Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преобразование форм собственности разгосударствление и приватизация

Разгосударствление и приватизация собственности

Результативность, эффективность деятельности предприятий определяется во многом типом экономической системы и, прежде всего, формой собственности.

Рыночная экономика, точнее, ее смешанный вариант, исторически доказала большую эффективность, нежели командная. Хотя рыночная экономика демонстрирует наличие экономических кризисов, наносящих существенный урон экономике и снижающих уровень жизни населения.

Командная экономика (ее часто называют административно-командной) имеет такие существенные недостатки, как:

1) негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения ресурсов включаются, как правило, лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике достигает критической точки;

2) низкая производительность, вызванная подавлением хозяйственной инициативы и получением необходимых административных разрешений.

Необходимыми условиями формирования подлинно рыночных отношений являются, во-первых, экономическая свобода производителей и потребителей, а, во-вторых, конкурентная сфера хозяйствования. А необходимым условием социальной направленности экономики является соответствующая стратегия государства и поддержка государством субъектов экономики в этом направлении. Поэтому в тот или иной период, в связи со сложившимися экономическими условиями, происходит перестройка структуры экономической системы либо в сторону усиления государственной собственности, либо усиления частной собственности.

Переход объектов из частной собственности (негосударственной) в государственную носит название национализации. Переход объектов из государственной собственности в частную называется приватизацией.

Национализация, как правило, осуществляется в период экономических кризисов, когда частные предприятия разоряются, становятся банкротами, а продукция, которую они выпускают, необходима, к тому же необходимо сохранить рабочие места, ослабить безработицу, всегда сопровождающую кризисы.

Приватизация осуществляется либо как процесс, обратный национализации, когда в результате подъема экономики государство вновь передает объекты в частные руки, либо как один из вариантов разгосударствления экономики. Второй случай сопряжен с принципиальной сменой экономической системы – переходом от командной экономики к смешанной (рыночной).

Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятия, но не обязательно с изменением характера собственности, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление – это крупномасштабный передел собственности более широкий процесс, чем просто приватизация. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Основными признаками приватизации являются следующие:

— переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

— полная продажа госпредприятия частным лицам;

— продажа части активов.

Авторитарно–бюрократические механизмы управления и централизованно распределительная система бывшего СССР с ее господством государственной собственности не смогли обеспечить эффективность экономики, более того, они оценивались враждебными обществу, высокомерно провозглашенному социалистическим. Поэтому переход России к рыночной экономике предопределил необходимость разгосударствления собственности на средства производства и, разумеется, на результаты производственной, а, равно, и любой другой (например, научной, культурной, общественной и др.) деятельности.

Опыт цивилизованных обществ убеждает в том, что они развиваются тем успешнее, чем четче очерчены и разграничены функции государства и конкретных сфер жизнедеятельности общества и его членов.

Опыт же СССР показывает со всей очевидностью, что функция государства была чрезмерно расширена за счет сужения функций иных сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества.

Указанное обстоятельство позволяет заключить, что разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, во-первых, оптимизирует соотношение указанных функций, снимая с государства многие, но, разумеется, далеко не все, функции управления, а, во-вторых, способствует повышению креативных (творческих) начал в производственно–хозяйственной деятельности за счет наиболее активного фактора прогрессивного развития производства, каковым является человеческий фактор.

Разгосударствление собственности имеет целью развитие предпринимательства в пространстве конкурентной среды хозяйствования и вне монопольного пространства. Осуществление этого мероприятия предполагалось на основе определенной законодательной базы по следующим направлениям: создание многообразных форм хозяйствования и создание новых организационных структур хозяйствования (ассоциаций, концернов); признание каждого работника (физического лица) и трудового коллектива организаций (юридического лица) равноправными участниками разгосударствления собственности.

Итак, различие между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что первая призвана охватывать весь комплекс мер, направленных на упразднение авторитарной системы с ее монополизацией прав собственности, а вторая выступает в форме передачи собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам), что знаменует собой трансформацию отношений собственности.

Особо подчеркнем, что приватизация не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Читать еще:  Отказаться от приватизации в пользу ребенка

Мировой опыт свидетельствует о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности деятельности предприятия, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынков капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников.

Исходная правовая база приватизации в России была представлена двумя, принятыми в июле 1991 года законами: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных и приватизационных счетах и вкладах РСФСР», и Указом №721, предписывающим приватизацию каждого крупного предприятия в срок до 2 ноября 1992 года.

Объектами приватизации были обозначены: средние и крупные предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др., что привело в качестве итога приватизации к образованию новых субъектов собственности, ими стали частные лица, работники приватизированных предприятий, трудовые коллективы, банки, холдинги, акционерные общества и товарищества и др.

Так в России на смену монопольного господства общественной собственности в двух формах (государственной и колхозно–кооперативной) пришел фактический полиформизм собственности, обусловивший возникновение и развитие разнообразных структур (форм) хозяйствования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственнос­ти. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные по­нятия, хотя и тесно связанные между собой.

Под разгосударствлением следует понимать процесс уст­ранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализа­ции, освобождения государства от функций прямого хозяйс­твенного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-администра­тивных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остаю­щихся в государственном ведении, освобождении их от ад­министративно-командного диктата; в-третьих, к привати­зации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и от­дельных граждан части государственной и огосударствлен­ной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Одна­ко разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс де­централизации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущес­тво, ранее принадлежавшее государству, коллективам ра­ботников, гражданам или частным лицам, ведущим произ­водство на принципах негосударственных форм собственнос­ти. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления от­дельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собствен­ности и развитие рынка не следует понимать как простой де­монтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обога­щать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частно­го секторов, их симбиоз в разных формах признается наибо­лее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «те­невой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и ос­танется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства зако­ны, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забы­вая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упус­кая из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества го­сударственного предприятия, сданного в аренду; превраще­ние государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосу­дарствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жи­лые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Читать еще:  Приватизация военных городков

Для выкупа государственной собственности используют­ся: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фон­дов экономического стимулирования; часть прибыли, остаю­щаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные ин­вестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов привати­зации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое иму­щество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собс­твенник (владелец) контрольного пакета акций после завер­шения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление на­дежных социальных гарантий членам трудовых коллекти­вов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, мень­шей его оценочной стоимости. При проведении приватиза­ции следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.

Одним из острых дискуссионных вопросов является при­ватизация земли. Главная причина, побуждающая государс­тво отходить от монопольного владения землей, – неэффек­тивность использования и ухудшение состояния сельскохо­зяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собствен­ности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к ус­тановлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государс­твенной собственности, начался процесс формирования мно­гоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствова­ния. Приватизация проводится разными масштабами и не­одинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и неко­торых других странах СНГ.

В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределени­ем собственности. На очереди второй этап – создание усло­вий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока ин­вестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ при­ватизации и структурной перестройки экономики, формиро­вание полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, ста­новление финансово-промышленных групп.

Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.

Для перехода к рынку необходимо приблизить производи­теля к собственности, а это возможно при разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности.

Разгосударствление — процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предпри­ятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия. Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производст­венных фондов народного хозяйства страны, то сегодня — не бо­лее пятнадцати. С 1992 г. госпредприятия начали переходить в собственность трудовых коллективов. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.

Приватизация — это превращение объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. Национализация — обратный процесс: из частной — в общественную(государственную) собственность./, В приватизации государст­венных предприятий могут участвовать и иностранные инвесто­ры. Однако их доля, как правило, четко определена законода­тельством в интересах защиты и поддержания конкурентоспо­собности национальной экономики. Следует отметить, что приватизация не всегда сопровожда­лась продажей государственного имущества. Нередко государ­ственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, об­разуя смешанные предприятия. При этом практиковалась арен­да, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок за определенную плату.

Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правитель­ства. Это предприятия по добыче и использованию минераль­ных и земельных ресурсов, электроэнергетики, теле радио цен­тры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т. д.

Основными принципами (методами) приватизации являются: — сочетание возмездной и безвозмездной передачи государ­ственной собственности;

— равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

— преимущественное право членов трудового коллектива на

получение части имущества;

— гласность проводимых мероприятий;

— государственный и общественный контроль за проведени­ем приватизации.

Приватизация осуществляется в таких формах:

— преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяй­ствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;

— приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, про­исходит таким образом: в федеральный бюджет — 55, в респуб­ликанский — от 1 О, в местные — 4, самим приватизированным предприятиям — 14%;

Читать еще:  Нотариальный отказ от приватизации

— выкуп имущества арендатором или арендным предприяти­ем по истечении срока аренды. При этом выкуп может осущест­вляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

— продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом ­инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе — это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов при­ватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акцио­нерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобре­тения принадлежит покупателю, предложившему максималь­ную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предпри­ятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупате­лю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе — это приобретение физическими или

юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполне­ния каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизаци­онный объект используется по усмотрению покупателя.

22.3. Приватизация и разгосударствление

22.3. Приватизация и разгосударствление

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация (лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации.

Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

Созданы две государственные структуры: первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector