Antaurus.ru

Все про Недвижимость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль и надзор в сфере жкх

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

    Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Кто контролирует УК, ТСЖ и ЖСК в сфере ЖКХ, проверка компаний и надзорные органы

Для управления многоквартирными домами создано несколько организационных форм: УК, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив. У них, конечно, есть отличия, но все они выполняют функции по поддержанию исправного технического и санитарного состояния дома, эксплуатации общедомового имущества.
Кто их контролирует? Как провести проверку, если имеются сомнения в законности деятельности? Давайте разберемся.

Кто осуществляет контроль ЖКХ, ТСЖ, УК, ЖСК, вышестоящие организации

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, названные выше организации несут ответственность перед собственниками помещений. Так как их услуги осуществляются на возмездной основе.

На федеральном уровне контроль осуществляют:

  • Минстрой – регулирует организацию тепло- и водоснабжения, водоотведение.
  • Минэнерго – курирует вопросы теплоснабжения и электроэнергетики.
  • Федеральная служба по тарифам – ценообразование и расчет платы за услуги ЖКХ, мониторинг превышения предельного уровня ставок.

Однако министерства больше занимаются разработкой нормативных актов и методических указаний. Основные регулирующие функции имеют местные власти.

Постановлением Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре» основной контроль деятельности управляющих организаций закреплен за жилищной инспекцией. Они выдают лицензии и следят за соблюдением обязательств по содержанию МКД.

За соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и норм СанПина, за обеспечением безопасности и качества услуг ЖКХ надзирает Роспотребназор.

Муниципальный контроль осуществляют городские и районные администрации. Они имеют право проводить проверки на предмет соблюдения требований содержания общедомового имущества и предоставления коммунальных услуг.

Существуют и общественные организации. Контролирующими функциями они не обладают, но помогают гражданам составлять заявления, следят за соблюдением законодательства.

Один из них – национальный центр общественного надзора — НП «ЖКХ Контроль». Филиалы его есть во многих регионах России. Действуют они вместе с местными муниципалитетами. А на официальном сайте организации (ссылка — выше по тексту) можно задать вопрос или оставить обращение.

Как проверить ТСЖ на воровство самостоятельно

Схем мошенничества и даже воровства правлением товарищества собственников жилья существует множество:

  • выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
  • деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
  • сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
  • часть услуг оказывается только на документах и другое.

Есть несколько способов выявить любые нарушения:

  1. Подать заявление в компетентные органы.
  2. Поручить дело аудиторской фирме (но тогда проверка будет проведена за ваш счет).
  3. Обратиться в ревизионную комиссию.
  4. Проверить документацию самостоятельно (если есть специальные знания).

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ контролирующими органами

Товарищество собственников жилья – это юридическая организация, которая обязана платить налоги и обеспечивать бесперебойное функционирование всех технических систем и коммуникаций. Основные виды деятельности организации:

  • Финансовая – ежемесячный сбор денег для содержание МКД. Общая сумма платежей утверждается собранием собственников. Дополнительные доходы можно получать за счет сдачи в аренду неиспользуемых нежилых помещений. Но только при согласии собственников.
  • Хозяйственная – основной вид деятельности. Денежные средства направляются на оплату коммунальных услуг, мелкий ремонт, поддержка в исправном состоянии всех систем и коммуникаций дома, а также придомовой территории (двора).

ТСЖ доверяют больше, чем управляющей компании. Потому что оно создано из самих же жильцов дома.

Но если члены правления не исполняют полностью свои обязанности, расходуют деньги на не целевые нужды, присваивают часть дохода, тогда вмешиваются контролирующие организации.

Как провести аудиторскую проверку в ТСЖ

Инициировать такую проверку финансово-хозяйственной деятельности может сам и председатель и члены правления. Может ее назначить и жилищная инспекция. Но чаще всего ее инициируют сами жильцы.

Основанием служит сомнения в законности отдельных действий, подозрения в хищении денежных средств.

Стоит аудиторская проверка обычно в диапазоне 25-70 тысяч рублей.

По итогам аудита проводится общее собрание, на котором жильцов уведомляют о ее результатах. Результаты могут служить основанием для обращения в прокуратуру или в суд.

Проверка товарищества жилищной инспекцией, что она проверяет

Существуют 2 вида проверки ТСЖ жилинспекцией:

  • плановые – проводятся не чаще 1 раза в год в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
  • внеплановые – назначаются при поступлении информации о нарушениях в деятельности или в случае заявления от жильцов.

В обоих случаях проверяются целесообразность расходов, общую эффективность деятельности, выявляются ошибки и нарушения.

Инспектор запросит необходимые документы, поэтому заранее готовить ничего не нужно.

Проверка ТСЖ прокуратурой

Прокуратурой проводится проверка, при наличии обращений, в которых говорится о нарушении прав жильцов, либо о нарушении законов.

Представители прокуратуры имеют право изымать любые документы без предварительного уведомления.

Когда пора идти в суд

По результатам проверки в суд обращаются сотрудники прокуратуры с иском о возбуждении уголовного дела по факту хищения. Если нарушения являются неустранимыми – с иском о ликвидации ТСЖ.

Сами жильцы в суде могут обжаловать решения контролирующих или правоохранительных органов, вышестоящих организаций. Но основания у них должны быть вескими, чтобы суд действительно возбудил дело.

Что такое обследование через ТСЖ

Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.

В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.

На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.

Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.

Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.

Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.

Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.

Проверка хозяйственной деятельности ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – некоммерческое объединение собственников жилья. Создается на добровольной основе с целью строительства многоквартирного дома и управления им.

Согласно статье 120 Жилищного кодекса РФ на общем собрании членов кооператива избирается ревизионная комиссия на срок не больше 3 лет. Члены комиссию выбирают председателя.

В комиссию не могут входить члены правления ЖСК.

Комиссия обязана 1 раз в год проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива. Правление ЖСК не имеет право препятствовать и обязано предоставить всю требуемую документацию.

  • сметы доходов и расходов;
  • начисление платежей за услуги ЖКХ;
  • операции с материальными ценностями;
  • зарплата сотрудникам.

По итогам ревизии составляется акт. На общем собрании жильцов предоставляется итоговый отчет. Ведь именно ему комиссия подчиняется.

Финансовые права ЖСК

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558
«Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ» определяет основные права и обязанности ЖСК.

  • содержание общедомового имущества в исправном состоянии;
  • контроль за соблюдением членами кооператива своих обязательств;
  • надзор за подрядными организациями при строительстве дома;
  • ревизия имущества;
  • контроль за своевременной оплатой собственниками жилых и нежилых помещений;
  • выполнение решений общего собрания жильцов.
  • сбор платы на содержание дома;
  • планирование бюджета;
  • расчет величины ежемесячных выплат для каждого собственника;
  • заключение договоров с подрядчиками на строительные работы и благоустройство.

Типовое положение о ревизионной комиссии в ЖСК

Типовое положение о ревизионной комиссии включает:

  • избрание членов комиссии;
  • срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
  • функциональные обязанности и права;
  • особенности деятельности;
  • ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
  • обязательная документация комиссии.

Скачать образец типового положения можно по ссылке. ⇐

Как проверить УК, с чего начать

Все жалобы на подобные компании можно разделить на незаконные действия и бездействие, которое может привести и уже привело к нарушению функционирования систем МКД.

Начать борьбу с недобросовестной организацией нужно с претензии начальству управляющей компании. Заявление пишется на имя ее руководителя. В нем подробно описываются все имеющиеся жалобы.

В течение месяца они обязаны ответить письменно.

Если организация не признает нарушения или просто не отвечают, это дает право обратиться в уполномоченные органы.

Аудит

Любой собственник может инициировать аудиторскую проверку. Основаниями аудита являются сомнения в добросовестном выполнении обязанностей по содержанию МКД, в завышении тарифов за коммунальные услуги, нецелевое использование финансов.

В заявлении на проведение аудиторской проверки указываются паспортные данные заявителей, адрес проживания, суть претензии.

Единственный нюанс, оплачивать аудит придется за свой счет. А услуга стоит от 20 до 70 тысяч.

Но результаты аудита, проведенного независимым экспертом, могут послужить основанием для обращения в контролирующие органы.

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК

Существуют общественные организации, которые курируют сферу ЖКХ. Какая организация может помочь в борьбе с управляющей компанией?

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК – это общественная организация. Она создана во многих регионах России. Например, в Москве, Санкт-Петербурге.

Цель – помогать гражданам в борьбе с незаконными действиями УК, просветительская работа, непосредственный контроль за организациями, осуществляющие управление многоквартирными домами.

Обращение в Жилинспекцию

Государственная жилищная инспекция является основным органом, контролирующим деятельность управляющих организаций.

Инспекторы проводят свои плановые проверки и работают с жалобами населения.

Подать заявление в данную организацию стоит при нарушении законов и нормативов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Роспотребнадзор

  • качество воды;
  • уровень шума в помещениях при работе вентиляции, лифта;
  • санитарное состояние общедомовых площадей;
  • уровень влажности.

Обращение в прокуратуру

Органы прокуратуры следят за соблюдением законности. Обращаться к ним можно как в случае нарушений со стороны УК, так и с жалобой на бездействие или неправомерные действия органов, куда уже отправляли свои претензии.

Суд является высшей инстанцией. Обращаться сюда стоит в самых серьезных случаях, если действия управляющей компании нанесли ущерб вам или всему дому.

Для того чтобы суд не отказался возбудить дело, нужно позаботиться о доказательной базе и правильно составить иск.

Какую форму управления домом выбрать решают сами собственники, они исходят из того, кто, по их мнению, принесет больше пользы. Правительством созданы службы на федеральном и местном уровнях, которые должны помогать гражданам в создании комфортных условий проживания.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Читать еще:  Кто контролирует управляющие компании жкх
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×