Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концессии в жкх

Простыми словами о концессии: что это такое, какие задачи решает в сфере ЖКХ? Изучаем условия соглашения

Международная практика развития инфраструктуры на основе капиталовложений инвесторов является одним из наиболее перспективных направлений обустройства жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации.

На основе изменений к Федеральному Закону от 07.05.2013 № 103-ФЗ передача права владения и (или) эксплуатации объектов коммунального хозяйства, являющихся собственностью государства или муниципальных органов, на срок, превышающий 5 лет, осуществляется исключительно с помощью концессионных соглашений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое: определение простыми словами

Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:

  • отопления;
  • канализации;
  • подачи света;
  • воды и газа;
  • вывоза мусора;
  • текущего ремонта зданий.

Указанный документ чётко регламентирует:

  1. процедуру составления;
  2. регулирование выполнения условий соглашения;
  3. условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.

Особенности таких договоренностей

Концессионное соглашение, решающее проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это конкретная договорённость между владельцами частной компании и государственными Управляющими организациями (в том числе принадлежащими городу), согласно которой фирма, вкладывающая свои финансы принимает на себя обязательства по созданию (или же возобновлению, проведению реконструкции) определённого имущества (движимого или недвижимого), принадлежащего жилищно-эксплуатационным предприятиям, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов, занимающихся обустройством жилищного хозяйства, включая капитальный и текущий ремонт зданий, вопросами теплоснабжения, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, ремонтом инженерных коммуникаций, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора и уборкой (подробнее об обязанностях по содержанию и ремонту жилья читайте в нашей статье).

Концессионное соглашение содержит такие пункты:

  1. описание объекта заключения соглашения;
  2. срок действия договорённости;
  3. концессионную плату, включая размеры, периодичность и формы оплаты;
  4. плату концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию, или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию;
  5. условия, при которых может произойти досрочное расторжение;
  6. способы разрешения противоречий;
  7. банковские гарантии;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Правоисполнитель, в свою очередь, обязан предоставить фирме права владения и пользования имуществом на указанные в соглашении сроки, чтобы компания, вкладывающая инвестиции, могла осуществлять деятельность, предусмотренную договорными обязательствами.

Плюсы и минусы

Преимущества концессионных договорённостей:

  1. Обеспечение разносторонних гарантий частным компаниям со стороны государства, повышающие окупаемость капиталовложений и уменьшающих инвестиционные риски.
  2. Сохранение имущества в государственной или муниципальной собственности.
  3. Проведение реконструкции или модернизации объектов ЖКХ без использования дотаций из бюджета.
  4. Обеспечение эффективности управления имуществом коммунальными службами.
  5. Возможность контролировать деятельность частного инвестора.

Недостатками использования частного финансирования объектов ЖКХ могут быть следующие факторы:

  • Неготовность значительной части потенциальных инвесторов отечественных компаний вкладывать активы в развитие коммунальной инфраструктуры, в то время как доступ иностранных капиталовкладчиков к партнёрским бизнес-проектам в сфере ЖКХ полностью закрыт.
  • Высокая вероятность возникновения трудностей в правоотношениях сторон, которые возникают в связи с несовершенством законодательной базы, требующей доработки, так как направление деятельности является относительно новым.
  • Точечный и хаотичный характер концессионной практики в отдельных регионах, в которых она пребывает в зачаточном состоянии.
  • Недоработки в юридическом оформлении трасс, сетей, строений в отношении регистрации на них права собственности.
  • Задолженность по оплате части объектов ЖКХ, на которые вся документация в порядке.

Условия концессии

Основные:

  1. Обязательная регистрация в территориальных отделениях ФНС, которые ведут учёт предпринимателей.
  2. Дополнительная регистрация в специальном ведомстве по выдаче патентов в случае, если предметом договора является разрешение на использование эксклюзивных прав на оговоренные объекты.
  3. Получение и оформление лицензий правообладателем.

Дополнительные:

  • При утрате правообладателем возможности использовать фирменное наименование (в том числе и в связи с банкротством одной из сторон), концессионные договорённости могут быть аннулированы.
  • Расторжение соглашений возможно только в том случае, если одна сторона заранее уведомила об этом другую.

Решаемые задачи

  1. Поиск новой бизнес-модели, позволяющей повысить уровень финансового обеспечения инновационных программ модернизации холодного и горячего водоснабжения.
  2. Определение и совместная разработка целей, необходимых для развития инвестиционной программы относительно производства, передачи, распределения тепловой энергии и электроэнергии.
  3. Выполнение концессионером обязательств по усовершенствованию инфраструктуры, принимаемой им на условиях концессии, согласно программе модернизации по схемам тепло, — и водоснабжения, утверждённым муниципальной властью.
  4. Построение комплексных инвестиционных программ, не ограничивающихся высокорентабельными нишами, а охватывающих постоянное обновление имеющихся активов, вкладываемых в передачу и распределение природного газа, водоотведения, в том числе очистку сточных вод.
  5. Установление сроков действия концессионной договорённости и стабилизация механизмов ценообразования, предоставление менее затратных кредитов для решения проблемы обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов, улучшения освещения территорий.
  6. Объединение операционной деятельности с инвестированием в вопросах благоустройства территорий городских и сельских поселений, социального обслуживания граждан.

Основные направления внедрения концессионных соглашений предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 748 от 5 декабря 2006 года.

Планируемые и действующие концессии

  • В Тульской области планируется построить объездную дорогу вокруг Новомосковска, в котором сосредоточено множество крупных предприятий.
  • В Тюмени одобрен проект концессионного соглашения, предусматривающий перевод города с населением в 750 тысяч на подземные источники водоснабжения. Дофинансирование в виде вложений частных инвесторов составляет 22, 9 млрд. руб.
  • Соглашение, заключённое в 2003 году в отношении объектов теплоснабжения Когалыма с ООО «Концесском». В 2005 году с этой же организацией подписано концессионное соглашение в Лангепасе, которое, однако было расторгнуто из-за требования компании повысить цены на тепло до 13%.
  • Восемь концессионных договоров заключено в конце 2016 года. Они позволили запустить необходимую реконструкцию Сумкинского и Соколовского водозаборов, очистительных сооружений в Тобольске, начать модернизацию объектов теплоснабжения и водоотведения в Заводоуковске, Ишиме, Ялуторовске, Уватском районе. Совокупный объем финансовых вложений по этим проектам составил около 2 млрд. руб.

На Российском инвестиционном форуме в Сочи 16 февраля 2018 года отмечено, что на сегодняшний день заключено 1,8 тыс. концессионных соглашений в сфере ЖКХ на 257 млрд. руб.

Читать еще:  Приписки в жкх

Таким образом, усовершенствуя законодательные аспекты взаимоотношений бизнес-структур и государства, можно использовать концессионные соглашения для решения наболевших вопросов осовременивания инфраструктуры, реконструкции и дальнейшего развития долгосрочных прибыльных проектов в сфере ЖКХ. Законодательная база должна минимизировать риски обеих сторон, стимулируя к взаимовыгодному партнёрству.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

Все чаще звучат призывы к участию в концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.

Что это такое, в чем суть концессии, какие есть достоинства и недостатки у этого явления в экономике коммунального хозяйства, чего ждать от внедрения этого процесса?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Концессия в сфере ЖКХ – что это?

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?

Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

Читать еще:  Организация работы жкх

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Отдам в честные руки

Тариф пришлось поднять

Как показал анализ данных из крупных областных центров, собранных НП «ЖКХ Контроль», наиболее привлекательными для инвесторов оказались проекты создания полигонов ТКО и снегоплавильных установок. Причина проста — здесь речь идет о появлении нового имущества. В остальных случаях инвестору предложили муниципальные объекты, которые требовали значительной модернизации.

Пионером ГЧП в коммунальном секторе была Пермь, где инвестору сдали водоканал. Договор аренды, заключенный на 49 лет в 2003 году, в 2013-м преобразовали в договор концессии. С тех пор управляющая компания дважды перепродавалась с выгодой для предыдущего собственника. По данным НП «ЖКХ Контроль», концессионер инвестирует только собственные средства из текущей выручки, в городе сохранились перекрестные тарифы на холодную воду и водоотведение. Если для населения тариф на холодную воду в настоящее время равен 27,53 рубля за кубометр, то для прочих потребителей — 40,23 рубля.

Похожим путем пошли в 2012 году власти Воронежа, заключив соглашение с «Росводоканалом» на концессию системы водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Но документ не содержал конкретных параметров модернизации. Действия концессионера позже прописали в формате пятилетних инвестиционных программ. Заимствования привлекаются на условиях корпоративного финансирования — кредиты дает банк, который входит в ту же группу, что и «Росводоканал».

— К данному моменту привлечено около двух миллиардов рублей. При этом тариф за период 2012-2015 годов вырос с 15,79 до 22,52 рубля за кубометр, с середины 2016 года он был понижен до 19,31 рубля, что говорит о непростой политической ситуации вокруг водоканала. Сейчас тариф составляет 20,69 рубля. За время работы концессионера численность работников сократилась на 40 процентов, при этом средняя зарплата выросла на 59 процентов, — выяснили в НП «ЖКХ Контроль».

Заметим, что воронежский водоканал пока инвестора не менял. В управляющей им компании не раз указывали на то, что исходные данные о состоянии сетевого хозяйства были не совсем корректными. Пришлось проводить комплексное обследование и оценку объектов, чтобы скорректировать планы их реконструкции. Подобное «промедление» вызывало критику со стороны местных депутатов.

Откуда деньжата?

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила, что самые долгосрочные концессии (в Перми и Воронеже) обещают самые большие инвестиции, но по факту эти соглашения — лишь декларации о намерениях: они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки. Сейчас очевидно, что эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок и по существу являются инструментом монополизации в частных руках деятельности, направленной на управление городскими водоканалами, отметила Разворотнева. При этом она признала, что частные монополии работают достаточно эффективно.

Экспертов удивило, что кредиты берутся инвесторами не под проектное финансирование, а под собственные активы (по такой схеме действует тот же «Росводоканал»). Получается, из-за рамочного характера концессионных соглашений банки не готовы рассматривать их как обеспечение займов, хотя именно это является целевой задачей развития государственно-частного партнерства.

— Слишком длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации, — подчеркнула Светлана Разворотнева. — В отдельных случаях концессии не привели к эффективной работе предприятия. Часто речь не шла о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий — владельцев объектов, в ряде случаев — на деньги муниципалитета. Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Масштаб не главное

Как правило, механизм концессии применяют в крупных муниципалитетах — там, где инвестору есть где развернуться, а рост тарифа, неизбежный из-за увеличения затрат на модернизацию, можно «разбить» на большее количество потребителей. Но есть и случаи, когда удается эффективно передать в частное управление небольшое коммунальное хозяйство.

Так, в тамбовском моногороде Котовске с 2016 года реализуется концессионное соглашение о модернизации отопительной системы, прошлой осенью там открыли шесть блочно-модульных котельных, которые обеспечивают теплом 95 процентов квартир. На реализацию проекта ушло полмиллиарда рублей: 300 миллионов выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, 200 вложила компания «Компьюлинк». Инвестор должен обновить все городские сети теплоснабжения в течение трех лет. Как пояснял тогда мэр Алексей Плахотников, без федеральной поддержки тариф для населения вырос бы на 50 процентов.

На Тамбовщине успешно опробовали и другую схему государственно-частного партнерства в ЖКХ — энергосервисные контракты. В городах их начали заключать два года назад, затем подтянулись и райцентры-села. Муниципалитеты заключают договоры с АО «ААА Инжиниринг», которое меняет старые уличные светильники на энергосберегающие. При этом сокращаются расходы на освещение. Так, поселку Знаменка четыре сотни новых фонарей дадут экономию почти в 1,2 миллиона рублей в год. В августе начался монтаж 350 светильников в Бондарях. В сентябре к обновлению системы освещения приступят в Котовске — там нужно установить почти тысячу фонарей. Гарантия на новое оборудование — семь лет, в течение этого периода подрядчик обязуется бесплатно обслуживать и менять светильники.

Директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков отметил, что энергосервисный контракт — единственная форма государственно-частного партнерства, при котором проект реализуется только за счет инвестора без софинансирования из областного и местного бюджетов. Затраты при этом возмещаются за счет экономии средств, достигнутой при внедрении энергосберегающих технологий.

Теория малых дел

В рабочем поселке Знаменка пошли дальше и недавно заключили энергосервисный контракт на модернизацию системы теплоснабжения детского сада «Солнышко». Пилотный инвестиционный проект обойдется в 2,1 миллиона рублей. Инвестор — московская компания «Эктив Соцэнергосервис» — обязуется установить в детском саду индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием, а также обеспечить его гарантийное обслуживание на протяжении семи лет. По окончании контракта оборудование в исправном состоянии передадут заказчику. По подсчетам специалистов, экономический эффект от нововведения составит 52 процента, а экономия на отоплении объекта — более 560 тысяч рублей в год.

Читать еще:  Оплата жкх без комиссии через интернет

Тамбовские чиновники надеются отработать на «Солнышке» все нюансы взаимодействия, чтобы затем применить опыт в других бюджетных организациях. Региональный центр энергосбережения подготовил еще три пилотных проекта модернизации систем освещения и теплоснабжения в формате ГЧП, которые будут реализованы до конца 2018 года. Фонд содействия реформированию ЖКХ уже предложил Тамбовской области выступить в качестве пилотного региона в сфере реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.

— Это серьезные мероприятия, которые дают огромный экономический эффект. Одна только установка индивидуальных тепловых пунктов позволит уменьшить плату за отопление до пятидесяти процентов, — подчеркнул директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.

Игорь Колесников, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:

— Коммунальный сектор — это всегда естественные монополии. Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции. Поэтому монополия предполагает инструменты ценового регулирования. То есть тарифы на товары (холодную воду, тепловую энергию и так далее), производимые в условиях монополии, подлежат регулированию по установленным государством правилам.

При конкурсном отборе концессионера определяются параметры, в соответствии с которыми после заключения концессионного соглашения орган регулирования устанавливает тарифы. Но правила установления тарифов не обеспечивают тот их размер, на который рассчитывал концессионер по результатам конкурса. Концессионные процедуры не всегда позволяют отобрать наиболее эффективного инвестора, необходимо совершенствовать этот механизм. Схема реализации таких соглашений является зачастую формой скрытой приватизации активов потому, что концессионное соглашение заключается на длительный срок (30-40 лет), а оно должно заключаться на срок, необходимый для реализации конкретного проекта (например, строительства водозаборных сооружений, модернизации сетей) и возврата вложенных инвестиций, получения планируемой доходности. В текущих условиях это может быть 15-20 лет.

Кроме концессий, возможны иные формы повышения эффективности коммунального сектора. Например, договор управления коммунальным предприятием либо договор аренды без ограничения эксплуатации передаваемого имущества пятилетним сроком.

Возможную ликвидацию системы коммунальных МУП и ГУП эксперты уже подвергли критике. Так, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что это приведет к ухудшению ситуации в отрасли. В фонде «Институт экономики города» (Москва) по запросу «РГ» сообщили, что формальная замена всех МУП на концессионеров в коммунальном секторе может не привести к повышению эффективности предприятий: «Замены и конкурсы целесообразны там, где МУП не достигают целевых показателей деятельности, не выполняют инвестиционные программы». Не одобрил возможные поправки в законодательство и министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. Он предложил трансформировать МУП и ГУП в казенные предприятия, чтобы местные и региональные власти могли покрывать их долги без нарушения федерального законодательства. «В «коммуналке» внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. Единственный способ привлечь инвестора — поднять ему тариф, потому что компания хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход — мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно», — добавил Якушев.

Что такое концессии в ЖКХ?

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки, при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия — дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

Типовая конкурсная документация

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса. На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector