Antaurus.ru

Все про Недвижимость
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разгосударствление и приватизация в экономике

22.3. Приватизация и разгосударствление

22.3. Приватизация и разгосударствление

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация (лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации.

Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

Созданы две государственные структуры: первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое разгосударствление и денационализация?

Разгосударствление (денационализация) — это противоположный национализации процесс, при котором происходит передача государственного имущества в собственность частным лицам.

Это могут быть предприятий тяжелой и легкой промышленности, банки, акции, земельные участки. Передача подразумевает продажу, при этом преимущественное право выкупа предоставляется бывшим владельцам.

Денационализация как термин имеет определенное смысловое отличие от понятия «приватизация». Он обозначает выход имущества только из государственной собственности. В приватизации участвует еще и муниципальное имущество.

Такое определение разгосударствления предлагает нам Большой юридический словарь 2012 года. Но в нем не все однозначно. В этой статье мы разберемся в основных понятиях и терминах, определим формы и способы денационализации, а также вернемся к истокам этого процесса и сделаем обоснованные выводы.

Роль государства в денационализации

Чтобы понять, что такое денационализация, необходимо определить роль, которую играет в этом процессе государство. Если утрировать, то разгосударствление предполагает освобождение государства от управления большей части собственности.

Вентили власти передаются в частные руки. Но не всецело. Как и прежде, государство играет важную роль в рыночной экономике. Государственных предприятий становится меньше, но они не денационализируются полностью.

Деятельность оставшихся организаций способствуют повышению работоспособности и эффективности. Это происходит за счет того, что уменьшается количество объектов управления. Поэтому каждой структурной единице уделяется гораздо больше внимания и времени.

Особенности денационализации

Денационализация является процессом, при котором собственность государства переходит в другие формы частной и коллективной собственности.

Денационализация решает следующие задачи:

  • исправляет положение экономики;
  • ликвидирует дефицит бюджета;
  • примиряет труд и капитал;
  • поощряет предпринимательскую инициативу.

История денационализации

Лидирующие позиции в проведении приватизации среди других стран мира были у Великобритании. Вслед за британцами денационализация затронула и другие страны Запада. В 1980-х годах приватизация считалась наиболее успешным способом модернизации экономики и нашла много последователей.

Чтобы стимулировать мелких вкладчиков к приватизации, применялся широкий выпуск акций и их продажа через фондовый рынок.

Англия

Волна приватизации, накрывшая страну в начале 80-х годов, не только подняла экономику страны, но и подорвала сильные позиции профсоюзов. А их великая Маргарет Тэтчер считала главным препятствием на пути вывода экономики государства из кризиса.

За 6 лет 600 тысяч рабочих мест были переведены в частный сектор, а это почти треть всего занятого в экономике населения. Британская казна получила прибыль в размере 26 миллиардов долларов только от продажи государственного жилфонда.

Отдельные предприятия передали свои акции служащим и рабочим. Число акционеров с 1980 года за несколько лет выросло с 2,5 до 10 миллионов. Это стало квинтэссенцией «демократического капитализма».

Читать еще:  Можно ли приватизировать

Стремительное сокращение потерь в государственном секторе позволило правительству сократить налогообложение. Ставки по налогам снизились с 37,5 до 25 %. Также за период приватизации национальный долг был уменьшен более чем на 1/5.

Германия

В этой стране экономика всегда была довольно эффективной. Однако в 1985 году власти решили сохранить только те государственные предприятия, которые приносили общественную пользу.

Япония

Страна восходящего солнца и без заимствования опыта многому научила Запад. Но все же последовала примеру Англии и приватизировала железнодорожную сеть.

Франция

Сенат и Национальное собрание в августе 1986 года одобрили закон, который дал зеленый свет 65 государственным предприятиям и банковским группам на денационализацию. Государство получило прибыль в размере 50 миллиардов долларов. Число акционеров за время действия закона увеличилось с 2 до 5 миллионов человек.

Способы разгосударствления

Выделяются следующие способы денационализации:

  • коммерциализация;
  • либерализация рынков;
  • расширение сферы деятельности и стимулирование создания смешанных форм предприятий.

Коммерциализация

Коммерциализация госпредприятий — это процесс, при котором предприятия перестают использовать бюджетные средства и переходят на хозрасчетную деятельность, получение прибыли. Так устраняется нерыночная среда. Предприятия перестают нуждаться в льготном кредитовании и налогообложении.

При переходе на коммерческую основу государство более не затрачивает свои финансовые средства на развитие и деятельность данной организации. Так повышается бюджет государства и снижается уровень инфляции.

Либерализация рынков

После проведения либерализации у хозяйственных субъектов появляется гораздо больше возможностей для освоения рынков.

При этом способе разгосударствления создаются структуры, конкурирующие на рынках, которым присуща полная монополия государства.

Либерализация рынков как процесс подразумевает развитие событий в следующей последовательности:

  • конкуририрование происходит в свободной среде, без барьеров, запретов, ограничений;
  • увеличивается число разнопрофильных компаний с востребованной на разных рынках продукцией.

Государство предпринимает все шаги для упрощения деятельности новых компаний: поощряет развитие малого бизнеса, уменьшает налоговую нагрузку, демонополизирует экономику, открывает доступ для иностранного капитала.

Рынок приобретает больше свободы и перспектив. А процесс разгосударствления происходит без изменения государственной собственности.

Расширение сферы деятельности и стимулирование создания смешанных форм предприятий

Компания с комбинированной формой собственности управляются и государством, и другими предприятиями. Они также получают льготы по налогообложению, кредитованию, имеют участие в иностранном капитале и внедряются в структуры государственной собственности.

Денационализация имеет приватизационный характер. Собственность может переходить как в частные руки, так и в управление кооперативов, банков, коллективов госпредприятий (ООО, ОАО).

Описанные формы разгосударствления связаны между собой. Все они направлены на модернизацию хозяйственного механизма рыночной экономики и изменение форм собственности.

В результате денационализации сокращается доля валового народного продукта, уменьшается часть чистого продукта, который создается предпринимателями. Только он изымается через налоговые и другие платежи, поступающие в централизованный доход государства. Уровень изъятия характеризует степень огосударствления или разгосударствления, а также развитие рыночных механизмов.

В экономической теории и практике процесс разгосударствления аналогичен приватизации.

Разгосударствление экономики и его формы

Разгосударствление способно принимать разные формы, которые классифицируются по следующим признакам:

  • инициализация механизма перераспределения собственности в виде чеков или денежных знаков;
  • допуск к приобретению только служащих;
  • институционализация инвесторов в приватизации;
  • техника продаж;
  • видоизменение степени участия в фондовом рынке и организационных структур предприятий.
  • Большинство этих признаков применяются в комбинации друг с другом.

    Процесс разгосударствления включает 3 основных процесса:

    1. Сокращение функции и роли органов государственной власти в управлении компаниями без изменения форм собственности.
    2. Модернизация госимущества в предприятия частной формы собственности (товариществ, ОАО).
    3. Преобразование коллективной собственности в частную.

    В чем суть приватизации?

    Мы разобрались, что такое разгосударствление. По сути, это совокупность мер по преобразованию государственного имущества, которые направлены на ликвидацию чрезмерной роли государства в экономике.

    Приватизация является одним из направлений разгосударствления экономики, которое заключается в передаче в частную собственность предприятий и объектов жилфонда в собственность физических и юридических лиц.

    Приватизация проходила в России в 3 этапа, в течение 10 лет, с 1993 по 2003 годы. Каждый этап отличался методикой проведения, поставленными задачами и целями.

    1 этап

    Первый этап был массовым и назывался ваучерная приватизация. Продлился он 2 года — с 1992 по 1994. Основной целью в этом периоде было создать широкий круг собственников из числа мелких акционеров за счет безвозмездной передачи объектов государственной собственности.

    2 этап

    Это была уже денежная приватизация, продлившаяся с 1994 по 1999 год. Главными задачами в это время являлись:

    • привлечение в экономику серьезных инвесторов;
    • пополнение доходной части бюджета;
    • повышение эффективности приватизации.

    3 этап

    На последнем этапе продолжали совершенствоваться правовые основы распоряжения имуществом. Длился он 4 года — с 1999 по 2003 год.

    С 2003 года начался отсчет нового этапа приватизации в современной России. Его целями являются:

    • кардинальное увеличение степени эффективности управления госимуществом;
    • ликвидация негативных тенденций, которые сложились в течение 3 предыдущих периодов приватизации.

    Особенности приватизации

    Для экономики России приватизация стала наиболее важным системно-институциональным преобразованием. За короткие сроки в стране был создан негосударственный экономический сектор, сформировались новые рыночные корпоративные институты — банки, рынок ценных бумаг, открытые и закрытые акционерные общества, система институциональных, страховые компании.

    Читать еще:  Отказ от договора приватизации

    Формальные права собственности на приватизированное имущество были перераспределены при относительном минимуме социальных конфликтов.

    Приватизация в России характеризовалась занижением стоимости активов, что способствовало формированию низкой цены сделки и недополучению в казну государства средств за реализованную собственность.

    В процессе приватизации использовалась методика оценки. Она не позволяла провести реальную оценку стоимости отчуждаемых активов. Иногда оценка не проводилась вовсе.

    Итоги приватизации

    К концу 90-х годов прошлого века была частично решена задача изменения форм собственности. Почти 60 % компаний перешли в частную собственность.

    Но многие из поставленных стратегических задач так и не были решены, в частности:

  • некоторым отраслям не получилось конкурировать на отечественном и мировом рынках;
  • не сформировался широкий слой эффективных частных собственников;
  • инвестиций, привлеченных в период приватизации, оказалось мало для социального, технологического и производственного развития компаний;
  • структурная перестройка экономической сферы не дала желаемое увеличение эффективности деятельности организаций.
  • Так получилось, что на практике процесс приватизации сопровождался множественными нарушениями со стороны руководства приватизируемых компаний и федеральных органов государственной власти. Срабатывал злосчастный человеческий фактор, желание легкой наживы, алчность людей.

    Многие объекты государственной собственности были незаконно отчуждены по заниженной стоимости. «Прихватизировали» стратегические предприятия и российские, и зарубежные инвесторы.

    Формальная передача контроля над собственностью частным инвесторам и разгосударствление не способствовала достижению поставленных задач, определенных в Государственной программе приватизации. «Эффективный собственник» так и не был сформирован, а социально ориентированная рыночная экономика осталась только на бумаге.

    Социальная эффективность приватизации оставляла желать лучшего. Учет прав и интересов всех слоев населения, принципы равноправия граждан во время массовой приватизации не соблюдались.

    Точки над «i» под итогами приватизации публично не поставлены. Это и привело к негативным последствиям экономики:

  • отсутствию уверенности в стабильности правовых основ;
  • занижению инвестиционных рейтингов России и ее регионов;
  • росту недоверия предпринимателей и инвесторов;
  • предсказуемости действий органов государственной власти;
  • низкой налоговой дисциплине.
  • Заключение

    Разгосударствление, или денационализация, — простой в теории, но сложный для реализации процесс перевода государственного имущества в частное. В разных странах он происходил с особенностями внутренней экономики и принятыми органами власти нормативно-правовыми актами.

    Процесс денационализации в России был не совсем успешным. Но точка в этом вопросе еще не поставлена. Поэтому в 2020 году денационализация все еще продолжается. Исправляются ошибки прошлых периодов.

    4. Разгосударствление и приватизация: их экономическое содержание

    Следует различать два противоположных по своему экономическому содержанию процесса, которые имели место в нашей стране. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

    Разгосударствление –это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Это не означает полный уход государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

    Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

    — разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;

    — создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

    — формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и др), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

    Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

    Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация в нашей стране началась с октября 1992г. На первом ее этапе (ваучерной приватизации) ставилась задача покончить с господством государственной собственности. Каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек (ваучер). С его помощью происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.

    Таким образом, различие между разгосударствлением и приватизацией сводится к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

    Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществлялась в широких масштабах.

    Лидер приватизации – Великобритания, предложила следующие способы: распродажа и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажа государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

    Читать еще:  Приватизация частного дома

    Процесс приватизации – длительный процесс. В Японии он длился 10 лет, в Западной Европе -10-15 лет, в России 22 месяца

    Можно порекомендовать студентам написать сообщение по проблемам приватизации в России, по опыту приватизации в разных странах. Нацелить их на освещение подготовительного этапа приватизации, необходимости привлечения иностранных инвестиций, ограничений для иностранцев в участии в приватизации стратегических отраслей, и др.

    Национализация и приватизация

    Понятие о национализации

    Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

    Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.

    Национализацией называется процесс передачи частных объектов в собственность государства или органов муниципальной власти. Иными словами, национализацией называется совокупность процессов отчуждения имущества частных лиц в собственность государства или местного самоуправления на основе специальных законодательных актов.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Национализация осуществляется в отношении предприятий и отраслей, которые требуют значительных объемов вложений. Особенно важно, если данные вложения будут носить долгосрочный характер. Частному предпринимателю более выгодно делать краткосрочные быстро окупаемые инвестиции. А некоторые вложения просто не предполагают получения какой-либо прибыли (вложения в строительство очистных сооружений и в дело охраны природы).

    В мировой практике национализируются предприятия, которые пострадали от мирового кризиса и стали нерентабельными или предприятия, находящиеся на грани банкротства. Этот процесс получил развитие в странах Европы после Второй мировой войны и продолжается в настоящее время. Порядок процесса национализации определяется действующим государственным законодательством.

    Пути и цели национализации

    Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

    • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
    • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
    • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
    • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства. Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.

    Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц. Проводится национализация несколькими вариантами. Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов).

    К целям национализации можно отнести еще следующее:

    • стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
    • необходимость обеспечения экологической безопасности;
    • стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
    • обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
    • пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).

    Понятия разгосударствления и приватизации

    Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.

    Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

    Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.

    Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.

    Способы и принципы приватизации

    Проведение приватизации возможно несколькими путями. Наиболее распространенными из них являются:

    • преобразование государственного предприятия в акционерного общества с последующим безвозмездным распространением акций (как правило – среди самих сотрудников данного предприятия);
    • реализация акций на открытых торгах;
    • реализация предприятия на аукционах и конкурсах;
    • приобретение арендуемых объектов (выкуп);
    • распаевка имущества и реорганизация предприятий колхозно-кооперативного типа (колхозов, совхозов, артелей);

    В ходе приватизации должны соблюдаться некоторые важные принципы. В ходе приватизации должны сочетаться как безвозмездная, так и платная передача государственной собственности. Важным принципом должен быть принцип равенства граждан на получение своей доли собственности. Приоритетом должны обладать члены трудового коллектива. Приватизация должна проводиться гласно и открыто. Государство должно осуществлять контроль за процессом приватизации.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×