Решение проблем в сфере жкх
Решение проблем в сфере жкх
Сфера деятельности ЖКХ
Сферу ЖКХ, или жилищного и коммунального хозяйства, часто называют «коммуналкой». Понятие комплексное, включающее факторы обслуживания, от которых зависит комфортность жилья: безаварийное снабжение горячей и холодной водой, система ее очистки, канализация; электро-и газоснабжение; теплоснабжение; вывоз мусорных контейнеров; текущий ремонт коммуникаций и здания; благоустройство.
Основные проблемы ЖКХ
Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.
Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.
В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:
- Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
- Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
- Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
- Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
- Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
- Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
- Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
- Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности
Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня
Социальная поддержка незащищенным гражданам
Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.
Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.
Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.
Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.
Прозрачные тарифы для населения
Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.
Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:
- совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
- установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
- внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
- создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
- обновление организационных и управленческих структур ЖКХ;
техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.
Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.
Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.
На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.
Проблемы функционирования ЖКХ в современной России
Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.
Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.
Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.
В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?
Основные проблемы ЖКХ в 2020 году
Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:
- Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
- Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
- Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.
Проблемы ЖКХ с точки зрения населения
Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:
- Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
- Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
- Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
- Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.
Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ
В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.
Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.
Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.
Перспективы развития отрасли ЖКХ
Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.
Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.
Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).
Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.
Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.
Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.
Основные проблемы в ЖКХ: пути решения и рейтинг острых вопросов в России
Идеальное жилищно-коммунальное хозяйство буквально «невидимо» для обывателей. Конечная цель и единственный заметный результат при подобной деятельности – это создание комфортных безопасных условий для проживания людей и обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры.
То, что в России тема беспредела в ЖКХ постоянно фигурирует не только в СМИ, но и обсуждается на высшем федеральном уровне, говорит о том, что сфера находится в кризисном положении и необходимо это решить.
В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ и какой в России составили рейтинг проблем в ЖКХ?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !
Основные проблемы в ЖКХ
Тарифы. Самая актуальная тема для большинства населения.
Плата за коммунальные и жилищные услуги высока и непрерывно растёт, становясь ощутимой статьёй расходов для среднего обывателя и непосильным бременем для малоимущих категорий граждан.
Помимо высокой стоимости, беспокойство и недовольство у населения вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за услуги ЖКХ.
Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за пользование жильем многократно превышает фактический расход на его содержание.
Отсутствует практика установления индивидуальных тарифов для каждого дома.
Качество и объём услуг. Подавляющее большинство граждан не довольно качеством предоставляемых ЖКХ услуг и считают, что оно не соответствует стоимости.
Одна из причин – изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают потребители.
В некоторых регионах качество поставляемых услуг не соответствует установленным стандартам (например, несоответствующие физические и химические характеристики воды).
Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям.
Ещё одной причиной низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников.
Для вывоза мусора и обеспечения чистоты в подъездах и на прилегающей территории нанимается меньше сотрудников, чем заявлено. Существуют и другие причины, но всё они возможны благодаря отсутствию контроля со стороны государства.
Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли.
Государство в России не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, предоставляемых ими населению.
Отсутствуют рычаги воздействия на данные организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ.
Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников – товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотности.
Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица получили возможность для личного обогащения, путем создания фиктивных ТСЖ, а также реализации коррупционных схем.
Например, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны.
Люди, проживающие в аварийном жилье, каждую минуту подвергают свои жизни опасности. Действующие программы расселения из ветхого и аварийного жилья не способны справиться с проблемой: износ существующего жилья происходит быстрее, чем строиться новое.
Беспредел в ЖКХ: пути решения
Для успешного решения в ЖКХ существующих проблем специалистами правовой, экономической сферы предлагались практические и теоретические варианты решения. Отличающиеся в деталях, по сути они очень похожи.
Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ в России:

- пересмотр системы тарифообразования – максимальная простота и ориентированность на население;
- введение правовой ответственности за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, создания фиктивных ТСЖ и т.д.;
- установление государственного контроля за качеством услуг, предоставляемых населению;
- ликвидация монополий на рынке организаций ЖКХ, создание и поддержание конкурентной среды.
В регионах, где государственного финансирования недостаточно, возможно предоставление субсидий, пособий или льгот для граждан, чье жильё признано аварийным, дабы они могли взять жилье в аренду.
Рейтинг вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве
В таблице приводится рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).
Возможные пути решения проблем экономики УО от экспертов отрасли
6 ноября 2018 года состоялась I Всероссийская Антиконференция «Решение проблем экономики УО, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами». На мероприятии эксперты отрасли составили рейтинг проблем, с которыми в работе сталкиваются УО, и пути их решения. О решениях, принятых по итогах Антиконференции на 20 ноября, читайте в статье.
Решение проблем УО искали на Антиконференции
Антиконференция была организована Ассоциацией «Некоммерческое Партнерство «Национальный Жилищный Конгресс» с привлечением экспертов отрасли, в том числе постоянного консультанта РосКвартала, практикующего юриста Елены Шерешовец, директора Департамента по проектной работе Ассоциации Региональных расчетных центров Галины Добрыниной, генерального директора ООО «Институт управления ЖКХ» Ирины Маликовов и других.
Эксперты провели дискуссионные площадки, на которых выделили главные проблемы, возникающие при управлении многоквартирным домом, и определили возможные пути их решения.
Остановимся на итогах работы дискуссионных площадок по следующим темам:
- договорные схемы взаимоотношений управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями;
- общедомовые нужды при прямых договорах ресурсоснабжающих организаций с собственниками;
- нормативы потребления коммунальных ресурсов и услуг, процедура их изменения;
- установление платы за содержание жилого помещения органами местного самоуправления и взыскание долгов за жилищно-коммунальные услуги;
- лицензионный контроль: процедурные аспекты и правоприменительная практика;
- лицензионные требования.
Оснащение домов АСКУЭ и внесение изменений в договоры ресурсоснабжения
На дискуссионной площадке, посвящённой проблемам взаимоотношений управляющих организаций с поставщиками ресурсов, были выделены три самых острых вопроса:
1. Невозможность получения данных приборов учёта коммунальных ресурсов и о качестве оказанных коммунальных услуг.
Эксперты в ходе обсуждения пришли к выводу, что полностью решить вопрос может только оснащение домов автоматизированными системами коммерческого учёта ресурсов. Также для решения данной проблемы:
- необходимо указывать в договоре ресурсоснабжения обязанности сторон по предоставлению информации или заключать отдельное соглашение об информационном обмене;
- услугу по сбору показаний ИПУ должна выполнять сама управляющая организация или независимый оператор коммерческого учёта;
- требуется ввести дополнительную административную ответственность РСО за непредоставление данных.
2. Отрицательный показатель объёма коммунального ресурса, потреблённого в целях содержания общего имущества дома (КР на СОИ).
Участники Антиконференции отметили, что установленный ПП РФ № 124 порядок расчётов за КР на СОИ приводит к необоснованному обогащению РСО из-за запрета на перерасчёт объёма ресурса в последующих месяцах.
Чтобы изменить ситуацию, требуется введение расчёта объёма потребления по году, а не по месяцу, как установлено в настоящее время. В этом случае он будет уточнён по каждому расчётному периоду с учётом данных ИПУ.
3. Слишком малый срок, установленный для перехода РСО на прямые договоры.
Эксперты пришли к заключению, что необходимо увеличить срок перехода на прямые договоры с трёх месяцев до одного года, но при этом полностью исключить альтернативы работы по старой схеме, по договору собственников с УО.
Ужесточение ответственности за хищение ресурсов и отказ от нормативов ОДН
Близким к теме первого обсуждения был второй дискуссионный вопрос – общедомовые нужды при прямых договорах РСО с собственниками. Участники также выделили три самые актуальные проблемы и попытались найти пути их решения:
1. Воровство и неучтённое индивидуальное потребление коммунальных ресурсов.
По мнению участников Антиконференции, чтобы справиться с хищениями ресурсов, при прямых договорах необходимо наделить УО полномочиями проверять состояние и показания индивидуальных приборов учёта за счёт РСО. Все эксперты согласились, что нужно ужесточить административную и ввести уголовную ответственность лиц, незаконно потребляющих коммунальные ресурсы.
2. Разбаланс расчётов.
Итогом обсуждения стал вывод о необходимости перевести ОДН из жилищной услуги в коммунальную, а также в целях исключения посредничества со стороны УО/ТСЖ – ввести обязательную переуступку долгов за коммунальные услуги в РСО в полном объёме, а в дальнейшем и вовсе отказаться от понятия ОДН.
3. Ограничение ОДН нормативами и отсутствие возможности расчётов за КР на СОИ по приборам учёта, установленным в местах общего пользования.
Установленные ограничения в виде нормативов и неприменение ПУ для расчётов потреблённых в местах общего пользования ресурсов приводит в конечном счёте к полной ликвидации приборного учёта коммунальных ресурсов.
Возврат к расчётам нормативов потребления по аналоговому методу
Нормативам на КУ была посвящена отдельная площадка для обсуждения. Эксперты выделили в качестве главной проблемы установленную методику расчёта и порядок применения нормативов потребления. Решением могло бы стать возвращение к аналоговому методу определения нормативов.
Аналоговый метод позволил бы установить норматив для каждого МКД с учётом его конструктивных особенностей и необходимого потребления ресурсов для комфортного проживания в нём. Существует потребность в алгоритмах, которые бы позволили проверить правильность установленного норматива, а полномочия по такой проверке следует передать прокуратуре РФ.
Увеличить сроки исковой давности и ввести субсидии для ветхих домов
Дискуссионная площадка, посвящённая установлению размера платы за содержание жилого помещения, включила в себя и вопросы взыскания с жителей домов долгов за ЖКУ. Для упрощения борьбы УО с долгами было предложено:
- закрепить в законодательстве возможность УО отключать неплательщику электроэнергию при наличии задолженности по всем ЖКУ;
- ввести субсидиарную ответственность органов муниципального самоуправления за непринятие мер по выселению должника по договору найма;
- ввести принудительную продажу квартир собственников с выселением должника в меньшую площадь;
- ввести запрет на отчуждение квартиры без погашения задолженности за ЖКУ;
- увеличить сроки исковой давности до 10 лет;
- решить вопрос о перечислении адресной субсидии за ЖКУ напрямую в УО в счёт погашения заложенности её получателя.
Также на площадке обсуждались такие предложения как введение субсидий для ветхих домов и закрепление в НПА права управляющей организации на одностороннее расторжение договора управления в случае, если установленный размер платы за услуги экономически необоснован.
Изменить законодательство в сфере проведения внеплановых проверок
Участники Антиконференции уделили внимание теме лицензионного контроля деятельности УО со стороны надзорных органов. Наиболее остро для УО стоит вопрос проведения внеплановых проверок органом ГЖН.
Эксперты выделили такие проблемы как отсутствие границ проведения такой проверки и дифференцированного подхода к виду и категории опасности нарушения. Для решения этих вопросов необходимо на законодательном уровне установить для внеплановых проверок ограничения, аналогичные плановым, перечень предметов и оснований проведения проверок. Проверка должна проходить с применением чек-листов и только по согласованию с прокуратурой.
Разграничить понятия текущего и капитального ремонта
Эксперты, рассмотрев действующую систему лицензионных требований, пришли к выводу о том, что введение грубых нарушений не повышает безопасность проживания и ухудшает устойчивость экономического положения УО.
Самыми значимыми проблемами были обозначены вопросы выполнения предписаний по работам капитального характера за счёт средств текущего ремонта и отсутствие приоритета выполнения лицензионных требований.
Для их решения требуется ввести в жилищное законодательство понятия «текущий ремонт» и «капитальный ремонт», а также чётко прописать процедуру проведения работ капитального характера при аварийных ситуациях.
Итоги Антиконференции
По итогам Антиконференции эксперты выработали предложения по решению отраслевых проблем, связанных с экономикой управления многоквартирными домами. Все принятые на мероприятии документы направлены в Минстрой РФ и Госдуму РФ для формирования плана действий по решению проблем отрасли ЖКХ.
В итоговую таблицу вошли 85 решений по вопросам регулирования деятельности управляющих организаций, расчётов за ЖКУ, заключения договора управления, проведения общих собраний собственников и ценообразования. Ряд выработанных решений должны помочь УО смоделировать или скорректировать план перехода организации от плановой убыточности к плановой прибыли.