Antaurus.ru

Все про Недвижимость
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие жкх в россии

Разрабатывается Стратегия развития ЖКХ в России на период до 2035 года

peshkova / Depositphotos.com

До 1 ноября должен быть сформирован проект Стратегии развития ЖКХ в России на период до 2035 года (приказ Минстроя России от 25 апреля 2019 г. № 240/пр). «Ключевой задачей является создать к 2035 году нормативно-правовую базу, чтобы взаимодействие заказчиков – собственников жилья и представителей бизнеса, оказывающих им услуги, было понятным и взаимовыгодным», – отметил председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков на расширенном заседании комитета. По его мнению, жилищная и коммунальная сферы экономики России различны по своей правовой и экономической природе, поэтому реформа ЖКХ должна быть разделена на две части:

  • усовершенствование управления, модернизацию и развитие организаций коммунальных комплексов;
  • изменение отношений в жилищной сфере.

По словам заместителя председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Александра Вербицкого, основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли были определены в действующей стратегии, положения которой на сегодняшний день не выполнены. В частности, не установлены дополнительные требования к управляющим организациям – к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию, а также не уточнены нормы в отношении ответственности лицензирующих и надзорных органов для обеспечения борьбы с коррупционными правонарушениями в этой сфере.

«На данный момент собирается информация текущего состояния сфер ЖКХ из-за отсутствия достоверной оценки качества жилфонда и объемов поставляемых ресурсов», – сообщила директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Светлана Никонова. По ее словам, граждане платят за коммунальные услуги больше фактического потребления из-за отсутствия информации о реальном количестве получаемой ими энергии и воды, если нет счетчиков. Кроме того, она подчеркнула, что на состоянии ЖКХ сказывается сокращение учебных учреждений, которые готовят специалистов для работы в этой сфере.

Подробнее о деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами – в материале в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В связи с этим эксперты выделили цели для поэтапного реформирования сферы ЖКХ к 2035 году:

  • провести аудит количества и качества потребляемых ресурсов, адаптировать новейшие технологии для оптимизации расходов за фактически получаемые жилищно-коммунальные услуги;
  • оценить текущее состояние жилфонда и определить субъекты, у которых будут находиться объекты недвижимости на балансе;
  • признать МКД единым объектом недвижимости с определением его восстановительной стоимости;
  • сформировать эффективный субъект управления МКД – единое юридическое лицо, например, ассоциацию с обязательным членством собственников жилых и нежилых помещений (ст. 123.8 Гражданского кодекса);
  • создать институт организаций, управляющих недвижимостью в жилищной сфере, с указанием требований по размеру уставного капитала, техническому обеспечению, образованию сотрудников, по страхованию рисков управления и исключению любых вариантов неплатежей за коммунальные ресурсы;
  • регламентировать условия договора передачи собственникам в управление МКД, по которому сформированное ими юридическое лицо станет его собственником и будет исполнять все функции владельца (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Кроме того, Андрей Широков считает необходимым разработать новую модель контроля деятельности за организациями, управляющими недвижимостью. Так, например, он указал на то, что рассмотрение претензий в госорганах на организации должна осуществляться только по заявлениям собственников. Напомним, что органы госжилнадзора могут осуществлять выездные проверки для проверки документов, в том числе и внеплановую в случае, если в течение трех месяцев подряд ему поступит два или больше протокола общего собрания собственников помещений в МКД, в которых будут решения по аналогичным вопросам повестки дня (п. 7 ст. 192, ст. 196, ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса). При этом, система жилищного контроля и надзора будет осуществлять контроль за техническим состоянием МКД, оказывать помощь и поддержку ассоциациям собственником в отношениях с организациями, управляющими недвижимостью, исполнителями услуг измерения и учета коммунальных ресурсов и услуг.

Эксперты в течение недели должны подготовить предложения будущей Стратегии развития жилищного и коммунального хозяйства в России и направить в Правительство РФ для дальнейшей разработки.

ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

Выступление Ирины Генцлер

Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

Доработать Стратегию-2035

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

Создать интерес к профессии и готовить кадры

Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

Читать еще:  Кто начисляет жкх

Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

Сделать проживание в домах безопасным

Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

Использовать в работе новые технологии

Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

Читать еще:  Что входит в оплату жкх услуг

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Основные вехи развития жилищно-коммунального хозяйства в России

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) представляет собой совокупность жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства, включающая жилищное и коммунальное хозяйство. Состояние сферы ЖКХ оказывает решающее значение на качество и уровень жизни населения любой страны.

В результате анализа генезиса сферы жилищно-коммунального хозяйства были определены основные этапы развития данной сферы (таблица 1).

Периодизация развития жилищно-коммунального хозяйства в России

Общая характеристика развития жилищно-коммунального хозяйства

Возникновение коммунального хозяйства в Новгороде. Создание коммунальных коммуникаций. Мощение улиц.

Середина XVII-XVIII вв.

Возникновение коммунального хозяйства в России. Наказ царя Алексея Михайловича от 1649 г. «О градском благочинии», согласно которому приводятся в надлежащее состояние домовладения и прилегающие к ним территории, устанавливается полицейский контроль за домовыми расходами и чистотой улиц.

1699 г. – городская реформа Петра I, согласно которой появляются новые органы местного самоуправления – городские думы, в ведении которых находились задачи благоустройства городов.

1721 г. – функции управления ЖКХ переданы полиции. Расцвет садово-паркового хозяйства.

Благоустройство городских улиц (указ Петра I от 22 февраля 1709 г. «О наблюдении московскими обывателями чистоты во дворах и на улицах; и о свозе всякого помету за Земляной город и о содержании мостовой в исправности»)

XIX – октябрь 1917 г. XX в.

Дальнейшее развитие городского жилищно-коммунального хозяйства.

1804 г. – построен московский водопровод.

1817 г. – указ Александра I «Об устройстве городов и селений».

1864 г. – земская реформа, в результате которой вопросы управления коммунальным хозяйством переходят в ведение земств.

1870 г. – городская реформа, в результате которой появляются новые органы местного самоуправления – городские думы, занимающиеся хозяйственными вопросами.

Начало XX века — развитие жилищного сектора и коммунального хозяйства городов.

Октябрь 1917 г. – 40-е гг. XX в.

1917 г. – централизация управления местным хозяйством.

1921-1929 гг. – демуниципализация небольших жилых зданий.

1921 г. – Декрет СНК «Об управлении домами».

1922 г. – Декрет СНК «О жилищных товариществах».

30-е гг. – создание Роскоммунбанка; стремительное развитие жилищно-коммунального хозяйства.

1941-1945 гг. – в ходе Великой Отечественной войны был разрушен жилой фонд и объекты коммунальной инфраструктуры.

50 — начало 90-х гг. XX в.

1950-е гг. – последовательное развитие сферы ЖКХ.

1957 г. – постановление ЦК КПСС «о развитии жилищного строительства в СССР».

Газификация жилого фонда и производственных предприятий.

Расширение водопроводной сети.

Начало 1990-х гг. – разрушение системы распределения жилого фонда; резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги; приватизация жилищного фонда; внедрение новых организационно-правовых форм деятельности предприятий ЖКХ.

90-е гг. XX в. — начало XXI в.

Реформирование сферы ЖКХ. Снижение издержек при производстве жилищно-коммунальных услуг за счет демонополизации отрасли и создания в ней конкуренции, внедрения ресурсосберегающих технологий, разделения функций заказчика и подрядчика, организации договорных отношений, поэтапного перехода от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями.

1992 г. – начало реформы жилищно-коммунального хозяйства.

1997 г. – указ Президента РФ №528 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства».

2004 г. – принят Жилищный кодекс РФ.

Источник – составлено автором

Становление и развитие ЖКХ в России имеет многовековую историю. Опыт функционирования коммунального хозяйства России берёт начало со времени существования первых русских городов. Исследователи Панов А.Н. и Овчаров С.Г. отмечают, что «. Новгород являл собой эталон средневекового русского города. Благодаря усилиям археологов мы получили самое полное представление об облике древнерусских «градов», их планировке, уличных мостовых, и, почти полное — о его коммунально-инженерных коммуникациях: водостоках, водоводах, теплосборниках и т.п.» [7].

Читать еще:  Как оплатить жкх

Вопросами управления жилищно-коммунальным хозяйством стали заниматься в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. В апреле 1649 года им был утвержден Наказ о Градском благочинии. [6]. Возникновение в России ЖКХ началось с указания привести в надлежащее состояние домовладений и прилегающих к ним территорий, возложение контроля за домовыми расходами и чистотой улиц на полицейских. В это время начинается строительство мостов, дорог с разделением проезда. Этот период можно считать началом перехода к более цивилизованному управлению жилищно-коммунальным хозяйством.

В 1721 году функции по управлению ЖКХ были переданы полиции. При Петре I в России произошел расцвет садово-паркового искусства.

Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена первая канализация.

В 1802 году создается Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) — единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались вопросы устройства и содержания дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие.

В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.

К началу XX века в крупных городах России появилось электричество, водопровод, центральное отопление. К 1917 году в России начинают развиваться муниципальные образования и жилищный сектор [1].

Советский период развития ЖКХ начался после Октябрьской революции 1917 года. С ноября 1917 года начался процесс централизации управления местным хозяйством под руководством Главного управления по делам местного хозяйства, который в этом же году был преобразован в Комиссариат по местного самоуправлению, а в 1918 году – в Отдел местного хозяйства НКВД.

В результате Октябрьской революции и гражданской войны многие муниципальные образования и города, особенно малые, пришли в упадок. Практически все системы хозяйства муниципальных образований оказались разрушенными.

В период НЭПа (1921-1929 гг.) жилищный передел и связанная с ним национализация приводит к окончательному исчезновению хозяев жилья как лиц заинтересованных в его сохранении.

В рамках направления по профессионализации эксплуатации жилья принимаются Декреты 1921 года «Об управлении домами» и 1926 «О бездефицитности ведения домовых хозяйств на основе самоокупаемости». Во втором Декрете содержались рекомендации не выбирать, а нанимать специалистов, имеющих необходимое образование. Союзы кооператоров организуют процесс обучения специалистов.

До начала 40-х годов XX века ЖКХ в СССР развивалось быстрыми темпами. В это время был создан план ГОЭЛРО, строиться в масштабах всей страны жилье, был создан Роскоммунбанк, возводятся парки культуры и отдыха, ведется строительство водопроводов, канализации, водохранилищ и других элементов коммунальной инфраструктуры.

Период 40-х годов характеризовался огромными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов. В 1946-1950 гг. уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917 г. и не отвечало потребностям населения.

В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время.

Наиболее характерной чертой жилищно-коммунального хозяйства в это время была тенденция урбанизации, которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда радикальные экономические реформы замедлили урбанистические процессы. В первой половине 50-х годов было начато строительство зданий, в прилегающих приграничных и пригородных территориях.

В 1957 году было издано постановление ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству [4]. За несколько лет посредством внедрения новых строительных технологий и развития коммунальной инфраструктуры были построены новые микрорайоны во многих городах СССР. К 1980 году средняя обеспеченность жильем увеличилась от 10 м2 на человека до 15,5 м2.

Быстрыми темпами ведется газификация жилого фонда и предприятий городского хозяйства на базе использования природного и сжиженного газа; к концу 1969 года в городах и поселках городского типа насчитывалось около 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960 году). К концу 1968 года городской обобществленный жилой фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центральным отоплением — на 66%, электрическим освещением — почти на 100%.

В 1980 году жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд. кв. м и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией — на 90%, центральным отоплением — на 87%, ванными и душами — на 83%, газификация достигла 80%.

Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование». С началом политических, социально-экономических преобразований в начале 90-х годов XX века существовавшая в СССР система распределения жилья была разрушена; для населения, предприятий и организаций значительно выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги; благодаря приватизации государственного и муниципального жилого фонда появился рынок жилья; на предприятиях ЖКХ стали внедряться новые организационно-правовые формы деятельности.

В это время падают объемы строительства жилья. Выросшие расходы на оказание жилищно-коммунальных услуг не покрывали затрат на их содержание, т.к. стоимость коммунальных услуг, оплачиваемых населением, была недостаточной.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (РФ) началось в 90-е годы ХХ в. Основные цели и задачи реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства были сформулированы в Законе «Об основах федеральной жилищной политики» [3] и в последующих нормативно-правовых актов Правительства РФ.

В 2011 году была принята подпрограмма Федеральной целевой программы «Жилище» «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса» [5]. В связи с реализацией целей федеральной целевой программы «Жилище» основной идеей реформы ЖКХ следует считать передачу права распоряжения всеми бюджетными ресурсами от коммунальных предприятий непосредственно гражданам.

Таким образом, сфера жилищно-коммунального хозяйства России прошла в своем развитии несколько этапов, начиная с благоустройства древних городов.

1. Власенко, И.А. Функционирование городского коммунального хозяйства России до 1917 года / И.А. Власенко [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://samlib.ru/w/wlasenko_i_a/1.shtml (дата обращения 22.02.2014).

2. Говоренкова, Т.М. Жилищные реформы периода Новой Экономической Политики и возможность применения их опыта в современной России (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) / Т.М. Говоренкова [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL http://www.comhoz.ru/content/document_r_E44438A8-0BEF-4E85-8573-FEE9528279C1.html (дата обращения 19.02.2014).

3. Закон РФ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: http://docs.cntd.ru/document/9003426 (дата обращения 16.01.2014)

4. О развитии жилищного строительства в СССР: постановление ЦК КПСС от 31 июля 1957 г. №931 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5213.htm (дата обращения 10.01.2014).

5. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. №797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010 гг.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.comhoz.ru/pravo/DocumShow_DocumID_12051.html (дата обращения 15.01.2014).

6. Апрель 1649 года. Наказ о градском благочинии [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://bazazakonov.ru/doc/? >

7. Панов, А.Н. Становление коммунального хозяйства Новгорода Великого в XII — XVI веках / А.Н. Панов, С.Г. Овчаров. — Новгород, 1997. — С. 12.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector