Antaurus.ru

Все про Недвижимость
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реформирование жкх в россии

Реформа ЖКХ: история запуска программы и тенденции развития

Сектор жилищно-коммунального хозяйства подлежит различным реформам уже на протяжении десятилетий, но несмотря на все предпринимаемые усилия по модернизации, данная отрасль так и остается малоэффективной. Непродуктивное расходование бюджетных средств, необходимость в работающих инструментах управления жилищным фондом, государственная и муниципальная монополия, высокая доля износа жилого фонда стали предпосылками к запуску программы «Реформа ЖКХ».

Запуск проекта «Реформа ЖКХ»

Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.

Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.

Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.

В начале проекта участвовало 14 городов:

десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;

четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.

Проект осуществлялся в два этапа:

Институциональный: проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.

Инвестиционный: направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.

Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города.

Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей.

Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:

практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;

разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;

увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;

Получив положительные результаты и опыт, накопленный в ходе реформирования, государство развивает данную реформу в других регионах и городах России.

Основные направления и перспективы реформы ЖКХ

Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:

переход коммунального сектора на рыночные отношения;

увеличение доли участия частного бизнеса;

улучшение качества коммунальных услуг;

ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;

обновление жилищно-коммунального комплекса;

развитие института эффективного собственника;

капитальный ремонт жилого фонда;

ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;

сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом – совместная собственность владельцев помещений в нем.

Из этого следует, что во владении собственников квартир находится весь дом. Они ответственны за его состояние и обязаны в положенное время обеспечивать проведение капремонта. Для реализации данных прав законодательство наделило собственников широким перечнем полномочий. Но в процессе приватизации значительная часть жилого фонда передавалась в ветхом виде. Следовательно, собственники не обладают необходимыми ресурсами для проведения ремонта и соответствующими навыками модернизации жилой инфраструктуры в таком состоянии.

Одним из пунктов данной реформы, как мы уже упоминали выше, является внедрение рыночных механизмов в систему ЖКХ. Что впоследствии должно привести к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате реформы расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги могут увеличиться в среднем на 20-25 %. При этом для социально-незащищенных категорий продолжит работать система компенсационных выплат.

Стандарт раскрытия информации

Сейчас любой гражданин может посмотреть информацию о деятельности своей управляющей компании и сведения по конкретному дому.

Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, которое обязаны исполнять управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В Стандарте указаны виды информации об управлении домом, которые в обязательном порядке должны быть размещены в свободном доступе для жильцов. Необходимо обеспечить доступность и сохранность данных в течение 5 лет. К ним относятся:

основная информация об организации (название, адрес, организационно-правовая форма и др.);

список домов в управлении и общие сведения о каждом из них (адрес, количество этажей, уровень благоустройства, год и др.);

данные о выполняемых работах и предоставляемых услугах;

информация о коммунальных услугах;

сведения об эксплуатации общего имущества дома;

информация о капремонте общего имущества, если управляющая компания – исполнитель работ;

данные об общих собраниях собственников дома;

информация об устных выговорах, письменных предписаниях, штрафах или дисквалификации (если таковые имеются).

Также в документе перечислены необходимые источники:

официальный портал Реформа ЖКХ;

стенд в офисе компании.

Иными словами, управляющие компании должны иметь сайт и быть зарегистрированы на официальном сайте проекта «Реформа ЖКХ». Невыполнение данных требований влечет за собой штрафные санкции.

Для создания сайта, управляющая компания может воспользоваться различными сервисами и услугами сторонних компаний. Можно использовать готовые специализированные решения, одним из которых является 1С: Сайт ЖКХ. С помощью личных кабинетов для каждого жильца и готовой интеграции с биллинговой системой 1С сайт может упростить сразу несколько задач управляющей организации. Также для данного продукта разработан модуль интеграции с сайтом Реформа ЖКХ, который позволит:

размещать отчетность в одном месте, что избавит от необходимости дублирования;

автоматически получать информацию с сайта Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (www.reformagkh.ru);

создать на сайте раздел с информацией портала Реформа ЖКХ.

Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства

Реформа ЖКХ

Реформа ЖКХ в России — понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».

Понятие жилищно-коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.

ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)— это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.

В состав коммунального хозяйства входят:

  1. Электроснабжение.
  2. Водоснабжение (горячее и холодное).
  3. Водоотведение.
  4. Лифтовое хозяйство.
  5. Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  6. Теплоснабжение (отопление).
  7. Газоснабжение.
  8. Уборка мест общего пользования.
  9. Ремонт домов (капитальный и текущий).
  10. Ремонт инженерных коммуникаций.
  11. Содержание, благоустройство и уборка околодомовых территорий.

Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.

Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг

Основные цели и направления данной программы:

  1. К 2020 году обеспечить жильцов многоквартирных домов одновременно качественными и доступными коммунальными услугами.
  2. Совершенствовать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, а именно, создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих организаций.
  3. Осуществить перевод субсидий и льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежную форму.
  4. Активно внедрять систему сбережения ресурсов и энергии. Устанавливать приборы учета.

Реформа ЖКХ. Общая информация

ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:

  • Коммунальные сети водопровода — 65%.
  • Котельные — 55%.
  • Тепловые сети — 63%.
  • Водопроводные насосные станции — 65%.
  • Электрические сети — 58%.
  • Канализация — 56%.
  • Очистные водопроводные сооружения — 54%.
Читать еще:  Управляющая компания законодательство жкх

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.

Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.

Основным проводником реформы стала государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. Перевод отрасли коммунального хозяйства в рамки рыночных отношений.
  2. Привлечение частного бизнеса.
  3. Избавление отрасли от монополий.
  4. Стимулирование конкуренции.
  5. Повышение качества ком.услуг.
  6. Модернизация комплекса ЖКХ.
  7. Формирование института эффективного собственника.
  8. Переселение жильцов из аварийного жилья.
  9. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка льготных слоев населения, осуществление соц.защиты.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» — это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.

Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.

Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:

  1. Рассмотрение заявок, представленных субъектами Российской Федерации, на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда,
  2. Принятие решений о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к ним документов согласно Федеральному закону №185-ФЗ.
  3. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
  4. Осуществление методического обеспечения подготовки заявок и прилагаемых к ним документов со стороны субъектов Российской Федерации.
  5. Проведение мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  6. Осуществление мониторинга по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  7. Осуществления контроля за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  8. Осуществление иных функций, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Предоставление финансовой поддержки

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:

  1. На капитальный ремонт многоквартирных домов.
  2. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья (период проведения: с 1 декабря 2008 года до конца 2009 года).
  3. На переселение граждан из аварийного жилья.
  4. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития малоэтажного строительства (период проведения: с 10 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом 25-ФЗ).
  5. На предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, рассмотренных правлением Фонда.

Организация товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ — это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.

При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.

Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо:

  1. Создать инициативную группу. Как правило, она включает в себя 5-6 человек и председателя.
  2. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором должны быть указаны пункты о предоставлении им списка квартир с указанием площади каждой из них и сведения о собственности, а также об утверждении кандидатуры Представителя города в будущем ТСЖ для участия в орг.собрании и дальнейшей работы товарищества. В остальных пунктах можно отразить пожелания жильцов.
  3. Подготовиться к собранию. Подготовить и изучить устав ТСЖ и примерный Протокол общего собрания. Подготовить листы голосования для определения «Повестки дня». Повестка дня должна включать в себя не более пяти вопросов.
  4. Проинформировать всех собственников о проведении собрания.
  5. Провести общее собрание, в процессе которого следует выбрать способ управления (собственными силами или с привлечением профессионалов) и принять устав.
  6. Произвести регистрацию ТСЖ. Для этого необходимо обратиться в Управление Федеральной Регистрационной службы и предъявить заявление о государственной регистрации, оригинал или заверенную копию протокола общего собрания, устав товарищества в двух экземплярах и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
  7. Осуществить передачу дома в управление ТСЖ. Дом передается по акту приемки-передачи с приложением технической документации на здание, согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Формирование ТАРИФОВ ЖКХ
    Статья поможет узнать что такое общедомовые нужны, следует ли отделять коммунальные услуги от жилищных и зачем нужен двухтарифный счетчик.
  2. УСЛУГИ ЖКХ
    Статья поможет узнать что такое услуги ЖКХ, как осуществляется их расчет и что включает в себя договор о предоставлении ЖКУ.
  3. ЛЬГОТЫ ЖКХ
    Статья поможет узнать что такое льготы ЖКХ, кому они положены и как ими воспользоваться.
  4. ЖКХ, вопросы, ответы
    Статья поможет узнать, какие действия предпринять в случае возникновения проблем в сфере ЖКХ.
  5. ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЖКХ через интернет
    Статья поможет узнать что входит в состав коммунальных услуг, каков порядок оплаты и где узнать действующие тарифы.
  6. КАПРЕМОНТ ДОМА: текущий, капитальный
    Статья поможет узнать в чем различия капитального и текущего ремонтов и что входит в общее имущество дома.
  7. СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ
    В этой статье мы расскажем, что включает в себя такое понятие, как «Содержание и ремонт жилья» и также определим как формируются тарифы на 2015 год в данной сфере.
  8. СУБСИДИИ на КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
    Статья поможет узнать кто имеет право на получении субсидии, как ее рассчитать и что нужно для оформления.
  9. ОШИБКИ в квитанциях на оплату коммунальных услуг
    Что делать, если Вы обнаружили ошибку в квитанции ЖКХ. Статья поможет узнать что делать, если у вас в квитанции ошибки, как произвести перерасчет и как выгодно платить за коммунальные услуги.
  10. Замена водосчетчик, электросчетчик
    Статья поможет узнать зачем нужно менять приборы учета, каков межповерочый интервал счетчиков и как не попасться на уловку мошенников.
  11. ТАРИФЫ ЖКХ на коммунальные услуги в 2020
    Статья поможет узнать насколько повысят коммунальные тарифы ЖКХ на воду, электроэнергию в 2020 году, в чем причина их роста и как сэкономить на оплате коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ в России

Реформа ЖКХ в России проводится Правительством Российской Федерации. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

Содержание

[править] Предпосылки

За годы экономических реформ [когда?] в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 % [нет источника] .

Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильём, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.

Согласно расчётам, проведённым в 2002 году, стоимость реформы ЖКХ оценивалась в 3 триллиона рублей [1] .

[править] Направления реформы

Организаторы реформы выделяют основные направления её реализации:

  • перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения;
  • привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий;
  • модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства;
  • формирование института эффективного собственника;
  • капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • внедрение энергоэффективных технологий в отрасли;
  • сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в силу 1 марта 2005 года, а также Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» [2] , многоквартирный дом — это коллективная собственность собственников помещений в нём. Таким образом, владельцы квартир владеют ещё и домом в целом, несут ответственность за его состояние и обязаны своевременно обеспечивать проведение капитального ремонта. Для этого Жилищный кодекс наделил собственников широким спектром прав. Однако в ходе приватизации дома передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт требуются значительные средства, которых у собственников нет. Кроме того, у собственников нет навыков управления домом.

В процессе внедрения в систему ЖКХ России рыночных механизмов производится постепенный переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что в среднем по Российской Федерации влечёт увеличение расходов населения примерно на 20—25 %. При этом, для защиты малоимущих граждан сохраняется система социальной защиты в виде компенсационных выплат.

[править] Совместный инвестиционный проект

16 сентября 2009 года Министерство регионального развития Российской Федерации от лица Правительства Российской Федерации подписало соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении займа на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах России в рамках совместного инвестиционного проекта «Реформа ЖКХ в России». Заёмные средства в размере $200 миллионов были на безвозмездной основе переданы десяти городам-участникам проекта. Все обязательства по возврату займа взяло на себя Правительство Российской Федерации. Участниками совместной программы МБРР и Правительства РФ стали города: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула и Чебоксары, резервные города — Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец [3] .

Руководителем совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» является Александр Дмитриевич Григоров.

[править] Перечень работ в городах-участниках проекта

Перечень планируемых работ в городах-участниках совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» [3] :

  • Братск:
    • реконструкция КОС, устройство Главного канализационного коллектора на участке автодороги Братск-Падун до КОС (2-я очередь);
    • создание централизованной системы учёта, мониторинга и управления тепловодопотреблением в жилищном фонде города Братска;
    • проектирование, поставка и монтаж индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).
  • Оренбург:
    • реконструкция Южно-Уральского водозабора в городе Оренбурге, устройство водопроводных очистных сооружений поверхностного источника (р. Урал) проектной мощностью 100 тыс. куб.м / сут.
  • Саранск:
    • строительство новой линии очистных сооружений городского округа Саранск;
    • создание централизованной автоматизированной системы учёта, мониторинга и управления тепловодопотреблением в жилищном фонде (АСМ ЖКХ).
  • Чебоксары:
    • внедрение автоматизированной системы учёта и регулирования потребления воды и тепла в многоквартирных домах города Чебоксары;
    • строительство комплекса сооружений по обработке осадков на очистной водопроводной станции «Заовражная» города Чебоксары;
    • реконструкция Загородного коллектора на участке от развязки автодороги «Вятка» до входной камеры перед ГУП «БОС» города Ново-Чебоксарска.
  • Волжский:
    • реконструкция самотечного канализационного коллектора № 9 диаметром 1 000 мм от КНС-5 до КНС-9;
    • реконструкция биологических очистных сооружений, реконструкция здания решёток;
    • реконструкция кабельных линий 6 — кВ (4Л, 7Л) от подстанции «Городская-1» до РП-7 города Волжского общей протяжённостью 3,28 км.
  • Набережные Челны:
    • капитальный ремонт кольцевых сетей водоснабжения;
    • капитальный ремонт самотечных коллекторов хозяйственно-бытовой канализации в северо-восточном районе города;
    • реконструкция разводящих сетей водоснабжения;
    • реконструкция напорных коллекторов КНС-5, КНС-6 с переключением в разгрузочный коллектор по Автозаводскому проспекту;
    • переключение стоков КНС больничного комплекса, КНС17 микрорайона на КНС 17А юго-западной части города.
  • Новокуйбышевск:
    • реконструкция очистных сооружений города Новокуйбышевска.
  • Иваново:
    • реконструкция канализационных очистных сооружений в д. Богданиха (городской округ Иваново);
    • автоматизированная беспроводная система сбора и обработки данных коммерческого общедомового учёта и контроля холодного водоснабжения в городе Иваново.
  • Нефтеюганск:
    • реконструкция тепловых сетей по ул. Жилая от МК-1 до УМ-11А Сург. города Нефтеюганска (I, II очереди строительства).
  • Тула:
    • водоснабжение пос. Скуратовского и Менделеевского Центрального района города Тулы;
    • жилая застройка в Скуратовском микрорайоне города Тулы (магистральные сети и сооружения) и жилая застройка IV С-В в микрорайоне города Тулы (магистральные сети).

Реформа ЖКХ России

Материал из Documentation.

Реформа ЖКХ России — реформа жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющаяся в России.

Среди направлений реформы: снижение дотационности ЖКХ и его демонополизация.

В сфере ЖКХ для снижения дотационности сферы коммунальных услуг осуществляется поэтапный переход к тарифам, которые полностью обеспечивают возмещение затрат на содержание и ремонт домов, при одновременном расширении механизмов адресной социальной поддержки населения. [1]

Демонополизация ЖКХ, и как следствие, развитие конкуренции, подразумевает формирование новых рыночных отношений, «правил игры» в этой отрасли, связанных с формированием института товариществ собственников жилья. С этой целью проводятся следующие мероприятия: [2]

  • упрощение процедур создания и регистрации товариществ собственников жилья;
  • предоставление права свободного выбора способов управления многоквартирными домами;
  • обеспечение повышения правовой грамотности населения в сфере управления частной собственностью.

В рамках реформирования ЖКХ, разделения рынка жилищных и коммунальных услуг развиваются новые формы взаимодействия государства и бизнеса на базе уже существующих законодательно типовых договоров концессий. [3]

С целью развития конкуренции в сфере ЖКХ, привлечения в отрасль частных инвестиций и повышения операционной эффективности организаций коммунального комплекса в 2010 году планировалось осуществить переход к установлению тарифов с использованием метода доходности инвестированного капитала. [4]

Содержание

[править] Цели реформы

28 февраля 2003 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф назвал существующую систему ЖКХ супермонопольной и заявил, что стратегически принципиальная задача — переход к эффективным рыночным механизмам в сфере ЖКХ — распределению заказов на конкурсной основе, передаче потребителям функций заказчика и контролера услуг ЖКХ, а также скорейшему вводу приборов индивидуального учета коммунальных расходов граждан. Планируется переход от компенсаций населению на услуги ЖКХ к системе жилищных субсидий. Греф уделил особое внимание необходимости налаживанию персонифицированного учёта потребляемой энергии, тепла, горячей и холодной воды, предложив поставить специальные счетчики «на входе» в дома. Потребитель не должен оплачивать все расходы и потери коммунальных служб, а лишь предоставленные ему лично услуги, что должно стать, подчеркнул он, результатом реформы ЖКХ. При этом необходимо провести ревизию качества оказываемых услуг и структуры ЖКХ в регионах. Надо выделить в отдельные программы текущее содержание жилого фонда и капитальный ремонт, заявил Греф. [5]

[править] История

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» была одобрена концепция реформы ЖКХ. [6]

В мае 2003 года Путин подписал закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Закон предусматривает постепенную замену дотаций, передаваемых организациям ЖКХ на содержание жилья и оказание коммунальных услуг, адресными субсидиями гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законом будет рассчитываться исходя из цен на оплату жилья для населения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Органы госвласти субъектов РФ будут устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории соответствующего субъекта РФ. [7]

В декабре 2003 года Путин заявил, что недофинансирование отрасли ЖКХ в России составляет около 100 млрд рублей, что обусловлено «раздачей льгот и невниманием к этой сфере». Путин подчеркнул, что в сфере жилищно-коммунальных услуг необходимо создать «рыночные условия», вместо того, чтобы «направлять из бюджета огромные средства предприятиям-монополистам». «Деньги нужно давать непосредственно гражданам, в отдельных городах идут по такому пути. Но Правительство РФ не может решиться на крупномасштабные шаги, чтобы действовать в этой сфере последовательно, так как опасается резкого увеличения тарифов, что отразится на материальном благосостоянии населения», — отметил Путин. «Но это должно быть сделано», — подчеркнул он. [8]

26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил проблему реформирования жилищно-коммунальной сферы как одну из самых актуальных общенациональных задач. [9]

26 апреля 2007 года в президентском послании Федеральному собранию Путин высказал идею создания Фонда содействия реформированию ЖКХ. [10]

В июне 2007 года был внесён законопроект о Фонде содействия реформе ЖКХ. 250 млрд рублей, по инициативе Путина выделяемых государством на переселение людей из аварийного жилья и капремонт той его части, что можно отремонтировать, будут распределяться через этот фонд. Функционировать Фонд содействия реформе ЖКХ будет как государственная корпорация со статусом некоммерческой организации. В законопроекте предусмотрено, что управлять средствами фонда будет наблюдательный совет, в который должны войти представители всех федеральных округов, а председателя будет назначать сам президент. 100 млрд рублей были предназначены на переселение жильцов аварийных домов и ещё 150 млрд — на помощь собственникам в проведении капитального ремонта. [11]

В июле 2007 года Путин подписал Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в России началась работа некоммерческой организации, осуществлявшей функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение жильцов из аварийных домов. Фонд должен был создать безопасные и благоприятные условия проживания россиян, повысить качество реформирования ЖКХ, сформировать эффективные механизмы управления жилфондом и внедрить ресурсосберегающие технологии. Имущество Фонда формировалось за счет единовременного взноса из бюджета РФ в размере 240 млрд руб., а также за счет доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств и других законных поступлений. Предполагалось, что средства Фонда, полученные в виде имущественного взноса РФ, будут использоваться на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (40 %) и на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (60 %). [12]

В августе 2009 года Путин предложил регионам продолжить реформу ЖКХ. В частности, не только в части структурных изменений, но и ускорив решение назревших проблем капитального ремонта, расселения аварийного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий. «Как показывает опыт федерального фонда ЖКХ, инвестиции в эту сферу имеют не только социальный, но и антикризисный эффект», — заявил Путин. [13]

В августе 2009 года Путин заявил, что реформа ЖКХ в полном объёме должна завершиться до 2020 года. Целью реформы станет отмена монополии на предоставление коммунальных услуг гражданам РФ. Программа подразумевает создание коммерческих жилищно-коммунальных предприятий, которые были бы заинтересованы в своей работе и прибыли, соответственно. Премьер высказался о том, что современное халатное отношение служб ЖКХ — просто недопустимо. А исправить это может только здоровая конкуренция, именно в условиях конкуренции между жилищно-коммунальными предприятиями будет достигнуто экономичное и качественное использование водо- и теплоснабжения жилых домов и других объектов. Премьер также отметил, что постоянное повышение тарифов на коммунальные услуги ни к чему не приведут, вся проблема в изношенности жилищно-коммунальной инфраструктуры, которую необходимо полностью реставрировать и модернизировать. «Существующие проблемы известны хорошо: это высокие издержки, огромные непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры», — говорил Путин. Согласно его словам, в России впустую «отапливаются» целые улицы, «утекают десятки миллиардов рублей», «тарифы растут из года в год, а положение дел существенно не меняется». То есть граждане России, по сути, платят за себя и за халатность коммунальщиков, которые не вовремя отремонтировали трубу или не заметили перерасход электроэнергии из-за своей же собственной халатности. Именно поэтому премьер-министром предлагается найти стимулы, которые подталкивали бы организации коммунального комплекса к снижению «недобросовестных» издержек, а так же к повышению качества предоставляемых услуг населению. А сделать это можно только в условиях нормальной рыночной конкуренции. [14]

В феврале 2010 года Министерство регионального развития от лица Правительства РФ подписало соглашение с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении займа на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах России. Размер займа составил 200 миллионов долларов. Расчетный срок возврата инвестиций 5-7 лет за счет существенной экономии на расходах на ликвидацию аварий, штрафах за экологический урон, расходов на проведение текущего ремонта находящихся в аварийном состоянии сетей, подлежащих полной замене. Руководителем совместного проекта МБРР и Правительства РФ «Реформа ЖКХ в России» является Григоров А.Д.

[править] Документы

Подписан Указ Президента РФ от 27 мая 1997 года № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». [15]

Подписано Постановление межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 29 мая 1997 года № 1 «О мерах по ускорению реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ». [16]

Подписан Приказ Госстроя РФ от 11 декабря 1997 года № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов но реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ». [17]

Подписано Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998—1999 годы». [18]

Подписано Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 года № 205 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». [19]

Подписано Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». [20]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×