Antaurus.ru

Все про Недвижимость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование воды в жкх

Коммунальное хозяйство

Водоснабжение. Вода в коммунальном хозяйстве, главным образом, используется для питьевых и хозяйственных нужд населения и объектов административно-бытового назначения (бани, прачечные, школы, кинотеатры, больницы) и должна соответствовать ГОСТу «Вода питьевая» и требованиям СанПиН.

Современные системы водоснабжения городов и населенных пунктов представляют собой сложные технические системы, обеспечивающие прием природной воды, ее очистку с последующей подачей потребителям. Наиболее распространенны многофункциональные системы водоснабжения, предназначенные для хозяйственно-питьевого, производственного и противопожарного водоснабжения городов и населенных пунктов.

Годовое использование воды в коммунальном хозяйстве в процентах от общего водопотребления составляет, (%): хозяйственно-питьевые нужды населения – 56, нужды административно-бытовых объектов – 17, нужды рабочих на промышленных предприятиях – 18, противопожарные нужды – 3, городские нужды (поливка улиц и зеленых насаждений) – 1, прочие нужды – 5.

Важным показателям потребления воды в коммунальном хозяйстве является норма водопотребления, т.е. расход воды на хозяйственно-питьевые нужды 1-го жителя в сутки.

Нормы хозяйственно-питьевого водопотребления зависят от степени благоустройства зданий, численности населения и климатических условий районов жилой застройки [ 1 ], представлены в табл. 4.

Нормы хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя

Степень благоустройства районов жилой застройкиНормы хозяйственно-питьевого водопотребления в населенных пунктах на одного жителя, q , л/сут
Застройка зданиями с централизованным горячим водоснабжением350 – 230
Застройка зданиями с ваннами и местными водонагревателями230 – 160
Застройка зданиями с внутренним водопроводом и канализацией без ванн160 – 125

Для населенных пунктов, где водоснабжение осуществляется из водоразборных колонок, расход воды принимается 30…50 л/сут на 1-го жителя.

Потребители в населенном пункте расходуют воду неравномерно в течение года и суток.

Расчетный суточный расход воды (средний за год) на хозяйственно-питьевые нужды населения определяется, м 3 /сут:

Qсут.ср = , ( 17 )

где q — норма водопотребления, л/сут на 1-го жителя, (табл. 3); N — расчетное число жителей.

Максимальный и минимальный суточные расходы воды населением определяются, м 3 /сут:

где Ксут.max, Ксут.min — коэффициенты суточной неравномерности водопотребления, учитывают неравномерность использования воды в отдельные сутки втечение года.

Расчетный часовой расход воды (средний за сутки) потребителями определяется по формуле, м 3 /час:

Qчас.ср = , ( 20 )

где Т – время водопотребления, Т = 8, 16, 24 час.

Максимальный и минимальный часовые расходы воды населением определяются, м 3 /час:

, ( 21 )

, ( 22 )

где Kчас.max, Kчас.min — коэффициенты часовой неравномерности водопотребления, учитывают неравномерность использования воды в отдельные часы в течение суток.

Потребность человека в воде определяется путем статистической обработки данных, полученных на основе медико-гигиенических исследований. Результаты этих исследований представлены в табл. 5.

Установлено, что максимальная гигиеническая потребность человека в воде, согласно медико-гигиеническим исследованиям приходится на смыв бачка.

Хозяйственно-питьевые и гигиенические потребности человека в воде

Наименование потребностей в водеХозяйственные потребности, л/сут челГигиенические потребности, л/сут чел
Питьевые нужды1,52,0
Приготовление пищи3,44,6
Мытье посуды8,710,7
Умывание, чистка зубов7,011,0
Душ, ванна20,726,6
Стирка8,619,2
Смыв бачка22,731,4
Уборка5,05,5
Всего:75,6111,3

Для объектов административно-бытового назначения суточный расход воды определяется, м 3 /сут:

, ( 23 )

где n — число мест на 1000 жителей; t — продолжительность работы объекта в сутки, t = 8, 16, 24 ч; q — норма расхода воды на 1 посетителя для различных объектов административно-бытового назначения.

Расход воды на пожаротушениев населенном пунктене включается в суточное водопотребление, так как является эпизодическим. Однако система водоснабжения населенного пункта должна обеспечить возможность подачи воды на пожаротушение в любое время.

В зависимости от размеров населенного пункта, расчетного числа жителей, степени огнестойкости зданий и сооружений устанавливается расчетный расход воды для тушения 1-го пожара, а также расчетное число возможных пожаров на территории города. Нормы расхода воды на тушение пожаров в населенных пунктах регламентируются в [ 1 ] и составляют: для зданий до двух этажей включительно — 10…25 л/сут на 1 пожар; для зданий три этажа и более 10…100 л/сут на 1 пожар. Расчетное число одновременных пожаров принимается в зависимости от количества жителей в населенном пункте и составляет от 1 до 3.

В течение 10 минут тушение пожара производится из водопроводной сети, а затем с помощью пожарных машин.

Расход воды на поливку улиц и зеленых насаждений в населенном пункте принимается в зависимости от типа покрытия территории, способа ее поливки, вида растений и насаждений, местных климатических условий. Для поливки улиц и зеленых насаждений в коммунальном хозяйстве в целях экономии используется вода не питьевого качества, но не содержащая бактериальных загрязнений.

Механизированная поливка усовершенствованных покрытий проездов и площадей составляет 0,3…0,4 л/м 2 ; поливка городских зеленых насаждений — 3…4 л/м 2 . Число поливок в сутки принимается в зависимости от местных климатических условий.

Сокращение расходов воды в коммунальном водоснабжении возможно за счет оснащения водопроводных систем современной и качественной арматурой и оборудованием, установкой водомерных приборов, проведения профилактического осмотра труб и арматуры, своевременного ремонта повреждений элементов водопроводных систем.

Водоотведение. В процессе жизнедеятельности человека вода загрязняется веществами минерального, органического и бактериологического происхождения. Такие загрязненные воды называются сточными. Сточные воды подразделяются на виды: бытовые – поступающие от населения и административно-бытовых объектов; дождевые – образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега; производственные – образующиеся от технологических процессов на промышленных предприятиях.

Сточные воды служат благоприятной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе патогенных, являющихся возбудителями инфекционных заболеваний. Загрязняя окружающую среду, сточные воды создают условия для возникновения эпидемий. Наиболее опасными в санитарном отношении являются бытовые сточные воды, содержащие в своем составе выделения людей и животных.

Комплекс инженерных сооружений, предназначенный для сбора, отвода, очистки и выпуска сточных вод в водоем называется водоотводящей системой.

Сточные воды отводятся от населенного пункта по трубопроводу самотеком – такая система отведения стоков называется сплавная. Отличие загрязнения по составу и свойствам бытовых, производственных и дождевых сточных вод обусловливает разные методы их очистки, а также необходимость раздельного их отведения. Возможны различные варианты решения системы отведения стоков: полная раздельная система; неполная раздельная система; общесплавная система; полураздельная система (рис. 4). Каждая из систем водоотведения имеет свои достоинства и недостатки.

Выбор оптимальной системы водоотведения стоков представляет сложную экономическую и экологическую задачу, решение которой позволяет обеспечить наиболее безопасное санитарное состояние, как самого населенного пункта, так и водоема, предназначенного для спуска сточных вод.

С санитарно-гигиенической точки зрения наилучшей является полураздельнаясистема водоотведения. Полная раздельная и общесплавная системы водоотведения в санитарно-гигиеническом отношении примерно одинаковы. Неполную раздельную систему следует рассматривать как первую очередь полной раздельной системы.

Рис. 4. Системы отведения стоков:

а — полная раздельная система; б – неполная раздельная система; в — общесплавная система; г — полураздельная система водоотведения.

1 — очистный сооружения; 2 — трубопровод отвода бытовых и производственных сточных вод; 3 – трубопровод отвода дождевых вод; 4 – открытые лотки и канавы; 5 – трубопровод отвода бытовых, производственных и дождевых вод; 6 — ливнеспуски; 7 – трубопровод отвода стоков в водоем; 8 — трубопровод отвода дождевых вод; 9 — главный коллектор; 10 — соединительные камеры.

С экономической точки зрения самой дорогой является полураздельная система водоотведения, а самой дешевой неполная раздельная система.

Система водоотведения характеризуется сбросом загрязняющих веществ в водоем. Приведенная масса годового сброса загрязнений определяется, усл.т/год:

, ( 24 )

где n — число видов загрязняющих веществ; Аi – показатель относительной опасности сброса i-го загрязняющего вещества в водоем; mi – общая масса годового сброса i–го загрязняющего вещества, т/год.

Для каждого загрязняющего вещества величина А определяется, усл.т/т:

, ( 25 )

где Сi — исходная концентрация i–го загрязняющего вещества, г/м 3 ; СПДКi — предельно допустимая концентрация i–го загрязняющего вещества, г/м 3 .

Ущерб природной среде от сброса сточных вод в водоем определяется, руб/год:

где γ – константа, определяющая ущерб от загрязнения, руб/усл.т; σ –

константа, характеризующая состояние водоема; М – приведенная масса

годового сброса загрязняющих веществ, усл.т/год.

К основным мероприятиям, которые способствуют улучшению санитарного состояния водоемов, относятся: строительство канализационных очистных сооружений, глубокая очистка сточных вод, использование очищенных сточных вод для орошения сельскохозяйственных угодий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7395 — или читать все.

Водоотведение в квитанции

Водоотведение в квитанции

Квитанции за коммунальные услуги часто вызывают вопросы . Одни из них — что такое водоотведение, сколько за него на самом деле нужно платить и что будет, если не вносить оплату. Разберемся, что это, зачем оно нужно и почему нужно оплачивать эту графу расходов.

Водоотведение в квитанции — что это

Водооотведение в квитанции за ЖКХ — оплата за отведение использованной воды из квартир. Вы платите за то, что использованную воду утилизируют: собирают, доставляют к очистным сооружениям, очищают. Многие считают, что водоотведение должно входить в водоснабжение . Это не так — в водоснабжение входят:

💧 транспортировка воды по трубопроводам к многоквартирному дому, техническое обслуживание инженерных сетей;

💧 дезинфицирование и подача холодной воды;

💧 нагрев и подача горячей воды.

Также многие считают, что канализация и водоотведение — идентичные понятия, и графа за оплату водоотведения незаконна, потому что за канализацию не платят. Это не совсем так — у двух систем есть существенные отличия.

Читать еще:  Проблемные вопросы в сфере жкх

✔ Выводит сточные воды, нечистоты из дома.

✔ Выводит сточные воды за пределы населенного пункта, к очистным сооружениям.

✔ Проводит очистку сточных вод.

✔ Собирает и выводит сточные воды и нечистоты.

✔ Очищает и обеззараживает сточные воды, нечистоты.

То есть водоотведение — это оплата за то, что использованную вами воду не просто выведут за пределы дома, а переработают — очистят, и она снова будет готова для использования в технических нуждах или утилизируется.

Запомнить: водоснабжение и водоотведение в квитанции за квартиру — разные вещи. Оплачивая водоотведение, вы платите за целый комплекс услуг по сбору, транспортировке, очистке сточных вод.

Что входит в водоотведение

Отвод использованной воды. Вода из раковины, ванной, стиральной машины и других потребляющих узлов попадает в общий трубопровод. По нему она выводится из дома и попадает в общую канализацию. Она устроена таким образом, что все сточные воды движутся в одном направлении — например, в направлении расположения очистных сооружений.

Транспортировка воды до очистных сооружений. По системе канализации сточные воды попадают в очистные сооружения. Если вы проживаете в городе, в канализационной системе которого невозможна самотечная транспортировка, работает водонапорная башня или несколько башен. Они перегоняют использованную воду к месту очистки.

Очистка и утилизация. На очистных сооружениях из воды удаляют крупные и средние твердые частицы грязи, инородные предметы, плотные сгустки. Улавливаемые решетками отходы свозят на специально оборудованные мусорные полигоны. Вода проходит дальнейшую очистку — ее прогоняют через фильтры и дезинфицируют, после чего утилизируют. Редко перерабатывают и используют для технических нужд.

Управляющая компания, получая оплату за водоотведение, платит за:

✔ поддержание системы канализации в надлежащем состоянии;

✔ техническое обслуживание и ремонт водонапорных башен, задействованных для транспортировки;

✔ работу очистных сооружений;

✔ утилизацию очищенной использованной воды.

Как рассчитывается водоотведение

Согласно действующим постановлениям, размер оплаты за водоотведение рассчитывается умножением величины потребленного коммунального ресурса на тариф . Тарифы разные для всех регионов — их ежегодно публикуют в средствах массовой информации, а актуальные значения всегда можно найти на официальных сайтах управляющих компаний.

Управляющие компании используют три способа расчета суммы оплаты:

👨 По индивидуальным счетчикам. Индивидуальные приборы учета, установленные в квартирах, покажут точное количество потраченных кубических метров горячей и холодной воды. Для расчета оплаты за водоотведение используются оба показателя — потребление горячей и холодной воды. Их складывают, а затем перемножают на тариф.

Например: в квартире стоят два счетчика, на холодную и горячую воду. В этом месяце вы потратили 12 м³ холодной и 10 м³ горячей воды. Допустим, тариф в вашем регионе — 30 рублей за кубометр. Управляющая компания сложит количество потребленной горячей и холодной воды и умножит их на тариф: 22 м² на 30 рублей. Сумма к оплате получится 660 рублей.

👫 По общедомовому счетчику. Этот способ используют, если в квартире нет индивидуальных приборов учета. В этом случае управляющая компания снимает показания с коллективного прибора учета ( КПУ ), отнимает показатели всех индивидуальных приборов учета, и делит количество потребленной воды в этом месяце на число людей, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Затем усредненное значение водоотведения на человека умножают на количество проживающих в квартире людей — получается сумма к оплате. Сегодня используют автоматические схемы подсчета, поэтому от такого расчета постепенно отказываются.

Например: В многоквартирном доме 36 квартир, в 30 из которых установлены приборы учета. В 6 квартирах их нет, и в этих 6 квартирах проживает 15 человек. Показатели общедомового счетчика — 400 кубометров, из них 360 м³ потреблены в квартирах, в которых установлены счетчики. Остаток — 40 м². Управляющая компания разделит 40 м² на 15 человек, проживающих в квартирах, и получит норму потребления 2,6 м³. Если в квартире проживает 3 человека, оплата за водоотведение будет считаться, исходя из потребления 8 кубометров.

📋 По нормативам. Этот способ расчета используют чаще расчета по общедомовым счетчикам, потому что он намного проще. Управляющая компания использует при расчете нормативы, утвержденные государством. Они также зависят от региона и могут меняться каждый год. Актуальные значения всегда указаны на официальных сайтах администраций, управляющих компаний, поставщиков коммунальных услуг. В этом случае цифру норматива — усредненное потребление людьми коммунальных ресурсов — умножают на количество человек, проживающих в квартире.

Например: с 2017 года норма водоотведения в Москве — 11,68 кубических метров на одного человека в месяц. Если в квартире прописано 4 человека, оплата будет считаться по потреблению в 4 раза больше — то есть исходя из 46,72 м³. При условном тарифе в 30 рублей сумма к оплате составит 1401,6 рублей.

Если у вас есть индивидуальные приборы потребления, вы можете легко посчитать сумму оплаты за водоотведение самостоятельно. Сложите количество кубометров горячей и холодной воды и умножьте на тариф. Если сумма в квитанции больше, это повод обратиться в управляющую компанию за перерасчетом.

Что делать, если сумма в квитанции больше, чем нужно платить

К сожалению, некоторые управляющие компании, ТСЖ и ЖКУ наживаются на жильцах многоквартирных домов и намеренно завышают суммы в квитанциях. Те, кто не знает, как считать водоотведение по счетчикам, или не знакомы с нормативами, продолжают переплачивать и даже не знают об этом. С недобросовестными управляющими компаниями можно и нужно бороться.

Рассчитайте сумму оплаты самостоятельно: по индивидуальным приборам учета или нормативу. Затем сравните полученную цифру с суммой в квитанции — если оплата в квитанции завышена, отправьте в управляющую компанию заявление на перерасчет. Напишите его в двух экземплярах — на одном из них представитель организации должен поставить дату и отметку о принятии заявления к рассмотрению и отдать заявление вам. Срок рассмотрения в среднем составляет месяц. Если после месяца вы не получили никакого письменного ответа, пишите исковое заявление в суд. Проверьте предыдущие квитанции — если выяснится, что вы переплачивали несколько месяцев или лет подряд, управляющая компания будет обязана провести перерасчет за все это время.

Лайфхак: коллективные иски обычно удовлетворяют чаще и быстрее. Если обнаружили переплату, поговорите с соседями — если суммы в их квитанциях завышены, подайте коллективное исковое заявление. Управляющую компанию обяжут сделать перерасчет, а также оштрафуют.

Можно ли не платить за водоотведение в коммунальных платежах ЖКХ

Некоторые считают водоотведение необязательными платежами и не платят за них. В результате накапливается долг. Платить нужно, иначе управляющая компания применит к вам определенные санкции. Принудительно отключить от системы канализации вас не смогут, но значительно осложнят жизнь. Государство имеет право:

❌ Начислить пени за неуплату. Пени обычно начисляют до 10 числа месяца, следующего за расчетным — то есть если вы не оплатили услугу в январе, в феврале сумма долга начнет расти. Чем дольше вы не будете платить — тем больше вырастет долг.

❌ Обратиться в суд и потребовать принудительного взыскания долга. Суд с высокой долей вероятности одобрит исковое заявление и передаст дело судебным приставам. Они придут домой и опишут имущество на сумму, равную долгу, либо обратятся на вашу работу и будут автоматически списывать долги с заработной платы.

❌ Не выпускать вас за границу. Должников по коммунальным платежам, алиментам и штрафам ГИБДД с некоторых пор перестали выпускать за границу. Поэтому, если планируете отпуск, лучше перепроверьте, нет ли у вас долгов.

Как снизить сумму платежей за КПУ

Оплата за водоотведение в многоквартирном доме может быть очень высокой, особенно если в квартире прописано 3–4 человека, а проживает только один , при этом не установлены индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов. При отсутствии счетчиков оплата также повышается, если вы часто уезжаете в командировку. А еще вам придется платить за водоотведение, даже если в квартире никто не живет. Поэтому лучше установить счетчик и оплачивать коммунальные услуги по фактическому потреблению.

Чтобы установить индивидуальные приборы учета, следуйте простому алгоритму.

Шаг №1: обратитесь в управляющую компанию

Придите в ТСЖ, ЖКУ или управляющую компанию и уведомите о решении установить индивидуальный прибор учета горячей и холодной воды. Возьмите с собой паспорт гражданина РФ и документ, удостоверяющий право собственности на недвижимость — например, свидетельство о собственности или договор купли-продажи, если вы еще не завершили процедуру покупки в Росреестре. Вам выдадут бланк заявления — заполните его, внимательно перепроверьте все указанные данные, поставьте подпись и расшифровку.

Шаг №2: купите счетчики

Приобретите индивидуальные приборы учета — обычно они продаются в комплекте со всеми расходными материалами, необходимыми для установки. Купите два счетчика — для горячей или холодной воды — или установите счетчики на каждую точку потребления, чтобы показания были более точными. При покупке лучше обращать внимание на новые приборы учета — чем меньше они лежат на полке магазина, тем лучше.

Шаг №3: установите счетчики

Можете установить индивидуальные приборы учета самостоятельно или обратиться в аккредитованную компанию — они установят счетчики, опломбируют их и проведут поверку. После завершения процедуры выдадут документы, которые нужно будет предоставить в управляющую компанию. Если решите установить счетчик сами, все равно придется обращаться в управляющую компанию, Водоканал или сторонние компании для пломбирования.

Читать еще:  Система гис жкх что это

Шаг №4: запросите перерасчет

Уведомите управляющую компанию о том, что установили индивидуальные приборы потребления, и запросите перерасчет оплаты за водоснабжение и водоотведение. Сумма разницы будет незначительной, но установка счетчиков позволит вам экономить на оплате коммунальных услуг в дальнейшем.

Каждый месяц передавайте показания счетчиков поставщику или в управляющую компанию. Можете сами считать, сколько стоит водоотведение , и сравнивать полученную сумму с размером оплаты, указанным в квитанции.

3 подводных камня, о которых нужно знать

Разница между потребленной и отведенной водой

Между количеством потребленной воды и количеством воды, которая отправляется на утилизацию, есть разница — мы используем воду для приготовления пищи, поливки комнатных цветов и других нужд. При этом оплата за водоотведение считается именно по количеству потребленной воды. Это связано с тем, что отдельных счетчиков на водоотведение не существует, а нормативные акты никак не регулируют разницу.

Уменьшить сумму оплаты соразмерно количеству потребленной, но не утилизированной воды, невозможно. Каждый, кто платит за водоотведение, немного переплачивает.

Оплата водоотведения на общедомовые нужды

В квитанциях на оплату коммунальных услуг обязательно учитываются общедомовые нужды. В части с водоотведением это — утилизация воды, которая использовалась для уборки мест общего пользования, и вода , которая применялась в местах общего пользования. К местам общего пользования относятся лестничные клетки, колясочные, помещения для консьержа или охранника, тамбуры и другие помещения. Сумма оплаты водоотведения на общедомовые нужды зависит от общей площади мест общественного пользования — чем она больше, тем больше придется заплатить.

Если в доме нет общедомовых счетчиков, объем потребления считают по формуле V × S , где V — объем водоотведения на общедомовые нужды, распределяемый по всем лицевым счетам в доме, а S — площадь всех мест общего пользования в доме. Если в доме установлены общедомовые приборы учета, размер оплаты считают по более сложной формуле с четырьмя переменными.

Оплата за водоотведение для общедомовых нужд обязательно есть в квитанции — ее добавляют к сумме оплаты личного водоотведения или выводят отдельной строкой, в которой указывают назначение платежа.

Каким образом УК или ТСЖ должны контролировать качество воды?

13 Сентябрь 2019

В последнее время все чаще Роспотребнадзор стал выдавать предписания и привлекать управляющие организации и ТСЖ к административной ответственности за нарушения п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 и п. 3.5 СП 3.1/3.2.3146-13, согласно которым:

— индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды.

— производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Некоторым (но далеко не всем) удается отбиться от этих претензий контролирующего органа, и убедить суд, что программу производственного контроля должна разрабатывать ресурсоснабжающая организация, а не то лицо, которое управляет домом.

Упомянутый СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения.

Согласно ст.2 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29)

абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1)

гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор водоснабжения с обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения (п. 6).

Ключевой момент, к которому суды подходят по-разному, — это является ли управляющая организация, ТСЖ просто абонентом или относится к организациям, эксплуатирующим систему центрального водоснабжения.

В обоснование первой позиции в защиту УК и ТСЖ суды пишут следующее.

Системы централизованного водоснабжения эксплуатирует водоснабжающая организация, а УК или ТСЖ обсуживают внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом согласно п. 8 Правил содержания общего имущества №491:

внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом.

Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения №644 граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

То, что ТСЖ или УК не являются лицами, эксплуатирующими централизованную систему водоснабжения, и требования указанного СанПиН к ним не применимы, отражено в судебных решениях о признании предписаний Роспотребнадзора недействительными:

1. Дело №А60-65994/2018, Арбитражный суд Свердловской области:

«Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение… обязанность по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, возложена законом на водоснабжающие организации. Следовательно, суд соглашается с обществом относительно отсутствия у него обязанности по проведению производственного контроля качества воды…»

2. Дело № А75-1926/2016, Восьмой арбитражный апелляционный суд:

«…управляющие компании не являются «лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения»… управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения … порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей компании, которая лишь обслуживает внутридомовые системы подачи воды…

…не распространяются на управляющие компании и требования ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Согласно этой норме производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля «питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения» «организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение».

…управляющая компания не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованной системы водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам».

3. Дело № А56-149443/2018, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

«…исходя из положений Закона № 416-ФЗ, Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды №10, СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».

Управляющая организация в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы. Таким образом, управляющая организация не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Противоположная практика основывается на том, что ТСЖ и УК как исполнители коммунальной услуги обязаны обеспечивать качество водоснабжения, которое подают жителям, для чего им необходимо выполнять требования СанПиН о разработке программы производственного контроля и ее выполнении.

Довод о том, что такую программу должна разрабатывать водоснабжающая организация, так как именно она эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, суды не воспринимают, считая для возложения обязанности достаточным того, что изначально вода поступают именно из централизованных систем водоснабжения.

1. Дело № 72-334/2014 г., Свердловский областной суд.

«на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей — граждан, пользующихся коммунальными услугами».

2. Дело № А13-3306/2018, Арбитражный суд Северо-Западного округа

В ходе проверки было установлено, что компания не обеспечила выполнение производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды в обслуживаемых жилых домах: при закрытых системах теплоснабжения в местах поступления исходной холодной воды (водопроводной) и после водонагревателей; не разработала и не согласовала установленным порядком программу производственного контроля качества горячей воды, включающую перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды и частоты отбора проб.

Суды также увидели в действиях управляющей компании нарушение требований Закона № 52-ФЗ, Закона № 416-ФЗ и СанПиН 2.1.4.2496-09, и сделали вывод о том, что Предприятие, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, и осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями.

Читать еще:  Как оплатить услуги жкх через госуслуги

3. Дело № А40-249574/2016-84-2173, Арбитражный суд г. Москвы.

По аналогичным основаниям суд признал законным предписание территориального органа Роспотребнадзора, адресованное в управляющую организацию.

4. Дело № А40-250367/17, Девятый арбитражный апелляционный суд.

Здесь предписание оспаривало ТСЖ, но также безуспешно.

Последняя позиция о законности предписаний более распространенная, хотя, на наш взгляд, она является спорной. Суды игнорируют разграничение понятий гарантирующего поставщика и абонента, централизованной системы водоснабжения и внутридомовых инженерных систем. Они останавливаются на том, что УК и ТСЖ, по общему правилу, являются исполнителями коммунальных услуг, а поэтому обязаны обеспечивать качество водоснабжения именно путем разработки и реализации программ производственного контроля, проведения лабораторных исследований, что стоит недешево, особенно для небольших товариществ.

Учет воды и снижение потребления. Точка зрения предприятий водоснабжения и водоотведения

С реализацией 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности…» в водопроводно-канализационном комплексе Российской Федерации возникли сложности. «На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. Экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращение водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения.» Из статьи исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, к.ю.н. Довлатовой Елены Владимировны.

Значение и ценность воды сложно переоценить. Она обеспечивает жизнедеятельность всего человечества, является неотъемлемым атрибутом здоровья нации, а также способствует стабильности социально-экономического развития государства. Ещё задолго до появления электричества и теплоснабжения, вода была первым коммунальным ресурсом, централизовано распространяемым через самотёчные распределительные системы. Сегодня масштаб водопроводно-канализационного комплекса нашей страны является одним из самых больших в мире: более 5 тысяч организаций, 500 тысяч работников, более 667 тысяч км. сетей, более 45 тысяч насосных станций, более 7,5 тысяч единиц очистных сооружений, более 9 миллиардов кубов воды в год проходит через водопроводную сеть, более 48 миллиардов кубов сточных вод попадает в канализационную сеть.

Сфера водоснабжения и водоотведения считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года №889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности в водопроводно-канализационном хозяйстве стали в высшей степени актуальными ещё задолго до принятия рассматриваемого закона. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35%, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100%. Данная ситуация возникла после установления с 1 января 2011 года свободных (складывающихся под воздействием спроса и предложения и не подлежащих государственному регулированию) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). При этом, с того же года ужесточилось тарифное регулирование отрасли, определяющее всё меньший и меньший возможный рост тарифа, не покрывающий необходимых потребностей предприятий, что приводило и приводит к постоянному росту задолженности водоканалов перед поставщиками электроэнергии. Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.

Другой проблемной точкой для предприятий водопроводно-канализационного комплекса стали положения 13 статьи Закона, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Нормы 261-ФЗ дали пространный алгоритм оснащения многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета. Отсутствие практических стимулов у потребителей использовать показания счетчиков для оплаты услуг привело в отдельных местах к саботажу исполнения закона управляющими компаниями и жильцами. Ситуацию усугубила непоследовательность приводимой политики в области нормирования потребляемых ресурсов, что привело к демонтажу уже установленных приборов учета. На этом фоне обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, сталкивается с нежеланием жильцов, что тормозит реализацию Закона.

Очевидно, что наделение водоканалов полицейскими функциями – по меньшей мере, странно.

Разрешение создавшейся ситуации возможно как экономическим стимулированием (повышение платы за услуги, потребленные по нормативу) и административными методами (штрафные санкции за неисполнение законодательства).

Оба подхода имеют свои недостатки и их применение должно предваряться общественными обсуждениями.

Тем не менее, по состоянию на 2013 год приборами индивидуального учёта холодного водоснабжение обеспечено более 15% многоквартирных домов. Ситуация с общедомовыми приборами учёта немного лучше — почти 30%. Эти небольшие цифры в масштабе страны всё же существенно сократили потребление водного ресурса, что самым негативным образом сказалось на производственных процессах предприятий отрасли. Всё дело в том, что активное строительство и развитие коммунальной инфраструктуры, проходившее в 70-80 годах, было ориентировано на большие мощности в связи с ростом и расширением городов. Но по факту планируемое укрупнение населённых пунктов не произошло. Напротив, наблюдается тенденция переселения из малых городов в крупные. При этом в больших городах, в связи с переездом населения из деревень и сёл, объём водопотребления не вырос, а наоборот упал, потому что установка индивидуальных и общедомовых приборов учёта повлияла на сокращение расхода воды потребителями. Например, в некоторых городах наблюдается ежегодное сокращения водопотребления на 3-5%. В итоге сегодня инфраструктура не эксплуатируется в том объёме, в котором она была запланирована. Снижение фактического водопотребления привело к ряду технических проблем:

  • В два раза увеличилось время пребывания воды в трубопроводах, что привело к угрозе вторичного загрязнения питьевой воды и усугубило опасность промерзания сетей;
  • Снижение КПД насосов: оборудование эксплуатируется в неоптимальном режиме подачи.
  • меняется режим работы насосного оборудования (каждый насос имеет оптимальный режим работы, если он эксплуатируется выше или ниже установленного производителем уровня, то происходит его ускоренная амортизация).

Решая эти проблемы, водоканалы вынуждены перестраивать эксплуатационные регламенты работы на станциях и сетях системы водоснабжения. Разрабатываются конкретные программы мероприятий:

  • на водозаборных сооружениях и станциях водоподготовки, там где это возможно, выведены на консервацию целые технологические линии, а там где это невозможно — увеличен объем эксплуатационных работ, касающихся промывок оборудования и технологических комплексов по водоподготовке.
  • на сетях увеличился объем работ, связанных с промывкой и санацией трубопроводов, установлению дополнительных точек контроля качества воды и более учащенному отбору проб, для чего пришлось, в т.ч. перестроить программное обеспечение в автоматизированных точках отбора и контроля качества питьевой воды.

В итоге сокращение потребления воды и снижение объёмов сточных вод способствовало не снижению затрат предприятий отрасли и высвобождению дополнительных средств, а напротив, повышению эксплуатационных затрат и поиску дополнительных инвестиций для модернизации производственных процессов. Другими словами, экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращения водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения.

Наряду с этим экономия воды сократила общий объём стоков, что привело к повышению концентрации загрязнений, поступающих от населения и промышленности. Чем больше объём сточных вод, тем лучше загрязняющие вещества растворяются в них и наоборот. Произошедшая ситуация, когда количество загрязнений осталось тем же, а объёмы сточной воды уменьшились, потребовала от водоканалов приобретение дополнительных реагентов и средств очистки. В итоге предприятия водопроводно-канализационного комплекса снова оказались в ситуации, когда снижение нагрузки на инфраструктуру водоотведения принесло не новые средства, высвобожденные от экономии, а дополнительные затраты на эксплуатационные расходы.

Вывод:

В связи с высокой долей составляющей электроэнергии в тарифе организаций ВКХ (до 40%) и отсутствием каких-либо льгот на приобретение данного энергоресурса, задачи по энергосбережению и энергоэффективности являются в высшей степени актуальными для предприятий отрасли водоснабжения и водоотведения. Между тем, отсутствие баланса между отраслями коммунального хозяйства при покупке электроэнергии (неравномерное распределение цен на энергоресурс для разных отраслей ЖКХ) приводит к существенным альтернативным издержкам предприятий ВКХ, которые связаны с отсутствием: договорных отношений с поставщиками энергии; отсутствием авансовых платежей за электроэнергию; отсутствием возможности возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии. Одним из возможных решений данной проблемы может стать внесение изменений в ПП РФ № 442 от04.05.2012 года, которые позволят распространить принцип отсрочки платежа гарантирующему поставщику за электроэнергию на предприятия ВКХ. Другим вариантом может стать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство, позволяющих организациям ВКХ приобретать электрическую энергию по тарифам для населения.

На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. В связи с тем, что повышение качества питьевой воды и очистки стоков требует больших энергозатрат, а нормы 261-ФЗ требуют снижения потребления энергоресурсов, возникает явное противоречие между целями предприятия и требованиями законодательства. Для решения этой проблемы необходимо выделить сегменты рынка и сферы экономики, где действие закона наиболее целесообразно, где энергоэффективность не вносит изменения в другие производственные процессы. Другими словами, энергоэффективность должна рассматриваться в контексте других производственных процессов отрасли, в контексте общих целей и задач отрасли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×