Antaurus.ru

Все про Недвижимость
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денационализация и приватизация различия

Что такое разгосударствление и денационализация?

Разгосударствление (денационализация) — это противоположный национализации процесс, при котором происходит передача государственного имущества в собственность частным лицам.

Это могут быть предприятий тяжелой и легкой промышленности, банки, акции, земельные участки. Передача подразумевает продажу, при этом преимущественное право выкупа предоставляется бывшим владельцам.

Денационализация как термин имеет определенное смысловое отличие от понятия «приватизация». Он обозначает выход имущества только из государственной собственности. В приватизации участвует еще и муниципальное имущество.

Такое определение разгосударствления предлагает нам Большой юридический словарь 2012 года. Но в нем не все однозначно. В этой статье мы разберемся в основных понятиях и терминах, определим формы и способы денационализации, а также вернемся к истокам этого процесса и сделаем обоснованные выводы.

Роль государства в денационализации

Чтобы понять, что такое денационализация, необходимо определить роль, которую играет в этом процессе государство. Если утрировать, то разгосударствление предполагает освобождение государства от управления большей части собственности.

Вентили власти передаются в частные руки. Но не всецело. Как и прежде, государство играет важную роль в рыночной экономике. Государственных предприятий становится меньше, но они не денационализируются полностью.

Деятельность оставшихся организаций способствуют повышению работоспособности и эффективности. Это происходит за счет того, что уменьшается количество объектов управления. Поэтому каждой структурной единице уделяется гораздо больше внимания и времени.

Особенности денационализации

Денационализация является процессом, при котором собственность государства переходит в другие формы частной и коллективной собственности.

Денационализация решает следующие задачи:

  • исправляет положение экономики;
  • ликвидирует дефицит бюджета;
  • примиряет труд и капитал;
  • поощряет предпринимательскую инициативу.

История денационализации

Лидирующие позиции в проведении приватизации среди других стран мира были у Великобритании. Вслед за британцами денационализация затронула и другие страны Запада. В 1980-х годах приватизация считалась наиболее успешным способом модернизации экономики и нашла много последователей.

Чтобы стимулировать мелких вкладчиков к приватизации, применялся широкий выпуск акций и их продажа через фондовый рынок.

Англия

Волна приватизации, накрывшая страну в начале 80-х годов, не только подняла экономику страны, но и подорвала сильные позиции профсоюзов. А их великая Маргарет Тэтчер считала главным препятствием на пути вывода экономики государства из кризиса.

За 6 лет 600 тысяч рабочих мест были переведены в частный сектор, а это почти треть всего занятого в экономике населения. Британская казна получила прибыль в размере 26 миллиардов долларов только от продажи государственного жилфонда.

Отдельные предприятия передали свои акции служащим и рабочим. Число акционеров с 1980 года за несколько лет выросло с 2,5 до 10 миллионов. Это стало квинтэссенцией «демократического капитализма».

Стремительное сокращение потерь в государственном секторе позволило правительству сократить налогообложение. Ставки по налогам снизились с 37,5 до 25 %. Также за период приватизации национальный долг был уменьшен более чем на 1/5.

Германия

В этой стране экономика всегда была довольно эффективной. Однако в 1985 году власти решили сохранить только те государственные предприятия, которые приносили общественную пользу.

Япония

Страна восходящего солнца и без заимствования опыта многому научила Запад. Но все же последовала примеру Англии и приватизировала железнодорожную сеть.

Франция

Сенат и Национальное собрание в августе 1986 года одобрили закон, который дал зеленый свет 65 государственным предприятиям и банковским группам на денационализацию. Государство получило прибыль в размере 50 миллиардов долларов. Число акционеров за время действия закона увеличилось с 2 до 5 миллионов человек.

Способы разгосударствления

Выделяются следующие способы денационализации:

  • коммерциализация;
  • либерализация рынков;
  • расширение сферы деятельности и стимулирование создания смешанных форм предприятий.

Коммерциализация

Коммерциализация госпредприятий — это процесс, при котором предприятия перестают использовать бюджетные средства и переходят на хозрасчетную деятельность, получение прибыли. Так устраняется нерыночная среда. Предприятия перестают нуждаться в льготном кредитовании и налогообложении.

При переходе на коммерческую основу государство более не затрачивает свои финансовые средства на развитие и деятельность данной организации. Так повышается бюджет государства и снижается уровень инфляции.

Либерализация рынков

После проведения либерализации у хозяйственных субъектов появляется гораздо больше возможностей для освоения рынков.

При этом способе разгосударствления создаются структуры, конкурирующие на рынках, которым присуща полная монополия государства.

Либерализация рынков как процесс подразумевает развитие событий в следующей последовательности:

  • конкуририрование происходит в свободной среде, без барьеров, запретов, ограничений;
  • увеличивается число разнопрофильных компаний с востребованной на разных рынках продукцией.

Государство предпринимает все шаги для упрощения деятельности новых компаний: поощряет развитие малого бизнеса, уменьшает налоговую нагрузку, демонополизирует экономику, открывает доступ для иностранного капитала.

Рынок приобретает больше свободы и перспектив. А процесс разгосударствления происходит без изменения государственной собственности.

Расширение сферы деятельности и стимулирование создания смешанных форм предприятий

Компания с комбинированной формой собственности управляются и государством, и другими предприятиями. Они также получают льготы по налогообложению, кредитованию, имеют участие в иностранном капитале и внедряются в структуры государственной собственности.

Денационализация имеет приватизационный характер. Собственность может переходить как в частные руки, так и в управление кооперативов, банков, коллективов госпредприятий (ООО, ОАО).

Описанные формы разгосударствления связаны между собой. Все они направлены на модернизацию хозяйственного механизма рыночной экономики и изменение форм собственности.

В результате денационализации сокращается доля валового народного продукта, уменьшается часть чистого продукта, который создается предпринимателями. Только он изымается через налоговые и другие платежи, поступающие в централизованный доход государства. Уровень изъятия характеризует степень огосударствления или разгосударствления, а также развитие рыночных механизмов.

В экономической теории и практике процесс разгосударствления аналогичен приватизации.

Разгосударствление экономики и его формы

Разгосударствление способно принимать разные формы, которые классифицируются по следующим признакам:

  • инициализация механизма перераспределения собственности в виде чеков или денежных знаков;
  • допуск к приобретению только служащих;
  • институционализация инвесторов в приватизации;
  • техника продаж;
  • видоизменение степени участия в фондовом рынке и организационных структур предприятий.
  • Большинство этих признаков применяются в комбинации друг с другом.

    Процесс разгосударствления включает 3 основных процесса:

    1. Сокращение функции и роли органов государственной власти в управлении компаниями без изменения форм собственности.
    2. Модернизация госимущества в предприятия частной формы собственности (товариществ, ОАО).
    3. Преобразование коллективной собственности в частную.

    В чем суть приватизации?

    Мы разобрались, что такое разгосударствление. По сути, это совокупность мер по преобразованию государственного имущества, которые направлены на ликвидацию чрезмерной роли государства в экономике.

    Приватизация является одним из направлений разгосударствления экономики, которое заключается в передаче в частную собственность предприятий и объектов жилфонда в собственность физических и юридических лиц.

    Приватизация проходила в России в 3 этапа, в течение 10 лет, с 1993 по 2003 годы. Каждый этап отличался методикой проведения, поставленными задачами и целями.

    1 этап

    Первый этап был массовым и назывался ваучерная приватизация. Продлился он 2 года — с 1992 по 1994. Основной целью в этом периоде было создать широкий круг собственников из числа мелких акционеров за счет безвозмездной передачи объектов государственной собственности.

    2 этап

    Это была уже денежная приватизация, продлившаяся с 1994 по 1999 год. Главными задачами в это время являлись:

    • привлечение в экономику серьезных инвесторов;
    • пополнение доходной части бюджета;
    • повышение эффективности приватизации.

    3 этап

    На последнем этапе продолжали совершенствоваться правовые основы распоряжения имуществом. Длился он 4 года — с 1999 по 2003 год.

    С 2003 года начался отсчет нового этапа приватизации в современной России. Его целями являются:

    • кардинальное увеличение степени эффективности управления госимуществом;
    • ликвидация негативных тенденций, которые сложились в течение 3 предыдущих периодов приватизации.
    Читать еще:  Приватизация дома 2018

    Особенности приватизации

    Для экономики России приватизация стала наиболее важным системно-институциональным преобразованием. За короткие сроки в стране был создан негосударственный экономический сектор, сформировались новые рыночные корпоративные институты — банки, рынок ценных бумаг, открытые и закрытые акционерные общества, система институциональных, страховые компании.

    Формальные права собственности на приватизированное имущество были перераспределены при относительном минимуме социальных конфликтов.

    Приватизация в России характеризовалась занижением стоимости активов, что способствовало формированию низкой цены сделки и недополучению в казну государства средств за реализованную собственность.

    В процессе приватизации использовалась методика оценки. Она не позволяла провести реальную оценку стоимости отчуждаемых активов. Иногда оценка не проводилась вовсе.

    Итоги приватизации

    К концу 90-х годов прошлого века была частично решена задача изменения форм собственности. Почти 60 % компаний перешли в частную собственность.

    Но многие из поставленных стратегических задач так и не были решены, в частности:

  • некоторым отраслям не получилось конкурировать на отечественном и мировом рынках;
  • не сформировался широкий слой эффективных частных собственников;
  • инвестиций, привлеченных в период приватизации, оказалось мало для социального, технологического и производственного развития компаний;
  • структурная перестройка экономической сферы не дала желаемое увеличение эффективности деятельности организаций.
  • Так получилось, что на практике процесс приватизации сопровождался множественными нарушениями со стороны руководства приватизируемых компаний и федеральных органов государственной власти. Срабатывал злосчастный человеческий фактор, желание легкой наживы, алчность людей.

    Многие объекты государственной собственности были незаконно отчуждены по заниженной стоимости. «Прихватизировали» стратегические предприятия и российские, и зарубежные инвесторы.

    Формальная передача контроля над собственностью частным инвесторам и разгосударствление не способствовала достижению поставленных задач, определенных в Государственной программе приватизации. «Эффективный собственник» так и не был сформирован, а социально ориентированная рыночная экономика осталась только на бумаге.

    Социальная эффективность приватизации оставляла желать лучшего. Учет прав и интересов всех слоев населения, принципы равноправия граждан во время массовой приватизации не соблюдались.

    Точки над «i» под итогами приватизации публично не поставлены. Это и привело к негативным последствиям экономики:

  • отсутствию уверенности в стабильности правовых основ;
  • занижению инвестиционных рейтингов России и ее регионов;
  • росту недоверия предпринимателей и инвесторов;
  • предсказуемости действий органов государственной власти;
  • низкой налоговой дисциплине.
  • Заключение

    Разгосударствление, или денационализация, — простой в теории, но сложный для реализации процесс перевода государственного имущества в частное. В разных странах он происходил с особенностями внутренней экономики и принятыми органами власти нормативно-правовыми актами.

    Процесс денационализации в России был не совсем успешным. Но точка в этом вопросе еще не поставлена. Поэтому в 2020 году денационализация все еще продолжается. Исправляются ошибки прошлых периодов.

    Приватизация и разгосударствление

    Формы собственности

    Истории известны разные типы собственности, главными из которых являются общая и частная.

    Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении его результатов.

    В дальнейшем появилась частная собственность.

    В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

    Частная собственность – это такая форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода, обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая.

    Субъекты трудовой частной собственности – единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом.

    Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда. Когда основная масса средств производства попадает в руки немногих лиц, это означает отчуждение остальной части общества от этих благ. Тогда возникают имущественное неравенство и поляризация общества.

    Государственная собственность – это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

    Коллективная собственность – это такая система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности в России в настоящее время являются кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т. п.

    Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

    Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

    Приватизация (лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

    Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

    Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

    В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации.

    Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

    Созданы две государственные структуры: первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

    Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

    Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

    Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

    Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

    Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

    Читать еще:  Права лиц отказавшихся от приватизации

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    22.3. Приватизация и разгосударствление

    22.3. Приватизация и разгосударствление

    Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

    Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

    Приватизация (лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

    Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

    Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

    В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации.

    Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

    Созданы две государственные структуры: первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

    Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

    Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

    Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

    Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

    Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Приватизация: как это было и к чему привело.

    1 июля 1991 года Законом » Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» была подготовлена почва для масштабного передела общенародной (по Конституции СССР) собственности в пользу союзной номенклатуры. Однако, распад СССР не позволил этим планам осуществиться в полном масштабе и приватизация активов бывшего СССР происходила, в основном, под контролем руководств бывших советских республик.

    Приватизация В России проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР) и связывают её прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями (олигархи).

    на фото Анатолий Чубайс

    Приватизационный чек эпохи приватизации в России

    Ваучерная приватизация, проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование предприятия в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

    Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).

    Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. По мнению экономистов, практика победила идеологию. Участники приватизации не обладали равными правами. Так, работникам предприятий предоставлялись льготы при приобретении акций этих предприятий, граждане же, не занятые в производстве (медицинские работники, ученые, учителя) такими льготами не обладали.

    Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.

    Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, на один ваучер можно было приобрести два автомобиля «Волга». Реальная стоимость ваучера оказалась равной цене двух бутылок водки.

    В работе по приватизации Чубайсу активно помогали иностранные консультанты. В частности, в команде Чубайса состоял гарвардский профессор Андрей Шлейфер — выходец из СССР, эмигрировавший в США в 1976 году. В 2005 году, уже в Америке, он был обвинен в использовании служебного положения в целях личной наживы (так называемый «конфликт интересов» по американскому законодательству), но суд признал его виновность лишь в «нарушении контракта» и обязал выплатить многомиллионный штраф. Деятельность Шлейфера в России подробно описана в статье Дэвида МкКлинтика «Как Гарвард потерял Россию», опубликованной в 2006 году в журнале «Инститюшенал Инвестор». Сам Шлейфер считал свою миссию не столько экономической, сколько политической, утвеждая:

    (Западная) помощь сможет изменить соотношение политических сил таким образом, чтобы реформаторы свободного рынка смогли одолеть своих противников. Помощь реформам нужна не потому, что она непосредственно поднимает экономику — для этого она слишком мала — а потому, что она помогает реформаторам выиграть политические сражения.

    Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

    С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

    Читать еще:  Приватизация отказ от приватизации

    Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций.

    Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

    Хотя предполагалось, что в результате ваучерной приватизации в России образуется средний класс, ее итогом стало значительное расслоение общества.

    Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли принадлежавшие короне) были выпущены ассигнации которые в последствии начали использоваться как деньги. Земли в последствии были распроданы на аукционах в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

    Следующий этап российской приватизации был связан с т.н. “залоговыми аукционами”, в результате которых значительные объёмы российских промышленных предприятий и предприятий добывающей отрасли сосредоточились в руках узкой группы лиц позднее названных “олигархами”. В целом процессы приватизации скомпрометировали саму идею в глазах большинства граждан России, т.к. перераспределение собственности выглядело с их точки зрения неадекватным и не имеющим внятной мотивации.

    Залоговые аукционы проводились по официальной версии с целью пополнения государственного бюджета. На практике необходимость срочного пополнения бюджета (т.е. его острый дефицит) была организована путём выдачи не обеспеченных активами государственных днежных займов будущим олигархическим группировкам. Полученные средства были использованы олигархами для участия в аукционах, а кредиты так и не были возвращены государству в полном объёме.
    То есть, было организовано и проведено мега глобальное мошенничество при самом активном соучастии государства.

    В результате этих аукционов-мошенничества государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.

    Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью для пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал Анатолий Чубайс, который в то время был вице-премьером и зам. председателя правительства Егор Гайдар. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.

    Вдадимир Потанин

    Анатолий Чубайс

    Егор Гайдар

    Альфред Кох

    На продажу были выставлены самые доходные компании. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые как бы в кредит у государства.

    В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

    В целом приватизация скомпрометировала себя в глазах простых людей. Россияне просто не знали как поступать с приватизационными чеками, зачастую в условиях гиперинфляции они обменивались на более «ценное» — деньги, продукты питания, бутылку водки. Обыватели, выражая своё негативное отношение к приватизации, часто цитировали по этому поводу известное высказывание Бориса Ельцина — «Во всём виноват Чубайс!»

    Фонд «Общественное мнение» 20.01.2005 провёл среди населения страны исследование на тему: Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы.

    Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 января 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

    Приватизация, начавшаяся в России более десяти лет назад, породила, помимо прочего, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня. Почти две трети россиян (64%) считают, что приватизационные сделки в большинстве случаев проводились с нарушением закона, и лишь 9% – что они, как правило, осуществлялись по закону. Такое распределение мнений весьма устойчиво: в 1998 году первую точку зрения разделяли 63%, вторую – 6% участников опроса.

    К тому же российские граждане отнюдь не уверены, что приватизация оказалась оправданной и в чисто экономическом отношении. Только 16% респондентов считают, что приватизированные предприятия работают лучше оставшихся в собственности государства.

    Впрочем, и противоположное мнение – что они работают хуже – не является преобладающим: его разделяют 27% опрошенных, тогда как остальные выбирают промежуточные варианты ответа на этот вопрос («одинаково» – 14%, «бывает по-разному» – 23%) либо затрудняются с ответом (21%). Распределение мнений по данному вопросу с 1998 года тоже практически не претерпело изменений. Но хотя россияне и далеки от единства в своих суждениях о влиянии приватизации на эффективность производства на отдельных предприятиях, они почти втрое чаще считают, что страна в целом развивается лучше, если большая часть предприятий находится в государственной собственности, чем занимают противоположную позицию – что преобладание частной собственности обеспечивает более успешное развитие страны (56% и 20% соответственно). Следует, однако, отметить, что работники небюджетных учреждений и предприятий несколько чаще бюджетников и тех, кто не работает, убеждены в большей эффективности частного капитала.

    Усматривая в приватизации аферу общенационального масштаба и, вместе с тем, не считая ее экономические последствия благотворными, россияне, в большинстве своем, уверены, что в целом она принесла стране больше вреда, чем пользы. Сегодня такое мнение разделяют 55% граждан (в 1998 году – 61%), и лишь 7% (в 1998 году – 8%) полагают, что она принесла больше пользы. Считают, что пользы и вреда было поровну, 22% респондентов (в 1998 году – 17%).

    Вместе с тем, за последние годы доля сторонников пересмотра итогов приватизации довольно заметно снизилась – с 60% в 2000 году до 51% – в 2005 году. Причем сегодня только треть опрошенных (33%) полагает, что приватизацию не следовало проводить вообще; гораздо больше (46%) – тех, кто считает, что проводить ее следовало, но иначе (полагающих, что она была проведена правильно, лишь 5%). Следует подчеркнуть, что молодые респонденты, отвечая на вопросы, связанные с этой темой, неизменно демонстрировали менее негативное отношение как к самой приватизации, так и к собственникам приватизированных предприятий, нежели представители старшего поколения. Например, мнение о том, что приватизацию не следовало проводить в принципе, разделяют 19% респондентов, не достигших 35-летнего возраста, и 47% – из числа тех, кто старше 55 лет.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector