Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отрасль жкх в россии

ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

Выступление Ирины Генцлер

Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

Доработать Стратегию-2035

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

Создать интерес к профессии и готовить кадры

Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

Сделать проживание в домах безопасным

Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

Использовать в работе новые технологии

Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы

Понятие и состав ЖКХ в России

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйств, а в частности в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов находится на глубокой стадии реформирования и требует совершенствования, в том числе на уровне региональных органов власти.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Состав жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России — это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.

Выделяют следующие отрасли жилищно-коммунального комплекса:

1. Жилищное хозяйство. В него входят жилые и нежилые здания, а также организации, обслуживающие их (осуществляющие эксплуатацию, проводящие строительные и ремонтные работы и др.). К жилищному хозяйству относят жилье, строения нежилого характера, здания общественных организаций и социальных контор, компании, обслуживающие и эксплуатирующие их.

Все жилые помещения составляют городской жилищный фонд. При этом не имеет значения форма собственности на них. Это могут быть МКД, частные дома, здания спецназначения (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для разных категорий граждан), квартиры и другие помещения, предназначенные для проживания людей. Так как благосостояние граждан улучшается, они становятся более требовательными к условиям своего проживания и общему состоянию дома. Этим обусловлено изменение структуры городского жилищного фонда.

2. Инженерное обеспечение поселений. Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса включает в себя снабжение граждан коммунальными ресурсами (горячей и холодной водой, теплом, газом, электричеством). Эта составляющая жилищно-коммунального комплекса наиболее сложная. Инженерное хозяйство должно быть организовано на очень высоком уровне, чтобы была возможность бесперебойно снабжать население водой, теплом, электрической энергией и газом. Для этого требуется своевременное проведение ремонта инженерных коммуникаций (в том числе и профилактического), работ по очистке, обеспечение эффективного функционирования аварийных служб. В нашей стране во многих регионах является проблемой подготовить инженерные сети к холодному времени года.

Читать еще:  Проблема отходов в сфере жкх кратко

Водоснабжение и водоотведение. Вода (питьевая, предназначенная для использования в хозяйственных целях и на производстве) должна соответствовать определенным требованиям. При наличии в населенном пункте лишь одной системы подачи воды она должна по всем показателям соответствовать питьевой. В зависимости от профиля деятельности и мощности предприятий рассчитывается их потребность в воде. Снабжение водой может осуществляться из открытых или подземных источников. Водозаборное хозяйство включает: сооружения, осуществляющие забор воды, системы ее очистки и подготовки, насосные станции и трубопроводы, по которым вода доставляется населению.

Теплоснабжение. Задача системы — обеспечивать граждан горячей водой и отапливать помещения в зимний период. Потребление горячей воды характеризуется большей равномерностью, нежели потребление тепла, так как летом в отоплении нет необходимости. Как долго длится отопительный сезон, зависит от того, в каком климатическом поясе находится населенный пункт.

Элементы системы теплоснабжения: прямые и обратные тепловые сети, насосные станции (необходимые для прокачивания), распределители тепла.

Газоснабжение. Системы бытового снабжения газом есть практически везде. Подача газа может осуществляться по трубам от основных магистралей. Кроме того, может поставляться сжиженный газ в газораздаточные станции, расположенные в кварталах. Жители частных домов пользуются газом в баллонах.

Электроснабжение. Для снабжения городов электричеством используются централизованные региональные и межрегиональные энергосистемы. Вырабатывается электрическая энергия на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях, которые могут располагаться в любом месте. Система снабжения электроэнергией состоит из электрических сетей (магистральных и внутриквартальных), трансформаторов, распределительных пунктов и других сооружений.

3. Общегородское коммунальное хозяйство. К нему относятся системы благоустройства и содержания городских территорий (дорожно-строительное управление, освещение улиц, проведение санитарных мероприятий, сбор, вывоз и переработка ТБО, озеленение города), а также бани, прачечные, гостиницы, ритуальные компании и др.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги энергоснабжения заключаются в передаче энергии для целей энергообеспечения;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Инфраструктура жилищно-коммунального комплекса и жилищный фонд находятся под управлением органов государственной власти. В регионах РФ создаются департаменты, комитеты и министерства ЖКХ, которые входят в структуру управления ЖКК. Они составляют собственные нормативные документы, регламентирующие проводимые преобразования, при этом за основу берется нормативная база, разработанная на федеральном уровне. Принимаемые на региональном уровне решения по управлению коммунальной сферой носят рекомендательный характер для муниципальных органов власти. Вместе с тем в регионах осуществляют деятельность предприятия, являющиеся государственными и обслуживающие ЖКХ муниципалитетов.

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 16 499 управляющих компаний и 32 337 товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих 722 792 многоквартирными домами общей площадью 2 530 905 583 кв. м., а также более 9 700 ресурсоснабжающих организаций.

Началом реформирования российского ЖКК принято считать Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Начиная с 1992г. Правительством Российской Федерации принято более 230 законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих права собственности в жилищной сфере и строительстве ЖКХ. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г определено снижение энергоёмкости ВВП к 2020 г., не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 г. планируется более чем в 2 раза сокращение удельной энергоёмкости ВВП. Удельной энергоёмкости ВВП – более чем в 2 раза, удельной энергоёмкости ВВП – не менее чем в 1,6 раза.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РФ

Состояние ЖКХ на сегодняшний день находится в кризисном состоянии, ведь ее инфраструктура формировалась еще в Советском союзе, а за последние 28 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания тоже нет, — и в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.

Предприятия — поставщики сферы ЖКХ являются одной из наиболее важнейших структур каждого города, и в данном случае даже самый небольшой сбой в работе системы функционирования предприятий ЖКХ способен остановить функционирование не только отдельного района, но и города или поселка в целом. Можно говорить, что именно ЖКХ является фундаментом по развитию инфраструктуры России в целом и отдельных городов и поселков в частности.

В таблице 1 представлен рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России.

Таблица 1 — Рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Наименование проблемыРейтинг, в%
Непрозрачность тарифов23
Качество работы управляющих организаций19
Капитальный ремонт13
Состояние многоквартирных домов12
Качество предоставляемых услуг7
Обустройство прилегающей территории4
Проблемы с приборами учёта3
Бездействие уполномоченных органов1,5
Аварийное жилье1,5
Иные16

В рамках национальных проектов выделены серьезные деньги на программы переселения из аварийного жилья, благоустройства, улучшения качества питьевой воды в малых городах. По итогам инвестиционного форума в Сочи появилось поручение Председателя Правительства Д. А. Медведева о выделении дополнительных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг 60%. Все эти проекты, безусловно, послужат серьезным драйвером для развития строительной отрасли и ЖКХ, обеспечат новые рынки сбыта производителям работ и материалов, увеличат потребность в профессионалах. Ни одна технология, ни один проект не будет реализован без грамотных исполнителей и потребителей. Кадровый потенциал – такой же залог повышения эффективности отрасли, как деньги и технологии. Не менее важной задачей является воспитание грамотных потребителей, которые смогут эффективно контролировать все те проекты, которые реализуются в их городах, дворах и домах.

Один из трендов в ЖКХ сегодня – это налаживание коммуникации с собственниками жилья на региональном, муниципальном и низовом уровнях.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую отрасль экономики нашей страны, состояние которой можно оценить как критическое, при этом на уровне государства и региональных органов власти разрабатываются соответствующие программы по реформированию отрасли ЖКХ.

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Читать еще:  Инструкция диспетчера жкх

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Читать еще:  Лицензия жкх в московской области

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  • Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  • Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  • Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.
  • Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

    1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
    2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
    3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

    Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

    Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.
  • Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

    1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
    2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
    3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
    4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

    Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

    В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

    Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

    Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

    Перспективы развития отрасли ЖКХ

    Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

    Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

    Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

    Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

    Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  • В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  • В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  • В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  • В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  • В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  • В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  • В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.
  • В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

    Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector