Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация водных объектов

Приватизация водных объектов

Ответы Руководителя Федерального агентства водных ресурсов Рустэма Хамитова на вопросы «Радио России» (извлечения).

– Появление частного собственника в водной сфере в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации – это главная проблема, которая волнует политиков, экспертов, простых граждан. Но все же приватизация каких-то водных объектов будет разрешена?

– Да. Приватизация будет разрешена, но только тех водных объектов, которые располагаются на земле частной. Если у тебя есть значительный участок земли, на котором располагается водный объект, который называется прудом или обводненным карьером, то автоматически этот водный объект становится твоей частной собственностью. И он неотделим от земли, которая у тебя есть. Нельзя продавать пруд, проводить сделки с ним в отрыве от земли, то есть пруд следует истории земли. Если земля твоя, значит пруд тоже твой.

Это же правило распространяется и на муниципальные земли. Если земля муниципальная, то пруд и обводненный карьер тоже автоматически становятся муниципальными. Если это земля субъекта Российской Федерации или юридического лица – предприятия, организации, то же самое. То есть вода привязана к земельному участку. Вода, которая находится в виде пруда или обводненного карьера. Эти двум категориям водных объектов разрешается следовать судьбе земельного участка.

Если же через твой частный земельный участок протекает река, здесь уже никаких вопросов нет. Река была, есть и будет государственной, и приватизировать ее ни в коем случае будет нельзя.

– А если вокруг какого-то водоема несколько земельных участков, несколько хозяев, которые построили на них свои дома, они что, будут кусочками приватизировать?

– Они не смогут приватизировать данный водный объект. В законе довольно точно прописана эта ситуация. Если водный объект полностью располагается в пределах земельного участка, то он является частным. А если на этот водный объект, этот пруд выходят земли двух, трех, пяти, десяти владельцев, то данный водный объект не может быть приватизированн.

– Тогда чья вода, если вся земля вокруг частная?

– Если вся земля вокруг частная, вода и пруд будут принадлежать муниципалитету. Потому что вокруг всякого водного объекта существует береговая защитная полоса, которая является зоной общественного доступа, которую нельзя ни перекрывать, ни застраивать, ни загромождать. Таким образом, здесь муниципальные власти или власти субъекта РФ, а если это федеральная водный объект, то федеральные власти должны будут наводить порядок.

– Как Водный кодекс разделяет полномочия по использованию и охране водных объектов между центром, регионами и муниципальными образованиями?

– Вопрос этот в последнее время обсуждается довольно подробно, и вот почему. До 2004г. водные объекты, вода в РФ были объявлены государственной собственностью. И при этом не было деления, чья эта вода или водный объект? В 2005г. приснопамятным 122-м законом все водные объекты были объявлены федеральной собственностью. Маятник качнулся в другую сторону. В 2005г. началась дискуссия, инициированная субъектами Федерации, о том, что зря у них отобрали возможность управлять водными объектами. Застрельщиками этой кампании стали город Москва и еще ряд субъектов. Но самыми активными были москвичи. Им удалось доказать, что значительную часть полномочий по управлению водными объектами, им надо вернуть.

Да мы и не возражали. В России 2 млн. 300 тыс. рек и речушек, более 3 млн. озер. Ну, невозможно из федерального центра федеральными силами управлять такой махиной. Безусловно, надо полномочиями делиться. Поэтому в новом Водном кодексе довольно четко прописана ситуация, что, несмотря на то, что водные объекты являются федеральной собственностью, тем не менее, управление этими ресурсами на своих территориях будут осуществлять субъекты РФ. Российская Федерация делегирует полномочия с деньгами в виде субвенций субъектам РФ. Отныне и Москва, и Санкт-Петербург, и Тюмень, и Рязань, и Казань – все будут заниматься своими маленькими речушками, будут их чистить, защищать людей от паводков, строить на них маленькие плотины, заниматься берегоукреплением и т.п.

По воде — законом писано

Вчера Госдума приняла в последнем, третьем, чтении Водный кодекс. Закончены мучительные споры о том, кто теперь будет владеть водоемами.

Не появится ли вокруг озер колючая проволока? А рыбачить можно будет только за деньги? Слухи и домыслы вокруг нового Кодекса развеивает один из его авторов — замначальника департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования минэкономразвития Всеволод Гаврилов..

Российская газета: Всеволод Валерианович, самый болезненный вопрос — будет ли введена частная собственность на водоемы?

Всеволод Гаврилов: Новая редакция Водного кодекса ни в коей мере не изменила действующее положение. Она просто сняла коллизию, которая у нас существует с 2000 года. По земельному законодательству собственник земельного участка имел право построить пруд. А по водному законодательству этот пруд может быть признан федеральной собственностью.

РГ: Но если этот пруд уже есть и человек хочет его приватизировать?

Гаврилов: На сегодняшний день, если этот пруд находится в пределах одного земельного участка, он по одному законодательству является частью этого земельного участка, а по другому — нет. Мы просто убрали противоречие. Если этот пруд находится, например, на территории общего пользования поселения, то его приватизация категорически запрещена. Вообще ставить вопрос о приватизации неправильно.

РГ: А все именно так и ставят.

Гаврилов: Потому что невнимательно читают закон. Никоим образом водные отношения не связаны с приватизацией. Нельзя купить пруд отдельно от земельного участка, на котором он находится. Пруд следует судьбе земельного участка.

РГ: Так какие все-таки водные объекты вместе с земельным участком можно приобрести в частную собственность? Я хочу купить земельный участок, на котором находится водохранилище. Я могу это сделать?

Гаврилов: Нет. Потому что водохранилище является федеральной собственностью.

Можете купить пруд, который находится в пределах одного земельного участка. Я подчеркиваю: речь не идет о приобретении пруда, речь идет о нормальном обороте земельных участков, на которых находятся пруды.

РГ: Я все-таки приобрела в собственность участок с таким водоемом. Имею право поставить забор и никого туда не пускать?

Гаврилов: Земельное законодательство установило ваши обязанности, которые вы должны соблюдать вне зависимости от того, есть у вас пруд или нет.

Вы, например, обязаны пускать туда людей, которые ведут поиск полезных ископаемых, геодезическую работу и так далее. А что касается рядовых граждан, соседей, то вы уже сегодня, до принятия нового кодекса, имеете право никого туда не пускать.

Если этот земельный участок с прудом находится на землях общего пользования, то его приватизация запрещена.

РГ: Я присмотрела в Подмосковье один славный карьер, далеко от всяких населенных пунктов, на котором сегодня масса народа ловит рыбу. Если я куплю участок с этим карьером, то могу огородить его колючей проволокой и послать подальше всех рыболовов?

Гаврилов: Если есть карьер, на котором люди любят отдыхать и ловить рыбу, муниципалитет должен объявить это место зоной рекреации, зоной общего пользования — и проблема исчезнет: этот участок нельзя продать. Если же муниципальная власть в силу каких-либо причин объявила этот участок земли свободным к продаже, то никто не запрещает его и сегодня продать.

РГ: Предположим, что у муниципалитета нет денег, чтобы ухаживать за водоемами, чистить их, так он все эти водоемы распродаст.

Гаврилов: Зачем обязательно распродавать? Можно заключить договор водопользования, оставив пруд в собственности муниципалитета и давая возможность обустроить его, облагородить. Пожалуйста. И водоем при этом остается в общем пользовании, каждый может туда прийти и отдыхать.

РГ: Какие еще ключевые нормы вводит новый кодекс?

Гаврилов: Первое — разграничение собственности. Все естественные водные объекты отнесены к федеральной собственности. А водные объекты, которые сделаны руками человека (пруды, обводненные карьеры), следуют судьбе земельного участка, в границах которого они полностью расположены. То есть они могут быть и собственностью федеральной, и собственностью субъекта, муниципалитета, граждан и юридических лиц.

Читать еще:  Как приватизировать чердак

Тем самым поставлена точка в коллизии, которая была между нормой Земельного кодекса, разрешающей строить пруды, и другой нормой, которая провозглашает, что все водные объекты являются федеральной собственностью.

Второе. Установлено разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и даны дополнительные полномочия органам местного самоуправления.

РГ: И каким образом они разграничены?

Гаврилов: Регулятивные полномочия в основном сконцентрированы на уровне Российской Федерации. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам. Но отдана не просто так. Федерация установила достаточно жесткий контроль за осуществлением этих полномочий. Предусмотрена даже процедура отзыва этих полномочий в случае их ненадлежащего исполнения.

Муниципальным органам, прежде всего муниципальным районам, предоставлены новые полномочия по регулированию использования воды для хозяйственного и бытового назначения.

РГ: Здесь подразумеваются любые водные объекты или только те, которые полностью находятся в пределах муниципального образования?

Гаврилов: Это может быть и целиком водный объект, и часть объекта, которая находится в пределах данного муниципального образования.

Третий принципиальный момент кодекса — упорядочена процедура предоставления прав пользования водными объектами. На сегодняшний день действуют два основания для пользования — лицензия и договор, причем нужно иметь одновременно то и другое.

Теперь эта процедура существенно упорядочена. Есть виды водопользования, для которых надо подписывать только договор (это, как правило, связано с забором воды предприятиями), а есть виды водопользования, на которые надо получать только решение, то есть административное основание. Например, проведение каких-либо работ на водах, рыболовство и т.д.

Принцип очень простой: там, где используется непосредственно вода или водная гладь, тогда нужен договор, а если на водоеме находится некий объект (например, нефтяная вышка, водный транспорт, опоры моста и т.д.), то здесь требуется решение.

Таким образом, устраняется избыточность администрирования, избегается двойная оплата: там, где действует договор, надо платить за воду, а там, где ты уже заплатил за право осуществления деятельности (за рыболовство, за использование недр и т.д.), дополнительная плата не требуется.

Следующий важный момент — упорядочены нормы публичного регулирования. Например, по таким чувствительным вопросам, как водоохранные зоны, режим их использования, нормы установлены непосредственно в кодексе.

РГ: Все-таки водоохранные зоны остаются? Была идея отказаться от них совсем.

Гаврилов: Остаются. Просто в действующем законодательстве есть возможность индивидуализировать режимы водоохранных зон и их границ. А новая редакция кодекса устанавливает их императивными требованиями.

То есть четко прописаны размеры и что делать можно в водоохраной зоне, а что нельзя. Чтобы не было двучтений. Понятно же: где водоохранная зона установлена, там одна ситуация, а где не установлена — другая. Теперь же эти зоны автоматом устанавливаются всюду.

РГ: Таким образом, выходит, что строить коттеджи на берегах нельзя? Или все-таки можно?

Гаврилов: И сегодня в водоохранных зонах могут находиться объекты, но по специальному разрешению.

РГ: С соблюдением определенных санитарных требований?

Гаврилов: Да. Мы оставили соблюдение требований. Потому что было неправильно, неэкологично их убирать. А вот специальные решения убрали из кодекса. Это означает обязанность соблюдения этих требований для всех участников отношений, но исключается возможность волюнтаристского решения — разрешить строительство или не разрешить.

РГ: То есть строить можно, кроме особо опасных объектов типа могильников, но при строгом соблюдении экологических требований?

Гаврилов: Да. которые регулируются законодательством об охране окружающей среды.

Вопрос-Ответ юриста по водопользованию

В данном разделе представлены наиболее часто встречающиеся вопросы, которые нам задавали на консультациях или направляли по электронной почте (стилистика авторов вопросов сохранена). Если вы не нашли свой вопрос-ответ, напишите его в комментарии, мы постараемся на него ответить. Спасибо!

1. Что такое водопользование?

Водопользование это любое взаимодействие с водным объектом, забор воды, купание, рыбалка, хранение лодки в акватории и т.д. Водопользование может осуществляться за плату и на безвозмездной основе. Купание и рыбалка не требуют получения каких-то специальных разрешений на водопользование. В тоже время, очевидно, что при водопользовании в коммерческих целях оно, как правило, будет осуществляться за плату через договор водопользования.

2. Что такое договор на водопользования?

Договор водопользования – документ, подтверждающий правомерность использования водного объекта. Так, например, водопользование в целях организации лодочной станции возможно только на основании договора водопользования, который заключается после проведения торгов. Следует обратить внимание, что если гражданин хранит свою лодку в акватории или разместил там деревянные мостки, то ему также необходимо заключить договор водопользования.

Предлагаем также ознакомиться со статьей по теме «Договор водопользования».

3. Где происходит регистрация договоров водопользования?

Договор водопользования регистрируется в государственном водном реестре. Регистрацию договора водопользования производит территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Более подробно с данной тематикой предлагаем ознакомиться в статье «Ведение государственного водного реестра».

4. Кто разрабатывает и согласовывает программу регулярных наблюдений за водным объектом?

Программу разрабатывает коммерческая организация, имеющая в штате эколога. Утверждает программу территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Основная информация по данному вопросу содержится в статье: «Программа регулярных наблюдений»

5. Что такое согласование водопользования?

Это получение разрешительной документации, подтверждающей право на использование водного объекта. Всего Водным кодексом предусмотрено два вида документа для получения права использовать акваторию: решение о предоставлении водного объекта в пользование и договор водопользования.

Кто может помочь в сопровождении документации при получении акватории в водопользование.

Чаще всего по таким вопросам обращаются в компанию ООО «Юрист-Долина». Компания зарекомендовала себя на рынке юридических услуг по землепользованию и природопользованию, как надежный контрагент и честный исполнитель.

6. Что такое береговая полоса водного объекта?

Это участок земли, предназначенный для общего пользования неограниченного круга лиц. Береговая полоса устанавливается в размере 20 метров от уреза воды любого водоема общего пользования.

20 метров отсчитываются строго от береговой линии и границы водного объекта.

Водный кодекс определяет понятие береговая полоса в ч.6 статьи 6.

Водный кодекс также устанавливает, что урез воды, от которого отсчитывается береговая полоса, определяется по средне-многолетнему уровню.

Информацию по данному вопросу также предлагаем посмотреть в статье «Аренда береговой полосы водного объекта»

7. Как определить границу водного объекта?

Граница водного объекта определяется по его береговой линии. Береговая линия же в свою очередь определятся в зависимости от вида водного объекта, для озера и реки по среднемноголетнему уровню воды, для пруда, водохранилища по нормальному подпорному уровню воды. Сведения о береговой линии должны вноситься в Единый государственный реестр недвижимости, если они там отсутствуют, тогда граница водного объекта определяется на основании картографического материала.

Основная информация по данному вопросу содержится в статье: «Определение береговой линии водного объекта»

8. Где находятся данные государственного водного реестра?

Данные государственного водного реестра можно запросить в территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов. Запрос делается по специальной форме в зависимости от необходимых для изучения раздело.

9. Что такое искусственные водные объекты?

Искусственные водоемы созданы путем проведения строительных дноуглубительных работ, а также путем установки плотины. К таким объектам относятся водохранилища, пруды, каналы. Статус искусственного водного объекта не исключает его принадлежность к Федеральным водным объектам общего пользования.

Подробную информацию по данной тематике предлагаем получить из статьи «Искусственно созданные водные объекты»

10. Допускается ли аренда береговой полосы водного объекта?

Аренда береговой полосы водного объекта допускается на общих основаниях, предусмотренных земельным законодательством. Однако на арендатора накладывается ограничение в виде обязанности обеспечить беспрепятственный проход к водному объекту в пределах 20 метров от уреза воды.

Основная информация по данному вопросу содержится в статье: «Аренда реки, берега, правила оформления»

11. Что такое положение о водоохранных зонах водных объектов?

Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

Читать еще:  Нужно ли приватизировать баню на садовом участке

Данное положение регулирует вопрос установления водоохранных знаков на границе водоохранных зон. Также данный нормативный правовой акт регулирует вопрос внесения сведений об охранных зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Как осуществляется внесение водного объекта в государственный водный реестр?

К сожалению, по действующему законодательству данная процедура очень слабо отрегулирована. По смыслу имеющихся нормативно-правовых актов в водный реестр сведения может вносить только служба Росгидромета. Однако можно проделать данную процедуру и самостоятельно, проведя гидрологическое обследование водного объекта.

12. Допускается ли Приватизация водных объектов общего пользования?

Нет, сам статус федерального водного объекта общего пользования указывает на невозможность приватизации такого водоема или водотока. В то же время можно приватизировать пруд, находящийся в границах земельного участка.

Подробную информацию по данной тематике предлагаем получить из статьи «Как арендовать или купить пруд»

13. Строительство в береговой полосе водного объекта

В береговой полосе общего пользования допускается возведение временных сооружений. Строительство объектов недвижимости не допускается, за исключением объектов, связанных с обслуживанием внутреннего водного транспорта. В случае возникновения вопросов по данной тематике Вам поможет юрист по водному кодексу СПб компании ООО «Юрист-Долина»

14. Водный объект на участке, насколько это законно?

Все зависит от вида водного объекта и истории его происхождения. Если это пруд, самостоятельно выкопанный силами собственника, то его нахождение в границах земельного участка будет законным. Если же это часть реки, или же проточный пруд, то это будет являться основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета.

Подробную информацию по данной тематике предлагаем получить из статьи «Водный объект на участке, правовые последствия».

15. Почему водный объект может быть не внесен в государственный водный реестр?

Очень часто от водопользователей можно услышать, что в гвр нет водного объекта. Из всех водных объектов на территории РФ в ГВР внесена лишь их малая часть. Это связано в первую очередь с отсутствием финансового обеспечения по инвентаризации всех водных объектов, тем более, когда речь идет о мелководных ручьях, небольших озерах и прудах.

16. Как пресечь самозахват водных объектов?

Есть два варианта снять с кадастрового учета земельный участок, в который попал водный объект это обращение в суд или обращение в прокуратуру. Обращение в суд будет более эффективным и быстрым, так как прокуратура все равно сможет снять с кадастрового учета земельный участок только в судебном порядке.

17. Родник это водный объект общего пользования?

В Водном кодексе РФ родник идентифицируется как водный объект общего пользования, который может находиться только в собственности государства. Однако имеются определенные сложности при определении его характеристик, в частности границ. В соответствии с Водным кодексом РФ граница родника не устанавливается, поэтому его можно определить только как точечный объект. Это создает определенные сложности его учета при межевании.

Предлагаем также ознакомиться со статьей по теме «Захват родника».

42 комментария . Оставить новый

Добрый день ! Я являюсь ИП в сфере услуги проведения рекреационного дайвинга. Нужен ли договор на водопользование на Черном Море если погружения происходят территориально в разных местах ( протяженность береговой линии около 15км) в зависимости от погодных факторов и с использованием маломерного судна .

Здравствуйте, Валерий!
В данном случае договор водопользования не нужен, возможно понадобится решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Добрый день.В хуторе все дома с участками выходят к реке.Данный участок реки в хуторе взят в аренду.Арендатор запрещает ловить рыбу,грозится поставить забор..Как можно лишить его аренды,с чего начать?

здравствуйте,а вашими услугами можно воспользоваться отдалена? Я живу в г. Комсомольске-на-Амуре и хотел бы взять водоем в пользования и сделать на нем небольшую зону отдыха.

Артур, добрый день, да, это возможно, в разделе контакты имеется наша электронная почта и телефон. Можете выслать нам на почту место водопользования и конкретные цели,исходя из этого мы пришлем вам расценки на услуги.

Здравствуйте! Я хотел бы взять в пользование небольшой водоём,примерно его размер 50 на 100 метров.Запустить туда рыбу,поставить беседки и открыть платную рыбалку.Подскажите пожалуйста какие нужны для этого документы и какая цена на все документы? Водоём находится в Волгоградской области.Заранее спасибо

Добрый день, Игорь , да это возможно сделать путем оформления договора на право пользования рыбоводным участком (для водного объекта) в соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Договор приобретается по результату аукциона.Цена будет зависеть от срока аренды от 100 000 рублей и выше.
На землю будут необходимо оформить договор аренды с органами местного самоуправления. Для оформления земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Добрый день! При размещении причала на понтонах и наличии договора водопользования в целях рекреации, насколько обязательным является аренда береговой полосы? Ведь по факту эта полоса не используется и относится к водоохранной зоне, доступ к которой нельзя ограничивать (и брать в аренду получается тоже нельзя)?

Здравствуйте, Андрей! Размещение каких либо объектов в береговой полосе без согласования может быть расценено, как самольный захват земельного участка. В то же время , енсли все объекты водпользования будут полностью в воде , тогда вопросов возникнуть не должно.

Добрый день. Я планирую все размещать на понтоне. Но — к понтону будет лестница, а с лестницы — трап. + крепление понтона к берегу будет осуществляться с помощью консолей, которые также крепятся к берегу. В итоге все объекты водопользования вроде как в воде, но если докапываться — вроде и на суше ) Я вот думаю ссылаться на п/п 1300, которое регламентирует предоставление участков под лодочные станции , для которых не требуется разрешение на строительство. Вот только я понимаю, нужно ли обращаться в администрацию за каким то разрешением под это , или если постановление правительства есть и там все описано — то этого достаточно?

Здравствуйте, Андрей. Размещение указанных в на п/п 1300 осуществляется только на основании распоряжения органа местного самоуправления, то есть Администрации.

А из чего это следует? В самом постановление об этом нет ни слова. То есть перечень объектов определен, а вопросы его практического применения — к кому и на основании чего идти — не очень …

Андрей, это следует из Земельного кодекса РФ Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Читать еще:  Приватизация комнаты в коммунальной

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Какие категории запрещается приватизировать?

Территории общего пользования

Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.

Земли общего пользования имеют на своих границах:

  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков.
На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут). Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector