупность таких «традиций», ставших уже негласными нормами, плюс отсутствие поддержки инвестора на уровне законодательства, приводят к неутешительной ситуации с инвестиционным климатом в коммунальной сфере.

Есть и положительные примеры повышения эффективности работы в сфере в ЖКХ в регионах. К примеру, в Региональной службе по тарифам ХМАО-Югры с осени 2011 года используется новый способ анализа затрат регулируемых организаций сферы ЖКХ – «метод индикаторов-нормативов». Также с 2010 года происходит поэтапное внедрение Единой информационной аналитической системы «ФСТ России – РЭК – Субъекты регулирования» (ЕИАС ФСТ России). С начала применения новой технологической платформы, потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения было сэкономлено около 700 млн руб. Поясним, что способ анализа затрат по «индикаторам-нормативам» заключается в сравнении затрат конкретной организации с лучшими показателями по региону, после чего подготавливается индивидуальный план повышения эффективности и снижения затрат для каждой организации. Таким образом, комплекс мер в ХМАО позволил: сэкономить значительные бюджеты; определить стратегические цели, достижение которых повысит эффективность работы регулятора и регулируемых организаций сферы ЖКХ; отранжировать все организации ЖКХ ХМАО и сравнить эффективность их работы; выявить проблемы, препятствующие повышению качества услуг предприятий ЖКХ. Что еще более важно – потребители, в результате, будут защищены от переплаты за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Тем не менее, ситуация в области совершенствования работы сферы ЖКХ и привлечения в нее инвестиций остается сложной. Для преодоления сложившихся проблем необходимо активно и всесторонне привлекать инвестиции и оказывать сопровождение инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Данный процесс в России запущен и развивается. Помогает в частности принятие ряда постановлений о раскрытии информации в электроэнергетике и ЖКХ, начиная с 2004 года. Анализ данных открытых источников показывал и демонстрирует до сих пор существенную разницу в уровнях тарифов в одном и том же регионе.

Наличие таких различий в уровне тарифов также свидетельствует о необходимости привлечения инвестиций. Алгоритм определения «объектов», которые особенно требуют инвестиций, прост. Сначала ведется поиск данных о тарифах, значительно превышающих средний уровень. Затем определяется квалификация этого отклонения как ошибка данных или как инвестиционный сигнал, показывающий, что есть возможность для поиска более эффективного решения. В последнем случае запускается специально разработанная процедура оценки возможности реализации проекта. Если все благополучно — запускается сам проект. В России уже были реализованы и осуществляются проекты по замене устаревшего оборудования небольших котельных на современные газовые котлы, дающие возможность снизить реальные расходы на производство одной гигакалории тепла до десяти раз.

Немаловажно и заниматься продвижением технологических инноваций в коммунальный сектор: популяризировать передовые решения, распространять объективную информацию и «истории успеха», формировать базы добросовестных поставщиков. Стратегическая задача заключается в формировании реального рынка инновационных разработок в инфраструктурной сфере.

Читать еще:  Ук что это такое в жкх

Нельзя не упомянуть еще об одной российской новации, направленной на улучшение инвестклимата в инфраструктурном секторе. Ей является создание Федеральной системы регистрации регуляторных контрактов. Замысел проекта заключается в защите интересов инвестора, когда оператор инфраструктурного объекта, инвесторы и органы власти размещают в единой информационной системе копии контрактов и инвестиционных программ с обосновывающими документами для гарантии соблюдения договоренностей в будущем. Механизм частично похож на регистратора в сфере обращения ценных бумаг. В настоящий момент прорабатываются юридические основания и организационные контуры данного проекта.

Еще одной любопытной российской разработкой является интернет-ресурс Мировая база цен и тарифов (www.worldtariff.pro), который открыт в декабре 2013 года. Это свод актуальных мировых цен на электроэнергию, отопление, водоснабжение (водоотведение), вывоз твердых бытовых отходов и услуги связи, содержащий помимо ценовых диапазонов на указанные услуги, совокупность технической, финансовой и социальной информации, разъясняющей величину и динамику тарифов. Сегодня сайт аккумулирует данные по электроэнергетике, но разработчики уже проработали концепцию по интеграции комплексной информации, касающейся тарифов на тепло- и водоснабжение. Разделы интернет-ресурса WTP-тепло и WTP-вода планируется запустить в первом полугодии 2014 года.

Итак, что же должно измениться во внешней среде для улучшения инвестиционного климата в инфраструктурном секторе и ЖКХ? Во-первых, необходимо завершить переход к долгосрочному регулированию, который реализуется в ряде нормативных актов федерального уровня. При этом нужно понимать, что в целом долгосрочное регулирование было возможно и ранее, но решение вопроса отдавалось на усмотрение регионов. Для завершения внедрения долгосрочного регулирования требуется не только возможность установить долгосрочные цифры, но и ввести долгосрочные методики и процедуры. Важно позволить участникам инвестиционного процесса реагировать не неизбежные изменения внешних условий согласно заранее оговоренным правилам, договариваться о действиях при том или ином варианте развития событий.

Во-вторых, важно осуществить переход на государственном уровне к оценке качества тарифного решения и качества работы регулятора на основании показателей инвестиционного климата. Зачастую сегодня для регулятора первостепенное значение имеет выполнение предельных индексов и задач по экономии, поставленных со стороны региональной власти. Способствовать позитивным изменениям в инвестиционной составляющей будет переключение внимания регулятора со «сдерживания тарифов» на достижение качественных изменений среды, роста объема инвестиций, улучшение показателей эффективности.

В-третьих, улучшение инвестиционного климата напрямую зависит от наличия надежных механизмов защиты интересов инвестора через развитие практики применения регуляторных контрактов. Речь идет о договоре между инвестором, оператором или собственником объекта инфраструктуры и регулятором о правилах взаимодействия в рамках реализации программы повышения эффективности или программы энергосбережения данного предприятия. Стороны берут на себя определенные обязательства, необходимые для успешной реализации инвестиционного проекта. Достигается соглашение о размерах и направлении инвестиций, плане осуществления инвестпроекта, величине тарифов, а так же о действиях и ответственности сторон в случае, если проект развивается по отличному от базового сценарию.

Наконец, рассмотрим финальную, но важнейшую по значению составляющую благоприятного инвестклимата. Данные о деятельности всех инфраструктурных организаций (имеющих признак монополии или нет) должны публиковаться и быть доступными любому желающему с помощью нескольких кликов «мышью». Задача государства — обеспечить полноту и достоверность раскрытия информации со стороны инфраструктуры. Ключевой эффект повышения эффективности работы инфраструктуры с применением открытых данных достигается при сравнении деятельности различных предприятий в похожих климатических и экономических условиях. Здесь на помощь приходят современные аналитические инструменты, позволяющие понять направления снижения издержек или повышения эффективности, а так же делают возможным регулирование методом аналогов.

Антон Воропаев, исполнительный директор Фонда развития инфраструктуры

Айрат Гиниятуллин, руководитель региональных проектов Института системного мониторинга

Статья опубликована в журнале «ЭнергоРынок» №2, 2014

Инвестируем в ЖКХ

Процесс развития городов и роста городского населения начался давно и продолжает идти. Однако на этом улучшение жилищных условий человека практически остановилось.

То есть, строятся дома, люди получают в них квартиры с современными планировками и отделкой, но на этом все. Далее за обустройством и облуживанием этих домов как будто никто не стоит. Поэтому необходимо инвестировать в сферу ЖКХ.

В условиях современной экономики и сложившегося рынка, сфера жилищно-коммунального хозяйства пребывает в упадке. Анализ ее состояния указывает на наличие множества проблем:

  • Износ оборудования;
  • Отсутствие внедрения новых разработок;
  • Высокая себестоимость производства услуг;
  • Неэффективные методы взаимодействия с жильцами домов.

То есть жизненно необходимая сфера, которая контролирует более 30 разных отраслей деятельности и является основной частью народного хозяйствования, переживает кризис. И уже очевидно, что не грамотно разработанный план ее инвестирования из бюджета, не средства жильцов не способны реанимировать проекты ЖКХ.

Инвестиционная политика ЖКХ

Если говорить о том, что собой представляют инвестиционные проекты ЖКХ, то необходимо определить их цель и направления.

Инвестиции в ЖКХ должны быть направлены на осуществление цели: поддержание финансовых фондов и обеспечение увеличения их капитализации для модернизации сферы деятельности. Она включает в себя снижения себестоимости оказываемых услуг и развитие ЖКХ, для работы на технологичном уровне.

Инвестирование может быть трех видов, в зависимости от целей:

  • для увеличения списка услуг
  • для накопления капитала
  • для роста фондов

Инвестирование с целью увеличить перечень оказываемых населению услуг может быть направлено как на создание собственного бизнеса, так и на внедрение идеи в ЖКХ и получения дивидендов за ее материальное обеспечение. При чем, это может быть оформлено и как долговое участие, и как долевое.

Инвестиции, цель которых состоит в накоплении капитала, обычно являются долгосрочными. Они предполагают высокую окупаемость, но часто бывают связаны с высоким уровнем риска по вложениям. Риск может быть связан как с долгим сроком оборота средств, так и с переменой тарифов и неустойчивым положением рынка.

Выгода инвестирования в ЖКХ

Привлекательность проектов инвестиций в ЖКХ может быть не так очевидна, как их актуальность для современного рынка и заинтересованность государства в частном инвестировании этой сферы. Тем не менее, бизнес план может оказаться не только увлекательным, но и прибыльным.

Немного статистикиНемного статистики
ПоказательДоля в ЖКХ
Доля основных фондов в ЖКХ26%
Доля предприятий на рынках, имеющих вхождение в ЖКХ64%

Основное направление, которое предоставляет эффективные инвестиции в ЖКХ можно определить, как частное управление коммунальным хозяйством. Но тут появляются некоторые сложности.

Прежде всего, чтобы получать прибыль необходимо, чтобы жильцы домов заключили с предпринимателем договор на обслуживание. Тут встает вопрос недоверия граждан к собственникам бизнеса и их нежелание участвовать в каких-либо переменах. Однако изменить этот стереотип можно честным трудом.

Важно также правильно выбрать сегмент рынка и попасть в него. Так, массово доступный сегмент домов – типовые застройки, времен 90-х. Они требуют меньших затрат на управление, но и имеют низкий уровень доходности. Средний класс отличается хорошей окупаемостью инвестиций, но его сложнее получить в управление. Как и элитный, он находится под управлением дочерних предприятий девелоперов, и попасть на этот рынок без связей трудно.

Поэтому бизнес-план проектов должен включать в себя комплексный подход к инвестициям:

  • Использовать разные методы оценки проектов;
  • Продвигать собственное имя на рынке;
  • Работать в сфере управления.

Так, сама деятельность предприятий станет работать на их привлекательность.

Привлекательность инвестиций в ЖКХ

Инвестиции в ЖКХ, как и в любую другую сферу, имеют свои принципы и методы.

Инвестиционные принципы строятся на том, что инвестор вкладывает собственные средства в развитие сферы, если находит ее привлекательной. А привлекательность инвестиций для предприятий заключается в окупаемости их вложений и возможности получать различные льготы. Жилищно-коммунальное хозяйство строит инвестиционный процесс на обоих предложениях. То есть, инвестор вкладывает деньги в развитие отрасли и строит собственный бизнес на менее регулируемых тарифах.

Пример: инвестор открывает собственное предприятие по управлению коммунальным хозяйством. Заключает договора на обслуживание с жильцами и предлагает им набор услуг по государственным тарифам. Оценки подобных проектов указывают, что прибыль в таком случае будет минимальной и хорошо, если она вообще возместит себестоимость услуг. А вот если тарифы не так жестко регулируются, то они могут быть достаточными, чтобы бизнес-план себя окупил.

Создание малого бизнеса в сфере ЖКХ

В целом создание малого бизнеса в сфере ЖКХ происходит посредством оформления предприятия, которое нанимает на работу персонал. Это предприятие заключает договор на обслуживание с собственниками жилья и предоставляет им различные услуги.

При этом важно провести анализ и оценку разных секторов и типов домов, чтобы ориентироваться на платежеспособность жильцов, состояние домов, наличие льготных программ.

Но это только одна составляющая ситуации, а на деле все выглядит немного иначе.

Виды проблемОписание
Уровень реального износа жилого фондаЧасто реальный уровень износа жилых домов такой, что поддерживать их в надлежащем состоянии почти не представляется возможным. Климат, халатное обращение с собственностью и небережливость людей приводят дома в такое состояние, что даже обслуживание требует таких финансовых затрат, что даже предварительные оценки не утешительны
Состав собственников жильяЧасто собственники жилья бывают не заинтересованы в поддержании дома, подъездов и двора в надлежащем состоянии. Особенно это касается неплательщиков
Капитальный ремонтОтчисления на капитальный ремонт взымаются у жильцов постоянно, но идут в общий бюджет. Поэтому этот вопрос часто бывает особенно болезненным для жильцов домов, где ремонт еще не проводился. Тем не менее, сделать его своими силами можно. Хороший пример в этом плане подают европейские частные коммунальные хозяйства. Главное – правильно составить бизнес план.

Инвестиционный проект

Чтобы эффективно работать в жилищно-коммунальном хозяйстве, необходимо составить бизнес-план и инвестиционный проект, которые будут отражать:

  • Ваши цели;
  • Характер деятельности;
  • Направления и методы развития;
  • Расчет себестоимости услуг;
  • Финансовые оценки и подсчеты.

Инвестиционный проект обязательно должен содержать практические расчеты и оценку того, какие средства необходимо вложить развитие проектов и какой оборот необходимо создать для их окупаемости и получения прибыли.

Пример: для создания и развития управляющей компании требуется 80 тысяч долларов. Эти деньги будут затрачены на следующие нужды:

  • Аренду помещения;
  • Покупку специальной техники и материалов;
  • Выплату зарплат.

При обслуживании около десятка ста квартирных домов окупить вложения можно через год. По примерным оценкам, прибыль от подобного проекта составит пять процентов от суммы, которую вы смогли изначально инвестировать.

Составляя инвестиционный проект, уделите этому особое внимание и подсчитайте оптимальный для вас план, как и куда, инвестировать деньги, исходя из целей вашего вложения. Если вас интересует получение большего объема прибыли – пересмотрите методы работы или расширьте деятельность на большее количество домов. Можно также получить от государства поддержку в виде льгот, которые уменьшат себестоимость услуг, а значит, увеличат прибыль.

Бизнес-план: ключевые пункты

Составляя бизнес-план необходимо наибольшее внимание уделить трем пунктам:

В сфере обслуживания кадры, как известно, решают все. Поэтому выбирать сотрудников необходимо особенно тщательно. Важно учитывать уровень их профессионализма, добропорядочность, климат в коллективе. В зависимости от оказываемых услуг и количества проектов, вам может понадобиться разный состав сотрудников, но в любом случае необходимы:

Общий зарплатный фонд, по предварительной оценке, может составлять от нескольких тысяч долларов, до нескольких десятков тысяч. Важно также продумать методы мотивирования сотрудников, их материального поощрения и при этом сохранения дружеского климата.

Закупка инвентаря и техники должны происходить соответственно оказываемым услугам. Для каждой сферы он будут свои. На технике и материалах нельзя экономить, но и покупать самое дорогое не нужно. Остановитесь на золотой середине.

Аренда помещения – важная составляющая в бизнес-плане. Именно помещение во многом определит вашу привлекательность для сотрудников. Оно должно располагаться в непосредственной близости от обслуживаемых домов и иметь большую площадь. Так пространство можно будет разграничить и организовать рабочую зону, зону отдыха и склад.

Экологические инвестиции

Экологические инвестиционные проекты необходимы для решения проблем климата и чистоты окружающей среды, вызванных жизнедеятельностью человека.

Экологические инвестиции подразделяются на 2 категории проектов:

  • Проекты, окупающие свою себестоимость;
  • Не возвращающиеся инвестиции.

Пример инвестиций, которые окупают собственную себестоимость: восстановление и модернизация очистительных сооружений, улучшение систем переработки отходов.

Не возвращающихся инвестиций: вложение средств в разработки новых технологий, которые призваны сохранить существующий климат и минимизировать вред, который люди наносят природе. Отметим, что сейчас они направлены, в основном, на водную область. Финансированием таких проектов занимается государственный аппарат, а также экологические фонды и организации по охране окружающей среды. Тем не менее, инвестиции частных лиц и кампаний — важная составляющая этого процесса.

Принципы, на которых сейчас строятся экологические инвестиции не привлекательные, а потому идет разработка новых систем финансирования подобных проектов. Сейчас же почти единственная выгода для инвесторов в спасении климата – работа на собственную репутацию. Но есть и более привлекательная перспектива: государственная программа поддержки частных инвесторов.

Положение в стране и перспективы развития инвестиций в ЖКХ

В последние дни зимы 2015 года в России состоялся экономический форум, в ходе которого Министерство строительства представило доклад. В нем особое внимание и место было уделено для разговора о большом прорыве, который произошел в сфере ЖКХ за 2014 год. «Было заключено более 100 инвестиционных договоров в сфере жилищно-коммунального хозяйства», отметил глава группы по организации работы ЖКХ.

В ходе заседания было принято решение, что невозможно допустить отток инвестиций в сложившейся кризисный период. То есть, необходимо принять меры по сохранению сложившейся положительной тенденции. Для этого будет разработан специальный комплекс мер. Он может включать компенсации по банковским кредитам на развитие отрасли и систему поддержки инвесторов в малых городах. Также будет рассматриваться более гибкая система тарифов, адаптированная для частного бизнеса.

Почему частные инвесторы не хотят вкладывать деньги в спасение ЖКХ

Правительство РФ видит спасение ЖКХ в привлечении частных инвесторов. До 2020 года в отрасль нужно вложить 2,5 трлн рублей. Но желающих это сделать не много. И пока изменения ситуации не предвидится.

К 2020 году большую часть сетей, котельных, водоканалов, ТЭЦ, которыми управляют унитарные предприятия, передадут в концессию частным инвесторам. Таков план Стратегии развития ЖКХ РФ по привлечению инвестиций в модернизацию жилкомхоза.

Минэнерго раскритиковало регионы за строительство котельных

Минэнерго раскритиковало регионы за строительство котельных

Для приведения в порядок ЖКХ Петербурга и Ленобласти ежегодно требуется не менее 40 млрд рублей (для всей России — по 500 млрд рублей в год). Едва ли не единственный инвестор, который регулярно дает деньги на ЖКХ, — «Газпром». Но из–за падения цен на углеводороды дела у него идут не блестяще. А привлечь других инвесторов в эту непрозрачную и неэффективную отрасль сложно.

Нужны концессионеры

Стратегия развития ЖКХ, утвержденная правительством РФ, признает: само государство неспособно привести в порядок запущенную коммунальную инфраструктуру. Она изношена в среднем по стране более чем на 80%. В Петербурге ситуация получше: средняя амортизация — 40%, хотя этот показатель неравномерен. Например, трубы ОАО «Теплосеть СПб» изношены на 43%, а у ГУП «ТЭК СПб» — на 18%. Во многих районах Ленобласти коммунальное хозяйство обветшало так, что восстановлению не подлежит, сети и генерацию нужно строить заново.

Большая часть коммунальной инфраструктуры — это МУП и ГУП. Так, в Петербурге почти 100% рынка водоснабжения занимает ГУП «Водоканал СПб», половину рынка теплоснабжения — ГУП «ТЭК». В Ленобласти большинство котельных и водоканалов — муниципальные.

Треть МУП и ГУП управляют коммунальным хозяйством неэффективно, подсчитали чиновники. По оценке Минэнерго, сейчас на многоквартирные дома тратится 52% от всей теплоэнергии и 30% от всей электроэнергии, потребляемых в стране. Если привести коммуналку в порядок, то удастся сократить энергозатраты не менее чем на 40%.

Выход чиновники видят в концессионных инвесторах, которым к 2020 году предполагается передать в управление 80% инфраструктуры МУП и ГУП. Государство собирается развивать и другие формы сотрудничества с инвесторами: энергосервисные контракты, банковское кредитование и прочие.

«Газпром» и другие

«Интер РАО» будет контролировать платежи ЖКХ в Ленобласти

Пока частных инвестпроектов в ЖКХ Петербурга и Ленобласти единицы. А главный инвестор — «Газпром» (и его структуры). Так, в середине 2000–х «Петербургтеплоэнерго» («дочка» «Газпром теплоэнерго») реконструировало котельные в четырех районах Петербурга, потратив на это свыше 23 млрд рублей. Компания получила объекты теплоснабжения в долгосрочную аренду, а затраты на их модернизацию город ей возместил из бюджета. С участием «Петербургтеплоэнерго» готовится несколько концессионных проектов по обновлению теплового хозяйства Ленобласти на 18 млрд рублей до 2019 года.

Летом власти Всеволожского района намерены передать в концессию объекты Ладожского водовода, стоимость его реконструкции — 3 млрд рублей.

Однако назвать «Газпром» частной компанией трудно. Действительно, частные инвестиции идут в коммуналку в основном в рамках экспериментов. Как рассказали в СПбГБУ «Центр энергосбережения» (ЦЭ), в 2015 г. школа № 427 Кронштадта заключила энергосервисный контракт с компанией «Теплоком». Инвестор заменил лампы освещения на энергоэффективные и установил блочный теплопункт, чтобы регулировать подачу тепла. По подсчетам «Теплокома», благодаря этому экономия тепла составит 25,4%, электричества — 55,5%. За счет экономии при сохранении тарифа на оплату энергии инвестор окупит вложения. Инвестиции в небольшие энергосервисные проекты (школы, больницы, жилые дома) составляют 1–3 млн рублей, срок окупаемости — 5–6 лет.

В 2016 г. ЦЭ выставит на инвестконкурс еще 11 объектов. По словам главы ЦЭ Евгения Барановского, предполагается объединять мелкие лоты по 10–30 объектов, чтобы заинтересовать инвесторов крупными объемами.

Мелочь не нужна

Инвестиции в ЖКХ идут, но их недостаточно, чтобы реанимировать отрасль, которая приходила в упадок долгие десятилетия, говорят эксперты практики «Инфраструктура» ГК «НЭО Центр». Вложения в жилкомхоз очень медленно окупаются (не менее 10 лет), из–за этого в отрасль готовы вливать деньги только крупные игроки, которым интересны масштабные проекты, к примеру водоканалы или теплосети в городах–миллионниках.

Небольшие водоканалы, котельные, теплосети, степень износа которых часто приближается к 100%, крупным инвесторам неинтересны, а мелкие в проекты в ЖКХ идут неохотно. Главные причины: рост тарифов ЖКХ ограничен законом, получить кредит на такие проекты почти невозможно. Вдобавок платежная дисциплина в ЖКХ крайне низкая: ежегодно в Петербурге просроченный долг по квартплате растет на 1,5–2 млрд рублей.

В 2015 г. первый эмитент из ЖКХ попытался привлечь инвестиции через Московскую биржу, рассказывает директор филиала ИК «Алор Брокер» в СПб Ольга Лебединец. ПАО «Городские инновационные технологии», головная компания многопрофильного холдинга, работающего в сфере ЖКХ и городского хозяйства, разместила на бирже обыкновенные акции более чем на 400 млн рублей. Инвесторов это предложение не заинтересовало. «Сфера ЖКХ в России — один из наименее привлекательных для частных инвесторов секторов бизнеса. И пока изменения ситуации не предвидится», — констатирует она.

Откуда инвестиции? На что рассчитывает частный бизнес, вкладываясь в ЖКХ

Много говорят о привлечении инвестиций в ЖКХ. Неужели сегодня эта отрасль может быть по-настоящему интересной для предпринимателей? Ведь вкладывать нужно много и возврат средств небыстрый, извещает АКХ им. К.Д. Памфилова .

Зачем государству частник?

По данным Минстроя России, потребность в инвестициях в ЖКХ составляет порядка 500 млрд руб. в год в течение ближайших 5 лет. Бюджет страны не может взять на себя такие расходы, поэтому в Минстрое и предложили интересное для инвесторов сотрудничество.

Несмотря на кажущуюся сложность отрасли, есть неоспоримые преимущества. Главные: она работает стабильно даже в кризис, услугами пользуются все жители страны — 145 млн человек, а годовой финансовый оборот в прошлом году достиг 4,3 трлн руб.

«Мы видим, что частный бизнес проявляет всё больше интереса к инвестициям в ЖКХ. Прежде всего бизнесменов привлекают стабильный спрос и высокий годовой оборот. Кроме того, для инвесторов в ЖКХ созданы комфортные условия — обновлено законо­дательство, оказывается господдержка — как финансовая, так и методическая», — поясняет Андрей Чибис, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Важнейшей задачей министерства он считает, с одной стороны, поддержку инвесторов, а с другой — контроль за соблюдением интересов потребителей. «Такой баланс позволяет соблюсти формат государственно-частного партнёрства — концессии», — говорит замминистра.

Что такое концессия? Это модель, при которой правообладатель (например, водоканал или теплосеть) передаёт концессионеру (бизнесмену) часть своих прав, в т. ч. на пользование объектами, в обмен на инвестиции в развитие. Уже объявлено более 300 концессионных конкурсов в ЖКХ — это 93% от всех объявленных в стране конкурсов. Настоящий концессионный бум. Вот несколько ярких примеров такого сотрудничества государства и бизнеса. В Волгограде заключили соглашение по объектам водоснабжения и водоотведения на 29 лет с объёмом инвестиций в 58 млрд руб. Во Владимирской области приняли аналогичную программу в отношении объектов теплоснабжения на 20 лет с объёмом инвестиций в 819,7 млн руб. Также на объекты теплоснабжения заключили концессионное соглашение в ХМАО на 30 лет с объёмом инвестиций в 1,3 млрд руб.

Минстрой старается найти такие условия, чтобы инвестиции в ЖКХ были интересными и прозрачными для бизнеса. В каждом регионе ведут работу с потенциальными инвесторами, ежеквартально проводится рейтинг, определяющий наиболее привлекательные для вложений регионы, скоро заработает биржа проектов в области ЖКХУсловия концессии разработаны так, чтобы выгода от парт­нёрства была и государству, и бизнесу. К примеру, определены долгосрочные тарифы, а их формула утверждается на весь срок действия договора. Зафиксирована и предпринимательская прибыль — 5%. Фонд ЖКХ выделяет до 5 млн руб. на подготовку проектов модернизации и реконструкции предприятий, систем или сетей. Концессионер может рассчитывать на господдержку проектов в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения и ТКО — субсидирование процентной ставки по кредитам, которые ему понадобятся, до 65%. В небольших городах с населением 250 тыс. человек и меньше есть и дополнительные меры поддер­жки. При подготовке проекта модернизации коммунальной инфра­структуры государство через Фонд ЖКХ субсидирует до 5% от его стоимости. А финансовое участие в реализации может составить до 60%. Инвестору достаточно профинансировать не менее 20% стоимости проекта. В этом случае ещё 20% должны предоставить региональный или муниципальный бюджеты.

Проанализировав работу концессий в 35 регионах, эксперты отрасли зафиксировали существенное снижение аварий и потерь, а также улучшение качества жизни 3,4 млн человек..

Читайте также последние новости ЖКХ России

Операторам по вывозу мусора дано указание усилить контроль за уборкой отходов. Об этом сообщил журналистам заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Новое положение об охранных зонах теплосетей разработал Минстрой. Охранные зоны будут распространяться на три метра от теплосетей в каждую сторону. Их границы должны быть обозначены опознавательными знаками — синими щитами с надписями.

Системные неплатежи за газ многотысячными абонентами и теплоснабжающими организациями являются сегодня серьезной проблемой для многих регионов. О возможных путях решения сложившейся ситуации в субъектах рассказывает генеральный директор компаний «Газпром межрегионгаз Краснодар» и «Газпром.

Ввести единые тарифы на подключение новостроек к инженерным сетям предлагает Минстрой. Ведомством разработаны поправки в законы о водоснабжении и водоотведении и о теплоснабжении.

Жители квартала новостроек на улице Шишкова в Воронеже задыхаются от нечистот, вылившихся на улицу. О проблеме знают и власти и в «РВК-Воронеж», однако пока решить её не могут. 20 марта на специализированной интернет-платформе размещена петиция к губернатору Александру Гусеву с просьбой провести.

Правительство Сахалинской области и Объединенная теплоэнергетическая компания (ОТЭК), дивизион госкорпорации «Росатом», подписали соглашение о взаимодействии при разработке проектов в сфере модернизации коммунальных систем и развития цифровых сервисов и услуг в Сахалинской области. Подписи.

Эксперты активно обсуждают идею изменения системы тарифообразования в электроэнергетике. Ее сторонники считают, что новшества не приведут к росту цен для реального сектора экономики и не коснутся населения. Главная цель — равномерно распределить плату и стимулировать производителей к энергоэффективности.

Эксперты активно обсуждают идею изменения системы тарифообразования в электроэнергетике. Ее сторонники считают, что новшества не приведут к росту цен для реального сектора экономики и не коснутся населения. Главная цель — равномерно распределить плату и стимулировать производителей к энергоэффективности.

В Сибирском федеральном округе вызывает нарекания работа региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Чаще всего жалуются в Хакасии, Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях. В Туве, Хакасии, Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях предприятия отрасли закончили.

Около тридцати миллиардов рублей, собранных с жителей Сибири в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов, на сегодняшний день остаются невостребованными. Несмотря на то что в регионах есть проблемы с собираемостью средств, работы уже обеспечены деньгами как минимум на год. Тем не менее.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Каждый из нас платит квартплату, которая растет год от года. Государство выделяет дотации коммунальщикам на ремонт домов. Но трубы все равно текут, а в ЖЭКах только руками разводят: денег на все не хватает. Такая устаревшая система ЖКХ – бездонная бочка, в которой таинственным образом исчезают огромные суммы. А ведь за границей коммуналка – это прибыльный бизнес, которым занимаются частные фирмы. Довольны и жильцы – они платят вполне разумную квартплату, и коммерсанты-коммунальщики, которым денег хватает и на поддержание домов в нормальном состоянии, и еще прибыль остается.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Текст Постановления подготовлен с использованием профессиональной юридической системы «Кодекс», сверен.

В издании собраны основные правовые акты, регулирующие вопросы расчетов и оплаты коммунальных услуг, содержании общего имущества в многоквартирном доме, порядок газо-, водо-, электроснабжения, вывоза бытовых отходов и другое. Сосавитель: Анастасия Васильевна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector