Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разгосударствление и приватизация это

Разгосударствление и приватизация (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1. Введение.___________________________________________________________ 3

2. Разгосударствление._______________________________________________ 4

3. Приватизация.______________________________________________________ 7

4. Особенности приватизации в России.___________________________ 11

5. Заключение.________________________________________________________ 14

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – за частный.

Основными способами разгосударствления являются:

· стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случает идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Цели приватизации в странах рыночной экономики:

· сокращение задолженности государственного сектора;

· расширение индивидуальных свобод;

· развитие народного капитализма;

Цели приватизации в России:

· формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

· повышение эффективности деятельности предприятий;

· создание конкурентной среды;

· содействие демонополизации экономики;

· привлечение иностранных инвестиций;

· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

· бесплатной передачи собственности;

· выкупа предприятий на льготных условиях;

· сдачи предприятий в аренду;

· продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

В законе о приватизации Российской Федерации продажа госимущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается преобладающей.

Формы приватизации в развитых странах:

· продажа предприятий непосредственно в частные руки;

· выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

· продажа акций работникам предприятий;

· распространения акций предприятия среди населения;

· сдача государственных предприятий в аренду;

· заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Вопрос 12. Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства

большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих

полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть

важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного

предпринимательства, но государство остается структурным элементом

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а

Читать еще:  Форма 2 о неучастии в приватизации

последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления

сохраняет государственную собственность и направлен на повышение

эффективности функционирования остающихся в государственном секторе

Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все

более редкой становится ситуация, при которой демократические партии

выступают за расширение государственного сектора, а их политические

противники – за частный.

Основными способами разгосударствления являются:

. стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их

освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования

конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых

характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода

запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной

рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в

результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может

поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес

(через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения

иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это

делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает

разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их

переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам

рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий

предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство

либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование,

отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной

задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе

критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных

объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению

дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от

субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это

в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных

форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием

и налогообложением. Речь в данном случает идет не только и не столько о

создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении

в структуры государственной собственности других форм собственности

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей

своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом

собственность государственных предприятий может переходить не только в

частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий,

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в

изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма

В экономической теории и практике современный процесс

разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,

заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и

Цели приватизации в странах рыночной экономики:

. сокращение задолженности государственного сектора;

. расширение индивидуальных свобод;

. развитие народного капитализма;

Цели приватизации в России:

. формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

. повышение эффективности деятельности предприятий;

. создание конкурентной среды;

. содействие демонополизации экономики;

. привлечение иностранных инвестиций;

. социальная защита населения и развитие объектов социальной

инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

. бесплатной передачи собственности;

. выкупа предприятий на льготных условиях;

. сдачи предприятий в аренду;

. продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

В законе о приватизации Российской Федерации продажа госимущества с

незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых

коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым

коллективам безвозмездно) признается преобладающей.

Формы приватизации в развитых странах:

. продажа предприятий непосредственно в частные руки;

. выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

. продажа акций работникам предприятий;

. распространения акций предприятия среди населения;

. сдача государственных предприятий в аренду;

. заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется

путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать

владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему

наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия

приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой

прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает

число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица

могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия,

купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны

государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему

захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью

конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной

собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями,

выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие

расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая

цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не

только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов,

средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы»

выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества

предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой

покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает

развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является

эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей

работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная

продажа акций населению, при которой государственное предприятие

превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению

осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по

фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При

конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее

главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного

имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным

капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,

когда физические или юридические лица приобретали часть государственного

имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный

процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести

финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как

правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью

повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться

такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.

Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над

функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются

временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности

государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по

разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний,

эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы

более достоверно оценить стоимость предприятия.

Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента,

торговли и сферы услуг.

Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам,

с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

4. Особенности приватизации в России.

Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем

сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было

Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер.

Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс,

она представляет собой государственную экономическую политику. В результате

государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный

тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее

В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами,

Читать еще:  Как приватизировать сад

чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки

частный сектор предпринимательства.

В Росси приватизация началась с октября 1992г. На первом ее этапе –

так называемой ваучерной приватизации – ставились задачи:

а) покончить с государственным монополизмом;

б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов

превратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимая

цель, особенно в условиях кризисного спада производства).

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля

1994г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля

государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила

Результаты первого этапа приватизации:

. разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе

трансформации экономики России;

. в первые была создана и начала работать модель приватизации,

позволившая передать в собственность десятки тысяч предприятий;

. центральное место в приватизации государственных предприятий заняли

чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки

Однако результаты первого периода приватизации оцениваются

. пока еще рано говорить о формировании широкого слоя частных

. недостаточно использован отраслевой подход;

. отсутствует разделение и закрепление в отдельных законах малой и

. оценка стоимости государственного имущества;

. не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции;

. не были придуманы механизмы защиты от негативных последствий.

С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации – постваучерный

или денежный, за время которого имущество государственных и муниципальных

предприятий должно продаваться за деньги. При этом преследовалась основная

цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут

заинтересованы развивать производство и вложат в него средства.

Но появлению «новых собственников» мешал ряд обстоятельств:

. ѕ акционированных предприятий находится в собственности трудовых

коллективов, которые не собираются продавать свои акции какому-то

. большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие

собственники, и они заинтересованы лишь в получении дивидендов, без

вливания дополнительных средств;

. имеющие большие денежные накопления предприниматели, банки и

иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции

приватизированных предприятий, большинство из которых не дает

высокую прибыль или даже убыточны.

Только с улучшением общего экономического положения в стране могут

быть решены проблемы повышения эффективности работы приватизированных

Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.

Для перехода к рынку необходимо приблизить производителя к собственности, а это возможно при разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности.

Разгосударствление — процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия. Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня — не более пятнадцати. С 1992 г. госпредприятия начали переходить в собственность трудовых коллективов. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.

Приватизация — это превращение объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. Национализация — обратный процесс: из частной — в общественную(государственную) собственность./, В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. Следует отметить, что приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. При этом практиковалась аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок за определенную плату.

Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, теле радио центры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т. д.

Основными принципами (методами) приватизации являются: — сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;

— равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

— преимущественное право членов трудового коллектива на

получение части имущества;

— гласность проводимых мероприятий;

— государственный и общественный контроль за проведением приватизации.

Приватизация осуществляется в таких формах:

— преобразование предприятий в акционерные общества, в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяйствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;

— приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, происходит таким образом: в федеральный бюджет — 55, в республиканский — от 1 О, в местные — 4, самим приватизированным предприятиям — 14%;

— выкуп имущества арендатором или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

— продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе — это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе — это приобретение физическими или

юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.

Вопрос 3. Разгосударствление и приватизация в экономике

Разгосударствление — система мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерного присутствия государства в экономике. Эта система мер включает:

1) снятие с государства части функций хозяйственного управления;

2) передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий;

3) замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает ухода государства из экономики, оно концентрирует своё присутствие в стратегически и общественно значимых сферах и секторах экономики (обороне, науке, охране общественного порядка, просвещении, здравоохранении и т. п.).

Приватизация — одна из основных закономерностей перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции в экономике занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия.

Главная задача приватизации — обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда в частном секторе экономики сосредоточится подавляющая часть производства товаров и услуг.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности — одна из важнейших в любой из стран с переходной экономикой. Уже сама по себе роль собственности в качестве основы системы хозяйства обусловливает системный характер как преобразований в этой сфере, так и реформ в целом в рамках переходной экономики. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизационного процесса в постсоциалистических странах от любых мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в развитых государствах и развивающихся странах.

Приватизация — процесс продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. В определенном смысле синонимом такой трактовки приватизации является понятие «денационализация». Эта трактовка наиболее характерна в российской модели. Некоторые исследователи включают в это определение также и процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав, т. е. на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса госпредприятия. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление».

Читать еще:  Плюсы и минусы приватизации в россии

Обратный приватизации процесс называется национализацией.

Национализация — переход частных предприятий в собственность государства, осуществляется путем конфискации (безвозмездной экспроприации) и выкупа (частичного или полного).

Приватизация(от лат. privatus — «частный») происходит путем:

а) прямой передачи с помощью бесплатных сертификатов (приватизационных чеков);

б) выпуска и продажи акций;

в) продажи предприятий на аукционе.

Важно четко представлять себе цели приватизации на разных этапах этого процесса и критерии ее эффективности. В самой общей постановке вопроса цель приватизации заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Приватизация имеет преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности.

Конечная цель приватизации как элемента системных преобразований — это прежде всего:

1) обеспечение новой системы отношений собственности — формирование слоя частных собственников (что проявляется в формировании устойчивой структуры прав собственности и всей сопутствующей инфраструктуры и механизмов);

2) создание условий (механизмов, институтов) для самовоспроизводства этой системы;

3) повышение экономической эффективности хозяйствования на микро- и макроуровнях;

4) создание конкурентной среды;

5) привлечение иностранных инвестиций.

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности. Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко в той или иной стране использовалась национализация частного сектора в предшествующий период. Так, в странах, где метод национализации использовался редко (США, Германия, Япония), соответственно, тенденция к приватизации проявлялась слабо. Наоборот, в странах, где метод национализации использовался достаточно активно, приватизация также осуществлялась в широких масштабах.

Существует несколько моделей трансформации отношений собственности в рамках приватизации.

Основу первой модели составляет уравнительное или бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества государственных предприятий. Эти права в виде приватизационных чеков (ваучеров, инвестиционных купонов) подлежат обмену на акции приватизируемых предприятий. Основная цель использования этой модели — создание инфраструктуры рынка в короткие сроки.

Вторая модель — продажа акций предприятий его трудовому коллективу на льготных условиях. Это обеспечивает быструю передачу имущества государственных предприятий в руки коллективного собственника, но не означает соблюдения социальной справедливости по отношению к коллективу (различная доля акций у членов коллектива обеспечивает их неодинаковый доход — дивиденды);

Третья модель — продажа государственных предприятий по рыночной цене. Ограниченность этой модели связана с нехваткой внутренних капиталов и незаинтересованности зарубежных инвесторов.

В чистом виде ни одна из этих моделей не применялась, использовались различные сочетания моделей.

Процесс приватизации в России происходил в несколько этапов. Условно их можно подразделить на три этапа.

1-й этап— с 1991 г. до середины 1994 г. Ваучерный этап.

Каждый гражданин, получивший ваучер номиналом в 10 000 руб., мог использовать его любым из трёх способов: во-первых, приобрести на ваучер акции приватизируемых предприятий; во-вторых, обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах (как государственных, так и частных); в-третьих, продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся рыночному курсу.

2-й этап — с середины 1994 г. по август 1995 г. Изменение соотношений между частными и государственными предприятиями в пользу первых (50,5 % против 48,5 %).

3-й этап — с начала 1996 г. Изменение структуры собственности — абсолютное преобладание частной собственности. Доля частных предприятий в 2001 г. стала 75 %. *

Чрезвычайно важной на этом этапе представляется задача формирования на приватизационных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В России проведена «номенклатурная приватизация» которая, во-первых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; во-вторых, вызвала падение и без того невысокой мотивации труда у подавляющего большинства граждан (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущественно посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-третьих, приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, особенно вследствие приватизации жилья и его распродажи в социальными группами, находящимися ниже прожиточного минимума (в РФ это 1/3 населения).

Положительно приватизация сказалась на относительно узком слое «новых русских», составляющих бывшую номенклатуру (доходы бывших государственных чиновников на приватизированных объектах зачастую в сотни раз превышают доходы работников (это соотношение в десятки раз выше, чем, например, в Японии) и новых частных собственников. Несколько выросло качество жизни у работников узкого слоя приватизированных объектов (не более 10–15 %). Приватизация в России продолжается и в настоящее время (продажа госпакета акций.)

Вопрос 4. Природа и содержание интересов экономических агентов

При раскрытии экономических интересов необходимо исходить из положения о том, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы».

Интересы субъектов следует рассматривать как внутреннюю необходимость, как побудительный мотив, стимул их хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Интересы синтезируют элементы объективного и субъективного характера. Интересы субъектов непосредственно связаны с их потребностью. Интерес является выразителем направленности движения, т. е. характеризует целевую функцию потребностей. Не реализуя своего экономического интереса, хозяйственный субъект не может полностью самоутвердить себя, не обеспечивает саморазвития. Интересы реализуются путём использования соответствующих экономических форм. Каждый субъект, вступая в экономические отношения, преследует определённые интересы соответственно своему статусу. Интересы индивида принято называть личными, и они проявляются в многообразных формах (материальных и нематериальных). Различают: а) личный, б) коллективный, в) общественный интерес. Рынок активизирует личный интерес и посредством его придаёт упорядоченность экономике. Из хаоса рациональных поведений миллионов людей складываются определённые типы поведения и экономические интересы различных субъектов:

1) интерес предпринимателя состоит в такой реализации товаров, когда обеспечиваются максимум доходов и минимум убытков;

2) интерес продавца состоит в наибольшей продаже товаров по наиболее высоким ценам;

3) интерес работников состоит в увеличении заработной платы;

4) интерес потребителей — это покупка качественных товаров по наименьшей цене.

Индивид (их группа) персонифицирует домашнее хозяйство, которое обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, является собственником факторов производства и стремится к максимизации своей полезности.

Фирмаявляется носителем коллективных интересов, связанных прежде всего с хозяйственной деятельностью. Они также разнообразны и фокусируются в стремлении к максимизации прибыли.

Государствоявляется выразителем общественных экономических интересов, связанных с обеспечением экономической безопасности страны, повышением её конкурентоспособности, созданием оптимальных условий для развития регионов, повышением эффективности и обеспечением социальной справедливости.

В системе интересов в первую очередь осознаются личные экономические интересы, ибо реальная практика хозяйствования, опыт обусловливают для каждого индивида необходимость реализации его экономического положения. Сложной является проблема согласования экономических интересов различных субъектов. Интересы субъектов могут быть противоречивы, например, стремление фирмы к максимизации прибыли может нанести ущерб экологической среде, защита которой является прерогативой государства. Согласование экономических интересов субъектов достигается в процессе государственного регулирования, сочетаемого с саморегуляцией субъектов, применением мер как экономического, так и внеэкономического характера.

* См: Российский стат. Ежегодник. М.: Госкомстат. 2001. С. 313.

1. Проблемы развития форм собственности в России.

2. Почему необходима государственная собственность? Можно ли отказаться от нее, если нет, то почему?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×