Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жкх на региональном уровне

Кто и как контролирует работу управляющих компаний ЖКХ

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Полномочия управляющей компании

Основы деятельности управляющей компании закреплены в законодательстве. Перечень ее обязанностей отображается в договоре, который она заключает с жильцами МКД. Если компания не выполняет возложенные на нее функции, соглашение можно расторгнуть и потребовать применения штрафных санкций.

Коммунальная организация имеет следующие функции:

  • выполнение текущего и капитального ремонта;
  • обеспечение дома энергоресурсами;
  • создание безопасных условий эксплуатации дома жильцами;
  • рассмотрение обращений жильцов и так далее.

Детали прописываются в договоре.

Права управляющей компании:

  • информирование о любых несанкционированных способах использования жилья/общих нежилых площадей;
  • взыскание задолженности с жильцов;
  • распределение резервов для ремонтных, эксплуатационных и других работ;
  • инспектирование предоставленных жильцами данных на оплату коммунальных услуг и так далее.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

    Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Аудит управляющей компании

Если собственники МКД ставят под сомнение добросовестность действий УК, они могут организовать аудит управляющей компании. Первым делом составляется заявление, в котором заявитель или собрание жильцов должны указать:

  • свои ФИО;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • суть претензии и так далее.

Поскольку УК обязана отчитываться перед избравшими ее жильцами, у организации запросят документы по оказанным услугам, их стоимости, используемым тарифам.

Иногда потребителями коммунальных услуг инициируется проверка жилищной инспекцией.

В любом случае жители могут самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность компании (аудит). Так как разобраться в финансовой документации без специальных знаний трудно, собственники МКД обычно привлекают в процессе эксперта.

Подача жалобы на УК

В ситуации, когда коммунальная фирма недобросовестно выполняет обязанности либо вообще ничего не делает, жильцов интересует вопрос, как привлечь ЖКХ к ответственности.

Обращаться с жалобой можно в разные инстанции: от местных администраций ЖКХ, до прокуратуры и суда. Для начала нужно составить заявление на имя директора УК. В этом документе указываются данные заявителя и суть претензий.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один вручается руководителю, на втором специалист, принимающий документы, ставит дату и подпись.

Директор УК рассматривает претензию в срок до 10 дней с момента её получения. О принятом решении сообщают заявителю.

При составлении заявления совсем не лишней будет помощь юриста, поскольку нужно точно обозначить законодательные нормы, на которые ссылается жилец. Также можно обратиться в центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

Выводы

У подачи жалобы есть много нюансов, поэтому стоит заручиться помощью профессионала. Если дело дойдет до суда, УК, выступая в роли ответчика, для защиты своих интересов привлечет опытного юриста. Он без труда найдет процессуальные ошибки в заявлении или нарушение сроков подачи жалобы. Следовательно, истец – жилец или собрание владельцев квартир – должны хорошо разбираться в особенностях деятельности управляющих компаний.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования представлена на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном уровне.

На рисунке 2 отобразим органы управления жилищно-коммунальным комплексом.

Федеральный уровень
Региональный уровень
— Региональные министерства и службы
Местный уровень
— Структурные подразделения местной администрации муниципального образования
— Министерство строительства и ЖКХ РФ; — Министерство энергетики РФ; — Федеральная служба по тарифам.

Рис.2. Органы управления жилищно-коммунальным комплексом

Система органов управления ЖКХ включает:

Во-первых, федеральный уровень. На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется исполнительной властью, к которой относятся:

1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2)Министерство энергетики Российской Федерации;

3) Федеральная служба по тарифам.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочия ведомства также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет нормативно – правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Федеральной службы по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике [26].

Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне производится, как правило, на решении следующих вопросов:

— формирование нормативной законодательной базы;

— финансирование крупных инвестиционных проектов;

— государственное регулирование тарифов;

— методическое обеспечение деятельности отрасли;

— повышение эффективности деятельности предприятий ресурсосбережения, энергосбережения и.т.д.

Во-вторых, региональный уровень. На региональном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется региональными министерствами и службами.

На региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, а так же инвестиционные проекты. В виду комплексных задач, которые стоят перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса региона, при стратегическом планировании развития отрасли рассматриваются в увязке с муниципальным уровнем, с функциональными программами, а так же с деятельностью смежных отраслей.

В-третьих, муниципальный уровень, который представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования.

1) Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования. К функциям комитета, как правило, относится:

— регулирование функционирования муниципального жилищного фонда коммунальной инженерной инфраструктуры;

— регулирование функционирования муниципальных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;

— регулирование функционирования муниципальных сооружений коммунальной инженерной инфраструктуры;

— регулирование функционирования муниципальных сетей коммунальной инженерной инфраструктуры.

2)Управление жилищно-коммунального хозяйства, в чьи функции входит:

— взаимодействие с предприятиями и организациями сферы ЖКХ муниципального образования;

— принимать участие по приему законченных капитальным ремонтом объектов, которые находятся в муниципальной собственности;

— принимать участие в разработке концепций, программ, прогнозов развития муниципального образования в сфере ЖКХ;

— формировать муниципальный заказ на выполнение работ, а так же оказания услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, которые находятся в муниципальной собственности;

— осуществлять контроль качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению муниципального жилищного фонда;

— осуществлять контроль за соблюдением правил и норм санитарного состояния придомовых территорий жилищного фонда муниципального образования;

— создавать условия, которые являются необходимыми для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

— осуществлять контроль за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда;

— осуществлять обследование жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности;

— осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) Управление ЖКХ и энергетики, которое организовывает в границах муниципального образования электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Также Управление вправе:

— организовывать содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; содержать места захоронения муниципального образования;

— создавать условия для управления многоквартирными домами и выполнение полномочий собственника муниципального жилищного фонда;

— подготавливать документы на перевод жилых помещений в нежилые;

— подготавливать документы на переустройство и перепланировку жилых помещений;

— ведение реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов;

— организовывает сбор и вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию, а так же переработку отходов производства и потребления;

— принимают участие в организации благоустройства и озеленения муниципального образования;

— организовывает конкурсы на право управления многоквартирынми домами;

4)Профильные комитеты ЖКХ территориальных администраций городского округа, осуществляющие государственную политику в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и обеспечивающие функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования.

К профильным комитетам ЖКХ относят:

— Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования;

— комитет жилищно-коммунального хозяйства;

— отдел капитального строительства и эксплуатации жилых сооружений;

— управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства;

— комитет по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству;

— управление администрации по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится к компетенции поселений. Так, на муниципальные районы возлагаются следующие межпоселенческие функции:

— организация электроснабжения в границах муниципального района;

— организация газоснабжения в границах муниципального района;

— содержание автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

— строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;

— организация утилизации бытовых и промышленных отходов;

— организация переработки бытовых и промышленных отходов;

— содержание межпоселенческих мест захоронения;

— оказание ритуальных услуг [34, с.83].

Рассмотрение организации управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования целесообразно начать с отображения структуры управления ЖКХ. Для большей наглядности представим ее на рисунке 3.

Принципы муниципального управления ЖКХ
Специфика муниципа-льного управления ЖКХ
Особеннос-ти муниципа-льного управления ЖКХ
Потребности
Объекты управления
Субъекты управления
Интересы
Методы муниципального управления ЖКХ
Функции муниципального управления ЖКХ
Задачи муниципального управления ЖКХ

Рис.3. Структура механизма управления ЖКХ [30, с.96]

Следует заметить, что к структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:

1) формирование эффективных взаимосвязей в сфере жилищно-коммунального комплекса между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, понимание сущности экономических отношений участников в сфере жилищно-коммунального комплекса сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;

2) определение принципов муниципального управления жидищно-коммунального комплекса.

К ним можно отнести:

— принцип инициативы и самостоятельности;

— принцип административной централизации;

— принцип структурности и взаимосвязи;

— принцип приоритетных задач и направлений;

— принцип инвестиционной привлекательности;

— принцип равной социальной защиты и справедливости;

— принцип взаимного доверия и ответственности;

— принцип инновации и модернизации;

3) определение специфики муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, которые базируются на количественных и качественных показателях;

4) определение особенностей муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, формирующиеся под воздействием факторов:

5) определение методов муниципального управления жилищно- коммунального комплекса.

К общим относятся следующие методы:

6) формирование функции муниципального управления жилищно-коммунального комплекса.

Общими функциями являются:

Частными функциями считают:

— непосредственное согласованное управление конкретным предприятием;

— непосредственное согласованное управление группой предприятий однородной направленности.

В свою очередь, специфика частных функций определяет набор следующих факторов:

7) формирование задач механизма муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства.

К общим относятся:

— формирование стратегии и тактики управления объектами жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета;

— внедрение новых форм и методов хозяйствования;

— совершенствование организации управления;

— развитие конкурентных отношений;

— управление обеспечением надлежащего состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению;

— решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства;

— осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования [30, с.96].

Таким образом, механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне представляет собой проводник любых управленческих решений.

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 2277 раз

Библиографическое описание:

Алмаева Л. Х., Есиева И. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/ (дата обращения: 23.03.2020).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей экономики и представляет собой многоотраслевое хозяйство с совокупностью социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и реализации потребностей производственных отраслей и сферы услуг [1, с. 201].

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов [3, с. 16].

На протяжении истории главную роль управления системой ЖКХ играло государства в лице местных муниципалитетов. Муниципальные власти начали самостоятельно выстраивать систему управления предприятиями ЖКХ, что привело к следующей ситуации. Определились сложности в построении эффективной системы управления ввиду устаревших систем инфраструктуры ввиду высокой степени износа основных фондов ЖКХ. По 60 % основных фондов отслужен полезный срок службы, ввиду этого установлены объемы потери воды в размере 27 %, тепловой энергии на отопление — почти 15 %, в сетях горячего водоснабжения — 10 %. Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30 % выше, чем европейскими предприятиями.

В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер [1, с. 202].

В последнее время средства массовой информации оповещают общество о существенных недостатках в работе ЖКХ: отсутствии в домах тепла, электроэнергии, чистой воды, случаях утечки и взрывов газа, плохой работе аварийных служб и др. В свою очередь, администрации городов и поселений, частные управляющие компании ссылаются в качестве оправдания на хроническое недофинансирование, ветхость материальной базы, коммуникаций, изношенность обслуживающей техники, низкую оплату труда работников ЖКХ и т. д. И, что самое неприятное, наличие этих проблем способствует развитию «теневого» сектора экономики и коррупции [4, с. 25].

На данный момент сфера ЖКХ в России определяется кризисным состоянием, существует актуальность решения проблем по реформированию и модернизации данной отрасли на муниципальном уровне. В данном случае важными являются цели как сугубо хозяйственные, так и социальные ввиду многочисленных конфликтных ситуаций между предприятиями коммунальной сферы, управляющими компаниями и потребителями услуг. Основными вопросами являются: высокая стоимость коммунальных услуг, их низкое качество, отсутствие обратной связи с управляющими компаниями, а также высокая задолженность населения перед предприятиями ЖКХ.

В результате продолжительного времени данные недостатки системы находятся в центре общественного внимания, их устранение является приоритетными путями развития экономической и социальной политики страны. Необходимо отметить, негативную ситуацию по развитию данной сферы на муниципальном уровне ввиду сложности контроля преобразований. Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается [2, с. 38].

Поэтому сфера ЖКХ на муниципальном уровне нуждается в обязательном реформировании. Вопросам преобразования сферы ЖКХ уделяется большое внимание, итоги работы в данной отрасли должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, и на федеральном уровне исполнительной власти с учетом как точечных решений, так и долгосрочных системных решений, которые были бы нацелены на получение людьми качественных коммунальных услуг по приемлемым и понятным ценам.

Отсюда можно сделать вывод, что сфера ЖКХ нуждается в новом, инновационном подходе к решению поставленных задач. К сожалению, на региональном и муниципальном уровне в данной части федеральное законодательство чаще всего не применяется.

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти. Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства. Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции [4, с. 26].

Таким образом, выход из проблемы инновационного управления инфраструктурами ЖКХ на муниципальном уровне остается открытым, так как в решение проблемы, например, с помощью частных инвестиций задействованы четыре стороны — это государство, муниципалитет, инвестор и граждане-потребители. Чтобы система начала действовать в полную силу нужно достичь некоего компромисса, при котором в первую очередь будут соблюдены социальные права и интересы граждан, во вторую очередь интересы инвестора, однако вопрос о существовании такого компромисса пока остается открытым.

  1. Козырев М. С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / М. С. Козырев, Т. С. Мелентьева // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1–2 (11). — С. 200–206.
  2. Колычева Ж. Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж. Я. Колычева, Н. С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37–41.
  3. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
  4. Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11). — С. 25–27.

Похожие статьи

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек

Жилищнокоммунальное хозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий

На рынке жилищнокоммунальных услуг низкий уровень конкуренции.

Трудности муниципального контроля в жилищнокоммунальной.

Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

муниципальный уровень, сфера ЖКХ, жилищнокоммунальное хозяйство, предприятие ЖКХ, Россия, система ЖКХ.

Жилищнокоммунальное хозяйство в России

Жилищнокоммунальное хозяйство в России. Авторы: Абдуллина Адель Рустемовна, Владимиров Игорь Александрович.

Жилищнокоммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей

— подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства. Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Качество услуг обслуживающей организации.

жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ

Жилищнокоммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Основные методы управления системой.

Жилищнокоммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства

жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек.

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на.

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Особенности функционирования системы ЖКХ на муниципальном уровне

1. Способы ведения ЖКХ на муниципальном уровне

В систему управления городом включено множество отраслей. Однако, одной из самых значимых является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в то время как в сельской местности отрасль является самостоятельным направлением, однако подчиняется региону и находится под его контролем и надзором. Сфера ЖКХ в последнее время перестала удовлетворять потребителей, т.е. граждан того или иного муниципального образования. При этом важно учесть, что в тоже время жилищно-коммунальное хозяйство на территории муниципального образования – представляет собой одну из самых значительных частей муниципальной экономики. В различных субъектах Российской Федерации проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства составляют 60-90% от всех проблем муниципалитета. В связи, с чем развитие данной сферы является приоритетным направлением любого субъекта РФ.

Существует несколько способов ведения ЖКХ на муниципальном уровне, подразделение которых основано на степени участия органов местного самоуправления в процессе управления:

— прямое управление, которое осуществляется органом местного самоуправления;

— муниципально-подрядная система – по муниципальным тарифам частными подрядчиками;

— муниципально-арендная система – частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;

— муниципальная концессия – формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом.

2. Принципы муниципального управления ЖКХ

Если рассматривать муниципальное управление ЖКХ, то оно входит в систему городского самоуправления и является органом управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По своей структуре оно является сложным территориально-хозяйственным комплексом. Принципы муниципального управления ЖКХ показаны на рис. 1

Рисунок 1 — Принципы муниципального управления ЖКХ

В настоящее время многие муниципальные образования разрабатывают муниципальные программы и пытаются сформировать программный бюджет. Это относительно, новые явления, не так давно введенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что приводит к необходимости (часто не очень приветствуемой региональными властями) принятия органами государственной власти субъектов РФ дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих жилищную сферу. В результате объем нормативной базы жилищной сферы многократно возрастает. ЖК РФ, определяя состав жилищного законодательства, устанавливает, что в этот состав включены не только ЖК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, иные федеральные нормативные правовые акты, а также региональные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, но и нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются ФЗ № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.

Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В то же время перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере, поскольку это противоречит п. 1 ст. 18 данного Закона.

3. Функции органов местного самоуправления в ЖКХ

Для решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов выполняют следующие функции:

— устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

— осуществляют проведение сетей теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»;

— осуществляют проведение водоснабжения и водоотведения, в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

— утверждают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Муниципалитет выступает и как непосредственный участник жилищно-коммунального рынка (участвует в конкурсе в виде учрежденных муниципальных унитарных предприятий на общих основаниях), и как организатор этого жилищно-коммунального рынка. Реализуя мероприятия, направленные на повышение конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг посредством привлечения субъектов предпринимательской деятельности в сферу содержания и эксплуатации инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование жилищно-коммунального хозяйства муниципалитет должен решать следующие проблемы, сдерживающие развитие конкуренции:

— недостаточную организованность и активность собственников жилья по формированию рационального потребительского поведения на рынке (прежде всего медленное формирование товариществ собственников жилья, формальное отношение к выбору управляющей компании);

— неоправданное административное вмешательство и создание неравных условий участникам рынка при получении в управление многоквартирных домов.

Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе ЖКХ

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти. Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства. Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции.

Таким образом, на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг. Внедрение эффективных методов управления и форм осложняется особенностями трансформации собственности экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, осложняется социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Читать еще:  Заключение договора с управляющей компанией жкх
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×