Antaurus.ru

Все про Недвижимость
161 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малоэтажный жилой дом определение

3 основных вида малоэтажной застройки

Термин «малоэтажная застройка» вызывает довольно большое количество споров, как среди юристов, так и в среде проектировщиков. Это связано с тем, что он по-разному может трактоваться в нормах права и различных технических нормах. В результате не однозначной трактовки весьма часто возникают вопросы и конфликты, связанные с использованием земельных участков и их застройке.

Что такое застройка жилая малоэтажная?

В действующем законодательстве понятие малоэтажная жилая застройка чётко не определено.

Градостроительный кодекс различает три основных малоэтажной застройки:

  1. Индивидуальные жилые дома (ИЖД). Они представляют собой одноквартирные здания с приусадебным участком, на котором разрешено возведение различных хозяйственных построек, выращивание овощей и декоративных растений, высаживание плодово-ягодных деревьев и кустарников. Земля обычно принадлежит собственнику участка.
  2. Блокированные жилые дома, получившие распространение по следующим причинам:
  • использование общих стен позволяет уменьшить себестоимость строительства дома;
  • уменьшается себестоимость земельного участка для одного домохозяйства;
  • снижается себестоимость подвода коммуникаций на одно домохозяйство, упрощается их техническая реализация.

Блокированные жилые дома характеризуются следующими признаками:

  • состоят из блоков;
  • в каждом блоке живет одна семья;
  • каждый блок имеет свой выход;
  • блоки соединены общими стенами;
  • в общих стенах нет проемов;
  • каждый блок имеет отдельный выход.

Дома блочной конструкции характеризуются отдельным придомовым участком земли для каждого блока, в котором проживает одна семья. На земельном разрешено возводить гаражи для личного авто, вспомогательные и хозяйственные постройки, высаживать фруктовые деревья, ягодные кусты, устраивать грядки, парники, теплицы, выращивать овощи, другие сельскохозяйственные культуры. Разрешено также устройство зон отдыха, детских игровых зон, площадок для занятий спортом.

  1. Малоэтажные многоквартирные дома:
  • состоят из одного или нескольких подъездов;
  • каждый подъезд состоит из нескольких квартир;
  • число подъездов в доме не превышает четырех;
  • число этажей – от одного до трех.

Кроме того, статьей 35 ГрК РФ введено понятие жилых домов средней этажности (до 8 этажей) и многоэтажных жилых домов.

К малоэтажной застройке относят индивидуальные, блокированные, на несколько квартир, жилые малоэтажные, до трех этажей включительно дома.

Категории земель. Виды разрешенного использования

Весь земельный фонд Российской Федерации поделен на категории. Категория земельного участка определяет его целевое использование. Фактически, понятия категория земельного участка и целевое назначение с юридической стороны равнозначны. Отношение земли к определенной категории закрепляется юридически согласно Земельному кодексу РФ. Законодательно установленная категория земель позволяет сохранить свойство земельного участка с течением времени, исключает нецелевое использование земли. Всего установлено семь категорий. Под малоэтажное строительство предназначены земли категории поселение.

Вид разрешенного использования земли (ВРИ) уточняет, с какой целью используется участок. Для этого составлен специальный классификатор, в котором приведены коды и описания ВРИ участков всех типов. Данный документ утверждён приказом 540 от 1.09.2014г.

До ноября 2015 года малоэтажная застройка, согласно приказу 540, включала в себя исключительно территории, выделенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Площадки, выделенные для строительства многоквартирных домов малой этажности (до четырех этажей), относились к землям, предназначенным под среднеэтажное строительство. В результате возникали ситуации, когда рядом с индивидуальными либо двух-трехэтажными домами возводились высотные дома (до 8 этажей). Это вызывало недовольство жителей и конфликты, в местную администрацию сыпался поток различных запросов и жалоб. Хотя формально законодательство местными властями и разрешающими органами было соблюдено.

Для решения возникшей проблемы в классификатор ВРИ земельных участков приказом No 709 Минэкономразвития от 21.09.2015 г внесено изменение и появился новый вид ВРИ земли – 2.1.1 «малоэтажная многоквартирная застройка».

Согласно классификатору ВРИ, к малоэтажной жилой застройке относятся:

  1. Земли, предназначенные для ИЖС (код классификатора 2.1). На землях данного типа допускается:
  • возводить индивидуальные жилые дома высотой не свыше 3 надземных этажей;
  • обустраивать приусадебное хозяйство выращивать овощи и бахчевые, ягоды и декоративные растения, строить парники и теплицы, сажать плодово-ягодные деревья, кусты;
  • располагать индивидуальные бани и гаражи, различные сооружения подсобного назначения.
  1. Земли под ведение личного подсобного хозяйства. ВРИ 2.2. На участке с ВРИ данного типа разрешается также содержать сельскохозяйственных животных.
  2. Сблокированные дома блочного типа. ВРИ 2.3. На данных участках разрешается постройка только блокированных домов (пентхаусов), вспомогательных строений, гаражей под личный транспорт, выращивание ягод, фруктов, овощей, различных декоративных культур. Устройство зон отдыха, площадок для занятий спортом, детских игровых зон.
  3. Земли, помеченные как «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код классификатора ВРИ 2.1.1). На земельных участках данного типа разрешается:
  • размещать многоквартирные жилые дома. Дома должны иметь максимум 4 этажа (с учетом подземного или мансардного);
  • выращивать плодово-ягодные и декоративные растения, овощи;
  • возводить гаражи под личный автотранспорт, сараи, вспомогательные сооружения различного назначения;
  • располагать в зданиях объекты для обслуживания инфраструктуры жилых домов и проживающих в них жильцов. Обслуживающие объекты могут располагаться во встроенных, либо пристроенных помещениях. Они должны занимать не свыше 15% всей площади помещений малоэтажного дома;
  • создавать зоны отдыха, детские игровые зоны, площадки для спортивных игр и занятий спортом.

На участках с ВРИ 2.1.1 разрешается возведение исключительно многоквартирного малоэтажного жилья. Недопустимо строительство индивидуальных домов.

Чтобы оформить разрешение на строительство малоэтажного дома нужно иметь земельный участок с видом целевого использование поселение и ВРИ, соответствующим типу проекта дома.

Преимущества и недостатки малоэтажной застройки

Малоэтажная застройка развивается сегодня высокими темпами, её доля в общей доле строительства жилья постоянно возрастает. Это связано со следующими преимуществами малоэтажного строительства:

  • минимум согласований проекта;
  • высокая скорость постройки;
  • низкая себестоимость жилья;
  • экологичность;
  • низкая плотность населения на квадратный км;
  • меньшие затраты на организацию стоянок, зон отдыха, детских площадок;
  • низкая нагрузка на прилегающие автодороги;
  • комфортность проживания.

К преимуществам малоэтажной застройки можно отнести также автономность инфраструктуры, эстетичность, удобство эксплуатации и возможность возведения жилья по индивидуальным проектам.

Есть у малоэтажного строительства и недостатки:

  1. Дороговизна земли под строительство.
  2. Сложность оформления земельного участка.
  3. Высокая стоимость подключения коммуникаций.

Главная особенность малоэтажного жилья – повышенный комфорт проживания, высокая скорость и простота взведения, экологичность и доступная стоимость. Главный недостаток «малоэтажки» — высокая цена земельного участка.

Проектирование

Проектирование малоэтажных жилых домов:

  • индивидуальных,
  • многоквартирных до 3 этажей;
  • блокированных.

Их возведение допускается без государственной экспертизы безопасности проекта, проведения и анализа результата инженерно-геологических работ.

При проектировании необходимо соблюдать требования строительных правил и норм на постройку одноквартирных и малоэтажных многоквартирных жилых домов СП 55.13330.2011, общие требования свода правил по проектированию малоэтажной застройки поселений СП 30-102-99, устройству сетей водоснабжения, теплоснабжения и канализации, ПУЭ, правил пожарной безопасности, другой нормативно-технической документации по местным условиям.

Вводятся правила управления малоэтажными жилыми комплексами

До сих пор в жилищном законодательстве не было чётко прописано понятие малоэтажных жилых комплексов. В разное время их относили то к таунхаусам, то к индивидуальным, то к блокированным постройкам.

Это создавало определённые трудности как для собственников помещений в таких жилых домах, так и для управляющих организаций. Теперь решено закрепить на законодательном уровне правила управления и содержания малоэтажных жилых комплексов.

Новая глава в ЖК РФ

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому предлагается дополнить ЖК РФ отдельной главой. Эта глава будет регулировать правила управления и содержания общего имущества малоэтажных жилых комплексов.

Документ даёт чёткое определение малоэтажному жилому комплексу. Под ним понимается “комплекс отдельно стоящих жилых домов и (или) блокированных жилых домов и (или) многоквартирных жилых домов с количеством надземных этажей не более чем три (без учёта мансардного этажа)”.

Важным условием отнесения малоэтажных жилых домов к комплексу является тот факт, что он должен быть построен одним застройщиком “в результате комплексного освоения территории и расположен на земельных участках, образующих один или несколько элементов планировочной структуры поселения”.

Ещё один момент: малоэтажный жилой комплекс должен включать в себя “территории общего пользования, некапитальные сооружения, элементы благоустройства и озеленения в пределах комплекса”. Также предлагается, чтобы собственники помещений в таких комплексах приняли на общем собрании внутренний документ, утверждающий правила совместного проживания и добрососедства.

Размер доли в праве собственности на общее имущество будет соразмерен общей площади помещения и земельного участка в собственности каждого владельца помещения.

Читать еще:  Дкп земельный участок и жилой дом

Высшим органом управления малоэтажным жилым комплексом признаётся общее собрание собственников, на котором выбирается способ управления и управляющая организация. Собственники на ОСС должны будут определить содержание договора управления, порядок его заключения и расторжения по собственной инициативе.

Пояснения к законопроекту

Как сказано в пояснительной записке к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимость введения правил управления малоэтажными жилыми комплексами вызвана сразу несколькими обстоятельствами.

Во-первых, в последнее время всё активнее идёт малоэтажное строительство, с чем связана проблема их эксплуатации и управления. Во-вторых, нужно урегулировать отношения собственников, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой и с управляющей организацией. Ну и, наконец, на сегодняшний день нет действующих норм жилищного законодательства, регламентирующих управление и содержание малоэтажных жилых комплексов.

Кроме того, в различных НПА не существует точного определения малоэтажного жилого дома и указание на количество этажей в таком МКД. В Приказе Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» малоэтажный жилой дом описан, как дом для постоянного проживания высотой не выше 3 надземных этажей.

Также нужно учитывать и тот факт, что при нынешних темпах и особенностях возведения новостроек, зачастую один застройщик осваивает определённый земельный участок. На этом участке ведётся строительство малоэтажного жилого комплекса или коттеджного посёлка. При этом, даже двухэтажные дома могут являться многоквартирными.

В виду отсутствия правового регулирования данного вопроса возникают многочисленные судебные споры между собственниками и управляющими организациями из-за злоупотребления правами обеими сторонами и нарушений законодательства. Для разрешения спорных ситуаций судам приходится руководствоваться нормами жилищного законодательства в части управления МКД. Но это не является выходом из проблемы.

Поэтому и предлагается узаконить отдельным определением статус малоэтажных жилых комплексов, урегулировать отношения, возникающие с управлением ими, а также установить чёткие критерии для таких типов домов, правила эксплуатации и содержания.

В законопроекте говорится, что под объектами малоэтажного жилищного строительства подразумеваются жилые дома с количеством надземных этажей не более чем 3 (без учёта мансардного этажа), предназначенные для проживания одной или нескольких семей. Инициаторы предлагают установить следующие виды объектов малоэтажного жилищного строительства:

  • отдельно стоящие жилые дома, не предназначенные для раздела на квартиры;
  • жилые дома блокированной застройки, не предназначенные для раздела на квартиры, с общей стеной с соседним домом и самостоятельным выходом на придомовой земельный участок;
  • малоэтажные многоквартирные жилые дома, состоящие из двух и более квартир, с выходом в помещения общего пользования.

Инициаторы законопроекта хотят исключить из состава общего имущества малоэтажного жилого комплекса объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Законопроект подразумевает передачу этих объектов инфраструктуры застройщиком в собственность муниципальных образований или специализированных организаций. Однако предлагается предоставить право застройщику на оформление этих объектов в свою собственность.

Порядок созыва и проведения общего собрания собственников помещений в МКД (ст.44-48 ЖК РФ) предлагается распространить и на собрания собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе. До первого общего собрания правила добрососедства будет разрабатывать и вводить в действие застройщик при передаче жилых помещений покупателям.

Проект Федерального закона

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” предполагает, что придомовая территория малоэтажного жилого комплекса будет формироваться застройщиком на этапе планировки проекта строительства. Границы этой территории определяются внешними границами одного или нескольких земельных участков, приобретённых застройщиком для малоэтажного строительства.

Собственникам принадлежит на праве общедолевой собственности общее имущество малоэтажного жилого комплекса, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться.

К общему имуществу малоэтажного жилого комплекса не относятся:

  • строения, сооружения и другие объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием;
  • котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, трансформаторные подстанции,
  • инженерные сети тепло-, газо-, электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения;
  • дороги, проезды и другие элементы коммунальной инфраструктуры;
  • объекты социального назначения (детские сады, школы, поликлиники, больницы, иные образовательные, медицинские, социальные учреждения) и земельные участки, на которых они расположены.

Собственники помещений в малоэтажном жилом комплексе не имеют права:

  • “осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество малоэтажного жилого комплекса;
  • отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество малоэтажного жилого комплекса, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в малоэтажном жилом комплексе.”

Уменьшить размер общего имущества малоэтажного жилого комплекса можно только с согласия всех собственников. Увеличить размер общего имущества малоэтажного жилого комплекса посредством изменения границ между земельными участками в пределах застройки можно на основании решения ОСС.

Управляющая организация не имеет права передавать объекты общего имущества в малоэтажном жилом комплексе в пользование иным лицам. Такое решение может принять общее собрание собственников.

Собственники помещений в малоэтажном жилом комплексе должны содержать общее имущество этого комплекса. Размер платы за содержание общего имущества пропорционально доле в праве общедолевой собственности, если иное не установлено решением ОСС.

Первое собрание собственников проводит застройщик в течение одного месяца после получения разрешения на ввод в эксплуатацию 50% жилых помещений в составе малоэтажного жилого комплекса и их передачи по акту покупателям.

Если в состав малоэтажного жилого комплекса входит более 100 жилых помещений, то общее собрание собственников может проводится в форме собрания уполномоченных. Порядок созыва и проведения такого собрания утверждает общее собрание собственников.

К компетенции общего собрания собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе относится принятие решения о:

  • выборе способа управления;
  • выборе управляющей организации, изменении или расторжении договора управления;
  • установлении размера платы за содержание общего имущества;
  • пользовании общим имуществом;
  • распоряжении, уменьшении/увеличении общего имущества, предоставлении объектов в его составе в пользование третьим лицам на основании договоров;
  • утверждении, применении, изменении и отмене правил добрососедства и других документов, регулирующих основы взаимоотношений собственников;
  • другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции ОСС.

Если в малоэтажном жилом комплексе не более 50 квартир, то собственники могут выбрать на общем собрании непосредственный способ управления. Если квартир больше 50, то решением ОСС должна быть выбрана управляющая организация. До проведения первого собрания собственников выбор управляющей организации и заключение договора управления осуществляется застройщиком.

Выбранная решением ОСС управляющая организация осуществляет свою деятельность на основе договора управления и несёт ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества малоэтажного жилого комплекса.

Договор управления заключается собственниками с управляющей организацией в письменной или электронной форме с использованием системы. Собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Собственники на основании решения ОСС могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления, если управляющая организация не выполняет своих обязанностей и условий заключённого договора. Решения по вопросам расторжения договора управления и выбора управляющей организации принимаются большинством голосов не менее 2/3 от общего числа голосов всех собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Вводятся правила управления малоэтажными жилыми комплексами

До сих пор в жилищном законодательстве не было чётко прописано понятие малоэтажных жилых комплексов. В разное время их относили то к таунхаусам, то к индивидуальным, то к блокированным постройкам.

Это создавало определённые трудности как для собственников помещений в таких жилых домах, так и для управляющих организаций. Теперь решено закрепить на законодательном уровне правила управления и содержания малоэтажных жилых комплексов.

Новая глава в ЖК РФ

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому предлагается дополнить ЖК РФ отдельной главой. Эта глава будет регулировать правила управления и содержания общего имущества малоэтажных жилых комплексов.

Читать еще:  Понятие жилой дом в жилищном кодексе

Документ даёт чёткое определение малоэтажному жилому комплексу. Под ним понимается “комплекс отдельно стоящих жилых домов и (или) блокированных жилых домов и (или) многоквартирных жилых домов с количеством надземных этажей не более чем три (без учёта мансардного этажа)”.

Важным условием отнесения малоэтажных жилых домов к комплексу является тот факт, что он должен быть построен одним застройщиком “в результате комплексного освоения территории и расположен на земельных участках, образующих один или несколько элементов планировочной структуры поселения”.

Ещё один момент: малоэтажный жилой комплекс должен включать в себя “территории общего пользования, некапитальные сооружения, элементы благоустройства и озеленения в пределах комплекса”. Также предлагается, чтобы собственники помещений в таких комплексах приняли на общем собрании внутренний документ, утверждающий правила совместного проживания и добрососедства.

Размер доли в праве собственности на общее имущество будет соразмерен общей площади помещения и земельного участка в собственности каждого владельца помещения.

Высшим органом управления малоэтажным жилым комплексом признаётся общее собрание собственников, на котором выбирается способ управления и управляющая организация. Собственники на ОСС должны будут определить содержание договора управления, порядок его заключения и расторжения по собственной инициативе.

Пояснения к законопроекту

Как сказано в пояснительной записке к проекту Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимость введения правил управления малоэтажными жилыми комплексами вызвана сразу несколькими обстоятельствами.

Во-первых, в последнее время всё активнее идёт малоэтажное строительство, с чем связана проблема их эксплуатации и управления. Во-вторых, нужно урегулировать отношения собственников, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой и с управляющей организацией. Ну и, наконец, на сегодняшний день нет действующих норм жилищного законодательства, регламентирующих управление и содержание малоэтажных жилых комплексов.

Кроме того, в различных НПА не существует точного определения малоэтажного жилого дома и указание на количество этажей в таком МКД. В Приказе Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» малоэтажный жилой дом описан, как дом для постоянного проживания высотой не выше 3 надземных этажей.

Также нужно учитывать и тот факт, что при нынешних темпах и особенностях возведения новостроек, зачастую один застройщик осваивает определённый земельный участок. На этом участке ведётся строительство малоэтажного жилого комплекса или коттеджного посёлка. При этом, даже двухэтажные дома могут являться многоквартирными.

В виду отсутствия правового регулирования данного вопроса возникают многочисленные судебные споры между собственниками и управляющими организациями из-за злоупотребления правами обеими сторонами и нарушений законодательства. Для разрешения спорных ситуаций судам приходится руководствоваться нормами жилищного законодательства в части управления МКД. Но это не является выходом из проблемы.

Поэтому и предлагается узаконить отдельным определением статус малоэтажных жилых комплексов, урегулировать отношения, возникающие с управлением ими, а также установить чёткие критерии для таких типов домов, правила эксплуатации и содержания.

В законопроекте говорится, что под объектами малоэтажного жилищного строительства подразумеваются жилые дома с количеством надземных этажей не более чем 3 (без учёта мансардного этажа), предназначенные для проживания одной или нескольких семей. Инициаторы предлагают установить следующие виды объектов малоэтажного жилищного строительства:

  • отдельно стоящие жилые дома, не предназначенные для раздела на квартиры;
  • жилые дома блокированной застройки, не предназначенные для раздела на квартиры, с общей стеной с соседним домом и самостоятельным выходом на придомовой земельный участок;
  • малоэтажные многоквартирные жилые дома, состоящие из двух и более квартир, с выходом в помещения общего пользования.

Инициаторы законопроекта хотят исключить из состава общего имущества малоэтажного жилого комплекса объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Законопроект подразумевает передачу этих объектов инфраструктуры застройщиком в собственность муниципальных образований или специализированных организаций. Однако предлагается предоставить право застройщику на оформление этих объектов в свою собственность.

Порядок созыва и проведения общего собрания собственников помещений в МКД (ст.44-48 ЖК РФ) предлагается распространить и на собрания собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе. До первого общего собрания правила добрососедства будет разрабатывать и вводить в действие застройщик при передаче жилых помещений покупателям.

Проект Федерального закона

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” предполагает, что придомовая территория малоэтажного жилого комплекса будет формироваться застройщиком на этапе планировки проекта строительства. Границы этой территории определяются внешними границами одного или нескольких земельных участков, приобретённых застройщиком для малоэтажного строительства.

Собственникам принадлежит на праве общедолевой собственности общее имущество малоэтажного жилого комплекса, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться.

К общему имуществу малоэтажного жилого комплекса не относятся:

  • строения, сооружения и другие объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием;
  • котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, трансформаторные подстанции,
  • инженерные сети тепло-, газо-, электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения;
  • дороги, проезды и другие элементы коммунальной инфраструктуры;
  • объекты социального назначения (детские сады, школы, поликлиники, больницы, иные образовательные, медицинские, социальные учреждения) и земельные участки, на которых они расположены.

Собственники помещений в малоэтажном жилом комплексе не имеют права:

  • “осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество малоэтажного жилого комплекса;
  • отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество малоэтажного жилого комплекса, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в малоэтажном жилом комплексе.”

Уменьшить размер общего имущества малоэтажного жилого комплекса можно только с согласия всех собственников. Увеличить размер общего имущества малоэтажного жилого комплекса посредством изменения границ между земельными участками в пределах застройки можно на основании решения ОСС.

Управляющая организация не имеет права передавать объекты общего имущества в малоэтажном жилом комплексе в пользование иным лицам. Такое решение может принять общее собрание собственников.

Собственники помещений в малоэтажном жилом комплексе должны содержать общее имущество этого комплекса. Размер платы за содержание общего имущества пропорционально доле в праве общедолевой собственности, если иное не установлено решением ОСС.

Первое собрание собственников проводит застройщик в течение одного месяца после получения разрешения на ввод в эксплуатацию 50% жилых помещений в составе малоэтажного жилого комплекса и их передачи по акту покупателям.

Если в состав малоэтажного жилого комплекса входит более 100 жилых помещений, то общее собрание собственников может проводится в форме собрания уполномоченных. Порядок созыва и проведения такого собрания утверждает общее собрание собственников.

К компетенции общего собрания собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе относится принятие решения о:

  • выборе способа управления;
  • выборе управляющей организации, изменении или расторжении договора управления;
  • установлении размера платы за содержание общего имущества;
  • пользовании общим имуществом;
  • распоряжении, уменьшении/увеличении общего имущества, предоставлении объектов в его составе в пользование третьим лицам на основании договоров;
  • утверждении, применении, изменении и отмене правил добрососедства и других документов, регулирующих основы взаимоотношений собственников;
  • другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции ОСС.

Если в малоэтажном жилом комплексе не более 50 квартир, то собственники могут выбрать на общем собрании непосредственный способ управления. Если квартир больше 50, то решением ОСС должна быть выбрана управляющая организация. До проведения первого собрания собственников выбор управляющей организации и заключение договора управления осуществляется застройщиком.

Выбранная решением ОСС управляющая организация осуществляет свою деятельность на основе договора управления и несёт ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества малоэтажного жилого комплекса.

Договор управления заключается собственниками с управляющей организацией в письменной или электронной форме с использованием системы. Собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Собственники на основании решения ОСС могут в одностороннем порядке расторгнуть договор управления, если управляющая организация не выполняет своих обязанностей и условий заключённого договора. Решения по вопросам расторжения договора управления и выбора управляющей организации принимаются большинством голосов не менее 2/3 от общего числа голосов всех собственников помещений в малоэтажном жилом комплексе.

Читать еще:  Увеличение санузла за счет жилой комнаты

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Индивидуальное и малоэтажное жилищное строительство: понятие объекта строительства

Продолжение статьи, опубликованной в выпуске № 386 от 14 ноября. В этой части читайте: что понимается под объектом индивидуального и малоэтажного жилищного строительства — вопрос, требующий четкого ответа, если вы хотите выделить в натуре свою долю в виде индивидуально-определенного объекта недвижимости в целях регистрации индивидуального права на него.

Источник: Фролов В.Н.

Опубликовано: 25.02.2014 в 10:57

В предыдущей статье мы сделали попытку разобраться с такими понятиями как «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство». Установили сходство и различие между этими видами строительства. Пришли к выводу, что индивидуальное жилищное строительство рассматривается как разновидность малоэтажного жилищного строительства.
Мы также задались вопросом: что понимается под объектом индивидуального и малоэтажного жилищного строительства? Имеются ли между ними различия?

Вопрос не праздный, если вы хотите выделить в натуре свою долю в виде индивидуально-определенного объекта недвижимости в целях регистрации индивидуального права на него.

И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой: понятия недвижимости (здание, помещение, квартира, индивидуальный жилой блок) в разных отраслях права имеют либо различный смысл, либо используется одна из черт (признаков) исходного понятия отрасли.

Попробуем разобраться, как же объекты малоэтажного и индивидуального жилищного строительства определяются в нормативных и нормативно-технических документах. Какой правовой и практический смысл можно установить в понятиях «объект малоэтажного жилищного строительства» и «объект индивидуального жилищного строительства».

Когда говорят об индивидуальном жилищном строительстве, обычно подразумевается строительство одно – двухэтажного жилого дома. Вторым или третьим этажом такого дома, как правило, рассматривается мансардный этаж.
И действительно, к малоэтажным домам Градостроительный кодекс РФ относит дома с количеством этажей не более трех. Отсюда как бы следует, что в зоне застройки индивидуальными домами должен быть тип домов, о котором говорилось выше.

В то же время нормативно-техническими документами предусматривается также строительство одно-, двух- и трехэтажных жилых домов блокированной застройки. Для них характерно наличие нескольких жилых блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый жилой блок имеет одну или несколько общих стен без проемов с соседними блоками. Такой блокированный дом расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Необходимо заметить, что в ряде разъясняющих документов Минэкономразвития РФ указывает, что определение индивидуального дома в Градостроительном кодексе РФ носить условный характер, относится не к процессу строительства, а к процессам проектирования и экспертизы. Отсюда делается вывод, что ограничение индивидуального жилого дома тремя этажами градостроительным законодательством не предусмотрено. Дом может быть выше трех этажей.
И все же, если представить себе трехэтажный блокированный жилой дом с отдельными квартирами, то он вполне «потянет» под определение многоквартирного жилого дома.

В целом нормативно-техническими документами блокированные жилые дома отнесены к многоквартирным.
Вместе с тем, градостроительное законодательство устанавливает кое-какие особые критерии, по которым блокированные жилые дома можно разграничить с многоэтажными домами.

Многоэтажные дома состоят из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех. В каждой жилой секции находится несколько квартир и помещения общего пользования. Каждая жилая секция имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Блокированный дом, жилой блок, жилая секция, блок-секция … Вот, мы уже и запутались. Попробуй по таким специфическим критериям отличить блокированный дом от индивидуального, малоэтажного или многоэтажного дома. Как видим, если исходить из такого критерия как «этажность», то нельзя разобраться в указанных понятиях.

Удивительно, но в градостроительном законодательстве существует еще один критерий – это предназначение жилого дома в зависимости от количества проживающих в нем родственников, охватываемым понятием «семья». Действительно, этот термин широко используется в законодательстве, но он более имеет социологический, а не правовой характер. В семейном, гражданском, трудовом и других отраслях права в него вкладывается разный смысл.

В юридическом смысле в семейном праве семья определяется кругом лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание. Но в градостроительном законодательстве ему, видимо, придан «статистический» смысл, а именно, для какого количестве семей предназначен жилой дом.

С учетом данного критерия, если жилой дом не содержит некоторое число жилых блоков или в целом представляет один блок и предназначен для проживания одной семьи, то его можно отнести к объектам индивидуального жилищного строительства. Если тот же самый блокированный дом состоит из нескольких жилых блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной самостоятельной семьи, то его можно отнести ….? Как видите, с таким критерием мы зашли в тупик.

Попытаемся найти ответы на такие вопросы в строительных нормах и правилах или сводах правил.
Некоторую ясность в терминологию и классификацию жилых домов пытался внести еще в 2001 — 2003 годах Госстрой России. Постановлениями Госстроя РФ от 22.03 2001 г. № 35 и от 23.06.2003 г. № 109 были приняты и введены в действие СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» и СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Из названия этих документов видно, что в жилищном строительстве подразделяют здания для жилья на одноквартирные и многоквартирные.
По СНиП 31-01-2003 блокированные жилые дома относятся к многоквартирным жилым зданиям наравне с жилыми зданиями секционного, галерейного и коридорного типа. Характерным признаком таких зданий является наличие жилых секций (квартир), которые имеют выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор, и отделены от других частей здания глухой стеной. В здании секционного типа выходы имеют место непосредственно на приквартирный земельный участок.

Необходимо заметить, что нормы и правила СНиП 31-01-2003 не распространяются на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками.

Отсюда следуют важные выводы: для многоквартирного дома характерными признаками является (1) расположение помещений (жилых и нежилых) друг над другом и (2) эти помещения должны относиться к разным квартирам. Если такие помещения в доме относятся к одной квартире, даже при расположении их друг над другом, то признаки «многоквартирности» отсутствуют.

СНиП 31-02-2001 определял блокированный жилой дом как здание квартирного типа, состоящее из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. Важным признаком в данном определении является то, что каждая семья, проживающая в квартире, имеет выход на «свой» земельный участок, непосредственно примыкающий к дому, а помещения квартиры, которые принадлежат семье, могут располагаться как непосредственно на первом этаже в одноэтажном доме, так и на последующих этажах – в многоэтажном. Критерий этажности здесь не является определяющим.

В то же время указанные нормы и правила в отношении блокированных домов устанавливали особенности, в соответствии с которыми блокированный дом мог рассматриваться как одноквартирный дом, и, следовательно, его можно относить к объекту индивидуального жилищного строительства. Нормы СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома.

Жилой блок, автономный жилой блок, жилая секция, блок-секция … но такие понятия в гражданском и жилищном законодательстве отсутствуют. Более того, они отсутствуют также в нормативных документах технического и кадастрового учета.

В следующей статье продолжим обсуждение этой проблемы.

Директор специализированного правового агентства Фролов Вячеслав Николаевич

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×