Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности жкх в россии

Жилищно-коммунальное хозяйство в России

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Статья просмотрена: 7011 раз

Библиографическое описание:

Абдуллина А. Р., Владимиров И. А. Жилищно-коммунальное хозяйство в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 183-185. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1433/ (дата обращения: 23.03.2020).

На протяжении длительного времени в жилищно-коммунальной сфере господствовали административные методы хозяйствования. Материальная база отрасли находилась в неудовлетворительном состоянии и заметно деградирует в последние годы. Хотя расходы местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство составляют около 25%.

До сих пор не отрегулированы ставки и тарифы на услуги, предоставляемые жилищно-коммунальным хозяйством. В основном за счет бюджетных дотация, которые растут из года в год, осуществляются эксплуатация и дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства. Размеры дотаций зависят не от качества обслуживания потребителей, а от высоких текущих затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Сложившийся хозяйственный механизм в жилищно-коммунальном хозяйстве не способствует эффективному развитию предприятий и организаций, не направляет их на улучшение качества услуг (автоматизация деятельности на базе новых технологий). Все это снизило надежность и устойчивость работы всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, привело к усилению социальной напряженности в целом ряде регионов, особенно в период холодов.

Отдельные организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства выступают в роли естественных монополий, тем не менее, эффективный механизм контроля за их деятельностью до сих пор не создан. За какие услуги жилищно-коммунального хозяйства платит население и почему именно в таких размерах четко не обосновано. При отсутствии контроля и учета объемов, фактически предоставляемых услуг, то есть вода, газ, тепло и пр., и их качества, расчет осуществляется по усредненным показателям, что не признается рыночными принципами.[2]

Вследствие аварий, недоброкачественного ремонта и т.д., зачастую возникшие не по вине потребителей издержки перекладываются на плечи населения. Взаимоотношения между производителями данных услуг, их потребителями и посредниками до сих пор не налажены.

Государство должно поставить перед собой главной задачей преодоление затянувшегося кризиса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение его стабильного развития, так же необходимо пересмотреть систему организации и управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

ЖКХ подразумевает выполнение следующих функций:

— водопровод, куда входят прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления;

— теплоснабжение, т.е. обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;

— канализация (отведение сточных вод);

— капитальный ремонт зданий;

— текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);

— сбор, вывоз и утилизация мусора;

— уборка мест общего пользования;

— содержание придомовых территорий (благоустройство, озеленение).

Для того чтобы повысить уровень жизни людей, улучшить их жилищные условия а также развивать культуру у населения необходимо повысить требования предъявляемые к ЖКХ.

Ниже приведена классификация отраслей жилищно-коммунального хозяйства:

— санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

— внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

— коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

— коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

— внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

— подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Особенности ЖКХ как отрасли народного хозяйства:

— сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

— особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

— сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

— сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

— особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

— необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения.[4]

ЖКХ имеет многоотраслевую структуру. Несмотря на это, жилищно-коммунальное хозяйство это целостная система, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения.

На сегодняшний день существует дефицит финансирования ЖКХ. Вследствие того, что уровень жизни снижается, а плата за коммунальные услуги постоянно растет, уменьшается и спрос на многие платные виды услуг. Например, по среднедушевому потреблению бытовых и жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от США более чем в 5-6 раз.

Средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

По статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.

Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в неотложном капитальном ремонте, 170 млн. кв. м. — в переоборудовании коммунальных квартир и свыше 250 млн. кв. м. — в реконструкции. Подлежащий сносу аварийный жилой фонд, имеющий износ свыше 70%, составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в России выбывает не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в неотложном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.

Основываясь на этих данных, можно сделать вывод: в России остается на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по большинству своих качественных характеристиках, а так же по объему, он не соответствует существующим нормативам.

Статистика говорит о том, что большинство респондентов (три четверти) не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания. Вследствие этого возрастает социальную напряженность в обществе, ухудшается качество жизни населения.

Тревожное состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России. Рассмотрим подробнее некоторые подотрасли:

Водоснабжение. Главный источник питьевого водоснабжения в России — это поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, так как многие предприятия не заботятся об окружающей среде и сбрасывают свои промышленные отходы в сточные воды, так же в водоемы примыкают канализационные стоки — хозяйственно-бытовые и промышленные.

Степень очистки сточных вод постоянно снижается. За последние годы этот показатель сократился до 60 – 65%. В некоторых регионах России питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей, потому что существует дефицит химических реагентов и дезинфекторов, которые применяются для очистки питьевой воды. Примерно 24% сточных вод сбрасывается в водоемы неочищенными.

В среднем за сутки потребителям отпускается 60 млн. кубометров воды, в том числе населению на коммунально-бытовые нужды 45 млн. кубометров. В развитых странах норма суточного потребления воды на человека составляет 150-200 литров. В России же по средним показателям на каждого жителя расходуется на коммунально-бытовые нужды 306 литров воды в сутки. Я считаю, такой высокий показатель обусловлен нерациональным использованием воды, а также низким техническим уровнем водопроводных систем.

Электро-, теплоснабжение. Почти пятая часть всех энергоресурсов страны расходуется на отопление жилья. При этом больше всего среди отопительных котельных мелкие, малоэффективных котельных, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, а тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции таких котельных идет медленно.

Более 83% тепловой мощности котельных принадлежит различным ведомствам, предприятиям и их объединениям и только 17% находится в ведении муниципалитетов.

Благоустройство. Стоимость основных фондов внешнего благоустройства составляет 150 млрд. рублей, их износ превышает 42%. Но все так же самой большой проблемой в России остаются дороги. Из 195 тыс. км. улиц и проездов лишь 48% имеют усовершенствованные покрытия проезжей части, 80% не имеют подземных водостоков. Из эксплуатируемых 20 тыс. мостов и путепроводов более 35% требуют капитального ремонта и реконструкции. Однако сейчас государство, наконец — то обратило внимание на эту проблему, и каждый год выделят большие средства на реконструкцию или постройку новых дорог. [3]

Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов. Многие жители домой сами на собственные средства облагораживают дворы своих домов.

С моей точки зрения сейчас перед правительством РФ, населением и местными (региональными) властями стоит наиболее остро проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В 2007 году Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был дан старт современной реформе ЖКХ.[1]

Цель создания Фонда содействия реформированию ЖКХ: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования ЖКХ, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий, финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта домов, а так же переселение граждан из аварийных домов.

Таким образом, можно сделать вывод, что реформа ЖКХ это реформа системы управления ЖКХ, нежели реформа системы оплаты услуг ЖКХ. Целью такой реформы является переход к самоуправлению. То есть, сами граждане должны следить за состоянием своих жилищных хозяйств, благоустраивать прилегающие к ним территории и нести за это ответственность. Механизмом для осуществления такого управления являются созданные ими же товарищества (ТСЖ). Они могут как лично вести управление домом, так и через договорные отношения с управляющими хозяйствами ЖКХ.[5]

В итоге государство не будет нести никакой ответственности по содержанию и управлению домом. Им же делаются шаги в сторону привлекательных отраслей для инвестирования, что исключает монополию в этой сфере.

1. Федеральны q закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

2. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. — Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2005. — № 8 — 59 с.

3. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — №6-7 -2005

Особенности жкх в россии

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решения общегосударственных задач по комплексному повышению качества жизни населения.

На сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) сложилась неблагоприятная ситуация, характеризующаяся отсутствием значимых результатов проводимых реформ, высокой степенью износа основных фондов, значительными потерями ресурсов при транспортировке, низкой инвестиционной привлекательностью [8]. Более 75% многоквартирных домов прослужили дольше 25 лет и нуждаются в проведении капитального ремонта (КР) для восстановления надлежащего технического состояния.

Читать еще:  Варианты оплаты жкх

В советское время ЖКХ представляло собой централизованную систему управления с высоким процентом дотационности в сфере жилищно-коммунальных услуг, поскольку при бюджетном финансировании расходы населения на оплату услуг ЖКХ занимали лишь 2% общей их стоимости [5]. Проблемы в сфере ЖКХ России проявились в полной мере в 90-е годы, после изменения политико-экономической системы страны.

Изменения структуры системы управления объектами ЖКХ на всех уровнях власти конца ХХ – начала ХХI вв. оказали значительное влияние на состояние нормативно-правовой базы этой отрасли в настоящее время.

Выполненный анализ ряда исследований в области формирования систем и механизмов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10] позволил сделать выводы, что все действия по реформированию ЖКХ в постсоветской России можно объединить в несколько этапов.

Первый этап (1991-1996 гг.). На первом этапе усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда. Органы государственной власти в этот период принимают ряд нормативно-правовых актов с целью адаптации отрасли ЖКХ к рыночным условиям. Так, в 1990 году при Совете министров РСФСР образован комитет по ЖКХ, 8 февраля 1991 года комитет преобразован в Госкомитет, в 1991 г. Комитет вошёл в состав Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ РСФСР», в 1992 г вновь образовывается самостоятельный центральный орган отраслевой компетенции – Комитет РФ по муниципальному хозяйству. В 1994 г. вместо Комитета РФ по муниципальному хозяйству создается Министерство строительства РФ с Департаментом ЖКХ в структуре, поскольку Указом Президента РФ №66 от 10.01.1994 г. была произведена перестройка центральных органов власти. Они были поделены на федеральные министерства и иные федеральные органы. Согласно этому указу органы с названием «комитет» были упразднены.

Второй этап (1997-2004 гг.) ознаменовался принятием Концепции реформы ЖКХ. Усилия власти были сосредоточены на обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижении издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» образуется Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике с Департаментом ЖКХ в структуре, затем в 1998 г. Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ РФ, в этом же году был организован Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, с Департаментом ЖКХ в структуре, а в 1999 г. происходит образование Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

На третьем этапе (2004-2010 гг.) предполагалось провести мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ и снижение издержек: реструктуризацию кредиторской задолженности, инвентаризацию жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по энергосбережению, переход на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

С 2004 г. в результате административной реформы Государственный комитет Российской Федерации по строительству и ЖКК преобразуется в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Функции государственного комитета по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переходят к Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, функции по контролю и надзору – Федеральной службе по технологическому надзору., 01.12.04 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ переходит в ведение Министерства регионального развития РФ, а в 2008 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ упразднено указом Президента Российской Федерации № 724 с передачей функций Министерству регионального развития Российской Федерации.

21 июля 2007 года принимается Федеральный закон № 185-ФЗ: «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ), направленный на создание правовых и организационно-экономических условий предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на стимулирование процесса формирования рыночной инфраструктуры. Реализация данного закона активизировала органы власти в регионах и муниципальных образованиях на разработку и выполнение территориальных программ капитального ремонта.

На четвёртом этапе (2010-2013 гг.), в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», Правительство поставило задачу добиться обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Для достижения поставленных целей в 2012 г. образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находилось в ведении Министерства регионального развития РФ и выполняло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

25 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон №271-ФЗ, на основании которого в Жилищный Кодекс был введен отдельный раздел по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Закон определил общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и что самое важное, порядок его финансирования. Началось внедрение системы КР МЖД на основе частичного софинансирования граждан.

1 ноября 2013 г. Указом Президента РФ образовано «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Данный факт обозначил начало пятого этапа развития ЖКХ.

Пятый этап (конец 2013 г. – по настоящее время).

На пятом этапе осуществляется переход обязательств финансирования капитального ремонта в МКД к собственникам квартир. Поддержка государства и местных органов власти осуществляется в форме субсидий.

После создания Фонда содействия реформированию ЖКХ приоритет при предоставлении бюджетного финансирования капитального ремонта отдается тем МКД, в отношении которых не исполнена обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Исследования показали, что на пятом этапе развития систем управления ЖКХ капитальный ремонт выступает особо приоритетным элементом управления воспроизводством жизненного цикла многоквартирного дома. Капитальный ремонт следует рассматривать как комплекс организационно-экономических, инженерных мероприятий, организационно-технологических работ и финансово-кредитных схем, направленных на снижение (ликвидацию) физического износа объекта, обеспечение экономии энергоресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.

В соответствии с положениями раздела IX жилищного кодекса России (ЖК) «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы по статье «капитальный ремонт».

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на основании методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основная цель реформирования КР МКД – переход обязательств по проведению КР к собственникам квартир. При этом за органами государственной власти федерального и регионального уровней закрепляются координирующие функции.

Минимальный размер фонда капитального ремонта многоквартирного дома, который устанавливается региональными властями, устанавливается в размере не более 30 % оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с проектом методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, разработанным Фондом содействия реформированию ЖКХ.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, жители МКД смогут самостоятельно определять способ накопления средств (см. табл. 1). Система накопления средств может быть изменена на основании решения собственников помещений. При этом необходимо учитывать, что переход от специального счёта к региональному оператору возможен через месяц. Длительность обратной процедуры составляет два года.

Способ накопления средств на проведение КР МКД

На специальном счёте

На счёте регионального оператора

· счет может быть открыт только в российском банке с уставным капиталом от 20 миллиардов рублей;

· договор будет заключен бессрочно и только один;

· договор можно оформить как на одного уполномоченного собственника МКД, так и на управляющую организацию или иной жилищный кооператив;

обязанность контроля расходования средств возлагается на банк, в котором будет открыт счет

· средства аккумулируются на счете уполномоченной субъектом Российской Федерации организации, которая будет осуществлять учет поступлений и управление ими;

· возможность использования накоплений одного дома на капитальный ремонт другого дома на возвратной основе.

Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья.

Основным институтом, через который осуществляются бюджетное финансирование и координация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья, выступает ФСР ЖКХ.

В настоящее время работа по формированию программ капитального ремонта ведется параллельно на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Рассматриваются и предлагаются различные механизмы реализации программно-целевых подходов к решению задач капитального ремонта жилищного фонда. Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД представлена на рис. 1

Рисунок 1 — Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД

Финансовая помощь со стороны ФСР ЖКХ оказывается в случае, если программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда финансируются за счёт средств субъекта федерации или муниципального образования.

Тем не менее, проблема реконструкции и ремонта жилищного фонда стоит в России остро. В течение всего периода независимого существования страны ежегодные объемы ремонтных работ были крайне малы, что привело к обветшанию значительной части жилья. В результате на данный момент ремонта требуют более 50% основных фондов, в том числе свыше 350 млн. кв.м. жилых помещений нуждаются в неотложном капитальном ремонте. По экспертным оценкам, общая площадь аварийного и ветхого жилья приближается к 230 млн. кв.м.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья [7].

В заключение следует отметить, что изменения в системе управления ЖКХ, произошедшие после 1990 года, отражают противоречивые тенденции. С одной стороны, происходящие изменения – свидетельство развития системы управления, с другой стороны, постоянные реорганизации – признак неустойчивости системы, поскольку ликвидация прежних структур и создание новых сопровождается дополнительными материальными издержками и зачастую не основывается на детальном теоретическом анализе.

В сложившихся условиях возрастает роль КР МКД как формы воспроизводства жилищного фонда и, следовательно, правового обеспечения, поскольку нормативно-правовая база создаёт основы для комплексного развития местных территорий и позволяет увязать частные интересы со стратегическими задачами государства.

Читать еще:  Гис жкх что это такое

Рецензенты:

Хрусталёв Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ПГУАС, г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС, г. Пенза.

Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы

Понятие и состав ЖКХ в России

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйств, а в частности в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов находится на глубокой стадии реформирования и требует совершенствования, в том числе на уровне региональных органов власти.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Состав жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России — это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.

Выделяют следующие отрасли жилищно-коммунального комплекса:

1. Жилищное хозяйство. В него входят жилые и нежилые здания, а также организации, обслуживающие их (осуществляющие эксплуатацию, проводящие строительные и ремонтные работы и др.). К жилищному хозяйству относят жилье, строения нежилого характера, здания общественных организаций и социальных контор, компании, обслуживающие и эксплуатирующие их.

Все жилые помещения составляют городской жилищный фонд. При этом не имеет значения форма собственности на них. Это могут быть МКД, частные дома, здания спецназначения (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для разных категорий граждан), квартиры и другие помещения, предназначенные для проживания людей. Так как благосостояние граждан улучшается, они становятся более требовательными к условиям своего проживания и общему состоянию дома. Этим обусловлено изменение структуры городского жилищного фонда.

2. Инженерное обеспечение поселений. Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса включает в себя снабжение граждан коммунальными ресурсами (горячей и холодной водой, теплом, газом, электричеством). Эта составляющая жилищно-коммунального комплекса наиболее сложная. Инженерное хозяйство должно быть организовано на очень высоком уровне, чтобы была возможность бесперебойно снабжать население водой, теплом, электрической энергией и газом. Для этого требуется своевременное проведение ремонта инженерных коммуникаций (в том числе и профилактического), работ по очистке, обеспечение эффективного функционирования аварийных служб. В нашей стране во многих регионах является проблемой подготовить инженерные сети к холодному времени года.

Водоснабжение и водоотведение. Вода (питьевая, предназначенная для использования в хозяйственных целях и на производстве) должна соответствовать определенным требованиям. При наличии в населенном пункте лишь одной системы подачи воды она должна по всем показателям соответствовать питьевой. В зависимости от профиля деятельности и мощности предприятий рассчитывается их потребность в воде. Снабжение водой может осуществляться из открытых или подземных источников. Водозаборное хозяйство включает: сооружения, осуществляющие забор воды, системы ее очистки и подготовки, насосные станции и трубопроводы, по которым вода доставляется населению.

Теплоснабжение. Задача системы — обеспечивать граждан горячей водой и отапливать помещения в зимний период. Потребление горячей воды характеризуется большей равномерностью, нежели потребление тепла, так как летом в отоплении нет необходимости. Как долго длится отопительный сезон, зависит от того, в каком климатическом поясе находится населенный пункт.

Элементы системы теплоснабжения: прямые и обратные тепловые сети, насосные станции (необходимые для прокачивания), распределители тепла.

Газоснабжение. Системы бытового снабжения газом есть практически везде. Подача газа может осуществляться по трубам от основных магистралей. Кроме того, может поставляться сжиженный газ в газораздаточные станции, расположенные в кварталах. Жители частных домов пользуются газом в баллонах.

Электроснабжение. Для снабжения городов электричеством используются централизованные региональные и межрегиональные энергосистемы. Вырабатывается электрическая энергия на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях, которые могут располагаться в любом месте. Система снабжения электроэнергией состоит из электрических сетей (магистральных и внутриквартальных), трансформаторов, распределительных пунктов и других сооружений.

3. Общегородское коммунальное хозяйство. К нему относятся системы благоустройства и содержания городских территорий (дорожно-строительное управление, освещение улиц, проведение санитарных мероприятий, сбор, вывоз и переработка ТБО, озеленение города), а также бани, прачечные, гостиницы, ритуальные компании и др.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги энергоснабжения заключаются в передаче энергии для целей энергообеспечения;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Инфраструктура жилищно-коммунального комплекса и жилищный фонд находятся под управлением органов государственной власти. В регионах РФ создаются департаменты, комитеты и министерства ЖКХ, которые входят в структуру управления ЖКК. Они составляют собственные нормативные документы, регламентирующие проводимые преобразования, при этом за основу берется нормативная база, разработанная на федеральном уровне. Принимаемые на региональном уровне решения по управлению коммунальной сферой носят рекомендательный характер для муниципальных органов власти. Вместе с тем в регионах осуществляют деятельность предприятия, являющиеся государственными и обслуживающие ЖКХ муниципалитетов.

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 16 499 управляющих компаний и 32 337 товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих 722 792 многоквартирными домами общей площадью 2 530 905 583 кв. м., а также более 9 700 ресурсоснабжающих организаций.

Началом реформирования российского ЖКК принято считать Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Начиная с 1992г. Правительством Российской Федерации принято более 230 законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих права собственности в жилищной сфере и строительстве ЖКХ. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г определено снижение энергоёмкости ВВП к 2020 г., не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 г. планируется более чем в 2 раза сокращение удельной энергоёмкости ВВП. Удельной энергоёмкости ВВП – более чем в 2 раза, удельной энергоёмкости ВВП – не менее чем в 1,6 раза.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РФ

Состояние ЖКХ на сегодняшний день находится в кризисном состоянии, ведь ее инфраструктура формировалась еще в Советском союзе, а за последние 28 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания тоже нет, — и в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.

Предприятия — поставщики сферы ЖКХ являются одной из наиболее важнейших структур каждого города, и в данном случае даже самый небольшой сбой в работе системы функционирования предприятий ЖКХ способен остановить функционирование не только отдельного района, но и города или поселка в целом. Можно говорить, что именно ЖКХ является фундаментом по развитию инфраструктуры России в целом и отдельных городов и поселков в частности.

В таблице 1 представлен рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России.

Таблица 1 — Рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Наименование проблемыРейтинг, в%
Непрозрачность тарифов23
Качество работы управляющих организаций19
Капитальный ремонт13
Состояние многоквартирных домов12
Качество предоставляемых услуг7
Обустройство прилегающей территории4
Проблемы с приборами учёта3
Бездействие уполномоченных органов1,5
Аварийное жилье1,5
Иные16

В рамках национальных проектов выделены серьезные деньги на программы переселения из аварийного жилья, благоустройства, улучшения качества питьевой воды в малых городах. По итогам инвестиционного форума в Сочи появилось поручение Председателя Правительства Д. А. Медведева о выделении дополнительных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг 60%. Все эти проекты, безусловно, послужат серьезным драйвером для развития строительной отрасли и ЖКХ, обеспечат новые рынки сбыта производителям работ и материалов, увеличат потребность в профессионалах. Ни одна технология, ни один проект не будет реализован без грамотных исполнителей и потребителей. Кадровый потенциал – такой же залог повышения эффективности отрасли, как деньги и технологии. Не менее важной задачей является воспитание грамотных потребителей, которые смогут эффективно контролировать все те проекты, которые реализуются в их городах, дворах и домах.

Один из трендов в ЖКХ сегодня – это налаживание коммуникации с собственниками жилья на региональном, муниципальном и низовом уровнях.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую отрасль экономики нашей страны, состояние которой можно оценить как критическое, при этом на уровне государства и региональных органов власти разрабатываются соответствующие программы по реформированию отрасли ЖКХ.

Особенности жкх в россии

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решения общегосударственных задач по комплексному повышению качества жизни населения.

На сегодняшний день в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) сложилась неблагоприятная ситуация, характеризующаяся отсутствием значимых результатов проводимых реформ, высокой степенью износа основных фондов, значительными потерями ресурсов при транспортировке, низкой инвестиционной привлекательностью [8]. Более 75% многоквартирных домов прослужили дольше 25 лет и нуждаются в проведении капитального ремонта (КР) для восстановления надлежащего технического состояния.

В советское время ЖКХ представляло собой централизованную систему управления с высоким процентом дотационности в сфере жилищно-коммунальных услуг, поскольку при бюджетном финансировании расходы населения на оплату услуг ЖКХ занимали лишь 2% общей их стоимости [5]. Проблемы в сфере ЖКХ России проявились в полной мере в 90-е годы, после изменения политико-экономической системы страны.

Читать еще:  Электронный паспорт гис жкх

Изменения структуры системы управления объектами ЖКХ на всех уровнях власти конца ХХ – начала ХХI вв. оказали значительное влияние на состояние нормативно-правовой базы этой отрасли в настоящее время.

Выполненный анализ ряда исследований в области формирования систем и механизмов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10] позволил сделать выводы, что все действия по реформированию ЖКХ в постсоветской России можно объединить в несколько этапов.

Первый этап (1991-1996 гг.). На первом этапе усилия государства были сосредоточены на реформе органов управления и приватизации жилищного фонда. Органы государственной власти в этот период принимают ряд нормативно-правовых актов с целью адаптации отрасли ЖКХ к рыночным условиям. Так, в 1990 году при Совете министров РСФСР образован комитет по ЖКХ, 8 февраля 1991 года комитет преобразован в Госкомитет, в 1991 г. Комитет вошёл в состав Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ РСФСР», в 1992 г вновь образовывается самостоятельный центральный орган отраслевой компетенции – Комитет РФ по муниципальному хозяйству. В 1994 г. вместо Комитета РФ по муниципальному хозяйству создается Министерство строительства РФ с Департаментом ЖКХ в структуре, поскольку Указом Президента РФ №66 от 10.01.1994 г. была произведена перестройка центральных органов власти. Они были поделены на федеральные министерства и иные федеральные органы. Согласно этому указу органы с названием «комитет» были упразднены.

Второй этап (1997-2004 гг.) ознаменовался принятием Концепции реформы ЖКХ. Усилия власти были сосредоточены на обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижении издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» образуется Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике с Департаментом ЖКХ в структуре, затем в 1998 г. Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ РФ, в этом же году был организован Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, с Департаментом ЖКХ в структуре, а в 1999 г. происходит образование Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

На третьем этапе (2004-2010 гг.) предполагалось провести мероприятия, направленные на укрепление позиций отрасли ЖКХ и снижение издержек: реструктуризацию кредиторской задолженности, инвентаризацию жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, проведение мероприятий по энергосбережению, переход на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

С 2004 г. в результате административной реформы Государственный комитет Российской Федерации по строительству и ЖКК преобразуется в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Функции государственного комитета по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переходят к Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, функции по контролю и надзору – Федеральной службе по технологическому надзору., 01.12.04 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ переходит в ведение Министерства регионального развития РФ, а в 2008 г. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ упразднено указом Президента Российской Федерации № 724 с передачей функций Министерству регионального развития Российской Федерации.

21 июля 2007 года принимается Федеральный закон № 185-ФЗ: «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ), направленный на создание правовых и организационно-экономических условий предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных целевых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также на стимулирование процесса формирования рыночной инфраструктуры. Реализация данного закона активизировала органы власти в регионах и муниципальных образованиях на разработку и выполнение территориальных программ капитального ремонта.

На четвёртом этапе (2010-2013 гг.), в соответствии с концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», Правительство поставило задачу добиться обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Для достижения поставленных целей в 2012 г. образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находилось в ведении Министерства регионального развития РФ и выполняло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

25 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон №271-ФЗ, на основании которого в Жилищный Кодекс был введен отдельный раздел по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Закон определил общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и что самое важное, порядок его финансирования. Началось внедрение системы КР МЖД на основе частичного софинансирования граждан.

1 ноября 2013 г. Указом Президента РФ образовано «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Данный факт обозначил начало пятого этапа развития ЖКХ.

Пятый этап (конец 2013 г. – по настоящее время).

На пятом этапе осуществляется переход обязательств финансирования капитального ремонта в МКД к собственникам квартир. Поддержка государства и местных органов власти осуществляется в форме субсидий.

После создания Фонда содействия реформированию ЖКХ приоритет при предоставлении бюджетного финансирования капитального ремонта отдается тем МКД, в отношении которых не исполнена обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Исследования показали, что на пятом этапе развития систем управления ЖКХ капитальный ремонт выступает особо приоритетным элементом управления воспроизводством жизненного цикла многоквартирного дома. Капитальный ремонт следует рассматривать как комплекс организационно-экономических, инженерных мероприятий, организационно-технологических работ и финансово-кредитных схем, направленных на снижение (ликвидацию) физического износа объекта, обеспечение экономии энергоресурсов и повышения качества предоставляемых услуг.

В соответствии с положениями раздела IX жилищного кодекса России (ЖК) «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы по статье «капитальный ремонт».

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на основании методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что основная цель реформирования КР МКД – переход обязательств по проведению КР к собственникам квартир. При этом за органами государственной власти федерального и регионального уровней закрепляются координирующие функции.

Минимальный размер фонда капитального ремонта многоквартирного дома, который устанавливается региональными властями, устанавливается в размере не более 30 % оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с проектом методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, разработанным Фондом содействия реформированию ЖКХ.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ, жители МКД смогут самостоятельно определять способ накопления средств (см. табл. 1). Система накопления средств может быть изменена на основании решения собственников помещений. При этом необходимо учитывать, что переход от специального счёта к региональному оператору возможен через месяц. Длительность обратной процедуры составляет два года.

Способ накопления средств на проведение КР МКД

На специальном счёте

На счёте регионального оператора

· счет может быть открыт только в российском банке с уставным капиталом от 20 миллиардов рублей;

· договор будет заключен бессрочно и только один;

· договор можно оформить как на одного уполномоченного собственника МКД, так и на управляющую организацию или иной жилищный кооператив;

обязанность контроля расходования средств возлагается на банк, в котором будет открыт счет

· средства аккумулируются на счете уполномоченной субъектом Российской Федерации организации, которая будет осуществлять учет поступлений и управление ими;

· возможность использования накоплений одного дома на капитальный ремонт другого дома на возвратной основе.

Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья.

Основным институтом, через который осуществляются бюджетное финансирование и координация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья, выступает ФСР ЖКХ.

В настоящее время работа по формированию программ капитального ремонта ведется параллельно на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Рассматриваются и предлагаются различные механизмы реализации программно-целевых подходов к решению задач капитального ремонта жилищного фонда. Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД представлена на рис. 1

Рисунок 1 — Модель функционирования муниципальной программы капитального ремонта МКД

Финансовая помощь со стороны ФСР ЖКХ оказывается в случае, если программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда финансируются за счёт средств субъекта федерации или муниципального образования.

Тем не менее, проблема реконструкции и ремонта жилищного фонда стоит в России остро. В течение всего периода независимого существования страны ежегодные объемы ремонтных работ были крайне малы, что привело к обветшанию значительной части жилья. В результате на данный момент ремонта требуют более 50% основных фондов, в том числе свыше 350 млн. кв.м. жилых помещений нуждаются в неотложном капитальном ремонте. По экспертным оценкам, общая площадь аварийного и ветхого жилья приближается к 230 млн. кв.м.

Около 85% жилищного фонда РФ находится в частной собственности, тем не менее, капитальный ремонт и реконструкция жилья почти полностью финансируются государством. Главная причина такой парадоксальной ситуации – отсутствие механизмов массового привлечения средств населения для финансирования ремонтных работ и стимулирования заинтересованности граждан в улучшении состояния своего жилья [7].

В заключение следует отметить, что изменения в системе управления ЖКХ, произошедшие после 1990 года, отражают противоречивые тенденции. С одной стороны, происходящие изменения – свидетельство развития системы управления, с другой стороны, постоянные реорганизации – признак неустойчивости системы, поскольку ликвидация прежних структур и создание новых сопровождается дополнительными материальными издержками и зачастую не основывается на детальном теоретическом анализе.

В сложившихся условиях возрастает роль КР МКД как формы воспроизводства жилищного фонда и, следовательно, правового обеспечения, поскольку нормативно-правовая база создаёт основы для комплексного развития местных территорий и позволяет увязать частные интересы со стратегическими задачами государства.

Рецензенты:

Хрусталёв Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ПГУАС, г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор, преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ПГУАС, г. Пенза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector