Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жкх проблема отходов

Проблемы утилизации отходов ЖКХ

Главная > Реферат >Экология

Министерство Образования Российской Федерации

Волгоградский Государственный Технический Университет

Кафедра Промышленной Экологии и Безопасности Жизнедеятельности

Семестровая работа по экологии

«Проблемы утилизации отходов ЖКХ»

Выполнил: студент группы ИВТ-466 Пушкарь Д. В.

1. Проблема твёрдых бытовых отходов ——————————- стр. 4

2. Проблема утилизации отходов с позиции менеджмента —- стр. 7

3. Столичный пример. Прессовка и разделение ——————— стр. 9

4. Применение технологии быстрого пиролиза для

утилизации бытовых и промышленных отходов ——————— стр. 11

Список используемых источников

В настоящее время количество и разнообразие твердых бытовых отходов (ТБО) в странах СНГ стремительно возрастает. В то же время положение с их утилизацией, в лучшем случае, остается на прежнем уровне. Бремя выработки решений в этой области практически полностью возложено на местные власти.

Актуальность проблемы утилизации отходов ЖКХ очень высока в связи с тем, что методы утилизации, используемые в наше время, устарели и признаны несоответствующими настоящим мировым экологическим стандартам.
«В этой ситуации нередко возникают представления о том, что все проблемы города или района, связанные с ТБО, способна решить «самая последняя западная технология» или, наоборот, невостребованная (и никем доселе не опробованная) уникальная отечественная технология. Под эти технологии ищутся (и иногда находятся) средства, разрабатываются проекты.
В связи с этим нам кажется уместным обратить внимание на один из подходов к проблеме ТБО — концепцию Комплексного управления отходами (КУО). Существует два положения, подтвержденные мировым опытом (которые являются составляющими концепции Комплексного управления отходами (КУО)):

Не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов.

Даже комплекс технологий способен привести к решению проблемы отходов только тогда, когда он применяется вместе с рядом экономических и социальных инструментов.

Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО (до 40% в развитых странах). Вторая по величине категория в России — это так называемые органические, в т. ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 7- 9% от общего количества отходов. Примерно по 4% приходится на дерево, текстиль, резину.

Количество муниципальных отходов в России увеличивается, а их состав, особенно в крупных городах приближается к составу ТБО в западных странах с относительно большой долей бумажных отходов и пластика» [1]

Поставим целью найти пути и методы борьбы с проблемой отходов ЖКХ.

1. Проблема твёрдых бытовых отходов

«Твердые отходы, — это экологическая проблема, вызывающая наибольшую озабоченность жителей развитых стран.
Исторически «на виду» всегда были жидкие и газообразные отходы — промышленные загрязнения воды и воздуха — и они становились объектом первоочередного контроля и регулирования, в то время, как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать — попросту тем или иным способом убрать «с глаз долой». В прибрежных городах отходы довольно часто просто сбрасывались в море. Экологические последствия захоронения мусора — через загрязнение подземных вод и почв — проявлялись иногда через несколько лет или даже несколько десятков лет, однако были от этого не менее разрушительны. В общественном сознании постепенно сформировалась идея о том, что закапывание отходов в землю или сброс их в море — это недопустимое перекладывание наших проблем на плечи потомков.

Параллельно наметилась и другая тенденция: чем жестче было законодательство по контролю воды и воздуха, тем больше производилось твердых токсичных отходов, т. е. все методы очистки газообразных и жидких сред приводят к концентрации загрязнителей в твердом веществе: в илах, осадках, золе и т. д.
В настоящее время в развитых странах производится от 1 до 3 кг бытовых отходов на душу населения в день, что составляет десятки и сотни миллионов тонн в год, причем, в США, например, это количество увеличивается на 10% каждые 10 лет. В связи с отсутствием мест для захоронения этого огромного количества отходов на Западе заговорили о кризисе отходов или кризисе свалок. В японских гаванях насыпаны «мусорные острова» из гор бытовых отходов, производимых в метрополиях;
При внимательном рассмотрении проблема отходов представляется более сложной, чем просто нехватка места для новых свалок. Мест для новых свалок всегда не хватало: еще в 1889 году американский федеральный чиновник жаловался, что «мусор становится некуда выбрасывать и скоро мы должны будем придумать новый метод избавляться от него». В то же время свалки занимают не так уж много места, по крайней мере, в географическом масштабе: например, все бытовые отходы, производимые в России современными темпами в течение 500 лет можно было бы уместить на площадке 20 на 30 км при толщине слоя мусора всего в 25 метров.
Таким образом «физическое» измерение проблемы ТБО — не только не единственное, но даже и не самое важное. Существуют другие взаимосвязанные аспекты этой проблемы, которые делают ее насущной именно в наше время:

— объем ТБО непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения;

— состав ТБО резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов;

— отношение населения к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным;

— законы ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях правительства;

— новые технологии утилизации отходов, в том числе современные системы разделения, мусоросжигательные заводы-электростанции и санитарные полигоны захоронения, все более широко внедряются в жизнь;

— экономика управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают.

Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций.
Все эти аспекты проблемы завязаны в узел, который затягивался в развитых странах на протяжении последних 20-30 лет все туже и туже.
Традиционно бытовые отходы вывозились на свалки, расположенные вблизи населенных пунктов и работающие за счет муниципальных бюджетов. Со временем, вследствие постоянной угрозы здоровью населения, исходившей от свалок (отравление грунтовых вод, размножение переносчиков заболеваний, неприятный запах, дым от частых самовозгораний), во многих странах стали принимать более строгие правила их размещения, конструкции и эксплуатации Отрицательное отношение населения и новые стандарты делали открытие новых свалок все более сложным делом.
Ситуацию не изменило появление в начале 80-х годов мусоросжигательных заводов (МСЗ) «нового поколения» (снабженных высокотехнологичными устройствами очистки выбросов). МСЗ, подобно свалкам, были встречены населением: в штыки из-за боязни диоксинов и других загрязнителей воздуха, а также из-за нерешенности проблем с захоронением токсичной золы, образующейся при сжигании ТБО. Находить площадки для МСЗ оказалось ничуть не легче, чем для полигонов, а себестоимость сжигания отходов даже в таких густонаселенных странах, как Голландия, оказывается ничуть не ниже, чем себестоимость закапывания их в землю (Рис. 3). В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве МСЗ уходит на установку воздухоочистительных систем. До 1/3 эксплуатационных расходов МСЗ уходит на плату за захоронение золы, образующейся при сжигании мусора, которая представляет из себя гораздо более экологически опасное вещество, чем ТБО сами по себе.

Когда стоимость (а, значит, и цена) утилизации отходов значительно возрастает, рынок утилизации начинает привлекать крупные частные компании. Такие компании, в основном, строят и эксплуатируют гигантские «мусороуничтожающие» предприятия, размещенные на дешевой земле вдалеке от городов, где производится наибольшее количество ТБО. Строительство таких предприятий обычно встречает гораздо большую враждебность местного населения, чем строительство муниципальных свалок, поскольку никто не хочет иметь под боком свалку «чужого мусора» из метрополии. Кроме того, свалка, принадлежащая частной компании, воспринимается населением, как правило, более враждебно, чем муниципальная свалка тех же размеров, расположенная в том же месте. Под давлением общественности политики настаивают на принятии более жестких стандартов, что, в свою очередь, увеличивает стоимость утилизации отходов. Это приводит к тому, что все большее количество отходов попадает в руки крупных корпораций, имеющих не только финансовые средства выполнить жесткие экологические стандарты, но и возможность преодолеть (не всегда законными средствами) сопротивление местных политиков при решении вопроса о размещении свалки. Враждебность населения к огромным корпорациям растет и. мы попадаем в исходную точку порочного круга, узел «мусорного кризиса» затягивается еще туже.
Практика показывает, что подобный круг увеличения масштабов, стоимости и враждебности населения невозможно разорвать путем простого ужесточения экологических стандартов или внедрения новых технологий утилизации отходов. Попытки выйти из этого круга, решая в комплексе социальные, экономические и технологические проблемы, связанные с ТБО, привела к разработке концепции Комплексного управления отходами. Эта концепция служит ориентиром для правительственных и общественных организаций во многих странах; например, она официально принята Агентством по охране окружающей среды США» [2]

Читать еще:  Договор на услуги жкх

2. Проблема утилизации отходов с позиции менеджмента

«Еще три года назад вывоз ТБО вызывал головную боль как у жителей Ростова-на-Дону, так и у должностных лиц, отвечающих за чистоту города. Регулярные взыскания с руководителей ЖЭУ, «разносы» и совещания в районах и городской мэрии не меняли ситуацию. Мусорные жбаны во дворах были постоянно заполнены и около них скапливались кучи отходов, в то время как у городских свалок стояли километровые очереди мусоровозов с полупустыми бункерами. Руководители спецавтохозяйств постоянно жаловались на нехватку автомашин и невозможность обеспечить своевременный вывоз ТБО, коммунальщики – на малые поступления в муниципальный бюджет, большие расходы и, как следствие, низкую оплату труда в отрасли.
Картина – типичная для любого крупного города, причиной которой является устаревшая талонная система вывоза, когда учет ведется по неким условным объемам вывезенного мусора. При этой системе невозможно проконтролировать, сколько ТБО привезла каждая машина, сколько она совершила рейсов, какое время пробыла на полигоне. Зачем работать, если оплата все равно идет?
Давайте разберемся. Плотность перевозимых спецавтохозяйствами отходов неоднородна и может колебаться от 200 до 600 кг/м3. Отсюда вывод: вместо контроля объема му-сора необходим контроль его массы. Проконтролировать спецмашину визуально невозможно – она закрыта, и степень ее заполнения можно установить только взвешиванием. Вывод второй: на полигоне нужны весы. Но таких машин тысячи, они перевозят разные отходы и на их обслуживание даются считанные секунды. Вывод третий: взвешивание, регистрация и управление движением отходов должны выполняться автоматически. А если есть оперативные и достоверные данные о происхождении, перевозчике, виде и количестве принятого мусора, то всегда известно, сколько заплатит производитель отходов и сколько получит спецавтохозяйство, полигон, департамент, бюджет. Оказывается, все просто.
По опыту Европейских стран в Ростове-на-Дону и Иркутске реализована интегрированная система управления доставкой, приемом и размещением строительных и бытовых отходов, которая коренным образом изменила отношения в этой сфере. Впервые у коммунальщиков появилась возможность объективно оценить количество поступающих отходов, а значит определить реальные затраты на их утилизацию и захоронение, исключив разного рода приписки и махинации.
На полигонах ТБО установлены автоматизированные комплексы обработки ав-томобильных грузов, включающие:

— два комплекта электронных тензометрических весов;

— измерительно-вычислительный компьютерный комплекс;

— системы видеорегистрации, идентификации и управления движением транспорта.

По компьютерной сети комплекс связан с городскими и районными подразделениями Департамента ЖКХ, спецавтохозяйствами, крупнейшими производителями мусора.

Внедрение новой системы существенным образом изменило ситуацию в городе. Начиная с 1999 г., стало выгодно собирать отходы. За реальный мусор платят реальные деньги, причем оплачиваются не абстрактные учетные объемы, а только отходы, доставленные на полигон. Теперь не составляет труда получить информацию об объеме вывоза ТБО любым предприятием и за любой период, а так же выявить задолжников по оплате. Ежедневно вся информация по сети связи поступает на компьютеры подразделений департамента ЖКХ, откуда осуществляется оперативный контроль очистки города, управление финансовыми потоками и работой служб, занятых уборкой, вывозом и захоронением отходов. Предприятия-перевозчики имеют всю информацию о работе своих водителей, а предприятия-производители мусора знают, как образуется и как расходуется взимаемая с них оплата.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.04.2015 2015-04-20

Статья просмотрена: 10365 раз

Библиографическое описание:

Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 537-539. — URL https://moluch.ru/archive/88/17301/ (дата обращения: 23.03.2020).

Тема, рассматриваемая в данной статье является наболевшей, актуальной в связи с необходимостью совершенствования системы ЖКХ, для создания экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством, который является базой для производства жизнеобеспечивающих услуг.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство или сокращенно ЖКХ представляет собой сложную и многоуровневую систему городского хозяйствования, деятельность корой направлена на предоставлении населению того или иного района услуг в области технического и санитарного обслуживания, проведения ремонтных и профилактических работ, обеспечению важными ресурсами, такими как газ, электричество, теплоснабжение, водоснабжение).

Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сути являясь коммерческими организациями, преследуют цель получения прибыли, но в то же время, тарифы и плату за текущий ремонт и содержание жилья не могут взимать выше установленных нормативов.

В системе взаимоотношений участвуют одновременно несколько сторон — это управляющая компания, квартиросъемщики, организации — поставщики услуг, таких как теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.

Если рассматривать организации ЖКХ, то можно выявить две основные стороны — во-первых, это коммерческая деятельность, преследующая получении прибыли, с другой же стороны организации сферы ЖКХ возлагают на себя огромную ответственность в области снабжения населения ресурсами и содержания жилищного фонда в надлежащем виде и состоянии.

Организации сферы ЖКХ нередко из-за ветхости жилья несут убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный ущерб.

Таким образом, организации сферы ЖКХ являются одной из важнейших структур города, сбой системы функционирования организаций ЖКХ способен остановить деятельность и функционирование не только района — но и города в целом.

Можно говорить, что ЖКХ является основной для развития инфраструктуры России в общем и отдельных городов в частности.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах отказывается признавать данный момент и сводит роль ЖКХ именно к ремонтно-контрольному направлению. Возникает вопрос оп причине такого положения вещей.

Основным ответом на данный вопрос можно выдвинуть предположение о том, что признав ЖКХ направлением развития инфраструктуры, власти будут вынуждены закладывать определенную сумму в бюджете для данной сфере деятельности.

Но проблемой в сфере ЖКХ стоит не только в отсутствии финансирования со стороны государства.

Со стороны управляющих компаний также наблюдаются множественные нарушения.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда при проведении фактических проверок выявлялось, что многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводятся, а бюллетени голосования подписаны третьими лицами [1].

В результате отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов и бездействия ряда правоохранительных органов формированию и деятельности управляющих компаний дана свобода действий. Результатом стало не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, а также не эффективная и не целевая трата материальных ресурсов и получаемых от населения денежных средств.

В части наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

— заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой, саму работу зачастую не выполняют, а составляют фиктивные акты выполненных работ;

— нарушается порядок начисления оплаты за капитальный ремонт, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность.

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ удобна тем, что с чиновников на местном уровне полностью снимается ответственность за возникающие ситуации в домах, все же это нельзя назвать причиной отсутствия контроля деятельности ТСЖ.

Но стоит отметить тот факт, что проблемные ситуации возникают не только со стороны организаций сферы ЖКХ.

Многие управляющие компании сталкиваются с большими проблемами в процессе осуществления деятельности, в частности:

— постоянное бюджетное недофинансирование при необходимости поддержания на соответствующем уровне санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда;

— рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму задолженности. Обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но страдают те, кто своевременно выполняет свои обязанности;

— ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

Читать еще:  Код гис жкх

— низкое взаимодействие элементов ЖКХ: эксплуатация жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарное состояние жилья, энергоснабжение, теплоснабжение и др.

Целью совершенствования ЖКХ является создание благоприятных условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, которые обеспечат комфортные условия для проживания граждан. Обеспечение финансовой поддержки объектов ЖКХ, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой жилищные объекты, повысить качество коммунальных услуг.

В качестве решения вышеизложенных проблем, организациям в сфере ЖКХ целесообразно:

— использовать дифференцированные тарифы на жилье и коммунальные услуги, вести более строгий учет сверхнормативной площади и второго жилья, оплата которых может производиться по повышенным тарифам и ставкам, что обеспечит получение дополнительного финансирования, кроме того, следует ввести повышенные тарифы и на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;

— рекомендуется создать при предприятии единый расчетно-кассовый центр, в который будут поступать платежи за коммунальные услуги, а в созданной базе данных будет своевременно отслеживаться задолженность по оплате. В этих условиях размер просроченной задолженности не превышает 12–14 %;

— одним из путей сокращения задолженности может быть привлечение трудоспособных неработающих квартиросъемщиков к отработке задолженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальной сфере, например по уборке территорий, при проведении текущих ремонтов.

Успешная реализация данных мероприятий позволит:

— улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, комфортность и безопасность условий проживания граждан;

— повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

— повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей.

Основным мероприятием по снижению дебиторской задолженности является активная пропаганда по погашению долгов за коммунальные услуги, а также привлечение судебных органов, в случае игнорирования данной разъяснительной работы.

Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ — в данном случае необходимо рассмотреть механизм контроля и регулирования данных взаимоотношений на уровне государства и местного самоуправления. К сожалению, в РФ многие потребители услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.

1. Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.URL: http://www.234555.ru/publ/9–1-0–287

2. Медведев: хищения в сфере ЖКХ стали эпидемией. Электронный ресурс. URL: http://www.audit-it.ru/news/finance/400993.html

3. Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. к. ю. н. М., 2012.

4. Сиваев С. Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

5. Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

У управляющих компаний будет меньше проблем по экологическим платежам

Верховный суд РФ поставил точку в спорах между управляющими компаниями и Росприроднадзором (Определение ВС РФ № 305-ЭС17-10622 от 31.01.2018 г.).

Суд принял сторону управляющей организации по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение бытовых отходов, образовавшихся в процессе жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирных домах.

Суть дела: Департамент Росприроднадзора провел плановую проверку управляющей организации по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных природоохранным законодательством, по результатам которой выявил, что предприятие:

  • не осуществляет учет отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах;
  • не направляло в уполномоченные органы отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год;
  • осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствие паспортов на образуемые опасные отходы;
  • не разработало и не утвердило нормативы образования отходов и лимитов на их размещение;
  • не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов (далее — ТБО), образованных в результате жизнедеятельности граждан и вывезенных из жилищ в целях их последующего захоронения на полигонах.

В результате проверки сумма начисленных платежей и санкций составила 36 198 212 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2014 года и с первого по четвертый кварталы 2015 года.

При вынесении решения в пользу Департамента суды исходили из следующего: право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались; собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления фактически передают свои обязанности образователя отходов производства и потребления управляющей организации (предприятию), которая принимает на себя права и обязанности собственника отходов, следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов должно вносить предприятие.

Все суды организация проиграла и дело дошло до Верховного суда, где Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией нижестоящих судов, так как Законом об охране окружающей среды и Законом об отходах как в редакции, действовавшей в спорный период (2014 — 2015 годы), так и в редакции, вступившей в действие с 01.01.2016, на физических лиц, не ведущих хозяйственной либо иной коммерческой деятельности, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов.

Управляющие организации действуют, фактически, как представители собственников помещений, а не как лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об отходах.

Поскольку на собственников помещений — физических лиц обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность (именно так плату за негативное воздействие определяет Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П) законом не возложена, такая обязанность не может возникнуть и у управляющей организации.

Нет также оснований полагать, что управляющая организация должна вносить плату за размещение отходов за юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку при наличии оснований, указанных в Законе об охране окружающей среды и Законе об отходах, такие лица являются самостоятельными субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, образовавшихся в результате их хозяйственной и (или) иной деятельности.

Из норм Жилищного кодекса РФ и Правил N 491 следует лишь обязанность управляющей организации в интересах собственников помещений организовать сбор и вывоз мусора, принадлежащего последним, а не переход к ней права собственности на отходы. Договором на управление общим имуществом многоквартирных домов не предусмотрен переход права собственности на отходы к управляющей организации. Условие о передаче права собственности не может подразумеваться, оно должно быть прямо выраженным.

Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов», согласно которым статья 23 Закона об отходах дополнена частью 10, где указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

С 01.01.2016 четко закреплено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов должны вносить операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Руководителям и бухгалтерам управляющих компаний (организаций) необходимо изучить Определение Верховного Суда РФ № 305-ЭС17-10622 от 31.01.2018г и использовать его в случае возникновении спора, а если ранее были такие начисления со стороны Росприроднадзора, то использовать данное Определение для пересмотра начислений.

Мусорная реформа: «Почему я должен платить за две квартиры»

Люди до сих пор не понимают, как надо оплачивать новую услугу по вывозу бытовых отходов

Первый месяц «мусорной реформы», на излете прошлого года преподносимой правительством в качестве гениального решения, способного избавить страну от гигантских свалок, не внес ясности в умы россиян. Рядовые граждане по-прежнему не понимают, как именно, сколько именно, а главное — почему именно столько они должны платить за «новую» коммунальную услугу. Как показывают многочисленные сообщения в соцсетях, звонки на локальные «горячие линии», спешно открытые в начале января 2019 года, особых результатов не дают, поскольку отвечающие на обращения операторы сами не вполне владеют информацией. В дело пришлось вступить федеральному Министерству природных ресурсов и экологии РФ, вынужденному самостоятельно комментировать часто задаваемые гражданами вопросы.

Читать еще:  Вопрос по услугам жкх

Что больше всего интересует россиян, и на что в своих ответах опирается Минприроды, узнала «СП».

«Почему увеличилась плата за мусор?»

Ведомство подчеркивает, что правильнее в данном случае говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищных услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом, подчеркивает Минприроды, ранее взимаемая плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) исключается из состава жилищных услуг, что исключает двойную оплату населением одних и тех же услуг.

С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой наравне с отоплением, водоснабжением и электроснабжением, поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. То есть услуга регулируется специальными правилами формирования свое стоимости, и в отношении нее осуществляется соответствующая индексация. Одновременно с этим Минприроды напоминает, что регионы имеют право вводить субсидии в отношении платы за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и так далее).

«Как определяется порядок платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?»

С учетом положений жилищного законодательства субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений во многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354).

Если органы госвласти в субъекте принимают решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

В случае, когда размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов мусора.

Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, получатель услуги может обратиться в офис регоператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы (например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двоих, то нужно предоставить справку о количестве зарегистрированных жильцов).

«Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?»

Согласно разъяснениям Минприроды, договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов с региональным оператором носит характер публичной оферты, а его проект размещается на сайте компании.

Заключить договор можно непосредственно в офисе регионального оператора по обращению с ТКО либо направить в его адрес соответствующую заявку и документы. Если этого не сделано, то, в соответствии с Правилами обращения с ТКО, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

«Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?»

Минприроды, ссылаясь на закон № 89-ФЗ (статья 24.7) и Жилищный кодекс (статья 30, часть 5), утверждает, что это невозможно. Соответственно, все собственники ТКО обязаны заключить договор с тем регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

«Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?»

Минприроды поясняет, что, согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений во многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Одновременно управляющая организация, товарищество либо кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором. В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с регоператором.

«Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?»

Тарифы, напоминает Минприроды, утверждаются региональным органом тарифного регулирования, а порядок оплаты регламентируется Жилищным кодексом и вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД) и жилых домов № 345. В полном соответствии с этими документами, собственник нескольких объектов недвижимости должен оплачивать коммунальную услугу по всем адресам, а не только по фактическому месту жительства.

Естественно, в некоторых случаях гражданам доступен перерасчет стоимости, если человек отсутствовал по конкретному адресу более 5 суток, находясь в отъезде. В этом случае регоператору нужно предоставить справку с места пребывания, а также заявление с просьбой о перерасчете стоимости услуги за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца итоговая сумма по услуге обращения с ТКО будет указана с учетом данного вычета.

Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. В таком случае при заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий факт проживания зарегистрированного по адресу человека в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения и другие документы (их полный список приведен в постановлении Правительства РФ № 354).

Однако такие решения возможны только в том случае, если плата за утилизацию ТКО начисляется по количеству проживающих. Если же услуга оплачивается на основании общей площади домохозяйства, вышеуказанный порядок перерасчета российским законодательством не предусматривается.

«Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?»

Во вступивших в силу с 1 января с.г. Правилах обустройства мест накопления ТКО (постановление Правительства РФ № 1039), отмечает Минприроды, определено: обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов. Если у органа местного самоуправления таковых ресурсов нет, то информация размещается на порталах субъектов РФ.

«Если у дома не выбран способ управления, кто отвечает за контейнерные площадки?»

Минприроды четко указывает, что в этом случае за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. С 1 января 2019 выполнение этой функции также относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Но если собственники, подчеркивает Минприроды, все же определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). На управляющие организации также возложена обязанность убирать контейнерные площадки (регоператор отвечает только за подбор мусора, просыпавшегося в ходе его погрузки в спецавтотранспорт). Кроме того, по решению общего собрания собственников УК могут от их имени заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами и приобретать контейнеры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector