Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повышение качества услуг жкх

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

Статья просмотрена: 1759 раз

Библиографическое описание:

Казарова А. Я., Татевосян Э. А. Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 449-452. — URL https://moluch.ru/archive/104/24517/ (дата обращения: 23.03.2020).

В работе детально рассмотрена классификация жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению; выявлены требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества. Качество ее работы на основе существования в этой сфере всех форм собственности дает возможность организовать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальная услуга как экономическая категория представляет отношение между людьми относительно производства, распределения и потребления особенных (в форме услуг) благ, которые относятся к области индивидуального и общего использования. На сегодняшний день, формирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько этапов от экстенсивного до интенсивного прогресса [2, с. 76].

Услуги рассматриваемой отрасли можно разделить на жилищные и коммунальные. Рассмотрим более детально классификацию жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, представленную на рисунках 1 и 2 [7, с. 3].

Рис. 1. Классификация жилищных услуг

Рис. 2. Классификация коммунальных услуг

Большое количество проблем ЖКХ в России определены неэффективной системой управления. Управление производительностью жилищно-коммунальных услуг заключается во взаимодействии, согласовании, достижении оптимальности между показателями производителя и показателями потребителя [3, с. 174].

На протяжении нескольких десятков лет в сфере классификация жилищно-коммунальных услуг доминировали не экономические подходы и средства хозяйствования, а административный аппарат управления хозяйственной деятельности [4, с. 491].

В новых экономических условиях жилищно-коммунальная сфера находиться в критичном состоянии в связи с:

 уменьшением бюджетных накоплений, которые направляются в эту сферу;

 увеличением тарифов на жилищно-коммунальную услугу;

 ухудшением качества обслуживания;

 падением объемов капитального и текущего ремонтов жилищного фонда;

 неэффективной организационной системой управления [6, с. 1].

На сегодняшний день качество является основной причиной социального устройства, деятельности людей. Если разнообразие всех проблем, которые рассматривает человечество разделить на глобальные и локальные, то проблему качества важно отнести к категории глобальных [5, с. 12].

В настоящее время в экономике практически всех регионов России и других стран резко возросло значение сектора услуг. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая существенно компенсировала снижение занятости в промышленности.

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества. Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений, обеспечивающая удовлетворение требований потребителей к условиям проживания.

Требования к качеству жилищно-коммунальных услуг:

 иметь в управляющей организации и организации по обслуживанию жилищного фонда открытой и доступной системы оценок их деятельности, выставляемых потребителями в той или иной форме;

 возможность потребителям контролировать объем и качество работ и услуг с помощью устанавливаемого порядка учета услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации;

 возможность корректировки размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве [6, с. 2].

Таким образом, требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации базируются на принципах наиболее полного учета потребностей нанимателей и собственников жилья в многоквартирных жилых домах, а также конструктивных и планировочных особенностей жилых домов, форм организации управления и обслуживания жилищного фонда. При этом инструментарий определения критериев (показателей) качества жилищных услуг должен учитывать такие факторы, как многоаспектность качества, территориальные и прочие особенности предоставления услуг, экономические ограничения, дифференциация потребителей услуг и др.

На наш взгляд, повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является одной из главных проблем Российской Федерации. Для этого является важным обеспечение выполнения ряда мероприятий, которые направлены на улучшение объектов инфраструктуры, эффективность государственных программ и др. Главными задачами этой программы являются повышение удовлетворенности граждан РФ уровнем жилищно-коммунального обслуживания.

Мы считаем, что решение данной проблемы состоит в использовании новейших технологий в коммунальной структуре. Необходимо вводить в работу тепловые насосы, а также внедрять оперативно-диспетчерские системы управления водоснабжением.

Для того, чтобы осуществить качество и эффективность работы объектов коммунальной инженерной инфраструктуры нужно повысить уровень образования кадров ЖКХ. На сегодняшний день в России функционирует немалое количество учебных заведений, где проводятся учебные курсы повышения квалификации.

Особое место в рамках реформы ЖКХ отводится персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти [1, с. 3].

По причине нарастания в России противоречий осуществляемых реформ, затрагиваются интересы людей. Это отражается на уровне их материального состояния, уровне потребления, продолжительности, качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Поэтому изучение сегодня проблем эффективности работы сферы услуг не просто актуально, а выходит на первый план. Также необходимо уделять большое внимание экономическим подходам развития сферы услуг, так как надлежащие использование ее ресурсов в экономике является условием социально-экономической стабильности общества.

Эффективно построенная система качества является надежным средством в деле оптимизации издержек и управления качеством. Система качеств обязана удовлетворять требования и перспективы потребителя, также защищать интересы исполнителя услуги. На наш взгляд, предоставление услуги должно быть выгодным и содействовать снижению рисков для здоровья и безопасности людей.

Таким образом, уровень удовлетворения жилищным обслуживанием является обобщенным описанием происходящих отклонений. Он включает в себя как успешность работы руководящей организации, так и все множество внешних условий: состояние жилищного фонда, политика квартплаты, изменение запросов жильцов, которые связаны с приватизацией жилья и т. д.

На сегодняшний день ЖКХ необходимо совершенствовать методику предоставления услуг, улучшения их качества и эффективности деятельности для приобретения конкурентного приоритета.

Цена и качество коммунальных услуг не устраивают 90% россиян

Почти 90% граждан считают, что качество ЖКУ не соответствует их цене, 83% не удовлетворены капитальным ремонтом дома, показал онлайн-опрос Счетной палаты РФ (СП). Эти данные будут использоваться аудиторами в ходе дальнейших проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А в Роспотребнадзор в 2016 году поступило 55 тыс. жалоб, связанных с вопросами оказания услуг ЖКХ. Это на 28% больше, чем 2015-м.

Эксперты считают, что у собственников есть все основания быть недовольными. Они не могут воспользоваться своими правами, самостоятельно выбрать управляющую компанию или заменить ее на другую. В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» сообщили, что опрос населения о качестве жилищно-коммунальных услуг проводился с февраля по май этого года. Участие в нем приняли 3200 граждан из более чем 60 субъектов РФ.

Читать еще:  Качество услуг жкх

Выяснилось, что 47% респондентов оценивают качество оказания услуг как неудовлетворительное. Наибольшее число негативных оценок поступило из Архангельской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Самарской, Мурманской, Новгородской областей, Приморского и Краснодарского краев, республик Карелии и Коми.

Удовлетворены качеством ЖКУ 44% граждан. Как правило, это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Забайкальского края, Московской и Ростовской областей, республик Крым и Татарстан.

На отлично качество жилищно-коммунальных услуг оценил только 1% респондентов. При этом 88,9% уверены, что качество ЖКУ не соответствует их цене.

Самая большая беда для жителей многоквартирных домов — внутридомовые инженерные коммуникации. 28,3% респондентов считают, что их нужно отремонтировать в первую очередь. 16,6% заявили о необходимости ремонта крыши, 15,4% — о том, что надо привести в порядок подвалы, а 12,8% беспокоятся о состоянии лифтов.

— Пользователи на 100% правы, и их мнение по поводу состояния домов и качества коммунальных услуг достоверней оценок любых экспертов, — считает директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская.

Она отметила, что большинство собственников квартир получили в наследство мощнейшую инженерную систему, однако она уже давно устарела и нуждается в модернизации.

— Сейчас появились новейшие технологии. Есть примеры, когда люди самостийно отключаются от общих коммуникаций и вскладчину устанавливают индивидуальные источники отопления и электроэнергии, — сказала эксперт.

В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» пояснили, что данные, полученные в ходе опроса, будут использоваться для проверок сферы ЖКХ. По сути, граждане подсказали аудиторам, на какие проблемы и где нужно обратить внимание в первую очередь.

Доцент кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета (ЮФУ) Анна Ермишина рассказала, что, несмотря на субъективное восприятие потребителем цены и качества ЖКУ, недовольство россиян имеет веские основания.

— Жилищно-коммунальные услуги действительно дорогие в сравнении с зарплатами населения и другими услугами, которые можно купить по рыночным ценам, — сказала эксперт.

Она отметила, что цены на услуги, предоставляемые естественными монополиями в сфере ЖКХ (отопление, электроэнергия, газ), регулируются государством. Но на стоимость работ по обслуживанию домов могут влиять собственники. Жилищный кодекс предполагает, что они сами выбирают управляющую компанию и согласуют с ней смету работ и их стоимость. Однако в реальности такая модель не работает.

Ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев отметил, что если управляющая организация не выполняет свои обязательства, собственники имеют право отказаться от ее услуг. Однако сделать это нелегко. Если во всем мире существует конкуренция в этой сфере и у недобросовестных компаний просто нет шансов выжить, то в России управляющие организации часто аффилированы с чиновниками и их трудно заменить.

— У нас местные власти часто заигрывают с собственниками, устанавливая невысокие ставки. Управляющие компании соглашаются на эти условия, потому что знают, что смогут не выполнять часть услуг и работ, и их никто толком не проконтролирует, — сказал эксперт.

Дмитрий Гордеев добавил, что функции контроля за действиями управляющих компаний принадлежат государственной жилищной инспекции. Однако ее работа не всегда эффективна. Среди сотрудников инспекции часто оказываются бывшие работники управляющих организаций, которые не видят часть нарушений. Да и физически инспекторы не могут проверить всё во всех домах.

— Собственники должны сами контролировать работу управляющей организации, как они это делают при ремонте в своих квартирах. А если они ежемесячно платят вслепую, то, конечно, их будут обманывать, — сказал Дмитрий Гордеев.

Схем обмана собственников множество. И чаще всего люди осознают, что их обкрадывают, но ничего не предпринимают.

— Большинство собственников выбирают пассивное поведение и решают: пусть лучше меня немного обманут. В экономике такой феномен называется «рациональное неведение», — сказала Анна Ермишина.

Она отметила, что, например, разобраться в правилах начисления платы за коммунальные услуги, проконтролировать производящиеся работы очень непросто. Этим и пользуются управляющие компании. Далеко не каждый жилец пойдет проверять достоверность показаний общедомовых приборов учета и сравнивать их с показаниями индивидуальных счетчиков в квартирах.

Анна Ермишина рассказала, что проблема отсутствия конкуренции между компаниями, которая влечет высокие цены и низкое качество работ, касается и капитального ремонта многоквартирных домов. Деньги, попавшие в «общий котел», не контролируются потребителем. Да и средств в фонде капитального ремонта недостаточно, чтобы отремонтировать все нуждающиеся в этом дома.

Как свидетельствует опрос Счетной палаты, капитальный ремонт дома проводился с 2012 по 2016 годы только у 9% респондентов, а качеством работ недовольны почти 83% опрошенных.

Повышение качества услуг жкх

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин: 1) ЖКХ должно обеспечить реализацию национально-государственных интересов потребителей, направленных на получение качественных услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности; 2) наличие дискретной инерционной командно-административной и управленческой структуры ЖКХ, функционирующей изолированно от пространственно-временных координат качества развития ЖКХ и препятствующей формированию совпадений потребителей в качестве услуг ЖКХ с национально-государственными интересами, направленными на повышение качественного уровня благосостояния потребителей; 3) формирование процессов повышения качества услуг ЖКХ осуществляется на фоне центробежных (негативных) тенденций, не учитывающих объективные законы и закономерности развития ЖКХ; 4) снижение качества рабочей силы в системе ЖКХ вследствие низкой профессиональной квалификации, что существенно снижает мотивационные возможности заработанной платы и потребительский спрос населения за счет оплаты дополнительных затрат ЖКХ, сдерживает экономический рост, усиливает социальную напряженность в обществе; 5) отсутствие институтов социального партнерства ЖКХ и целенаправленного влияния государства и регионов, обеспечивающих интегрально качественный уровень и динамику реформирования и развития ЖКХ; 6) современное ЖКХ не обеспечивает свою социально-экономическую эффективность. Противоречия между существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики отображаются также в том, что у предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема, режима потребления получаемых услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется также тем, что в настоящий момент их экономические интересы не требуют повышения качества функционирования на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существовании в их деятельности до сих пор затратных (в основном трансакционных) тенденций.

Данные инерционные процессы препятствуют качеству развития ЖКХ по формированию поля качества непрерывной сетевой сферы жизнеобеспечения потребителей и экономических отношений в нем. Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ. Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 годы. Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их качества и повышения качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, причем проведение международных конференций по реализации стратегии TQM (Total QualityManagement — Глобальный Менеджмент Качества) на базе открытых международных стандартов качества товаров, продукции и услуг ИСО 9000 и ИСО 14000 даёт представление о том, что в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг ЖКХ является актуальной для зарубежных организаций и отечественного ЖКХ.

Читать еще:  Проблема отходов в сфере жкх кратко

Обеспечение конкурентоспособности услуг ЖКХ на рынках достигается повышением уровня качества услуг и качества функционирования ЖКХ за счет институциональных резервов, приводящих к снижению трансакционных затрат и формированию и наполнению вектора качества развития ЖКХ в соответствии с парадигмой качества.

ЖКХ изучается как динамическая экономическая система. Под динамикой ЖКХ будем понимать изменение качественных свойств системы, общие закономерности ее поведения для реализации стратегии TQM и международных стандартов качества ИСО 9000 и ИСО 14000. При исследовании динамики ЖКХ нами культивируется поведенческий подход к анализу качественно-функциональных свойств ЖКХ как динамической экономической системы. ЖКХ выступает в форме самостоятельного экономического института качества услуг, причем любое применение позиции отрасли должно восприниматься как изменение миссии (видения и кредо) и уровня качества института, тем самым, характеризуя трансформацию всей институциональной структуры общества.

В динамике выявлены следующие институционально-структурные сдвиги в сфере ЖКХ на экономическом фоне других отраслей народного хозяйства:

1) возникновение целого каскада переходных процессов в рамках изучаемой предметной области;

2) наличие сильных экономических флуктуаций;

3) эффект начальных условий (эффект от инерционности наследования).

Ранг отрасли ЖКХ соответствует определенному уровню качества услуг, который отображается через «мультипликатор» как «стартовое» качество переходной функции непрерывного улучшения качества услуг в соответствии с установленными и предполагаемыми требованиями потребителей.

Наполнение этапов информационной парадигмы качества услуг ЖКХ осуществлялось преимущественно под воздействием институциональных экономических регуляторов. Первый этап I (1989-1992гг.) характеризуется переходом на децентрированную, матричную систему управления ЖКХ, приемлемую нарождающейся информационной экономике. При этом была произведена дифференциация качества услуг с учетом специфики регионов. Начавшаяся в 1992-1994 гг. приватизация (этап II) под давлением конкурентной сферы рынка услуг повысила качество активов ЖКХ и права собственности, что породило целевые потребности в повышении качества услуг. Социальный III этап институциональных преобразований ЖКХ (1994-1996 гг.) выявил барьеры «прозрачности» качества услуг при построении социально-ориентированной рыночной сферы ЖКХ. Это вызвано несоответствием рыночной ценности качества ЖКХ и соответствующих затрат, которые производитель услуг должен нести для защиты от качества услуг конкурентов; причем рыночная ценность напрямую зависит от величины «пучка» прав собственности на качество услуг. В 1996 — 1999 гг. (этап IV) для созданной сетевой организационной структуры ЖКХ формируются дифференциальные (распределенные) институциональные регуляторы (службы заказчика), настройки которых обеспечивают формирование качества услуг на всех этапах воспроизводственного цикла, ориентированного на потребителя. Государственная «Концепция реформы ЖКХ» послужила началом V этапа институциональных преобразований в сфере качества услуг. В Концепции сформированы Миссия ЖКХ, видение и кредо, комплекс программно-целевых стратегических и тактических направлений, сфокусированных и направленных на развитие сферы услуг ЖКХ.

Динамика институциональной структуры ЖКХ отвечает закономерностям и тенденциям, выявленным теорией экономических институтов:

1) повышение качества активов, правил и норм взаимодействия хозяйственных единиц ЖКХ и их организационных структур;

2) минимизация общих издержек ЖКХ, определяемых как сумма собственно производственных и трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества состояния функционирования системы ЖКХ;

3) соответствие относительных цен услуг ЖКХ структуре спроса (предпочтения потребителей).

Новый институциональный регулирующий механизм в ЖКХ предполагает:

1) формирование качества открытой конкурентной среды сферы услуг;

2) повышение степени «прозрачности» всех операций в ЖКХ при выявлении «стартового» качества услуг ЖКХ;

3) формирование контрактных отношений на базе стратегии TQM и стандартов ИСО по линии производитель услуг ЖКХ — потребитель.

Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работ ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

Потребность в услугах ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, необходимостью повышения качества человеческого капитала, закона возрастания потребностей.

Процесс производства и потребления большинства услуг ЖКХ совпадает в пространственно-временных координатах. На рынке услуг ЖКХ равенство спроса и предложения по объему и структуре оказываемых услуг должно соблюдаться постоянно. При этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в индивидуальной, коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного признания и гарантом обмена труда.

В условиях формирования и наполнения информационной парадигмы качества услуг ЖКХ такое равновесие нарушается из-за снижения качества услуг, отсутствия конкурентного рынка услуг ЖКХ, общего роста цен снижения спроса на услуги ЖКХ и одновременного сокращения предложений со стороны сферы ЖКХ. При этом точка равновесия кривых спроса и предложений услуг ЖКХ отсутствует: реализация услуг не состоялась, платежи прекратились, о чем свидетельствуют миллионные задолженности по коммунальным платежам населения, предприятий и учреждений России. Либерализация цен на услуги ЖКХ в этих условиях ведет к их неизбежному росту и сокращению предложения.

Уровень качества услуг ЖКХ различен на рынке услуг, но потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне можно определить этот уровень в момент покупки. Кроме того, он не знает предыстории предлагаемой ему услуги ЖКХ и обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг.

При симметричности информации, когда покупатель имеет адекватную информацию о качестве услуг ЖКХ, на рынке устанавливается эффективное равновесие. Цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее качеством. В условиях асимметрии информации, напротив, покупателю неизвестно качество конкретной услуги ЖКХ. Поэтому предлагаемая им цена определяется на основе среднего качества услуг, которое определяется на основе известного покупателю закона распределения качества Акерлофа. В модели Акерлофа качество предоставленной на рынке услуги ЖКХ предполагается распределенным равномерно. Функция распределения известна как продавцам, так и покупателям. В этой ситуации продавец услуги выставляет на рынке только те из них, качество которых лежит в нижней части распределения, так как продажа наиболее качественной услуги становится для него невыгодной. В результате, среднее качество представляемых на рынок услуг падает, а вслед за этим снижается и цена, которую покупатель готов заплатить за услугу. Соответственно окончательная цена, устраивающая покупателя, в какой-то момент оказывается равной нулю, и рынок перестает существовать. Явление неблагоприятного отбора (вид предконтрактного оппортунизма), которое возникает на данном рынке из-за несовершенства информации, приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в конечном итоге, к исчезновению рынка услуг ЖКХ

Рост коммунальных тарифов угрожает стабильности государства

В правительстве не поддержали публичное обсуждение взрывоопасной темы

Вице-премьер Виталий Мутко глубоко погружен в тему тарифообразования в сфере ЖКХ. Фото РИА Новости

Тема завышенных тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), похоже, крайне неприятна для правительства из-за потенциальной взрывоопасности. Население годами заявляет о своем недовольстве, причина которого – несоответствие цены и качества услуг ЖКХ. Но стоило главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву объявить в телеэфире, что население в ряде случаев переплачивает за ЖКХ более 100% себестоимости, как из правительства послышался окрик. Хотя, по мнению ряда экспертов, если бы проблема завышенных тарифов действительно интересовала контрольные органы, то с ней давно боролись бы не на словах, а на деле.

Читать еще:  Платежный документ жкх расшифровка

В правительстве отреагировали на недавние заявления главы ФАС о переплате населением за услуги ЖКХ.

Напомним, что послужило поводом для реакции правительства. Игорь Артемьев в телеэфире заявил следующее: «Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают более 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья» (цитата ТАСС).

Как он пояснил, на различных станциях коммунальных услуг примерно три четверти регионов страны переплачивают за их предоставление, а остальные – около одной четверти – имеют заниженные тарифы, передает слова Артемьева информагентство.

В двух соседних областях разница в тарифах на воду может отличаться в 54 раза, несмотря на подготовку ресурса в одинаковых климатических условиях, добавил Артемьев. Глава службы отметил, что тарифное «хулиганство» наблюдается на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, где ФАС тяжело влиять на ситуацию из-за правовых полномочий местных властей.

Как уточнил Артемьев, для устранения этой проблемы ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который уже согласовывают в правительстве.

Спустя несколько дней, в конце минувшей недели, вице-премьер Виталий Мутко (курирует жилищное строительство и сферу ЖКХ) прокомментировал такие оценки. «Конечно, это не так. Нет таких различий – более 100% себестоимости. На самом деле это настолько поверхностно с обывательской точки зрения, все намного глубже. Тариф ведь зависит от многих факторов. Это прежде всего затраты на подготовку тепла. Вы работаете на газе – у вас современная котельная. А другой работает на мазуте, там стоимость другая. И вроде они в соседних деревнях, но вы будете платить в этой современной котельной меньше. Тариф – условно – на Чукотке и в центральной полосе, безусловно, разный», – пояснил Мутко.

По его словам, нужно исходить из того, что сегодня регионы устанавливают тарифы, а на федеральном уровне на них могут влиять только предельные индексы. «Мы регулируем только предельные индексы в ЖКХ. Есть разночтения, есть попытки обойти эти индексы в регионах. Эти обходные пути нам вместе с антимонопольной службой и нужно в первую очередь пресечь», – отметил Мутко.

Вице-премьер указал еще на одну проблему – привлечение инвестиций для модернизации ЖКХ. «Сегодня пока вся коммунальная система при всей глобальности в целом справляется, но требует замены 40% сетей водоснабжения и 32% теплосетей», – уточнил вице-премьер.

При этом стало понятно, что в правительстве в принципе не в восторге от столь смелого обсуждения такой болезненной для общества темы, как тарифообразование в сфере ЖКХ. «Это такой сложный вопрос, чтобы вот так просто в публичном поле такие вещи заявлять», – сказал Мутко.

Несоответствие цены и качества коммунальных услуг – одна из самых застарелых проблем для жителей страны. Например, в конце 2015 года, отвечая на просьбу Всероссийского центра изучения общественного мнения перечислить актуальные проблемы ЖКХ, около 70% из 9600 опрошенных указали на высокие тарифы за коммунальные и жилищные услуги. Причем около 37% респондентов упомянули низкое качество жилищных услуг и обветшание жилого фонда. Это самые часто упоминаемые проблемы (респонденты могли выбрать несколько вариантов из предложенного списка). Также в десятке наиболее значимых проблем оказались низкий уровень благоустройства придомовых территорий, несоответствие отопления погоде, плохое качество воды и т.п.

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в последнее время увеличилась доля граждан, фиксирующих заметный рост цен на услуги ЖКХ. Последние два месяца она колеблется на уровне 43–45% из 3000 опрошенных. А в 2013-м эта доля составляла 38%, в мае 2018-го она была около 22%.

Кроме того, специалисты ФОМ ранее подвели итоги реализации майских указов президента от 2012 года. У граждан спросили, для решения какой задачи, по их мнению, за шесть лет не было сделано ничего полезного, в какой сфере ситуация даже ухудшилась. И 32% из 1500 опрошенных упомянули такую задачу, как повышение качества услуг в сфере ЖКХ. Этот вариант даже обогнал другой не менее значимый – «создание новых рабочих мест с достойными условиями труда и высокой оплатой». По мнению 31% опрошенных, в стране ничего не было сделано для создания таких рабочих мест.

Как пояснил «НГ» доцент Российского экономического университета Алексей Яшкин, «в системе расчета стоимости услуг ЖКХ ключевое место занимает вопрос себестоимости, в которой учитываются затраты не только на производство, но и на транспортировку». «Поэтому для граждан, проживающих в разных населенных пунктах, конечная стоимость, естественно, будет отличаться, – замечает эксперт. – На это будет влиять множество факторов, но наиболее важные – износ коммунальных сетей и закупочные цены на топливо, работы и т.п.» Обе эти проблемы, по мнению Яшкина, требуют серьезной проработки со стороны правительства, ФАС, Счетной палаты, общественных экспертов.

Осмелятся ли сами чиновники поднимать в публичных дискуссиях столь взрывоопасную тему, как непрозрачность коммунальных тарифов, а также несоответствие цены и качества услуг ЖКХ? Как считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, публичного обсуждения уже не избежать. «Пока не будет наведен порядок в расчетах тарифов и не удалена коррупция, инфраструктура продолжит разрушаться даже с учетом взносов на капремонт», – обращает внимание Жарский.

По мнению директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, «плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может стать идеальным инструментом для межэлитных конфликтов». «Сейчас настает период, когда тема ЖКУ будет появляться в новостях регулярно: каждый заинтересованный чиновник будет тянуть услуги на себя», – полагает эксперт.

Но в то же самое время, как уточняет Исаев, «высшему руководству страны очень не хотелось бы поднимать эту тему, ведь она теоретически может привести к массовому выражению недовольства людьми». «Проблем в сфере ЖКХ слишком много. Из-за повышения цен на ЖКУ у людей остается все меньше свободных денег. По сути, это бомба замедленного действия для социального взрыва», – полагает Исаев.

Так что «оклик» Мутко – это, возможно, «попытка спустить ситуацию на тормозах и сохранить спокойствие населения», говорит Исаев. Хотя, по его словам, нельзя исключать и других версий – например, что правительство охотно защищает интересы энергогенерирующих предприятий.

Однако, как замечают некоторые эксперты, критические замечания главы ФАС – это повод задать вопросы в том числе самой службе. «Если бы ФАС хотела бороться с завышенными тарифами не только на словах, то давно бы это делала. Вопрос не в том, какие статьи можно включать в тариф. Все критерии по включению эксплуатационных расходов четко определены в отраслевых основах ценообразования, многие из которых действуют уже более 10 лет», – сообщил директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием, эксперт Института экономики роста им. Столыпина Алексей Малоземов. Но, по его словам, «при неправильном контроле все равно существует масса возможностей завысить их уровень».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector