Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензионные требования к управляющим компаниям жкх

Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний ЖКХ

С 2015 года на ведение хозяйственной деятельности по содержанию многоквартирных домов следует иметь специальное разрешение. Соблюдая лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ, фирма может в короткие сроки получить документ, позволяющий работать в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, ужесточение требований к компаниям, занимающимся обслуживанием МКД, усложняет их работу, но, с другой стороны, оно вынуждает управляющие фирмы повышать качество сервиса.

Для чего нужна лицензия

Отсутствие точных требований к работе управляющих организаций, а также неэффективная система контроля привели к тому, что в деятельности фирм, занимающихся содержанием МКД, с каждым годом появлялось всё больше недочётов, а права владельцев жилплощади не были защищены в полной мере.

Лицензия на предпринимательскую деятельность, которую теперь должны получать УК, позволила создать некое органичение для входа на рынок. Это положительно повлияло на качество предоставляемых фирмами услуг.

Введение лицензирования не только обеспечивает отбор лучших компаний из имеющихся на рынке, но и побуждает организации, управляющие объектами жилого фонда, избегать погрешностей в работе, чтобы сохранить лицензию.

Необходимость соблюдения лицензионных требований существенно сократит число компаний, имеющих право работать в сфере ЖКХ, и позволит очистить рынок от фирм-однодневок и недобросовестных управляющих. Таким образом, лицензирование — это эффективный механизм контроля качества обслуживания МКД, который даёт государственным органам рычаги управления ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Перечень лицензионных требований

Федеральный закон о лицензировании управляющих компаний №255 от 21.07.2014 содержит список условий, которые должны учитывать фирмы, стремящиеся получить разрешение на осуществление деятельности в сфере обслуживания объектов ЖКХ. В этот перечень входит:

Подробное описание того, как получить лицензию на управление многоквартирным домом в 2020 году, а также особенности функционирования УК содержатся в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» № 1110 от 28 октября 2014 г .

Органы, выдающие лицензии

Территориальные отделения Госжилнадзора принимают заявки на выдачу лицензий или продление срока действия разрешений на ведение хозяйственной деятельности. Принятые документы передаются на рассмотрение лицензионной комиссии, в состав которой входят:

  • представители общественности;
  • специалисты в области управления объектами жилого фонда;
  • другие незаинтересованные лица.

Если комиссия принимает положительное решение относительно лицензиата, Росжилнадзор выдаёт соответствующее разрешение или продлевает ранее выданное.

Важно точно знать, кто выдает лицензии управляющим компаниям в сфере ЖКХ, поскольку разрешение на обеспечение эксплуатации многоэтажных домов, полученное в одном из субъектов РФ, действует исключительно на его территории.

Для заключения договоров с владельцами жилья в границах другой административной единицы управляющей компании следует получить разрешение в соответствующем подразделении Госжилнадзора. Для упрощения процедуры отслеживания законности работы УК Государственная жилищная инспекция ведёт реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.

Порядок прохождения процедуры лицензирования

До введения обязательного лицензирования управляющих компаний в каждом регионе страны действовали сотни фирм, предоставляющих услуги по обслуживанию объектов жилого фонда. С целью адаптации к новым требованиям законодательства эти компании должны были сделать ряд шагов:

  • подготовить документы;
  • пройти квалификационный экзамен (для руководителя);
  • подать заявление в отделение Госжилнадзора по месту ведения хозяйственной деятельности.

Когда лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами рассмотрела поданные заявки, компании, полностью отвечавшие установленным требованиям, получили возможность продолжить работу. Остальные соискатели были вынуждены провести реорганизацию согласно требованиям или покинуть рынок.

Как пройти аттестацию

Аттестация руководителей УК направлена на подтверждение их квалификации путём экзаменационной проверки. Экзамен длится 120 минут и проходит в форме компьютерного тестирования, в процессе которого программа выбирает 100 вопросов из двухсот. Тест считается пройденным, если экзаменуемый дал не менее 86 правильных ответов.

Тестовые вопросы касаются тонкостей нормативно-правовой базы ЖКХ и отличаются узкой направленностью. Подготовиться к экзамену можно с помощью тренировочного тестирования на сайте РосКвартала . Кроме того, в интернете доступны для ознакомления вопросы, встречающиеся на экзамене.

Использование справочных материалов во время тестирования запрещено, однако в случае неудовлетворительной оценки можно пересдать экзамен. Количество попыток не ограничивается.

Подавать заявку на прохождение тестирования в Госжилинспекцию желательно за 15 рабочих дней до предполагаемой даты сдачи экзамена. Для допуска к аттестации нужно иметь при себе паспорт.

Оформление и аннулирование лицензии

Результаты квалификационного экзамена оглашаются спустя 5 дней. Если экзаменуемый успешно сдал тесты, ему выдаётся аттестат, действующий на протяжении 5 лет и позволяющий возглавлять любую управляющую фирму на всей территории РФ. Прохождение тестирования и выдача квалификационных аттестатов бесплатны для всех соискателей.

Аттестат аннулируется в следующих случаях:

  • выявление факта использования экзаменуемым лицом подложных документов;
  • обнаружение сведений о дисквалификации экзаменуемого;
  • вступление в силу решения суда с санкцией за экономическое правонарушение или тяжкое / особо тяжкое преступление в отношении получателя.

Порядок оформления лицензии

Государство в равной степени заинтересовано как в контроле качества работы управляющих компаний, так и в увеличении их количества, предотвращающего монополизацию рынка. В связи с этим получение лицензии на управление многоквартирным домом — простая и быстрая процедура.

Порядок оформления разрешения на ведение предпринимательской деятельности управляющими компаниями можно представить в виде следующего алгоритма:

  1. Подготовка документов и подача их вместе с заявлением в Госжилнадзор.
  2. Обработка заявки комиссией, проверка достоверности информации, принятие решения.
  3. Выдача лицензии.

Предлагаем ознакомиться с тем, как выглядит лицензия.

Пакет документов

Для того чтобы лицензионная комиссия рассмотрела заявку на выдачу УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, нужно предоставить:

    заявку по установленной форме

;

  • справки:
    • о регистрации в качестве субъекта предпринимательства;
    • об отсутствии судимостей директора фирмы;
    • об отсутствии информации о руководителе компании в реестре дисквалифицированных лиц;
    • о наличии или отсутствии аннулированных лицензий;
    • о лицензиях, которые ранее были выданы фирме;
  • перечень интернет-порталов или печатных изданий, где можно найти информацию о работе компании;
  • квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины;
  • копию квалификационного аттестата;
  • список домов, с которыми заключены договоры.
  • Сроки действия разрешения и стоимость лицензирования

    В таблице представлены сроки и стоимость лицензирования фирм, обеспечивающих эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

    Сроки
    Для лицензиатов, получивших разрешение на ведение хозяйственной деятельности до 11.01.2018До 11.01.2023
    Для фирм, получивших лицензию после 11.01.20185 лет с момента получения
    Стоимость
    Получение лицензии30 тыс. рублей
    Продление5 тыс. рублей

    Как проверить наличие лицензии

    Проверить управляющую компанию ЖКХ на наличие лицензии можно при помощи интернет-портала ГИС ЖКХ . Для этого нужно выбрать во вкладке «Реестры» категорию «Реестр лицензий субъектов РФ». В открывшемся окне можно получить требуемую информацию с использованием реквизитов лицензии или информации об МКД.

    Используя интернет-портал « Реформа ЖКХ », легко найти сведения о лицензии любой УК, финансовые результаты её деятельности за конкретный период, а также сведения о зафиксированных нарушениях.

    О контроле и обжаловании действий органов лицензирования

    Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.

    Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.

    НарушительСумма штрафа, тыс. рублейДисквалификация, лет
    Должностное лицоОт 50 до 100До 3
    Индивидуальный предпринимательОт 250 до 300До 3
    Юридическое лицоОт 250 до 300

    Если УК считает незаконными действия органов лицензирования и хочет их обжаловать, следует подать заявление в арбитражный суд по месту нахождения отделения Госжилнадзора, решение которого оспаривается. Предварительно рекомендуется направить жалобу с изложением претензий на адрес структуры, которая инициировала процесс аннулирования лицензии или применение других санкций без веских оснований.

    Заключение

    Обязательное лицензирование компаний, работающих в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволило обеспечить доступ на рынок исключительно компетентным фирмам и мотивировать их постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Право лишить лицензии любую компанию, грубо нарушающую требования законодательства, даёт возможность Госжилнадзору контролировать соблюдение стандартов обслуживания и защищать права владельцев жилплощади.

    Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

    ​Лицензионные требования к управляющим организациям, административная ответственность за их нарушение.

    Законодатель всё сильнее ужесточает лицензионные требования к управляющим организациям, а также ответственность за их нарушение. Расскажем, какие существуют сейчас требования к управляющим организациям (лицензиатам) и кандидатам в управляющие организации (соискателям лицензии).

    Часть лицензионных требований перечислена в ст. 193 Жилищного кодекса РФ:

    1. Регистрация лицензиата или соискателя лицензии в качестве юридического лица или ИП на территории России: если организация или предприниматель зарегистрированы на территории иностранного государства, то управлять многоквартирными домами они не смогут.

    2. Отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на предпринимательскую деятельность по управлению домами возникло раньше. Такое требование стало действовать с начала 2018 года. Минстрой РФ в письме от 21.06.2018 N 26618-АЧ/04 перечислил признаки, по которым рекомендует оценивать тождественность или схожесть фирменных наименований. Теперь у некоторых управляющих организаций возникают неприятности: они получают предписания от ГЖИ с требованиями внести изменения в учредительные документы, а именно изменить фирменное наименование юридического лица (дело N А09-11190/2018), конкуренты в судах также требуют прекратить использование полного и сокращенного фирменного наименования (дело N А47-7279/2018), компаниям отказывают в выдаче лицензии (дело N А44-3292/2018) или ее переоформлении (дело N А13-14749/2018).

    3. Наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо ИП, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или ИП, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата. До июля 2017 года каких-либо ограничений круга должностных лиц, которые должны иметь квалификационный аттестат, закон не устанавливал и не содержал указания о том, что таким аттестатом должен обладать исключительно единоличный исполнительный орган соискателя лицензии. Теперь же круг лиц строго определен, и наличие аттестата только у какого-либо другого сотрудника компании повлечет отказ в предоставлении лицензии (дело N А56-9279/2018).

    4. Отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

    5. Отсутствие информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации. Реестр дисквалифицированных лиц имеется в свободном доступе в ГИС ЖКХ.

    6. Отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

    7. Соблюдение лицензиатом требований к стандарту раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Требование действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе и только до 30.06.2019.

    8. Соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ, установленных ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Требование действует почти везде с 01.01.2018, а в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — с 01.07.2019.

    Остальные лицензионные требования установлены в п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110:

    8. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: при управлении домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг, или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями – за обеспечение готовности инженерных систем.

    9. Исполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

    10. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, а именно ведение реестра собственников помещений, который должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников (ФИО физического лица или полное наименование и ОГРН юридического лица, номер помещения), размеры принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество, а также предоставление этого реестра инициатору собрания в течение 5 дней с момента получения от него соответствующего письменного обращения.

    11. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно выполнение обязанности приступить к исполнению договора управления с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления домом.

    12. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ, согласно которой исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом. С даты исключения сведений о доме из реестра лицензиат не вправе управлять таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением нескольких случаев. Так, управляющая организация в случае исключения сведений о доме из реестра лицензий, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до дня:

    1) возникновения обязательств по управлению домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников или отобранной по результатам открытого конкурса;

    2) возникновения обязательств по договору управления, заключенному управляющей организацией с ТСЖ или кооперативом;

    3) возникновения обязательств по договорам, заключаемых при непосредственном управлении домом;

    4) государственной регистрации ТСЖ или кооператива.

    В том же Положении о лицензировании в п. 4(1) написано, что является грубым нарушением лицензионных требований:

    1. Нарушение требования об оказании всех услуг и (или) выполнении работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, предоставление качественных коммунальных услуг или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями об обеспечении готовности инженерных систем, если это нарушение:

    — повлекло причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

    — выразилось в непроведении испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в домах;

    — выразилось в незаключении в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правительством.

    2. Нарушение исполнения обязанностей по договору управления:

    — в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества;

    — в части наличия у управляющей организации признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

    — в части отказа, уклонения, нарушения порядка и сроков передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством РФ, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования принявшим на себя обязательства по управлению домом управляющей организации, ТСЖ или кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений – одному из собственников, указанному в решении общего собрания;

    — в части нарушения управляющей организацией требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416.

    3. Непрекращение лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ, за исключением предусмотренных законом случаев, о которых мы писали выше.

    В 2019 году законодатель ужесточил ответственность за нарушение лицензионных требований, дополнив ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях частью 3. Она предусматривает ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований в виде штрафа на должностных лиц в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 300 тыс. до 350 тыс. рублей.

    Нарушение других лицензионных требований, за исключением нарушений размещения информации в ГИС ЖКХ, может повлечь штраф на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.

    Статья 13.19.2 КоАП РФ устанавливает ответственность управляющих организаций за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации. Сначала это может быть предупреждение или штраф на должностное лицо от 5000 до 10000 рублей. Если лицо ранее подвергалось такому наказанию, то повторное нарушение может повлечь штраф от 15000 до 20000 рублей.

    Лицензионные требования к управляющим компаниям

    Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом.

    Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

    Законотворчество

    Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:

    • Жилищного Кодекса РФ;
    • КоАП РФ;
    • ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
    • ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
    • ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 г.;
    • «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
    • «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
    • «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
    • «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
    • «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
    • «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
    • «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
    • «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
    • «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
    • «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
    • «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
    • «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
    • «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;
    • «Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.

    Предмет лицензионного контроля

    Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

    1. информация об осуществляемой деятельности;
    2. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований (в помощь вам наш вебинар);
    3. принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

    Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:

    • Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
    1. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
    2. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
    3. гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
    • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
    1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
    2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
    3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
    4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
    • Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
    1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
    2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей статье)

    Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

    Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

    Как получить лицензию на управление многоквартирными домами: требования, документы, алгоритм

    Несколько лет назад получение лицензии на управление многоквартирными домами стало новой темой в сфере ЖКХ.

    Все пункты были расписаны в законодательстве.

    Правительство предусмотрело достаточно понятную процедуру, но на практике возникают различного рода вопросы.

    Попробуем разобраться в данной теме, чтобы процесс лицензирования прошел успешно.

    Что это такое?

    Лицензия на управление многоквартирными домами открывает допуск к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ.

    На лицевой стороне документа указывается:

    1. Название лицензии.
    2. Данные лицензиата.
    3. Номер и дата выдачи.
    4. Наименование органа, выдавшего лицензию.

    Документ имеет формат А4.

    С обратной стороны записываются:

    1. Район действия.
    2. Местонахождение УК.
    3. Сведения о лицензионной комиссии.

    Информация о выданных лицензиях ведётся в реестре по субъектам и в федеральной базе на сайте Госжилинспекции. Данные носят публичный характер.

    Кто выдает и срок действия

    Лицензионная комиссия и Государственный Жилищный Надзор – структуры, которые занимаются выдачей разрешительных документов. Органом ГЖН в каждой области является жилищная инспекция. Есть регионы, где изменено название инспекции по усмотрению областного законодательства.

    Комиссии создаются самостоятельно во всех регионах. В неё должно входить не более 30% представителей городских властей и законодательного собрания. 70% — это члены общественных организаций, имеют прямое отношение к жилищно-коммунальному хозяйству.

    По некоторым вопросам жилищная инспекция и лицензионная комиссия — это два взаимодополняющих и взаимозаменяемых органа. Действуют согласованно при решении о выдаче, отказе, аннулировании лицензии на управление многоквартирными домами и во время проведения мероприятий по контролю и надзору за действиями УК.

    Жилищные инспекции действуют достаточно давно. Как работает инспекция и осуществляет контроль над действиями УК, большинству граждан известно. Собственники жилых помещений, в случае разногласий с управляющей компанией, обращаются в инспекцию с различными жалобами на действия руководства.

    Справка! Лицензионные комиссии – это одно из последних нововведений Жилищного законодательства и в деятельности УК. В Законодательстве условия и полномочия расписаны достаточно просто, но на практике возникают сложности при взаимодействии с лицензионной комиссией. Оспаривать действия сложно и очень хлопотно по времени.

    Члены комиссии выполняют возложенные обязанности в соответствии с законом.

    Чтобы совершать определённые действия, требовать выполнения обязательств, надо уметь разбираться в сфере ЖКХ. С другой стороны, деятельность лицензионной комиссии достаточно общая и в некоторых случаях — формальная.

    В Законодательстве сформулированы два требования к кандидатам в члены комиссии:

    • обязательно наличие высшего образования;
    • стаж работы не менее двух лет в сфере ЖКХ.

    Внимание! С января 2018 года лицензия выписывается органами Госжилнадзора сроком на пять лет. Основанием служит заявление соискателя, успешное прохождение экзамена, представленный пакет документов и решение комиссии. Ранее лицензия оформлялась бессрочно. Разрешения считаются действительными и распространяются исключительно в том регионе, где была получена лицензия.

    Законодательная база в сфере лицензирования деятельности УК

    Весь комплекс вопросов по лицензированию представляет собой отдельные части и освящается в законодательстве. Выпущено много федеральных законов, к которым прилагаются законы субъектов. Например, административные регламенты, принятые во исполнение требований законодательства.

    Лицензирование регулируется нормативными актами:

    Кому необходима: виды работ по обслуживанию МКД

    Самый главный вопрос при подаче документов, кто может быть соискателем лицензии и кто должен сдавать квалификационный экзамен.

    УК обязана заключить договор с жильцами. А чтобы заключить договор на обслуживание многоквартирного дома, надо иметь лицензию.

    Примеры работ, подлежащие лицензированию:

    • сбор обязательных платежей;
    • содержание и плановый ремонт дома;
    • документооборот и сохранность документации;
    • работы на придомовой территории по благоустройству;
    • предоставление услуг по соглашению с компаниями ЖКХ;
    • аварийное обслуживание и контроль над нормальным функционированием жилого здания.

    Нужна ли ТСЖ?

    Лицензирование устанавливается для управляющих компаний. ТСЖ и ЖСК относятся к некоммерческим организациям. Соответственно, лицензия не требуется. Они могут жить спокойно до определённого времени, пока законодатель не решит изменить ситуацию.

    Требования к соискателям

    На основании Постановления разработаны и утверждены основные требования к соискателям:

    • наличие квалификационного аттестата;
    • отсутствие судимости и дисквалификации;
    • соблюдение правил предоставления услуг в МКД;
    • лицензия не должна быть аннулирована по инициативе комиссии;
    • регистрационные документы УК имеют соответствующий код деятельности по ОКВЭД;
    • предоставление финансовой отчётности и других документов, свидетельствующих об удовлетворительной работе УК.

    Полезно! После получения лицензии и перед началом деятельности, приобретите программу, которая автоматизирует и упростит работы по расчету квартплаты граждан, ведению паспортного учета и оформлению квитанций. Полная интеграция с ГИС ЖКХ. Подойдет как УК, так и ТСЖ. Узнать подробнее и купить можно здесь.

    Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата

    Сдачи экзамена и получение аттестата – процесс долгосрочный.

    Управляющие проходят тестирование на знание Жилищного законодательства и проверку жилищной инспекции.

    Общественные деятели, представители сферы ЖКХ и ветераны отрасли принимают решение о выдаче документа.

    Рассматривается несколько подразделов в общем плане, связанные со сдачей экзамена:

    1. Подача заявления на прохождение экзамена.
    2. Экзаменационная процедура.
    3. Ожидание результата и получение аттестата.

    Свидетельством об успешной сдаче экзамена служит квалификационный аттестат.

    С этим и другими документы соискатель обращается в органы ГЖН с заявлением о предоставлении лицензии.

    В некоторых регионах предоставляется возможность познакомиться с вопросами экзаменов и пройти пробное тестирование.

    Законодатель не определил, какое количество представителей должно пройти экзамен. Вопрос численности рассматривается на местах. Но для того, чтобы была взаимозаменяемость, рекомендуется, как минимум, два представителя: руководитель и его заместитель.

    В форме компьютерного тестирования разработано 200 вопросов и три варианта ответов. Надо выбрать правильный вариант. При регистрации на экзамен каждый получает индивидуальный код, согласно которому предоставляется уникальный набор из ста случайных вопросов. Экзаменуемый последовательно отвечает на вопросы в течение двух часов без возможности возврата к предыдущему заданию.

    УК могут не сдать экзамен. Тогда будет отказано в выдаче лицензии. В итоге, многоквартирные дома останутся без коммунального присмотра, жильцам которых не повезло с управляющими компаниями. В течение 15 дней после официального уведомления городской администрации, должно состояться собрание собственников жилья для принятия решения о переизбрании УК.

    Осторожно! Если собственники не смогут определиться, городские власти самостоятельно подберут управляющую компанию путём открытого конкурса без участия жильцов многоквартирного дома.

    Порядок действий

    1. Заявление о допуске к экзамену.
    2. Проверка в реестре дисквалифицированных лиц (от 3 до 10 рабочих дней).
    3. Уведомление о допуске к экзамену (15 рабочих дней).
    4. Регистрация на экзамен и проведение экзамена.
    5. Протокол о результатах формируется автоматически, но подписывается в течение 3 рабочих дней.
    6. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней с момента проведения экзамена. Уведомление отправляется электронным способом.

    Внимание! Количество попыток не ограничивается, плата не взимается. Если экзамен не назначается и в этом нет вины соискателя, можно упредить ситуацию: написать требование-претензию, обжаловать бездействие должностных лиц лицензионной комиссии в прокуратуре.

    Стоимость

    За лицензию надо заплатить госпошлину:

    • получение первичной лицензии — 30 000 рублей;
    • переоформление — 5 000 рублей;
    • выдача дубликата — 5000 рублей.

    Если воспользоваться услугами посреднической организации, которая все заботы возьмёт на себя, расходы увеличиваются от 15000 руб. до 85000 руб.

    Документы

    1. Заявление от соискателя.
    2. Учредительные документы.
    3. Квалификационный аттестат.
    4. Приказ о назначении на должность.
    5. Платёжное поручение об уплате госпошлины.

    Как получить: пошаговый алгоритм

    Алгоритм действий для получения лицензии условно можно разделить на два больших этапа: сдача квалификационного экзамена и подготовка документов на получение лицензии.

    Срок оформления лицензии: 45 рабочих дней, если документы не возвращались на доработку.

    Соискателю направляется уведомление о допуске и приглашение на экзамен. С момента подачи заявления до проведения экзамена должно пройти не более 15 дней. На интернет-ресурсах региональных администраций расписан регламент работы жилищных инспекций и действия соискателя на получение лицензии по управлению МКД. В представленных блоках имеется точная информация по основным направлениям:

    • дата очередного экзамена;
    • работа лицензионной комиссии;
    • сбор необходимых документов и формы, которые необходимо заполнить.

    После успешной сдачи экзамена:

    1. Составляется заявка на получение лицензии.
    2. Документы рассматриваются соответствующим органом.
    3. Проводится внеплановая проверка.
    4. В итоге, заявитель получает лицензию на управление многоквартирными домами.

    Казалось бы, всё просто, законодатель подробно расписывает каждый из этапов. Но детализация иногда приводит к некоторой путанице, смешивая и заменяя одно понятие другим. Отказы, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет, в некоторых ситуациях по суду признаются недействительными.

    Способы подачи документов

    Наблюдается тенденция переводить всю отчётность в электронную форму. Поэтому, наиболее удачный способ подачи документов на оформление лицензии — через сайт Госуслуг.
    Также можно воспользоваться стандартными и привычными вариантами:

    • отправить по почте;
    • подать бумаги в МФЦ;
    • лично отнести в лицензионную комиссию;
    • воспользоваться услугами представителя или через доверенное лицо.

    Важно! Бумаги для должностных лиц в государственный орган отправляются таким образом, чтобы на руках оставался документ, подтверждающий отправку. Если заявка подаётся в электронном виде, желательно, продублировать заказным письмом по почте с описью вложения, либо доставить лично через канцелярию со штампом о приёме документов. Это является основанием и доказательством отправки документов.

    Порядок переоформления и продления

    Старые образцы полежат переоформлению. Документы с оконченным сроком действия должны быть продлены. Процедура проходит на основании заявления и документов в срок от двух дней после проведения проверки и не позже тридцати дней после регистрации заявления. Готовится мотивированное решение.

    Лишение и аннулирование: основания

    Инициатором лишения и аннулирования права на осуществление деятельности, согласно жк рф, может быть как контролирующий орган, так и заявитель.

    В первом случае основанием служит:

    • приказ о несоответствии лицензионным требованиям и представление в комиссию фальсифицированных документов;
    • привлечение к административной ответственности за невыполненные ранее предписания ГЖН.

    Если инициатором выступает управляющий, основанием аннулирования лицензии является заявление лицензиата. В течение десяти дней издаётся приказ о прекращении предпринимательской деятельности. За три последующих дня решение доводится до сведения инициатора.

    Последствия работы без разрешения

    Управление многоквартирным домом без лицензии наказывается, в зависимости от состава нарушения:

    • по ст.14.1.3 КоАП: грозит административный штраф от 50000 до 250000 руб., исправительные работы до 10 суток;
    • по ст. 171 УК: арест до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет либо налагается штраф до 1000 МРОТ.

    Полезное видео

    Подробно о нюансах лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами смотрите в данном видео:

    Процесс от подачи заявления до получения лицензии до сих пор сопряжён с множеством спорных вопросов. С принятием законодательных актов, было много сказано о лицензировании на управление многоквартирными домами.

    Прежде чем участвовать в процедуре разрешения на лицензионную деятельность, необходимо разобраться во всех тонкостях процесса сбора и подачи документов, подготовиться к успешной сдаче экзамена на получение аттестата и пройти проверки комиссии.

    Читать еще:  Реструктуризация долга по жкх что это
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector