Antaurus.ru

Все про Недвижимость
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация и разгосударствление собственности в россии

11.Разгосударствление и приватизация собственности. Особенности приватизации в России.

Понятие приватизации и разгосударствления

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus — частный) — передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.[7] Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики. Разгосударствление — переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

— Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

— Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

— Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый — это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Особенности приватизации в России

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году верх взяло реформистское крыло. На апрельском Пленуме 1991 г. ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события этого же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунстичиским силам. Во главе этих сил стояла и часть партийно-хозяйственной номенклатуры, сделавшей ставку на официальный, т.е. открытый переход к преобразованию социалистической общественной собственности в частнокапиталистическую, кардинально менявшую место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности. Вторая фракция КПСС, сформировавшаяся в КП РСФСР во главе с И.К. Полозковым в июне 1990 г., выступала за сохранение старой системы. Третьей фракцией, вышедшей низ КПСС уже летом 1991 года и пришедшей к власти в России в результате событий августа 1991 года, стали идеологи и представители новой буржуазии. Последние были заинтересованы в том, чтобы прежде всего укрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодное ей русло; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах общества оставались еще очень сильными; создать предпосылки экономического возрождения страны на базе господства частной собственности.

Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление – передача от государства физическим и юридич.лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

3) стимулирование создания и расширение сферы деят. смешанных предприятий (государственно-частных);

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Читать еще:  Приватизация помещения в общежитии

Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, отказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

• формирование слоя мелких и средних собственников;

• сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

3. Понятие и функции рынка Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Читать еще:  Справка об участии в приватизации

Функция реализации интересов рыночных субъектов. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

4. Типы и модели рынкаРынок можно подразделить на два типа: рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца – это рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.

Кроме того, рынки можно подразделить на рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции – рынок, где множество продавцов и покупателей каких-либо товаров. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает влияние на уровень цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Покупатели видят разницу качества и оформления товара и готовы платить по-разному.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов (обычно крупных компаний), чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. На таком рынке товары могут быть схожими (зерно, алмазы, сталь, уголь) или нет (автомобили, самолеты, компьютеры).

Рынок чистой монополии предусматривает только одного продавца. Такие продавцы могут устанавливать высокие потолочные цены.

Также рынки классифицируются и по другим признакам.

По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.

По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений.

По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности.

С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный.

По объему продаж: розничный и оптовый.

По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»).

По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 3036 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственнос­ти. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные по­нятия, хотя и тесно связанные между собой.

Под разгосударствлением следует понимать процесс уст­ранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализа­ции, освобождения государства от функций прямого хозяйс­твенного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-администра­тивных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остаю­щихся в государственном ведении, освобождении их от ад­министративно-командного диктата; в-третьих, к привати­зации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и от­дельных граждан части государственной и огосударствлен­ной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Одна­ко разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс де­централизации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущес­тво, ранее принадлежавшее государству, коллективам ра­ботников, гражданам или частным лицам, ведущим произ­водство на принципах негосударственных форм собственнос­ти. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления от­дельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собствен­ности и развитие рынка не следует понимать как простой де­монтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обога­щать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частно­го секторов, их симбиоз в разных формах признается наибо­лее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «те­невой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и ос­танется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства зако­ны, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забы­вая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упус­кая из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества го­сударственного предприятия, сданного в аренду; превраще­ние государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосу­дарствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жи­лые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности используют­ся: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фон­дов экономического стимулирования; часть прибыли, остаю­щаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные ин­вестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов привати­зации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое иму­щество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собс­твенник (владелец) контрольного пакета акций после завер­шения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление на­дежных социальных гарантий членам трудовых коллекти­вов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, мень­шей его оценочной стоимости. При проведении приватиза­ции следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.

Одним из острых дискуссионных вопросов является при­ватизация земли. Главная причина, побуждающая государс­тво отходить от монопольного владения землей, – неэффек­тивность использования и ухудшение состояния сельскохо­зяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собствен­ности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к ус­тановлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государс­твенной собственности, начался процесс формирования мно­гоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствова­ния. Приватизация проводится разными масштабами и не­одинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и неко­торых других странах СНГ.

Читать еще:  Приватизация государственного и муниципального имущества

В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределени­ем собственности. На очереди второй этап – создание усло­вий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока ин­вестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ при­ватизации и структурной перестройки экономики, формиро­вание полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, ста­новление финансово-промышленных групп.

14.Формы и этапы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РФ.

1. Преобразование гос. Предприятия в аренду

2. преобразование гос. Предприятия в народное

3. Преобразование гос. Предприятие в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью и др.

Товарищество: 1)Полное – все члены полные собственники несут равную ответственность. 2) на вере(Коммандитное) Общество: а)ООО б) АО: 1)ЗАО(1-5 участ.) 2)ОАО(1-бесконеч.) 3) АО…(50-5000чел.). 4. Приобретение гражданами или юрид. Лицами принадлежащих гос-ву паев, акций и т.д. 5. Выкуп предприятия сданного в аренду. 6. Продажа предприятия по конкурсу или на аукционе. 7. Безвозмездная передача предприятия трудовому коллективу. Этапы приватизации гос. Собственности в России:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д. 2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.

3. Денежная приватизация (1993-1997гг.) – залоговый аукцион — особая форма приватизации на возмездной основе в форме прямой покупки приватизируемых объектов в разных конкретных формах (торгов, аукционов, тендеров)

4. Точечный этап приватизации

8.Кривая производственных возможностей, альтернативные издержки. Для производства экономических благ общество должно использовать ограниченные ресурсы, распределив их по разным отраслям и сферам деятельности. Ставя задачу выбора направления использования ресурсов, решая, что и сколько производить, где и как размещать, общество сталкивается с проблемой замещения одного товара на другой. Предположим, некая страна может использовать свои ресурсы на производство только двух товаров (или групп товаров) – Y и X. Кривая производственных возможностей ABCD показывает возможные сочетания объемов производства товаров Y и X, произведенных при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка кривой – определенная комбинация этих товаров (использование имеющихся ресурсов в полном объеме). Точка В – комбинация XВ единиц одного блага и YВ единиц другого; С – комбинация XС единиц первого блага и YС единиц другого; F – используются не все производственные возможности; Е – находится за пределами ресурсных ограничений. В действительности выбор осуществляется между альтернативными вариантами. Количество одного блага (Y), выпуском которого пришлось пожертвовать для изготовления дополнительной единицы другого блага (X), называются альтернативными издержками производства блага X. Выпуклый, нелинейный вид кривой производственных возможностей объясняется изменяющимся соотношением производительности применения факторов производства в разных направлениях и соответствующим ростом альтернативных затрат. Чтобы получить дополнительную единицу товара одного вида, требуется платить все большую цену в виде сокращения производства товаров другого вида.

10.Понятие экономич. системы, типы экономич. систем (рыночные, нерыночные), натуральное и товарное производство. Экономич. система – это совокупность взаимосв составных частей экономики, организационно оформленных связей между производителями и потребителями, обеспечивающая координацию их деятельности, мотивы и стимулы к производству. 1,3 – нерыночная; 2 – рыночная. С точки зрения особенностей распределения ресурсов различаются следующие типы экономич систем: 1)традиционная – распределение ресурсов в ней происходит на основе унаследованных традиций, коллективного опыта прошлых поколений. В данной системе могут существовать отношения купли-продажи, эквивалентного обмена, но они носят подчиненный характер В экономической литературе этот тип распределения часто связывается с использованием устаревших средств производства, со слабой реакцией на технический прогресс и новые потребности; (высокая роль иностранного капитала, почти полное господство гос.собственности , наличие единой системы управления). 2) рыночная – характеризуется частной собственностью на условия производства (ресурсы), их распределение происходит стихийно, на основе механизма спроса и предложения, свободной игры рыночных сил. В своем развитии рыночная система проходит стадии простого товарного производства, при котором продукция производится ремесленниками, обладающими правом собственности на средства производства и произведенную ими продукцию, продающими не свои способности, а только результаты своего труда, и капиталистического производства, товарный характер которого носит всеобщий характер, товаром становится и наемная рабочая сила (фактор «труд»); (свободная конкуренция, отсутствуют ограничения на вход и выход с рынка, цена складывается на основе свободного отношения спроса и предложения, низкая социальная защита населения). 3) централизованно-управляемая (планово-административная) – деятельность отдельных структурных звеньев общественного производства в ней направлена на решение локальных задач в системе единого общего плана, находящих выражение в директивных заданиях, доводимых плановыми органами до предприятий (так, в частности, построен процесс управления внутри самих предприятий). Предпосылками возникновения и функционирования плановой экономики являются высокий уровень обобществления производства и наличие единого экономического центра. К признакам командной экономики относятся преобладание государственной собственности, доминирование общественных интересов над личными, централизованное распределение ресурсов и отсутствие конкуренции. Товарно-денежные отношения в ней имеют вспомогательный, второстепенный характер. Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в возможности быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе для решения крупных народнохозяйственных задач. Экономич наука выделяет: 1) натуральную форму хозяйствования (производства) – продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителей, и предназначены для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Классическим вариантом является земледелие в сочетании с домашней промышленностью. Сущ различные виды натурального хозяйства: первобытная община, азиатская община, германская община (марка) и др. 2) товарное производство – такая орг производства, при котрезультаты труда предназначены для обмена, экономич отношения между людьми проявляются через рынок. Общими основами товарного производства являются: а) общественное разделение труда – необходимое, но недостаточной условие для существования товарного производства, т.к. при наличии общественного разделения товарного хозяйства может не быть. (Например, в пределах одной общины результаты труда принадлежали всей общине, и продукты потреблялись, не поступая в эквивалентный обмен); б) экономическое обособление производителей друг от друга, при котором они имеют экономич независимость и отчуждены друг от друга. Это обособление возникает объективно вследствие развития особенных форм разделения труда, сосуществования в множества производителей схожей продукции. Товарное производство в сравнении с натуральным хозяйством в значительной мере способствует прогрессу производительных сил, производства и повышению его эффективности, так как основывается на общественном разделении труда, обеспечт успешное внедрение научно-технич прогресса, товаропроизводители заинтересованы в результатах производства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector