Antaurus.ru

Все про Недвижимость
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничение прав на землю устанавливается

Статья 56. Ограничение прав на землю

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 56 ЗК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует установление ограничений прав на землю в административном порядке, связанных прежде всего с обеспечением публичных интересов. Данные ограничения следует рассматривать в соотношении с устанавливаемой для земель или земельного участка категорией земель или разрешенным использованием.

Положения п. 1 комментируемой статьи следуют ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А также норме ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Поскольку право собственности на землю, реализация иных прав на землю основаны на общих положениях гражданского законодательства, комментируемая статья согласуется также с нормой статьи 1 ГК, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Перечень ограничений прав на землю, установленный п. 2 комментируемой статьи, является открытым. Часть ограничений, предусмотренных подп. 1, 2 комментируемого пункта, основаны в том числе на положениях статей Кодекса, а именно гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Помимо норм ЗК следует иметь в виду и нормы иных федеральных законов, в том числе ЛК, ВК, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны в том числе на положениях Градостроительного кодекса.

3 — 4. Актом уполномоченного органа принимается административное решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. Данное решение должно соответствовать требованиям о содержании ограничений, установленным п. 2 комментируемой статьи. Акт, устанавливающий ограничение прав на землю, может быть оспорен в судебном порядке (см. п. 7 комментируемой статьи).

При рассмотрении споров суды обращают внимание на соблюдение правил установления ограничений прав на землю.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф04-6067/2006(26523-А27-29) по делу N А27-8034/06-5 было определено, что установление санитарно-защитной зоны осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Из материалов дела следует, что Кемеровское ОАО «А.» 9 февраля 2006 г. обратилось в администрацию с заявлением об утверждении проекта и установлении размера санитарно-защитной зоны для предприятий, расположенных в районе промплощадки ОАО «А.».

Решением от 27 февраля 2006 г., изложенным в письме N 01-5/350, администрация отказала ОАО «А.» в утверждении проекта. Как указано в письме, основанием для отказа явилось отсутствие законодательно установленного порядка утверждения проектов санитарно-защитных зон.

Считая отказ, а также бездействие администрации необоснованными, ОАО «А.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и одновременно просило обязать администрацию согласовать рабочий проект «Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны группы предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО «Азот», шифр 1768″ и утвердить границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) в соответствии с указанным проектом путем издания акта органа местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что заявитель не сослался на конкретную правовую норму, устанавливающую порядок утверждения СЗЗ и предусматривающую полномочия органов местного самоуправления утверждать СЗЗ. Суд пришел к выводу, что в силу закона администрация неправомочна принимать решения, а также своими действиями создавать и, соответственно, изменять права и обязанности в правоотношениях по установлению СЗЗ и утверждению их проектов.

Кассационная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, исходила из следующего.

В силу подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю, в том числе определение СЗЗ, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Из анализа подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК и п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для установления СЗЗ необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. И только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Следовательно, по мнению суда, подтверждением установления санитарно-защитной зоны является принятый в установленном законом порядке акт, утверждающий границы СЗЗ.

5. Условие, согласно которому ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, основано на том, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

6. Положения п. 6 комментируемой статьи поддерживаются нормами ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно данному Федеральному закону (ст. 4) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. При этом ограничения (обременения) понимаются указанным Федеральным законом как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

7. Решение уполномоченного органа об установлении ограничения прав на землю может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

Ограничение прав на земельные участки

Земля является одним из важнейших ресурсов страны и развития общества. По нормам Конституции она может находиться в частной собственности граждан.

Читать еще:  Как получить деньги за землю многодетным

Это означает, что полноправные владельцы земельных участков могут ими свободно распоряжаться, при желании отчуждать или или использовать по целевому назначению.

Земельным Кодексом страны регламентированы и ряд оснований, по которым может возникнуть ограничение прав на земельные участки. Такие решения принимаются только на уровне государственных органов власти, занимающихся решением земельных вопросов.

Ограничения при этом в зависимости от их основания могут носить срочный или бессрочный характер.

Понятие ограничения прав на землю

Что такое ограничение права на земельный участок, указано в ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Ограничение прав на землю – это комплекс мер по ущемлению или запрещению на использование, владение или распоряжение имуществом в интересах государства.

Это специальные меры воздействия, которые призваны ограничить в правах собственника земли для решения более важных, остро стоящих задач, которые могут влиять на развитие всего государства.

Ст. 55 Конституции РФ предполагает, что ограничение прав собственности возможно только в определенных случаях, в частности:

  • для обеспечения нерушимости конституционного строя страны;
  • для обеспечения стабильности государства;
  • для обороноспособности страны;
  • для защиты прав и законных интересов других граждан.

Во всех остальных случаях, по иным мотивам ограничения будут являться незаконными мерами воздействия на гражданина и покушения на его частную собственность.

Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

От обременения ограничение права пользования земельным участком отличается тем, что при обременении владелец недвижимости получает дополнительные обязанности по содержанию и использованию имущества. При ограничении же он, наоборот, теряет уже существующие у него как у законного владельца права в отношении этой земли.

Лицо, чьи права на землю были таким образом ограничены, имеет полное право отменить или обжаловать это ограничение через суд. Это обязательно нужно сделать, если есть веские основания полагать, что ограничение носит незаконный характер или было осуществлено с нарушениями норм законодательства.

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  • Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  • Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  • Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  • Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
  • В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

    Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

    Ограничение прав на землю сохраняется при переходе права собственности от одного владельца к другому. То есть ограничение как юридический факт не имеет привязки к конкретному собственнику земли. Оно касается самого объекта недвижимости.

    Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

    Каких видов могут быть ограничения?

    Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.
  • Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

    В 2020 году узнать об ограничениях на землю можно онлайн на сайте Федеральной кадастровой палаты страны — https://kadastr.ru/. На сайте из списка электронных услуг и сервисов для этого нужно выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок».

    Резервирование земель для нужд государства или города

    Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

    Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

    Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

    Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

    • строить жильё или производственные сооружения;
    • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
    • организация закрытых водоемов и др.

    Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

    Сроки и регистрация

    На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

    Для государственных или муниципальных нужд резервирование земель может осуществляться на срок не более 3 лет. Иногда он может продлеваться до 20 лет максимум.

    Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

    Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:

    1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
    2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.

    Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

    Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

    Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

    Если такое указание в документе будет отсутствовать, то право собственности на него не может быть законно зарегистрировано.

    Как обжаловать в суде ограничение?

    Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

    Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

    Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:

    • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
    • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

    В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

    Читать еще:  Как взять землю у государства под ижс

    Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

    Земля может находиться в частной собственности граждан или юридических лиц. Законодательством предусмотрены основания законного ограничения данных субъектов в правах на пользование и распоряжение своей землёй.

    Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

    Ограничение прав на землю

    Понятие ограничения прав на земельный участок подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства.

    Ограничение прав на землю является одной из самых насущных тем для разговора. Это обуславливается тем, что мало кто из собственников земельных участков понимает свои законные права и обязанности, которыми он наделяется после регистрации права собственности. Именно поэтому раскрытие данной темы является достаточно актуальным вопросом в юридической практике.

    Понятие ограничения прав на землю

    Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

    Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

    Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

    Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

    Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

    Основания ограничения прав на землю

    Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

    • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
    • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
    • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
    • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.

    Виды ограничений прав на участки земли

    На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

    • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
    • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
    • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
    • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
    • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
    • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
    • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

    Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

    Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

    Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

    В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

    Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

    Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

    Регистрация ограничения прав на участки земли

    Ограничение прав на землю в большинстве случаев осуществляется по официальному решению судебного органа. Но, несмотря на это, подобное действие требует обязательного соблюдения законодательного порядка. В частности, необходима регистрация подобного правового ограничения. Регистрация имеет достаточно простую процедуру, но чтобы воплотить подобное действо на практике необходимо соблюдение конкретных условий, а именно:

    • госрегистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
    • если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.

    Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».

    Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

    Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

    Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

    Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

    Читать еще:  Как можно бесплатно приватизировать землю

    Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

    • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
    • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

    Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

    Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

    Ущемление прав на землю: почему и как устанавливаются ограничения на использование участка?

    Некоторые владельцы земельных участков сталкиваются с тем, что их права на использование недвижимого имущества ущемляются властями. Это вызывает ряд неудобств и проблем. Не всегда подобное решение муниципальных или государственных органов является справедливым. Важно понимать, что собой представляет ограничение прав на землю, когда и при каких условиях оно вводится, подлежит ли оспариванию.

    Общая характеристика обременений в использовании земельных участков

    Многие граждане думают, что обременение и ограничение прав – это одно и то же. Но в земельном праве эти понятия различаются. Так, под обременением подразумевают наличие дополнительных обязанностей по содержанию и пользованию имуществом, установленных по соглашению сторон и в рамках действующего законодательства.

    Ограничение – это наличие ущемлений, запрещений, которые стесняют права собственника на принадлежащий ему объект и введены в интересах общества, государства.

    Ограничения права собственности на землю устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом, Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами. Инициатором его введения выступают государственные или муниципальные власти.

    Иногда запрет на пользование и распоряжение участком устанавливается судебным решением. В третьем пункте статьи №55 Конституции России приведена возможность ограничения свобод и прав человека, но лишь в той мере, в какой это требуется для защиты здоровья, нравственности, обеспечения безопасности и обороны страны.

    Особенности ограничения прав на надел:

    • может быть обжаловано в судебном порядке;
    • сохраняется при переходе имущества к другому собственнику;
    • может быть наложено на весь участок или его определенную долю;
    • подлежит государственной регистрации.

    Виды и основания

    Гражданам надо понимать, какие земли подлежат ограничению в использовании. Цели введения ущемлений и запретов на надел могут быть разными. Поэтому наложить ограничение власти могут на любой участок.

    Чаще всего – это земли, расположенные около промышленных объектов и охранных зон. Ограничения в правах делятся на виды по характеру ущемления, сроку действия, типу земли.

    В законодательстве России выделяют два вида ограничений прав на землю:

    1. запрет на оборот надела. Ущемляет права собственника на распоряжение участком. Это означает, что владелец имущества не может его продать, обменять, сдать в аренду, подарить и т.п. Регламентируется статьями №15 и 27 ЗК РФ, а также третьей статьей ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
    2. ограничение на использование надела. Устанавливается с целью соблюдения интересов и прав других природопользователей, сохранения особо охраняемых территорий, ландшафтов, обеспечения нормального функционирования промышленных, транспортных объектов и инженерной инфраструктуры. Регламентируется статьей №56 ЗК РФ.

    По сроку действия ограничения прав на землю бывают двух видов:

    1. бессрочные. Вводятся на постоянной основе;
    2. временные. Устанавливаются на определенный период.

    Основания для ограничения прав на земельный участок:

    • надел физлица расположен на территории санитарной зоны. Гражданин использует землю ненадлежащим образом;
    • на участке по контракту с муниципальными или государственными органами запланировано строительство транспортных магистралей, объектов недвижимости;
    • надо сохранить естественные пути миграции животных и птиц;
    • на земле расположены культурные или исторические, архитектурные памятники;
    • на участке найдены редкие растения и животные, которые занесены в красную книгу и нуждаются в сохранении;
    • необходимость проведения ремонтных работ сетей коммуникаций, проходящих через участок, или технических сооружений, которые на нем расположены.

    Также ограничения прав на надел могут устанавливаться с такой целью:

    • надо обеспечить нерушимость конституционного строя;
    • необходимо повысить обороноспособность государства;
    • имеется потребность в защите прав и законных интересов других физических лиц;
    • нужно обеспечить стабильность страны.

    Все остальные случаи ограничения права собственности на землю считаются незаконными и расцениваются как покушение на частное имущество.

    Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования

    При наложении ограничений на использование и распоряжение частной собственностью важно придерживаться установленного алгоритма действий. Иначе владелец имущества сможет оспорить решение в суде и добиться восстановления в правах и денежной компенсации морального вреда.

    Порядок введения ограничения на земельный участок:

    1. муниципальные или государственные органы власти проводят заседание, на котором решают наложить на определенный участок земли ограничение. Выбирается вид и срок ущемления прав на недвижимое имущество. Оформляется протокол, составляется акт. Подготавливаются бумаги, доказывающие необходимость ущемления прав гражданина на надел;
    2. решение доносится до владельца недвижимости. Объясняются цели, причины и сроки, характер ущемления его прав на участок. Предоставляется составленный и подписанный на заседании протокол и акт;
    3. проводится регистрация ограничений в Росреестре.

    +7 (499) 288-73-46;
    8 (800) 600-36-19

    Это быстро и бесплатно!

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

    +7 (499) 288-73-46;
    8 (800) 600-36-19

    Это быстро и бесплатно!

    Как оспорить в судебном порядке?

    Подавать иск разрешается с момента получения официального уведомления о наложении на надел некоторых запретов по его использованию. Обращаться в судебную инстанцию рекомендуется при условии, если собственник земли уверен в том, что решение администрации противоречит положениям действующего законодательства.

    В противном случае, гражданин не добьется поставленной цели, а лишь понесет финансовые траты на сбор необходимых документов и подачу искового заявления. Важно наличие хорошей доказательной базы.

    Подобные дела в суде рассматриваются часто. Но требование истца удовлетворяется редко. Это в большей степени объясняется отсутствием четко обоснованной позиции защиты. Поэтому рекомендуется при планировании подавать заявление в суд, обратиться за помощью к квалифицированному и опытному юристу.

    Специалист поможет грамотно обосновать позицию и составить иск, подготовить доказательную базу. Для обжалования решения государственных или муниципальных органов о наложении ограничений на права пользования участком, нужно придерживаться стандартного алгоритма действий.

    Порядок обжалования состоит из таких этапов:

    • подготовить доказательную базу;
    • сформировать пакет документов, необходимый для подачи иска;
    • обратиться в суд;
    • написать заявление. Предоставить комплект бумаг специалисту;
    • получить квитанцию на оплату госпошлины. Перевести требуемую сумму денег на указанные реквизиты. Предоставить чек об оплате специалисту;
    • получить расписку о приеме документов;
    • принять участие в заседаниях. Рекомендуется заручиться поддержкой адвоката. Земельные вопросы сложные и требуют знания действующих законов;
    • дождаться принятия судьей решения.

    Таким образом, ограничение прав на землю может вводиться государственными или муниципальными властями с целью охраны природы, обороны страны, проведения ремонтных работ и т.п. Обязательно оно оформляется актом, который предоставляется собственнику надела для ознакомления.

    Затем ущемление прав регистрируется в стандартном порядке. Владелец участка имеет право обжаловать решение администрации в суде. Но, как показывает практика, без опытного адвоката это сделать крайне сложно. Поэтому в случае наложения ограничений на надел, рекомендуется сразу обратиться к юристу за помощью.

    +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×