Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Состояние жкх в россии 2018

Анализ современного состояния ЖКХ в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.05.2018 2018-05-07

Статья просмотрена: 5127 раз

Библиографическое описание:

Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 368-371. — URL https://moluch.ru/archive/204/50070/ (дата обращения: 23.03.2020).

Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность — услугами по обслуживанию необходимой инженерной инфраструктуры. Текущие проблемы в этой сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисным состояние ЖКХ.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, здание, жилой дом.

The housing and utilities sector is one of the basic sectors of the Russian economy, which provides the population with vital services and industry services to the necessary engineering infrastructure. Current problems in the sphere of life support of the country largely due to the crisis in the housing sector.

Keywords: housing and communal services, energy saving, building, apartment house.

Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса. Правительством РФ рассматриваются разные меры решения проблем растущего кризиса в сфере ЖКХ, но ни одна из предлагаемых мер обеспечить выход отрасли из кризиса не может. Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.

При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40 процентов, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий. В этой связи, тема исследования данной статьи в современных условиях актуальна и своевременна.

Для того, чтобы провести качественный анализ современного состояния предприятий сферы ЖКХ России следует, в первую очередь, изучить основные показатели работы анализируемой сферы в динамике за ряд последних лет [4, с. 125].

Для этого, оборот предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике отразим в таблице 1.

Динамика оборота предприятий ЖКХ России в 2005–2017гг.

Годы

Оборот предприятий ЖКХ, вфактически действовавших ценах, млрд. руб.

Таким образом, оборот предприятий сферы ЖКХ России увеличивается ежегодно, что связано, в первую очередь, с ростом уровня тарифов на услуги ЖКХ. Далее обратим внимание на основные показатели работы предприятий ЖКХ России (таблица 2).

Основные показатели предприятий ЖКХ России

Показатели

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

Число действующих организаций

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб.

Индекс производства, в процентах к текущему году

Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн. руб.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов

Анализ показателей работы предприятий сферы ЖКХ, позволяет сделать ряд выводов:

– число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 106,43 % по сравнению с 2005 годом;

– объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог — рост на 274,46 % по сравнению с 2005 годом;

– динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015–2017 гг.. суммарно снижается до 97,52 % по сравнению с 2005 годом;

– финансовый результат предприятий ЖКХ увеличивается и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог — рост на 342,41 % по сравнению с 2005 годом;

– рентабельность оказанных услуг также растёт и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 103 % по сравнению с 2005 годом;

Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.

Значимый аспект анализа работы сферы ЖКХ — это изучение особенностей работы сферы хозяйствования применительно непосредственно к конечному потребителю, то есть — к населению страны [6, с. 243–244].

Для этого проанализируем динамику средних потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги (таблица 3).

Из приведённых в таблице 3 данных видно, что тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства постоянно в течении всего исследуемого периода растут, что приводит к дополнительным расходам на оплату этого типа услуг со стороны потребителей, и в первую очередь — со стороны населения.

Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, 2005–2017гг.

Виды услуг

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

Водоснабжение холодное и водоотведение, м3

Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3

Отопление, за м2 общей площади

Отопление, за Гкал

Газ сетевой, за месяц

Газ сжиженный, за месяц

Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч

Но, данный рост не опережает роста доходов населения, что становится понятным при анализе удельного веса расходов на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства в потребительских расходах населения (таблица 4).

Удельный вес расходов на оплату услуг предприятий ЖКХ впотребительских расходах домашних хозяйств, 2005–2017гг.

Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

воды и иных коммунальных услуг

Большая часть оплаты населением страны жилищно-коммунальных услуг в 2017 году приходится на оплату центрального отопления (34,8 процентов), воды (23,7 процентов) и газоснабжение сетевым газом (14,8 процентов).

Оплата услуг предприятий ЖКХ занимает в бюджете населения весомое место, и рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту неплатежей и недовольству среди населения [5].

Таким образом, изучая динамику показателей функционирования предприятий ЖКХ России, можно сделать вывод о том. что с одной стороны, деятельность предприятий сферы ЖКХ имеет невысокую эффективность, о чём говорят положительная рентабельность и наличие неотрицательного финансового результата; а с другой стороны, ежегодный рост тарифов на услуги предприятий сферы ЖКХ приводит к напряженности среди потребителей услуг, а также к росту неплатежей, а значит свидетельствует о необходимости совершенствования работы услуг ЖКХ с ориентацией на потребителей. В этой связи, возникает необходимость постоянного повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработки путей улучшения их работы в условиях продолжающегося реформирования сферы ЖКХ [1].

Анализа динамики показателей работы предприятий сферы ЖКХ за 2005–2017 гг. можно определить два наиболее приоритетных пути развития этой сферы. Первый путь — совершенствование сферы ЖКХ как производственной единицы в общей экономике страны, а именно — улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей, что потребует дополнительных вложений но, в итоге, позволяет повысить эффективность работы ЖКХ в целом. Второй путь развития — формирование эффективного и рационального механизма установления тарифов на коммунальные услуги для потребителей, и конкретно — для населения страны. Следует также учитывать возможности оплаты тарифов на коммунальные услуги самыми низко платёжеспособными слоями населения, не снижая при этом доходности предприятий жилищно-коммунальной сферы [7].

Читать еще:  Оплатить счет жкх банковской картой

Такие направления развития позволят улучшить эффективность работы предприятий сферы ЖКХ и уменьшить напряжённость среди населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также повысить качество этих услуг в современных условиях.

  1. Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
  2. Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю.Р Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 471.
  3. Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2013.
  4. Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017 — № 5 (12) — С. 120–128.
  5. Нелюбина О. М., Толстых Ю. О. Сравнение особенностей организации капитального ремонта и реконструкции зданий в России и за рубежом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 436.
  6. Смирнова Ю. О., Бибилашвили А. Д. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 242–250.
  7. Толстых Ю. О., Учинина Т. В., Люлькина Н. М. Особенности и проблемы формирования региональной системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 414.

Изменения в ЖКХ РФ в 2018 году: последние новости

Проблемы работы ЖКХ для наших сограждан вопрос болезненный и неприятный. Рост тарифов на коммунальные услуги, низкое их качество и кабальная зависимость от поведения управляющей компании – вся эта цепочка замыкается сама на себе и не предлагает никакого выхода в решении повседневных задач. Неухоженные дворы и подъезды, аварийное состояние коммуникаций и хамское отношение к жильцам, давно стали нормой и даже обрели некое подобие незыблемой и непробиваемой системы. О том, какие нас ожидают изменения в ЖКХ РФ в 2018 году, последние новости о решениях, связанных с этим вопросом в законодательной и тарифной сфере – тема, которая интересует всех, в ней мы и попытаемся разобраться.

Какой вопрос в сфере ЖКХ нас беспокоит больше всего?

Общественная организация “ЖКХ Контроль”, курирующая вопросы, возникающие в этой сфере, предоставила обобщенные статистические данные обращений граждан по поводу неудовлетворительной работы служб коммунального обслуживания и других, связанных с ЖКХ проблем за прошлый год, и выяснила, что большинство вопросов были связаны:

  • с проблемами начисления оплаты за услуги коммунальных предприятий— 29% обращений;
  • с вопросами работы управляющих компаний — 15,8% обращений;
  • с неудовлетворительным состоянием, в котором находится большинство многоквартирных домов — 13,2% обращений,
  • с проблемами качества предоставляемых услуг — 8,5% обращений,
  • с вопросами, связанными с капремонтом — 8,3% обращений,
  • с проблемами состояния дворов многоэтажных зданий — 6,3% обращений,
  • с вопросами, касающимися приборов учета — 3,2% обращений,
  • с вопросами общего имущества — 1,7% обращений,
  • с прочими вопросами — 13,9% обращений.

Понятно, что основным вопросом, волнующим граждан, которым ежемесячно приходят платежки за коммунальные услуги, является обоснованность обозначенных в них сумм. Коммунальные платежи довольно серьезно опустошают семейный бюджет и полного согласия с начисленными суммами за услуги предприятий, работающих в этой сфере, видимо не будет никогда. У жильцов, которым приходится иметь дело с управляющими компаниями, зачастую совсем нет уверенности в том, что счета за предоставленные к оплате услуги, действительно соответствуют их стоимости. Одно из законодательных нововведений даст им возможность более радикально решать эти вопросы, вплоть до наложения штрафа на управляющую компанию за ошибки в платежных расчетах.

Изменения в сфере ЖКХ РФ в 2018 году — какие новости?

“Российская газета” опубликовала выводы своих аналитиков, по поводу изменений, которые в нынешнем году ожидаются в сфере ЖКХ. Ими обозначены семь основных пунктов.

Первый из них касается непосредственно той темы, о которой мы говорили выше — за допущенные ошибки в начислении сумм за коммунальные услуги, управляющей компании придется выплатить штраф тому жильцу, который получил такую платежку. Кстати, такая норма, существует в нашем законодательстве еще с 2015 года, но процедура ее применения не была разработана и описана. Сейчас ее откорректировали, и она выглядит следующим образом. Если вы получили платежку и, по вашим подсчетам, в ней указана не та сумма, вы вправе обратиться с письменным заявлением в свою управляющую компанию, которая должна в течение одного месяца предоставить обоснование начисленной суммы. Если начисление окажется верным – вопрос снимается. Если же ваши претензии оказались обоснованными, то половину от лишней суммы компания обязана возвратить вам в качестве штрафа, и освободить от уплаты излишка. Если же вы уже оплатили предоставленную сумму, будет сделан перерасчёт и следующая платежка придет с вычетом спорной суммы. А представьте себе, если в числе пострадавших окажутся все жильцы дома. Убытки компании заставят ее более тщательно относиться к начислению последующих сумм к оплате.

Второе законодательное нововведение также связано со штрафами, но только не жильцам, а информационной системе ГИС ЖКХ.

Начисляться они будут за неправильное внесение информации в систему. ГИС ЖКХ должна содержать полную и достоверную информацию по всем вопросам коммунального хозяйства. Кроме компаний, занимающихся управлением многоквартирных домов, сведения должны поступать от поставщиков услуг и других предприятий, работающих в этой сфере. Предоставление неправильной или недостоверной информации, а также несвоевременное ее внесение в систему, теперь будет наказуемо – нарушителю будут грозить штрафные санкции.

Третий пункт нововведений предоставляет право жильцам, которые приобрели квартиру в многоквартирном доме, но не успели ее зарегистрировать, участвовать в общих собраниях дома. Ранее, до завершения процесса регистрации, они этого права были лишены.

В четвертом пункте — в обязанность управляющим компаниям вменяется ведение реестра собственников квартир, переданного им в управление, многоквартирного дома. Данный реестр компания обязана будет предоставлять инициаторам проведения общих собраний по первому их требованию.

Пятый пункт касается «бесхозных» многоквартирных зданий. В число таких домов, как правило, попадают многоэтажки, которые по каким-либо причинам не представляют коммерческого интереса для управляющих компаний. Новая законодательная норма обязывает компании, работающие на этом рынке, брать под временное управление такие жилые здания.

И вот еще одна новость — у лицензий, выдающихся компаниям на управление многоквартирными домами, появился срок действия. Напомню, что ранее они были бессрочными. Теперь лицензии выдаются сроком на пять лет. Да и сами правила их выдачи ужесточаются – проштрафившиеся компании и их «клоны» теперь вряд ли смогут такую лицензию получить.

Последнее нововведение относится к гражданам с ограниченными возможностями.

Все дома должны быть оборудованы пандусами. Если это мероприятие выполняется с привлечением средств жильцов дома, необходимо будет предоставить решение общего собрания владельцев квартир. В случае, когда управляющая компания решит все это сделать за свой счет, согласие жителей не требуется.

Читать еще:  Оплата жкх через карту

Какой рост тарифов ЖКХ ожидает нас будущим летом

Ежегодное повышение тарифов ЖКХ с первого июля, в России уже стало доброй традицией. 2018 год, если верить прогнозам специалистов, порадует нас щадящим ростом этих выплат. Повышение стоимости этих услуг ожидается в пределах 4%. Как правило, процентный показатель роста тарифов ЖКХ соответствует прошлогоднему показателю инфляции, а поскольку он этих пределов не превышал, для компенсации инфляционных потерь этой меры будет вполне достаточно. Поэтому, что касается изменения в ЖКХ РФ в 2018 году, последние новости оказались вполне благоприятными.

Какие изменения в ЖКХ РФ появились в 2018 году — последние новости коммунальной сферы

Сфера ЖКХ для простых россиян — тема довольно болезненная. Тарифы на “коммуналку” ежегодно растут, качество услуг зачастую зависит от добросовестности управляющих компаний или даже конкретных работников. До сих пор норма — толком не покрытые теплоизоляцией трубы, отапливающие улицу, грязь во дворах и подъездах, многие другие проблемы, которые хотя и кажутся единичными, все-таки складываются в некую систему. Узнаем о последних изменениях в ЖКХ России в 2018 году, каковы последние новости по поводу законодательства в этой сфере, как сильно вырастут тарифы летом.

Что больше всего беспокоит россиян в сфере ЖКХ

Центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”, при помощи которого можно пожаловаться на неудовлетворительную работу коммунальных служб и другие связанные с ЖКХ проблемы, обобщил статистику обращений граждан в 2017 году. Выяснилось, что больше всего в этой сфере россиян беспокоят:

  • проблемы начисления платы за коммунальные услуги — 28% обращений,
  • проблемы управления многоквартирными домами — 16,8% обращений,
  • проблемы неудовлетворительного состояния многоквартирных домов — 12,2% обращений,
  • проблемы качества коммунальных услуг — 9,4% обращений,
  • вопросы к капремонту — 8,4% обращений,
  • проблемы благоустройства дворов — 6,4% обращений,
  • проблемы с приборами учета — 3,1% обращений,
  • вопросы по общему имуществу — 1,8% обращений,
  • прочие вопросы — 13,8% обращений.

Понятно, что вопросы относительно того, насколько обоснованы цифры в платежках, волнуют россиян больше всего. “Коммуналка” зачастую съедает существенную часть семейного бюджета, и не со всеми цифрами можно согласиться. Люди справедливо хотят разобраться, не начислили ли им лишнего. И одно из нововведений в законе позволит им, кстати, даже оштрафовать управляющую компанию за неправильное начисление платежей.

Изменения в сфере ЖКХ РФ в 2018 году — что нового?

Аналитики “Российской газеты” изучили все последние новости относительно изменений в коммунальной сфере и обозначили семь главных новинок 2018 года.

Первая из этих новинок — за неправильное начисление суммы в платежке управляющая компания или ТСЖ будет платить штраф жильцу. Сама эта норма, в принципе, не новая, она появилась в законе еще в 2015 году, но толком не работала — не была описана процедура. Теперь процедуру конкретизировали. Если вам пришла платежка и вы считаете, что в ней что-то не так и начислено лишнее, вам нужно обратиться с заявлением в вашу УК, ТСЖ или ЖСК (в зависимости от того, какая организация управляет вашим домом). В течение месяца они обязаны дать ответ и либо обосновать, что начисление было верным, либо согласиться с вами. Если и правда в счете были выставлены лишние суммы — половину от излишка компания заплатит лично вам в виде штрафа. Сам излишек, разумеется, оплачивать вы не должны — на эту сумму сделают перерасчет, если оплата была совершена. Таким образом, если УК выставила вам счет на 100 рублей больше положенного — вы “заработаете” 50 рублей. А если вольно или невольно обманутыми окажутся все жители дома или района — управляющая компания рискует крупными убытками за свою ошибку. Так что новая норма будет стимулом относиться к начислениям внимательнее.

Вторая новинка 2018 года — штрафы за неаккуратное внесение сведений в ГИС ЖКХ. Информационная система ГИС ЖКХ содержит подробную информацию обо всей коммунальной сфере, информация вносится в том числе управляющими компаниями, поставщиками услуг и т.д. За неправильную, неполную информацию и за задержки с внесением свежих данных с 2018 года будут начисляться штрафы.

Третье нововведение — покупатели квартиры, не успевшие зарегистрировать право собственности, будут участвовать в общих собраниях. До 2018 года те дольщики, которые купили жилье в новостройке, но находились на этапе оформления права собственности, не могли участвовать в судьбе дома. Теперь они имеют равные права со всеми.

Четвертая новинка — управляющие компании, ТСЖ, а также ЖСК будут обязаны вести реестр собственников квартир дома. Реестр этот должен будет передаваться ими инициатору проведения общего собрания по первому требованию.

Пятое нововведение — появляются так называемые временные управляющие компании. Речь об УК, которые будут под принуждением города брать под свое управление “брошенные дома”, то есть, такие дома, которые остались без управления. Как правило, это многоквартирные дома, с которыми отказываются работать управляющие компании города по самым разным причинам. В каких-то случаях из-за накопившихся долгов и жителей, которые ведут асоциальный образ жизни и не особенно стремятся погашать свои долги. В каких-то — дом небольшой, находится в отдалении, и УК не может на нем много заработать. Теперь УК можно обязать брать такие дома “временно”.

Еще одна новинка — лицензии ЖКХ перестали быть бессрочными, теперь они выдаются на 5 лет. Более того — не смогут получить лицензию очевидные “клоны” управляющих компаний, созданные вместо проштрафившейся.

Наконец, все многоквартирные дома должны будут стать доступными для инвалидов, причем уже в скором времени. Правда, для установки пандусов за счет средств жителей нужно провести общее собрание. Если это будет делаться без привлечения этих денег — жителей никто не спросит.

Насколько вырастут тарифы ЖКХ летом

Ежегодно с 1 июля в России повышаются все тарифы на услуги ЖКХ. Раньше, как известно, пересмотр тарифов происходил 1 января, и это было не очень хорошо для экономики — с начала года начинала разгоняться инфляция.

В 2018 году, судя по прогнозам экспертов коммунальной отрасли, тарифы поднимутся не более чем на 4%. Дело в том, что обычно процент повышения тарифов ЖКХ примерно равен инфляции прошлого года, и новые тарифы призваны эту самую инфляцию компенсировать для поставщиков коммунальных услуг. В 2017 году инфляция оказалась меньше трех процентов, на текущий год она также планируется в пределах 4%. Более высокое повышение будет просто необоснованным.

Изменения в сфере управления МКД в 2018 году

25 января на вебинаре «485-ФЗ, или Изменения в сфере управления МКД» Елена Шерешовец рассказала, какие изменения в законодательство сферы управления МКД внесли Федеральные законы, принятые в последние дни 2017 года.

Читать еще:  Жкх частное или государственное

Делимся основными мыслями: что может послужить поводом для проверки ГЖИ, что изменилось в лицензировании управляющих организаций, как хранить и передавать документы ОСС по новым правилам и зачем УО вести реестр собственников.

ГИС ЖКХ и проверки ГЖИ

Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ внёс поправки в ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, отменил норму о том, что при неразмещении платёжного документа в ГИС ЖКХ собственник может не оплачивать квитанцию.

Управляющие организации боялись штрафов за ГИС ЖКХ с 1 января 2018 года. Особенно штрафа за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ. Хорошая новость – законодатели передумали, и неразмещение сведений или неразмещение достоверной информации в системе теперь не влечёт штрафа за нарушение лицензионных требований.

Несмотря на отмену штрафов, размещение информации в ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций с 1 января 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2016 №469-ФЗ). Исключение составляют города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Для них заполнение ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием с 1 июля 2019 года.

Штрафы по ст. 13.19.2 КоАП РФ уменьшились. Теперь за за неразмещение или неправильное размещение информации в ГИС ЖКХ управляющая организация может получить штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Если администратор ОСС в срок не разместит в системе сведения о собрании, на него будет наложен штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей.

Неполадки в работе ГИС ЖКХ не останутся безнаказанными. Теперь предусмотрена административная ответственность и для оператора системы. Если он своевременно не предпримет мер для восстановления работоспособности ГИС ЖКХ, его могут оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 рублей.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ внёс изменения в ст. ст. 20, 196 ЖК РФ – у ГЖИ появились новые поводы для проверок. Орган ГЖН может проверить управляющую организацию, если:

  • выявлены нарушения требований правил содержания общего имущества МКД (ПП РФ № 491);
  • выявлены нарушения правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления КУ (ПП РФ № 354);
  • есть приказ или распоряжение главного жилищного инспектора РФ.

Елена Шерешовец отметила, что особых изменений на самом деле не произошло, так как государственный жилищный инспектор, приходя в управляющую организацию, всегда проверял выполнение требований ПП РФ № 491 и ПП РФ № 354. ГЖИ штрафовала за нарушения этих правил, указанных в этих постановлениях и раньше. Просто теперь такие проверки законодательно утвердили.

Новое лицензионное требование и срок действия лицензии

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ удивил всех. 11 января 2018 года появилось новое лицензионное требование для управляющих организаций – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения наименований УК.

Проблема с УК-клонами получила решение, теперь названия управляющих компаний должны быть оригинальными. Все тождественные названия нужно сменить в течение 6 месяцев с момента вступления № 485-ФЗ в силу, то есть с 11 января 2018 года.

С 11 июля 2018 года ГЖИ начнут проверки выполнения этого лицензионного требования и если найдут нарушения, провинившиеся управляющие компании могут потерять лицензии.

Ещё одно изменение в области лицензирования управляющих организаций – у лицензий появился срок действия. Теперь они предоставляются на 5 лет, по истечении срока лицензии нужно будет продлевать. Действие начинает исчисляться с момента вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ, то есть с 11 января 2018 года. К 11 января 2023 года действие лицензий управляющих организаций закончится.

Добавление и исключение МКД из перечня лицензиата

Появилось новое требование перечню домов лицезиата. Если в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ отсутствуют сведения о домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, такая лицензия аннулируется.

Также изменился срок, в который управляющая организация должна приступить к выполнению своих обязательств перед собственниками помещений в МКД. Теперь это дата внесения изменения в реестр лицензий в связи с заключением договора управления (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

В течение пяти рабочих дней с момента заключения договора управления УО обязана разместить в ГИС ЖКХ информацию и направить сведения в орган ГЖН. ГЖИ, в свою очередь, в десятидневный срок обязана внести изменения в перечень домов лицензиата. Этот срок может быть продлён до 30 дней в случае, если:

  • предоставлен не полный пакет документов;
  • две и более УО претендуют на один МКД.
  • другие поводы, указанные в приказе Минстроя от 25.12.2015 № 938/пр.

Немного расскажем и об исключении МКД из перечня домов лицензиата. Если управляющая организация прекратила управление домом, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, в течение трёх рабочих дней она должна передать новой УО:

  • техническую документацию и иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы;
  • ключи от помещений, входящих в состав общего имущества;
  • электронные коды доступа к оборудованию и иные технические средства, необходимые для эксплуатации МКД.

Теперь с момента исключения сведений об МКД из реестра лицензий управляющей организации запрещено осуществлять деятельность по управлению МКД – начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платёжные документы.

Хранение документов ОСС и ведение реестра собственников

Внесены изменения в ст. 46 ЖК РФ. Теперь после проведения общего собрания собственников в управляющей организации должны храниться копии протокола и решений собственников. Оригинал протокола передаётся в ГЖИ.

Инициатор собрания в десятидневный срок передаёт оригинал протокола в УО. Управляющая организация в течение 5 дней направляет его в ГЖИ и размещает электронный образ документа в системе.

Если возникнут судебные споры, оригиналы документов придётся запрашивать в ГЖИ.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ обязал управляющие организации вести реестр собственников помещений в МКД. Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, в нём должны содержаться:

  1. Фамилия, имя, отчество собственника. Если собственник юридическое лицо – полное наименование и государственный регистрационный номер.
  2. Номер помещения в МКД.
  3. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

Управляющая организация должна предоставить реестр собственников при обращении собственника или иного лица, инициирующего ОСС, в течение пяти дней. Согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, не требуется (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

На онлайн-семинаре Елена Шерешовец рассказала и о других нюансах, которые нужно знать управляющим организациям: что будет за воспрепятствование действиям жилищной инспекции, в чём отличие «грубых» и «негрубых» нарушений лицензионных требований, как распределить «экономию» на доме и какие изменения затронули Совет МКД. Чтобы разобраться во всех нововведениях, смотрите видеозапись.

Организовать и провести юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД, подготовить к нему реестр собственников вы можете с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×