Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научные статьи по жкх

Научные статьи по жкх

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

Цель исследования – изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения. К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ. Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей. Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат. Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны [6, 8 и др.].

Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов. Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

Следует отметить, что государство предпринимает определенные попытки повысить культуру экономического мышления населения. Например, все чаще на трассе размещаются билборды или плакаты с призывом «Будь Человеком! Не бросай мусор!», «Убери за собой!» и т.д. Однако такие обращения останавливают далеко не всех проезжающих. В результате происходит накопление мусора, негативное воздействие на экологию, ухудшение внешнего вида территории. Также нередки случаи несанкционированных свалок в городской черте. Не имеют действия запреты «Свалка и выброс мусора запрещены», не пугают размеры штрафов. Согласно статистическим данным, площадь свалок в нашей стране ежегодно увеличивается на 0,4 млн гектаров. При этом практически все производственные и бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках (общим количеством около 17 тысяч), на полигонах (около 1 тысячи), на несанкционированных свалках (около 13 тысяч) и на промышленных площадках предприятий. Площадь такого размещения отходов в нашей стране сопоставима с территориями Нидерландов (4,15 млн гектаров), Швейцарии (4,12 млн гектаров) [7].

Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят. Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто. Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора. Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:

– нерациональное использование ресурсов;

– психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

– сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

– низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;

– низкое качество предоставляемых услуг;

– отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;

– невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, % [7]

Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов. Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах. Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

Читать еще:  Как считать тарифы жкх

Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:

– образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;

– квалификация специалистов в сфере ЖКХ;

– привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;

– прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости [2, с. 595]. Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

– развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;

– создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;

– производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;

– совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

– развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство [3] и концессионные отношения и т.д.

Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране [1] и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны. Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы [4, 5 и др.], закрепления прав и полномочий инвестора и т.п. Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЖКХ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Неклюдова П.А.,Шафиев Д.Р.,Сибгатуллин Б.Р.

Казанский государственный энергетический университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство России, кризис, electricity Russian economy, crisis, modernization

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье анализируются основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства России, существующие трудности и перспективы.

Текст научной статьи

Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) — занимает ключевое место среди межотраслевых хозяйственных комплексов России и представляет значительную роль в их формировании. По данным Минрегиона России на долю ЖКХ приходится 26 процентов основных фондов страны и более 20 процентов потребления энергетических ресурсов[1]. Функции ЖКХ это поддержание требуемых эксплуатационных характеристик жилого фонда и работы инженерной инфраструктуры населѐнных пунктов. Благополучное развитие ЖКХ России определяет эффективное функционирование основных отраслей хозяйствования на региональном уровне страны, что является вероятным при выработке стратегических направлений и механизмов его развития на перспективу. Однако в структуре ЖКХ на сегодняшний день есть серьезные трудности, одна из которых — высокая степень износа основных фондов. С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. В период рыночных отношений государство перестало быть основным участником на рынке жилья. После приватизации и снижения реальных доходов населения, за 20 лет жилищные условия граждан не улучшились, а большей части населения значительно ухудшились не только количественно, но и качественно. В среднем на каждого жителя сегодня приходится около 20 м2 . Для сравнения в странах Восточной Европы — 35 м2, во Франции — 43, в Германии — 50, в США и Канаде — 70 и 75м2 — в Скандинавских странах [2]. В 2013 году общий жилой фонд Российской Федерации составлял 3,3 миллиарда квадратных метров. Из них не менее 100 миллионов квадратных метров приходилось на аварийное и ветхое жилье. По состоянию на начало 2013 года в стране насчитывалось более 1,6 миллиона многоквартирных домов, которые имели износ от 30 до 65 процентов. В них проживает около 45 миллионов человек — почти треть всего населения России. При этом общий объем жилищного фонда со степенью износа более 66 процентов составляет 56,9 миллиона квадратных метров[2]. Ныне функционирующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность управления многоквартирными домами (далее — МКД), содержания и ремонта не только своих квартир (помещений), но и общего имущества в доме, а также своевременной оплаты коммунальных и жилищных услуг. Благодаря реализации положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ — О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства[3] созданы условия для формирования и развития рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг, посредством управляющих организаций (УО), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно- строительных кооперативов (ЖСК). По состоянию на 1 июля 2015 года по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, доля площади многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления, составила около 97%. При этом приоритет отдается управляющим организациям. Доля площади МКД, которыми управляют УО, составляет около 70 процентов. Создано более 11 тысяч УО, из которых более 80 процентов — коммерческие организации. Под управлением объединений собственников находится 23 процента площади МКД, это товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Наиболее проблемными являются УО, они были созданы на базе старой структуры ЖКХ, которая с переходом на рыночный механизм отношений не эффективна, так как фактически управлять жилищным фондом стали те же структуры, что и раньше, хотя отношения между собственниками жилья и управляющей структурой приняли договорной характер. В рыночном механизме, в отличие от планового ведения хозяйства вместо одного собственника в лице государства образовалось сообщество многочисленных собственников и сообщество менеджеров с очень разными целями, первые стремятся получить максимальную выгоду, а вторые — качество предоставляемых услуг. На наш взгляд пока «побеждают» интересы менеджеров. Темпы роста на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. превышали темпы роста цен на жилищные услуги, особенно выросли тарифы в 2009 году в среднем на 23 % (при общем уровне инфляции 8,8 %). По подсчетам специалистов россияне, начиная с 2000 года, платят за ЖКУ в 13 раз больше в сравнении с 1991 годом[4]. По данным Росстата, тарифы на ЖКХ в России за июль 2015 года подскочили на 7,1 процента. Постоянный рост цен на тарифы образовывает угрозу обеспечению доступности ЖКХ населению. На 2015 год по данным ЦФО 35 процентов жителей не платят за коммунальные услуги из-за финансовых проблем[4]. Чтобы как-то сдержать рост цен на тарифы Фонд содействию реформирования ЖКХ ввел меры в рамках Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг.». Например, эффективно работает проект компенсаций (субсидий) — адресная социальная помощь на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами[5]. Однако тенденция на рост тарифов при том же качестве предоставляемых услуг в сфере ЖКХ сохраняется. Это может быть связано с субъективными причинами, сложившимися в дорыночный период с затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления. Повышение качества предоставляемых услуг и контроль за ценовой политикой деятельности ЖКХ возможно только при консолидации усилий властных структур, частного бизнеса и потребителей. Собственники жилья непосредственно должны участвовать в определении основных направлений расходования средств и контроля качества коммунальных услуг. Наиболее соответствующей формой для данной деятельности является — ТСЖ. ТСЖ в границах единого комплекса недвижимого имущества на сегодняшний день один из эффективных способов защиты прав собственников жилья, и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. ТСЖ одна из форм местного самоуправления, позволяет инициативной группе решать проблемы, позволяет широкому кругу заинтересованных лиц принимать участие в решении вопросов функционирования дома. В настоящий момент приватизировано 77 процентов жилья и только 7 процентов этого объема объединено в товарищества собственников жилья. Частными управляющими компаниями обслуживаются жилища 12 млн граждан, или порядка 8 процентов населения страны[1]. На наш взгляд, рост ТСЖ приведет к демонополизации отрасли и соответственно к регулированию тарифов, что само по себе является существенным фактором стабилизирования инфляции. Таким образом, выход из сложившейся ситуации лежит через повышение роли государства в управлении жилищно-коммунальным хозяйством и превращения последнего в один из полигонов модернизации национальной экономики. А за счет развития общественного самоуправления, которое обеспечит участие домовладельцев в управлении, в определении основных направлений расходования средств на содержание и ремонт, контроля качества коммунальных услуг и работ по ремонту и содержанию жилищного фонда.

Читать еще:  Оплата жкх по конвертации

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

Читать еще:  Разработчики гис жкх

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

15 статей об управляющих компаниях в сфере ЖКХ

Управляющая компания для человека, а не человек для управляющей компании. Мы собрали 15 текстов о том, как жильцы могут выбрать или сменить УК, за что она должна отвечать и как решить самые распространенные проблемы, связанные с управлением многоквартирным домом или загородным поселком.

5 вопросов о том, как выбрать управляющую компанию

Как выбрать управляющую компанию, чем именно она должна заниматься и сложно ли ее сменить?

7 главных фактов об общем собрании жильцов

Кто может созывать собрания жильцов, зачем приходить на собрания и какие вопросы можно решить общим голосованием?

Около трети управляющих компаний могут уйти с рынка

Причиной этого может стать новый закон, позволяющий гражданам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Если УК не прислала счета вовремя, платит ли она пени?

Есть ли пеня за нарушение срока управляющей компанией?

5 фраз, убивающих желание звонить в ЖЭУ (но все равно придется)

Типичные претензии сотрудников ЖЭК, которые не нужно терпеть.

Как решать проблемы с управляющей компанией?

Кому жаловаться на управляющую компанию, если возникают проблемы? Как с ней взаимодействовать и влиять на ее работу?

Должна ли управляющая компания устранять следы протечки в квартире?

УК починила кровлю, но отказалась устранять следы протечки на потолке. Что делать?

В квартирах не работает вентиляция – что делать?

Во многих квартирах не работает вентиляция. Куда и как обращаться с этим вопросом?

Кто должен платить за обслуживание газопровода?

К многоквартирному дому подходит газопровод среднего давления, строители сдали его как принадлежащий дому, и ГРПШ около фасада дома. Должны ли жильцы дома платить за обслуживание газопровода и ГРПШ «Межрегионгазу»?

Утепление фасада многоквартирного дома снаружи

Вопрос утепления фасадов квартир очень актуален для России. О том, как узаконить утепление фасада и какие материалы использовать, рассказывает инженер МТО.

Могу ли я разбить свою клумбу у подъезда?

Нужно ли спрашивать у кого-то разрешение, если вам вдруг захотелось самостоятельно обустроить двор у своего дома? К кому обратиться и что предпринять?

Новостройку сдали, не подключив к коммуникациям. Что делать?

Купил квартиру, но новостройка не подключена к коммуникациям. Что можно сделать?

Какие услуги я должен оплачивать до оформления прав на квартиру?

Могу ли я не заключать договор с УК, пока не зарегистрирую право собственности? Какие услуги я обязан оплачивать, проживая в квартире, до оформления собственности на нее?

Может ли УК брать плату за отопление в новостройке, не приняв теплосети?

В новом сданном строителями МКД управляющая компания на протяжении уже более полугода не принимает от застройщика системы теплоснабжения (отопления) из-за недостатков. Может ли УК брать плату за отопление?

Могу ли я требовать, чтобы мой подъезд оборудовали пандусом?

Могу ли я требовать, чтобы мой подъезд оборудовали пандусом? Если да, то куда обращаться?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector