Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы жкх 2018

Основные проблемы в ЖКХ: пути решения и рейтинг острых вопросов в России

Идеальное жилищно-коммунальное хозяйство буквально «невидимо» для обывателей. Конечная цель и единственный заметный результат при подобной деятельности – это создание комфортных безопасных условий для проживания людей и обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры.

То, что в России тема беспредела в ЖКХ постоянно фигурирует не только в СМИ, но и обсуждается на высшем федеральном уровне, говорит о том, что сфера находится в кризисном положении и необходимо это решить.

В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ и какой в России составили рейтинг проблем в ЖКХ?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Основные проблемы в ЖКХ

  1. Тарифы. Самая актуальная тема для большинства населения.

Плата за коммунальные и жилищные услуги высока и непрерывно растёт, становясь ощутимой статьёй расходов для среднего обывателя и непосильным бременем для малоимущих категорий граждан.

Помимо высокой стоимости, беспокойство и недовольство у населения вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за услуги ЖКХ.

Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за пользование жильем многократно превышает фактический расход на его содержание.

Отсутствует практика установления индивидуальных тарифов для каждого дома.
Качество и объём услуг. Подавляющее большинство граждан не довольно качеством предоставляемых ЖКХ услуг и считают, что оно не соответствует стоимости.

Одна из причин – изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают потребители.

В некоторых регионах качество поставляемых услуг не соответствует установленным стандартам (например, несоответствующие физические и химические характеристики воды).

Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям.

Ещё одной причиной низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников.

Для вывоза мусора и обеспечения чистоты в подъездах и на прилегающей территории нанимается меньше сотрудников, чем заявлено. Существуют и другие причины, но всё они возможны благодаря отсутствию контроля со стороны государства.
Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли.

Государство в России не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, предоставляемых ими населению.

Отсутствуют рычаги воздействия на данные организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ.

Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников – товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотности.

Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица получили возможность для личного обогащения, путем создания фиктивных ТСЖ, а также реализации коррупционных схем.

Например, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны.

Люди, проживающие в аварийном жилье, каждую минуту подвергают свои жизни опасности. Действующие программы расселения из ветхого и аварийного жилья не способны справиться с проблемой: износ существующего жилья происходит быстрее, чем строиться новое.

Беспредел в ЖКХ: пути решения

Для успешного решения в ЖКХ существующих проблем специалистами правовой, экономической сферы предлагались практические и теоретические варианты решения. Отличающиеся в деталях, по сути они очень похожи.

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ в России:

    Государственный контроль. Невозможно переоценить роль Государства в преобразовании системы жилищно-коммунального хозяйства.

  • пересмотр системы тарифообразования – максимальная простота и ориентированность на население;
  • введение правовой ответственности за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, создания фиктивных ТСЖ и т.д.;
  • установление государственного контроля за качеством услуг, предоставляемых населению;
  • ликвидация монополий на рынке организаций ЖКХ, создание и поддержание конкурентной среды.
  • Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы. Для снижения энерго потерь необходимо установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта.

    В регионах, где государственного финансирования недостаточно, возможно предоставление субсидий, пособий или льгот для граждан, чье жильё признано аварийным, дабы они могли взять жилье в аренду.

  • Общественный контроль. Создание общественных организаций для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).
  • Рейтинг вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве

    В таблице приводится рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

    Анализ современного состояния ЖКХ в России

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 07.05.2018 2018-05-07

    Статья просмотрена: 5127 раз

    Библиографическое описание:

    Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 368-371. — URL https://moluch.ru/archive/204/50070/ (дата обращения: 23.03.2020).

    Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность — услугами по обслуживанию необходимой инженерной инфраструктуры. Текущие проблемы в этой сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисным состояние ЖКХ.

    Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, здание, жилой дом.

    The housing and utilities sector is one of the basic sectors of the Russian economy, which provides the population with vital services and industry services to the necessary engineering infrastructure. Current problems in the sphere of life support of the country largely due to the crisis in the housing sector.

    Keywords: housing and communal services, energy saving, building, apartment house.

    Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса. Правительством РФ рассматриваются разные меры решения проблем растущего кризиса в сфере ЖКХ, но ни одна из предлагаемых мер обеспечить выход отрасли из кризиса не может. Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.

    При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40 процентов, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий. В этой связи, тема исследования данной статьи в современных условиях актуальна и своевременна.

    Для того, чтобы провести качественный анализ современного состояния предприятий сферы ЖКХ России следует, в первую очередь, изучить основные показатели работы анализируемой сферы в динамике за ряд последних лет [4, с. 125].

    Читать еще:  Услуги жкх что входит

    Для этого, оборот предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике отразим в таблице 1.

    Динамика оборота предприятий ЖКХ России в 2005–2017гг.

    Годы

    Оборот предприятий ЖКХ, вфактически действовавших ценах, млрд. руб.

    Таким образом, оборот предприятий сферы ЖКХ России увеличивается ежегодно, что связано, в первую очередь, с ростом уровня тарифов на услуги ЖКХ. Далее обратим внимание на основные показатели работы предприятий ЖКХ России (таблица 2).

    Основные показатели предприятий ЖКХ России

    Показатели

    2005

    2011

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    Число действующих организаций

    Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб.

    Индекс производства, в процентах к текущему году

    Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн. руб.

    Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов

    Анализ показателей работы предприятий сферы ЖКХ, позволяет сделать ряд выводов:

    – число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 106,43 % по сравнению с 2005 годом;

    – объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог — рост на 274,46 % по сравнению с 2005 годом;

    – динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015–2017 гг.. суммарно снижается до 97,52 % по сравнению с 2005 годом;

    – финансовый результат предприятий ЖКХ увеличивается и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог — рост на 342,41 % по сравнению с 2005 годом;

    – рентабельность оказанных услуг также растёт и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 103 % по сравнению с 2005 годом;

    Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.

    Значимый аспект анализа работы сферы ЖКХ — это изучение особенностей работы сферы хозяйствования применительно непосредственно к конечному потребителю, то есть — к населению страны [6, с. 243–244].

    Для этого проанализируем динамику средних потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги (таблица 3).

    Из приведённых в таблице 3 данных видно, что тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства постоянно в течении всего исследуемого периода растут, что приводит к дополнительным расходам на оплату этого типа услуг со стороны потребителей, и в первую очередь — со стороны населения.

    Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, 2005–2017гг.

    Виды услуг

    2005

    2011

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    Водоснабжение холодное и водоотведение, м3

    Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3

    Отопление, за м2 общей площади

    Отопление, за Гкал

    Газ сетевой, за месяц

    Газ сжиженный, за месяц

    Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч

    Но, данный рост не опережает роста доходов населения, что становится понятным при анализе удельного веса расходов на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства в потребительских расходах населения (таблица 4).

    Удельный вес расходов на оплату услуг предприятий ЖКХ впотребительских расходах домашних хозяйств, 2005–2017гг.

    Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг

    2005

    2011

    2013

    2014

    2015

    2016

    2017

    воды и иных коммунальных услуг

    Большая часть оплаты населением страны жилищно-коммунальных услуг в 2017 году приходится на оплату центрального отопления (34,8 процентов), воды (23,7 процентов) и газоснабжение сетевым газом (14,8 процентов).

    Оплата услуг предприятий ЖКХ занимает в бюджете населения весомое место, и рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту неплатежей и недовольству среди населения [5].

    Таким образом, изучая динамику показателей функционирования предприятий ЖКХ России, можно сделать вывод о том. что с одной стороны, деятельность предприятий сферы ЖКХ имеет невысокую эффективность, о чём говорят положительная рентабельность и наличие неотрицательного финансового результата; а с другой стороны, ежегодный рост тарифов на услуги предприятий сферы ЖКХ приводит к напряженности среди потребителей услуг, а также к росту неплатежей, а значит свидетельствует о необходимости совершенствования работы услуг ЖКХ с ориентацией на потребителей. В этой связи, возникает необходимость постоянного повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработки путей улучшения их работы в условиях продолжающегося реформирования сферы ЖКХ [1].

    Анализа динамики показателей работы предприятий сферы ЖКХ за 2005–2017 гг. можно определить два наиболее приоритетных пути развития этой сферы. Первый путь — совершенствование сферы ЖКХ как производственной единицы в общей экономике страны, а именно — улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей, что потребует дополнительных вложений но, в итоге, позволяет повысить эффективность работы ЖКХ в целом. Второй путь развития — формирование эффективного и рационального механизма установления тарифов на коммунальные услуги для потребителей, и конкретно — для населения страны. Следует также учитывать возможности оплаты тарифов на коммунальные услуги самыми низко платёжеспособными слоями населения, не снижая при этом доходности предприятий жилищно-коммунальной сферы [7].

    Такие направления развития позволят улучшить эффективность работы предприятий сферы ЖКХ и уменьшить напряжённость среди населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также повысить качество этих услуг в современных условиях.

    1. Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
    2. Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю.Р Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 471.
    3. Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2013.
    4. Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017 — № 5 (12) — С. 120–128.
    5. Нелюбина О. М., Толстых Ю. О. Сравнение особенностей организации капитального ремонта и реконструкции зданий в России и за рубежом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 436.
    6. Смирнова Ю. О., Бибилашвили А. Д. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 242–250.
    7. Толстых Ю. О., Учинина Т. В., Люлькина Н. М. Особенности и проблемы формирования региональной системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 414.
    Читать еще:  Пзу расшифровка в жкх

    ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

    Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

    Дать собственникам больше прав

    Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

    Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

    Выступление Ирины Генцлер

    Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

    • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
    • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

    Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

    Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

    Исключить бизнес-риски УК

    Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

    • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
    • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
    • отменена уступка права требования в пользу РСО;
    • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

    Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

    Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

    Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

    Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

    Доработать Стратегию-2035

    Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

    Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

    Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

    Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

    Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

    Создать интерес к профессии и готовить кадры

    Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

    Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

    Сделать проживание в домах безопасным

    Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

    Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

    Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

    Использовать в работе новые технологии

    Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

    О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

    Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

    Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

    На что в сфере ЖКХ чаще всего жалуются в регионах

    Как пояснили «РГ» в Общероссийском центре общественного контроля в сфере ЖКХ, рейтинг был составлен по собственной методике и на основании своих же данных. Так, были проанализированы обращения граждан, поступившие в региональные центры общественного контроля. К слову, они действуют в 75 субъектах РФ. Кроме того, были изучены жалобы, поступившие по телефонным «горячим» линиям и электронной почте. Общественники фиксируют каждый звонок и дают консультации. Нередко они помогают гражданам составить претензию, а в некоторых случаях даже выступают в судах, защищая их права. Также региональные центры занимаются жилищным просвещением местных жителей, безвозмездно проводят занятия для председателей советов многоквартирных домов (МКД) и уличкомов.

    Читать еще:  Квитанция жкх сбербанк

    «Формирование рейтинга осуществлялось в несколько этапов, — пояснили в НП «ЖКХ Контроль». — На первом этапе был составлен рубрикатор проблем. На втором этапе региональные центры распределили поступившие обращения по сформулированным темам. Затем данные были направлены в Национальный центр, эксперты которого на заключительном этапе суммировали всю информацию, полученную из регионов, и обобщили некоторые рубрики между собой».

    Итоговый рубрикатор и стал рейтингом. По словам исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, проблемное поле в первом квартале преподнесло много сюрпризов. Эксперты ожидали резкого роста жалоб на повышение платы за жилищно-коммунальные услуги. Этого не произошло, хотя в рейтинге данная проблема традиционно заняла первое место.

    «Обращения, связанные с начислением платы за ЖКУ, поступали сравнительно реже, чем в 2018 году, — комментирует Светлана Разворотнева. — И это при том, что с 1 января 2019 года во всех регионах произошло плановое повышение тарифов на коммунальные услуги — в соответствии с постановлением правительства РФ № 1246 от 19 октября 2019 года платежи граждан были проиндексированы на 1,7 процента, кроме того, к величине тарифа с этого года добавляется НДС».

    По мнению эксперта, отсутствие резкого роста обращений по данной тематике в общественные приемные «может свидетельствовать о том, что тема роста платежей не была воспринята потребителями услуг ЖКУ более болезненно, чем раньше». Всего в первом квартале 2019 года в общественные центры поступило 1453 таких обращений, или более 17 процентов от их общего количества.

    Кстати, в 2018 году доля таких обращений превышала 19 процентов в общем потоке писем и звонков. В этом году жителей регионов интересовало соблюдение порядка начисления платы за ЖКУ, перерасчеты, проблемы с доставкой квитанций, взимание дополнительных платежей и комиссий, изменение размера платы за жилье и другое. Особняком стоит вопрос о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).

    За первые три месяца поступило 203 обращения на данную тему, или 2,44 процента от общего количества. Так, во многих регионах управляющие компании вынуждают жильцов оплачивать ОДН по воде, в том числе горячей по нормативам. Это приводит к завышению платы, поскольку граждане платят фактически за услугу, которую им не оказывают. Кстати, введенная в 2017 году часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ гласит, что такая плата взимается лишь при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома (МКД) предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

    Анализ обращений позволяет сделать вывод, что ключевая фраза этого положения в регионах зачастую игнорируется. Перед начислением платы за ОДН по водоснабжению управляющие компании обязаны провести комиссионное обследование домов «с привлечением заинтересованных лиц с целью установления конструктивных особенностей». Однако подобные обследования — большая редкость. Поэтому жильцы оплачивают ОДН по горячей и холодной воде даже в том случае, если в доме нет конструктивной возможности для использования воды на общие нужды.

    Одним из упомянутых сюрпризов стали жалобы на включение в новый «мусорный» тариф инвестиционной составляющей. За ее счет в регионах обещают построить новые полигоны, сортировочные, мусоросжигающие и мусороперерабатывающие заводы. Жители Тюменской, Московской и Кировской областей в своих обращениях выразили опасения, что их деньги помогут профинансировать чужой бизнес. Ведь построенные объекты станут собственностью частных предпринимателей. Региональные операторы, которые пытаются делать бизнес не за счет увеличения тарифа для населения, а за счет, например, продажи продуктов переработки ТКО — редкость, отмечают эксперты.

    «Обращений по вопросам качества коммунальных услуг в первом квартале 2019 года было заметно меньше, чем в среднем по 2018 году, — продолжает Светлана Разворотнева. — На первый взгляд, это также выглядит странным, поскольку жалобы на качество коммунальных ресурсов, особенно на качество отопления в зимние месяцы, традиционно возрастают. При этом зима 2019 года ознаменовалась значительным количеством серьезных аварий на теплосетях в различных городах и регионах страны».

    Однако жалоб, по ее словам, было сравнительно немного. Поэтому эксперты сделали вывод, что «в целом ситуация в сфере обеспечения населения коммунальными ресурсами все-таки немного улучшается». Что касается количества жалоб на неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД, то в первом квартале текущего года их поступило 1163. Например, в Орловской области эти обращения стали лидером рейтинга. Жители жаловались на массовые протечки кровли (кстати, местная общественная организация несколько раз помогала горожанам в судебных процессах о заливе квартир), на отсутствие ремонта подъездов и технического обслуживания мусоропроводов.

    Согласно требованиям постановления Госстроя РФ №170 стволы мусоропроводов должны промываться регулярно. Если же ремонт выполняется, представители УК нередко скрывают от жильцов сметы и акты выполненных работ. Сетуют в Орловской области и на залитые подвалы, заниматься которыми УК не желают. Активно жаловались на плохое качество содержания жилья в Тульской области и Красноярском крае — там в общественные центры поступило 103 и 74 таких обращения соответственно. Третье место в рейтинге основных проблем заняло неудовлетворительное благоустройство придомовой территории. На это обратили внимание 1035 обратившихся, доля таких жалоб составила 12,43 процента. По сравнению с 2018 годом их число выросло почти в два раза.

    «Эту тенденцию можно объяснить широким освещением в СМИ федерального проекта «Комфортная городская среда», а также тем, что многие собственники уже знают о возможностях получить деньги на финансирование работ по благоустройству двора и даже подали соответствующие заявки, — считает Светлана Разворотнева. — Во многих регионах количество таких заявок уже превышает финансовые возможности субъектов РФ, много вопросов возникает в связи с непониманием принципов формирования очередности исполнения заявок. Все это повлияло на рост обращений по данной теме в общественные приемные».

    К слову, лидерами по количеству жалоб по данной тематике стали Кировская и Челябинская области. На их долю пришлось 333 и 312 таких обращений соответственно, или более половины от всех подобных жалоб, поступивших по стране. Наибольшую активность местные жители проявили в январе 2019 года. Тогда на состояние дворов и внутриквартальных подъездов в Кировской области 269 раз, а в Челябинской — 167.

    В список основных проблем в сфере ЖХК эксперты также включили жалобы на управление МКД (823 обращения), работу информационных систем (44), неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (429), нарушения процедуры общих собраний собственников, включая фальсификацию протоколов (259), а также проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (218 обращений).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector