Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема отходов в сфере жкх кратко

Проблема отходов в сфере жкх кратко

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

Цель исследования – изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения. К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ. Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей. Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат. Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны [6, 8 и др.].

Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов. Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

Следует отметить, что государство предпринимает определенные попытки повысить культуру экономического мышления населения. Например, все чаще на трассе размещаются билборды или плакаты с призывом «Будь Человеком! Не бросай мусор!», «Убери за собой!» и т.д. Однако такие обращения останавливают далеко не всех проезжающих. В результате происходит накопление мусора, негативное воздействие на экологию, ухудшение внешнего вида территории. Также нередки случаи несанкционированных свалок в городской черте. Не имеют действия запреты «Свалка и выброс мусора запрещены», не пугают размеры штрафов. Согласно статистическим данным, площадь свалок в нашей стране ежегодно увеличивается на 0,4 млн гектаров. При этом практически все производственные и бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках (общим количеством около 17 тысяч), на полигонах (около 1 тысячи), на несанкционированных свалках (около 13 тысяч) и на промышленных площадках предприятий. Площадь такого размещения отходов в нашей стране сопоставима с территориями Нидерландов (4,15 млн гектаров), Швейцарии (4,12 млн гектаров) [7].

Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят. Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто. Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора. Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:

– нерациональное использование ресурсов;

– психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

– сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

– низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;

– низкое качество предоставляемых услуг;

– отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;

– невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, % [7]

Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов. Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах. Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:

– образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;

– квалификация специалистов в сфере ЖКХ;

– привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;

– прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости [2, с. 595]. Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

Читать еще:  Оплатить жкх банковской

– развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;

– создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;

– производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;

– совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

– развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство [3] и концессионные отношения и т.д.

Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране [1] и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны. Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы [4, 5 и др.], закрепления прав и полномочий инвестора и т.п. Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

Основные проблемы в ЖКХ: пути решения и рейтинг острых вопросов в России

Идеальное жилищно-коммунальное хозяйство буквально «невидимо» для обывателей. Конечная цель и единственный заметный результат при подобной деятельности – это создание комфортных безопасных условий для проживания людей и обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры.

То, что в России тема беспредела в ЖКХ постоянно фигурирует не только в СМИ, но и обсуждается на высшем федеральном уровне, говорит о том, что сфера находится в кризисном положении и необходимо это решить.

В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ и какой в России составили рейтинг проблем в ЖКХ?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Основные проблемы в ЖКХ

  1. Тарифы. Самая актуальная тема для большинства населения.

Плата за коммунальные и жилищные услуги высока и непрерывно растёт, становясь ощутимой статьёй расходов для среднего обывателя и непосильным бременем для малоимущих категорий граждан.

Помимо высокой стоимости, беспокойство и недовольство у населения вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за услуги ЖКХ.

Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за пользование жильем многократно превышает фактический расход на его содержание.

Отсутствует практика установления индивидуальных тарифов для каждого дома.
Качество и объём услуг. Подавляющее большинство граждан не довольно качеством предоставляемых ЖКХ услуг и считают, что оно не соответствует стоимости.

Одна из причин – изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают потребители.

В некоторых регионах качество поставляемых услуг не соответствует установленным стандартам (например, несоответствующие физические и химические характеристики воды).

Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям.

Ещё одной причиной низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников.

Для вывоза мусора и обеспечения чистоты в подъездах и на прилегающей территории нанимается меньше сотрудников, чем заявлено. Существуют и другие причины, но всё они возможны благодаря отсутствию контроля со стороны государства.
Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли.

Государство в России не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, предоставляемых ими населению.

Отсутствуют рычаги воздействия на данные организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ.

Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников – товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотности.

Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица получили возможность для личного обогащения, путем создания фиктивных ТСЖ, а также реализации коррупционных схем.

Например, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны.

Люди, проживающие в аварийном жилье, каждую минуту подвергают свои жизни опасности. Действующие программы расселения из ветхого и аварийного жилья не способны справиться с проблемой: износ существующего жилья происходит быстрее, чем строиться новое.

Беспредел в ЖКХ: пути решения

Для успешного решения в ЖКХ существующих проблем специалистами правовой, экономической сферы предлагались практические и теоретические варианты решения. Отличающиеся в деталях, по сути они очень похожи.

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ в России:

    Государственный контроль. Невозможно переоценить роль Государства в преобразовании системы жилищно-коммунального хозяйства.

  • пересмотр системы тарифообразования – максимальная простота и ориентированность на население;
  • введение правовой ответственности за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, создания фиктивных ТСЖ и т.д.;
  • установление государственного контроля за качеством услуг, предоставляемых населению;
  • ликвидация монополий на рынке организаций ЖКХ, создание и поддержание конкурентной среды.
  • Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь необходимо установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта.

    В регионах, где государственного финансирования недостаточно, возможно предоставление субсидий, пособий или льгот для граждан, чье жильё признано аварийным, дабы они могли взять жилье в аренду.

  • Общественный контроль. Создание общественных организаций для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).
  • Рейтинг вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве

    В таблице приводится рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

    Проблемы ЖКХ и пути их решения

    экономические науки

    • Малкандуев Эльдар Магомедович , кандидат наук, доцент, преподаватель
    • Черкесов Мустафа Тахирович , бакалавр, студент
    • Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик
    • Похожие материалы

      ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране. Наряду с этим , количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

      Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны. К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

      Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

      А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

      Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.

      В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?

      1. Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома.
      2. Качество и объём услуг. Многие жители не довольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. Главная причина — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают жители. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям. Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются работники у которых нет соответствующей квалификации.
      3. Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.

      Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

      1. Государственный контроль.
        • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
        • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
        • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
        • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
      2. Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций.
      3. Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

      В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

      Таблица 1. рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

      Проблемы утилизации отходов ЖКХ

      Главная > Реферат >Экология

      Министерство Образования Российской Федерации

      Волгоградский Государственный Технический Университет

      Кафедра Промышленной Экологии и Безопасности Жизнедеятельности

      Семестровая работа по экологии

      «Проблемы утилизации отходов ЖКХ»

      Выполнил: студент группы ИВТ-466 Пушкарь Д. В.

      1. Проблема твёрдых бытовых отходов ——————————- стр. 4

      2. Проблема утилизации отходов с позиции менеджмента —- стр. 7

      3. Столичный пример. Прессовка и разделение ——————— стр. 9

      4. Применение технологии быстрого пиролиза для

      утилизации бытовых и промышленных отходов ——————— стр. 11

      Список используемых источников

      В настоящее время количество и разнообразие твердых бытовых отходов (ТБО) в странах СНГ стремительно возрастает. В то же время положение с их утилизацией, в лучшем случае, остается на прежнем уровне. Бремя выработки решений в этой области практически полностью возложено на местные власти.

      Актуальность проблемы утилизации отходов ЖКХ очень высока в связи с тем, что методы утилизации, используемые в наше время, устарели и признаны несоответствующими настоящим мировым экологическим стандартам.
      «В этой ситуации нередко возникают представления о том, что все проблемы города или района, связанные с ТБО, способна решить «самая последняя западная технология» или, наоборот, невостребованная (и никем доселе не опробованная) уникальная отечественная технология. Под эти технологии ищутся (и иногда находятся) средства, разрабатываются проекты.
      В связи с этим нам кажется уместным обратить внимание на один из подходов к проблеме ТБО — концепцию Комплексного управления отходами (КУО). Существует два положения, подтвержденные мировым опытом (которые являются составляющими концепции Комплексного управления отходами (КУО)):

      Не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов.

      Даже комплекс технологий способен привести к решению проблемы отходов только тогда, когда он применяется вместе с рядом экономических и социальных инструментов.

      Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО (до 40% в развитых странах). Вторая по величине категория в России — это так называемые органические, в т. ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 7- 9% от общего количества отходов. Примерно по 4% приходится на дерево, текстиль, резину.

      Количество муниципальных отходов в России увеличивается, а их состав, особенно в крупных городах приближается к составу ТБО в западных странах с относительно большой долей бумажных отходов и пластика» [1]

      Поставим целью найти пути и методы борьбы с проблемой отходов ЖКХ.

      1. Проблема твёрдых бытовых отходов

      «Твердые отходы, — это экологическая проблема, вызывающая наибольшую озабоченность жителей развитых стран.
      Исторически «на виду» всегда были жидкие и газообразные отходы — промышленные загрязнения воды и воздуха — и они становились объектом первоочередного контроля и регулирования, в то время, как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать — попросту тем или иным способом убрать «с глаз долой». В прибрежных городах отходы довольно часто просто сбрасывались в море. Экологические последствия захоронения мусора — через загрязнение подземных вод и почв — проявлялись иногда через несколько лет или даже несколько десятков лет, однако были от этого не менее разрушительны. В общественном сознании постепенно сформировалась идея о том, что закапывание отходов в землю или сброс их в море — это недопустимое перекладывание наших проблем на плечи потомков.

      Параллельно наметилась и другая тенденция: чем жестче было законодательство по контролю воды и воздуха, тем больше производилось твердых токсичных отходов, т. е. все методы очистки газообразных и жидких сред приводят к концентрации загрязнителей в твердом веществе: в илах, осадках, золе и т. д.
      В настоящее время в развитых странах производится от 1 до 3 кг бытовых отходов на душу населения в день, что составляет десятки и сотни миллионов тонн в год, причем, в США, например, это количество увеличивается на 10% каждые 10 лет. В связи с отсутствием мест для захоронения этого огромного количества отходов на Западе заговорили о кризисе отходов или кризисе свалок. В японских гаванях насыпаны «мусорные острова» из гор бытовых отходов, производимых в метрополиях;
      При внимательном рассмотрении проблема отходов представляется более сложной, чем просто нехватка места для новых свалок. Мест для новых свалок всегда не хватало: еще в 1889 году американский федеральный чиновник жаловался, что «мусор становится некуда выбрасывать и скоро мы должны будем придумать новый метод избавляться от него». В то же время свалки занимают не так уж много места, по крайней мере, в географическом масштабе: например, все бытовые отходы, производимые в России современными темпами в течение 500 лет можно было бы уместить на площадке 20 на 30 км при толщине слоя мусора всего в 25 метров.
      Таким образом «физическое» измерение проблемы ТБО — не только не единственное, но даже и не самое важное. Существуют другие взаимосвязанные аспекты этой проблемы, которые делают ее насущной именно в наше время:

      — объем ТБО непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения;

      — состав ТБО резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов;

      — отношение населения к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным;

      — законы ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях правительства;

      — новые технологии утилизации отходов, в том числе современные системы разделения, мусоросжигательные заводы-электростанции и санитарные полигоны захоронения, все более широко внедряются в жизнь;

      — экономика управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают.

      Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций.
      Все эти аспекты проблемы завязаны в узел, который затягивался в развитых странах на протяжении последних 20-30 лет все туже и туже.
      Традиционно бытовые отходы вывозились на свалки, расположенные вблизи населенных пунктов и работающие за счет муниципальных бюджетов. Со временем, вследствие постоянной угрозы здоровью населения, исходившей от свалок (отравление грунтовых вод, размножение переносчиков заболеваний, неприятный запах, дым от частых самовозгораний), во многих странах стали принимать более строгие правила их размещения, конструкции и эксплуатации Отрицательное отношение населения и новые стандарты делали открытие новых свалок все более сложным делом.
      Ситуацию не изменило появление в начале 80-х годов мусоросжигательных заводов (МСЗ) «нового поколения» (снабженных высокотехнологичными устройствами очистки выбросов). МСЗ, подобно свалкам, были встречены населением: в штыки из-за боязни диоксинов и других загрязнителей воздуха, а также из-за нерешенности проблем с захоронением токсичной золы, образующейся при сжигании ТБО. Находить площадки для МСЗ оказалось ничуть не легче, чем для полигонов, а себестоимость сжигания отходов даже в таких густонаселенных странах, как Голландия, оказывается ничуть не ниже, чем себестоимость закапывания их в землю (Рис. 3). В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве МСЗ уходит на установку воздухоочистительных систем. До 1/3 эксплуатационных расходов МСЗ уходит на плату за захоронение золы, образующейся при сжигании мусора, которая представляет из себя гораздо более экологически опасное вещество, чем ТБО сами по себе.

      Когда стоимость (а, значит, и цена) утилизации отходов значительно возрастает, рынок утилизации начинает привлекать крупные частные компании. Такие компании, в основном, строят и эксплуатируют гигантские «мусороуничтожающие» предприятия, размещенные на дешевой земле вдалеке от городов, где производится наибольшее количество ТБО. Строительство таких предприятий обычно встречает гораздо большую враждебность местного населения, чем строительство муниципальных свалок, поскольку никто не хочет иметь под боком свалку «чужого мусора» из метрополии. Кроме того, свалка, принадлежащая частной компании, воспринимается населением, как правило, более враждебно, чем муниципальная свалка тех же размеров, расположенная в том же месте. Под давлением общественности политики настаивают на принятии более жестких стандартов, что, в свою очередь, увеличивает стоимость утилизации отходов. Это приводит к тому, что все большее количество отходов попадает в руки крупных корпораций, имеющих не только финансовые средства выполнить жесткие экологические стандарты, но и возможность преодолеть (не всегда законными средствами) сопротивление местных политиков при решении вопроса о размещении свалки. Враждебность населения к огромным корпорациям растет и. мы попадаем в исходную точку порочного круга, узел «мусорного кризиса» затягивается еще туже.
      Практика показывает, что подобный круг увеличения масштабов, стоимости и враждебности населения невозможно разорвать путем простого ужесточения экологических стандартов или внедрения новых технологий утилизации отходов. Попытки выйти из этого круга, решая в комплексе социальные, экономические и технологические проблемы, связанные с ТБО, привела к разработке концепции Комплексного управления отходами. Эта концепция служит ориентиром для правительственных и общественных организаций во многих странах; например, она официально принята Агентством по охране окружающей среды США» [2]

      2. Проблема утилизации отходов с позиции менеджмента

      «Еще три года назад вывоз ТБО вызывал головную боль как у жителей Ростова-на-Дону, так и у должностных лиц, отвечающих за чистоту города. Регулярные взыскания с руководителей ЖЭУ, «разносы» и совещания в районах и городской мэрии не меняли ситуацию. Мусорные жбаны во дворах были постоянно заполнены и около них скапливались кучи отходов, в то время как у городских свалок стояли километровые очереди мусоровозов с полупустыми бункерами. Руководители спецавтохозяйств постоянно жаловались на нехватку автомашин и невозможность обеспечить своевременный вывоз ТБО, коммунальщики – на малые поступления в муниципальный бюджет, большие расходы и, как следствие, низкую оплату труда в отрасли.
      Картина – типичная для любого крупного города, причиной которой является устаревшая талонная система вывоза, когда учет ведется по неким условным объемам вывезенного мусора. При этой системе невозможно проконтролировать, сколько ТБО привезла каждая машина, сколько она совершила рейсов, какое время пробыла на полигоне. Зачем работать, если оплата все равно идет?
      Давайте разберемся. Плотность перевозимых спецавтохозяйствами отходов неоднородна и может колебаться от 200 до 600 кг/м3. Отсюда вывод: вместо контроля объема му-сора необходим контроль его массы. Проконтролировать спецмашину визуально невозможно – она закрыта, и степень ее заполнения можно установить только взвешиванием. Вывод второй: на полигоне нужны весы. Но таких машин тысячи, они перевозят разные отходы и на их обслуживание даются считанные секунды. Вывод третий: взвешивание, регистрация и управление движением отходов должны выполняться автоматически. А если есть оперативные и достоверные данные о происхождении, перевозчике, виде и количестве принятого мусора, то всегда известно, сколько заплатит производитель отходов и сколько получит спецавтохозяйство, полигон, департамент, бюджет. Оказывается, все просто.
      По опыту Европейских стран в Ростове-на-Дону и Иркутске реализована интегрированная система управления доставкой, приемом и размещением строительных и бытовых отходов, которая коренным образом изменила отношения в этой сфере. Впервые у коммунальщиков появилась возможность объективно оценить количество поступающих отходов, а значит определить реальные затраты на их утилизацию и захоронение, исключив разного рода приписки и махинации.
      На полигонах ТБО установлены автоматизированные комплексы обработки ав-томобильных грузов, включающие:

      — два комплекта электронных тензометрических весов;

      — измерительно-вычислительный компьютерный комплекс;

      — системы видеорегистрации, идентификации и управления движением транспорта.

      По компьютерной сети комплекс связан с городскими и районными подразделениями Департамента ЖКХ, спецавтохозяйствами, крупнейшими производителями мусора.

      Внедрение новой системы существенным образом изменило ситуацию в городе. Начиная с 1999 г., стало выгодно собирать отходы. За реальный мусор платят реальные деньги, причем оплачиваются не абстрактные учетные объемы, а только отходы, доставленные на полигон. Теперь не составляет труда получить информацию об объеме вывоза ТБО любым предприятием и за любой период, а так же выявить задолжников по оплате. Ежедневно вся информация по сети связи поступает на компьютеры подразделений департамента ЖКХ, откуда осуществляется оперативный контроль очистки города, управление финансовыми потоками и работой служб, занятых уборкой, вывозом и захоронением отходов. Предприятия-перевозчики имеют всю информацию о работе своих водителей, а предприятия-производители мусора знают, как образуется и как расходуется взимаемая с них оплата.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×